Статья 'Влияние Европейского Союза на современную правовую систему Великобритании' - журнал 'Law and Politics' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
MAIN PAGE > Back to contents
Law and Politics
Reference:

The influence of the European Union on Great Britain’s current legal system

Volkov Anton Sergeevich

Department of Political Analysis, M. V. Lomonosov Moscow State University

119234, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, ul. Leninskie Gory, 1

anton.wolkov@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0706.2018.8.43175

Received:

20-08-2018


Published:

27-08-2018


Abstract: This article is dedicated to examination of hoe the modern codified legal system of the state of Romano-Germanic legal family correlates with the case law system of Great Britain. The author analyzes some common and distinct aspects of Anglo-Saxon and Romano-Germanic legal systems, as well as studies the shared experience and means that helped both systems to reach similar solutions for mutual problems. Comparative analysis of the corresponding legal systems is conducted with consideration of the current United Kingdom’s membership in the European Union, as well as the future Brexit. The article starts with the description of issues of the current legal space of the European Union, and then analyzes the core of the differences between Anglo-Saxon and Romano-Germanic legal systems. Relevance of this research is substantiated by the UK’s withdrawal from the European Union. The author also explores the problems both sides are facing as a result of Brexit. For many years, the European Union assisted the convergence of Anglo-Saxon and Romano-Germanic law. However, currently Brexit leaves Ireland and Cyprus as the only two countries with Anglo-Saxon legal system in the European Union, which in turn, can lead gravitate the EU legislation towards Romano-Germanic legal family, with low consideration of the principle of Anglo-Saxon system of law.


Keywords:

codification, precedent, common law, civil law, Brexit, European Union, law, United Kingdom, statute, code of law

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

1. Современное правовое пространство Европейского Союза.

Идея создания Соединенных Штатов Европы, послужившая основой для появления будущего Европейского Союза, была сформулирована в виде проекта В. Гюго ещё в 1849 году, свое же реальное воплощение данный проект начал приобретать только конце 40-ых, начале 50-ых гг. XX века. В 1946 году премьер-министр Великобритании У. Черчилль выступил с речью, в которой призвал реализовать проект Соединенных Штатов Европы. Эта речь послужила началом для появления Совета Европы, в который на данный момент входят почти все европейские государства. Концепция Соединенных Штатов Европы нашла своё отражение также в создании Европейского объединения угля и стали в 1951 году, а также Европейского экономического сообщества в 1957 году. В январе 1973 года к Европейскому сообществу присоединилась Великобритания, а её членство закрепилось референдумом в 1975 году. Согласно Маастрихтскому договору Европейское сообщество стало Европейским союзом 1 ноября 1993 года, зафиксировав тем самым развитие организации от экономического объединения до политического союза. После этого, в течении долгого времени можно было наблюдать определённую конвергенцию романо-германского и англосаксонского права в правовой системе Европейского Союза.

Однако, на референдуме 23 июня 2016 года 51,9% британских избирателей проголосовали за выход Великобритании из состава Европейского Союза. Процесс выхода из Евросоюза излагается в статье 50 Договора о Европейском Союзе. 29 марта 2017 года правительство Великобритании ссылаясь на эту статью начало переговоры о процессе выхода из ЕС. Теперь, Brexit, может негативно сказаться на доход на душу населения в Великобритании в среднесрочной и долгосрочной перспективе, скорее всего, также возможно сократится иммиграция в Великобританию из других европейских стран. Следствием Brexit’а становятся такие проблемы, как: требуемая Евросоюзом от Великобритании компенсация за выход, будущее шотландской автономии, международные соглашения Великобритании, отношения с Ирландской Республикой, а также вопрос границ.

Точное влияние на Великобританию зависит от того, будет ли это «жесткий» Brexit, при котором Великобритания покинет Европейский Союз и не присоединится ни к Европейской Ассоциации Свободной Торговли, ни к Европейской экономической зоне, или «мягкий» Brexit, при котором Великобритания присоединится к соответствующим структурам или заключит специальное соглашение с Евросоюзом, которое сохранит значительный доступ Великобритании к единому рынку ЕС.

Наряду с этими перечисленными проблемами возникает также и проблемы правовые. Многие годы Великобритания интегрировалась в общеевропейское правовое пространство. Выход Соединенного Королевства из Европейского Союза приводит к отмене Акта о Европейском Сообществе, принятом в 1972 году. Данный Акт определял присоединение Великобритании к общему европейскому рынку, а также утверждал приоритет законодательства Евросоюза над законодательством Соединенного Королевства.

Возможно главной правовой проблемой для процесса выхода Соединенного Королевства из состава Европейского Союза является ответ на вопрос, каковы будут права граждан Великобритании на территории Евросоюза, и каковы будут права граждан Евросоюза на территории Великобритании. На данный момент любое лицо, будучи гражданином Соединенного Королевства или другой страны Европейского Союза, автоматически является гражданином ЕС, что в свою очередь даёт право пользоваться многими важными правами в соответствии с законодательством Евросоюза, в частности правом свободного передвижения внутри Евросоюза с целью работы, учебы и просто жизни. Законодательство ЕС также дает право своим гражданам подавать жалобы европейскому омбудсмену, право обращаться в Европейский парламент, право голосовать и быть избранным на выборах в Европейский парламент или на муниципальных выборах, а также находясь за пределами ЕС, обращаться в посольства или консульства любой из стран ЕС, гарантированно получая там помощь и защиту.[10] После выхода Великобритании из Евросоюза возникает проблема гарантии того, что права граждан ЕС, проживающих в Соединенном Королевстве и права граждан Соединенного Королевства, проживающих в Европейском Союзе, будут защищены и останутся неизменными после того, как Соединенное Королевство покинет ЕС. На данный момент Евросоюз декларирует приверженность необходимости гарантировать права граждан ЕС в Великобритании и Великобритании в ЕС, а также права их семей, независимо от гражданства членов семьи [7].

Позиция Евросоюза на данный момент заключается в необходимости защиты следующих прав граждан ЕС после Brexit’a [7]:

- право продолжать жить в Великобритании;

- право для членов семьи гражданина ЕС находиться в Великобритании независимо от их гражданства;

- право на постоянное проживание в Великобритании после непрерывного пребывания там в течение пяти лет, даже если гражданин ЕС переехал в Великобританию менее чем за пять лет до того, как Великобритания покинет ЕС;

- право работать в Великобритании и быть защищенным от дискриминации;

- право на доступ к медицинскому обслуживанию.

Евросоюз также намерен защитить следующие принципы социального обеспечения [7]:

- гражданин ЕС должен платить взносы только в одной стране;

- гражданин ЕС должен иметь те же права и обязанности, что и граждане той страны, в которой он находится;

- гражданин ЕС должен иметь право на получение денежного пособия от одной страны, он должен получать пособие, даже если живет в другой стране.

Согласно позиции Евросоюза, также важно, чтобы все права граждан ЕС были защищены на всю жизнь. Например, если гражданин ЕС, проживающий в Великобритании, вступает в брак с кем-то из страны, не входящей в ЕС, то после того, как Великобритания покинет ЕС, у этого гражданина должно быть право на то, чтобы его семья присоединилась к нему, как это позволяет законодательство ЕС. Равно, как если гражданин ЕС работал в Великобритании десять лет и потерял работу после выхода Великобритании из ЕС, то он должен получать пособие по безработице в Великобритании, даже если он ищет работу в другой стране ЕС. [7]

В свою очередь британское правительство выражало свое согласие с тем, что граждане ЕС, которые проживают в Великобритании в течение пяти лет, могут воспользоваться получением «settled status», то есть они будут пользоваться теми же правами, что и британские граждане. Любые граждане ЕС, которые проживают в Великобритании менее пяти лет, смогут оставаться в Великобритании, и тоже получить «settled status», как только они достигнут срока пятилетнего пребывания. [9]

Евросоюз также считает, что любые споры должны решаться в национальных судах, насколько это возможно. Но если это невозможно, то суд ЕС должен иметь право решать соответствующие споры [7]. В настоящее время высшими судебными инстанциями для граждан Великобритании будут являться Суд Европейского Союза и Европейский Суд по правам человека. Работа данных судов значительно поспособствовала конвергенции англосаксонской и романо-германской правовых систем в Европе, поскольку эти суды функционируют в том числе на основе прецедентного права [2]. Тем самым англосаксонская система влияет на развитие романо-германской системы в Европе. Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) не является органом Европейской Союза и представляет собой наднациональный судебный орган, осуществляющий контроль за соблюдением прав человека в 47 государствах членах Совета Европы, участниках Европейской конвенции по правам человека. Рассматривая конкретные жалобы физического лица, неправительственной организации или группы частных лиц, утверждающих, что стали жертвой нарушения со стороны государства, ЕСПЧ выполняет тем самым толкование норм Европейской конвенции. В свою очередь, органы правосудия государств-участников Конвенции в своей практике используют прецедентные и толковательные решения ЕСПЧ. Высший судебный орган Европейского Союза - Суд Европейского Союза также руководствуется практикой ЕСПЧ в своих решениях. Сам ж Суд Евросоюза тоже принимает акты прецедентного характера.

В 1998 году в Соединенном Королевстве был принят закон о правах человека, который включил принципы Европейской конвенции о правах человека в британское законодательство, чтобы обеспечить их защиту в рамках правительственной деятельности. Именно в этом документе заключается отчасти тот перечень прав, которые на данный момент собирается отстаивать руководство Евросоюза в процессе выхода Великобритании из ЕС. Закон о правах человека действует по ряду направлений. Он налагает на государственные органы обязательство поддерживать основные права, закрепленные в Европейской конвенции. Он также требует от судов толкования законодательства, насколько это возможно, в соответствии с правами Конвенции. И если закон явно противоречит принципам Конвенции, то суд должен выпустить «заявление о несовместимости».

Между тем, важным является то, что сама по себе правовая система Великобритании сильно отличается от правовой системы континентальной Европы. Выход Соединенного Королевства из Европейского Союза оставляет Ирландию и Кипр в качестве двух единственных стран с англосаксонской правовой системой (правовой семьей) в Европейском Союзе, что в свою очередь может привести к более сильному тяготению законодательства Европейского Союза именно к романо-германской правовой семье, со слабым учетом принципов англосаксонской системы права.

2. История и эволюция европейских правовых семей.

По указанным выше причинам в настоящее время актуальным и важным вопросом является изучение различий между англосаксонской правовой системой Великобритании и правовыми системами государств романо-германской правовой семьи. Обе правовые семьи являются частью западноевропейской традиции права и поэтому данное противопоставление конечно же не следует сильно преувеличивать. Однако существующие различия могут влиять на многие правовые вопросы. Так. страны с континентальной системой права воспринимают понятие «государство», как единственный авторитет - главный источник права и справедливости. Такое восприятие государства, как коллективной единицы, содержащей все элементы правосудия и права, с установленным социальным договором, не соответствует пониманию англосаксонской правовой традиции, для которой люди управляются законом, но не другими людьми, а правительство, которое также регулируется законом, должно восприниматься только как модератор. [6]

Основы романо-германской правовой семьи, уходят корнями к римскому праву, а также к великой французской буржуазной революции. Революция во Франции 1789-1794 гг. потрясла до основания весь феодальный общественный строй. Она радикально разрушила экономические и политические основы устоявшегося режима, среди которых была и абсолютная монархия. После французской революции место монарха в общественном сознании заняла «нация». Таким образом, парламент, как представитель граждан стал единственным источником закона, поскольку законодательная власть получила по факту монопольное право на создание национального государства. Т.е. сфера права стала ограничиваться общепринятыми демократически утвержденными законодательными нормами. Судья же в такой системе по факту перестал быть авторитетом в вопросе законотворчества.

После Революции, уже Наполеон I Бонапарт задумал и организовал само французское государство как инструмент, позволяющий ему превратить консервативное феодальное общество в либеральное, основанное на равных правах граждан. Наполеон хотел, чтобы страна была защищена от консервативных судей, поэтому фактически ему пришлось отделить публичное (общественное) право от частного. Даже сегодня судья административного суда имеет ограниченные полномочия для осуществления своих решений в отношении государственной администрации. Суд стал просто органом, который применяет закон, а законотворческие полномочия полностью перешли от суда к законодательному органу. Наполеон создал новую сферу правовых норм - публичное право, не подконтрольное и, следовательно, отделенное от традиционного частного права. Появление публичного права дало больше полномочий исполнительной власти. Это решение Наполеона, вероятно, имело критическое влияние на формирование различий между англосаксонской правовой системой и романо-германской, поскольку в англосаксонской правовой системе разделение на частное и публичное право отсутствует. [5]

После отделения Наполеоном публичного права от частного, ядром для частного права стал Гражданского кодекс 1804 года, регламентирующий функционирование всей страны. Во многом, данный законодательный акт стал основой для кодексов частного права в государствах с системами романо-германской правовой семьи. При разработке гражданского кодекса, рассматривался вопрос о соответствующем положении судебной системы. Кодекс придерживается принципа разделения властей, т.е. судья не должен иметь никаких полномочий для изменения законодательной базы, в свою очередь законы должны быть настолько подробными, чтобы судья мог использовать их совершенно механически. Так, статья 4 кодекса Наполеона гласит, что «Судья, который откажется судить под предлогом молчания (silence), темноты или недостаточности закона, может подлежать преследованию по обвинению в отказе в правосудии» [4], т.е. если судья отказывается принять решение на том основании, что закон молчит или является неясным, судья может быть привлечен к ответственности. Кодекс также избегает опасности быть слишком детализированным. При составлении невозможно было предвидеть и определить все возможные проблемы, которые могут возникнуть, и поэтому законодательство должно было приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни общества. Правосудие в государствах с системой романо-германской правовой семьи, основано на системе гражданского права, в которой:

- Законы кодифицируются;

- Законы принимаются законодателями (в парламенте);

- При рассмотрении дел судьи ссылаются только на письменный закон, нормативно-правовой акт.

Историческое развитие англосаксонской же правовой системы началось в 1066 году (начало правление Вильгельма I Завоевателя), до этой даты не было никакой национальной правовой системы, поэтому к соблюдению «законности» принуждали местные лорды. История английского права строилась на соблюдении местных обычаев англосаксов. После норманнского завоевания в Англии возникают, наравне с графскими судами, феодальные суды баронов и церковные суды. Из Королевской курии, известной как совет короля, возникли королевские суды, куда назначались профессиональные судьи, которые постепенно стали заниматься юрисдикцией. К 1250 году королевские судьи соединили все различные местные обычаи в систему, известную сегодня, как «общее право» («common law»). Другая система, известная как «право справедливости» («law of equity), была разработана Канцлерским судом, где лорд-канцлер рассматривал ходатайства. Между XVII и XVIII веками «общее право» вобрало в себя торговое право и международный кодекс торговых обычаев (mercantile customs).

В развитии и функционировании common law существует целый ряд проблем. Сommon law действует на основе прецедента, и это одно из основных направлений для критики данной доктрины. Прецедент обязывает суд следовать предыдущему решению, даже если судья не согласен с этим предыдущим решением. Судьи англосаксонской правовой семьи могут применять другое постановление только если: а) они могут продемонстрировать, что проблема каким-то образом отличается от прецедента, или б) они принадлежат суду более высокой юрисдикции, чем тот, который дал первоначальное постановление. Это означает, что иерархия судов в британской правовой системе важна. Необходимо отметить, что на сегодняшний момент высшими судебными инстанциями для граждан Великобритании будут являться Суд Европейского Союза и Европейский суд по правам человека.

Важное различие между англосаксонской и романо-германской правовыми семьями заключается также в понимании конституции. Вслед за логикой Наполеона, который задумал и организовал французское государство как инструмент, в государствах с романо-германской правовой системой конституции рассматриваются: во-первых, как инструменты для ограничения государственной власти; во-вторых, как инструменты для создания, организации и расширения полномочий государственных органов, например, для создания либерального государства в XIX веке, а затем и социального государство всеобщего благосостояния в XX веке Так, политика Наполеона сильно повлияла на правовое мышление как в либеральной, так и в социалистической / коммунистической Европе. Для государств с системами романо-германской правовой семьи основным держателем суверенитета является законодательный орган как единственный законодатель. Общественное право в соответствии с европейской континентальной традицией воспринимается как иерархия норм, развивающихся из конституции, уставов, законов, указов и постановлений. В целом европейские конституции являются результатом либеральной философии французской революции [1].

Однако идея единой правовой системы, которая включает все возможные юридические права и обязанности не соответствует англосаксонской системе, для которой право или обязательство могут быть созданы только судьей и приговором суда. Для системы англосаксонской правовой семьи закон зависит от традиции и прецедента конкретных судов т.е. закон связан с судом, который имеет юрисдикцию для принятия решения по конкретному иску. Конституция же как единый документ в Соединённом Королевстве отсутствует, однако можно утверждать, что как некодифицированное собрание законов, прецедентов и конституционных обычаев Конституция Великобритании существует. Чтобы понять основы Британской Конституции, необходимо обратиться к прецеденту. Самые основополагающие правила, в том числе принцип, в соответствии с которым конечный правовой суверенитет принадлежит парламенту, вытекают из судебных решений, а не каких-либо инструментов конституционного законодательства. Действительно, многие важные аспекты британской Конституции вовсе не являются нормами права, а просто аспектами обычая и практики. Например, не существует юридической нормы, которая специально создавала бы должность премьер-министра. И, хотя любое отклонение от этого обычая было бы практически немыслимым, в этом нет никакого обязательного правила.

Важную часть британской конституционной истории составляют Великая хартия вольностей 1215 года и Билль о правах 1689 года. Британская конституция исходит из различных источников, можно назвать три таких основных источника. Во-первых, это статуты, определяющие структуру британского государства. К соответствующим статутам относятся закон о союзе 1705 года и европейский акт 1972 года. Во-вторых, к основным источникам британской конституции относится прецедентное право. В-третьих, источниками конституции Великобритании являются конвенции, правила, принципы, обычаи, которые не могут быть нарушены судами. Существует также два основных принципа британской конституции – это верховенство закона и примат парламента. Верховенство закона является юридической максимой, охватывающей правовые принципы, которые могли бы считаться основой цивилизованного общества. Верховенство закона является одним из ключевых особенностей. Исходя их этого принципа, все граждане равны перед законом; никто не может быть наказан без доказательства совершения преступления; и нет никакого свода законов, который бы находился выше судов. При этом сохраняется примат парламента, который является верховным источником британского права, и соответственно является высшим законодательным органом страны.

Как было указано ранее Британская Конституция является некодифицированным собранием законов, прецедентов и конституционных обычаев. Однако создание Европейского Союза стало уникальным историческим вызовом для европейского конституционного права, поскольку несмотря на то что Конституция Европейского Союза не была принята, фактически её функции для всех государств ЕС, в том числе и для Великобритании, выполняет Лиссабонский договор 2007 года. Нахождение Соединенного Королевства в Европейском Союзе было, возможно, самым сильным импульсом к сближению правовой системы Великобритании с системами государств романо-германской правовой семьи. Прямая применимость законодательства Союза означала, что национальные суды всех стран должны были смотреть на судебную практику друг друга, пытаясь применить тот же закон в соответствии с теми же критериями. Суды всех стран, включая Великобританию, должны были всё точнее определять точки различия и согласия между различными системами внутри Союза. Между тем Великобритания по-прежнему остается членом Совета Европы и факт нахождения там способствует взаимосвязанности правовой системы Великобритании с правовыми системами континентальной Европы. Проблемы же, которым будут противостоять и право ЕС и право Великобритании в XXI веке, уже не являются локальными, они носят международный характер. Тенденции к сближению основных черт правовых систем могут увеличиться с прогрессивным сближением культурных и научных влияний во всем мире. Нахождение общих черт правовых систем необходимо, для обеспечения соблюдения общих стандартов приличия, справедливости и разумности в том числе и в коммерческих делах. Именно поэтому сравнение европейской юриспруденции - это не просто академический интерес, а практическая необходимость. Подобные исследования помогают правовым системам ЕС и Великобритании опираться на общность их прошлого и настоящего опыта, участвовать в развитии общего европейского совместного будущего, даже с учетом выхода Великобритании из Европейского Союза.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.