Статья 'Антикоррупционное просвещение в субъектах Российской Федерации: опыт правового регулирования организации и перспективы развития ' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью:

Антикоррупционное просвещение в субъектах Российской Федерации: опыт правового регулирования организации и перспективы развития

Кабанов Павел Александрович

доктор юридических наук

профессор, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова

420111, Россия, г. Казань, ул. Московская, 42

Kabanov Pavel Aleksandrovich

Doctor of Law

Professor, the department of Criminal Law and Procedure, Kazan Institute of Economics, Management and Law

420111, Russia, respublika Tatarstan, g. Kazan', ul. Moskovskaya, 42, of. NII protivodeistviya korruptsii

kabanovp@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-9945.2016.4.19728

Дата направления статьи в редакцию:

12-07-2016


Дата публикации:

24-08-2016


Аннотация: Предметом проведенного исследования выступает антикоррупционное просвещение как инструмент противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации. Целью исследования является оценка состояния антикоррупционного просвещения в субъектах Российской Федерации и выработка предложений (рекомендаций) по совершенствованию применения этого инструмента в антикоррупционной деятельности региональных органов государственной власти. Основные задачи исследования: а) анализ регионального антикоррупционного законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и осуществления антикоррупционного просвещения; б) оценка региональных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и осуществления антикоррупционного просвещения; в) выработка предложений по совершенствованию правового регулирования вопросов организации и осуществления антикоррупционного просвещения и практики его осуществления. Методологической основой проведенного исследования является диалектический материализм и основанные на нем общенаучные методы анализа, синтеза, группировки, сравнения и другие, используемые в современных юридических науках. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем впервые в российской юридической науке рассмотрены вопросы правового регулирования антикоррупционного просвещения как инструмента противодействия коррупции на региональном уровне. Выявлены недостатки его правового регулирования и организации деятельности по антикоррупционному просвещению и предложены меры по дальнейшему развитию института антикоррупционного просвещения.


Ключевые слова:

коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, антикоррупционное просвещение, антикоррупционное консультирование, правовое регулирование, антикоррупционное информирование, антикоррупционное законодательство, антикоррупционное поведение, антикоррупционная деятельность

Abstract: The research subject is anti-corruption education as an instrument of combating corruption in the territorial units of the Russian Federation. The purpose of the research is the assessment of the condition of anti-corruption education in the territorial units of the Russian Federation and the development of proposals (recommendations) for the improvement of application of this instrument in anti-corruption activities of local authorities. The main tasks of the study are: a) the analysis of regional anti-corruption legislation and subordinate statutory instruments regulating the issues of organization and implementation of anti-corruption education; b) the assessment of regional statutory instruments regulating the issues of organization and implementation of anti-corruption education; c) the development of proposals for the improvement of legal regulation of the issues of organization and implementation of anti-corruption education and its practices. The research methodology includes dialectical materialism and general scientific methods of analysis, synthesis, grouping, comparison, and other methods used in legal sciences. The scientific novelty of the study consists in the fact that it is the first study in Russian legal science which considers the issues of legal regulation of anti-corruption education as an instrument of corruption prevention on the local level. The author detects the drawbacks of its legal regulation and organization of anti-corruption education and proposes the measures for the further development of the anti-corruption education institution. 


Keywords:

Corruption, corruption prevention, anti-corruption policy, anti-corruption education, anti-corruption consulting, legal regulation, anti-corruption informing, anti-corruption legislation, anti-corruption behavior, anti-corruption activities

Введение

Вопросы повышения эффективности противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации являются одним из важнейших направлений современной государственной политики противодействия коррупции. Этому направлению деятельности посвящено достаточное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, а также исследований отечественных специалистов [6, c.34-37; 8, c.46-49; 17, c.220-225; 18, c.51-54; 21, c.184-188; 22, c.14-17; 23, c.199-202; 96, c.210-219; 97, c.171-178;]. Однако вне научного анализа остается использование на региональном уровне одного из важнейших инструментов противодействия коррупции – антикоррупционного просвещения, о необходимости применения которого на региональном уровне говорят современные российские специалисты [1; 2, c.140-141; 3, c.24-29; 4, c.136-141; 5, c.11-15; 7, c/47-53; 19, c.120-124; 20, c.85-99; 24, c.100-102; 98, c.18-22; 99, c.36-38; 100, c.47-50; 101, c.58-60; 102, c.188-191; 103, c.106-109; 104, c.5].

Целью проведенного исследования является оценка состояния антикоррупционного просвещения в субъектах Российской Федерации и выработка предложений (рекомендаций) по совершенствованию применения этого инструмента в антикоррупционной деятельности региональных органов государственной власти.

Основные задачи исследования: а) анализ регионального антикоррупционного законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и осуществления антикоррупционного просвещения; б) оценка региональных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и осуществления антикоррупционного просвещения; в) выработка предложений по совершенствованию правового регулирования вопросов организации и осуществления антикоррупционного просвещения и практики его осуществления.

Эмпирическая база и одновременно правовая основа проведенного исследования включает в себя 438 региональных нормативных правовых актов по правовому регулированию, организации и осуществлению антикоррупционного просвещения в субъектах Российской Федерации и 92 отчета (доклада) о состоянии коррупции и реализации мер по противодействию коррупции в регионе.

Методологической основой проведенного исследования является диалектический материализм и основанные на нем общенаучные методы анализа, синтеза, группировки, сравнения и другие, используемые в современных юридических науках.

Базовые положения, основанные на наших предыдущих исследованиях, опубликованных в научных периодических изданиях и не требующие дополнительной аргументации.

Антикоррупционное просвещение как один из инструментов противодействия коррупции представляет собой систему распространения субъектами государственной политики противодействия коррупции достоверной информации любым способом, в любой форме с использованием любых коммуникативных средств в отношении неопределенного круга лиц, направленную на формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения, антикоррупционного сознания (правосознания), антикоррупционной культуры и антикоррупционного поведения [12, c.42-51; 13, c.978-985]. Основными формами реализации антикоррупционного просвещения являются:

а) антикоррупционное консультирование – вид антикоррупционного просвещения, осуществляемый уполномоченным на то лицом, имеющим профессиональную квалификацию (антикоррупционную компетентность), в отношении не определенного круга лиц, с использованием различных форм и средств в целях формирования антикоррупционного поведения, антикоррупционной культуры и антикоррупционного сознания (правосознания) у лиц, обратившихся за консультацией (индивидуальное антикоррупционное просвещение) [10, c. 14-20; 11, c.634-642];

б) антикоррупционное информирование – целенаправленная деятельность субъектов государственной политики противодействия коррупции, направленная на предоставление достоверной информации неопределенному кругу лиц, с использованием различных средств, методов и технологий, обеспечивающая достижения целей антикоррупционного просвещения – формирования антикоррупционного мировоззрения, антикоррупционной культуры и основанного на них антикоррупционного поведения (общее антикоррупционное просвещение) [9, c.40-46].

Средства антикоррупционного просвещения:

- средства массовой информации,

- массово-коммуникационная сеть Интернет;

- научная и учебная литература;

- средства антикоррупционной рекламы;

- конкурсы и выставки по вопросам противодействия коррупции;

- средства непосредственного информационного воздействия (лекции, беседы, консультации, брифинги, круглые столы, конференции, коллегии, совещания и т.д.) [14, c.22-30; 15, c.12-27; 16, c.853-864].

Основное содержание работы (исследовательская часть)

Проведенное нами исследование показало, что антикоррупционное просвещение как один из инструментов противодействия коррупции закреплено в региональном антикоррупционном законодательстве 19 субъектов Российской Федерации (Архангельская [35], Белгородская [36], Калининградская [37], Костромская [38], Липецкая [33], Новосибирская [30], Рязанская [34], Тамбовская [43], Томская [44], Ульяновская [45] и Ярославская [29] области, республики: Дагестан [41], Карелия [46], Калмыкия [42] и Чувашия [47], Еврейская автономная область [48], Пермский [40] и Красноярский [39] края, город Санкт-Петербург [26]).

Организация антикоррупционного просвещения в субъектах Российской Федерации регламентируется различными нормативными правовыми актами. В одних субъектах региональными Программами антикоррупциорнного просвещения (Республика Дагестан [87], Чувашская Республика [88] и Новосибирская область [86]), в других, региональными Планами антикоррупционного просвещения (Республика Крым [66]), в третьих – ведомственным Порядком либо Положением об организации антикоррупционного просвещения с утверждением плана и/или графика проведения [54; 62; 72; 77; 83; 84]. Однако значительная доля вопросов организации антикоррупционного просвещения размещена в региональных документах среднесрочного и/или краткосрочного планирования (антикоррупционных программах и/или планах противодействия коррупции субъекта Российской Федерации) [70]. Идеальным вариантом оформления для которых является наличие раздела «Антикоррупционное просвещение» [63; 93]. При этом в документах антикоррупционного планирования специальный раздел «антикоррупционное просвещение» объединяется с другими, например, «антикоррупционное образование» (Московская [69] и Ульяновская [59] области, Республики Тыва [32] и Крым [66]) или «антикоррупционная пропаганда» (Республика Адыгея [28] и Ярославская область [60]) либо объединяет одновременно эти три направления [68; 91]. Однако чаще всего в них включаются отдельные мероприятия антикоррупционного просвещения, например, «Организация работы "прямых линий" органов исполнительной власти с гражданами по вопросам антикоррупционного просвещения» [65; 67; 71; 90; 94;]. Вместе с тем, при констатации необходимости совершенствования антикоррупционного просвещения в документах антикоррупционного планирования не предусматривается конкретных мер по его реализации [25; 92].

В ежегодных сводных отчетах (докладах) субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, размещенных на сайтах органов государственной власти в массово-коммуникационной сети Интернет говорится лишь о некоторых вопросах организации антикоррупционного просвещения: создании «горячей линии» по антикоррупционному просвещению; о проведенных консультациях по вопросам противодействия коррупции государственных (муниципальных) служащих; изданных методических пособиях (рекомендациях) по вопросам противодействия коррупции [55; 57; 58; 61].

Субъектами организации антикоррупционного просвещения на региональном уровне закреплены органы субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений [27; 49; 56; 79; 80; 81; 82], а на ведомственном уровне подразделения и/или должностные лица кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений [50; 95]. На уровне муниципальных образований вопросы организации и осуществления антикоррупционного просвещения среди населения не урегулированы, имеются лишь положения в отдельных нормативных правовых актах муниципальных образований об организации некоторых мер по его осуществлению [52; 53; 78; 85] и возложения функции антикоррупционного консультирования на подразделения органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений [51; 73; 74; 75; 76].

Государственный контроль за исполнением мер антикоррупционного просвещения в государственных региональных органах, учреждениях и организациях в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» [31], осуществляют органы субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Однако правового закрепления осуществления контроля за организацией и осуществлением антикоррупционного просвещения в муниципальных образованиях и органах местного самоуправления этим нормативным правовым актом, как и региональными нормативными правовыми актами по организации деятельности этих специализированных антикоррупционных органов не предусмотрено.

выводы (основные результаты исследования)

Анализ региональных нормативных правовых актов и практики реализации Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы [89] в субъектах Российской Федерации позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, антикоррупционное просвещение как инструмент противодействия коррупции в антикоррупционном законодательстве большинства субъектов Российской Федерации не закреплен.

Во-вторых, в региональных нормативных правовых актах антикоррупционного планирования (антикоррупционных программах и планах противодействия коррупции) не в полной отражаются возможности применения всех сил и средств по его осуществлению. В них не закреплены показатели эффективности антикоррупционного просвещения в субъектах Российской Федерации в связи с этим становится минимальным возможность контроль за исполнением его применения.

В-третьих, в субъектах Российской Федерации отсутствует правовое закрепление механизма государственного контроля за исполнением функции антикоррупционного просвещения в органах местного самоуправления.

В-четвертых, не в полном объеме выполнены положения Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы устранение выявленных очевидных недостатков не возможно без продления сроков исполнения на более длительный период с внесением в неё необходимых изменений и дополнений или принятие новой.

В целях повышения эффективности антикоррупционного просвещения как средства противодействия коррупции в ближайшей перспективе необходимо осуществление ряда организационно-правовых мер.

Во-первых, Правительству Российской Федерации продлить срок действия Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы до 2020 года с внесением в неё необходимых изменений и дополнений.

Во-вторых, высшим должностным лицам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) принять нормативные правовые акты по организации и осуществлению антикоррупционного просвещения в субъекте Российской Федерации, в которых закрепить порядок организации и осуществления антикоррупционного просвещения и показатели его эффективности, а также механизмы государственного и общественного контроля за качеством его исполнения;

б) обеспечивать обсуждение результатов реализации в субъекте Российской Федерации Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы на заседании Комиссии по координации работы по противодействию коррупции;

в) в ежегодных отчетах (докладах) о состоянии коррупции и мерах противодействия ей в субъектах Российской Федерации предусмотреть самостоятельный раздел об эффективности реализации мер антикоррупционного просвещения с перечнем достигнутых результатов.

В-третьих, научно-исследовательским и образовательным учреждениям высшего образования осуществлять качественное научно-методическое сопровождение вопросов организации и обеспечения антикоррупционного просвещения, в том числе разработать методические рекомендации по организации и осуществлению антикоррупционного просвещения в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.