Статья 'Проблемы, связанные с трудоустройством лиц, вышедших в отставку с государственной (муниципальной) службы, обремененных антикоррупционными ограничениями' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

Проблемы, связанные с трудоустройством лиц, вышедших в отставку с государственной (муниципальной) службы, обремененных антикоррупционными ограничениями

Капустина Валерия Анатольевна

ORCID: 0000-0002-8872-0306

кандидат психологических наук

доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики, ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный технический университет"

630073, Россия, Новосибирская область, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20/6, ауд. 306

Kapustina Valeriia Anatol'evna

PhD in Psychology

Associate Professor, Chief of the Department of Psychology and Pedagogy at Novosibirsk State Technical University

630073, Russia, Novosibirsk region, Novosibirsk, K. Marx Ave., 20/6, room 306

pskabinet@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 
Козлова Юлия Анатольевна

старший преподаватель, Новосибирский государственный технический университет

630073, Россия, Новосибирская область, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20/3б, ауд. 241а

Kozlova Yuliya Anatol'evna

Senior Educator, the department of Civil Law and Process, Novosibirsk State Technical University

630073, Russia, Novosibirsk, Prospekt Karla Marksa 20/3b, office #241a

yu.a.kozlova@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7136.2017.6.19293

Дата направления статьи в редакцию:

26-05-2016


Дата публикации:

23-06-2017


Аннотация: Предметом настоящего исследования являются особенности трудоустройства государственных или муниципальных служащих после выхода в отставку с государственной (муниципальной) службы. Авторами анализируются установленные законодательством запреты и ограничения при заключении бывшими государственными или муниципальными служащими трудового договора и гражданско-правового договора. В результате исследования были выявлены актуальные проблемы, связанные с получением согласия на трудоустройство соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Методом научного исследования является теоретический анализ нормативных документов Российской Федерации, регламентирующих порядок трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих. Основными выводами проведенного исследования являются обнаруженные в законодательстве противоречия относительно обязанности для бывших государственных и муниципальных служащих получать согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на трудоустройство, т.к. обязанность бывшего государственного или муниципального служащего получить согласие соответствующей комиссии возникает до официального трудоустройства у потенциального работодателя, что существенно ущемляет трудовые права бывших госслужащих по сравнению с другими соискателями на данную должность.


Ключевые слова:

государственный служащий, муниципальный служащий, конфликт интересов, личная заинтересованность, трудоустройство, противодействие коррупции, должностные (служебные) обязанности, ограничения при трудоустройстве, административная ответственность, трудовые права

Abstract: The research subject is the peculiarities of employment of government and municipal employees upon retirement. The authors analyze the legislative restrictions imposed on former government and municipal employees willing to enter a labor or commercial contract. The authors reveal the topical problems connected with the approval of a special commission responsible for the supervision over the observance of the requirements to the code of conduct of government employees and conflict of interest management. The research method is the theoretical analysis of statutory documents of the Russian Federation regulating the procedure of employment of former government and municipal employees. The authors conclude that the current legislation contains contradictions relating the obligation of former government and municipal employees to obtain approval of the commission supervising over the observance of the requirements to the code of conduct of federal government employees and conflict of interest management. The contradiction is connected with the obligation of a former government or municipal employee to obtain approval of this commission before official employment; it is significant impairment of labor rights of former government employees as compared with other applicants.  


Keywords:

government employee, municipal employee, conflict of interest, personal interest, employment, anti-corruption, official duties, restrictions of employment, administrative responsibility, labor rights

Актуальность исследования

Государственные (муниципальные) служащие занимают особое место среди специалистов юридической направленности, так как их деятельность носит публично-правовой характер, а значит, при осуществлении их деятельности могут затрагиваться интересы юридических и физических лиц.

Описание исследования и его результаты

С целью определения возможных ограничений с позиции трудового права авторами было проведено исследование с применением метода теоретического анализа нормативной документации, регламентирующей особенности трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих.

В связи с особым статусом гражданских служащих законодатель установил ряд ограничений при заключении ими трудового договора и гражданского договора после выхода в отставку.

Трудовым кодексом и Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены особые условия заключения трудового договора с данной категорией работников [2; 3].

Рассмотрим и прокомментируем эти условия.

Во-первых, в течение двух лет после выхода в отставку бывший сотрудник государственной или муниципальной службы «не имеет права замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в его должностные (служебные) обязанности» [3]. Например, если гражданин работал судебным приставом-исполнителем, то в течение двух лет после увольнения с этой должности он не может работать сотрудником службы безопасности банка.

Во-вторых, бывший сотрудник гражданской службы после выхода в отставку в течение двух лет обязан «при заключении трудовых договоров сообщать новому работодателю сведения о последнем месте службы». Иначе говоря, до трудоустройства ему необходимо проинформировать потенциального работодателя о предыдущем месте работы и исполняемых должностных обязанностях.

В-третьих, в течение двух лет после выхода в отставку с государственной или муниципальной службы бывшему сотруднику госслужбы необходимо уведомлять соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, если гражданин устраивается на работу по трудовому договору или выполняет работу на условиях гражданско-правого договора «в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей»[5].

В-четвертых, «работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы» [6]. В случае, если работодатель не соблюдает данное требование, то либо должностное лицо (например, специалист отдела кадров, директор организации и т.д.), либо организация как юридическое лицо привлекается к административной ответственности в виде штрафа в размере до 500 тысяч рублей. [1, ст. 19.29]

Данные правила призваны исключить возможность возникновения конфликта интересов в случае, если имеется частичное совпадение трудовых функций новой должности и служебных обязанностей, ранее выполняемых в качестве государственного или муниципального служащего.

С точки зрения действующего законодательства (Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»), конфликтом интересов является «ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства» [3, ст. 10]. Личная заинтересованность в трактовке, представленной в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» – это «возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ)» бывшими государственными служащими или их родственниками («родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей») или лицами, с которыми они связаны «имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями» [3, ст. 10]. Например, если при оформлении гражданину земельного участка сотрудник кадастровой палаты отказывает в выдаче кадастрового паспорта по необоснованным причинам, т.к. его бывший коллега претендует на часть оформляемого земельного участка, то можно говорить о личной заинтересованности сотрудника.

Получение согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликтов интересов позволяет преодолеть ограничения, установленные для трудоустройства граждан, ранее замещавших должность государственной или муниципальной службы. Фактически, данная комиссия определяет наличие или отсутствие препятствий для дальнейшего трудоустройства бывшего государственного или муниципального служащего.

В соответствии с указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 письменное обращение гражданина о получении согласия на заключение трудового договора или гражданско-правового договора в обязательном порядке рассматривается комиссией в течение семи дней со дня поступления указанного обращения. Комиссия сообщает о принятом решении путем направления гражданину письменного уведомления в течение одного рабочего дня и уведомляет его устно в течение трех рабочих дней [4].

Письмом Минтруда России от 22.06.2012 года поясняется порядок действия гражданина при определении необходимости получения согласия соответствующей комиссии. Анализ содержания данного письма позволяет сделать вывод о необходимости оценки гражданином своих должностных (служебных) обязанностей на предмет прежнего взаимодействия места службы с организацией – потенциальным работодателем. Для этого гражданину предлагается «ознакомиться с правоустанавливающими, отчетными и иными документами организации в части возможного наличия взаимосвязи сферы деятельности организации с полномочиями (функциями) государственного органа, в котором он ранее замещал должность, в целях принятия решения об осуществлении либо неосуществлении им в отношении данной организации отдельных функций государственного управления» [7].

По мнению авторов статьи, ознакомление с документами, указанными в данном письме, будет являться весьма затруднительным, так как обязанность бывшего государственного или муниципального служащего получить согласие соответствующей комиссии возникает до официального трудоустройства у потенциального работодателя, что существенно ущемляет трудовые права бывших госслужащих по сравнению с другими соискателями на данную должность.

Неполучение гражданином, ранее замещавшим должность государственной или муниципальной службы, согласия соответствующей комиссии влечет за собой прекращение трудового договора по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ [2], а именно нарушение установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что согласие комиссии бывший государственный или муниципальный служащий обязан получать при любой попытке трудоустройства.

Анализ судебной практики по теме исследования

С целью подтверждения доводов, изложенных авторами статьи на основе рассмотрения нормативных правовых актов, была изучена судебная практика по делам о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ работодателей, заключивших трудовой договор с бывшими госслужащими, за период 2011-2016 гг.

Исследование судебных решений позволяет сделать следующие обобщения:

1. Бывшие государственные (муниципальные) служащие при трудоустройстве не всегда сообщают потенциальным работодателям полную информацию о замещаемой должности государственной (муниципальной) службы и должностных (служебных) обязанностях. При этом работодатель ограничен требованиями статьи 65 ТК РФ, закрепляющей перечень документов, необходимых при трудоустройстве [8].

2. Работодатели при заключении трудового договора с бывшим гражданским служащим зачастую должны самостоятельно выяснять, входит ли должность государственного (муниципального) служащего в перечень, утвержденный указом Президента от 18.05.2009 г. № 557, что представляется весьма затруднительным, так как определение включенности в перечень осуществляется на основе анализа должностных полномочий каждого конкретного госслужащего [9].

3. Даже незначительное нарушение сроков и порядка сообщения работодателем о заключении договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы влечет за собой привлечение работодателя к административной ответственности в виде значительного штрафа (преимущественно в размере 100 тысяч рублей) и не является основанием для освобождения от административной ответственности [10].

Выводы

Таким образом, установление обязанности для бывших государственных и муниципальных служащих получать согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на трудоустройство призвано способствовать обеспечению контроля за соблюдением ограничений и запретов, касающихся привлечения их к трудовой деятельности. Однако порядок и условия получения согласия содержат ряд противоречий и требуют уточнения с целью уравнивания в трудовых правах соискателей с разным опытом работы. Указанные выводы подтверждаются выборочным анализом решений судебной практики по данному вопросу, принятых в период с 2011 по 2016 гг.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.