Статья 'Правовое регулирование налогообложения оборота криптовалют: сравнительно-правовое исследование налогово-правового регулирования Республики Индия и Российской Федерации' - журнал 'Право и политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Право и политика
Правильная ссылка на статью:

Правовое регулирование налогообложения оборота криптовалют: сравнительно-правовое исследование налогово-правового регулирования Республики Индия и Российской Федерации

Титоренко Семён Константинович

преподаватель, Департамент международного и публичного права, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, 49/2

Titorenko Semen Konstantinovich

Lecturer, Department of International and Public Law Department, Financial University under the Government of the Russian Federation

125167, Russia, Moscow, Leningradsky ave., 49/2

titorenko96.st@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0706.2023.1.39703

EDN:

CATYXP

Дата направления статьи в редакцию:

26-01-2023


Дата публикации:

02-02-2023


Аннотация: В статье рассматриваются особенности налогово-правового регулирования криптовалют в Республике Индия и Российской Федерации. Проведено исследование нормативно-правового регулирования и исследование позиций учёных-правоведов Республики Индия, в части регулирования оборота криптовалют, а также опыт нормативно-правового регулирования оборота криптовалют в Российской Федерации. В результате исследования автором выделен пробел в правовом регулировании налогообложения криптовалюты в Российской Федерации, в сравнении с правовым регулированием Республики Индия. Общественные отношения, возникаюшие в связи с оборотом криптовалют не урегулированы ни в одной стране мира в настоящий момент, в том числе в части налогообложения операций с использованием криптовалют. В связи с чем, необходимо учитывать иностранный опыт правового регулирования налогообложения оборота криптовалюты, в том числе Республики Индия. Проблема заключается в том, что в настоящий момент так и не приняты поправки в НК РФ, которые урегулировали бы налогообложение оборота криптовалют в Российской Федерации. Цель исследования заключается в исследовании опыта правового регулирования налогообложения криптовалют Республики Индия и выявлении аспектов, которые могли бы быть применены для формирования правового регулирования налогообложения оборота криптовалют в Российской Федерации. Методы: формально юридический, сравнительно-правовой. Научная новизна заключается в том, что ранее сравнительно-правовое исследование в данной сфере исследование не проводилось.


Ключевые слова:

налогообложение, криптовалюта, блокчейн, токен, цифровой финансовый актив, цифровая валюта, утилитарные цифровые права, майнинг, стейкинг, Республика Индия

Abstract: The article discusses the features of the tax and legal regulation of cryptocurrencies in the Republic of India and the Russian Federation. A study of legal regulation and a study of the positions of legal scholars of the Republic of India, in terms of regulating the turnover of cryptocurrencies, as well as the experience of regulatory regulation of the turnover of cryptocurrencies in the Russian Federation. As a result of the study, the author identified a gap in the legal regulation of taxation of cryptocurrencies in the Russian Federation, in comparison with the legal regulation of the Republic of India. Public relations arising in connection with the turnover of cryptocurrencies are not regulated in any country of the world at the moment, including in terms of taxation of transactions using cryptocurrencies. In this connection, it is necessary to take into account the foreign experience of legal regulation of taxation of cryptocurrency turnover, including the Republic of India. The problem lies in the fact that amendments to the Tax Code of the Russian Federation have not been adopted at the moment, which would regulate the taxation of cryptocurrency turnover in the Russian Federation. To investigate the experience of legal regulation of taxation of cryptocurrencies of the Republic of India and to identify aspects that could be applied to form the legal regulation of taxation of turnover of cryptocurrencies in the Russian Federation. Previously, comparative legal research in this area has not been conducted.


Keywords:

taxation, cryptocurrency, blockchain, token, digital financial asset, digital currency, utilitarian digital rights, mining, staking, Republic of India

В Российской Федерации введен Федеральный закон от 14.07.2022 № 324-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [1] о налогообложении цифровых финансовых активов и цифровых прав, включающих одновременно цифровой финансовый актив и утилитарное цифровое право (далее – «ЦФА»).

Однако, ЦФА закрепляют нормативно-правовое понятие токена, производного инструмента, основанного на технологии распределенных реестров, но не кирптовалют. Следовательно, в Российской Федерации отсутствует правовое регулирование налогообложение

Исходя из положений НК РФ, у лиц, участвующих в обороте криптовалют есть обязанность уплачивать налог при проведении операций с криптовалютой в любом случае.

Особенностью правового регулирования оборота криптовалюты в Российской Федерации является сздание отдельного закона, направленного на комплексное регулирование оборота криптовалют. Так, с 1 января 2021 г. Вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] (далее – «Закон о ЦФА»), введение данного закона подтвердило правовой статус токена и как следствие стало основанием для исчисления и уплаты налогов по операциям совершаемым с токенами, в части налогообложения доходов, полученных от оборота криптовалют, вопрос остается дискуссионным, поскольку понятие «цифровая валюта» не является тождественным научно-техническому понятию криптовалюта.

Правительство Индии в начале 2018 года заявило, что криптовалюта, такая как Bitcoin, не являются законным средством платежа в Индии [3]. Хотя правительство не приняло нормативную базу для криптовалют [4], законопроект, который называется «Закон о запрете криптовалют и регулировании официальной цифровой валюты 2019 года» [5], был разработан межведомственным правительственным комитетом и до настоящего момента ожидает согласования уполномоченными ведомствами и регулирующими органами, прежде чем он будет внесен в парламент [6]. Законопроект направлен на то, чтобы «запретить майнинг, хранение, продажу, торговлю, выпуск, распоряжение или использование криптовалюты в стране» [7].

Центральный банк Индии (The Reserve Bank of India) выпустил ряд рекомендаций, предписывающих соблюдать осторожность при проведении операций с криптовалютой [8]. Центральный банк Индии предупреждает пользователей, держателей и трейдеров о риске, связанном с этими активами, и разъясняет, что он не предоставляет лицензии или разрешения какому-либо юридическому лицу или компании на осуществление операций с криптовалютой [9].

6 апреля 2018 года Центральный банк Индии опубликовал циркуляр, запрещающий банкам и иным финансовым учреждениям проводить операции с криптовалютой, в котором оговаривалось, что ввиду связанных с этих рисков было решено, что субъекты, регулируемые Центральный банк Индии, не должны предоставлять услуги для содействия любому физическому или юридическому лицу участвующему в обороте криптовалют. Такие услуги включают ведение счетов, регистрацию, торговлю, расчеты, клиринг, предоставление займов под залог криптовалют, принятие их в качестве обеспечения, открытие счетов бирж, занимающихся ими, и перевод/получение денег на счетах, связанных с покупкой/продажей криптовалют [10]. Более того, Центральный банк Индии заявил, что зарегистрированные организации, которые уже предоставляют такие услуги, должны прекратить отношения в течение трех месяцев с даты настоящего циркуляра. Однако, Верховный суд Индии отменил циркуляр Центрального Банка от 2018 года, запрещающий банкам иметь дело, в том числе, с криптовалютными биржами. Суд указал, что общий запрет был непропорциональным и что криптовалюта не нанесла никакого видимого ущерба банкам, регулируемым Центральным банком Индии [11].

Взимание, администрирование, сбор и возмещение подоходного налога в Индии регулируется Законом о подоходном налоге 1961 г. [12] Департамент подоходного налога является правительственным учреждением, возглавляемым Центральным советом по прямым налогам и входящим в состав Департамента доходов Министерства финансов, ответственного за сбор прямых налогов. Налоговые органы, не выпустили разъяснений по налогообложению криптовалют и деятельности, связанной с майнингом. Несмотря на отсутствие ясности в отношении законности и налогового режима криптовалют, что криптовалюты подлежат налогообложению.

Правовое регулирование налогообложения операций от оборота криптовалют в Индии исходит из общих положений налогового законодательства, так для определения налоговой базы необходимо проанализировать природу и способ начисления криптовалюты налогоплательщику. Если криптовалюта приобретена в качестве долгосрочной инвестиции, то к ней применяется налог на прирост капитала при продаже. Если криптовалюта удерживается как товарный запас в ходе обычной коммерческой деятельности, то любой доход будет считаться доходом от предпринимательской деятельности, который подлежащим налогообложению налогом на прибыль. Период хранения для классификации в качестве долгосрочного или краткосрочного основного актива составляет 12 месяцев [13].

Правовое регулирование налогообложения особых технических операций, свойственных исключительно криптовалюте, таких как майнинг и стейкинг нет. К доходам от криптовалют полученных данным способом применяются общие положения налогового регулирования [14].

Однако, существует правовая коллизия в праве Индии, возникающая в связи с невозможностью оценить стоимость первоначально приобретенного актива в результате майнинга или стейкинга. По налоговому законодательству Индии невозможно исчислить налог на приобретенный актив, если отсутствует цена приобретения, в связи с чем налогообложению подлежит только доход, полученный от реализации криптовалют полученных в результате майнинга.

Данный механизм исчисления налога существует в связи с прецедентным Решением Верховного суда Индии по делу Б.С. Шринивасы Шетти [15]. Следовательно, при добыче биткоинов не будет взиматься налог на прирост капитала.

В 2018 году правительство Индии также рассмотрело вопрос о введении налога на товары и услуги, оказываемые для торговли криптовалютой, которые включют в себя майнинга в качестве услуги и обязанность майнера уплачивать налог, в случае если он осществляет майниннг для третьего лица и получает вознаграждение, и, если стоимость вознаграждения превышает 20 лакхов рупий, подобные майнеры, по предложенному проекту закона, должны будут получать лицензию Центрального банка Индии [16]. Закон на основе данного предложения в настоящий момент не принят.

В Российской Федерации законопроект №127303-8 «О майнинге в Российской Федерации», был отклонен, однако предлагал самостоятельный вариант определения понятия «майнинг».

Предложенный вариант определения майнинга, в целом, отражает важность данной операции для поддержания функционирования оборота криптовалют. Данное определение указывает, что майнеры осуществляют возмездную деятельность по поддержанию оборота криптовалют в обмен на получаемую криптовалюту, в связи с данным выводом, можно предположить, что получаемая криптовалюта будет признаваться доходом для целей налогообложения в момент зачисления криптовалюты на счет майнера.

Вопрос о налогообложении доходов организаций и физических лиц, оказывающих услуги майнинга для третьих лиц, детально не рассматривался, но фактически, организации осуществляющие данный вид деятельности существуют в Российской Федерации.

Республика Индия не имеет особого налогово-правового регулирования оборота криптовалют и токенов, в отличие от Российской Федерации, где не только принят Закон о ЦФА, но и введено налогово-правовое регулирование в части оборота токенов.

Однако, следует признать, что в Российской Федерации отсутствуют законопроекты, направленные на введение правового регулирования налогообложения деятельности лиц, оказывающих услуги участникам рынка оборота криптовалют.

Правовое регулирование деятельности данной группы лиц особенно актуально, так как оно осуществляется не в рамках системы распределенных реестров, а посредством контролируемых платежных систем.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ на статью на тему «Правовое регулирование налогообложения оборота криптовалют: сравнительно-правовое исследование налогово-правового регулирования Республики Индия и Российской Федерации».
Предмет исследования. Предложенная на рецензирование статья посвящена правовому регулированию «…налогообложения оборота криптовалют: сравнительно-правовое исследование налогово-правового регулирования Республики Индия и Российской Федерации». Автором выбран особый предмет исследования: предложенные вопросы исследуются с точки зрения налогового, международного права России и Индии, при этом автором отмечено, что «ЦФА закрепляют нормативно-правовое понятие токена, производного инструмента, основанного на технологии распределенных реестров, но не кирптовалют. Следовательно, в Российской Федерации отсутствует правовое регулирование налогообложение». Изучаются НПА России и Индии, законопроекты, имеющие отношение к цели исследования. Также изучается и обобщается определенный объем научной литературы по заявленной проблематике (в основном зарубежный), анализ и дискуссия с данными авторами-оппонентами присутствует. Однако есть и российские работы, которые также описывают данную проблему. При этом автор отмечает: «Исходя из положений НК РФ, у лиц, участвующих в обороте криптовалют есть обязанность уплачивать налог при проведении операций с криптовалютой в любом случае».
Методология исследования. Цель исследования определена названием и содержанием работы: «…введение данного закона подтвердило правовой статус токена и как следствие стало основанием для исчисления и уплаты налогов по операциям совершаемым с токенами, в части налогообложения доходов, полученных от оборота криптовалют, вопрос остается дискуссионным, поскольку понятие «цифровая валюта» не является тождественным научно-техническому понятию криптовалюта» (речь о ФЗ от 31.07.2020 № 259-ФЗ), «6 апреля 2018 года Центральный банк Индии опубликовал циркуляр, запрещающий банкам и иным финансовым учреждениям проводить операции с криптовалютой, …, что субъекты, регулируемые Центральный банк Индии, не должны предоставлять услуги для содействия любому физическому или юридическому лицу участвующему в обороте криптовалют». Они могут быть обозначены в качестве рассмотрения и разрешения отдельных проблемных аспектов, связанных с вышеназванными вопросами и использованием определенного опыта. Исходя из поставленных цели и задач, автором выбрана определенная методологическая основа исследования. Автором используется совокупность частнонаучных, специально-юридических методов познания. В частности, методы анализа и синтеза позволили обобщить подходы к предложенной тематике и повлияли на выводы автора. Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, автором применялись формально-юридический и сравнительно-правовой методы, которые позволили провести анализ и осуществить толкование норм актов российского, индийского законодательства и сопоставить различные документы (в основном законопроекты). В частности, делаются такие выводы: «…Верховный суд Индии отменил циркуляр Центрального Банка от 2018 года, запрещающий банкам иметь дело, в том числе, с криптовалютными биржами. Суд указал, что общий запрет был непропорциональным и что криптовалюта не нанесла никакого видимого ущерба банкам», «… для определения налоговой базы необходимо проанализировать природу и способ начисления криптовалюты налогоплательщику» и др. Таким образом, выбранная автором методология в полной мере адекватна цели статьи, позволяет изучить многие аспекты темы.
Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений. Данная тема является важной в Индии и России, с правовой точки зрения предлагаемая автором работа может считаться актуальной, а именно он отмечает «Налоговые органы, не выпустили разъяснений по налогообложению криптовалют и деятельности, связанной с майнингом. Несмотря на отсутствие ясности в отношении законности и налогового режима криптовалют, что криптовалюты подлежат налогообложению». И на самом деле здесь должен следовать анализ работ оппонентов, и он следует и автор показывает умение владеть материалом. Тем самым, научные изыскания в предложенной области стоит только приветствовать.
Научная новизна. Научная новизна предложенной статьи не вызывает сомнения. Она выражается в конкретных научных выводах автора. Среди них, например, такой: «…в Российской Федерации отсутствуют законопроекты, направленные на введение правового регулирования налогообложения деятельности лиц, оказывающих услуги участникам рынка оборота криптовалют». Как видно, указанный и иные «теоретические» выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях. Таким образом, материалы статьи в представленном виде могут иметь интерес для научного сообщества.
Стиль, структура, содержание. Тематика статьи соответствует специализации журнала «Право и политика», так как посвящена правовому регулированию «…налогообложения оборота криптовалют: сравнительно-правовое исследование налогово-правового регулирования Республики Индия и Российской Федерации». В статье присутствует аналитика по научным работам оппонентов, поэтому автор отмечает, что уже ставился вопрос, близкий к данной теме и автор использует их материалы, дискутирует с оппонентами. Содержание статьи соответствует названию, так как автор рассмотрел заявленные проблемы, достиг цели своего исследования. Качество представления исследования и его результатов следует признать доработанным. Из текста статьи прямо следуют предмет, задачи, методология, результаты исследования, научная новизна. Оформление работы соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Существенные нарушения данных требований не обнаружены, кроме многочисленных грамматических описок «включют», «осществляет» и др.
Библиография достаточно полная, содержит в основном зарубежные публикации (российские отсутствуют), акты и документы, к которым автор обращается. Это позволяет автору правильно определить проблемы и поставить их на обсуждение. Следует высоко оценить качество представленной и использованной литературы. Однако присутствие дополнительной российской научной литературы показало бы еще большую обоснованность выводов автора, а может быть и повлияло бы на выводы автора. Труды приведенных авторов соответствуют теме исследования, обладают признаком достаточности, способствуют раскрытию многих аспектов темы.
Апелляция к оппонентам. Автор провел серьезный анализ текущего состояния исследуемой проблемы. Автор описывает разные точки зрения оппонентов на проблему, аргументирует более правильную по его мнению позицию, опираясь на работы оппонентов, предлагает варианты решения проблем.
Выводы, интерес читательской аудитории. Выводы являются логичными, конкретными «Республика Индия не имеет особого налогово-правового регулирования оборота криптовалют и токенов, в отличие от Российской Федерации, где не только принят Закон о ЦФА, но и введено налогово-правовое регулирование в части оборота токенов» и др. Статья в данном виде может быть интересна читательской аудитории в плане наличия в ней систематизированных позиций автора применительно к заявленным в статье вопросам. На основании изложенного, суммируя все положительные и отрицательные стороны статьи «рекомендую опубликовать» с учетом замечаний.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.