Статья 'Возможности и ограничения протестной мобилизации через социальные сети' - журнал 'Право и политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Право и политика
Правильная ссылка на статью:

Возможности и ограничения протестной мобилизации через социальные сети

Никифоров Александр Андреевич

кандидат политических наук

старший преподаватель, кафедра международных политических процессов, Санкт-Петербургский государственный университет

doommer, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1-3, 7-й подъезд, каб. 110

Nikiforov Aleksandr Andreevich

PhD in Politics

Senjor lecturer of the department of international political processes, Saint-Petersburg State University

doommer, Russia, g. Saint Petersburg, ul. Smol'nogo, 1-3, 7-i pod''ezd, kab. 110

nikiforov@politpro.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0706.2014.12.13964

Дата направления статьи в редакцию:

19-12-2014


Дата публикации:

02-01-2015


Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является влияние социальных сетей в Интернет на возникновение, динамику и особенности процесса протестной мобилизации. Объектом исследования выступает протестная мобилизация широких групп населения в ходе революционных процессов и масштабных антиправительственных кампаний. Автор подробным образом рассматривает возможности политической мобилизации через социальные сети в России на основе проведенного исследования поведения пользователей популярной российской социальной сети ВКонтакте. Особое внимание автор уделяет проблеме появления спонтанных массовых протестов, а также их современной динамике в политологическом контексте событий «арабской весны» и выступлений движения Occupy. Эмпирическая часть исследования проведена с использованием методов дескриптивного и статистического анализа медиаповедения пользователей популярной российской социальной сети ВКонтакте. Теоретический анализ опирается на результаты современных исследований в области изучения медиакоммуникации, социальных движений и конфликтной политики. Основными выводами данного исследования являются, во-первых, констатация ограниченного потенциала влияния социальной сети ВКонтакте на вовлечение молодежной аудитории в массовый протест в России, во-вторых, общая дополняющая роль социальных сетей в процессе протестной мобилизации в условиях типичных политических конфликтов. С другой стороны, проведенный анализ позволяет обосновать возможность качественного влияния социальных сетей на динамику массовых протестов в случае возникновения исключительных событий трансгрессивного для общественного сознания характера, где в краткосрочной перспективе инструменты «новых медиа» способны быстро синхронизировать локальные требования, изменить их масштаб, вовлечь широкие общественные группы в протестную повестку и культуру общественного сопротивления. Новизна проведенного исследования заключается в опровержении тезиса о исключительно высоком влиянии социальных сетей на формирование массовых протестов и идейно-политических представлений у молодежи. С другой стороны, результаты анализа позволяют определить перспективные направления исследований причин и динамических характеристик массовых протестов.


Ключевые слова:

протест, мобилизация, информация, социальные сети, ВКонтакте, молодежь, социальные движения, конфликтная политика, арабская весна, революция

УДК:

323.269

Статья подготовлена в рамках выполнения НИР СПбГУ «Социальные сети как фактор политической мобилизации молодежи в современной России», шифр ИАС 28.38.97.2012

Библиография
1. ВКонтакте [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.vk.com (дата обращения: 21.10.2014).
2. Гарр Т. Р. Почему люди бунтуют. – Питер, 2005. – 461 c.
3. Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества / отв. ред. А. Б. Купрейченко, И. В. Мерсияновой. – М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. – 564 c.
4. Курочкин А. В. Становление сетевой модели политико-административного управления в условиях современного общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2011. № 2. С. 115-123.
5. Курочкин А. В. Политика в условиях сетевого общества: новая структура и содержание // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 3. С. 113-117.
6. Паркер Н. Параллаксы: революции и «революция» в глобальном представлении //Концепт «Революция» в современном политическом дискурсе / под ред. Л. Е. Бляхера, Б. В. Межуева, А. В. Павлова. – СПб. : Алетейя, 2008. – C. 163-184.
7. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. – М. : ГРАНД, 2006. – 416 c.
8. Aouragh M., Alexander A. The egyptian experience: Sense and nonsense of the internet revolution //International Journal of communication. – 2011. – Т. 5. – P. 1344-1358.
9. Bakshy E., Karrer B., Adamic L. A. Social influence and the diffusion of user-created content //Proceedings of the 10th ACM conference on Electronic commerce. – ACM, 2009. – P. 325-334.
10. Brinton C. The Anatomy of Revolution:-Rev. and Expanded Ed. – Vintage, 1965. – 310 p.
11. Cyberprotest: New media, citizens and social movements / ed. by. W. Van De Donk et al. – Routledge, 2004. – 316 p.
12. Dynamics of Contention / ed. by D. McAdam, J. D. McCarthy, M. N. Zald. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. – 387 p.
13. Froehling O. The cyberspace «war of ink and internet» in Chiapas, Mexico //Geographical Review. – 1997. – Т. 87. – №. 2. – P. 291-307.
14. New media, campaigning and the 2008 Facebook election / ed. by T. J. Johnson et al. – Routledge, 2013. – 130 p.
15. Juris J. S. Reflections on# Occupy Everywhere: Social media, public space, and emerging logics of aggregation //American Ethnologist. – 2012. – Т. 39. – №. 2. – P. 259-279.
16. Kahn R., Kellner D. New media and internet activism: From the 'Battle of Seattle' to blogging //New media & society. – 2004. – Т. 6. – №. 1. – P. 87-95.
17. Koopmans R. Protest in Time and Space: The Evolution of Waves of Contention // The Blackwell Companion to Social Movements / ed. by D. A. Snow, S. A. Soule, H. Kriesi. Oxford: Blackwell, 2004. – P. 19-46.
18. Lotan G. et al. The revolutions were tweeted: Information flows during the 2011 Tunisian and Egyptian revolutions //International Journal of Communication. – 2011. – Т. 5. – P. 1375-1405.
19. O'Neill M., Seal L. Transgressive imaginations: Crime, deviance and culture. – Palgrave Macmillan, 2012. – 187 p.
20. Routledge handbook of Internet politics / ed. by A. Chadwick, P. N. Howard– Taylor & Francis, 2010. – 512 p.
21. Ugander J. et al. The anatomy of the facebook social graph //arXiv preprint arXiv:1111.4503. – 2011. – P. 1-17.
22. Wilson C., Dunn A. Digital Media in the Egyptian Revolution: Descriptive Analysis from the Tahrir Data Set //International Journal of Communication. – 2011. – Т. 5. – P. 1248-1272.
23. Wray S. On electronic civil disobedience //Peace Review. – 1999. – Т. 11. – №. 1. – P. 107-111.
References
1. VKontakte [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: www.vk.com (data obrashcheniya: 21.10.2014).
2. Garr T. R. Pochemu lyudi buntuyut. – Piter, 2005. – 461 c.
3. Doverie i nedoverie v usloviyakh razvitiya grazhdanskogo obshchestva / otv. red. A. B. Kupreichenko, I. V. Mersiyanovoi. – M. : Izdatel'skii dom NIU VShE, 2013. – 564 c.
4. Kurochkin A. V. Stanovlenie setevoi modeli politiko-administrativnogo upravleniya v usloviyakh sovremennogo obshchestva // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 6: Filosofiya. Kul'turologiya. Politologiya. Pravo. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2011. № 2. S. 115-123.
5. Kurochkin A. V. Politika v usloviyakh setevogo obshchestva: novaya struktura i soderzhanie // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2011. № 3. S. 113-117.
6. Parker N. Parallaksy: revolyutsii i «revolyutsiya» v global'nom predstavlenii //Kontsept «Revolyutsiya» v sovremennom politicheskom diskurse / pod red. L. E. Blyakhera, B. V. Mezhueva, A. V. Pavlova. – SPb. : Aleteiya, 2008. – C. 163-184.
7. Reingol'd G. Umnaya tolpa: novaya sotsial'naya revolyutsiya. – M. : GRAND, 2006. – 416 c.
8. Aouragh M., Alexander A. The egyptian experience: Sense and nonsense of the internet revolution //International Journal of communication. – 2011. – T. 5. – P. 1344-1358.
9. Bakshy E., Karrer B., Adamic L. A. Social influence and the diffusion of user-created content //Proceedings of the 10th ACM conference on Electronic commerce. – ACM, 2009. – P. 325-334.
10. Brinton C. The Anatomy of Revolution:-Rev. and Expanded Ed. – Vintage, 1965. – 310 p.
11. Cyberprotest: New media, citizens and social movements / ed. by. W. Van De Donk et al. – Routledge, 2004. – 316 p.
12. Dynamics of Contention / ed. by D. McAdam, J. D. McCarthy, M. N. Zald. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. – 387 p.
13. Froehling O. The cyberspace «war of ink and internet» in Chiapas, Mexico //Geographical Review. – 1997. – T. 87. – №. 2. – P. 291-307.
14. New media, campaigning and the 2008 Facebook election / ed. by T. J. Johnson et al. – Routledge, 2013. – 130 p.
15. Juris J. S. Reflections on# Occupy Everywhere: Social media, public space, and emerging logics of aggregation //American Ethnologist. – 2012. – T. 39. – №. 2. – P. 259-279.
16. Kahn R., Kellner D. New media and internet activism: From the 'Battle of Seattle' to blogging //New media & society. – 2004. – T. 6. – №. 1. – P. 87-95.
17. Koopmans R. Protest in Time and Space: The Evolution of Waves of Contention // The Blackwell Companion to Social Movements / ed. by D. A. Snow, S. A. Soule, H. Kriesi. Oxford: Blackwell, 2004. – P. 19-46.
18. Lotan G. et al. The revolutions were tweeted: Information flows during the 2011 Tunisian and Egyptian revolutions //International Journal of Communication. – 2011. – T. 5. – P. 1375-1405.
19. O'Neill M., Seal L. Transgressive imaginations: Crime, deviance and culture. – Palgrave Macmillan, 2012. – 187 p.
20. Routledge handbook of Internet politics / ed. by A. Chadwick, P. N. Howard– Taylor & Francis, 2010. – 512 p.
21. Ugander J. et al. The anatomy of the facebook social graph //arXiv preprint arXiv:1111.4503. – 2011. – P. 1-17.
22. Wilson C., Dunn A. Digital Media in the Egyptian Revolution: Descriptive Analysis from the Tahrir Data Set //International Journal of Communication. – 2011. – T. 5. – P. 1248-1272.
23. Wray S. On electronic civil disobedience //Peace Review. – 1999. – T. 11. – №. 1. – P. 107-111.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.