Статья 'Ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска работников, занимающих должности руководителей в образовательных организациях высшего образования' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

Ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска работников, занимающих должности руководителей в образовательных организациях высшего образования

Парамонова Светлана Владимировна

начальник управления кадров, ФГБОУ ВО "Уральский государственный юридический университет"

620012, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Красных Борцов, 21

Paramonova Svetlana Vladimirovna

Head of HR Department of Ural State Law University 

620012, Russia, Yekaterinburg, ul. Krasnykh Bortsov, 21-112

paramonovasv@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-7136.2017.11.21070

Дата направления статьи в редакцию:

13-11-2016


Дата публикации:

04-12-2017


Аннотация: В статье представлена эволюция правового регулирования ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков работников, занимающих должности руководителей в высшей школе. В ходе ретроспективного анализа нормативных правовых актов, определяющих продолжительность и порядок предоставления ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков работникам сферы образования, излагаются соображения относительно возможных сценариев их реализации в отношении указанной категории работников. Посредством этого демонстрируются слабые стороны ранее и ныне действующих правовых решений. По итогам рассмотрения действующих нормативных положений предпринята попытка сформулировать конкретные практические рекомендации для их эффективной реализации. Методологической основой исследования являются общенаучные и частные методы познания: диалектический, историко-правовой, формально-логический, лингвистический, метод системного подхода и анализа. В тексте статьи автором сознательно используется обобщающая теоретическая категория - «ежегодный основной оплачиваемый отпуск увеличенной продолжительности» (усечено – «отпуск увеличенной продолжительности»), независимо от терминологии, используемой в нормативных правовых актах соответствующего исторического периода, что не исключает одновременное указание терминов в точном соответствии с анализируемым актом. Это наглядно демонстрирует разнообразие используемой в актах терминологии. Представленная в статье оценка правового регулирования ежегодного времени отдыха руководителей высшей школы и высказанные автором предложения относительного нового правового решения могут рассматриваться как повод к дальнейшему теоретическому обсуждению проблемных вопросов, а также станут полезными для правоприменительной практики и совершенствования законотворческой деятельности. Научная новизна работы определяется тем, что она представляет собой ориентированное на практику исследование правового регулирования ежегодных отпусков особой категории работников системы высшего образования, что ранее не подвергалось глубокому изучению отдельно от отпусков педагогических работников.


Ключевые слова:

Ежегодный основной отпуск, Руководители образовательной организации, Ректор, Президент высшей школы, Проректор, Декан факультета, Директор института, Руководитель структурного подразделения, Филиал, Высшее образование

Abstract: The article observes the evolution of legal regulation of annual paid prolonged basic leaves of higher educational institutions’ employees in executive positions. The author carries out retrospective analysis of statutory acts regulating the length and the procedure of granting annual paid prolonged basic leaves to the employees of educational institutions and formulates the ideas about potential scenarios of their application to this category of employees. It helps demonstrate the drawbacks of the old and the current legal instruments. The author attempts to formulate particular practical recommendations for their effective implementation. The research methodology is based on general scientific and specific research methods: dialectical, historical-legal, formal-logical, linguistic, system approach and system analysis. The author deliberately uses the generalizing theoretical category – an “annual paid prolonged basic leave” (shortly, a “prolonged leave”), regardless of the terminology used in statutory acts of the related historical period, though the notions can be used in compliance with the analyzed statutory act. It demonstrated the diversity of the terminology used in statutory acts. The estimation of legal regulation of annual leaves of the executives of higher educational institutions, described in the article, and the author’s assumptions about a relatively new legal procedure can be considered as a reason for the further theoretical consideration of the problem issues and will be used in law enforcement practice and for the improvement of lawmaking. The scientific novelty of the study is determined by the fact that it is a practice-oriented research of the legal regulation of annual leaves of a specific category of higher educational institutions’ employees which hasn’t been profoundly studied so far. 


Keywords:

Annual basic leave, executives of education system, rector, President of the Higher school, prorector, Dean of faculty, Director of the Institute, Manager of department, Branch, Higher education

I. Введение

Повышенные гарантии, расширенные права и меры поддержки в сфере труда, в том числе право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск увеличенной продолжительности, предоставляемые отдельным категориям работников образования, занимающим должности руководителей, имеют в России достаточно продолжительную историю. Высказывается мнение, что основы правового регулирования отпусков увеличенной продолжительности некоторых категорий служащих, к которым относились и работники просвещения, были заложены еще в дореволюционных актах [1].

Советская эпоха ознаменована стремительным формированием системы правового регулирования отношений в сфере труда. Отмечается, что советское законодательство изначально отличалось более подробной регламентацией времени отдыха [2]. Вместе с тем, несмотря на время ограничений, обусловленных военными действиями [3], и последующего, начиная с 70-х г.г. XX столетия, объективного отставания от западных стандартов, признается, что в период становления советского государства получили закрепление наиболее развернутые гарантии, которые на тот момент не имели работники ни одной страны Запада [2].

Оценка правовых решений в отношении отпусков отдельных руководителей системы высшего образования, которые относятся к советскому периоду и периоду современной России, представляет интерес, как для теории, так и для практики.

II. История правового регулирования отпусков руководителей высшей школы

Первым в России актом общего значения, регулирующим вопросы ежегодных основных оплачиваемых отпусков работников сферы образования и науки, стало постановление Народного комиссариата труда СССР 1932 года [4]. После окончания Великой Отечественной войны в 1949 году Совет министров СССР по одним сведениям отменив, по другим сведениям, не отменяя предыдущего акта, на достаточно длительный период времени закрепил продолжительность отпусков работников научно-исследовательских, учебных и культурно-просветительных учреждений [5].

С позиции современных исторических и правовых реалий уровень прав и гарантий в сфере отпусков, закрепленных в советское время за некоторыми категориями работников образования, действительно впечатляет как кругом лиц, наделенных правом на отпуск увеличенной продолжительности, так и количеством дней отпуска. В соответствии с КЗоТ РСФСР 1922 года [6] всем лицам, работающим по найму, один раз в году предоставлялся очередной отпуск продолжительностью не менее двух недель. КЗоТ РСФСР 1971 года [7] общую минимальную продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска установил в количестве 15 рабочих дней. При этом согласно постановлению Совета министров СССР от 21.04.1949 № 1577 некоторым работникам библиотек при учебных заведениях всех типов, которые занимали должности руководителей, предоставлялся отпуск продолжительностью 24 рабочих дня.

Правом на отпуск аналогичной продолжительности в 1949 году были наделены работники высших учебных заведений, занимающие должности директора (впоследствии ректора) [8], его заместителей (впоследствии проректоров) по научной и учебной работе, ученых секретарей, заведующих отделениями и специальностями, начальников учебных частей, заведующих научно-исследовательскими отделами, заведующих аспирантурой (секторами), заведующих производственной практикой студентов. Отпуска еще большей продолжительности – 48 рабочих дней – предоставлялись работникам высшей школы, занимающим указанные должности (за исключением заведующих научно-исследовательскими отделами), а также должность декана факультета, при условии одновременного выполнения ими в том же учебном заведении педагогической работы в объеме не менее 1/3 соответствующей годовой нормы.

В 1991 году общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска была увеличена до 24 рабочих дней [9]. В связи с этим круг руководителей системы высшего образования, обладающих правом на ежегодный основной оплачиваемый отпуск увеличенной продолжительности, сузился, поскольку большинству из них отпуск стал предоставляться на общих основаниях. Сократился и разрыв в продолжительности отпуска данной категории работников в сравнении с общеустановленной продолжительностью отпуска.

В 1994 году Правительство Российской Федерации не отменило, но фактически прекратило действие постановления Совета министров СССР от 21.04.1949 № 1577, утвердив перечень образовательных учреждений и других учреждений, предприятий и организаций и должностей, работа в которых дает право на ежегодные удлиненные оплачиваемые отпуска [10]. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 20.09.1994 № 360 [11] обязал руководителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений принять это постановление к руководству и исполнению, одновременно установив запрет на применение письма Министерства просвещения СССР от 09.07.1970 № 67-М. В свою очередь указанное письмо, возможно, послужило предпосылкой к тому, что, начиная с 1994 года, во всех последующих актах стал использоваться табличный способ отображения информации о продолжительности отпусков работников сферы образования.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 № 1052 (далее также – постановление № 1052) продолжительность отпуска в отличие от действовавшего на тот момент КЗоТ указывалась в календарных днях и составляла 42 и 56 дней в зависимости от места работы и должности. Впервые в 1994 году ректор (директор) получил право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней без каких-либо условий. Это право сохранено за руководителем образовательной организации высшего образования до настоящего времени.

Отпуск аналогичной продолжительности, без каких либо условий, предоставлялся первому проректору, а также проректорам (заместителям директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по повышению квалификации. По смыслу указанного постановления при условии выполнения в учебном году в том же образовательном учреждении педагогической работы в объеме 150 часов отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставлялся проректорам (заместителям директора) по иным направлениям деятельности. Проректору (заместителю директора) по административно-хозяйственной работе отпуск предоставлялся на общих основаниях независимо от осуществления им педагогической работы.

В круг лиц, наделенных правом на отпуск продолжительностью 56 календарных дней, в 1994 году был включен директор (заведующий) филиала образовательного учреждения. Правда, воспользоваться отпуском такой продолжительности руководитель обособленного структурного подразделения мог при условии выполнения им в учебном году в том же образовательном учреждении не менее 150 часов преподавательской работы. Должна ли была вестись педагогическая работа в возглавляемом руководителем филиале, допускалось ли вести эту работу в ином обособленном структурном подразделении данного образовательного учреждения, постановление № 1052 не уточняло. Следовательно, для предоставления отпуска конкретизация места осуществления педагогической деятельности не имела значения, равно как и для любого другого руководителя структурного подразделения, ранее в том числе, что логично с точки зрения восприятия правовой личности работодателя целостно, независимо от его организационной структуры.

Имеет смысл отметить, что объективно трудовая деятельность директора (заведующего) филиалом существенным образом, в том числе по своему масштабу, отличается от трудовой деятельности руководителей других структурных подразделений, должности которых перечислены в постановлении № 1052. Директор (заведующий) филиалом в силу особого гражданско-правового статуса обособленного структурного подразделения, как правило, обладает значительным объемом полномочий и в связи с этим несет повышенную ответственность за работу возглавляемого подразделения [12]. Это дает основание полагать, что справедливым было бы наделение его правом на отпуск увеличенной продолжительности без каких-либо условий. Однако ни анализируемый, ни принятый за ним акт такой возможности так и не предусмотрели.

При условии выполнения педагогической работы в объеме не менее 150 часов отпуск увеличенной продолжительности в соответствии с постановлением № 1052 предоставлялся заведующим докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), отделениями, учебными отделами (частями), руководителям (заведующим) производственной практикой, ученым секретарям совета, деканам факультетов и их заместителям. Никаких условий для предоставления отпуска продолжительностью 56 календарных дней не предусматривалось для заведующих учебно-консультационными пунктами и руководителей допризывной подготовки. Директора (заведующие), их заместители, заведующие отделами и другими структурными подразделениями учебных, учебно-методических, методических кабинетов (центров), входящих в структуру образовательных учреждений, обладали правом на отпуск продолжительностью 42 календарных дня.

В 2002 году в связи с принятием нового постановления [13] в части определения продолжительности ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков, установленных педагогическим работникам образовательных учреждений, постановление № 1052 утратило силу. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 № 724 (далее также – постановление № 724), как и ранее действовавшее постановление, правда, уже со ссылкой не на Закон Российской Федерации «Об образовании» [14], а на Трудовой кодекс Российской Федерации (далее также – ТК РФ) [15], отнесло отдельных руководителей высшей школы к категории педагогических работников.

Если в предыдущем постановлении такое обобщение следовало только из его преамбулы, то текст постановления № 724 уже полностью был ориентирован на то, что в части предоставления отпуска увеличенной продолжительности должности руководителей, указанные в нем, приравнены к должностям педагогических работников. Возможно, в то время, когда принималось постановление № 724, это был единственно возможный вариант, поскольку согласно статье 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам только в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

ТК РФ не предусматривал и не предусматривает сейчас в отношении рассматриваемой категории работников каких-либо специальных норм. В законодательстве об образовании специальные нормы в тот период времени отсутствовали. Закрепление права на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск напрямую в подзаконном акте являлось бы нарушением норм ТК РФ. Корректность использования в нормативных документах приемов, подразумевающих смешение категорий работников, даже исключительно для определенных целей, вызывает серьезные сомнения. Однако по аналогичному принципу создавались и другие акты [16].

Следует заметить, что в отношении наименования ежегодных основных оплачиваемых отпусков продолжительностью более 28 календарных дней в Трудовом кодексе Российской Федерации, равно как и в иных нормативных правовых актах, по-прежнему не прослеживается единство терминологии. Так, в статье 334 ТК РФ закреплено, что педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации, тогда как в статье 115 такой отпуск назван удлиненным основным отпуском. Терминология статьи 334 ТК РФ была воспринята современными нормативными правовыми актами в сфере образования.

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 № 724 вновь скорректировало перечень должностей работников из числа руководителей высшей школы, занятие которых предоставляет право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск увеличенной продолжительности. Без дополнительных условий право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней получили работники, занимающие должность проректора (заместителя директора) по дистанционному обучению и по информационным технологиям, а также декана факультета.

Из перечня должностей, занятие которых предоставляет работникам право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск при условии выполнения ими в учебном году преподавательской работы в объеме не менее 150 часов в том же образовательном учреждении, были исключены заведующие отделениями. При этом в перечне появилась категория руководителей – «заведующие другими учебными структурными подразделениями», что сделало перечень должностей открытым. Подверглось уточнению и положение об отпусках работников учебных, учебно-методических, методических кабинетов (центров), которые уже не упоминались в качестве структурных подразделений образовательных учреждений.

К моменту принятия пятого по счету акта об ежегодных основных оплачиваемых отпусках работников сферы образования концепция отпуска увеличенной продолжительности для отдельных категорий руководителей высшей школы прошла своеобразное испытание временем. Суть концепции заключалась в том, что расширенные права в части времени ежегодного отдыха предоставлялись руководителям, обеспечивающим руководство деятельностью образовательной организации, а также отдельным руководителям, чья деятельность в принципе связана с организацией процесса обучения или научной работой, но при этом должна была иметь еще и педагогическую составляющую. Закрепилась и единая продолжительность отпуска в высшей школе в количестве 56 календарных дней.

III. Уязвимость правовых решений, принятых в отношении отпусков руководителей высшей школы до 2015 года

Несмотря на то, что нормативные положения об отпусках руководителей высшей школы, не сопровождались многочисленными трудовыми спорами и особо не подвергались критике, назвать их безупречными вряд ли возможно. Так называемые слабые стороны прежнего правового регулирования рассматриваемого вопроса, препятствующие эффективной реализации правовых норм, по крайне мере, создающие соответствующие риски, сегодня утратили свою актуальность. Тем не менее, они интересны с точки зрения оценки опыта правового регулирования, особенно в сравнении с новым правовым решением, которое могут ожидать схожие последствия.

Так, ввиду того, что в пункт 5 примечания в постановлении Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 № 724 была включена формулировка «… и другими учебными структурными подразделениями» при реализации нормативных положений стало возможным их «гибкое» толкование. Здесь, как и для отношений в сфере труда в целом, такой подход пока видится неприемлемым, поскольку не исключает изменение смысла и предназначения нормы, подмену понятий в зависимости от интересов сторон, т.е. исключительно из субъективных соображений, а не в силу объективных факторов.

Казалось бы, очевидно, что учебное подразделение – это структурное подразделение образовательной организации, обеспечивающее осуществление образовательной деятельности через свое непосредственное участие в реализации образовательных программ (факультет, институт, отделение, кафедра и т.п.). При этом по смыслу постановления № 724 к учебным подразделениям, например, был отнесен учебный отдел (часть), который даже сегодня явно выделяется из числа иных подразделений, перечисленных в нем. Как правило, данное подразделение в высшей школе сопровождает процесс обучения, а не осуществляет его непосредственно. На самом деле четко разграничить процесс реализации образовательной программы и процесс обеспечения (сопровождения) реализации образовательной программы, по сути, процесс администрирования, не так уж и просто, поэтому не исключено, что на этот счет может быть высказано и иное мнение.

Между тем получается, что к соответствующим подразделениям можно было отнести практически любое подразделение образовательной организации, особенно, если оно имело в своем названии слово «учебное» либо иные сходные по смыслу или производные слова и словосочетания. Предусмотрев открытый перечень структурных подразделений, предложив расширить содержание понятия «учебное подразделение» нормативный правовой акт, с одной стороны, расширил круг лиц, которым может быть предоставлен отпуск увеличенной продолжительности, но, с другой стороны, создал почву для споров. Например, наверняка найдутся те, кто не будет отрицать, что, со ссылкой на положения постановления № 724 ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней в высшей школе зачастую также предоставлялся директорам научных библиотек, директорам учебно-научных центров, начальникам методических отделов, начальникам учебно-методических управлений и другими руководителям. При этом не все такие решения считали верными.

Не менее рискованной представляется заявленная первоначально в 1949 году и не подвергнутая существенным смысловым изменениям в последующем формулировка условия предоставления отпуска увеличенной продолжительности – «выполнение (ведение) одновременно (в учебном году) преподавательской работы». Ни в одном из рассмотренных выше актов не уточнялись условия, на которых должна осуществляться педагогическая работа, формального определения данному понятию не существовало, равно как и сейчас, поэтому вариантов могло быть несколько. Безусловно, важно делать поправку на особенности правового регулирования отношений в сфере труда и образования в соответствующий исторический период.

В условиях действия ТК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 № 724, до пересмотра правовых положений в сфере образования, практика, как правило, исходила из следующего. Педагогическая работа может являться одним из структурных элементов трудовой функции работника, входить в круг обязанностей по соответствующей должности (в данном случае учебная нагрузка, например, в структуре трудовой функции директоров институтов, приравнивалась к педагогической работе). Педагогическая работа может выполняться на условиях внутреннего совместительства при занятии должностей педагогических работников. В принципе отсутствуют правовые препятствия для педагогической работы, выполняемой в порядке статьи 60.2 ТК РФ. К педагогической работе, по сути, относится и деятельность в рамках соответствующих гражданско-правовых отношений. По-прежнему, как это ни странно, имеет место практика преподавательской деятельности на условиях почасовой оплаты труда без занятия штатной единицы и без надлежащего оформления отношений сторон, что называется «по приказу» [17]. Такая вариативность видится избыточной.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) [18] и целый массив нормативных правовых актов, принимаемых в развитие его положений, в значительной мере способствовали выстраиванию наиболее четких представлений о природе и структуре педагогической работы. Но скорее всего, для исправления ситуации неопределенности в акте, регламентирующем продолжительность и порядок предоставления ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков некоторым категориям работников сферы образования, этого было бы недостаточно.

Закон об образовании определяет педагогического работника, как физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Сама по себе дефиниция достаточно широкого содержания и в отрыве от положений Главы 5 Закона об образовании и Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 (далее – Номенклатура должностей) [19], звучит, казалось бы, неоднозначно. Структура педагогической работы представлена в статье 47 Закона об образовании, из содержания которой следует, что преподавательская деятельность и учебная деятельность являются синонимичными понятиями и выступают одним из элементов педагогической работы [20].

К моменту обновления в 2015 году модели правового регулирования отпусков в сфере образования постепенно уже начинался процесс переосмысления привычных широких представлений о том, на каких условиях и в каких формах должна выполняться педагогическая работа, чтобы работник смог воспользоваться правом на отпуск увеличенной продолжительности. Многие работники кадровых служб образовательных организаций высшего образования, равно как и работники, занимающие должности руководителей, неоднозначно восприняли судебную практику, которая попыталась оценить соответствующие нормативные положения.

Так, в судебной практике сформировалась позиция относительно того, что работа по совместительству на должностях педагогических или иных работников с установлением объема часов учебной работы не является основанием предоставления ежегодного основного оплачиваемого отпуска увеличенной продолжительности по основному месту работы. Гарантии и компенсации по одному трудовому договору не могут автоматически распространяться на другие трудовые договоры [21]. Например, начальник научно-исследовательского сектора, работающий в этой же образовательной организации по совместительству профессором, вправе был рассчитывать на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней только по последней, педагогической должности. Не было обоснованным предоставление ему отпуска аналогичной продолжительности по должности руководителя структурного подразделения.

IV. Новое правовое решение в отношении отпусков руководителей высшей школы и перспективы его реализации

Первым шагом к пересмотру концепции и обновлению модели правового регулирования стало закрепление в Законе об образовании положений о том, что работники, занимающие должности руководителей образовательных организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений образовательных организаций, их заместителей наделяются отдельными расширенными правами, гарантиями и мерами социальной поддержки, предусмотренными для педагогических работников. Впервые на уровне федерального закона отдельные руководители наделены правом на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, как самостоятельная категория работников сферы образования. Тем самым наконец-то была устранена существовавшая довольно длительное время двусмысленная ситуация, по сути, не согласующаяся ни со статьей 115, ни со статьей 334 ТК РФ, ни с принятыми в последующем современными нормативными правовыми актами в сфере образования.

Продолжительность и порядок предоставления отпуска, как того и требует Закон об образовании, были определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 № 466 (далее также – постановление № 466) [22]. Принятие данного постановления стало вторым шагом, завершившим обновление нормативных правовых актов, в которых нашла свое отражение новая концепция ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков отдельных руководителей высшей школы.

Постановление № 466 – один из актов, которые были приняты для реализации Закона об образовании в результате переговоров и консультаций, проведенных в рамках рабочих групп при Министерстве образования и науки Российской Федерации при участии Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации. Разработка данного постановления, в которой Профсоюз принял активное участие, продолжалась в течение двух лет [23].

В указанном постановлении, как и планировалось, реализована идея установления работникам сферы образования единой продолжительности и единого порядка предоставления отпусков в зависимости от типа образовательной организации, в которой они работают, а также от отнесения должности, которую они занимают, к той или иной категории. Единый подход обеспечивается, в том числе за счет связи норм постановления № 466 с Номенклатурой должностей, а также одного для всех руководителей условия предоставления отпуска увеличенной продолжительности. Новшеством является также и то, что право на отпуск увеличенной продолжительности больше не увязывается с условием осуществления отдельными руководителями сферы образования педагогической работы.

На основании пункта 2 раздела III приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 № 466 руководителям, должности которых указаны в подразделе 1 раздела II Номенклатуры должностей, предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней. В соответствующем подразделе Номенклатуры должностей перечислены наименования пяти должностей, относящихся к категории руководителей. В этом перечне наряду с должностями руководителей образовательных организаций, в том числе высшего образования, присутствует должность президента. При этом по смыслу статей 26 и 51 Закона об образовании президент не входит в состав органов управления образовательной организацией высшего образования.

Примечательно, что к руководителям образовательной организации президент отнесен и в проекте соответствующего профессионального стандарта [24]. В проекте профессионального стандарта его трудовая функция представлена несколько шире, чем в разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н [25] (далее – квалификационный справочник).

Вместе с тем из содержания статьи 51 Закона об образовании явственно следует, что правом на ежегодный основной оплачиваемый отпуск увеличенной продолжительности наделен только руководитель образовательной организации. В отношении президента образовательной организации высшего образования далее по тексту статьи аналогичная оговорка отсутствует. Получается, что президент получил право на отпуск увеличенной продолжительности исключительно на уровне подзаконного акта, а это уже противоречит ТК РФ.

В соответствии с пунктом 3 раздела III приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 466 правом на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней обладают руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II Номенклатуры должностей. Данный подраздел Номенклатуры должностей частично воспроизводит положения квалификационного справочника. В подразделе представлены как конкретные, так и обобщающие наименования должностей.

Предполагается, что наименование должности в штатном расписании образовательной организации и наименование должности в Номенклатуре должностей должны соответствовать друг другу, но это не всегда реализуемо. В качестве примера можно привести несколько должностей из рассматриваемого перечня, которые при определении права на отпуск увеличенной продолжительности могут повлечь дополнительные вопросы.

Так, во многих государственных образовательных организациях сохранилась практика указания в наименованиях должностей проректоров курируемых ими направлений деятельности. Хотя в 2011 году квалификационный справочник закрепил наименование должности вполне определенно – «проректор». Номенклатура должностей дополнительно ввела должность первого проректора. Если в образовательной организации присутствует многообразие в наименовании должностей проректоров и даже помощников ректоров (проректоров), что встречается намного реже, применять постановление № 466 будет весьма затруднительно.

Представляется, что образовательным организациям разумно придерживаться единообразия и привести свою штатную структуру в соответствие с нормативными правовыми актами. Косвенно в пользу того, что ставший традиционным в высшей школе подход к наименованию должностей проректоров следует скорректировать, говорит приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 217н [26], в котором должность помощника ректора (проректора) закреплена так, как она звучит в квалификационном справочнике, без уточнений.

Целесообразным видится определять содержание трудовой функции работников, занимающих должности проректоров, помощников ректоров (проректоров), с учетом положений квалификационных справочников и профессиональных стандартов единообразно в их должностных инструкциях, а конкретные направления деятельности и соответствующие полномочия закреплять приказом. Для таких должностей трудовая функция, как правило, строится по принципу делегирования. Более трудозатратным, но допустимым может быть вариант закрепления конкретных направлений деятельности и полномочий в должностных инструкциях, являющихся приложениями к трудовым договорам [27].

Такой подход к наименованию должности и определению содержания трудовой функции справедлив и в отношении советника при ректорате, если наименование этой должности по каким-то причинам уточняется в штатном расписании образовательной организации, исходя из содержания тех трудовых действий, которые осуществляются работником.

При реализации постановления № 466 много вопросов могут вызвать должности руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения и его заместителя. «Руководитель структурного подразделения» – обобщающая категория, а не конкретное наименование должности. В скобках представлены конкретные наименования должностей руководителей структурных подразделений, перечень заявлен закрытым. Возникают как минимум два взаимосвязанных вопроса: следует ли при определении у работника права на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск руководствоваться принципом точного соответствия его должности указанным наименованиям должностей и может ли в наименовании должности присутствовать (полностью или частично) указание на наименование структурного подразделения, возглавляемого работником. Например, «директор» и «директор филиала», «заведующий сектором» и «заведующий сектором методической работы».

Обобщающая категория «руководитель структурного подразделения» перенесена в Номенклатуру должностей из квалификационного справочника. Вместе с тем квалификационный справочник закрепил и конкретные наименования должностей, которые относятся к категории руководителей. Например, в квалификационном справочнике присутствуют такие должности, как директор (начальник, руководитель) студенческого дворца культуры, директор (руководитель, заведующий) издательства учебной литературы и учебных пособий и др. Если сравнить описание должностных обязанностей, предлагаемое квалификационным справочником, то разделение в принципе объяснимо. В рассматриваемой ситуации возникает еще один вопрос: выпадают или нет данные должности из перечня тех, которые подлежат оценке при определении права на отпуск увеличенной продолжительности, поскольку в Номенклатуре должностей они отдельно не указаны.

В статье 27 Закона об образовании закреплено, что образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности. В связи с этим думается, что для Номенклатуры должностей целенаправленно было выбрано обобщающее наименование должности «руководитель структурного подразделения», включающее в себя все возможные варианты. Поэтому при реализации норм постановления № 466 следует применять расширенное толкование, несмотря на закрытый перечень наименований должностей. Иное подразумевает заведомую невозможность адекватной реализации положений данного акта об отпусках. Расширенное толкование сегодня позволит снять блокирующую составляющую и создать условия для реального использования нормативных положений.

В образовательных организациях, структура которых представлена такими учебными подразделениями, как институт и факультет, может возникнуть и еще один вопрос. Вопрос связан с указанными ранее моментами и одновременно усложнен определенными обстоятельствами. Речь идет о должности заместителя директора института, заместителя декана факультета и заместителя заведующего кафедрой.

Должность «директор института» в 2011 году квалификационным справочником, в 2013 году Номенклатурой должностей отнесена к должностям педагогических работников, которые в свою очередь относятся к профессорско-преподавательскому составу образовательной организации высшего образования. Тем самым пополнился перечень должностей академических администраторов [28], которые совмещают управленческую и педагогическую деятельность. Трудовая функция таких работников неоднородна, что влечет противоречия и сложности в управлении их трудом и регулировании трудовых отношений. Единственным на сегодня способом определить границы между управленческой и педагогической деятельностью является установление доли последней в структуре трудовой функции посредством конкретного размера учебной (преподавательской) работы (часов учебной нагрузки).

Квалификационный справочник, равно как и Номенклатура должностей не предусматривают должности заместителей декана факультета, директора института и заведующего кафедрой. Профессиональный стандарт по рассматриваемым должностям пока отсутствует.

В соответствии со статьей 144 ТК РФ системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях предполагают, что при составлении штатного расписания и установлении окладов (должностных окладов) в обязательном порядке должны учитываться положения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов. Обязанность, например, федеральных государственных учреждений придерживаться положений квалификационных справочников или профессиональных стандартов предусмотрена и постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 [29]. Позднее Закон об образовании установил единое для всех образовательных организаций правило найма персонала всех категорий – соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Вступили в силу и соответствующие поправки в ТК РФ.

В соответствии с общими положениями квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих должности заместителей руководителей признаются производными от базовых должностей соответствующих руководителей. Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей. Применив это правило к заместителям директоров институтов, деканов факультета и заведующих кафедрами, образовательная организация расширит перечень должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, со всеми вытекающими из этого последствиями, что, как уже отмечено, Номенклатурой должностей не предусмотрено. Кроме того, если практика делегирования управленческой составляющей трудовой функции является устоявшейся, то в отношении педагогической составляющей имеются определенные сомнения.

Перечисленные обстоятельства дают основание сомневаться в допустимости наличия заместителей у академических администраторов, к которым относятся по смыслу анализируемых нормативных правовых актов, декан факультета, директор института и заведующий кафедрой. Если должности заместителей присутствуют в штатном расписании, то, вероятно, у образовательной организации имеются сложности с разграничением образовательного процесса от процессов, которые его сопровождают. В большинстве случаев в этом нет прямой вины самой образовательной организации. Так сложилось либо исторически, либо вызвано тем, что академический администратор все больше приобретает черты профессионального управленца, нежели педагога-организатора, вынужденного работать в условиях многозадачности и как следствие возрастающей интенсивности. В таких условиях наличие заместителей становится острой необходимостью.

В отношении таких должностей, как заместитель декана факультета, заместитель директора института, заместитель заведующего кафедрой, имеет смысл пересмотреть штатное расписание образовательной организации или исходить из того, что относить данную должность к категории заместителей руководителей структурных подразделений. Относить должности заместителей академических управленцев к должностям профессорско-преподавательского состава и на этом основании предоставлять работникам ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск не представляется возможным в силу положений Номенклатуры должностей, где перечень соответствующих должностей вполне однозначно определен.

В ответах на вопросы, заданные в частном порядке, Департамент государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации подтверждает озвученные доводы. Так, по мнению Минобрнауки России должности ученый секретарь совета, начальник учебно-методического управления, начальник научно-исследовательского сектора, директор учебного или научного центра, начальник отдела аспирантуры, заведующий отделением довузовской подготовки, директор библиотеки, начальник управления по внеучебной работе, заместитель декана факультета, заместитель директора института в Номенклатуре должностей указаны в подразделе 2 раздела II [30]. Минобрнауки России считает, что все эти должности могут и должны рассматриваться при определении права на отпуск увеличенной продолжительности.

Одновременно с этим позиция Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации относительно того, что направление (направления) работы заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений и их заместителей в обязательном порядке должны содержаться непосредственно в наименованиях их должностей [31], видится спорной. Во-первых, в силу условий построения системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях это не всегда возможно. Во-вторых, в некоторых случаях вряд ли реально, особенно, если опираться на Номенклатуру должностей, сформированную с учетом положений Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов [32], с целью единообразного применения на территории России наименований должностей во всех образовательных организациях независимо от их организационно-правовой формы.

Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II Номенклатуры должностей, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 466 наделяются правом на отпуск увеличенной продолжительности при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью. Предоставление отпуска увеличенной продолжительности руководителям сферы образования под таким условием не является новшеством. В отношении некоторых руководителей отдельных образовательных учреждений схожее условие предоставления отпуска было закреплено в постановлениях Правительства Российской Федерации № 1052 и № 724. Сформулировано оно было так: отпуска увеличенной продолжительности предоставляются заместителям руководителей образовательных учреждений и руководителям структурных подразделений образовательных учреждений «в случае, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой».

В условии предоставления отпуска, которое определено в постановлении № 466, вернее в его формулировке так же, как и в наименовании должностей, имеются свои нюансы. Речь идет, во-первых, о правильности прочтения текста с учетом знаков препинания и союзов, а, во-вторых, о толковании используемых понятий и оборотов.

Условие предоставления отпуска сформулировано таким образом, что в нем присутствуют как знаки препинания – запятые, так и союзы – и (или). Прочитать текст можно так, что он будет иметь как минимум три совершенно разных значения. В одном случае смысл условия будет заключаться в том, что деятельность руководителей должна быть связана с руководством одним из предложенных направлений. В другом случае их деятельность должна быть связана с руководством всеми предложенными направлениями в совокупности, выбор допускается только между научной и творческой деятельностью, поскольку между ними употреблена конструкция из союзов и (или). В третьем случае деятельность руководителей должна быть связана с руководством образовательной и научной деятельностью либо с творческой, научно-методической и методической деятельностью.

Опираясь на грамматическое толкование, представляется, что формулировка «деятельность, связанная с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью» предполагает, что право на отпуск увеличенной продолжительности возникает у лиц, которые осуществляют деятельность, связанную с руководством всеми перечисленными направлениями деятельности образовательной организации в совокупности. Выбор возможен только между научной и творческой деятельностью. Запятые, используемые в тексте условия предоставления отпуска, несут смысловую нагрузку союза «и».

Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, комментируя постановление № 466, придерживается иной точки зрения и полагает, что «должностные инструкции руководителей, указанных в подразделе 2 раздела II Номенклатуры должностей, должны содержать перечень обязанностей, связанных с перечисленными направлениями деятельности (одному или нескольким направлениям)» (знаки препинания в цитате проставлены автором) [31]. Возможно, при формулировании условия именно такой смысл в него и предполагалось вложить, но, к сожалению, думается, что он по факту получился иным.

Правильное прочтение текста условия имеет существенное значение, поскольку сужает или расширяет круг руководителей высшей школы, которым может быть предоставлен отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Пока не сформировалась устойчивая практика применения постановления № 466, выбор придется делать самой образовательной организации. Не исключено, что по этому поводу могут быть высказаны критические замечания, но это лишь еще раз подтверждает тот факт, что формулировка условия неудачна.

Оборот «деятельность связана с руководством» играет важную роль в анализируемой формулировке условия предоставления отпуска увеличенной продолжительности. В данном обороте интерес вызывает слово «руководство». Как правило, «руководить» и «управлять» считаются синонимичными глаголами [33]. В нормативных положениях встречаются и тот, и другой глагол. Представляется, что руководить можно только людьми (слово образовано от словосочетания «водить за руку», а не от словосочетания «руками водить»), а управлять – проектами, ресурсами, процессами. Противоречий в этом нет, просто слово оценивается с другого ракурса и имеет в связи с этим другую окраску.

В соответствии со статьей 26 Закона об образовании управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель, который осуществляет текущее руководство ее деятельностью. В рамках полномочий и компетенции, определенных уставом, управление образовательной организацией также осуществляют коллегиальные органы.

Согласно статье 51 Закона об образовании права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации. Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации. Примечательно, что указанные в Законе об образовании виды деятельности не совпадают с теми, которые указаны в постановлении № 466.

Положения Закона об образовании нашли свое отражение в макетах уставов, предложенных образовательным организациям высшего образования, подведомственным Министерству образования и науки Российской Федерации, в качестве основы для приведения в соответствие с нормативными правовыми актами их учредительных документов (письмо от 28.05.2015 № ЕТ-651/10). Есть основания полагать, что в реальных учредительных документах присутствует единообразие в большей части их положений, поэтому для достижения цели исследования допустимо опереться на данные макеты.

В соответствии с текстом макета устава бюджетного образовательного учреждения высшего образования Ученый совет осуществляет общее руководство образовательным учреждением, а ректор – текущее руководство. Конференция работников и обучающихся, как коллегиальный орган управления, в силу своей относительно не широкой компетенции принимает опосредованное участие в управлении образовательной организацией.

Ученый совет, как коллегиальный орган управления, в силу природы деятельности не может передавать свои полномочия отдельным работникам образовательного учреждения, но вправе наделять соответствующими функциями структурные подразделения посредством принятия решения об их создании и утверждения положений о них, что в свою очередь обусловливает компетенцию, полномочия и ответственность руководителей подразделений.

Ректор имеет возможность делегировать осуществление отдельных полномочий проректорам и другим работникам. Согласно предложенному Министерством образования и науки Российской Федерации макету в уставе образовательного учреждения может быть закреплено, что руководство отдельными направлениями его деятельности осуществляется проректорами. Распределение обязанностей между проректорами, их полномочия и ответственность устанавливаются приказом ректора. Проректоры несут ответственность перед ректором за состояние дел порученных им направлений работы.

Особым статусом обладают лица, занимающие в образовательном учреждении высшего образования должность президента. В макетах уставов Министерством образования и науки Российской Федерации полномочия и компетенция президента, как лица принимающего участие в управлении образовательным учреждением, представлены по аналогии с квалификационным справочником. Следует отметить, что указанная деятельность согласно макетам уставов осуществляется президентом по согласованию с ректором. Несмотря на то, что отсутствуют прямые правовые ограничения, в силу природы статуса, компетенции и полномочий возможность делегировать последние у президента отсутствует.

Структурные подразделения и отдельные лица, как правило, занимающие должности, которые относятся к категории руководителей, обеспечивают осуществление деятельности образовательной организации (следует из макетов уставов). Статус, функции, полномочия и ответственность структурных подразделений определяются в положениях о них. Компетенция, полномочия и ответственность руководителей структурных подразделений и отдельных лиц, занимающих должности, которые относятся к категории руководителей, определяются локальными нормативными актами, должностными инструкциями и трудовым договором. Согласно положениям статей 47 и 52 Закона об образовании наличие должностных инструкций по соответствующим должностям в образовательной организации обязательно.

Таким образом, руководство и управление деятельностью образовательной организации осуществляет ограниченный круг субъектов, которые обладают соответствующей компетенцией, наделены полномочиями по принятию решений, а субъекты, которые относятся к лицам, занимающим отдельные должности, также несут персональную ответственность за результаты принятых решений. Лица, которые осуществляют руководство деятельностью образовательной организации, определены, для них не предусмотрены какие-либо дополнительные условия (положение, приказ и т.д.). Речь идет о ректоре и президенте. Правда, в отношении президента в квалификационном справочнике, в проекте профессионального стандарта и макетах уставов применяется оборот «участие в управлении», нежели руководство. Руководство той или иной деятельностью все же предполагает наличие соответствующих компетенции, полномочий и ответственности за принятые решения.

Деятельность руководителей структурных подразделений и отдельных лиц, как правило, занимающих должности, которые относятся к категории руководителей, может быть только связана с деятельностью по руководству отдельными направлениями работы. Все лица, занимающие должности руководителей, могут иметь отношение к руководству деятельностью образовательной организации, если это закреплено в Уставе, положении о структурном подразделении, приказе, должностной инструкции, других локальных актах и документах и (или) трудовом договоре. Другими словами, им в установленном порядке должны быть делегированы соответствующие полномочия, они должны иметь возможность принимать соответствующие решения под свою ответственность. Иначе их работа просто направлена на обеспечение деятельности образовательной организации и никакой связи с руководством не имеет.

Этот довод поддерживается положениями проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации». В проекте профессионального стандарта предусмотрено пять обобщенных трудовых функций. По каждой их них трудовые функции и трудовые действия, а также их совокупность могут выполняться лицами, занимающими должности первого проректора, проректора, заместителя руководителя (директора, заведующего и начальника), руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения, заместителя руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения, руководителя (заведующего) учебной (производственной) практикой в порядке делегирования им полномочий.

Оборот «деятельность связана с руководством» может быть интерпретирован и по-другому. Так, связанной с руководством можно назвать деятельность, сопровождающую реализацию руководящих, управленческих функций. Представляется, что связь в данном случае возникает не в силу делегирования полномочий, а в силу природы трудовой функции по соответствующей должности. В данном контексте могут рассматриваться должности помощника ректора (проректора), советника при ректорате, старшего мастера, ученого секретаря совета (образовательной организации, факультета (института)). Насколько правильны эти размышления, однозначно судить сложно, они более абстракты и не подкрепляются конкретными нормативными положениями.

При толковании условия предоставления отпуска увеличенной продолжительности, закрепленного в постановлении № 466, можно исходить и из более узкого понимания направлений деятельности. Направления деятельности, поскольку никаких уточнений в постановлении № 466 нет, можно и не увязывать с направлениями деятельности образовательной организации, а ограничиться рамками той работы, которая определена для конкретного руководителя, руководство которой он осуществляет в силу своего статуса по определению. Смысл рассматриваемого условия в таком случае становится близок к смыслу того условия, формулировка которого была закреплена в постановлениях Правительства Российской Федерации № 1052 и № 724. Разные масштабы деятельности в данном случае не умоляют требования к реальным полномочиям и ответственности по должности руководителя. Однако, при таком подходе велик риск свести перечисленные направления деятельности к простым обеспечительным действиям, которые могут иметь отношение к образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельности лишь постольку, поскольку они ее сопровождают.

Образовательным организациям рекомендуется, как по причине сложности, так и по причине объемности работы, не отдавать соответствующее решение на откуп одному работнику или даже структурному подразделению. Для проведения соответствующей работы с уставом, штатным расписанием, положениями о структурных подразделениях, должностными инструкциями, приказами о делегировании (распределении) полномочий, трудовыми договорами предлагается создать комиссию. В состав этой комиссии должны войти и представители работников. Решение комиссии может быть обсуждено на заседании коллегиального органа управления образовательной организации и утверждено ее руководителем. Это позволит выработать и в последующем придерживаться единообразной позиции, особенно в условиях некоторой правовой неопределенности нормативных предписаний. Образовательным организациям следует иметь в виду, что целесообразно разработать алгоритм последующего принятия соответствующих решений, потому что их организационная и штатная структуры, а также управленческая политика могут подвергаться изменениям. Следовательно, ранее сформированный перечень должностей руководителей потребует пересмотра.

Относительно определения момента (даты, события), с которого у работников, занимающих должности руководителей, возникает право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней можно высказать следующие соображения. Если после анализа документов образовательной организации, которые ранее перечислялись, будет возможным однозначно определить перечень соответствующих должностей, то датой возникновения права на отпуск будет дата вступления в юридическую силу постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 № 466, что соответствует правилам исчисления сроков, с которыми связывается возникновение прав и обязанностей в сфере труда. Соответственно продолжительность отпуска у каждого работника будет рассчитываться с 26.05.2015 пропорционально фактически отработанному за этот период времени с соответствующей продолжительностью отпуска в рабочем периоде.

Если образовательная организация придет к выводу, что содержание имеющихся документов не позволяет однозначно определить перечень должностей руководителей, которым может быть предоставлен отпуск увеличенной продолжительности, то момент возникновения права на отпуск следует связывать с датой принятия (утверждения) соответствующих документов или внесения изменений и дополнений в уже существующие документы. Исключением может стать только то, что поправки могут носить технический, а не содержательный характер. Это также справедливо в отношении тех случаев, когда впоследствии тем или иным работникам, занимающим должности руководителей, будут делегированы соответствующие полномочия.

На счет определения момента, с которого у работника возникает право на отпуск увеличенной продолжительности в соответствии с постановлением № 466, а также оценки его трудовой деятельности уже высказано судебное мнение [34]. Выводы суда расходятся с теми, которые озвучены в настоящем исследовании. Суд поддержал истца, претендующего на отпуск увеличенной продолжительности за рабочий год, который истек к моменту вступления в силу постановления № 466. Представляется, что суд выразил свое мнение, абстрагировавшись от предмета спора, поэтому по факту и получилось, что правильные, по сути, выводы суда не соотносятся с необоснованным требованием истца. Анализируя должностную инструкцию заместителя директора филиала по учебной работе, суд пришел к выводу, что работа истца «связана с руководством образовательной, творческой, научно-методической, методической деятельностью, а также педагогической деятельностью». Это явилось достаточным основанием для признания за истцом права на отпуск увеличенной продолжительности.

V. Заключение

Итак, предлагаемое сегодня правовое решение в отношении ежегодных основных оплачиваемых отпусков увеличенной продолжительности, предоставляемых некоторым руководителям высшей школы, сложно признать продуманным и потому эффективным. Многоступенчатость правового регулирования, огромное количество вопросов по наименованию должностей, интерпретации условия предоставления отпуска не будут способствовать адекватной реализации нормативных положений. Вместе с тем подобные правовые решения, безусловно, дисциплинируют, ориентируя на повышение качества организационной и штатной структуры, на эффективную управленческую политику. Готовность сферы труда к таким решениям можно оценить только по истечении какого-то времени.

Вызывающим критические замечания по социальным соображениям, но не менее важным с точки зрения оценки эффективности норм, можно назвать аспект целесообразности предоставления отпуска увеличенной продолжительности широкому кругу руководителей высшей школы. Во-первых, действительно ли это рационально, в том числе с точки зрения увеличения затрат работодателей. Во-вторых, насколько реально отпуска будут востребованы и использованы по своему назначению, работники будут пользоваться правом на компенсацию части отпуска, которая превышается 28 календарных дней. В совокупности с дополнительными оплачиваемыми отпусками продолжительность времени ежегодного отдыха работника может быть весьма значительной. В таких условиях неизбежен целенаправленный уход работодателя от соблюдения нормативных положений.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.