Статья 'Использование информационных технологий как новый вектор реализации гражданами прав на социальное обеспечение' - журнал 'Право и политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Право и политика
Правильная ссылка на статью:

Использование информационных технологий как новый вектор реализации гражданами прав на социальное обеспечение

Григорьев Иван Владимирович

кандидат юридических наук

доцент, кафедра трудового права, Уральский государственный юридический университет

620137, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21

Grigorev Ivan Vladimirovich

PhD in Law

Docent, the department of Labor Law, Ural State Law University

620137, Russia, Sverdlovskaya oblast', g. Ekaterinburg, ul. Komsomol'skaya, 21

adarichi@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Зуева Ксения Андреевна

кандидат экономических наук

доцент, кафедра Региональной, муниципальной экономики и управления, Уральский государственный экономический университет

620144, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62

Zueva Kseniya Andreevna

PhD in Economics

Docent, the department of Regional, Municipal Economics and Management, Ural State University of Economics

620144, Russia, Sverdlovskaya oblast', g. Ekaterinburg, ul. 8 Marta, 62

zuevaksenia@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0706.2019.7.30205

Дата направления статьи в редакцию:

04-07-2019


Дата публикации:

16-07-2019


Аннотация: Предметом исследования выступает возможность осуществления гражданами своих прав посредством использования современных информационных технологий. В статье рассматриваются особенности, связанные с реализацией гражданами прав на социальное обеспечение. Авторами подробно проанализированы вопросы внедрения Единой государственной информационной системы социального обеспечения и Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), потенциал их использования гражданами в сфере социального обеспечения и перспективы развития. Особое внимание уделено применению электронного взаимодействия граждан с органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. Методологической основой работы послужили общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных, научных и практических материалов и др. Научная новизна статьи определяется тем, что она представляет собой комплексное исследование правовых вопросов реализации гражданами своих прав на социальное обеспечение с использованием информационных технологий и систем. К числу наиболее значимых результатов следует отнести сформулированные предложения по совершенствованию действующего законодательства о реализации прав граждан, а также сложившейся правоприменительной практики.


Ключевые слова:

социальное обеспечение, право социального обеспечения, единая информационная система, информационные технологии, государственные программы, реализация права, промышленная революция, пенсионный фонд, социальная защита, правоотношение

Abstract: The subject of this research is the citizens’ opportunity to exercise their rights via using modern information technologies. The article examines the peculiarities associated with enjoyment of civil rights to social protection. The author carefully analyze the questions of implementation of the Unified State Information System for Social protection and Unified Portal of Public and Municipal Services; their usage potential by the citizens in the area of social protection and development prospects. Special attention is given to implementation of electronic interaction between citizens and social protection bodies of the subjects of Russian Federation. The scientific novelty lies in the comprehensive study of legal issues pertinent to citizens’ exercise of their rights to social protection via using information technologies and systems. Among most significant results obtained in this research is the formulation of proposals on the improvement of current legislation in the area of exercising, as well as the established law enforcement practice.


Keywords:

social security, social security law, unified information system, information technology, state program, the realization of the right, industrial revolution, pension fund, social protection, legal relation

В посланиях Президента России Федеральному Собранию последних лет акцентируется внимание на необходимости использования накопленного технологического опыта, позволяющего совершить рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики и государственного управления, на необходимость формирования собственных цифровых платформ, совместимых с глобальным информационным пространством, принятия генеральной схемы развития инфраструктуры цифровой экономики, включая сети телекоммуникаций, мощности по хранению и обработке данных[1].

В научном мире выделяется четыре прорывных этапа технологического развития человечества, которые именуются «промышленными революциями». «Первая из низ обеспечила переход от ручного труда к машинному. Вторая связана с использованием электроэнергии и развитием конвейерного производства. Третья осуществляет внедрение цифровых технологий во все сферы жизни – производства, науки, массовые коммуникации. Грядёт четвёртая промышленная революция, основывающаяся на внедрении «киберфизических систем» в производственные процессы, которые наделяются способностями самонастраивающихся и обучающихся моделей поведения структур»[2].

Развитие информационной составляющей системы социального обеспечения является неизбежным процессом[3] и вызывает необходимость их использования при реализации гражданами прав на социальное обеспечение, особенной для социально незащищённых групп населения, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья[4]. При этом следует отметить, что в данном вопросе далеко не в полной мере реализованы возможности, предоставленные «третьей промышленной революцией». Это отставание устраняется посредством государственного стимулирования создания, развития и активного внедрения различных информационных систем.

В данной статье под социальным обеспечением мы будем понимать – систему общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам из специальных финансовых источников и на основе законодательства различных видов обеспечения при наступлении страховых и нестраховых случаев, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, с целью предотвратить, смягчить или устранить неблагоприятные последствия наступления страховых и нестраховых случаев, а также поддержания определенного минимального жизненного уровня граждан[5].

В сфере социального обеспечения граждане имеют право на финансовые и натуральные меры поддержки: пенсионное обеспечение, денежные пособия, страховые и компенсационные выплаты, социальное обслуживание, социальную поддержку, государственную социальную помощь, дополнительное социальное обеспечение, осуществление которых возможно исключительно при волеизъявлении гражданина[6] (в том числе, выраженном посредством электронного обращения).

Основы правовой регламентации отношений по электронному взаимодействию граждан с государственными органами были заложены в целом ряде целевых программ, направленных на повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг; повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования информационных и телекоммуникационных технологий, повышение доступности социального обслуживания населения, создание условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий, получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий. В их числе программы: «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)», утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 № 65[7], «Информационное общество (2011 – 2020 годы)», утв. распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р[8], «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы», утв. постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 № 175[9], «Социальная поддержка граждан», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 296[10], «Информационное общество», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 313[11], «Доступная среда», утв. постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 № 363[12] и др.

Отдельного внимания заслуживает Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости»[13] дополнивший Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»[14] главой 2.1. «Единая государственная информационная система социального обеспечения». В развитие положений вышеуказанного закона постановлением Правительства РФ № 181 от 14.02.2017 г. (ред. от 22.10.2018) были утверждены Положением о Единой государственной информационной системе социального обеспечения и Порядок предоставления информации в Единую государственную информационную систему социального обеспечения[15].

Оператором Единой государственной информационной системе социального обеспечения определен Пенсионный фонд РФ, ввиду накопленного им обширного опыта по ведению детального персонифицированного учета граждан и наличия в ведомстве сформированных баз данных о гражданах, нуждающихся в социальном обеспечении[16].

Единая государственная информационная система социального обеспечения определяется как «федеральная государственная информационная систем, создаваемая в целях обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, информацией о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых населению в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, путем использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, входящей в инфраструктуру электронного правительства».

Как видно из определения данная система должна использоваться не только для информирования участников правоотношений в сфере государственной социальной помощи, как отдельного института права социального обеспечения (учитывая, что положения о ней определяются в Федеральном законе от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»), но и прав на иные виды обеспечения. В этой связи целесообразно было принять отдельный закон, определявший функционирование указанной информационной системы.

Внедрение Единой государственной информационной системы производилось в несколько этапов. В 2016 году были определены три пилотных региона (Республика Башкортостан, Алтайский край и Калужская область[17]), занимавшиеся ее внедрением, кроме того, был проведен анализ и унификация мер социальной защиты, предоставляемых в этих субъектах Российской Федерации. С 2018 года Единая государственная информационная система социального обеспечения запущена в эксплуатацию и размещена в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://egisso.ru. Доступ к системе осуществляется по паролю пользователя, полученному для доступа на Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (https://www.gosuslugi.ru). В настоящее время проводится доработка Системы и наполнение ее данными.

Применение Единой государственной информационной системы позволяет достичь нескольких целей. Первая из них – получение органами и организациями, предоставляющими социальное обеспечение, информации об установленных конкретному гражданину мер социального обеспечения, а также объемах выплат и услуг. Данную цель можно назвать основной при создании системы. Интерес регулирующих государственных органов прослеживается в том, чтобы повысить адресность социальной защиты и иметь возможность принимать решения по вопросам нуждаемости конкретных граждан в дополнительных (по отношению к уже установленным) мерах социального обеспечения и, как следствие, возможность предоставления этих мер. В рамках процедурных правоотношений по предоставлению отдельных видов социального обеспечения обязанные субъекты (органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации[18]) получают возможность использования информации из Единой государственной информационной системы, внесённой туда ранее (в т.ч. и другими субъектами), что позволяет в полной мере реализовать принцип однократности ввода и многократности использования данных[19]. Кроме того, указанные возможности позволяют повысить качество планирования затрат на социальные нужды, избавить субъекты, предоставляющие социальное обеспечение, от непрофильной деятельности и избыточных функций, исключить дублирование данных, повысить эффективность расходования бюджетных средств.

Вторая цель создания Единой государственной информационной системы социального обеспечения – получение свода аналитической информации в целом по стране и в разрезе по регионов или отдельных поставщиков социальных услуг относительно количества получателей социального обеспечения, общего объема обеспечения и среднем размере данных предоставлений. В частности, по состоянию на июнь 2019 года в целом по России получателями пенсии являются 41541751 человек, из них: пенсии по старости – 29836202 чел. (71,84%), по инвалидности – 10221449 чел. (24,61%), по потери кормильца – 1474100 чел. (3,55%),. При этом, например, в Сибирском федеральном округе – 4068967 чел. получателей пенсии по старости, 1370994 чел. – по инвалидности, 250956 чел. – по потери кормильца. Размер средней пенсионной выплаты по старости в целом по стране составляет 18378 руб.[20].

Аналогичные сведения можно получить относительно граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствие радиационных и техногенных катастроф; граждан, получивших трудовые увечья и профессиональные заболевания, утративших трудоспособность вследствие заболевания или травмы; беременных женщин, матерей и других категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной защиты (поддержки) семьи, материнства, отцовства и детства; донорах крови и ее компонентов; ветеранах; граждан, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией; малообеспеченных гражданах; признанных нуждающимися в социальном обслуживании; военнослужащих и приравненных к ним по социальному обеспечению и членов их семей; жертвах политических репрессий; отдельных категорий граждан, проживающих на территории республики Крым.

Третья задача запуска Единой государственной информационной системы социального обеспечения – информирование граждан об их правах на социальное обеспечение. В «личном кабинете» гражданин может получить данные относительно назначенных ему на дату обращения: количестве мер в денежной форме и их размере, количестве мер в натуральной форме, льгот и социальных услуг[21]. Воспользовавшись «социальным калькулятором» станут доступны сведения относительно прав конкретной категории граждан на социальное обеспечение. Например, студенты, обучающиеся в городе Екатеринбурге, имеют право на получение государственной социальной стипендии и материальной помощи. Кроме того называется орган государственной власти, предоставляющий данные выплаты (в рассматриваемом случае – это Министерство образования и молодежной политики Свердловской области), форму и периодичность предоставления выплат, расчетную сумму или методику расчета размера обеспечения, а также нормативный акт, регламентирующий предоставление выплат. Рассматривая обеспечение той же категории получателей в городе Уфе, можно сказать, что меры социальной поддержки предусмотрены только для одной категории студентов – обучающихся на основании договора о целевом обучении для последующего трудоустройства в медицинские организации Республики Башкортостан, а орган, обязанный предоставить обеспечение – Министерство здравоохранения Республики Башкортостан[22].

Таким образом, на сегодняшний день, Единая государственная информационная система социального обеспечения позволяет гражданам получать информацию об их правах на различные виды обеспечения, но не позволяет реализовать данные права в форме электронного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями (отсутствует возможность подачи в электронном виде заявлений для назначения различных видов социального обеспечения). При этом анализ Плана мероприятий по повышению эффективности предоставления мер социальной защиты социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также оптимизации деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, учреждений медико-социальной экспертизы № 10974п-П12 от 28 декабря 2018 г., утв. Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой[23] позволяет предположить, что в обозримом будущем такая возможность появится. Кроме того планируется определить избыточные процедуры и документы, необходимые для предоставления услуг для их последующей оптимизации (исключения); внесение изменений в административные регламенты с целью сокращения и оптимизации процедур; проведение технологических мероприятий по обеспечению возможности получении сведений, необходимых для оказания услуг в информационных системах, а также мероприятий по автоматизации процессов оказания услуг и хранению результатов в электронной форме и др..

Еще одним вектором развития Единой государственной информационной системы социального обеспечения может стать включение персональной информации о движимом и недвижимом имуществе гражданина или домашнего хозяйства (наличие квартиры, автомобиля, земельного участка). Анализ данной информации позволит пересмотреть подходы к определению критериев нуждаемости, выявить семьи которые действительно нуждаются в помощи государства и разработать новые подходы к формированию актуальных механизмов поддержки населения для снижения уровня бедности в стране.

Указанные нововведения предоставят возможность работы с необходимыми статистическими материалами об уровне жизни населения России, и станут важным открытым источником получения информации для проведения исследований в области права, экономики, социологии, политологии и других научных сферах.

Обратимся к другому важному направлению развития информатизации в социальной сфере. В настоящее время у граждан имеется возможность осуществить часть своих прав на социальное обеспечение посредством использования Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций). В частности в электронном виде можно реализовать следующие права на социальное обеспечения путем подачи электронного заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации: о назначении пенсии и выборе способа ее доставки; о назначении срочной или единовременной выплаты из средств пенсионных накоплений; о переводе с одного вида пенсии на другой; о назначении ежемесячной денежной выплаты; о предоставлении (возобновлении) набора социальных услуг или об отказе от указанного набора; о компенсации проезда к месту отдыха и обратно пенсионерам, трудившимся в районах Крайнего Севера или приравненным к ним местностям; об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии; о перерасчете размера пенсии; о назначении компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином (инвалидом I группы или ребенком-инвалидом); о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.

В Фонд социального страхования Российской Федерации можно дистанционно обратиться с заявлением о назначении компенсаций расходов на: текущий ремонт транспортного средства и горюче-смазочные материалы для него заявителю, имеющему транспортное средство и не имеющему противопоказаний к его вождению; оплату проезда для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации; изготовление, ремонт и замену протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт в случае самостоятельного приобретения и (или) оплаты услуг по их ремонту; капитальный ремонт транспортного средства; обеспечение заявителя транспортным средством в случае самостоятельного приобретения им соответствующего транспортного средства; посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход, в том числе осуществляемый членами семьи, путем выплаты заявителю ежемесячно соответствующих денежных сумм; приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода; на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников; на обеспечение: медицинской реабилитацией, в том числе санаторно-курортной путевкой; транспортным средством; проездными документами к месту получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации, а также на изготовление, ремонт и замена протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт.

Необходимо отметить, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации также могут оказываться услуги в электронном виде. Например, Министерством социальной политики Свердловской области предоставляются 15 услуг (большинство из которых носят информационный характер, либо подтверждают факты, имеющие юридическое значение). В число услуг, непосредственно относящихся к социальному обеспечению, входят: 1) назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком; 2) назначение и выплата пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции; 3) предоставление при наличии медицинских показаний бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, и лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, женщинам - участницам Великой Отечественной войны, не имеющим инвалидности; 4) назначение и организация выплаты ежемесячного пособия на пользование услугами проводного радиовещания; 5) предоставление единовременного пособия женщинам, родившим одновременно двух и более детей либо третьего и последующих детей; 6) назначение и организация выплаты социального пособия на погребение[24].

Министерством труда и социальной защиты Тульской области в электронном виде предоставляется 13 услуг, из которых к социальному обеспечению относятся 8 – это предоставление 1) дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения с последующей индексацией Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Трудовой Славы; 2) ежегодной денежной выплаты ветеранам боевых действий, инвалидам боевых действий, одному из родителей и вдовам (вдовцам) погибших (умерших, пропавших без вести) при исполнении служебных обязанностей ветеранов боевых действий, военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов (уволенным с военной службы и службы в правоохранительных органах), получившим увечья, ранения, травмы, заболевания при исполнении служебных обязанностей; 3) ежемесячной денежной выплаты семьям, имеющим детей-инвалидов; 4) ежемесячной социальной выплаты лицам, удостоенным почетного звания Тульской области «Почетный гражданин Тульской области»; 5) дополнительных мер социальной поддержки семьям с детьми в Тульской области; 6) выплата социального пособия на погребение; 7) назначение, выплата и индексация ежемесячной доплаты к пенсии гражданам, достигшим 100-летнего возраста; 8) определение размера, выплата и перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Тульской области[25].

Департаментом социальной защиты населения Томской области в электронном виде предоставляется 39 услуг, непосредственно к социальному обеспечению относятся 34, в том числе назначение и выплата: 1) ежемесячной денежной выплаты инвалидам боевых действий, ветеранам боевых действий, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания или трудового увечья, гражданам, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы по призыву, получающих пенсию по инвалидности в Пенсионном Фонде РФ; 2) единовременной денежной выплаты гражданам при рождении одновременно трех и более детей; 3) социального пособия на погребение умерших граждан (включая несовершеннолетних), не работавших и не являвшихся пенсионерами на момент смерти, а также мертворожденных детей по истечении 154 дней беременности; 4) ежемесячной денежной выплаты вдовам участников ВОВ; 5) ежемесячной денежной выплаты гражданам, удостоенным почетного звания «Ветеран труда Томской области»; 6) ежемесячной денежной выплаты малоимущим беременным женщинам и кормящим матерям; 7) ежемесячной денежной выплаты на проезд детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 8) денежной компенсации части расходов на проезд до места жительства и обратно учащимся и студентам из малообеспеченных семей; 9) единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; 10) ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; 11) ежемесячного пособия на ребёнка из малоимущей семьи; 12) лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, ежемесячного пособия по уходу за ребенком; 13) ежемесячной денежной выплаты на оплату стоимости проезда городским, пригородным, внутрирайонным транспортом к месту обучения и обратно детей из малоимущих многодетных семей; 14) ежемесячной денежной выплаты на оплату стоимости проезда городским, пригородным, внутрирайонным транспортом к месту обучения и обратно детей из малоимущих многодетных семей и др.[26].

Обобщая изложенное отметим, что в России процессам информатизации и автоматизации государственных функций уделяется особое внимание. Как показывает практика последних лет это позволяет не только повышать эффективность мер государственной поддержки, сокращать время на получение государственной или муниципальной услуги, но и снижать коррупционные риски при определении права на ту или иную меру государственной поддержки. Итогом реализации федеральных целевых программ явилось внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг, в том числе созданы различные государственные информационные системы, позволяющие упростить гражданам способы реализации прав на социальное обеспечение, разработаны программные средства для информационно-поисковых систем хранения и обработки информации. Вместе с тем, объем прав на социальное обеспечение, реализовать которые граждане могут посредством использования информационных технологий, зависит от субъекта Российской Федерации, на территории которого они проживают. Важной стратегической задачей является перевод в электронных вид всех государственных услуг в сфере социального обеспечения во всех субъектах Российской Федерации. Гражданину должна быть предоставлена возможность реализовать полный спектр прав на социальное обеспечение в электронном виде. При этом необходимо помнить о необходимости решения проблем с компьютерной неграмотностью и доступом населения к информационно-телекоммуникационным сетям общего пользования.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования - использование информационных технологий как новый вектор реализации гражданами прав на социальное обеспечение.
Методология исследования – ряд методов, используемых автором: сравнительно-правовой, формально-юридический, анализ и синтез, логика и др.
Актуальность хорошо обоснована автором и выражается в следующем: «Развитие информационной составляющей системы социального обеспечения является неизбежным процессом[3] и вызывает необходимость их использования при реализации гражданами прав на социальное обеспечение, особенной для социально незащищённых групп населения, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья[4]».
Научная новизна не прослеживается в работе автора.
Стиль, структура, содержание заслуживают особого внимания.
Стиль работы хороший, она легко читается и носит скорее описательный и немного исследовательский характер. Содержание отражает существо статьи.
В начале статьи автор акцентирует внимание читателя на предмете статьи. Он показывает, что «Основы правовой регламентации отношений по электронному взаимодействию граждан с государственными органами были заложены в целом ряде целевых программ, направленных на повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг».
Автор приводит определение: «Единая государственная информационная система социального обеспечения определяется…», «данная система должна использоваться не только для информирования участников правоотношений в сфере государственной социальной помощи, как отдельного института права социального обеспечения». Далее автор описывает положения госпрограмм.
Он также пишет: «Применение Единой государственной информационной системы позволяет достичь нескольких целей…» и приводит эти цели: «получение органами и организациями, предоставляющими социальное обеспечение, информации об установленных конкретному гражданину мер социального обеспечения, а также объемах выплат и услуг», «получение свода аналитической информации в целом по стране и в разрезе по регионов или отдельных поставщиков социальных услуг относительно количества получателей социального обеспечения, общего объема обеспечения и среднем размере данных предоставлений», «информирование граждан об их правах на социальное обеспечение» и делает правильный вывод: «Единая государственная информационная система социального обеспечения позволяет гражданам получать информацию об их правах на различные виды обеспечения, но не позволяет реализовать данные права в форме электронного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями (отсутствует возможность подачи в электронном виде заявлений для назначения различных видов социального обеспечения)». Но «При этом анализ Плана мероприятий по повышению эффективности предоставления мер социальной защиты социальных услуг… позволяет предположить, что в обозримом будущем такая возможность появится»
И слова автора раскрывают всю истинную картину происходящего, т. е. органы власти стараются облегчить себе жизнь и сократить расходы на социальное обеспечение. И далее подтверждение этому.
Переходя к анализу основного вопроса, автор замечает, что «Еще одним вектором развития Единой государственной информационной системы социального обеспечения может стать включение персональной информации о движимом и недвижимом имуществе гражданина или домашнего хозяйства (наличие квартиры, автомобиля, земельного участка). Анализ данной информации позволит пересмотреть подходы к определению критериев нуждаемости, выявить семьи которые действительно нуждаются в помощи государства и разработать новые подходы к формированию актуальных механизмов поддержки населения для снижения уровня бедности в стране», «Указанные нововведения предоставят возможность работы с необходимыми статистическими материалами об уровне жизни населения России, и станут важным открытым источником получения информации для проведения исследований в области права, экономики, социологии, политологии и других научных сферах». Но как это повлияет на население не отмечено. При этом автор анализирует НПА, работы ученых и приводит примеры.
И конечно правильно замечание автора о том, что «Необходимо отметить, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации также могут оказываться услуги в электронном виде» и приводит примеры по Свердловской, Тульской, Томской области.
В заключение автор подводит итог: «Обобщая изложенное отметим, что в России процессам информатизации и автоматизации государственных функций уделяется особое внимание» и «Вместе с тем, объем прав на социальное обеспечение, реализовать которые граждане могут посредством использования информационных технологий, зависит от субъекта Российской Федерации, на территории которого они проживают» и «Гражданину должна быть предоставлена возможность реализовать полный спектр прав на социальное обеспечение в электронном виде. При этом необходимо помнить о необходимости решения проблем с компьютерной неграмотностью и доступом населения к информационно-телекоммуникационным сетям общего пользования».
Библиография достаточно полная и содержит помимо нормативных актов, большое количество современных научных исследований, к которым автор постоянно обращается. Это позволяет автору правильно определить проблемы. Он, исследовав их, раскрывает предмет статьи.
Так как журнал является научным, направляемые в издательство статьи должны соответствовать требованиям, предъявляемым к научным публикациям, в частности для научной полемики нужно обращаться к текстам научных статей, монографий или диссертационных работ оппонентов. А полемики и нет! Апелляция к оппонентам в связи с вышесказанным присутствует. Автором используется материал других исследователей, но не дискутирует с ними.
Выводы – работа требует доработки (с учетом замечаний о научной новизне и научной полемики), интерес читательской аудитории будет присутствовать после доработки.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.