по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

Виктимологическое измерение автотранспортной преступности в России: анализ официальной статистики 2009-2014 годов
Паньшин Денис Леонидович

старший преподаватель, Федеральное государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации»

142007, Россия, Московская область, г. Домодедово, ул. Пихтовая, 3

Panshin Denis Leonidovich

Postgraduate at Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs, Department of Criminology

142007, Russia, Moskovskaya oblast', g. Domodedovo, ul. Pikhtovaya, 3

den-panshin@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

Аннотация.

В данной статье дается анализ и сопоставление абсолютных и относительных показателей потерпевших автотранспортной преступности. Проведенное исследование дает характеристику складывающейся ситуации с виктимностью населения от указанного вида преступности, а также количественные и качественные особенности потерпевших ставших жертвами в период с 2009 по 2014 годы. Приведенные показатели характеризуют динамику изменения количественных и качественных показателей виктимности населения страны, а также обозначают некоторые изменения в структуре потерпевших корреляция показателей относительно общего количества криминальных жертв. При помощи метода укрупнения периодов и методов диалектики приводятся некоторые закономерности и тенденций изменения виктимологических показателей современной российской автотранспортной преступности с использованием данных официальной ведомственной статистики. Основными выводами данного научного исследования является характеристика показателей виктимологического состояния криминального автотранспортного травматизма и смертности, динамические изменения количества преступлений и потерпевших среди физических и юридических лиц, соотношение темпов роста с общей тенденцией развития криминогенности населения, а также характеристика криминальной травмальности и смертности среди несовершеннолетних на дорогах страны.

Ключевые слова: преступность, автотранспорт, виктимологическая статистика, виктимологические факторы, виктимизация, викимность, виктимология, Безопасность, Жертва, смертность

DOI:

10.7256/2409-7136.2015.10.1630

Дата направления в редакцию:

06-09-2015


Дата рецензирования:

07-09-2015


Дата публикации:

01-10-2015


Abstract.

The article provides the analysis and comparison of absolute and relative rates of road crimes victims. The research characterizes the current situation in the victimity of the population caused by this type of crime, the quantitative and qualitative peculiarities of aggrieved persons for the period of 2009 – 2014. The data characterize the dynamics of change in the quantitative and qualitative rates of victimity of the population and denote some changes in the structure of aggrieved persons in relation to the whole number of criminal victims. The author applies the method of extension of periods and the methods of dialectics to outline the patterns and tendencies of change of victimological rates of the modern Russian road crime on the base of the official data of departmental statistics. The author offers the characteristics of rates of victimological condition of criminal road traumatism and mortality, the dynamic changes of the number of crimes and victims among physical and legal persons, the correlation of the growth rates with a common tendency of development of criminogenity of the population and the characteristics of traumatism and mortality among minors on the roads of the country.   

Keywords:

security, Victim, victimity, victimology, victimization, victimological factors, victimological statistics, motor transport, crime, mortality

Эффективное противодействие преступности, в том числе и автотранспортной, невозможно представить без исследования социальных последствий преступлений в области дорожного движения и эксплуатации автотранспорта для общества. Как показывает российская официальная уголовная статистика складывающаяся обстановка на дорогах страны остаётся весьма напряженной. Анализ статистических показателей уровня автотранспортной преступности и сопоставления их со степенью тяжести причиненного ущерба в результате совершения дорожно-транспортных происшествий вызывает необходимость в разработке эффективных профилактических мер направленных на обеспечение безопасной жизнедеятельности не только отдельно взятого человека, но и как условие осуществления общественной стабильности в стране.

В ходе всероссийской видеоконференции начальник Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, генерал-лейтенант полиции В.И.Нилов подчеркнул, что современное состояние аварийности на дорогах Российской Федерации, тяжесть их последствий остается очень сложной. На фоне некоторых положительных изменений в формах и методах решения задач по обеспечению безопасности дорожного движения обстановка на пешеходных переходах остается напряженной, что напрямую связано с количеством детей пострадавших на дорогах страны[1].

«Как показывает мировой опыт, дорожно-транспортный травматизм можно предупредить, - подчеркнул врио Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханов. Как показывает опыт продемонстрированный рядом стран тяжесть дорожно-транспортного травматизма можно снизить путем воздействия на ключевые факторы риска, такие как управление транспортным средством в состоянии опьянения, нарушение скоростного режима, использование шлемов и ремней безопасности, конструкция дорог и дорожной инфраструктуры не соответствует требованиям безопасности. Принимаемые меры позволили сохранить значительное количество жизней и финансовых ресурсов, несмотря на значительный рост населения и автомобилизации.

«В жизни взрослых людей наибольший резонанс вызывают преступления, жертвами которых становятся дети. О преступниках и несовершеннолетних жертвах дорожно-транспортных происшествий говорят и помнят долго. Не только говорят, а принимают самые решительные меры профилактики и социальной защиты», - также подчеркнул Р.Н. Минниханов[2].

В этой связи актуальными остаются вопросы виктимологического исследования автотранспортной преступности, а также разработка мер обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан при участии в дорожном движении.

Некоторые российские ученые в своих исследованиях, отмечают, что принимаемые профилактические меры по предупреждению преступности[3] будет неполной, если не уделять отдельного внимания анализу виктимологических показателей отраженных в отчетах официальной статистики[4]. Исследованиям виктимологических факторов характеризующих состояние криминальной виктимизации населения страны применительно к отдельным видам преступности [5], в том числе и виктимологическим категориям криминального автотранспортного травматизма, уделено не так много работ. По оценке и сопоставлению статистических показателей виктимности населения от преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и правил эксплуатации транспортных средств существуют несколько монографий[6].

Выводы, сделанные в данной работе, во многом будут построены на исследовании флуктуационных изменений статистических показателей потерпевших криминального поведения, их качественных и количественных характеристик.

Как нам представляется, характеристика жертв автотранспортной преступности заслуживает особого внимания, поскольку масштабы криминальной виктимизации российских граждан[7], степень интенсивности влияния криминогенных дорожно-транспортных факторов сопутствуют расширению количественных и качественных показателей криминального автотранспортного травматизма и смертности, как среди взрослого населения, так и среди детей.

Целью нашего исследования является осуществление анализа и сопоставление закономерностей и тенденций изменения виктимологических показателей современной российской автотранспортной преступности с использованием данных официальной ведомственной статистики.

Задачами которые ставит перед собой автор – это, во-первых, необходимость дать характеристику показателей жертвоприношения автотранспортной преступности среди участников дорожного движения в России на основе виктимологических статистических ведомственных показателей, во-вторых, проследить динамику изменения количественных и качественных показателей каждой категории жертв в период 2009-2014 годов, в-третьих, охарактеризовать изменения, применяя метод укрупнения периодов 2009-2011 годы и 2012-2014 годы относительных количественных и качественных показателей жертвоприношения, при этом особое внимание в нашем исследовании будет уделено характеристике, как нам кажется, статистически значимым показателям криминальной автотранспортной виктимизации несовершеннолетних[8].

В своем исследовании мы попытаемся проанализировать, сопоставить и сравнить некоторые статистические показатели потерпевших и погибших в результате дорожно-транспортных происшествий повлекших причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человека, а также смерть двум и более лицам.

По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России (далее ГИАЦ МВД России) в период с 2009 по 2014 год зарегистрировано 167209 преступлений, предусмотренных статьей 264 Уголовного кодека Российской Федерации[9] (далее УК РФ), из них в 2009 году - 27544, в 2010 году - 26307, в 2011 году - 27302, в 2012 году - 29370, в 2013 году - 28249 и в 2014 году - 28437[10], что свидетельствует о росте удельного веса совершенных преступлений на 3,2%. Приведенный относительный показатель количественного увеличения преступлений, позволяет сделать вывод о незначительном увеличении к 2014 году криминальной активности населения, а соответственно и виктимизации населения.

Увеличивающиеся показатели количества совершенных преступлений в исследуемый период служат неким индикатором происходящих в обществе изменений. Криминальная обстановка с автотранспортной преступностью является ответной реакцией на изменяющиеся социально-экономические формации в стране. Так, наблюдается динамика незначительного снижения количества совершенных преступных деяний в периоды с 2009 по 2011 год на 0,9 % и с 2012 по 2014 год на 3,2% (см. Приложение 1.). Экстраполируя полученные результаты статистического мониторинга совершенных преступлений с количеством зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП), в которых погибли или ранены люди, наблюдаются следующие тенденции в складывающейся ситуацией с аварийностью.

По данным Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России (далее ГУОБДД МВД России), в исследуемый период зарегистрировано 1 млн. 210 тыс. 302 дорожно-транспортных происшествий, в которых 164158 человек погибло и 1 млн. 526 тыс. 807 человек получили ранения различной степени тяжести. В процентном соотношении количество зарегистрированных преступлений по статье 264 УК РФ составило 13,82% от общего числа ДТП с пострадавшими. Количественные показатели в динамике выглядят следующим образом: в 2009 году зарегистрировано 203618 происшествий, в 2010 году - 199431, в 2011 году - 199868, в 2012 году - 203597, в 2013 году - 204068, в 2014 году – 199720, где наблюдается снижение на 2% количества ДТП. Наблюдаемая тенденция снижения количества зарегистрированных ДТП с пострадавшими и рост количества учтенных преступлений этой категории на 3,2%, представляется нам как значительная криминализация населения по совершению автотранспортных преступлений.

1

Представив отношение количества ДТП с пострадавшими с количеством зарегистрированных автотранспортных преступлений в процентном соотношении, можно сделать следующие выводы. В период 2009 - 2011 годов средний показатель количества преступлений по отношению к количеству ДТП находится на уровне 13,46%. Однако в период 2012 - 2014 годы данный показатель увеличился до 14,17%. Увеличение составило 0,71%. Представленные в графике изменения показывают, что вероятность стать жертвой автотранспортной преступности с каждым периодом увеличивается. А это свидетельствует о стабильной виктимизации населения в период с 2009 по 2014 годы.

В тоже время, полученные результаты с официального сайта ГУОБДД МВД России имеют определенную качественную корреляцию в показателях количества совершенных ДТП, поскольку отражают все происшествия, в которых люди получили телесные повреждения или смерть. Кроме этого, в ведомственных статистических отчетах ГУОБДД МВД России наблюдается качественная характеристика лиц виновных в совершении происшествия и место совершения ДТП, однако показателей характеризующих потерпевших в ДТП (за исключением несовершеннолетних), не приводится.

Статистика же криминального автотранспортного травматизма и смертности учитывает лишь данные о событиях, по которым возбуждались уголовные дела по статье 264 УК РФ. Криминальная виктимологическая автотранспортная статистика фиксирует только данные о лицах, получивших тяжкий вред здоровью или смерть, а также лиц получивших, в этих ДТП, средней степени тяжести вред здоровью.

Исследуя относительные показатели количества преступлений и их динамику с показателями криминальной виктимологической автотранспортной статистики, можно сделать выводы, что снижающиеся показатели совершенных преступлений не влияют на стабильную тенденцию значительного роста количества жертв автотранспортной преступности.

Так, наблюдаемая устойчивая тенденция к росту числа пострадавших от данного вида преступлений за исследуемый период выглядит следующим образом: в 2009 году число потерпевших составило 28724, в 2010 году - 27606, в 2011 году - 29509, в 2012 году - 32623, в 2013 году - 32158, в 2014 году - 33549 и составила 16,8%[11]. Темпы роста количества совершенных преступных деяний на 3,2% не сопоставимы с темпами роста количества потерпевших на 16,8%, то есть превышает почти в пять раз, что свидетельствует об увеличении виктимности населения от этого вида преступлений к 2014 году. Графически, это можно представить следующим образом.

2

К одним из важнейших показателей, характеризующих жертвоприношение автотранспортной преступности, следует отнести структуру потерпевших и тяжесть причиненного ущерба.

3

Обращаясь к статистическим показателям, характеризующими структуру потерпевших в исследуемый нами период среди жертв криминального поведения на автотранспорте российскими правоохранительными органами было зарегистрировано и учтено 184063 физических лица и 106 юридических лиц. Соотношение этих категорий потерпевших показывает, что физические лица более чем в тысячу раз чаще становятся жертвами автотранспортной преступности, чем юридические лица. Данные показатели свидетельствуют о том, что автотранспортная преступность целенаправленно уничтожает население страны.

Проведя анализ статистических показателей потерпевших от автотранспортной преступности, мы увидим, что в 2009 году юридические лица были признаны потерпевшими от преступлений 62 раза, в 2010 году - 8, в 2011 году - 7, в 2012 году - 16, в 2013 году - 10, в 2014 году - 3. Темпы снижения составили 95,8%. Данное понижение статистических показателей ещё раз подтверждает, что автотранспортная преступность направлена на физическое причинение вреда здоровью людям, и в меньшей степени экономическим интересам юридических лиц.

Следует отметить, что физические лица становились жертвами преступности, по сравнению с юридическими лицами, в несколько раз чаще, так в 2009 году - 28662 раза, в 2010 году – 27598 раз, в 2011 году – 29502 раза, в 2012 году – 32607 раз, в 2013 году – 32148 раз, в 2014 году – 33546 раз. За исследуемый период количество увеличилось на 17%.

Исследуя соотношение общего числа потерпевших с количеством жертв среди юридических и физических лиц, наблюдается следующая тенденция: в 2009 году общее число жертв выросло на 21,2%, в 2010 и 2011 годах наблюдалось снижение на 3,9% и 6,9%, в 2012 году опять наблюдается рост на 10,6%, в 2013 году наблюдается снижение на 1,4%, а в 2014 году опять рост на 4,3%, из них количество потерпевших среди юридических лиц в 2009 году возрос в четыре раза и составил 563,6%, в 2010 году наблюдается снижение на 12,9%, в 2011 и 2012 годах наблюдается значительный рост 87,5% и 228,6%, в 2013 и 2014 году наблюдается снижение до 63,5% и 30%.

Графически темпы корреляции процентных соотношений с предыдущим периодом можно представить следующим образом.

4

Рассматривая график и анализируя полученные данные, необходимо отметить, что снижаясь в количественных показателях число потерпевших среди юридических лиц при незначительном росте количества потерпевших, приводит к выводу о том, что участие юридических лиц (а именно перевозка пассажиров, крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов) влечет очень большой рост пострадавших среди физических лиц.

Здесь обращает на себя внимание общая тенденция увеличения потерпевших как среди юридических, так и среди физических лиц в 2012 году, что, безусловно, подчеркивает общественную опасность преступности связанную с перевозками, осуществляемыми организациями.

Указанные выводы видны из незначительного количества потерпевших юридических лиц от автотранспортных преступлений, в которых погибло или пострадало значительное количество человека. Так, по уголовным делам, где погибли два и более человек зарегистрированы и учтены 18 юридических лиц, что составляет 11,2% от их общего числа.

Другим важными показателями, степени общественной опасности автотранспортной преступности являются виктимологические показатели по лицам, получившим тяжкий или средней степени тяжести вред здоровью.

За исследуемый нами период на территории Российской Федерации в результате совершения автотранспортных преступлений погибло 62975 человек или 34,2% от общего количества учтенных жертв из числа физических лиц. Указанное соотношение свидетельствует о высокой смертности среди потерпевших данной категории преступлений (почти каждый третий). Высокий процент смертности заставляет задуматься о динамике изменения количественных показателей в каждый период времени, а также о сопоставлении их с темпами роста общего числа потерпевших среди физических лиц,

Так, в 2009 году количество погибших составило 9412, в 2010 году - 9465, в 2011 году - 10197, в 2012 году - 11291, в 2013 году - 10952, а в 2014 году - 11658. Темпы роста смертности за исследуемый период составило 23,8%, что значительно выше показателей роста удельного веса пострадавших физических лиц среди общего числа потерпевших, которое составляет 17%. Наблюдаемое динамическое увеличение числа смертности говорит о очередной раз о растущей, с каждым годом, криминальной виктимности участников дорожного движения. Относительные же показатели криминальной автотранспортной смертности выглядят следующим образом: в 2009 году просматривается снижение на 12,2%, однако уже с 2010 года наблюдается увеличение на 0,6%, в 2011 году на 7,7%, в 2012 году на 10,7%, в 2013 году показатель смертности понижается на 3%, но в 2014 году опять растет на 6,4%. Незначительное снижение в 2013 году не изменяет общую стабильность к увеличению числа криминальных смертей на дорогах страны.

Для детального представления масштабов погибших за исследуемый период, нам необходимо сопоставить его еще и с виктимологическими показателями лиц, получившим тяжкий или средней тяжести вред здоровью. Так, количество физических лиц, получивших тяжкий вред здоровью, зарегистрированных правоохранительными органами, составил 84834 человека, что наряду с погибшими (23,8%) по отношению к общему числу потерпевших среди физических лиц составило 46%, то есть половина потерпевших, оставшихся в живых в результате совершенного преступления, получили тяжкий вред здоровью, то есть стойкую утрату трудоспособности. Представленные относительные показатели свидетельствуют о том, что управление транспортным средством или участие в дорожном движении в качестве пассажира или пешехода является очень опасным видом деятельности влекущим в большинстве своем тяжкий вред здоровью или смерть. Сказанное выше ещё раз подчеркивает, что транспортное средство является средством повышенной опасности и создает повышенную виктимность для окружающих.

В результате дорожных аварий в 2009 году тяжкий вред получило 12205 человек, в 2010 году - 12174, в 2011 году - 13171, в 2012 году - 14941, в 2013 году - 15565, а в 2014 году 16778, что подтверждает стабильную тенденцию к увеличению к 2014 году на 37,4% пострадавших. Соотношение показателей, к предыдущему году, выглядит следующим образом: в 2009 году темп роста составил 72,4%, в 2010 году наблюдается снижение на 0,3%, в 2011 и 2012 годах показатели выросли на 8,2% и 13,4% соответственно, в 2013 году наблюдается незначительное понижение до 4,2%, а в 2014 году фиксируется рост на 7,7%. Проведя бифуркацию исследуемого периода на промежутки времени 2009-2011 годы и 2012-2014 годы можно увидеть, что скачек количества потерпевших получивших тяжкий вред здоровью в 2009 году, уже к 2011 году увеличился на 7,9%, а к 2014 году эта цифра увеличилась на 16,9%. Данные показатели отчетливо прослеживаются на ниже приведенном графике который в свою очередь подчеркивает тяжесть последствий криминального автотранспортного травматизма несмотря на принимаемые меры.

Не менее интересны статистические показатели, характеризующие жертв получивших средней тяжести вред здоровью. Здесь мы отметим, что по статистическим данным российских правоохранительных органов было учтено всего 788 лиц, а именно 0,4% от общего числа потерпевших. Приведенный процентный показатель, по сравнению с количеством лиц, получивший тяжкий вред здоровью значительно мал. Данные показатели строились следующим образом: в 2009 году их было зафиксировано 254, в 2010 году - 112, в 2011 году - 96, в 2012 году - 93, в 2013 году - 83, а в 2014 году - 150. Приведенные данные менее заметны на графиках, однако это еще раз подчеркивает насколько тяжкими бывают последствия совершения автотранспортных преступлений.

5

Сделанные наблюдения устойчивой тенденции увеличения криминальной травмальности граждан характеризуется тяжестью причиненного ущерба потерпевшим от преступлений в период с 2009 по 2014 год, что также подразумевает высокую степень виктимности участников дорожного движения, а также о большой травмоопасности автомототранспортных средств.

Прежде чем подвести итоги нашего исследования, необходимо сказать о состоянии криминального автотранспортного травматизма среди несовершеннолетних. За исследуемый период по данным ГУОБДД МВД России на дорогах страны совершено 122886 ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет, в которых погибло 5446 детей и 129216 детей получили ранения различной степени тяжести (см. Приложение 2.). По данным ГУОБДД МВД России учёт динамических показателей криминального автотранспортного травматизма и смертности среди несовершеннолетних ведётся по категории детей не достигших 16 летнего возраста.

6

Проанализировав темпы роста количества ДТП и пострадавших в них несовершеннолетних детей в возрасте до 16 лет, мы приходим к выводу, что средний процент роста погибших в период 2009-2011 годов составил 97,7%, и в 2012-2014 годах он также составил 97,7%. Данные показатели свидетельствуют о том, что виктимность участников дорожного движения остается стабильной и имеет высокий уровень, несмотря на незначительное снижение колеблющихся показателей количества ДТП и раненых в них детей.

Таким образом, проведенное нами виктимологическое исследование количественных статистических данных, характеризующих показатели автотранспортной преступности в Российской Федерации за период с 2009 по 2014 годы, позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, наблюдается общее увеличение количества совершенных автотранспортных преступлений в Российской Федерации в период 2009-2014 гг., что повлекло значительное увеличение количества зарегистрированных и учтенных потерпевших от преступлений, при этом увеличение жертвоприношения преступности в пять раз превышает темпы роста количественных показателей криминального поведения. Во-вторых, в структуре жертв автотранспортной преступности преобладают физические лица. Доля юридических лиц в числе потерпевших, хотя и в несколько раз меньше, чем физических лиц, но по темпу роста относительных показателей эти потерпевшие очень сильно влияют на общее состояние виктимности населения. В-третьих, отмечается положительная тенденция в структуре качественных показателей потерпевших - погибшие. Численность погибших от автотранспортных преступлений очень велико (каждый третий человек - это погибший), что свидетельствует об очевидном снижении степени безопасности и защищенности среди групп населения связанных с эксплуатацией автотранспортных средств. В-четвертых, количество лиц, которым причинен тяжкий вред здоровью в результате криминального поведения, составляет почти пятьдесят процентов, что обнаруживает отчетливо просматриваемую тенденцию и симптомы криминального транспортного неблагополучия. И в-пятых, криминальный автотранспортный травматизм имеет очень высокий уровень виктимности среди несовершеннолетних, что характеризует автотранспортную преступность как виктимологически опасного криминального проявления.

Подводя итоги, следует отметить, что выявленные нами тенденции современной российской автотранспортной преступности дает лишь её общее представление о неблагоприятных виктимолигических процессах, происходящих в обществе, которые необходимо и дальше исследовать с использованием не только данных официальной статистики, но и других источников позволяющих проанализировать структуру потерпевших и наметить основные группы населения для профилактики автотранспортной преступности.

Приложение 1.

год

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Итого

Количество преступлений по статье 264 УК РФ

27544

26307

27302

29370

28249

28437

167209

Количество потерпевших по статье 264 УК РФ

28724

27606

29509

32623

32158

33549

184169

Темпы роста всех потерпевших (в %)

121,2

96,1

93,1

110,6

98,6

104,3

Юридических лиц

62

8

7

16

10

3

106

Темпы роста юр. л. (в %)

563,6

12,9

87,5

228,6

63,5

30

Физических лиц:

28662

27598

29502

32607

32148

33546

184063

Темпы роста физ. л. (в %)

121

96,3

106,9

110,5

98,6

104,3

Погибшие

9412

9465

10197

11291

10952

11658

62975

Темпы роста погибших

(в %)

87,8

100,6

107,7

110,7

97

106,4

Причинен тяжкий вред здоровью

12205

12174

13171

14941

15565

16778

84834

Темпы роста физ. л. получивших тяжкий вред (в %)

172,4

99,7

108,2

113,4

104,2

107,7

Средней тяжести вред здоровью

254

112

96

93

83

150

788

Темпы роста физ. л. средний тяжести (в %)

147,7

44,1

85,7

96,9

89,2

180,7

Повлекшие по неосторожности смерть человека, двух и более лиц

11118

10559

11027

13875

13346

13805

73730

Из них, юридические лица

2

4

2

7

2

1

18

физические лица

11116

10555

11025

13868

13344

13804

73712

Приложение 2.

Год

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Итого

ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет (всего)

19970

20262

20251

20879

21148

20376

122886

Темпы роста ДТП %

90,9

101,5

99,9

103,1

101,3

96,3

Погибло

914

898

944

940

872

878

5446

Темпы роста погибших %

89,8

98,2

105,1

99,6

92,8

100,7

Ранено

20801

21149

21255

22016

22407

21588

129216

Темпы роста раненых %

91,3

101,7

100,5

103,6

101,8

96,3

Библиография
1.
Официальный сайт Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. URL: http://www.gibdd.ru/ (дата обращения 20.08.2015).
2.
Минниханов Р.Н. «Дорожная безопасность зависит от нас». Врио Президента Республики Татарстан обратился к жителям Татарстана в связи с проведением Третей глобальной недели безопасности дорожного движения Организации Объединенных Наций (Казань, «Татар-информ». URL: http://www.tatar-inform.ru/ (дата обращения 22.08.2015).
3.
См.: Ростов К.Т. Методология регионального анализа преступности в России: дис. ... док. юрид. наук. СПб., 1998. URL: http://dissercat.com/ (дата обращения 30.08.2015).
4.
См. например: Ривман Д.В. Жертвоприношение преступности // Криминология-XX век / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова.-СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2000.-С.250-285; Глухова А.А., Изосимов С.В. Виктимологические факторы преступности: история, современность и перспективы предупредительного воздействия. Учебное пособие / А.А. Глухова, С.В. Изосимов.-Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2010.-С. 6-7; Будякова Т.П. Виктимологическая профилактика преступлений, причинивших моральный вред: дис. ... док. юрид. наук. Тамбов, 2010; Задорожный В.И. Концептуальные основы викимологической профилактики преступлений: дис. ... док. юрид. наук. Москва, 2006; Майоров А.В. Защита прав человека: виктимологический аспект // Виктимология. 2014. №2(2) С.12-15; Майоров А.В. Концептуальные основы виктимологического противодействия преступности : монография / А.В. Майоров. – Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2013. 182 с.; Кабанов П.А. Виктимологическая оценка состояния современной российской преступности // Право и политика.-2015.-4.-C. 568-574. DOI: 10.7256/1811-9018.2015.4.13464; и др.
5.
См. например: Шелудяков А.А. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступлениями против безопасности движения и эксплуатации автотранспорта: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С.5-6; Чипурина Е.А. Криминологическая характеристика и профилактика дорожно-транспортных происшествий в условиях крупного города, повлекших тяжкие последствия (на материалах г. Москвы): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005; Гвоздева Е.В. Предупреждение уголовно наказуемых нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (по материалам Приволжского федерального округа): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С.7-8; и др.
6.
См. например: Майоров А.В., Царакова А.П. Виктимологические аспекты дорожно-транспортных происшествий. Монография. / А.В. Майоров, А.П. Царакова.-Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009; Бахаев А.А., Майоров А.В. Вопросы безопасности дорожного движения: административно-правовой и виктимологический аспекты Монография / А.А. Бахаев, А.В. Майоров.-Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2010; Дресвянникова Е.А. Об эффективности реализации административного законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения // Юридические исследования.-2015.-№8.-С.48-75. DOI: 10.7256/2409-7136.2015.8.15591. URL: http://e-notabene.ru/pm/article_15591.html.
7.
См.: Вишневецкий К.В. Криминогенная виктимизация социальных групп в современном обществе: дис. ... док. юрид. наук. Москва, 2008. URL: http://dissercat.com/ (дата обращения 30.08.2015).
8.
О вопросах виктимологического предупреждения преступности несовершеннолетних см. например: Рыбальская В.Я. Виктимология и преступность несовершеннолетних : методические рекомендации. Иркутск, 1980. 164 с.
9.
Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят Федеральным законом от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. В ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 267-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 03.09.2015).
10.
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: http://www.mvd.ru/ (дата обращения 20.08.2015).
11.
Данные предоставлены Центром статистических исследований ФКУ «ГИАЦ МВД России» письмо от 17 сентября 2014 года №34/1-П-166 и письмо от 7 августа 2015 года №34/1-П-2639, за что мы им признательны и благодарны
References (transliterated)
1.
Ofitsial'nyi sait Glavnogo upravleniya obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya MVD Rossii. URL: http://www.gibdd.ru/ (data obrashcheniya 20.08.2015).
2.
Minnikhanov R.N. «Dorozhnaya bezopasnost' zavisit ot nas». Vrio Prezidenta Respubliki Tatarstan obratilsya k zhitelyam Tatarstana v svyazi s provedeniem Tretei global'noi nedeli bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya Organizatsii Ob''edinennykh Natsii (Kazan', «Tatar-inform». URL: http://www.tatar-inform.ru/ (data obrashcheniya 22.08.2015).
3.
Sm.: Rostov K.T. Metodologiya regional'nogo analiza prestupnosti v Rossii: dis. ... dok. yurid. nauk. SPb., 1998. URL: http://dissercat.com/ (data obrashcheniya 30.08.2015).
4.
Sm. naprimer: Rivman D.V. Zhertvoprinoshenie prestupnosti // Kriminologiya-XX vek / Pod red. V.N. Burlakova, V.P. Sal'nikova.-SPb.: Izd-vo «Yuridicheskii tsentr Press», 2000.-S.250-285; Glukhova A.A., Izosimov S.V. Viktimologicheskie faktory prestupnosti: istoriya, sovremennost' i perspektivy predupreditel'nogo vozdeistviya. Uchebnoe posobie / A.A. Glukhova, S.V. Izosimov.-Nizhnii Novgorod: Izd-vo Volgo-Vyatskoi akademii gos. sluzhby, 2010.-S. 6-7; Budyakova T.P. Viktimologicheskaya profilaktika prestuplenii, prichinivshikh moral'nyi vred: dis. ... dok. yurid. nauk. Tambov, 2010; Zadorozhnyi V.I. Kontseptual'nye osnovy vikimologicheskoi profilaktiki prestuplenii: dis. ... dok. yurid. nauk. Moskva, 2006; Maiorov A.V. Zashchita prav cheloveka: viktimologicheskii aspekt // Viktimologiya. 2014. №2(2) S.12-15; Maiorov A.V. Kontseptual'nye osnovy viktimologicheskogo protivodeistviya prestupnosti : monografiya / A.V. Maiorov. – Chelyabinsk : Izdatel'skii tsentr YuUrGU, 2013. 182 s.; Kabanov P.A. Viktimologicheskaya otsenka sostoyaniya sovremennoi rossiiskoi prestupnosti // Pravo i politika.-2015.-4.-C. 568-574. DOI: 10.7256/1811-9018.2015.4.13464; i dr.
5.
Sm. naprimer: Sheludyakov A.A. Ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty bor'by s prestupleniyami protiv bezopasnosti dvizheniya i ekspluatatsii avtotransporta: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2002. S.5-6; Chipurina E.A. Kriminologicheskaya kharakteristika i profilaktika dorozhno-transportnykh proisshestvii v usloviyakh krupnogo goroda, povlekshikh tyazhkie posledstviya (na materialakh g. Moskvy): dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2005; Gvozdeva E.V. Preduprezhdenie ugolovno nakazuemykh narushenii pravil dorozhnogo dvizheniya i ekspluatatsii transportnykh sredstv (po materialam Privolzhskogo federal'nogo okruga): dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2007. S.7-8; i dr.
6.
Sm. naprimer: Maiorov A.V., Tsarakova A.P. Viktimologicheskie aspekty dorozhno-transportnykh proisshestvii. Monografiya. / A.V. Maiorov, A.P. Tsarakova.-Chelyabinsk: Chelyabinskii yuridicheskii institut MVD Rossii, 2009; Bakhaev A.A., Maiorov A.V. Voprosy bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: administrativno-pravovoi i viktimologicheskii aspekty Monografiya / A.A. Bakhaev, A.V. Maiorov.-Chelyabinsk: Chelyabinskii yuridicheskii institut MVD Rossii, 2010; Dresvyannikova E.A. Ob effektivnosti realizatsii administrativnogo zakonodatel'stva v oblasti obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Yuridicheskie issledovaniya.-2015.-№8.-S.48-75. DOI: 10.7256/2409-7136.2015.8.15591. URL: http://e-notabene.ru/pm/article_15591.html.
7.
Sm.: Vishnevetskii K.V. Kriminogennaya viktimizatsiya sotsial'nykh grupp v sovremennom obshchestve: dis. ... dok. yurid. nauk. Moskva, 2008. URL: http://dissercat.com/ (data obrashcheniya 30.08.2015).
8.
O voprosakh viktimologicheskogo preduprezhdeniya prestupnosti nesovershennoletnikh sm. naprimer: Rybal'skaya V.Ya. Viktimologiya i prestupnost' nesovershennoletnikh : metodicheskie rekomendatsii. Irkutsk, 1980. 164 s.
9.
Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii. Prinyat Federal'nym zakonom ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ. V red. Federal'nogo zakona ot 13 iyulya 2015 g. № 267-FZ. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya 03.09.2015).
10.
Ofitsial'nyi sait Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii. URL: http://www.mvd.ru/ (data obrashcheniya 20.08.2015).
11.
Dannye predostavleny Tsentrom statisticheskikh issledovanii FKU «GIATs MVD Rossii» pis'mo ot 17 sentyabrya 2014 goda №34/1-P-166 i pis'mo ot 7 avgusta 2015 goda №34/1-P-2639, za chto my im priznatel'ny i blagodarny
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"