|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Право и политика"
> Содержание № 04, 2007
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 1-4-2007
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 04, 2007
- Служение праву (штрихи на полях биографии профессора В.А. Туманова по случаю его 80-летия) |
|
c. 148-150
|
Аннотация:
- РЕКЛАМА. Академический правовой университет (институт). |
|
c. 151-151
|
Аннотация:
Н.Н. Арзамаскин - Этапы и современные тенденции становления российского федерализма. |
|
c. 5-7
|
Аннотация: Наблюдая процесс развития федерализма во многих странах и сравнивая этот процесс с эволюционным изменением федерализма в России, можно выделить три этапа, характеризующие существенные изменения общественного и государственного строя. В статье Н.Н. Арзамаскина представлена характеристика данных этапов. Рассмотрев их, автор приходит к выводу о том, что современная форма государственного устройства России, сохраняя определенную преемственность с федеративной природой РСФСР (сочетая национально-государственный и территориальный принцип устройства), свидетельствует об уникальности российского федерализма по сравнению с классическими федерациями зарубежных стран.
Трансформация правовых и политических систем |
И.В. Колесников - Государство, государственный орган, государственный заказчик – кто является стороной государственного контракта? |
|
c. 8-16
|
Аннотация: Определение формы участия государства в заключении и исполнении государственного контракта требует особого внимания при регламентации отношений по обеспечению государственных нужд, так как решение этой проблемы прямым образом влияет на обеспечение прав всех участников государственных закупок. В данной статье рассмотрены возможные варианты оформления участия государства в контрактах, изложен ряд предложений.
В.В. Романова - О договорной и внедоговорной ответственности государства. |
|
c. 17-20
|
Аннотация: Участвуя в гражданско-правовых отношениях, государство должно соблюдать им же установленные правила, обусловленные самой природой регулируемых отношений. Оно не может использовать свои властные прерогативы для того, чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или навязывать контрагентам свою волю, иначе имущественный оборот не сможет нормально функционировать, а необходимая ему частноправовая форма будет разрушена. В данной статье рассмотрены особенности ответственности государства как в рамках внедоговорных отношений (причинение вреда), так и в рамках договора.
Государственная безопасность |
С.О. Алехнович - Федеративные отношения и безопасность регионального развития. |
|
c. 43-54
|
Аннотация: Проблема взаимоотношений федерального центра и российских регионов в экономической сфере является одной из ключевых для обеспечения безопасности как федерации в целом, так и регионов. В частности, не отрицая и поддерживая необходимость существования устойчивой вертикали государственной власти, в том числе и исполнительной, нельзя не отметить, что, наряду с региональными органами власти, в большинстве субъектов Российской Федерации действуют свыше пятидесяти федеральных структур, охватывая все без исключения стороны жизни региона, которые, однако, не несут практически никакой ответственности перед населением и обязаны отвечать за свои действия только перед федеральным центром. Таким образом, происходит постепенная передача ответственности за решение политических и экономических проблем перед населением в регионы без соответствующей поддержки и передачи необходимых полномочий и ресурсов для их продуктивного урегулирования. В статье С.О. Алехновича рассмотрены эти и иные проблемы федеративных отношений…
В.В. Яровенко, О.В. Полещук - Практика создания и использования криминалистических коллекций наркотических средств. |
|
c. 84-87
|
Аннотация: Коллекции наркотических веществ предназначены: во-первых, для установления вида наркотика; во-вторых, определения общности происхождения поступивших вновь с ранее помещенными в коллекцию; в-третьих, установление источника общности происхождения поступивших вновь с ранее помещенными в коллекцию; в-четвертых, для установления региона произрастания растений, используемых для изготовления наркотиков; в-пятых, для выявления состава компонентов наркопрепаратов, наиболее распространенных на нелегальном рынке, способных оказывать влияние на особенности наркотической интоксикации и на ее последствия; в-шестых, об оценке т.н. «средних разовых доз потребления наркотиков», так как для экспертной оценки таких доз наркопрепаратов потребуются не только давно опубликованные в научной печати данные о наркотической активности тех или иных наркотических средств и психотропных веществ, но и результаты экспертно-криминалистических исследований составов изымаемых из незаконного оборота наркопрепаратов. Так, проведенное специалистами Экспертно-криминалистического центра МВД России исследование конопли и мака из разных регионов стран СНГ показало возможность производства экспертиз и установления геохимических провинций произрастания растений, используемых для изготовления наркотиков…
М.А. Якуньков - Сущность и виды уголовно-процессуальных правонарушений, связанных с производством следственных действий. |
|
c. 88-92
|
Аннотация: Как отмечает автор данной статьи, тема следственных действий не вполне логично и с пробелами раскрыта в действующем УПК РФ. Пробел связан, в частности, с правовым статусом статистов (их правовой статус в УПК РФ не определен), а нелогичность вытекает из отсутствия дедуктивного подхода в описании следственных действий – нет общего понятия, разброс статей, касающихся производства следственных действий не только по разным главам, но даже и разным разделам действующего УПК РФ, что создает значительные трудности в понимании и применении действующего уголовно-процессуального законодательства, касающегося производства следственных действий. По мнению автора, было бы логично и целесообразно в УПК РФ выделить специальную единую главу, посвященную следственным действиям…
Е.С. Шугрина - Проблемы использования международно-правовых механизмов защиты права на осуществление местного самоуправления. |
|
c. 21-28
|
Аннотация: Конституция Российской Федерации предусматривает возможность использования международно-правовых механизмов при защите права. Так, в соответствии с частью 4 статьи 15 общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Причем, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В части 3 статьи 46 Конституции РФ предусматривается, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Как отмечает автор, оба, предусмотренных в российской Конституции механизма, активно применяются к защите права на осуществление местного самоуправления в РФ, в статье представлен более детальный анализ вышеуказанных аспектов, исследована судебная практика, как российская, так и Европейского суда по правам человека.
С.Г.Верещагин - Политическая практика лоббирования налоговых льгот в России. |
|
c. 29-39
|
Аннотация: Развитие экономического кризиса в России привело к ужесточению борьбы за прибыли и денежные средства. Началось образование крупных корпоративных структур, борьба между которыми охватывает ныне все стороны российской жизни. Сегодня источниками финансовых ресурсов являются экспортно-импортные операции, которые пока еще приносят значительную прибыль, банковско-финансовые операции, прямые бюджетные дотации и льготные кредиты, налоговые льготы, льготные экспортно-импортные тарифы, приватизация государственной собственности. Данный перечень диктует направления и методы лоббирования отраслевых группировок. В условиях государственного устройства нынешней России существуют четыре основных направления лоббирования: Аппарат Президента РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), регион (субъекты Российской Федерации, местные органы власти)…
О.А. Кожевников - Некоторые проблемы правового регулирования деятельности некоммерческих организаций нормативно-правовыми актами субъектов РФ и пути их преодоления. |
|
c. 40-42
|
Аннотация: Как отмечает автор данной статьи, в последнее время случаев противоречия регионального законодательства федеральному, в части правового регулирования деятельности некоммерческих организаций становится все меньше. Одна из причин, повлиявших на улучшение ситуации, применение в юридической практике рассмотренных в данной статье способов преодоления коллизий регионального и федерального законодательства, а также довольно успешная работа органов Министерства юстиции РФ и прокуратуры РФ по проведению экспертизы регионального законодательства на предмет его соответствия законодательству РФ.
Международные отношения: системы взаимодействия |
Т.И. Идрисов - Влияние норм международного права на формирование российской правовой системы. |
|
c. 55-60
|
Аннотация: Изменение, постоянное движение правовой системы - исторически обусловленное явление, а вхождение в правовую систему Российской Федерации общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров как реакция на геополитические изменения, происходящие в России, - процесс объективный. В статье Т.И. Идрисова рассмотрен данный процесс с учетом специфики правовой системы Российской Федерации.
С.В. Коваленко - Правовые основы создания и деятельности Международного Трибунала по морскому праву. |
|
c. 61-69
|
Аннотация: Идея учреждения специального судебного органа по разрешению морских споров возникла довольно давно, сразу же, как только международное сообщество осознало необходимость специального регулирования деятельности государств по исследованию и использованию Мирового океана. Воплощением данной идеи стал Международный трибунал по морскому праву. Международный трибунал по морскому праву создан, в общем, по образцу Международного Суда, но он не вписан ни в какую международную организацию, как это было сделано, например, с Международным Судом, который является одним из органов ООН. Трибунал создан как самостоятельная международная организация, и, как и многие другие международные судебные учреждения, Трибунал по морскому праву обладает всеми признаками международной межправительственной организации. Данная статья С.В. Коваленко посвящена истории и специфике создания этого трибунала.
С.В. Гландин - Конвенционный механизм расширения границ континентального шельфа и Российская Федерация (международно-правовые проблемы рассмотрения Представления РФ в Комиссии ООН по границам континентального шельфа). |
|
c. 70-76
|
Аннотация: Континентальный шельф является одним из новейших институтов международного морского права. Это пространственная сфера, на которую распространяется юрисдикция прибрежного государства в отношении природных ресурсов. Надлежащий международно-правовой режим континентального шельфа прибрежного государства по современному международному праву складывается из ряда факторов: имплементации в национальное законодательство Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., соответствия национального законодательства нормам и принципам международного морского права и наличия делимитационных соглашений с прилежащими и противолежащими государствами. В статье С.В. Гландина рассмотрены проблемы, связанные с правами Российской Федерации в арктическом регионе.
Интеграционное право и наднациональные организации |
Г.Р. Шайхутдинова - Продвинутое сотрудничество в Договоре, учреждающем Конституцию для Европы. |
|
c. 77-83
|
Аннотация: Принятие Договора, учреждающего Конституцию для Европы, еще раз подтолкнуло дискуссии вокруг так называемого принципа гибкости в Европейском Союзе. В тексте Договора для его обозначения используется термин «продвинутое сотрудничество». Продвинутое сотрудничество в рамках Европейского Союза – это углубленная интеграция определенного числа государств-членов Европейского Союза в какой-либо сфере с использованием институтов, процедур и механизмов Союза, открытое для всех остальных государств-членов Союза…
Конфликт: инструменты стабилизации |
Ю.П. Юрьева - Слияния и поглощения: как защитить российский бизнес от корпоративных конфликтов? |
|
c. 93-96
|
Аннотация: В настоящее время в нашей стране огромное количество поглощений и слияний предприятий проходят с грубыми нарушениями законности, нередко откровенно криминальным образом. Как результат – нестабильность экономики, напряженность в социальной сфере, неблагоприятный инвестиционный климат, недостаток долгосрочных вложений, обеспечивающих экономический рост в перспективе. Каковы возможные решения существующих проблем?
О.А. Парягина - Концептуально-правовые основы и проблемы занятости инвалидов. |
|
c. 119-126
|
Аннотация: На земном шаре примерно каждый десятый человек является инвалидом. При этом с точки зрения трудящихся и общества в целом намного предпочтительнее помочь лицам с ограниченными возможностями вернуться на работу или поступить на нее впервые, если они инвалиды с детства, чем просто платить им денежные пособия. Фактически значительное число инвалидов, которые хотели бы работать, лишены доступа к реабилитационным услугам и возможности трудоустройства. В статье О.А. Парягиной рассмотрены рекомендации международных организаций, подходы к решению проблемы, существующие в зарубежных государствах, ситуация в Российской Федерации.
История государства и права |
Н.В. Минина - Рождение российской многопартийности. |
|
c. 137-143
|
Аннотация: Появление партий на политической сцене России в начале XX века и их последующая легализация в годы первой русской революции не являлись случайным стечением обстоятельств в отечественной истории и праве. Этот процесс был подготовлен целым рядом общественных явлений и исторических событий, несмотря на то, что принес свои первые плоды значительно позднее, чем в европейских государствах, где во второй половине XIX века уже формировались первые массовые политические партии…История созданий российских партий рассмотрена в данной статье Н.В. Мининой.
И.Ю. Цекова - К вопросу о юридической природе договора страхования. |
|
c. 97-103
|
Аннотация: В статье И.Ю. Цековой рассмотрены различные научные подходы к природе договора страхования, частноправовым и публичным его элементам, представлен критический анализ позиций современных ученых, рассмотрен подход к данному вопросу дореволюционных правоведов.
Д.В. Емельянов - Актуальные вопросы практики применения норм, регулирующих отношения по возмещению вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием. |
|
c. 104-109
|
Аннотация: Возрастающее количество дорожно-транспортных происшествий обуславливает необходимость вмешательства государства в сферу отношений, связанных с дорожным движением, с целью защиты публичных интересов путем принятия целого комплекса мер. Важным шагом на пути повышения эффективности механизма гражданско-правового регулирования отношений по возмещению вреда стало введение в РФ системы обязательного страхования риска ответственности владельцев транспортных средств. Однако при этом необходимо учитывать, что страхование не подменило собой деликтную ответственность. Страховое и деликтное правоотношение, развиваясь параллельно, в равной степени способствуют достижению полезного эффекта общественного отношения по возмещению вреда. Поэтому введение обязательного страхования призывает обратиться к проблемам деликтной ответственности, которые не были решены ранее и в свете введения страхования вновь приобрели актуальность, а также проблемам, которые появились после принятия закона о страховании …
Д.С. Нижегородцев - Проблема объекта договора банковского вклада и обеспечения исполнения обязанности по возврату вклада. |
|
c. 110-118
|
Аннотация: При рассмотрении предмета договора банковского вклада в теории и на практике возникает ряд вопросов, главными из которых являются следующие: о правах вкладчиков и банка на средства в депозите; о том, что относить к предмету банковского вклада и к его объекту; о направленности интересов участников сделки; о возможности распространять институты прав собственности и владения на денежные средства во вкладе. Корень неоднозначных подходов к предмету договора банковского вклада объясняется, во-первых, сложной и достаточно спорной природой денежных средств вообще и при безналичных расчетах в частности; во-вторых, смешением экономических понятий и значений с правовыми; в-третьих, несовершенной законодательной базой, толкующей целый ряд институтов неоднозначно, а порой и с совершенно противоположным смыслом; в-четвертых, неразработанность института владения и так называемого института «права на право»…
В. М. Савельева - К вопросу об определении места концессионного соглашения в системе гражданско-правовых договоров |
|
c. 994-997
|
Аннотация: Россия за последние годы остро ощутила необходимость в новых механизмах управления государственным имуществом вследствие произошедшего реформирования отношений собственности, которое, в свою очередь, было результатом осуществляемых в стране процессов приватизации и разгосударствления. Принятие федерального закона №115-ФЗ от 21 июля 2005 “О концессионных соглашениях” имеет принципиальное значение для эффективного управления государственной собственностью в разных отраслях экономики и сферах деятельности. Для объектов государственной и муниципальной собственности предлагается концессионная конструкция как организационный экономико-правовой механизм временной передачи права владения и пользования ими от государства к частной компании.
Правовая и политическая мысль |
Н.А. Жильцов - Философско-правовые воззрения о российском государстве и правоохранительной системе во второй половине XIX в. |
|
c. 132-136
|
Аннотация: Как писал сенатор К.Н. Лебедев в 1847 г.: «человек, столкнувшийся с российским правосудием, «может заболеть и помешаться, так оно отвратительно дурно». Во второй половине XIX в. российская общественная мысль сделала шаг в направлении критического переосмысления сложившейся государственно-правовой системы… Парадокс ситуации состоял в том, что модель государственного устройства, сформулированная социалистами оказалась наиболее приемлемой для воплощения в российских условиях, поэтому получила в конце XIX, начале XX вв. жизненную перспективу.
А.Г. Бенер - Постановка и подходы к решению проблемы уголовно-процессуальных оценочных пространств. |
|
c. 127-131
|
Аннотация: Уровень законности и правопорядка в уголовно-процессуальных правовых отношениях неразрывно связан с эффективной оценочной деятельностью, как субъектов сферы обеспечения, так и соблюдения законности в уголовном судопроизводстве, а также качеством уголовно-процессуального законодательства, своевременным выявлением и предупреждением различных нарушений законности в уголовном процессе. Законный, обоснованный и справедливый приговор, законные, обоснованные и справедливые решения по уголовному делу могут быть получены только в результате применения законов формальной логики, устранения противоречий в доказательствах, хорошо поставленного ведомственного и судебного контроля, прокурорского надзора. Совершенно неслучайно в последние годы в теории права была разработана теория многомерных оценочных пространств, которая вполне может быть адаптирована к уголовному процессу…
М.В. Глигич-Золотарева - Теория и практика государственного управления. Рецензия на учебник Н.М. Добрынина «Теория и практика государственного управления». Учебник. – Новосибирск: Наука, 2006. 510 с.) |
|
c. 144-147
|
Аннотация:
|
|