Статья 'Взаимодействие парламента и правительства в условиях конституционных преобразований Узбекистана ' - журнал 'Право и политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Право и политика
Правильная ссылка на статью:

Взаимодействие парламента и правительства в условиях конституционных преобразований Узбекистана

Мухамеджанов Амон Закирович

доктор юридических наук

профессор, кафедра Международное и сравнительное право, Ташкентский государственный юридический университет

111111, Узбекистан, г. 1111, ул. 111, 11

Mukhamedjanov Amon Zakirovich

Doctor of Law

111111, Uzbekistan, g. 1111, ul. 111, 11

amonuzm@yahoo.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0706.2014.9.12422

Дата направления статьи в редакцию:

02-09-2014


Дата публикации:

16-09-2014


Аннотация: Подготовленная статья посвящена вопросам взаимодействия парламента и правительства в Узбекистане в условиях проводимой в республике государственно-правовой реформы. На сегодняшний день демократические изменения существенно изменили систему государственной власти, полномочия и механизм взаимодействия высших органов власти. Внедряются современные инструменты демократического управления обществом, совершенствуется система сдержек и противовесов государственного механизма, осуществляются меры по оптимизации полномочий высших органов государственной власти. Исследование проблем взаимодействия парламента и правительства позволило выделить следующие два аспекта, отражающие особенности парламентско-правительственных отношений. Это, с одной стороны, повышение ответственности органов исполнительной власти, с другой стороны - закономерное усиление роли парламента. Анализируя внесенные в последние годы изменения и дополнения в Конституцию страны, автор констатируют формирование сбалансированной системы взаимодействия законодательной и исполнительной властей, основанной на специализации их полномочий, ограниченных системой взаимного контроля. В исследовании использованы как общие, так специальные методы: анализ, обобщение,сравнительно- правовой, логико-юридический, исторический,конкретно-социологический. Рассматривается сущность и значение конституционных реформ 2002-2014 годов, существенным образом изменивших основу и формы взаимодействия Олий Мажлиса и Кабинета Министров. Проведен анализ трансформации парламентско-правительственных отношений, проявившихся во введении порядка представления кандидатуры Премьер-министра партией парламентского большинства, закреплении права выражения вотума недоверия Премьер-министру, влекущего отставку всего правительства. В контексте рассматриваемого вопроса дается правовая оценка перехода ряда важных полномочий Президента страны парламенту и правительству. В целях обеспечения результативности взаимодействия парламента и правительства обосновывается и предлагается ряд мер, которые, по мнению авторa, позволят выстроить сбалансированную систему детально определенных их взаимных прав, обязанностей и ответственности указанных органов. В статье изложены предложения по уточнению статуса, компетенции и конкретных полномочий данных органов на основе принципов равенства и взаимоконтроля. Для достижения оптимизации соотношения компетенции парламента и правительства, их места в системе государственной власти предлагается дальнейшее усиление роли парламента, расширение его контрольных полномочий. Даны некоторые рекомендации по совершенствованию механизма взаимодействия, процедур разрешения возникающих разногласий, рационализации форм и методов совместной деятельности.


Ключевые слова:

Конституция, парламент Узбекистана, Законодательная палата, Сенат, Кабинет Министров, Премьер министр, вотум недоверия, программа деятельности правительства, взаимодействие, органы государственной власти

Библиография
1. Конституция Республики Узбекистан. Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1994 г., № 1, ст. 5; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 3-4, ст. 27; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 15, ст. 152; 2008 г., № 52, ст. 510; 2011 г., № 16, ст. 159.
2. Конституционный закон «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан». Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2002 г., № 12, ст. 215; 2003 г., № 5, ст. 67; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 15, ст. 153; 2008 г., № 52, ст. 510; 2011 г., № 16, ст. 160.
3. Конституционный закон «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан». Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2002 г., № 12, ст. 213, 2003 г., № 5, ст. 67; 2011 г., № 16, ст. 160.
4. Закон Республики Узбекистан «О Кабинете Министров Республики Узбекистан». Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 9-10, ст. 138; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 15, ст. 153; 2008 г., № 52, ст. 510; 2009 г., № 50-51, ст. 532; 2011 г., № 16, ст. 160.
5. Конституционный закон «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти». Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 2002. № 12. Ст.ст. 213,215.
6. Закон Республики Узбекистан «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан». Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 9-10, ст. 132; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 37, ст. 408; № 51, ст. 514; 2008 г., № 52, ст. 510; 2012 г., № 51, ст. 574.
7. Регламент Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., № 5, ст. 161.
8. Регламент Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., № 7, ст. 242; 2006 г., № 4, ст. 174; 2007 г., № 7, ст. 328; 2009 г., № 3, ст. 68.
9. Конституции государств Европы. В 3-х т. / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. В 3-х томах. М., 2006.
10. Конституции государств – участников СНГ.-М., 2001.
11. Каримов И.А. Дальнейшее углубление демократических реформ и формирование гражданского общества-основной критерий развития нашей страны.//И.А.Каримов.-Т.: «Узбекистон», 2011.-19.-292 с.
12. Автономов А.С. Правовая онтология политики: к построе¬нию систеистонмы категорий. М., 1999.
13. Коврякова Е.В. Парламентский контроль: Зарубежный опыт и российская практика. – М:ОАО «Издательский дом “Городец”»,2005.-195 с.
14. Парламентский контроль: вопросы и теории практики./ Материалы научно-практического семинара.-Т.:2005.321 с.
15. Сахаров Н.А. Институт президента в современном мире.-М.:Юрид.лит.,1994.-176 с.
16. Тультеев И.Т. Правотворческая деятельность и прогнозирование. / Отв. редактор проф. Х. Т. Адылкариев-Т., 2008. – 208 с.
17. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.М., 2010.
18. Черкасов А. И. Президенциализм и парламентаризм в странах современного мира. Государство и право, 2012, № 9, с. 35-43.
19. Черкасов А. И. Институт правительства в зарубежных странах: порядок формирования и ответственность. Государство и право, 2013, № 1, с. 73-82
20. Ю.В. Маслов О некоторых формах парламентского контроля во Франции и России // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.-2011.-5.-C. 158-165.
21. Н.А. Борисов. Проектирование национальных идеологий и проблемы стабильности политических режимов (случай Узбекистана и Кыргызстана) // Политика и Общество. – 2013. – № 4. – С. 104-107. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.04.5
22. Д. А. Коростелев. Государственный аудит: юридическая природа и нормативное содержание (конституционно-правовой аспект) // Политика и Общество. – 2012. – № 2. – С. 104-107.
23. Н. Б. Селунская. Политизация российского общества в начале ХХ века (по свидетельствам очевидцев «от власти») // Исторический журнал: научные исследования. – 2013. – № 2. – С. 104-107. DOI: 10.7256/2222-1972.2013.02.4
24. М.Б. Каримова. Современное состояние политических систем государств Центральной Азии // Право и политика. – 2010. – № 2.
25. Э.А.Муминов. Модернизация гражданского общества: понятие, теории и характерные черты (на примере Узбекистана) // Политика и Общество. – 2009. – № 10.
26. Ф. К. Есиева. Эволюция высших органов государственной власти на завершающем этапе развития советской государственности // Политика и Общество. – 2012. – № 2. – С. 104-107.
27. А. А. Борисенков. Политический институт — средство политического влияния // Политика и Общество. – 2011. – № 4.
28. С. М. Предыбайлов. Парламентаризм и деформация представительства. // Политика и Общество. – 2011. – № 2.
29. Д.А. Авдеев. Модель республиканской формы правления в России // Право и политика. – 2010. – № 7
30. Ф. К. Есиева Эволюция высших органов государственной власти на завершающем этапе развития советской государственности // Политика и Общество. - 2012. - 2. - C. 13 - 18.
31. Авдеев Д.А. Российский вариант принципа разделения властей // Право и политика. - 2013. - 13. - C. 1796 - 1803. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.13.10211.
References
1. Konstitutsiya Respubliki Uzbekistan. Vedomosti Verkhovnogo Soveta Respubliki Uzbekistan, 1994 g., № 1, st. 5; Vedomosti Olii Mazhlisa Respubliki Uzbekistan, 2003 g., № 3-4, st. 27; Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2007 g., № 15, st. 152; 2008 g., № 52, st. 510; 2011 g., № 16, st. 159.
2. Konstitutsionnyi zakon «O Zakonodatel'noi palate Olii Mazhlisa Respubliki Uzbekistan». Vedomosti Olii Mazhlisa Respubliki Uzbekistan, 2002 g., № 12, st. 215; 2003 g., № 5, st. 67; Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2007 g., № 15, st. 153; 2008 g., № 52, st. 510; 2011 g., № 16, st. 160.
3. Konstitutsionnyi zakon «O Senate Olii Mazhlisa Respubliki Uzbekistan». Vedomosti Olii Mazhlisa Respubliki Uzbekistan, 2002 g., № 12, st. 213, 2003 g., № 5, st. 67; 2011 g., № 16, st. 160.
4. Zakon Respubliki Uzbekistan «O Kabinete Ministrov Respubliki Uzbekistan». Vedomosti Olii Mazhlisa Respubliki Uzbekistan, 2003 g., № 9-10, st. 138; Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2007 g., № 15, st. 153; 2008 g., № 52, st. 510; 2009 g., № 50-51, st. 532; 2011 g., № 16, st. 160.
5. Konstitutsionnyi zakon «Ob itogakh referenduma i osnovnykh printsipakh organizatsii gosudarstvennoi vlasti». Vedomosti Olii Mazhlisa Respubliki Uzbekistan. 2002. № 12. St.st. 213,215.
6. Zakon Respubliki Uzbekistan «O vyborakh v Olii Mazhlis Respubliki Uzbekistan». Vedomosti Olii Mazhlisa Respubliki Uzbekistan, 2003 g., № 9-10, st. 132; Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2004 g., № 37, st. 408; № 51, st. 514; 2008 g., № 52, st. 510; 2012 g., № 51, st. 574.
7. Reglament Senata Olii Mazhlisa Respubliki Uzbekistan. Vedomosti palat Olii Mazhlisa Respubliki Uzbekistan, 2005 g., № 5, st. 161.
8. Reglament Zakonodatel'noi palaty Olii Mazhlisa Respubliki Uzbekistan. Vedomosti palat Olii Mazhlisa Respubliki Uzbekistan, 2005 g., № 7, st. 242; 2006 g., № 4, st. 174; 2007 g., № 7, st. 328; 2009 g., № 3, st. 68.
9. Konstitutsii gosudarstv Evropy. V 3-kh t. / Pod obshch. red. L.A. Okun'kova. V 3-kh tomakh. M., 2006.
10. Konstitutsii gosudarstv – uchastnikov SNG.-M., 2001.
11. Karimov I.A. Dal'neishee uglublenie demokraticheskikh reform i formirovanie grazhdanskogo obshchestva-osnovnoi kriterii razvitiya nashei strany.//I.A.Karimov.-T.: «Uzbekiston», 2011.-19.-292 s.
12. Avtonomov A.S. Pravovaya ontologiya politiki: k postroe¬niyu sisteistonmy kategorii. M., 1999.
13. Kovryakova E.V. Parlamentskii kontrol': Zarubezhnyi opyt i rossiiskaya praktika. – M:OAO «Izdatel'skii dom “Gorodets”»,2005.-195 s.
14. Parlamentskii kontrol': voprosy i teorii praktiki./ Materialy nauchno-prakticheskogo seminara.-T.:2005.321 s.
15. Sakharov N.A. Institut prezidenta v sovremennom mire.-M.:Yurid.lit.,1994.-176 s.
16. Tul'teev I.T. Pravotvorcheskaya deyatel'nost' i prognozirovanie. / Otv. redaktor prof. Kh. T. Adylkariev-T., 2008. – 208 s.
17. Chirkin V.E. Konstitutsionnoe pravo zarubezhnykh stran.M., 2010.
18. Cherkasov A. I. Prezidentsializm i parlamentarizm v stranakh sovremennogo mira. Gosudarstvo i pravo, 2012, № 9, s. 35-43.
19. Cherkasov A. I. Institut pravitel'stva v zarubezhnykh stranakh: poryadok formirovaniya i otvetstvennost'. Gosudarstvo i pravo, 2013, № 1, s. 73-82
20. Yu.V. Maslov O nekotorykh formakh parlamentskogo kontrolya vo Frantsii i Rossii // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya.-2011.-5.-C. 158-165.
21. N.A. Borisov. Proektirovanie natsional'nykh ideologii i problemy stabil'nosti politicheskikh rezhimov (sluchai Uzbekistana i Kyrgyzstana) // Politika i Obshchestvo. – 2013. – № 4. – S. 104-107. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.04.5
22. D. A. Korostelev. Gosudarstvennyi audit: yuridicheskaya priroda i normativnoe soderzhanie (konstitutsionno-pravovoi aspekt) // Politika i Obshchestvo. – 2012. – № 2. – S. 104-107.
23. N. B. Selunskaya. Politizatsiya rossiiskogo obshchestva v nachale KhKh veka (po svidetel'stvam ochevidtsev «ot vlasti») // Istoricheskii zhurnal: nauchnye issledovaniya. – 2013. – № 2. – S. 104-107. DOI: 10.7256/2222-1972.2013.02.4
24. M.B. Karimova. Sovremennoe sostoyanie politicheskikh sistem gosudarstv Tsentral'noi Azii // Pravo i politika. – 2010. – № 2.
25. E.A.Muminov. Modernizatsiya grazhdanskogo obshchestva: ponyatie, teorii i kharakternye cherty (na primere Uzbekistana) // Politika i Obshchestvo. – 2009. – № 10.
26. F. K. Esieva. Evolyutsiya vysshikh organov gosudarstvennoi vlasti na zavershayushchem etape razvitiya sovetskoi gosudarstvennosti // Politika i Obshchestvo. – 2012. – № 2. – S. 104-107.
27. A. A. Borisenkov. Politicheskii institut — sredstvo politicheskogo vliyaniya // Politika i Obshchestvo. – 2011. – № 4.
28. S. M. Predybailov. Parlamentarizm i deformatsiya predstavitel'stva. // Politika i Obshchestvo. – 2011. – № 2.
29. D.A. Avdeev. Model' respublikanskoi formy pravleniya v Rossii // Pravo i politika. – 2010. – № 7
30. F. K. Esieva Evolyutsiya vysshikh organov gosudarstvennoi
vlasti na zavershayushchem etape razvitiya
sovetskoi gosudarstvennosti // Politika i Obshchestvo. - 2012. - 2. - C. 13 - 18.

31. Avdeev D.A. Rossiiskii variant printsipa razdeleniya vlastei // Pravo i politika. - 2013. - 13. - C. 1796 - 1803. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.13.10211.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.