по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

Понятие и система преступлений, связанных с незаконным использованием лесов
Фиськов Иван Александрович

адъюнкт, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации

680020, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15

Fis'kov Ivan Aleksandrovich

adjunct at Far-Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

680020, Russia, Khabarovskii krai, g. Khabarovsk, per. Kazarmennyi, 15

fis92@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

Аннотация.

Объектом исследования выступают общественные отношения по обеспечению экологической безопасности РФ и рационального использования лесов. Предмет исследования составили уголовно-правовые нормы, закрепленные в ст. 191.1, 226.1, 260 УК РФ. Целью исследования является формирование единой, комплексной системы преступлений, связанной с незаконным использованием лесов. Автором выдвигается идея о том, что данные нормы были включены в УК РФ с целью обеспечения рационального использования лесов и экологической безопасности РФ. Однако законодателем они не рассматриваются в качестве единой системы и расположены в разных главах УК РФ. В данном контексте, возникает необходимость рассмотреть их более подробно, для выявления взаимосвязи вышеуказанных норм между собой. Исследование проводится на основе использования общенаучных (анализ, синтез, обобщение, аналогия, логический) и частнонаучных (технико-юридический, структурно-функциональный, формально-юридический) методов, применение которых позволило достичь обозначенную цель. Рассмотрение объекта и предмета уголовно-правовых норм, закреплённых в ст. 191.1, 226.1., 260 УК РФ позволяет доказать общности их целевой установки, взаимосвязь между собой и провести систематизацию. На основе проведенного исследования дается авторское понятие преступлений, связанных с незаконченным использованием лесов. Предлагается включить данную группу преступлений в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка", главу 26 УК РФ "Экологические преступления".

Ключевые слова: незаконная рубка, незаконно заготовленная древесина, контрабанда древесины, экологическая безопасность, экологические преступления, использование лесов, экологический ущерб, приобретение древесины, сбыт древесины, объект преступления

DOI:

10.25136/2409-7136.2019.4.29361

Дата направления в редакцию:

02-04-2019


Дата рецензирования:

03-04-2019


Дата публикации:

24-04-2019


Keywords:

illegal logging, illegally harvested wood, smuggling of timber, environmental safety, environmental crime, use of forests, environmental damage, wood purchase, timber sales, crime object

Лес является самовозобновляемым природным ресурсом, использование которого удовлетворяет потребности общества, наряду с этим он выполняет важные средообразующие и средозащитные функции. Использование лесных ресурсов объективно и неизбежно. На долю Российской Федерации приходится около 1/5 расчетных мировых запасов древесины. Высокая доходность лесозаготовительной деятельности в совокупности с другими причинами и условиями создают опасность ее криминализации. В зоне риска находится весь процесс, от заготовки до продажи и экспорта. В данной связи значительную роль приобретают нормы уголовного права, поскольку они устанавливают ответственность за наиболее общественно опасные деяния, посягающие на лес.

Понятие «преступления, связанные с незаконным использованием лесов» в настоящее время не встречается в науке уголовного права. Оно было сформулировано нами для обозначения группы преступлений, которые, на наш взгляд, были включены законодателем в УК РФ с целью обеспечения экологической безопасности РФ и рационального использования лесов. Данная группа, по нашему мнению, в УК РФ включает в себя три уголовно-правовые нормы:

1) незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260);

2) приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины (ст. 191.1);

3) контрабанда стратегически важных товаров и ресурсов (ст. 226.1).

Расположив данные составы преступлений в разных разделах (главах) уголовного закона, законодатель тем самым продемонстрировал, что не считает их единой системой, целью которой является обеспечение экологической безопасности РФ и рационального использования лесов. Данное положение противоречит сложившейся правоприменительной практике, которая явно показывает, что основной объем преступлений, предусмотренных ст. 191.1 УК РФ, совершается в совокупности с незаконной рубкой лесных насаждений, а для преступлений, предусмотренных ст. 226.1 УК РФ, она выступает основополагающим «поставщиком» предмета преступления – древесины и лесоматериалов. Таким образом, в настоящее время возникла необходимость проведения исследования рассматриваемых уголовно-правовых норм.

В качестве оснований систематизации нами будут использованы:

– функциональная цель;

– объект преступления;

– взаимосвязь между рассматриваемыми нормами.

Целью криминализации рассматриваемых деяний является обеспечение экологической безопасности и рационального использования лесов. Данный вывод основывается на представленном ниже анализе объекта рассматриваемых преступлений.

Родовой объект преступлений, предусмотренных ст. 226.1 и 260 УК РФ, определяется как общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность и общественный порядок. Представленная трактовка, на наш взгляд, на данном этапе соответствует требованиям времени, и в рамках данной статьи не будет оспариваться. При этом заслуживает внимания тот факт, что в соответствии со ст. 2 УК РФ задачам уголовного закона являются охрана общественного порядка и общественной безопасности, а также окружающей среды. Из этого следует, что законодатель данные понятия ставит на один уровень, хотя в рамках УК РФ экологические преступления входят в группу преступлений против общественного порядка и общественной безопасности.

Родовым объектом преступления, предусмотренного ст. 191.1 УК РФ признаются общественные отношения в сфере экономики. Считаем данное определение объекта неверным. Рассматриваемое преступление создает условия для совершения незаконных рубок, и тем самым является угрозой не столько экономической, сколько экологической безопасности РФ. Данный вывод находит свое подтверждение в Стратегии экологической безопасности РФ, в которой указано, что существенная криминализация и наличие теневого рынка в сфере природопользования относится к внутренним вызовам экологической безопасности [7].

Б.Т. Разгильдиев, изучая уголовно-правовые проблемы прикосновенности к преступлению, приходит к выводу о том, что приобретение добытого преступным путем имущества посягает на общественную безопасность, поскольку стимулирует совершение новых преступлений как со стороны исполнителей основного преступления, так и со стороны лиц, сбывающих имущество. Лицо, приобретающее имущество, добытое преступным путем, стимулирует у основного преступника желание продолжения преступной деятельности. В случае, если преступник не сумеет сбыть добытое преступным путем имущество, то совершение нового преступления станет бессмысленным [9. С. 51-52]. Данный вывод применим и к ст. 191.1 УК РФ поскольку она выступает специальной по отношению к ст. 175 УК РФ.

Н.А. Лопашенко также считает, что разумнее и логичнее это преступление (И.Ф. – ст. 191.1 УК РФ) поместить в раздел IX УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» главу «Экологические преступления», усиливая, таким образом, ответственность за экологический ущерб, причиняемый лесам [4. С. 144].

Принимая во внимание точки зрения ученых и положение, указанное в Стратегии экологической безопасности РФ, считаем необходимым перенести рассматриваемую уголовно-правовую норму в раздел IX УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Таким образом, родовым объектом преступлений, связанных с незаконным использованием лесов, выступают общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность и общественный порядок.

Для обоснования идентичности видового объекта преступлений, связанных с незаконным использованием лесов, частично затронем предмет рассматриваемых преступлений.

Предмет незаконной рубки в силу своей физической природы всегда характеризуется местом совершения преступления, поскольку деревья, кустарники и лианы произрастают на земле и при разрыве этой связи уничтожаются. Лес, в соответствии с официальным определением (ст. 5 ЛК РФ), представляет собой экологическую систему и природный ресурс. Разрушение леса как экологической системы сопровождается появлением древесины, представляющей собой природный ресурс.

М.М. Лапунин пишет о том, что так как вторичное деяние совершается в связи и по поводу предикатного преступления, то, зачастую, имеется какой-либо материальный объект, который опосредует эту связь. Таким посредником, как правило, выступает имущество, приобретенное в результате совершения преступления [3. С. 36]. В ходе незаконной рубки образуется предмет, который в последующем может стать предметом преступления, предусмотренного ст. 191.1 и ст. 226.1 УК РФ – древесина (лесоматериалы).

В данном контексте следует задать вопрос, может ли образоваться предмет преступления, предусмотренного ст. 191.1 и ст. 226.1 УК РФ способом отличным от незаконной рубки? Для ст. 191.1 УК РФ ответ однозначно нет, о чем прямо указано в диспозиции статьи.

В случае же со ст. 226.1 УК РФ, незаконно заготовленная древесина и произведенные из нее лесоматериалы являются одним из возможных источников образования предмета преступления. Древесина и лесоматериалы признаются предметом преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, в качестве стратегически важных товаров и ресурсов, в случае их перемещения через таможенную границу с недостоверным декларированием или недекларированием, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о них, и (или) с использованием поддельных, либо относящихся к другим товарам средств идентификации. Перемещение через границу незаконно заготовленной древесины и лесоматериалов в любом случае будут вызывать нарушения закона.

Согласимся с мнением А.В. Скачко о том, что свойство предмета преступления накладывает отпечаток на характеристику видового и непосредственного объекта контрабанды, что, в свою очередь, определяет характер общественной опасности преступления [10. С. 145].

Н.Ю. Приходько, рассматривая объект контрабанды, предусмотренной ст. 226.1 УК РФ, высказывает мнение о том, что он в настоящее время носит очень сложный и многозначный характер. В этой связи она приходит к выводу о необходимости разделения данного состава преступления в зависимости от объекта и предмета [8].

Р.А. Забавко отмечает, что контрабанда древесины относится к преступлениям, которые в первую очередь вредят окружающей среде, а уже во вторую – экономическим отношениям. В связи с чем, высказывает идею о выделении из состава преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, древесины и лесоматериалов [1. С. 63-64].

В целом соглашаясь с указанными выше мнениями, считаем необходимым выделить посягательства связанные с контрабандой древесины и лесоматериалов в отдельный состав преступления. Создавая условия для совершения незаконных рубок лесных насаждений посредством возможности реализации незаконно заготовленной древесины за рубеж, преступление, предусмотренное ст. 226.1 УК РФ, посягает на установленный порядок рационального использования лесных ресурсов.

Из вышесказанного следует, что видовым объектом преступлений, связанных с незаконным использованием лесов, являются общественные отношения по рациональному использованию леса, как природного ресурса. Нерациональное использование лесов влечет за собой деградацию естественных экологических систем и исчерпание природно-ресурсного потенциала. Таким образом, данные преступления посягают и на общественные отношения по обеспечению экологической безопасности РФ. Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [6].

Обозначенный спектр общественных отношений полностью соотносится с видовым объектом экологических преступлений, что обуславливает необходимость рассмотрения преступлений, связанных с незаконным использованием лесов, в рамках главы 26 «Экологические преступления».

Непосредственным объектом ст. 260 УК РФ признаются общественные отношения в области охраны и рационального использования лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан.

С.Л. Нудель полагает, что непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 191.1 УК РФ, являются общественные отношения в сфере экономической деятельности, связанные с приобретением, хранением, перевозкой, переработкой или сбытом древесины, а дополнительным – отношения в области обеспечения экологической безопасности [5. С. 21]. Аналогичной позиции придерживаются и другие ученые [2. С. 244].

Не можем согласиться с указанием на главенствующую роль экономических отношений в представленном определении. В ходе определения видового объекта нами было показано, что рассматриваемое преступление, в первую очередь, посягает на общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности РФ. Таким образом, приходим к выводу о том, что непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 191.1 УК РФ являются общественные отношения, регулирующие установленный законодательством РФ оборот древесины как природного ресурса на территории РФ. В данном случае под оборотом мы понимаем последовательно сменяющиеся стадии использования древесины – приобретение, хранение, перевозка, переработка, сбыт.

Аналогичным образом предлагаем сформулировать непосредственный объект контрабанды древесины и лесоматериалов – общественные отношения, регулирующие установленный порядок перемещения через таможенную Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ древесины и лесоматериалов как природного ресурса.

Непосредственным объектом преступлений, связанных с незаконным использованием лесов, являются общественные отношения в области охраны и рационального использования лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан. В качестве дополнительного объекта могут выступать общественные отношения, регулирующие установленный законодательством РФ оборот древесины, как природного ресурса на территории РФ, а также общественные отношения, регулирующие установленный порядок перемещения через таможенную Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ древесины и лесоматериалов, как природного ресурса.

Взаимосвязь преступлений, связанных с незаконным использованием лесов, проявляется в том, что они предусматривают ответственность за последовательно совершаемые деяния, посягающие на экологическую безопасность РФ и рациональное использование лесов. Незаконная рубка лесных насаждений выступает предикатным преступлением по отношению к преступлениям, предусмотренным ст. 191.1, 226.1 УК РФ и является основным «поставщиком» предмета рассматриваемых преступлений.

Дополняющий характер ст. 191.1 УК РФ находит свое отражение и в сложившейся практике правоприменения, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1

Количество лиц, осужденных по ст. 191.1 УК РФ,

по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ

Год

Статья, УК РФ

Число лиц

осужденных

по основной статье

Дополнительная

квалификация.

Осуждено

по числу лиц

Дополнительная

квалификация.

Осуждено

по количеству

составов

2015

191.1 ч. 1

2

14

15

191.1. ч. 2

0

0

0

191.1 ч. 3

5

8

8

2016

191.1 ч. 1

7

7

8

191.1 ч. 2

1

8

8

191.1 ч. 3

5

49

52

2017

191.1 ч. 1

9

17

17

191.1 ч. 2

3

6

8

191.1 ч. 3

10

44

53

Из представленной таблицы 1 видно, что в большинстве случаев ст. 191.1 УК РФ применяется не в качестве основной статьи, а в совокупности с другими нормами уголовного закона, в частности со ст. 260 УК РФ.

В регионах подверженных незаконным рубкам, выявляется также значительное количество преступлений, предусмотренных ст. 191.1 УК РФ. Исследование статистических данных ГИАЦ МВД России показывает, что более 200 незаконных рубок лесных насаждений в 2018 г. было совершено на территории 17 субъектов РФ, представленных более подробно в таблице 2. Дополнительно в таблицу включены данные о количестве зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 191.1 УК РФ, в рассматриваемых регионах в 2018 г.

Таблица 2

Субъекты Российской Федерации, на территории которых было совершено

более 200 преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, в 2018 г.

Субъект

Зарегистрировано

преступлений,

предусмотренных

ст. 260 УК РФ в 2018 г.

Зарегистрировано

преступлений,

предусмотренных

ст. 191.1 УК РФ в 2018 г.

1

Иркутская область

2620

40

2

Республика Бурятия

1364

11

3

Забайкальский край

881

5

4

Красноярский край

623

11

5

Республика Башкортостан

549

1

6

Омская область

467

2

7

Пермский край

375

15

8

Приморский край

327

0

9

Алтайский край

305

10

10

Томская область

296

3

11

Челябинская область

293

1

12

Вологодская область

263

0

13

Тюменская область

258

11

14

Свердловская область

253

5

15

Хабаровский край

242

0

16

Кировская область

216

0

17

Новосибирская область

201

1

Всего

9533

116

Доля от общего объема

69,2 %

70,3 %

Из статистических данных, представленных в таблице 2, видно, что 69,2% от общего числа зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, в 2018 г., приходится на 17 субъектов РФ. Особенно в данном ряду выделяется Иркутская область, на долю которой приходится 2 620 незаконных рубок лесных насаждений, что почти в 2 раза больше чем у региона занимающего вторую строку (Республика Бурятия). Представленные в таблице 2, в качестве дополнительных, данные о количестве зарегистрированных, в рассматриваемых регионах, преступлений, предусмотренных ст. 191.1 УК РФ, показывают, что в этих же 17 субъектах РФ их было выявлено 70,3%. Выявленное сходство, на наш взгляд, отражает территориальную взаимосвязь указанных преступлений.

Проведенная систематизация преступлений, связанных с незаконным использованием лесов, на основе единства их функциональной цели, общности объекта преступления и взаимосвязи между собой показала необходимость рассмотрения их в единстве. Преступления, связанные с незаконным использованием лесов – виновно совершенные общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения по обеспечению экологической безопасности РФ и рационального использования лесов, запрещенные Уголовным кодексом под угрозой наказания. Система преступлений, связанных с незаконным использованием лесов, является подсистемой экологических преступлений.

На основе превалирования в объекте рассматриваемых преступлений экологических отношений и их значимости, считаем необходимым включить данную группу преступлений в главу 26 УК РФ «Экологические преступления», расположив их в следующем порядке:

– статья 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений»;

– статья 260.1 УК РФ «Приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины»;

– статья 260.2 УК РФ «Контрабанда древесины и лесоматериалов».

Данное изменение восстановит логику уголовно-правовой охраны лесов от незаконного использования и не нарушит структуру уголовного закона.

Библиография
1.
Об охране окружающей среды : федер. закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
2.
О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
3.
Забавко, Р. А. Контрабанда древесины: сложные вопросы предмета преступления / Р. А. Забавко // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : сб. материалов XXI международной научно-практич. конф. – Иркутск : Изд-во Восточно-Сибирского ин-та МВД РФ, 2016. – С. 60-64.
4.
Зайнутдинов, Р. С. Уголовно-правовые аспекты преступления в виде приобретения, хранения, перевозки, переработки в целях сбыта или сбыта заведомо незаконно заготовленной древесины / Р. С. Зайнутдинов // Вестник КемГУ. – 2015. №1-4 (61). – С. 244-248.
5.
Лапунин, М. М. Вторичная преступная деятельность : понятие, виды, проблемы квалификации, криминализации и пенализации / науч. ред. Н. А. Лопашенко. – М. : Волтерс Клувер. 2006. – 240 с.
6.
Лопашенко, Н. А. Преступления в сфере экономической деятельности : теоретический и прикладной анализ : монография : в 2 ч. Ч. 2 / Н. А. Лопашенко. – М. : Юрлитинформ, 2015. – 640 с.
7.
Нудель, С. Л. Об уголовной ответственности за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины (ст. 1911 УК РФ) / С. Л. Нудель // Российский следователь. – 2016. – № 21. – С. 21-25.
8.
Приходько, Н. Ю. Спорные вопросы в объекте контрабанды и возможные пути их решения / Н. Ю. Приходько. – URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=101231#023260750915490824 (дата обращения : 29.10.2018).
9.
Разгильдиев, Б.Т. Уголовно-правовые проблемы прикосновенности к преступлению / под ред. А.П. Горшенева. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1981. С. 51-52.
10.
Скачко А. В., Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей : стратегические направления уголовно-правовой политики про-тиводействия им в современной России : дис. … д-ра юрид. наук : 12.00.08 / Скачко Анна Владиленовна. – Краснодар, 2017. – 377 с.
References (transliterated)
1.
Ob okhrane okruzhayushchei sredy : feder. zakon ot 10 yanvarya 2002 g. № 7-FZ (red. ot 31.12.2017) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2002. № 2. St. 133.
2.
O Strategii ekologicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda : ukaz Prezidenta RF ot 19 aprelya 2017 g. № 176 // Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii. URL: http://www.pravo.gov.ru
3.
Zabavko, R. A. Kontrabanda drevesiny: slozhnye voprosy predmeta prestupleniya / R. A. Zabavko // Deyatel'nost' pravookhranitel'nykh organov v sovremennykh usloviyakh : sb. materialov XXI mezhdunarodnoi nauchno-praktich. konf. – Irkutsk : Izd-vo Vostochno-Sibirskogo in-ta MVD RF, 2016. – S. 60-64.
4.
Zainutdinov, R. S. Ugolovno-pravovye aspekty prestupleniya v vide priobreteniya, khraneniya, perevozki, pererabotki v tselyakh sbyta ili sbyta zavedomo nezakonno zagotovlennoi drevesiny / R. S. Zainutdinov // Vestnik KemGU. – 2015. №1-4 (61). – S. 244-248.
5.
Lapunin, M. M. Vtorichnaya prestupnaya deyatel'nost' : ponyatie, vidy, problemy kvalifikatsii, kriminalizatsii i penalizatsii / nauch. red. N. A. Lopashenko. – M. : Volters Kluver. 2006. – 240 s.
6.
Lopashenko, N. A. Prestupleniya v sfere ekonomicheskoi deyatel'nosti : teoreticheskii i prikladnoi analiz : monografiya : v 2 ch. Ch. 2 / N. A. Lopashenko. – M. : Yurlitinform, 2015. – 640 s.
7.
Nudel', S. L. Ob ugolovnoi otvetstvennosti za priobretenie, khranenie, perevozku, pererabotku v tselyakh sbyta ili sbyt zavedomo nezakonno zagotovlennoi drevesiny (st. 1911 UK RF) / S. L. Nudel' // Rossiiskii sledovatel'. – 2016. – № 21. – S. 21-25.
8.
Prikhod'ko, N. Yu. Spornye voprosy v ob''ekte kontrabandy i vozmozhnye puti ikh resheniya / N. Yu. Prikhod'ko. – URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=101231#023260750915490824 (data obrashcheniya : 29.10.2018).
9.
Razgil'diev, B.T. Ugolovno-pravovye problemy prikosnovennosti k prestupleniyu / pod red. A.P. Gorsheneva. Saratov : Izd-vo Sarat. un-ta, 1981. S. 51-52.
10.
Skachko A. V., Kontrabanda i uklonenie ot uplaty tamozhennykh platezhei : strategicheskie napravleniya ugolovno-pravovoi politiki pro-tivodeistviya im v sovremennoi Rossii : dis. … d-ra yurid. nauk : 12.00.08 / Skachko Anna Vladilenovna. – Krasnodar, 2017. – 377 s.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"