Статья 'К вопросу о требованиях, предъявляемых к кандидату на должность Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации ' - журнал 'Law and Politics' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
MAIN PAGE > Back to contents
Law and Politics
Reference:

To the question of requirements towards the candidate for Children's Ombudsmen for the President of the Russian Federation

Stepanova Dar'ya Nikolaevna

Senior Educator, the department of Private and Public Law, Penza State University

440026, Russia, Penzenskaya oblast', g. Penza, ul. Krasnaya, 40

stepdasha.91@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0706.2018.8.43174

Received:

19-08-2018


Published:

28-08-2018


Abstract: The object of this research is the constitutional law status of the Children's ombudsmen for the President of the Russian Federation. The subject of this research is the requirements for the candidate for the position of Children’s Ombudsmen. The author conducts detailed analysis of the requirements for candidacy of Children’s Ombudsmen. Based on the analysis, the author comprises an average portrait of Children’s Ombudsmen that formed in the course of the work of the regional legislator. Special attention is paid to the requirements towards the candidacy for the position of Children’s Ombudsmen in foreign countries. The main conclusion of the conducted research consists in identifying the need to have legislative framework for the requirements towards the candidate for the position of Children’s Ombudsmen in the Russian Federation. The author’s contribution to this topic lies in the proposal of a number of criteria towards the candidate for the position of Children's Ombudsmen for the President of the Russian Federation.


Keywords:

child rights protection, higher legal education, citizenship, age limit, requirement to candidates, children's ombudsman, ombudsman, special requirement, post, rights protection

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации относительно новый институт в системе органов власти. Отсутствие нормативно-правового акта, регулирующего вопросы функционирования детского омбудсмена, вносит ряд противоречий относительно его правового статуса.

Неопределенным является вопрос о том, в каком статусе осуществляет свою деятельность детский омбудсмен: в качестве должности как уполномоченный по правам человека или государственного органа как уполномоченный по правам предпринимателя. Согласимся с мнением Г.В. Синцова: в научной литературе и законодательстве «сформировалось два подхода к пониманию конституционного статуса уполномоченных, один подход утверждает, что омбудсмен представляет собой индивидуализированную должность, другой понимает, что омбудсмен – это орган государственной власти или служба» [1]. По нашему мнению, уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации представляет собой индивидуализированную должность со своим аппаратом, организующим его работу.

Таким образом, к претенденту на должность детского омбудсмена, как и к претенденту на замещение любой другой государственной должности, должны предъявляться соответствующие требования. Отсутствие специального федерального закона, регулирующего деятельность детского омбудсмена, затрудняет исследования в данном вопросе, однако с уверенностью можно отметить, что кандидат на должность Уполномоченного по правам ребенка должен обладать не только формально-юридическими качествами, но определенными психологическими критериями и набором соответствующих компетенций, которые предопределяет работа по защите прав несовершеннолетних. В настоящий момент характеристики кандидата являются субъективным усмотрением Президента Российской Федерации.

На уровне регионов картина более прозрачна. Субъекты Российской Федерации приняли законы о детских омбудсменах, из анализа которых можно увидеть, кем представляется уполномоченный по правам ребенка.

Анализируя законодательство субъектов Российской Федерации в части требований к уполномоченному по правам ребенка, Г.В. Синцов и П.Л. Лихтер[2] приходят к выводу, что можно выделить три основных критерия: возраст, опыт работы и уровень образования.

Представляется, что опыт регионов в части законодательного регулирования деятельности уполномоченного по правам ребенка может служить хорошим фундаментом для разработки нормативных положений деятельности уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации.

Изучив региональное законодательство, можно сделать вывод о портрете кандидата на должность детского омбудсмена. Анализ проведен среди 85 нормативно-правовых актов (далее – НПА), регулирующих деятельность региональных детских уполномоченных. Были сделаны следующие выводы.

Во-первых, из всей совокупности нормативно-правовых актов 17 не содержат упоминания о требованиях, предъявляемых к уполномоченному по правам ребенка. Таким образом, для дальнейшего исследования были отобраны 68 НПА.

Во-вторых, основными критериями при выборе кандидатов являются гражданство, возраст, наличие высшего образования и опыта работы. Остановимся на каждом критерии более подробно. Во всех субъектах указано, что уполномоченный по правам ребенка должен быть гражданином Российской Федерации, однако некоторые законодатели пошли дальше. Так, в республике Хакасия [3], Московской[4], Новосибирской[5], Псковской[6] областях указали, что кандидат не должен обладать гражданством иностранного государства. Кроме этого, в 12 регионах есть норма о том, что кандидат на должность должен постоянно проживать на территории субъекта.

Говоря о возрастной характеристике кандидата, следует отметить, что большинство законодателей (36 субъектов) утвердили норму, согласно которой кандидат должен быть не моложе 30 лет. При этом в Ямало-Ненецком автономном округе [7] опустили границу до 25 лет. В Новосибирском нормативно-правовом акте [5] установили верхнюю границу: кандидат на должность уполномоченного не должен быть старше 70 лет.

Норма закона о наличии высшего образования отражена почти во всех региональных НПА (в 4 субъектах нет упоминания о наличии образования). В Крыму [8], Татарстане [9], Камчатском крае [10], Белгородской [11], Ленинградской [12], Свердловской [13] областях указали на наличие у кандидата высшего юридического или педагогического образования. В Ямало-Ненецком автономном округе[7] добавили к этому списку образование в сфере социальных наук. В Ставропольском крае [14] кандидат должен обладать гуманитарным образованием.

Наличие опыта работы требуется в большинстве субъектов (в НПА 9 регионов упоминания об этом нет). В большинстве законов установлено требование об опыте работы, связанной с защитой прав и законных интересов ребенка. Некоторые субъекты установили наличие стажа определенной деятельности. Так, в Хакасии требуется «опыт работы в области защиты прав и законных интересов не менее 5 лет» [3], в Пермском крае [15] – 7 лет, в Волгоградской области [16] – 3 года, в Ленинградской области [12] – наличие 7 летнего стажа работы по специальности, при этом не оговаривается, какая подразумевается специальность в области правозащитной или педагогической деятельности. В законодательстве Самарской области закреплено «требование о трехлетнем опыте работы в органах социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования и других органах, учреждениях и организациях, деятельность которых связана с осуществлением защиты прав детей» [17].

И, наконец, в-третьих, кроме основных характеристик деятельности уполномоченных, региональное законодательство вводит требования особого характера. К таким требованиям можно отнести оценочные, субъективные категории. Так, в большинстве субъектов (Псковская область [6], Орловская область[18] и др.) установлено, что кандидат должен обладать безупречной репутацией, в некоторых (Липецкая область[19], г. Севастополь[20] и др.) установлено, что кандидат должен обладать общественным авторитетом.

Объективным и обоснованным требованием, но к сожалению, установленным далеко не везде, является отсутствие судимости и административной ответственности за правонарушения против несовершеннолетних.

Таким образом, можно составить среднестатистический портрет кандидата на должность регионального детского омбудсмена. Это гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, имеющий высшее образование, опыт работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних и обладающий безупречной репутацией. Данная характеристика является результатом работы региональных законодателей и должна лечь в основу критериев к кандидату на должность уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации. Однако представляется, что она нуждается в дополнении.

Обратимся к зарубежному опыту нормативного закрепления требований к детскому омбудсмену. Кандидат на должность детского уполномоченного в Хорватии должен быть гражданином Хорватии, иметь стаж работы более 10 лет, а также не быть осужденным за уголовные преступления.[21]

Законодатель Польши установил, что Уполномоченный по правам ребенка должен быть гражданином Польши, дееспособным, иметь звание магистра, 5-летний опыт работы, а также «не быть осужденным правомочным приговором за преднамеренное преступление; … обладать безукоризненным характером и отличаться высоким авторитетом с точки зрения моральных достоинств и гражданской восприимчивости» [22].

Согласно законодательству Мальты, кандидат на должность Комиссара по делам детей не должен быть признан банкротом и иметь судимости, а также не должен занимать ряд должностей, перечень которых дан в законе. [23]

Интересным представляется опыт Ирландии. В Законе [24] об Уполномоченном по правам ребенка в Ирландии указано, что кандидат выбирается с учетом мнения детей. Первым детским омбудсменом в Ирландии стала Эмили Логан в 2004. В выборе кандидата участвовали 15 детей из разных районов страны и социальных групп, которые играли с кандидатом и проводили собеседование. [25] При назначении второго детского омбудсмена доктора Найла Малдуна дети также принимали непосредственное участие. [26]

На наш взгляд, зарубежная практика показывает необходимость введения ряда существенных критериев. Упоминание о наличии конкретного образования предопределяется задачами детского омбудсмена, основной из которых является защита прав и законных интересов детства. Поэтому вопрос о целесообразности наличия у омбудсмена высшего юридического образования является актуальным. Кроме этого, специфика деятельности детского уполномоченного предопределяет наличие знаний, связанных с особенностью детской психики. В этой связи наличие у омбудсмена высшего педагогического или психологического образования является обоснованным. Таким образом, представляется, что необходимо указать направление высшего образования для Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации, а именно наличие высшего образования по юридическому, педагогическому или психологическому направлению.

Следующим обязательным требованием, на наш взгляд, является отсутствие судимости у кандидата на должность детского уполномоченного. В 2014 году в Трудовой кодекс [27] было внесено изменение, согласно которому сотрудники, работающие с несовершеннолетними, могут быть отстранены от работы в связи с возбуждением на них уголовного дела. Обратимся к позиции Конституционного суда РФ, который в своем Постановлении [28] отметил обоснованность введения данной нормы в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Уполномоченный по правам ребенка непосредственно часть своей работы проводит в тесном контакте с детьми. Кроме этого, сама личность детского омбудсмена должна характеризоваться высокими моральными качествами. В связи с этим включение критерия об отсутствии судимости у кандидата, претендующего на должность Уполномоченного по правам ребенка при Президенте, является обоснованным.

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод о требованиях, которым должен соответствовать Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации:

1) быть гражданином Российской Федерации;

2) быть не моложе 30 лет;

3) иметь высшее юридическое, педагогическое или психологическое образование;

4) обладать опытом работы в области защиты прав и законных интересов детей;

5) не иметь судимости;

6) обладать высоким общественным авторитетом и безупречной репутацией.

Представляется, что данный набор требований позволит провести тщательный отбор кандидатов и выбрать наиболее достойного для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.