Статья 'Правовая регламентация административной деятельности полиции: проблемы и перспективы' - журнал 'Право и политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Право и политика
Правильная ссылка на статью:

Правовая регламентация административной деятельности полиции: проблемы и перспективы

Запрутин Денис Григорьевич

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра Правоохранительной деятельности и обеспечения национальной безопасности, ФГАОУ ВО «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ», ФГОУ ВО « Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» кафедра Государственно- правовых дисциплин

454048, Россия, г. Челябинск, ул. Шаумяна, 89, кв. 81

Zaprutin Denis Grigor'evich

PhD in Pedagogy

Associate Professor, Department of Law Enforcement and National Security, SOUTH URAL STATE UNIVERSITY, Federal State Educational Institution "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation" Department of State and Legal Disciplines

454048, Russia, Chelyabinsk, Shaumyan str., 89, sq. 81

zaprutindg@yandex.ru

DOI:

10.7256/2454-0706.2022.8.38687

EDN:

TXRMFF

Дата направления статьи в редакцию:

26-08-2022


Дата публикации:

02-09-2022


Аннотация: Объект исследования научной статьи – основы правового регулирования административной деятельности такого российского правоохранительного органа, как полиция, с учетом историко-правового развития данных отношений. В качестве предмета исследования выступают особенности, проблемы и перспективы правовой регламентации деятельности полиции, являющейся административной. Цель данной научной статьи – обоснование специфики (в генезисе) и тенденций развития административной деятельности национальной полиции. Автор подробно рассматривает вопросы, касающиеся позиции законодателя в отношении правового регулирования данного вида деятельности полиции на современном этапе, отражает основные проблемы в обозначенной сфере, указывает на возможные перспективы совершенствования. При этом, в статье уделяется внимание правовым основам административной деятельности полиции с учетом историко-правового аспекта, анализу тенденций развития источников права, регулирующих обозначенную сферу. Основу методологии научной статьи составил системный подход к анализу основ правовой регламентации административной деятельности полиции (с учетом генезиса). Методика исследования обусловлена применением таких научных методов, как историко-правовой (при характеристике вопросов генезиса административной деятельности полиции), логический (при изложении в статье материалов исследования, при формулировании выводов, как и рекомендаций в отношении перспектив развития исследуемых отношений), сравнительно-правовой (при анализе источников права) и иные, позволившие реализовать цель статьи. В качестве основных выводов отмечено, что современные процессы, обусловленные глобализацией, новыми криминальными угрозами, опосредованными всеобщей цифровизацией, проникновением криминала в мировые финансовые конгломераты, омоложением преступности, обуславливают необходимость совершенствования административной деятельности полиции. Особым вкладом автора являются предложения по повышению эффективности противодействия киберугрозам в отношении несовершеннолетних и по профилактике коррупции. Новизна исследования заключается в обозначении автором конкретных путей решения выявленных проблем, в регламентации новых возможностей полиции по совершенствованию административной деятельности, направленной на противодействие отдельным проявлениям преступности.


Ключевые слова:

полиция, административная деятельность, правовая регламентация, источники права, исторический анализ, полномочия, функции полиции, тенденции развития, перспективы совершенствования, административная деятельность полиции

Abstract: The object of the research of the scientific article is the basics of legal regulation of the administrative activities of Russian police, taking into account the historical and legal development of these activities. The subject of the study is the peculiarities, problems and prospects of the legal regulation of the administrative activities of the police. The purpose of this scientific article is to substantiate the specifics (in genesis) and trends of the development of the administrative activities of the national police. The author examines in detail the issues concerning the position of the legislator regarding the legal regulation of this type of police activity at the present stage, reflects the main problems in the designated area, indicates possible prospects for improvement. At the same time, the article pays attention to the legal foundations of the administrative activities of the police, taking into account the historical and legal aspect, the analysis of trends in the development of sources of law regulating this area. The methodology of the scientific article was based on a systematic approach to the analysis of the basics of legal regulation of administrative activities of the police (taking into account the genesis). The research methodology is determined by the use of such scientific methods as historical and legal (when describing the genesis of the administrative activities of the police), logical (when presenting research materials in the article, when formulating conclusions, as well as recommendations regarding the prospects for the development of the studied relations), comparative legal (when analyzing the sources of law) and others that allowed to implement the purpose of the article. As the main conclusions, it is noted that modern processes caused by globalization, new criminal threats mediated by universal digitalization, the penetration of crime into global financial conglomerates, the youth crime, all this necessitate the improvement of the administrative activities of the police. The author's special contribution is proposals to improve the effectiveness of countering cyber threats against minors and to prevent corruption. The novelty of the research lies in the author's designation of specific ways to solve the identified problems, in the regulation of new police capabilities to improve administrative activities aimed at countering certain manifestations of crime.


Keywords:

police, administrative activities, legal regulation, sources of law, historical analysis, authority, police functions, development trends, prospects for improvement, administrative activities of the police

Анализ национальных источников права демонстрирует, что истоки правовой регламентации административной деятельности органов полиции обнаруживаются, начиная с XIV в. Данный вопрос актуален, поскольку значение исторического исследования в названной и иной правовой плоскости достаточно велико: подобными данными объясняются основания происхождения, как и тенденции генезиса, проникновения в современную юриспруденцию, в правовую систему понятий, принципов, научных позиций [1, с. 40] о данной деятельности.

Общепризнано, что термин «полиция», как производное от греческого слова «politeia» («polis» – город), активно используемое в юриспруденции Древнего Рима и внедренное впоследствии в юридический оборот, как в европейских странах, так и в отечественной правовой системе (со времен правления Петра I., в переводе на русский язык означает городское устройство и административное управление. Под «полицией понималась такая деятельность органов государства, которая касалась вопросов, опосредованных необходимостью названного управления в различных сферах жизнедеятельности: это и обеспечение государственной, личной безопасности, и профилактика преступности, и принятие источников права, направленных, в т. ч., на обеспечение надзорных полномочий за отправлением правосудия, за осуществлением религиозных обрядов и пр.

«Полиция – значительная часть городского начальства, которой вверено наблюдение в городе благочиния, добронравия и порядка», - указано в Уставе города Санкт-Петербурга 1872 г. [2].

Общепризнанно, что истоки правового регулирования административной деятельности полиции датированы историческим периодом, отмеченным актами централизации, происходящими в Московском государстве в XIV в.–XV в.), когда органы российского политического сыска являлись частью царской системы (власти) [3, с. 115]. На данном этапе развития деятельность государственного аппарата имела направленность на охрану самодержавия и на предупреждение преступности против российского самодержавия. Местные, как и центральные органы власти государства для реализации своей административной деятельности, в т. ч. обусловленной профилактикой правонарушений и преследованием правонарушителей по политическим мотивам обладали полномочиями, предусмотренными актами отраслей уголовного, уголовно-процессуального права.

Значительным шагом в направлении регламентации административной деятельности национальной полиции представляется возможным признать принятие в 1713 г. Указа Петра I «Об основании следственной канцелярии М. И. Волконского» [4], В указанный период были созданы первые национальные следственные органы, именуемые «майорскими» канцеляриями (в соответствии с Именным указом М. И. Волконского. Санкт-Питербурх от 25 июля 1713 г.), которые, начиная с 1717 г. находились в подчинении Императора и были полномочны к осуществлению предварительно следствия, к профилактике различных видов преступности. При этом, в подследственность указанных органов были включены уголовные дела о совершении деяний, опосредованных посягательствами на государственный строй России (коррупция чиновников, как и их взяточничество, казнокрадство, а также – подлоги, мошенничество).

В качестве административных задач полиции названными нормативными актами обозначено: обеспечение охраны общественного порядка. противодействие явлениям преступности, контроль за пожаробезопасностью, обеспечение надзора за благоустройством населенных пунктов и за их санитарным состоянием [5, с.49]. В рамках реализации административной деятельности, в соответствии с утвержденной 25 мая 1718 г. Петром I Инструкцией «Пункты, данные Санкт-Петербургскому генерал-полицмейстеру», в полномочия Генерал-полицмейстера, а впоследствии – российских органов полиции входило усмотрение о том, чтобы возведение построек и осуществление торговой деятельности было реализовано в соответствии с указаниями уполномоченных лиц; улицы содержались в чистоте; подозрительные люди, как и приезжающие и отъезжающие индивиды, находились под контролем. Обязанность по обеспечению правопорядка возлагалась на лиц, занимающих должности караульщика, старосты и десятского, полномочных реализовывать отдельные виды полицейской деятельности, в т. ч. в отношении применения «повинности постоя на каждый чин и звание» [6, с.27].

Особое значение для развития административной деятельности национальной полиции имело учреждение в 1718 г. в г. Петербурге должности генерал-полицмейстера (главы канцелярии).

В процессе исторического развития административная деятельность полиции совершенствовалась и регулировалась, в частности, такими нормативными правовыми актами, как Устав о предупреждении и пресечении преступлений, принятый в 1832 г. и включенный в национальный кодифицированный акт - Свод законов Российской Империи [7], неоднократно подвергающийся коррективам (1864, 1867, 1881, 1883, 1887, 1890, 1893, 1896, 1899, 1900, 1902, 1903, 1906, 1910 г. г.) [8] [9, с.22]. Устав включал в свое содержание 310 статей и нижеследующие 5 разделов: (раздел 1 «О предупреждении и пресечении преступлений против веры»; Раздел 2 «О предупреждении и пресечении преступлений против общественного порядка и учреждений правительства»; раздел 3 «О предупреждении и пресечении беспорядков при публичных собраниях, увеселениях и забавах, а также о пресечении явного соблазна и разврата в поведении»; Раздел 4 «О предупреждении и пресечении преступлений против личной безопасности»; раздел 5 «О предупреждении и пресечении преступлений против имущества»).

Так, в соответствии со ст. 1 Устава о предупреждении и пресечении преступлений, «Губернаторы, мѣстныя полицiи и вообще всѣ мѣста и лица, имѣющiя начальство по части гражданской или военной, обязаны, всѣми зависящими отъ нихъ средствами, предупреждать и пресѣкать всякiя дѣйствiя, клонящiяся къ нарушенiю должнаго уваженiя къ вѣрѣ, или же общественнаго спокойствiя, порядка, благочинiя, безопасности и личной безопасности имуществъ, руководствуясь какъ данными имъ наказами и инструкцiями, такъ и правилами, въ семъ Уставѣ опредѣленными».

На начальном этапе советского периода развития российской государственности, характеризующегося отсутствием надлежащего правопорядка, значительным увеличением преступности, принятием неэффективных источников права, административную деятельность милиции не представляется возможной признать прогрессивной [11]. Между тем, в качестве нормативных правовых актов, направленных на совершенствование подобной деятельности, целесообразно признать Постановление НКВД РСФСР «О рабочей милиции» 1917 г. [12]; Инструкция НКВД РСФСР об организации советской рабоче-крестьянской милиции 1918 г. [13]. Особое значение для развития административной деятельности милиции в данный период имел Декрет СНК РСФСР, регулирующий полномочия рабоче-крестьянской милиции [14], принятый в 1919 г., как и Положение о данном государственном органе, утвержденное в 1920 г. [15]

Впоследствии административная деятельность милиции, как основного правоохранительного органа советского государства, входившего в определенный период времени в состав НКВД, регулировалась различными источниками национального права [16] [17] [18] [19] [20] [21], система которых (с учетом основных исторических этапов генезиса органов российской полиции) может быть представлена следующим образом: I этап (1718-1761) – с даты основания органов отечественной полиции; II этап (1762-1801). ознаменованный созданием органов полиции в российских уездах; III этап (1802-1861) – от момента учреждения органов полиции до глобальных полицейских реформ; IV этап, датированный, начиная с 1861 г. до 1917 г. – времени создания советского государства; V этап (1917 -2011) – с момента формирования органов советской милиции до современного этапа, VI этап (современный), начинающийся с 2011 г. с принятия Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» [22] [23].

Анализ исторических основ правового регулирования административной деятельности такого правоохранительного органа, как полиция, позволяет также отметить: до 1 марта 2011 г. подобная деятельность регулировалась Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026 «О милиции» [24]. В соответствии с основными положениями данного источника (ст.2), к ведущим задачам милиции, отражающим административную деятельность данного органа, относилось, в частности: обеспечение охраны общественного порядка, личной и общественной безопасности; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие преступлений; предоставление помощи гражданам и их коллективным образованиям в сфере защиты прав, свобод, как и предусмотренных законом интересов.

На современном этапе в России административная деятельность полиции, регулируемая системой нормативных правовых актов (Федеральный закон «О полиции», Указ Президента РФ, в рамках которого утверждено Положение о Министерстве внутренних дел РФ, Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ по субъекту РФ [25]), представляет собой такой исполнительно-распорядительный функционал (управленческую деятельность, составную часть деятельности всех правоохранительных органов Российской Федерации), который опосредован организацией профессиональной работы всей системы структурных подразделений, как и служб органов полиции, и практической реализацией возложенных полномочий, функций (посредством соответствующих административно-правовых средств, способов, действующих в сфере охраны общественного порядка, обеспечения личной безопасности и противодействия различным явлениям преступности) [26, с.8].

В соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона № 3-ФЗ, в рамках административной деятельности в обязанности полиции входит всеобщая пропаганда правовых знаний; выявление причин, условий преступлений, а также - принятие мер по их устранению; обнаружение лиц, имеющих намерение совершить деяние; профилактика противоправных посягательств (правонарушений и преступлений), включая посягательства, реализуемые несовершеннолетними; борьба с явлениями безнадзорности. В целом, осуществляя административную деятельность, полиция призвана к обеспечению помощи любому лицу, нуждающемуся в защите от противоправных проявлений, к предоставлению содействия иным органам власти, организациям, объединениям, лицам.

Административная деятельность полиции осуществляется в соответствии со следующими принципами (основными началами): соблюдение, как и уважение интересов, предусмотренных нормативно, прав и свобод индивида; принципы законности и беспристрастности, открытости и публичности; принцип общественного доверия, как и поддержки российских граждан; взаимодействие с другими правоохранительными органами, включая международные, а также – с различными государственными и муниципальными ведомствами, объединениями граждан; применение при реализации своих полномочий достижений современной науки, техники, инновационных технологий и информационных систем [27, с.175-179].

Административная деятельность полиции в современной России, соответственно, - важнейшее направление государственной исполнительно-распорядительной деятельности государственной власти, которая занимает ведущее место в области обеспечения охраны правопорядка, как и общественной, личной безопасности, в целом. По мнению Ю. Н. Демидова, М. В. Костенникова. А. В. Куракина, административная деятельность названных органов - исполнительно-распорядительная профессиональная деятельность, призванная к организации правоохранительной сферы всей системы подчиненных служб и подразделений, сотрудников национальной полиции, а также – к практической реализации обеспечения охраны общественного порядка, общественной безопасности, противодействия преступности различными административно-правовыми механизмами (методами, способами, формами) [28, с.15]. Как отмечено В. Я. Кикотя, названная профессиональная деятельность– это самостоятельный вид правоохранительной деятельности органов внутренних дел (полиции), характеризующийся особым властным исполнительно-распорядительным свойством, как и осуществлением в рамках возложенного функционала, во-первых, внешних административно-процедурных и, во-вторых, административно-юрисдикционных полномочий, в-третьих, в реализации внутриорганизационной деятельности по обеспечению эффективного и четкого функционирования всех структурных подразделений [29, с.24].

Функции органов полиции в рамках административной деятельности представляется возможным, таким образом, дифференцировать на внутриорганизационные, административно-юрисдикционные и на внешние. Внутриорганизационные функции данного правоохранительного органа направлены на обеспечение нормального и эффективного функционирования различных служб, подразделений полиции, как и должностных лиц, на применение в рамках реализации возложенных профессиональных полномочий необходимых и возможных правовых и технических, иных сил и средств. Внешние функции полиции опосредованы практической реализацией основных задач данных правоохранительных органов, не входящих в систему внутриорганизационной деятельности (это общие, специальные, как и обеспечивающие функции).

Так, к основным общим функциям административной деятельности полиции относятся: во-первых, прогнозирование; во-вторых, планирование; в-третьих, организация; в-четвертых, регулирование; в-пятых, учет; в-шестых, контроль. К системе обеспечивающих функций названной деятельности следует отнести несколько взаимообусловленных ее видов: это и кадровое, и финансовое, и материально-техническое, обеспечение, а также – обеспечение психологическое и медицинское, иное. К специальным функциям административной деятельности полиции, которые возможно признать в качестве основных, отраженных в ч.1 ст. 2 ФЗ «О полиции». законодатель относит обеспечение защиты личности, общества, государства от противоправных посягательств; осуществление предупреждения и пресечения, выявления и раскрытия преступлений, предупреждение и пресечение административных правонарушений, реализация уголовно-процессуальных полномочий (производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, производство по делам об административных правонарушениях), обеспечение правопорядка и безопасности движения на дорогах, ряд иных важных специальных функций.

Представляется важным отметить: развитие общественных отношений, появление новых криминальных угроз способствует генезису основ правовой регламентации административной деятельности российской полиции, к решению существующих проблем, к системе особо значимых из которых целесообразно отнести, как вопросы юрисдикционной, так и разрешительной административной деятельности, а также – деятельности, являющейся контрольно-надзорной.

Общепризнано, что наиболее значимой остается проблема, опосредованная необходимостью совершенствования административной деятельности полиции, обусловленной профилактикой преступности несовершеннолетних, проявляющейся в криминальной зараженности общества, передающейся будущим поколениям в качестве социального «негативного наследия» [30, с.53] (в 2021 г. выявлено 31,9 тыс. деяний несовершеннолетних [31]).

Значительные проблемы связаны с административной деятельностью по борьбе с киберпреступностью, способствующей опасным явлениям. Данный вопрос актуален в условиях неудовлетворительного состояния мировой и национальной информационной безопасности, массового характера деструктивного воздействия на личность в условиях активизации преступности в киберпространстве, в т. ч. – на личность несовершеннолетнего (явления кибербуллинга, секстинга, груминга, троллинга и пр., способствующие суициду).

Так, по сведениям Росстата, в 2017 г. частота актов суицида несовершеннолетних (10-14 лет) - 1,6 на 100000 лиц, что превышает в 2 раза среднемировой подобный показатель; в возрастной группе 15 -19 лет - 8,4 на 100000 лиц (на 13,5% выше мирового уровня). В 2018 г. число суицидов несовершеннолетних – 788. В 2019 г. пытался совершить акт суицида каждый 12-й несовершеннолетний (13-17 лет) [32]. Названная опасная тенденция демонстрировалась в России и в 2020 г., 2021 г. По данным, представленным в 2021 г. за первое полугодие 2021 г. зарегистрировано 3064 попыток суицида и завершенных подобных актов среди суицида несовершеннолетних (выше на 43 % по сравнению с 2020 г. (2146)). При этом, рост данных опасных для жизни несовершеннолетних явлений обусловлен пропагандой суицида в Интернет [33].

Ситуация осложняется несовершенством правового регулирования административной деятельности полиции в обозначенной сфере, т. е. в России не решен вопрос поиска более оптимальных путей противодействия данным явлениям, развивающимся и в национальном, и в мировом пространстве [34].

Представляется, что, с целью решения названных опасных для российского общества проблем, целесообразно совершенствование административной деятельности полиции посредством включения:

- в Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» [35] отдельного раздела «Предупреждение преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая сеть Интернет»;

- в Инструкцию по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД России, утвержденную Приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 [36], отдельного раздела «Профилактика преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая сеть Интернет несовершеннолетних».

Разделяем позицию Е. В. Кузнецовой, на основании которой информационное пространство на современном этапе, включая сеть Интернет, представляет собой анонимную и глобальную и достаточно неподконтрольную государством и ее органами систему, которая не характеризуется четкими границами, формируется посредством девайсов, гаджетов, при этом, в ряде случаев порождает преступность, способствует формированию противоправного поведения, что требует воздействия со стороны уполномоченных лиц [37].

Особую озабоченность вызывают проблемы, существующие в связи с административной деятельностью полиции, обусловленной противодействием явлениям коррупции, результат которых - ослабление этических норм в обществе [38, с.168]. Принимая во внимание, что противодействие названным проявлениям реализуется системой различных субъектов: это и судебные органы, и органы прокуратуры, органы МВД (ГУЭБиПК - Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции, ЭбиПК - подразделение экономической безопасности и противодействия коррупции территориального органа МВД России на региональном уровне), ФСБ, Следственный комитет, Федеральная таможенная служба, органы ФСИН и подразделения Росгвардии, основная деятельность в сфере противодействия коррупции, в целом, и профилактики данного негативного явления, в частности, реализована в рамках административной деятельности сотрудниками именно Службы экономической безопасности и противодействия коррупции, входящей в систему МВД России.

Так, в 2021 г. российскими органами полиции выявлено следующее количество коррупционных преступлений: более 2,5 тыс. фактов получения взятки (сумма - 1,1 млрд руб), из которых 768 деяний совершено в крупном, как и в особо крупном размере, пресечено около 2,4 тыс. эпизодов дачи взятки (685 млн руб.), из которых 407 случаев - в крупном и в особо крупном размере (607 млн. руб) [39].

Об актуальности данных проблем, о необходимости совершенствования административной деятельности полиции в направлении противодействия явлениям коррупции свидетельствуют:

-во-первых, позиция Президента РФ В. В. Путина, указавшего на расширенном заседании Коллегии МВД России в феврале 2022 г. на необходимость повышенного внимания вопросам противодействия коррупционным преступлениям;

-во-вторых, государственные стратегические программные документы (Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 г. [40], Национальный план противодействия коррупции, принятый на период 2021 - 2024 г. г. [41])

- в-третьих, статистические сведения (по данным 2018 г. число коррупционных деяний по сравнению с 2017 г. возросло на 2,9 % (30 495 преступлений, удельный вес - 1,5 %), в 2019 г. статистика свидетельствует о совершении 30 991 преступлений (рост на 1,6 %) (удельный вес -1,5 %); по данным за 2021 г. зарегистрировано 35000 таких преступлений (на 13,8 % больше, чем в 2020 г.), в системе которых более половины – преступления, опосредованные актами взяточничества (18,6 тыс.), рост которых составляет 25 %) [42]

Полагаем, что совершенствование административной деятельности российской полиции, направленной на противодействие явлениям коррупции, должно осуществляться по следующим направлениям:

- разработка и внедрение новых антикоррупционных, в т. ч. информационных, цифровых технологий, призванных к эффективной борьбе с явлениями коррупции, как в органах полиции, так и органами полиции;

- совершенствование системы конкретных мер, реализуемых сотрудниками полиции и направленных на профилактику коррупционных проявлений (в отдельном Приказе МВД России [43]).

В процессе профессиональной деятельности полиция, соответственно, осуществляет значительное количество функций в рамках административной деятельности, при реализации которых, в соответствии с компетенцией, вступает в особые правовые связи с гражданами, как и государственными, общественными организациями и должностными лицами. Характер административных полномочий, при этом, обусловлен перечнем основных направлений деятельности полиции, предусмотренных Федеральным законом № 3-ФЗ «О полиции». Между тем, обосновано: дальнейшее прогрессивное развитие данных отношений должно быть реализовано, как посредством новых законодательных, так и организационных мер, направленных на их нивелирование, что позволит усовершенствовать административную деятельность полиции в России.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ на статью на тему «Правовая регламентация административной деятельности полиции: проблемы и перспективы».
Предмет исследования. Предложенная на рецензирование статья посвящена проблемам и перспективам правовой регламентации «…административной деятельности полиции…». Автором выбран особый предмет исследования: предложенные вопросы исследуются с точки зрения административного права, истории права, при этом автором отмечено, что «Анализ национальных источников права демонстрирует, что истоки правовой регламентации административной деятельности органов полиции обнаруживаются, начиная с XIV в.». Изучается законодательство России с древних времен до настоящего времени, имеющее отношение к цели исследования. Также изучается и обобщается большой объем исторической и современной научной литературы по заявленной проблематике, анализ и дискуссия с авторами-оппонентами приводится. При этом автор отмечает, что «Значительным шагом в направлении регламентации административной деятельности национальной полиции представляется возможным признать принятие в 1713 г. Указа Петра I «Об основании следственной канцелярии М. И. Волконского» [4]», «…истоки правового регулирования административной деятельности полиции датированы историческим периодом, отмеченным актами централизации, происходящими в Московском государстве в XIV в.–XV в.), когда органы российского политического сыска являлись частью царской системы (власти) [3, с. 115]».
Методология исследования. Цель исследования определена названием и содержанием работы: «…в рамках административной деятельности в обязанности полиции входит всеобщая пропаганда правовых знаний; выявление причин, условий преступлений, а также - принятие мер по их устранению; обнаружение лиц, имеющих намерение совершить деяние; профилактика противоправных посягательств (правонарушений и преступлений), включая посягательства, реализуемые несовершеннолетними; борьба с явлениями безнадзорности». Она может быть обозначена в качестве рассмотрения и разрешения отдельных проблемных аспектов, связанных с вышеназванными вопросами и использованием определенного опыта. Исходя из поставленных цели и задач, автором выбрана определенная методологическая основа исследования. В частности, автором используется совокупность общенаучных, специально-юридических методов познания. В частности, методы анализа и синтеза позволили обобщить различные подходы к предложенной тематике и повлияли на некоторые выводы автора. Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, автором применялся формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм действующего российского законодательства с учетом исторического развития данной области знаний. При этом в контексте цели исследования формально-юридический метод применен в совокупности со сравнительно-правовым методом, тем более автор привел научные работы и НПА как современные, так и исторические. Таким образом, выбранная автором методология в полной мере адекватна цели статьи, позволяет изучить определенные аспекты темы.
Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений. Данная тема является важной в России, с правовой точки зрения предлагаемая автором работа может считаться актуальной, а именно он отмечает, что «…значение исторического исследования в названной и иной правовой плоскости достаточно велико: подобными данными объясняются основания происхождения, как и тенденции генезиса, проникновения в современную юриспруденцию, в правовую систему понятий, принципов, научных позиций [1, с. 40] о данной деятельности». И на самом деле здесь должен следовать анализ работ оппонентов, и он следует и автор показывает умение владеть материалом. Тем самым, научные изыскания в предложенной области стоит только приветствовать.
Научная новизна. Научная новизна предложенной статьи вызывает сомнения. Она не выражается в конкретных научных выводах автора. Среди них, например, такой: «…дальнейшее прогрессивное развитие данных отношений должно быть реализовано, как посредством новых законодательных, так и организационных мер, направленных на их нивелирование, что позволит усовершенствовать административную деятельность полиции в России». Как видно, указанный и иные «теоретические» выводы не могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях. Но материалы статьи в представленном виде могут иметь определенный интерес для научного сообщества.
Стиль, структура, содержание. Тематика статьи не совсем соответствует специализации журнала «Право и политика», так как она посвящена проблемам и перспективам правовой регламентации «…административной деятельности полиции…». Можно данную статью рекомендовать в журналы «Административное право и практика администрирования» или «Административное и муниципальное право». В статье присутствует аналитика по научным работам оппонентов, поэтому автор отмечает, что уже ставился вопрос, близкий к данной теме и автор использует их материалы, дискутирует с оппонентами. Содержание статьи соответствует названию, так как автор рассмотрел заявленные проблемы, достиг цели своего исследования. Качество представления исследования и его результатов следует признать практически доработанным. Из текста статьи прямо следуют предмет, задачи, методология, практические результаты юридического исследования, но отсутствует научная новизна. Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Существенных нарушений данных требований не обнаружено. К замечаниям можно отнести: не совсем четкое отграничение функций; не ясность некоторых формулировок и использование слов в их не совсем правильном значении «…развитие общественных отношений, появление новых криминальных угроз способствует генезису основ правовой регламентации административной деятельности российской полиции …». Не ясно значение слова «генезис»?
Библиография. Следует высоко оценить качество представленной и использованной литературы. Труды приведенных авторов соответствуют теме исследования, обладают признаком достаточности, способствуют раскрытию отдельных аспектов темы.
Апелляция к оппонентам. Автор провел анализ текущего состояния исследуемой проблемы. Автор описывает разные точки зрения на проблему, аргументирует более правильную по его мнению позицию опираясь на работы оппонентов, предлагает варианты решения отдельных практических, но не научных, проблем.
Выводы, интерес читательской аудитории. Выводы являются логичными, конкретными, они получены с использованием общепризнанной методологии. Статья в данном виде может быть интересна читательской аудитории в плане наличия в ней систематизированных позиций автора применительно к заявленным в статье вопросам, что и должно быть характерно для юридических исследований. На основании изложенного, суммируя все положительные и отрицательные стороны статьи рекомендую «опубликовать» с учетом замечаний.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.