Статья 'Социологическая интерпретация права в учении Р. Иеринга ' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

Социологическая интерпретация права в учении Р. Иеринга

Горбань Владимир Сергеевич

доктор юридических наук

заведующий сектором философии права, истории и теории государства и права, руководитель Центра философско-правовых исследований, Институт государства и права Российской академии наук

119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10

Gorban Vladimir Sergeevich

Doctor of Law

Head of the Department of Philosophy of Law, History and Theory of State and Law, Head of the Center for Philosophical and Legal Studies, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

119019, Russia, Moscow, Znamenka str., 10

gorbanv@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-7136.2017.4.21788

Дата направления статьи в редакцию:

24-01-2017


Дата публикации:

02-04-2017


Аннотация: Предметом исследования является учение о праве Р. Иеринга, рассматриваемое с точки зрения его социологических компонентов. Иеринг стоял у истоков формирования социологического направления в правоведении, притом что его социологическая правовая теория формировалась параллельно с дисциплинарным становлением социологии. Оригинальность подхода Иеринга состояла в том, что в познании права он от исследования нормативной системы обратился к эмпирическому анализу социальной действительности, которая рассматривалась как источник содержания всего права и одновременно средство надёжной его верификации. В статье исследуются основные компоненты социологизма в правопонимании Иеринга, в частности, такие теоретические конструкты, как: право как "юридически защищённый интерес", социальная теория, в которой главным фактором развития и позитивных социальных изменений признаётся право, интерпретация права, как "жизненных условий общества". Методами исследования являются: общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.п.), частнонаучные методы, а также общие и специальные методы, применяемые в историко-правовых исследованиях (анализ структуры политических и правовых учений и др.). Новизна исследования состоит в выявлении содержания, смысла и своеобразия некоторых основных компонентов социологической интерпретации права в учении Иеринга. На основе анализа широкого спектра правовой и социологической литературы, а также ранее не обсуждавшихся и неизвестных источников изучения творчества Иеринга (личные рукописи, переписка, неизвестные ранее сочинения) показаны основные компоненты правового учения Иеринга, которые раскрывают сущность его правовых взглядов в контексте традиционных для социологического направления в правоведении подходов к познанию и интерпретации права.


Ключевые слова:

Иеринг, социологический подход, практические мотивы, защищённый интерес, жизненные условия общества, правовая действительность, эмпирический опыт, социальная теория, социальная идентификация, социальная действительность

Abstract: The research subject is R. von Jhering’s theory of law, considered from the viewpoint of its sociological components. Von Jhering was one of the originators of the sociological approach in jurisprudence; at the same time, his sociological legal theory had been forming together with the establishment of sociology as a discipline. The innovation of von Jhering’s approach consisted in the shift from the study of the normative system to empirical analysis of social reality, which was considered as the source of law and at the same time, as the way of its verification. The author studies the main components of sociologism as interpreted by Jhering, particularly, such theoretical constructs as the law as “legally protected interest”; social theory, in which law is considered as the main factor of development and positive social changes; and interpretation of law as “living conditions of society”. The research methodology is based on general scientific methods (analysis, synthesis, generalization, comparison, etc.), specific methods, and general and special methods of historical-legal studies (analysis of the structure of political and legal theories, etc.). The scientific novelty consists in finding out the content, the sense, and the originality of some key components of sociological interpretation of law in von Jhering’s theory. The study is based on the analysis of a wide range of unconsidered and unstudied sources (Jhering’s personal manuscripts, correspondence, unknown works), revealing the essence of his legal ideas in the context of approaches to knowledge and interpretation of law, typical for the sociological approach in jurisprudence. 


Keywords:

social reality , social identification, social theory, empitical experience, legal reality, living conditions of society, protected interest, practical motives, sociological approach, Jhering

Постановка проблемы

Современная социология права имеет продолжительную традицию существования, включает целый ряд имён выдающихся правоведов XIX, XX и XXI вв. В этом ряду особенная роль принадлежит одному из самых известных немецких правоведов XIX в. Р. Иерингу. Многие правоведы и социологи права относят Иеринга к числу основателей социологии права (Р. Паунд, А. Кауфман, Г. Шельски, К. Хельфер, К.-Л. Кунц, М. Мона и многие другие). Многие правоведы указывали на непосредственное влияние учения о праве Р. Иеринга на формирование и развитие социологии права и социологического подхода к пониманию и интерпретации права (тот же Р. Паунд, М. Вебер, Гурвич, Г. Радбрух, позже – Ф. Виакер, Э. Вольф, Г. Коинг, Т. Вивег, К. Цвайгерт и др.; в русском правоведении эту связь отмечали С. А. Муромцев, Б. А. Кистяковский, П. Азаревич, позже П. И. Стучка, М. А. Рейснер; в наше время – В. Г. Графский, Л. С. Мамут, В. В. Лапаева, Г. В. Мальцев, Т. Г. Касаева и др.).

Понимая право как продукт социальной действительности, жизненные условия общества и защищённый интерес, Иеринг не может интерпретироваться иначе, как социологически мыслящий юрист, активно развивающий социологическое понимание и интерпретацию права. В этой связи совершенно справедливой является оценка Иеринга, как одного из основателей социологического направления в правоведении.

Известный немецкий социолог права, труды которого выдержали уже целый ряд переизданий, Т. Райзер характеризует Иеринга однозначно как основателя социологии права. Кроме того, что в учении Иеринга он отмечает такие существенные для социологической интерпретации права черты, как-то: право как продукт социальной действительности, «жизнь и истина права» (фраза Иеринга) состоит в том, что оно осуществляется, право есть «произведение человеческого намерения и расчёта», в отношении «практического осуществления жизненных условий человеческого общества», обоснование субъективного права индивидуальными потребностями, склонностями, ценностными представлениями и интересами, - кроме всего этого, он отмечает, Иеринг (особенно благодаря сочинению «Борьба за право») заложил основы всех последующих теоретических разработок и обсуждений в социологии права в отношении проблематики поступков и конфликтов [20, с. 27-28].

Т. Г. Касаева, которая исследовала учение Иеринга, признав сообразно с ним, что его учение является «реалистической теорией права», сузила социологизм учения Иеринга до концепции борьбы за право. Она пришла к выводу, что борьбу за право Иеринг связывал с социологическим аспектом права. Причём социологический аспект права проявляется, по мнению Т. Г. Касаевой, в том, что право должно осуществляться практически, претворяться в жизнь [2, с. 11]. Автор исследования совершенно права в том, что Иеринг интерпретирует право социологически, но это проявляется не только в концепции борьбы за право и не только в части признания осуществимости права. Социологизм правового учения Иеринга значительно шире и содержательнее.

Исследование творчества Иеринга с точки зрения выявления социологического компонента его правовой теории является актуальной и одновременно непростой задачей. Актуальность такой постановки проблемы состоит в том, что в современных научных и прагматически ориентированных дискуссиях и обсуждениях социологизм в правопонимании стал одной из основных парадигмальных установок анализа и интерпретации политико-правовой проблематики. При этом типологизация правовой теории Иеринга в традициях социологического подхода к праву и социологии права, как междисциплинарного направления юридико-социологических исследований, зачастую по-прежнему носит упрощённый характер, проявляющийся лишь в указании на то, что: во-первых, Иеринг стоял у истоков формирования социологического направления в правоведении и сам сформулировал один из первых вариантов социологического подхода к праву, а во-вторых, для социологизма правопонимания Иеринга были характерны такие типичные для социологии теоретические концепты, как «жизненные условия общества» и «интересы». Социологизм правопонимания и правовой теории Иеринга проявлялся в значительно более широком спектре применённых мыслителем оригинальных объяснительных приёмов и сформулированных теоретических конструктов. Кроме того, социологический компонент правовой теории Иеринга не был второстепенным или сопутствующим в реализованной им научной программе, что оправдывало бы лишь указание на «сопричастность» творчества Иеринга на начальных этапах в процессе генезиса, образования и дисциплинарного становления юридико-социологических исследований.

Социологизм в творчестве Иеринга проявлялся по-разному, а точнее последовательно развивался, - это один из лейтмотивов всего правового учения Иеринга. В значительной степени оригинальность правопонимания и правовой теории Иеринга проявляется именно через сформулированный им социологический подход к праву. В этой связи в качестве научной проблемы исследования правовой теории Иеринга с точки зрения её социологического компонента может быть обозначено состояние отсутствия в литературе по истории политико-правовых учений и социологии права целостного рассмотрения социологизма в правопонимании Иеринга, идеологических и теоретических истоков, конкретного содержания и социально-практической направленности артикулированного им социологического похода к праву. Решение данной проблемы соответствовало бы уровню монографии. Поэтому в рамках научной статьи могут быть даны лишь основные контуры развернутого решения проблемы, а также обозначены теоретико-методологические основы такого решения.

Основные теоретические конструкты социологического правопонимания Иеринга

Социологические идеи и конструкты, которые были артикулированы Иерингом в процессе формирования его учения о праве, проявились в целом комплексе реализованных подходов и теоретико-методологических установок, отвечавших тенденциям дисциплинарного становления социологии, тенденциям влияния общекультурной позитивистской установки социального реализма, которую широко использовал Иеринг в своих сочинениях, согласной которой общество и общественной развитие рассматриваются по образу и подобию естественных наук. Характерными для социологического подхода Иеринга к праву были: парадигмальная установка социального реализма в отношении теоретико-методологического и социально-исторического познания права, обоснование и использование метода структурно-функционального анализа права, обоснование и интерпретация права (причём во всех аспектах: гносеологическом, онтологическом и аксиологическом) с помощью категории социальной действительности и социальной цели. Социологический подход Иеринга с методологической точки зрения может быть охарактеризован как структурно-функционально-дескриптивный и эмпирико-аналитический.

Учитывая многообразие и динамичность формирования социологического подхода к праву в учении Иеринга, для исследования его правовых воззрений с точки зрения их социологического компонента требуется отдельное обстоятельное изучение этапов формирования социологизма в правопонимании Иеринга, формирования и теоретического обоснования методов социологической интерпретации права, а также основных теоретических конструктов социологического подхода к праву, артикулированного в учении о праве Иеринга. Для исследования основных аспектов социологического подхода к праву Иеринга, учитывая ограничения научной статьи, запланировано несколько отдельных статей.

Здесь представляется уместным исследовать некоторые основные компоненты уже сформировавшегося социологического подхода к праву в учении Иеринга, которые позволяют типологизировать его в традициях социологического правоведения, т.е. тех существенных компонентов правового учения Иеринга, которые характеризовали его правопонимание как социологическое. Таковых в действительности было достаточно много, поскольку именно социологическая ориентация, пусть даже иногда ещё в недостаточно зрелой теоретико-методологической форме, была характерной чертой всего правового учения Иеринга и оригинальности его правовых воззрений.

1. Характерным компонентом социологической интерпретации права в учении Иеринга было понимание субъективного права как юридически защищённого интереса. Неверно было бы утверждать, что Иеринг понимал право в целом как защищённый интерес. В период «Духа римского права», охватывающий 1850-1860-ые гг., он придерживался гегелевской трактовки права как сводной воли. «Свободная воля, - пишет Гегель, является почвой права» [7, с. 42].

Лишь в третьем томе «Духа римского права» Иеринг занялся вопросом о сущности, о понятии права. В предыдущих томах этого сочинения Иеринг разрабатывал теоретико-методологическую основу своего учения, сформулировал основной подход к социально-историческому познанию права, основы техники формулирования и толкования правовых норм. К вопросу о понятии права Иеринг обратился не сразу, а лишь после того, как были им сформулированы принципы и методы познания права как социального явления, социально-реалистической интерпретации права через категории социальной действительности и осуществимости.

Согласно правовой теории Иеринга право должно служить социальным целям, которые порождают право, обеспечивать потребности жизни и осуществление практических мотивов поступков людей. Если право понимается как идея (понятие), то это принципиально важно, по мнению Иеринга, так как таким образом право рассматривается как самостоятельное явление. В этом, по Иерингу, состоит бесспорная заслуга философии, особенно философии Гегеля. Но право, согласно воззрениям Иеринга, «встроено в поток жизни», в борьбу противоречивых и разнонаправленных интересов, ожесточённое столкновение бушующих страстей, характеров, интересов и потребностей. Право, будучи противопоставлено произволу и хаосу, так как только в правовом состоянии обеспечивается стабильная и прогрессирующая социальная жизнь, является социальной действительностью в урегулированном и обеспеченном правовом состоянии, социальной правовой действительностью, правовым порядком жизни. В этой связи Иеринг пришёл к пониманию, что субъективное право по своей сути является правовой гарантией наслаждения или пользования, или что то же самой, согласно Иерингу, юридически защищённым интересом. Правда, аргументация Иеринга не была сложной. Сущность объективного права, согласно философии права Гегеля, представляет «свободная воля». Иеринг полагает, что это самое краткое и полностью исчерпывающее определение объективного права, с котором он полностью согласен. Для субъективного права понятие «воля» также важно, так как для своего осуществления субъективное право апеллирует к объективному праву. Однако с точки зрения содержания сущностью субъективного права является практическая потребность или интерес.

«Субъективные права, - пишет Иеринг, являются ни материей, ни объектом, а предпосылкой истинной воли, не целью, а средством» [12, с. 321]. В понятии субъективного права, по мнению Иеринга, следует различать две стороны: формальную и субстанциональную. Последняя характеризует собой практическую цель субъективного права, суть которой может быть описана такими терминами, как: «польза», «выгода», «преимущество». С формальной стороны, субъективное право предоставляет средства для достижения практической субстанциональной цели, т.е. для получения выгоды, преимущества или пользы. Рассматриваемое с формальной стороны, субъективное право обеспечивает практическую возможность удовлетворения интересов и потребностей индивидуума, обеспечивает им правовую защиту, является оболочкой субъективного права. Наслаждение, получаемое от реализации своих интересов и потребностей, или перспектива такового посредством права становится обеспеченным, т.е. субъективным правом. В конечном итоге, Иеринг приходит к выводу, что понятие субъективного права «основано на правовом обеспечении наслаждения, права – это юридически защищённые интересы» [12, с. 328].

2. Будучи апологетом права, Иеринг сформулировал теорию социальных изменений и социального развития, в которой главным движущим фактором признавал право. Г. Шельски отмечал, что среди современных социологических теорий крайне редко встречаются такие, в которых основным движущим фактором развития и социальных изменений признаётся право, поэтому социальную теорию Иеринга следует рассматривать в современной социологии как актуальную и одновременно оригинальную социологическую теорию социальных изменений посредством права [21, c. 178-180].

В программе социальных изменений и социального развития, которую предусматривала социальная теория Иеринга, можно выделить несколько ключевых моментов:

- правовая действительность, фактический правовой порядок являются надёжным и достоверным эмпирических основанием для понимания и интерпретации причин возникновения и протекания социальных и правовых изменений. Правовой порядок, правовая действительность порождает правовое чувство, а не наоборот. Также как его современник Маркс Иеринг рассматривает правосознание, правовое чувство как своего рода «надстройку», как второстепенный феномен по отношению к существующему правовому порядку;

- конкретный эмпирический опыт человека обобщается и модифицируется в правовые идеи и правовые представления на основе и посредством присущей каждому человеку способности к абстракции, которая по своей суть есть человеческий разум, но понимается он, согласно учению Иеринга, не априорно, как в идеалистической философии, а как процесс, который необходимо задействуется в отношении каждого человеческого опыта. В докладе «О возникновении правового чувства» Иеринг писал: «Наше правовое чувство зависит от реальных фактов, которые осуществляются в истории; однако ими не ограничивается, потому что оно как раз обобщает конкретное и приводит к нормам…» [18, с. 280-281]. «Не подлежит сомнению то обстоятельство, - пишет Иеринг, что наше правовое чувство часто противится правовым учреждениям, что мы чувствуем себя в противоречии с этими учреждениями. Откуда появляется это противоречие, если наше правовое чувство является ничем иным, как продуктом правового порядка, который нас окружает? И на это я отвечаю, это основано на той способности к абстракции человеческого духа, без которой нам человек вовсе не может мыслиться, которая при каждом конкретном случае что-нибудь абстрагирует» [18, с. 296];

- правовые идеи и правовое сознание сами по себе не обладают достаточной способностью и силой для того, чтобы осуществлять право в социальной действительности. Они осуществляются, задействуются в процессе реализации права, когда они соединяются с конкретными практическими мотивами, потребностями, целями, сталкивающимися интересами и силами. Иными словами, для осуществления нового права необходимо практическое социальное давление. Так, в частности, Иеринг писал: «История показывает, что как правило требуется ещё соучастие практических мотивов для, чтобы реализовать требования правового чувства. Тот, кто обратиться к истории, увидит, что все важнейшие нововведения у новейших народов, даже если они долгое время возносились как постулат правового чувства, были осуществлены как правило лишь в трудные времена, будь то войны, будь то при общественных волнениях; одним словом, всегда требовалось практическое давление и нужда, чтобы реализовать требование правового чувства» [18, с. 299]. Соответственно, поскольку практическая нужда, потребность создаёт новое право, в правовой теории Иеринга появляется идея исторически обусловленной социальной правотворческой ситуации. В противном случае, когда образованию права не способствует конкретная практическая потребность или нужда, правовые нормы или принципы являются, по мнению, Иеринг интеллектуальным «хулиганством» [19, с. 418];

- программа социальных изменений и социального развития благодаря праву, по Иерингу, не задаётся никакой конечной целью. В отличие от философии истории Гегеля, где конечной целью развития признаётся сам абсолютный дух (разум), или социальной теории Маркса, согласно которой конечной целью сформулированной им программы развития является создание бесклассового общества при коммунизме, в котором уничтожаются как классовые различия, так и упраздняются вечные идеи, в том числе право, для социальной теории Иеринга будущее принципиально агностично и не может быть задано никакой интеллектуальной моделью. Логика социального и правового развития представляет собой вечное становление, перманентный прогресс. «Ведь право – это Сатурн, пожирающий своих собственных детей; право может обновляться лишь благодаря тому, что оно расправляется со своим собственным прошлым. Конкретное право, которое, однажды возникло, требует неограниченного, т.е. вечного, существования, подобно ребёнку, поднимающему руку на свою собственную мать; ссылаясь на идею права, оно насмехается над ней, потому что идея права есть вечное становление…» [15, с. 8]. В другом, третьем венском докладе Иеринг писал: «И наконец, какой взгляд на будущее открывается согласно моей позиции? Согласно нативистической позиции, всё решено, канон на вечные времена, согласно моей позиции – вечный прогресс» [18, с. 301];

- ценность права состоит в его осуществлении, и право, как социальная сила, должно осуществляться. К социальному анализу права Иеринг прибавил конкретную программу социальных действий. Иеринг призывает современников к борьбе за право, за осуществление права в совместной жизни и общении людей, в социальной действительности. Участие каждого гражданина в осуществлении права является его основной обязанностью по отношению к обществу. Изначально Иеринг непосредственно в тексте доклада «Борьба за право» называл участие каждого гражданина в борьбе за право «поручением», «заданием», которое если он не исполняет, то совершает прегрешение перед другими согражданами, перед обществом. «Каждый индивид имеет нравственную задачу содействовать осуществлению истины и права в жизни» [14, с. 36]. Кроме того, «задача каждого, там, где его право ставится под сомнение, оспаривается, его осуществлять, вступаясь за него. Отказывается он выполнить свою задачу, тогда он отказывается не только от своего собственного интереса, но и от интереса всего общества; он совершает прегрешение против своих сограждан» [14, с. 36];

- социальная идентификация личности осуществляется посредством утверждения её права. Красноречиво об этом говорит Иеринг уже в эпиграфе к сочинению «Борьба за право»: «В борьбе обретёшь право своё». В борьбе за право личность защищает нравственные условия своего существования. Без права человек спускается на уровень животного. Право является гарантией нравственного самосохранения личности, а борьба за право её морально-нравственным долгом, обязанностью одновременно перед самой собой и перед обществом. Связь личности и права проявляется в учении Иеринга не просто как лейтмотив, но она настолько ясно и многозначительно артикулирована и подчёркнута, что это явно отличает его социологический подход от иных социологических теорий, в том числе среди приверженцев и последователей его правовых воззрений. Через осуществление и утверждение права, по Иерингу, происходит не только социальная идентификация личности, но и социальная интеграция. Как справедливо заметил Г. Шельски, социально-интегративная функция права признаётся в теории Иеринга является самой важной из его функций [21, с. 172]. Осуществление и отстаивание права, в случае, когда это требуется, анализируется Иерингом с точки зрения мотивов социальных поступков. Так как право обеспечивает стабильность общества, его устойчивое развитие, позитивные социальные изменения, а для выполнения этих функций право должно постоянно осуществляться, то каждый гражданин призывается к участию в этой необходимой и напряжённой социальной работе по осуществлению права в жизни людей. В этой связи Иеринг задаётся вопросом о тех мотивах, которые побуждают человека к социальным поступкам. Поскольку осуществление права является главной, решающей обязанностью индивида, постольку все мотивы социальных поступков соединяются для Иеринга в единую многосоставную и многослойную целостность, отталкиваясь от которой для активных действий индивида по осуществлению и отстаиванию своего права могут быть задействованы различные уровни этой целостности. Такой подход позволял Иерингу аргументировать с любой точки зрения (материальной или идеальной) мотивацию социально необходимых активных действий индивида по утверждению, осуществлению и отстаиванию своего права, обосновывать программу политических действий по осуществлению прогресса права и правовой идеи в жизни людей. Иными словами, этот подход позволял объяснить необходимость и важность исполнения обязанности по осуществлению права, исходя из любого уровня и вида мотивов. Так, в «Борьбе за право» Иеринг писал, что, исследовав борьбу отдельного человека за своё право, «мы проследили за нею согласно градации мотивов, которые вызывают её, поднимаясь от самого низменного мотива чистого расчёта интересов к более идеальному мотиву защиты личности и её этических жизненных условий, чтобы в конце концов прийти к точке зрения осуществления идеи справедливости…» [15, с. 67].

3. Важным компонентом социологического подхода к праву в учении Иеринга была интерпретация права как «жизненных условий общества». Изначально Иеринг заимствует соответствующую идею у Монтескье и впервые использует это понятие в социальной теории, основы которой были изложены в сочинении «Борьба за право». В работе «О духе законов» Монтескье исходил из того, что «законы должны находится в … тесном соответствии со свойствами народа», природой и принципами правительства, а также «они должны соответствовать физическим свойствам страны, её климату…, качествам почвы, её положению, её величине, образу жизни её народов, … степени свободы, … богатству, численности, торговле, нравам и обычаям…» [4, с. 11]. Основательную и оригинальную разработку получит тема «жизненных условий общества» в сочинении Иеринга «Цель в праве» [16, 17].

В отличие от Монтескье, который признавал источником права человеческий разум, управляющий всеми людьми, и от законодателя, дедуктивно прилагающего этот разум, требовал учитывать физические, национальные и иные условия при издании законов и даже в определённых случаях бороться с физическими условиями, указывая законодателю на его истинное призвание, Иеринг в жизненных условиях общества видел непосредственное содержание права, которое должно точно отражаться в правовых понятиях и правовых нормах, а источником права считал практические потребности и мотивы (цели).

Собственное оригинальное определение права, которое сформулировал Иеринг в первом томе «Цели в праве» было следующим: «Право является воплощением обеспеченных посредством внешнего принуждения благодаря государству жизненных условий общества в широком смысле слова» [16, с. 399]. Жизненные условия общества, понимаемые в самом широком смысле, составляют, по Иерингу, субстанциональный момент понятия права, его содержание. Принуждение, которое обеспечивается государством, характеризует лишь формальную сторону понятия права. При этом право понимается именно как «воплощение» жизненных условий общества. Право таким образом представляет собой имманентную часть социальной действительности, как правовой порядок совместной жизни, взаимодействия и общения людей. Посредством права, а точнее в правовой форме, жизненные условия общества получают «наивысшее воплощение», так как только в этой - правовой - форме они обладают способностью к стабильному и устойчивому развитию, не заданному какой-либо конечной целью, а осуществляющемуся непрерывно и вечно. По Иерингу, история права не знает конечных целей.

Все «жизненные условия общества» подразделяет Иеринг на несколько групп: внеправовые, смешанно-правовые и чисто правовые [16, с. 352]. К первым относятся те условия, которые касаются отношения человека к природе. Право имеет власть над человеком, но природа ему не подвластна, поэтому те условия, которые связаны с использованием человеком природных ресурсов, Иеринг относит к категории внеправовых условий. К смешанно-правовым условиям, обеспечивающим существование общества, относятся такие, которые в первую очередь опираются не на право, а на природу и основные инстинкты и побуждения человека: самосохранение, продолжение рода, работа и гражданский оборот [16, с. 358]. В случае, когда речь идёт о смешанно-правовых условиях, право задействуется в исключительных случаях, приходит на помощь, когда естественные регуляторы оказываются не в состоянии выполнить свою функцию. Наконец, чисто правовыми называются, согласно правовой теории Иеринга, те условия, при которых «общество для цели обеспечения его безопасности опирается исключительно на право» [16, с. 358].

Общие выводы

Становление социологического подхода к праву в учении Иеринга происходило параллельно с дисциплинарным становлением социологии. При этом в социологическом подходе Иеринга были обоснованы и реализованы теоретико-методологические концепты и установки, идеологические основы которых не ограничивались теми предпосылками, которые оказали влияние на становление социологии, но находились также в философии немецкого идеализма и либеральной правовой традиции. Социологический подход Иеринга отличали понимание и интерпретация права посредством категории социальной действительности, которая трактовалась не только как источник права и правопознания, но и среда верификации права как такового. Лишь то, что реализуется в социальной действительности и служит социальным целям, признаётся в теории Иеринга правовым. Структура социальной действительности объяснялась «жизненными условиями общества», стабильное и обеспеченное существование которого возможно лишь посредством права. Право с материальной стороны представляет собой непосредственно «жизненные условий общества», т.е. саму социальную действительность, структура которой рефлексируется в позитивных правовых понятиях и идеях. Объективный правовой порядок порождает правовое чувство и правовое сознание, которые, сформировавшись, применяют к правовому порядку тот же масштаб, который они усвоили из него, критикуя действующее право на основе приобретённого опыта. Правовой порядок пребывает в процессе вечного становления. Стабилизационная функция права проявляется не по принципу statusquo, а как вечный поиск лучших социально «полезных» решений для конкретных социальных нужд и целей. Право представляет собой главный фактор социального развития, но для осуществления права необходимо соучастие каждого гражданина в этой напряжённой работе по реализации права, социальное давление в реализации правовых идей и представлений. В структуре социологического подхода Иеринга к праву одним из наиболее существенных компонентов является программа социальных изменений и социального развития, главным фактором которых признаётся право. Некоторые идеи Иеринга очень созвучны и актуальны современных задачам социологии права: понимание права как основного фактора социальной стабильности, позитивных социальных изменений и социального развития; проблема правовой социализации взрослых и детей (Иеринг отдельно рассматривает эти вопросы); право как фактор социальной интеграции и некоторые другие.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.