Статья 'Сексуальное образование в системе международно-правовых гарантий прав и свобод человека' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

Сексуальное образование в системе международно-правовых гарантий прав и свобод человека

Горян Элла Владимировна

ORCID: 0000-0002-5962-3929

кандидат юридических наук

доцент, Владивостокский государственный университет

690014, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41, каб. 5502

Gorian Ella

PhD in Law

Associate Professor, Vladivostok State University

690014, Russia, Primorsky Krai, Vladivostok, Gogol str., 41, office 5502

ella-gorjan@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-7136.2016.9.20240

Дата направления статьи в редакцию:

29-08-2016


Дата публикации:

06-09-2016


Аннотация: Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере обеспечения прав и свобод человека. Исследованы международно-правовые документы, закрепляющие право на сексуальное образование как гарантию прав и свобод человека. Сексуальное образование рассматривается как гарантия охраны и защиты прав детей, женщин и девочек, а также мигрантов. Особо выделена роль сексуального просвещения при обеспечении прав и свобод человека в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД. Подчеркивается необходимость использования целостного подхода к образованию, основанного на понимании сексуальности как области потенциала человека. Исследуется роль корпоративного сектора и общественных, в частности, религиозных организаций в обеспечении сексуального образования как гарантии прав и свобод человека. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Использование этих методов имело комплексный характер. В результате исследования были получены следующие выводы. Во-первых, право на сексуальное образование имеет каждый индивид, вне зависимости от возраста и пола, но только в отношении детей и женщин ввиду их уязвимости устанавливаются дополнительные гарантии его реализации. Международные стандарты предусматривают активное взаимодействие государственных органов, общества, образовательных учреждений и родителей в обеспечении этого права. Сексуальное образование направлено на обеспечение целого ряда прав и свобод человека, нарушение которых приводит к ранним беременностям, детской и материнской смертности, гендерному насилию, сексуальной эксплуатации, распространению ВИЧ-инфекции и проч. Международные стандарты сексуального образования разрабатываются авторитетными международными организациями с участием всемирно признанных экспертов разных научных специальностей (медицины, психологии, педагогики, социологии, статистики и проч.) с применением доказательственных (evidence-based) методов, что делает их эффективным средством обеспечения прав человека.


Ключевые слова:

права человека, гарантии, сексуальное образование, мигранты, дискриминация, профсоюз, гендер, права ребенка, насилие, ВИЧ/СПИД

Abstract: The research object is social relations in the sphere of human rights and freedoms ensuring. The author studies international legal instruments providing the right to sex education as a personal rights and freedoms guarantee. Sex education is considered as a guarantee of children’s, girls, women’s and migrants’ rights protection. The author emphasizes the role of sex education for combating HIV/AIDS, outlines the necessity to apply the comprehensive approach to education based on the understanding of sexuality as a sphere of human potential. The author studies the role of a corporate sector and social, particularly, religious, organizations for ensuring sex education as a human rights and freedoms guarantee. The author applies the set of general scientific methods (system-structural, formal-logical and hermeneutical) and special methods of jurisprudence (comparative-legal and formal-legal). They are used as a complex. The author comes to the following conclusions. Each person possesses the right to sex education regardless of his or her age and sex, and women and children have special guarantees of its enjoyment due to their vulnerability. International standards provide for an active cooperation of state bodies, the society, educational institutions and parents in the implementation of this right. Sex education is aimed at guaranteeing a whole range of human rights and freedoms, the violation of which leads to teenage pregnancies, infant and maternal mortality, gender violence, sexual exploitation and the spread of HIV. International sex education standards are developed with the involvement of internationally recognized experts in various fields of science (medicine, psychology, pedagogics, sociology, statistics, etc.) with the help of evidence-based methods making them an effective instrument of human rights ensuring. 


Keywords:

human rights, guarantees, sex education, migrants, discrimination, trade union, gender, rights of a child, violance, HIV/AIDS

Права и свободы человека и гражданина являются одним из наиважнейших достижений человечества. Международное сообщество устанавливает минимальные стандарты прав человека, уделяя особое внимание уязвимым категориям населения, для обеспечения прав которых предусматриваются дополнительные гарантии. К таким категориям относятся женщины, девочки, дети, лица с ограниченными возможностями, мигранты, беженцы, разные меньшинства, ВИЧ-инфицированные лица и проч.

Гарантированность в доктринальном смысле является неотъемлемым свойством любого субъективного права. Данному вопросу посвящено немало работ как общетеоретического, так и отраслевого характера (см., например, работы таких ученых как А.А. Богомолов, Н.В. Витрук, Д.Х. Валеев, О.Н. Коршунова, А.С. Мордовец и др.). Не вдаваясь в дискуссии по поводу точного определения термина «гарантии прав и свобод», согласимся с исследователями, которые определяют их как «условия, средства, способы, факторы, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного осуществления» [1, с. 139].

Сексуальное образование считается краеугольным камнем обеспечения прав уязвимых категорий населения, в частности женщин и детей. К сожалению, в отечественной науке данной проблеме уделяется недостаточно внимания. Это связано, прежде всего, с тенденцией перевода обсуждения проблемы из педагогической сферы в сферу политическую – место противоборства между либералами и традиционалистами, сторонниками и противниками свободы индивидуального (экзистенциального) репродуктивного выбора [2, с. 57]. По мнению последних, сексуальное образование приведет к уничтожению «русского архетипа и менталитета» [2, с. 56]. «Стыд», «целомудрие», «воздержание», «духовность» как традиционные ценности русской культуры противопоставляются «сексуальной разнузданности», «агрессивности», «технологизации и бездуховности сексуальных отношений» культуры западной [3; 4]. Однако научные исследования доказывают ложность подобных утверждений [5; 6; 7].

Подобный искусственный перенос обсуждения сексуального образования из педагогической, социологической или юридической плоскости в политическую подтверждает гендерную теорию социального конструирования пола и сексуальности, властных интенций контроля над сексуальностью со стороны государства, церкви и др., но в то же время сопротивление, оказанное самой идее своевременного и квалифицированного сексуального просвещения молодежи и подростков, заблокировало возможность современного подхода к вопросу полового воспитания школьников в целом [2, с. 57-58]. Однако сексуальное образование должно охватывать не только детей, но и взрослых, поскольку они априори в детстве не получали таких знаний. Поэтому право на сексуальное образование должно обеспечиваться не только в отношении детей, но и в отношении всех категорий населения.

В зарубежной науке вопросы использования сексуального образования как международной гарантии прав человека обсуждаются достаточно активно [8; 9; 10; 11; 12; 13; 14], международные правительственные и неправительственные организации разрабатывают программы и методики образования, позволяющие осуществлять сексуальное образование с учетом региональных и культурных особенностей, усиленно привлекая религиозные и общественные организации, органы власти и частный сектор. Реальные результаты такого образования – снижение количества подростковых беременностей, уровня эпидемии ВИЧ/СПИД, эффективная борьбы с насилием в отношении женщин и сексуальной эксплуатации и проч. Все вышеуказанное и объясняет актуальность исследования.

Нормы традиционной культуры одобряют мужской промискуитет, в то время как сексуальность женщин постыдна, запретна и подавлена. Девочки стигматизируются в выражении своей сексуальности и реализации своих сексуальных и репродуктивных прав [15]. Часто они не могут настоять на использовании партнерами средств контрацепции, что приводит к незапланированным беременностям и заболеваниям, передающимся половым путем. Сексуальное образование может быть действенным средством для развенчания негативных культурных норм и изменения гендерных отношений [14]. Кроме того, сексуальное образование может стать частью стратегии по борьбе с гендерно ориентированным насилием – одной из самых пагубных форм дискриминации в отношении женщин. В основе такого насилия как раз и лежат гендерно неравноправные отношения. Сексуальное образование делает акцент на праве девочек и женщин на телесную неприкосновенность и автономию, учит правилам сексуального согласия и поощряет молодежь критически осмысливать гендерные отношения. Сексуальное образование должно ориентироваться на права человека, в таком случае оно будет действенным средством ликвидации гендерно ориентированного насилия [14].

Подход в образовании, ориентированный на права человека, поднимает вопросы коллизии прав родителей и детей на религиозную свободу и убеждения с гендерным равенством и другими правами человека, которые обеспечиваются сексуальным образованием. Прецедентное право Европейского суда по правам человека [16] однозначно оставляет на усмотрение государств возможность устанавливать исключения для сексуального образования, основанные на религии, для обеспечения навыков самостоятельного принятия решений и безопасности ребенка. Аналогично в Великобритании и ЮАР прецедентное право запрещает делать исключения, основанные на религии, для нарушения запрета телесных наказаний. Судьи в соответствующих решениях отметили, что достоинство, безопасность и равенство детей стоят выше, чем религиозная свобода и свобода убеждений [14].

Защита права человека на всестороннее сексуальное просвещение имеет особое значение для гарантирования женщинам права на жизнь без насилия и дискриминации по признаку пола с учетом исторически неравного распределения властных полномочий между мужчинами и женщинами [17].

В преамбуле Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. [18] была подчеркнута необходимость изменить традиционную роль как мужчин, так и женщин в обществе и в семье для достижения полного равенства между мужчинами и женщинами.

Статья 5 уточняет, что для достижения подлинного равенства необходимо осуществить изменения на ином уровне, так как обеспечения юридического равенства женщин недостаточно. Для этого государствам следует принять все соответствующие меры с целью изменения социальных и культурных моделей поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин. Среди таких мер конвенция предлагает, помимо всего прочего, 1) устранение любой стереотипной концепции роли мужчин и женщин на всех уровнях и во всех формах обучения путем пересмотра учебных пособий и школьных програм и адаптации методов обучения (ст. 10(с)); 2) предоставление доступа к специальной информации образовательного характера в целях содействия обеспечению здоровья и благосостояния семей, включая информацию и консультации о планировании размера семьи (ст. 10(h)).

Отдельной нормой конвенция обязывает государства обеспечить гарантии одинаковых прав мужчин и женщин свободно и ответственно решать вопрос о числе детей и промежутках между их рождениями и иметь доступ к информации, образованию, а также средствам, которые позволяют им осуществлять это право (ст. 16(е)).

Очень важно, что в Декларации об искоренении насилия в отношении женщин 1993 г. отображен тезис о недопустимости государств ссылаться на любые обычаи, традиции или религиозные мотивы для уклонения от выполнения своих обязательств в отношении искоренения насилия в отношении женщин (ст. 4) [19], и содержится призыв к государствам принимать все необходимые меры, особенно в области образования, в целях изменения социальных и культурных моделей поведения мужчин и женщин и искоренения предрассудков, обычаев и другой практики, основанных на идеях неполноценности или превосходства одного из полов или на стереотипных представлениях о роли мужчин и женщин (ст. 4(j)).

О важности образовательных программ для девочек в сфере сексуального и репродуктивного здоровья было указано на четвертой Конференции по положению женщин 1995 г. и закреплено в ее заключительных документах: Пекинской декларации и Платформе действий [20].

В Пекинской декларации был изложен призыв к государствам обеспечивать женщинам и мужчинам равный доступ к образованию и медицинской помощи и равное отношение к ним в этих сферах и добиваться улучшения полового и репродуктивного здоровья женщин, а также повышения их образовательного уровня (п. 30). Был отмечен тенденциозным в гендерном отношении характер учебных программ, которые не учитывают конкретные потребности девочек и женщин. Как следствие, отсутствие сексуального воспитания и просвещения по вопросам репродуктивных функций репродуктивного здоровья имеет глубокие последствия для женщин и мужчин (п. 74).

Платформа устанавливает стратегические цели на пути решения проблем, определяя виды деятельности, которые должны осуществляться правительствами государств, акцентируя внимание на 1) осуждении насилия в отношении женщин и отказе от ссылок на любые обычаи, традиции или религиозные мотивы в целях уклонения от выполнения своих обязательств в отношении его искоренения (п. 124(а)); 2) принятии всех необходимых мер, особенно в области образования, в целях изменения социальных и культурных моделей поведения мужчин и женщин и искоренении предрассудков, обычаев и любой другой практики, основанных на идеях неполноценности или превосходства одного из полов или на стереотипных представлениях о роли мужчин и женщин (п. 124(k)).

Особого внимания, по мнению международного сообщества, заслуживает такая социальная группа, как девочки: будучи наиболее уязвимой частью женского населения, они во многих странах подвергаются дискриминации, начиная с самого раннего возраста, в детстве и достигнув совершеннолетия. Это связано с культурными и социальными причинами: 1) калечащие операции на женских половых органах; 2) предпочтение сыновей - что приводит к умерщвлению новорожденных девочек и выбору пола ребенка до рождения и женскому инфантициду; 3) ранние браки, включая браки в детском возрасте; 4) насилие в отношении женщин; 5) сексуальная эксплуатация, половое принуждение; 6) дискриминация в отношении девочек при распределении продовольствия и другие виды практики, влияющие на здоровье и благополучие.

Платформой была установлена стратегическая цель - разработка недискриминационных подходов к образованию и профессиональной подготовке (B. 2), для достижения которой правительства и органы просвещения должны устранять юридические и социальные барьеры на пути полового воспитания и просвещения по вопросам гигиены половой жизни в рамках программ формального образования в области охраны здоровья женщин (п. 83(k)), особо уделив внимание недопущению таких последствий как нежелательная беременность, распространение венерических заболеваний, особенно ВИЧ/СПИД, и таких явлений, как сексуальное насилие и половые домогательства (п. 83(l)).

Для достижения стратегической цели усиления профилактических программ, направленных на укрепление здоровья женщин (С. 2), правительства в сотрудничестве с неправительственными организациями, средствами массовой информации, частным сектором и соответствующими международными организациями, включая органы системы ООН, должны признать особые потребности подростков и осуществлять конкретные программы просвещения и предоставления информации по вопросам полового и репродуктивного здоровья и о заболеваниях, передаваемых половым путем, включая ВИЧ/СПИД, с учетом прав ребенка и функций, прав и обязанностей родителей в соответствии с п. 107(е) (п. 107(g)).

Авторы Платформы рекомендуют включать в содержание программ сексуального образования помимо всего прочего следующие вопросы: 1) формирование чувства самоуважения и несение ответственности за свою собственную жизнь; 2) замужество в раннем возрасте; 3) насилие в отношении девочек; 4) калечащие операции на женских половых органах; 5) детская проституция; 6) половое принуждение, изнасилование и инцест (п. 277).

Конвенция о правах ребенка [21] устанавливает право всех детей (определяемых как любое лицо в возрасте до 18 лет) на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, направленным на содействие здоровому физическому и психическому развития ребенка, кроме того государства должны поощрять международное сотрудничество в области подготовки, обмена и распространения такой информации из различных культурных, национальных и международных источников (ст. 17). Кроме того, конвенция обязывает государства-участники развивать просветительную работу и услуги в области профилактической медицинской помощи и планирования размера семьи (ст. 24). Дети имеют право на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме (ст. 29).

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии [22] содержит обязательство государств содействовать повышению осведомленности широких кругов общественности, включая детей, в отношении превентивных мер и вредных последствий преступлений, указанных в протоколе, а именно в отношении:

1) предложения, передачи или получения какими бы то ни было средствами ребенка (ст. 3(а)(i)) с целью: а) сексуальной эксплуатации ребенка, b) передачи органов ребенка за вознаграждение, с) использования ребенка на принудительных работах;

2) неправомерного склонения, в качестве посредничества, к согласию на усыновление ребенка в нарушение применимых международно-правовых актов, касающихся усыновления (ст. 3(а)(ii));

3) предложения, получения, передачи или предоставления ребенка для целей детской проституции (ст. 3(b)) – использования ребенка в деятельности сексуального характера за вознаграждение или любую иную форму возмещения (ст. 2(b));

4) производства, распределения, распространения, импорта, экспорта, предложения, продажи или хранения в сексуальных целях детской порнографии (ст. 3(с)) – любого изображения какими бы то ни было средствами ребенка, совершающего реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия, или любого изображения половых органов ребенка (ст. 2(с)).

Подобное информирование необходимо осуществлять с использованием всех соответствующих средств, просвещения и обучения, а также привлечением общества, в том числе детей и детей-жертв, к участию в таких информационно-просветительских и учебных программах, в том числе на международном уровне (ст. 9).

Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений [23] содержит отдельную статью, посвященную просвещению детей (определяемых как любое лицо в возрасте до 18 лет) (ст. 6). В частности ее положения обязывают государства принимать необходимые законодательные или иные меры, направленные на обеспечение включения в программы начального и среднего школьного образования информации для детей об опасностях, связанных с сексуальной эксплуатацией и сексуальным насилием, а также информации о способах защиты себя, адаптированной к их развивающимся способностям. Такая информация, предоставляемая, при необходимости, во взаимодействии с родителями, дается в более широком контексте полового воспитания, и в ней особое внимание уделяется ситуациям повышенной опасности, в особенности связанным с использованием новых информационных и коммуникационных технологий.

В Пояснительном комментарии к указанной конвенции [24] участники переговоров возложили в первую очередь на родителей как ответственность за просвещение детей в вопросах половой жизни в целом, так и ответственность за риск детей подвергнуться сексуальной эксплуатации или сексуальному насилию. Авторы конвенции предусмотрели случаи, когда родители не способны или не готовы выполнять указанные образовательные и воспитательные функции, например, если они участвуют в совершении насилия над ребенком или когда культурные традиции общества не позволяют открыто обсуждать такие вопросы. Учитывая научно доказанный аргумент о слабой восприимчивости детей определенного возраста к родительским поучениям, авторы конвенции возлагают на государства обязанность обеспечивать в начальной и средней школе просвещение детей в отношении опасности подвергнуться сексуальной эксплуатации и сексуальному насилию и в отношении того, как защитить себя от них и к кому обратиться за помощью. Такая информация должна доводиться до их сведения соответствующими специалистами, прежде всего, школьными (педагогами, врачами, психологами) (п. 58).

В пояснительном комментарии презюмируется совместная ответственность государственных органов, общественности, родителей и образовательных учреждений за привитие детям способностей более эффективно защищать себя от опасностей, связанных с сексуальной эксплуатацией и сексуальным насилием (п. 59).

Формулировка о предоставлении информации «в процессе начального и среднего образования» авторами конвенции выбрана не зря, поскольку не все дети получают образование в стенах учебных заведений. Даже на тех детей, которые получают образование дома, распространяется действие этой конвенции, поэтому информация, о которой идет речь в рассматриваемой конвенции, может предоставляться в контексте неформального образования, что требует взаимодействия с родителями. Из сферы действия конвенции не должны исключаться дети-сироты и дети, в отношении чьих родителей проводится расследование, а также дети, подвергшиеся сексуальному насилию (п. 60).

Учитывая уязвимость детей к сексуальному насилию и эксплуатации с самого раннего возраста, конвенция предусматривает предоставление им просветительской информации в возможно раннем возрасте в соответствующей их возрасту и степени зрелости форме (п. 61).

Как показывают исследования, упомянутые авторами конвенции, предоставление фрагментарной информации о сексуальной эксплуатации и сексуальном насилии вне общего контекста обычного полового воспитания может нанести вред детям. Поэтому такая информация об опасностях сексуальной эксплуатации и насилия должна даваться в общем контексте полового воспитания, не подрывая авторитет взрослых в глазах ребенка и сохраняя их доверие взрослым как социальной группе вообще (п. 62).

Особенностью конвенции является ее внимание к развитию технологий, которое в последнее время происходит особенно быстрыми темпами. Новые информационные и коммуникационные технологии используются злоумышленниками с целью посягательств на детей. Поэтому принципиальное значение имеют образовательные и разъяснительные программы для всех детей о безопасном пользовании такими технологиями (п. 63).

Сексуальное образование важно не только для детей, но и взрослых, особенно женщин, которые уязвимы в социальных и экономических отношениях в том числе в силу причин, обоснованных традиционными культурными нормами. Особенно уязвимы к нарушениям прав человека женщины-мигранты, как внутренние, так и международные, массово задействованные на предприятиях текстильной промышленности, в легком машиностроении, сельском хозяйстве и проч. Такие женщины находятся в самом начале глобальной цепочки создания добавочной стоимости и сталкиваются со множеством проблем, в том числе с сексуальными домогательствами. Работодатели предпочитают нанимать молодых женщин за их быстроту, терпение и ловкость, а также высокую выносливость в монотонных производственных операциях, так необходимые для выполнения трудоемких и монотонных операций. Поэтому они представлены в основном в низкоквалифицированном сегменте, а если заняты в наукоемком производстве, то их заработная плата гораздо меньше, чем у мужчин на той же должности. Правозащитные организации, занимающиеся защитой прав женщин-мигрантов, способствовали появлению и распространению концепции социально осознанного потребления: потребители из развитых стран делают выбор в пользу продукции, произведенной без нарушения прав человека и без причинения ущерба окружающей среде. Некоторые многонациональные компании (далее – МНК) обратили внимание на такую зависимость, а также на растущие финансовые издержки из-за расходов на ВИЧ-инфицированных работников, и начали кампанию за корпоративную ответственность за обеспечение прав работников своих предприятий.

В мае 2011 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) издала обновленные Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий - рекомендации по ответственному ведению бизнеса в контексте глобализации (далее – Принципы) [25]. Согласно этому документу МНК, осуществляющие деятельность в государствах-членах ОЭСР, обязаны осуществлять «должную осмотрительность» для соблюдения ими и их поставщиками согласованных стандартов «надлежащего корпоративного поведения» (good corporate behavior), в частности: 1) уважать права человека, то есть они должны избегать ущемления прав человека и других лиц и должны рассматривать негативные воздействия прав человека на лица, с которыми они ведут деятельность; 2) в рамках своей деятельности не вызывать или способствовать негативному воздействию на права человека и предотвращать такое воздействие, когда оно происходит; 3) искать пути для предотвращения или смягчения негативного воздействия на права человека, которое возникает непосредственно в результате их хозяйственной деятельности, продукции или услуг, даже если они не участвуют в этих последствиях; 4) проводить политику приверженности к уважению прав человека; 5) проводить комплексную проверку прав человека в соответствии с их объемом, характером и контекстом деятельности и тяжести рисков негативного воздействия прав человека; 6) обеспечить или сотрудничать посредством законных процессов в восстановлении негативного воздействия на права человека там, где они определяют, что они привели или способствовали этим воздействиям [25].

Концепция корпоративной ответственности за обеспечение прав своих работников очень популярна среди МНК. В частности, активно продвигают концепцию корпоративной ответственности такие МНК, как крупнейшая восточноафриканская сеть гостиниц The Serena Hotels Group, Standard Chartered Bank в Таиланде, Ford Motor Company, Chevron, южноафриканские компании Telkom и Xstrata Coal, Newmont в Гане, Heineken, Johnson & Johnson, индийская компания Apollo Tyres Ltd. и другие [26]. Одной из первых МНК, ответственно подходящих к обеспечению прав своих работников на всех предприятиях мира, стала Levi Strauss & Co. в 1993 г. Несмотря на игнорирование властями проблемы защиты прав человека в КНР, этой компании удалось гарантировать минимальные стандарты прав для работников своих предприятий. В частности, Levi Strauss & Co. использовала международные стандарты в сфере сексуального просвещения для обеспечения прав человека. Она стала первой компанией, которая обеспечила образовательные программы в сфере ВИЧ/СПИД для женщин-мигрантов в Китае – наименее благополучной и уязвимой части китайского общества. В Китае насчитывается более 200 млн трудящихся мигрантов (по состоянию на 2009 г.), 75% которых представлено женщинами, большинство которых - незамужние девушки от 18 до 25 лет. С целью обеспечения прав женщин-трудящихся Levi Strauss & Co. привлек к сотрудничеству международные неправительственные организации и фонды, местные предприятия, общественные организации и органы местного самоуправления. Программа компании уникальна по своим масштабам и подходу, интегрируя новейшую программу ВИЧ-профилактического образования в комплексную программу, охватывающую права трудящихся, основы гигиены и гигиену труда, навыки общения, юридическую помощь и экономическое обеспечение.

Целевые мероприятия программы Levi Strauss & Co. включают:

1) разработку экспертной модели образования в области ВИЧ/СПИД для трудящихся женщин-мигрантов (достигается за счет финансовой поддержки Фонда Форда);

2) поощрение взаимного обучения и обмена информацией через конкурсы знаний о ВИЧ/СПИД, выступление любительских трупп, массовое распространение материалов ВОЗ и тематический выпуск рабочей газеты для женщин, посвященный ВИЧ/СПИД;

3) создание сетей социальной поддержки для социально незащищенных трудящихся женщин-мигрантов;

4) расширение прав и возможностей женщин-мигрантов путем обучения финансовой грамотности;

5) ознакомление рабочих и руководства с законными правами, а также предоставление юридической помощи.

В результате реализации этой программы были достигнуты следующие результаты [26, с. 35]:

а) за девять лет действия программы (2000-2009) было охвачено более 850 тысяч женщин-мигрантов на 1000 предприятий в 72 городах Китая;

б) рабочим было выдано более 160 тысяч экземпляров образовательных материалов, включая газеты, брошюры и листовки;

в) более 200 тысяч человек посетили выступления рабочей любительской труппы Sanxiang Workers Amateur Performance Troupe, посвященные профилактике ВИЧ/СПИД;

г) сформирована система образовательных и консультационных центров для рабочих на предприятиях в дельте реки Чжуцзян, объединяющая 21 заведение и доказавшая свою эффективность в деле профилактики ВИЧ/СПИД.

Важность сексуального образования для борьбы с ВИЧ/СПИД отмечается в документах Международной организации труда (далее – МОТ). Так, в своей Рекомендации о ВИЧ/СПИД и сфере труда №200 (далее - Рекомендация №200) [27] МОТ отмечает обязанность государств-членов принимать меры, направленные на защиту молодых работников от ВИЧ-инфекции, и учитывать особые потребности детей и подростков в ответных мерах борьбы с ВИЧ/СПИД в национальных политике и программах. Эти меры должны включать объективное просвещение по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья, в частности распространение информации о ВИЧ/СПИД посредством профессионального обучения и в рамках программ и услуг в области обеспечения занятости молодежи (п. 36).

Особо выделены меры профилактики ВИЧ/СПИД, которые должны быть приспособлены к национальным условиям и конкретным рабочим местам, а также в полной мере учитывать проблемы гендерного, культурного, социального и экономического характера и которые включают, помимо всего прочего, предоставление доступа к актуальной, надлежащей и своевременной информации по имеющимся различным каналам связи в форме и на языке, отражающих культурные особенности мигрантов (п. 15(а)), и разработку комплексных программ обучения как женщин, так и мужчин с целью осознания и стремления сократить риск всех видов передачи ВИЧ-инфекции, в том числе с целью понимания важности изменения рискованных видов поведения, связанных с инфекцией (п. 15(b)).

Свод практических правил МОТ по вопросу «ВИЧ/СПИД и сфера труда» (далее - Свод) [28], установил обязанности субъектов институционального механизма обеспечения прав человека в сфере труда: государственных органов, работодателей и организаций работников (профессиональных союзов), на которых возлагаются обязанности по осуществлению образовательных программ, включающих сексуальное просвещение.

В частности, правительства и компетентные органы должны осуществлять просветительские и профилактические программы, особенно на рабочих места (п. 5.1(d)), и выявлять группы работников, наименее защищенных от инфицирования, и разрабатывать для них специальные программы, искореняя факторы, определяющие уязвимость этих групп (п. 5.1(q)).

На работодателей и их организации возлагается больший круг обязанностей, предусматривающий:

1) осуществление просвещения и обучения по вопросам профилактики ВИЧ/СПИД (п. 5.2(c));

2) обеспечение безопасных условий труда, в том числе поддержание благоприятных поведенческих изменений в среде работников путем распространения мужских (женских) презервативов и проведения консультаций (п. 5.2(h));

3) изучение и осуществление программ профилактики и лечения ВИЧ/СПИД в интересах своих работников, занятых неформальной деятельностью (в неформальном секторе) (п. 5.2(m)).

Примечательно, что Свод настаивает на необходимости осознания работодателями корпоративной ответственности и привлечения других работодателей и правительств к совместной деятельности по вопросам ВИЧ/СПИД (п. 5.2(k)). Многие компании уже активно организуются в так называемые бизнес коалиции (business coalitions) для обмена опытом, объединения ресурсов и более эффективного сотрудничества в разработке групповых решений. Они служат достижению разных целей, таких как защита прав, предоставление услуг, разработка политик в разных сферах и более общее корпоративное взаимодействие. Бизнес коалиции выступают в качестве посредников между отдельными компаниями, правительственными учреждениями и другими национальными заинтересованными лицами, включая национальные советы по борьбе со СПИД, в реализации мероприятий борьбы с ВИЧ/СПИД. Они помогают обеспечивать соблюдение компаниями международных инициатив и стандартов для достижения на национальном и международном уровне определенных целей и задач. В докладе, опубликованном в 2008 г. на Всемирном экономическом форуме, ЮНЭЙДС и Всемирный банк проанализировали масштабы и результаты деятельности более 50 таких коалиций, предложили эффективные механизмы для более широкого привлечения частного сектора к участию в борьбе с ВИЧ/СПИД, а также для содействия более последовательным и всеохватывающим национальным ответным мерам [26, c. 34].

Глобальная бизнес-коалиция против ВИЧ/СПИД, туберкулеза и малярии (The Global Business Coalition on HIV/AIDS, Tuberculosis and Malaria, далее - GBC) [29] представляет собой всемирное движение, объединяющее как бизнес-сообщество, так и правительство с гражданским обществом. GBC была создана в 2001 г. после обращения Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннана к более активному участию бизнеса в борьбе со СПИД. На сегодняшний день GBC включает более 200 участников, в том числе Coca-Cola Company, Anglo American, Accor, Levi Strauss & Co., Standard Bank, ООН, Фонд исследований СПИДа (The Foundation for AIDS Research, amfAR), правительственные органы Китая, Кении и России. Подобные бизнес коалиции создаются и на региональном уровне, в частности, это Панафриканская бизнес-коалиция против ВИЧ/СПИД (The Pan African Business Coalition on HIV/AIDS, далее - PABC) [30], Азиатско-Тихоокеанская бизнес-коалиция по борьбе со СПИД (The Asia Pacific Business Coalition on AIDS, далее - APBC) [31], Панкарибская бизнес-коалиция по борьбе с ВИЧ/СПИД (The Pan Caribbean Business Coalition on HIV/AIDS, далее - PCBC) [32].

Активная роль работодателей в обеспечении прав человека в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД объясняется прежде всего экономическими факторами. Так, в ЮАР средняя стоимость затрат на одного работника, умершего от ВИЧ, составляет 20 тысяч долларов, из которых на медицинские расходы приходится 59%, на сокращение производительности - 22%, на потери от невыхода на работу - 15%, на отпуска для участия в похоронах - 3% и на дополнительную подготовку кадров – 1%. Компания Anglovaal Mining Ltd в ЮАР реализует программу борьбы со СПИД на рабочих местах общей стоимостью 255 тысяч долларов в год, или 48 долларов на каждого работающего, что составляет один процент общего фонда заработной платы. По сравнению с этим, ежегодные потери от ВИЧ/СПИД оцениваются в 6,1 млн. долларов. Отделение компании Volkswagen реализует программу помощи жертвам СПИД, способствующую сокращению ежемесячных расходов на каждого заболевшего с 1500-2000 долларов до 300. Согласно данным обзора ЮНЭЙДС, в 1999 г. затраты, связанные с ВИЧ и СПИД, обходились отдельным компаниям в Ботсване, Кот-д’Ивуаре, Кении и Уганде в 120-349 долларов в год на одного работника [33].

Несмотря на значительную роль компаний в сексуальном просвещении в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД, Свод отмечает, что работники и их организации должны занимать активную позицию в деле обеспечения их прав в аспекте ВИЧ/СПИД, реализуя право на сексуальное образование при помощи следующих полномочий:

1) использование существующих профсоюзных и прочих структур и их возможностей для распространения информации о ВИЧ/СПИД на рабочих местах, включая распространение постоянно обновляемой информации о правах работников и полагающихся им выплатах и услугах (п. 5.3 (с));

2) сотрудничество с работодателями и другими акторами с целью распространения информации о средствах профилактики ВИЧ/СПИД и организации борьбы с ним (п. 5.3 (e));

3) обучение своих представителей по вопросам, возникающим на рабочих местах в связи с эпидемией, по вопросам принятия ответных мер и по основным потребностям людей, живущих с ВИЧ/СПИД, и лиц, осуществляющих за ними уход (п. 5.3 (h));

4) поддержание и развитие практики конфиденциальных добровольных консультаций и тестирований на наличие ВИЧ-инфекции (п. 5.3 (m)).

Необходимость сексуального образования в аспекте противодействия ВИЧ/СПИД подчеркивает Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ). В частности, в 2007 г. ПАСЕ среди причин, обуславливающих нарушение прав лиц, больных ВИЧ/СПИД, особо выделила [34] невежество и нетерпимость, которые проявляются в маргинализации индивидов и дискриминации при получении ими медицинской помощи, трудоустройстве, получении образования, обеспечении жильем и вообще в любой сфере, касающейся их социального благополучия (п. 4.3). Ассамблея отметила необходимость полного соблюдения прав человека и основных свобод в интересах людей, страдающих ВИЧ/СПИД как важнейшей составной части глобальной реакции на пандемию (п. 5), которая окажется эффективной только в том случае, если она затрагивает причины ее распространения и включает в борьбу семью, религию и устоявшиеся базовые этические нормы и ценности (п. 5.3).

ПАСЕ подчеркнула преимущественную роль просвещения в повышении способности индивидов защитить себя от риска инфицирования ВИЧ (п. 9.5), которое должно осуществляться в рамках скоординированных совместных транспарентных и контролируемых национальных программ борьбы с ВИЧ/СПИД, с привлечением к их разработке и реализации неправительственных и местных организаций, религиозных организаций, частного сектора, и, что особенно важно, людей, живущих с ВИЧ/СПИД - в первую очередь лиц, относящихся к уязвимым категориям, включая женщин и детей (п. 9.11).

Особое внимание должно уделяться профилактике ВИЧ/СПИД, в частности, включая в механизм профилактики СМИ общественные организации и образовательные учреждения. Совместные усилия указанных институтов должны быть направлены на осуществление информационно-просветительских кампаний для мужчин и женщин, обращая при этом особое внимание на юношей и девушек; а также на включение в школьные программы вопросов полового воспитания как для мальчиков, так и для девочек (п. 13).

Необходимость участия религиозных организаций в механизме борьбы с ВИЧ/СПИД подчеркивается всеми международными организациями. Такое участие будет успешным в том случае, если будут различаться религиозный и образовательный аспекты противодействия ВИЧ/СПИД: религиозные меры не будут заменять собой образовательные. Вместо борьбы с «распущенностью» [35, с. 55] религиозные организации должны сконцентрировать свои усилия на сотрудничестве с образовательными и медицинскими организациями. В данном контексте представляет интерес опыт зарубежных стран.

Например, в Кении функции медицинских и религиозных организаций в профилактике ВИЧ/СПИД четко разделены. Церковь информирует прихожан о всех четырех способах профилактики инфекции: воздержании, верности одному партнеру, использовании презервативов, а также более позднем начале половой жизни. Архиепископ Кении подчеркивает, что ВИЧ/СПИД не является ни грехом, ни наказанием за грехи, и призывает проявлять уважение и заботиться о людях, живущим с инфекцией. В Зимбабве программа подготовки священников включает изучение вопросов репродуктивного здоровья, а церковь одобряет использование презервативов в целях предотвращения передачи ВИЧ от мужа к жене и будущему потомству. В Гане при сотрудничестве католических, протестантских и исламских лидеров организованы радиопередачи по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья, адресованные 45-тысячной молодежной аудитории. В Гватемале результатом сотрудничества Фонда народонаселения ООН с католическими иерархами стал законопроект о признании репродуктивного здоровья обязательной составляющей правительственных программ развития. Согласно этому закону, программы по репродуктивному здоровью выделяются в отдельную статью бюджета, а в школах вводится обязательное сексуальное просвещение [36, с. 31]. Как видно из этих примеров, протестантские, католические и исламские религиозные организации все-таки положительно воспринимают саму идею сексуального образования, активно принимают участие в совместных проектах без ущерба своим верованиям и убеждениям. Религиозные деятели, стоящие во главе этих организаций, следуют разработанным их конфессиями концепциям [37, с. 51], в которых в числе приоритетов деятельности указан человек, его достоинство и права.

Исследователи отмечают плодотворность партнерства с религиозными организациями: оно позволяет выработать подходы, адаптированные к культурным особенностям каждого региона, не нарушающие при этом ни права человека, ни религиозные принципы. Партнерство между стратегически мыслящими религиозными лидерами, понимающими необходимость перемен, верующими и другими общественными силами может быть успешным в построении гражданского общества, обеспечении прав человека, равенства полов, защиты репродуктивных прав и репродуктивного здоровья [36, с. 31].

Обвинения противников сексуального образования в тлетворном влиянии на детей [35, с. 59] основываются на нежелании знакомиться с международными стандартами, разрабатываемыми ведущими специалистами в таких отраслях наук, как медицина, психология, психиатрия, педагогика, социология, под эгидой международных организаций. Зачастую выводы о неприемлемости международных стандартов делаются лицами, которые не являются специалистами в указанных сферах, а их полемика носит не научный, а политический характер [35, с. 58-59].

В качестве аргумента, опровергающего утверждения противников сексуального образования, приведем следующий пример. Европейским региональным бюро ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) и немецким Федеральным центром просвещения в сфере здравоохранения был подготовлен специальный документ для лиц, определяющих политику, руководителей и специалистов в области образования и здравоохранения - Стандарты сексуального образования в Европе (далее - Стандарты) [38].

Европейский регион ВОЗ включает 53 государства, большинство из которых (западноевропейские) разработало национальные руководящие принципы или минимальные стандарты сексуального образования. С целью внедрения таких стандартов на уровне Европейского региона ВОЗ или ЕС, а также с целью способствования распространению целостного сексуального образования, в рамках которого детям и молодежи предоставляется объективная, научно достоверная информация о всех аспектах сексуальности и, в то же время, оказывается содействие в развитии навыков поведения, основанного на полученных знаниях, и были разработаны указанные Стандарты. По утверждению авторов Стандартов, сексуальное образование способствует развитию уважительного, непредвзятого отношения и содействует развитию равноправного общества.

Работа над Стандартами была инициирована Европейским региональным бюро ВОЗ в 2008 г. и проводилась под руководством Федерального центра просвещения в сфере здравоохранения, Сотрудничающего центра ВОЗ по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья при тесном сотрудничестве с группой экспертов. Эта группа состояла из 19 экспертов, представляющих девять западноевропейских стран, и включала специалистов разных областей от медицины до психологии и социальных наук. Все члены группы обладали обширным теоретическим и практическим опытом в области сексуального образования. В процессе обсуждения Стандартов принимали участие представители правительственных и неправительственных организаций, международных организаций и научного сообщества.

Стандарты как целостный документ состоят из двух основных частей. В первой части [38, с. 9-36] приводится обзор основополагающей философии, обоснование, определения и принципы сексуального образования, а также содержащиеся в нем элементы. В ней представлена широкая концепция целостного сексуального образования и приводятся аргументы, почему сексуальное образование является чрезвычайно важным для молодежи и подростков. Центральным аспектом второй части [38, с. 37-56] документа является матрица, в которой содержится перечень тем, которые сексуальное образование должно охватить в определенных возрастных группах. В библиографии Стандартов представлена использованная литература, научная литература о психосексуальном развитии детей, учебные планы и педагогическая литература, а также веб-сайты международных организаций, научно-исследовательских учреждений, международных неправительственных и национальных общественных организаций [38, с. 57-71].

Группа экспертов, работавшая над составлением Стандартов, была представлена помимо всего прочего докторами наук ведущих университетов Европы (Гентский университет, Венский университет, Университет г. Уппсала, Универститет Ноттингема и др.) и представителями национальных служб здравоохранения.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить следующее. Право на сексуальное образование имеет каждый индивид, вне зависимости от возраста и пола, в отношении детей и женщин ввиду их уязвимости устанавливаются дополнительные гарантии его реализации. Международные стандарты предусматривают активное взаимодействие государственных органов, общества, образовательных учреждений и родителей в обеспечении этого права. Международное право устанавливает императивные нормы относительно международного сотрудничества в области подготовки учебных и методических материалов, а также обмена и распространения такой информации из различных культурных, национальных и международных источников. Сексуальное образование направлено на обеспечение целого ряда прав и свобод человека, нарушение которых приводит к ранним беременностям, детской и материнской смертности, гендерному насилию, сексуальной эксплуатации, распространению ВИЧ-инфекции и проч. Последнее время в рамках корпоративной ответственности активно участвуют в механизме обеспечения прав человека и представители частного сектора, прежде всего многонациональные корпорации. Их комплексные образовательные программы для работников включают и сексуальное образование, что создает дополнительную гарантию реализации и охраны прав особенно уязвимых категорий – женщин и мигрантов. Международные стандарты сексуального образования разрабатываются авторитетными международными организациями с участием всемирно признанных специалистов разных научных специальностей (медицины, психологии, педагогики, социологии, статистики и проч.) с применением доказательственных (evidence-based) методов, что делает их эффективным средством обеспечения прав человека.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.