Статья 'Методологические и теоретические предпосылки психологических исследований летного труда на современном этапе развития авиации' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Методологические и теоретические предпосылки психологических исследований летного труда на современном этапе развития авиации

Гандер Дмитрий Владимирович

доктор психологических наук

ведущий научный сотрудник ЦНИИ ВВС Минобороны России

127083, Россия, г. Москва, ул. Петровско-Разумовская аллея, 12А

Gander Dmitrii Vladimirovich

Doctor of Psychology

leading researcher at Central Scientific Research Institute under the Ministry of Defence (Russia) (TsNII)

127083, Russia, Moscow, str. Petrovsko-Razumovskaya alley, 12, of. A

shishovec@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Ворона Александр Александрович

доктор медицинских наук

главный научный сотрудник, ЦНИИ ВВС Минобороны России

127083, Россия, г. Москва, ул. Петровско-Разумовская аллея, 12А

Vorona Aleksandr Aleksandrovich

Doctor of Medicine

chief researcher at Central Scientific Research Institute, Ministry of Defence (Russia)

127083, Russia, Moscow, Petrovsko-Razumovskaya alley, 12, A

gniiivm-g@ya.ru
Пономаренко Владимир Александрович

доктор медицинских наук

главный научный сотрудник, ЦНИИ ВВС Минобороны России

127083, Россия, г. Москва, ул. Петровско-Разумовская аллея, 12А

Ponomarenko Vladimir Aleksandrovich

Doctor of Medicine

chief researcher at Central Scientific Research Institute, Ministry of Defence (Russia)

127083, Russia, Moscow, Petrovsko-Razumovskaya alley, 12A

gniiivm-k@yandex.ru
Алексеенко Мария Сергеевна

кандидат психологических наук

научный сотрудник ЦНИИ ВВС Минобороны России

127083, Россия, г. Москва, ул. Петровско-Разумовская аллея, 12А

Alekseenko Mariya Sergeevna

PhD in Psychology

research assistant at Central Scientific Research Institute under the Ministry of Defence (Russia) (TsNII)

127083, Russia, Moscow, str. Petrovsko-Razumovskaya alley, 12A

gniiivm-s@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2016.11.22442

Дата направления статьи в редакцию:

27-03-2017


Дата публикации:

18-06-2017


Аннотация: Предметом исследования являются методы и результаты психологических исследований летного труда. Объектом исследования является психологическое обеспечение эксплуатации летательных аппаратов. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как психологические аспекты принятия решений в летной деятельности, методико-теоретическая основа психологических исследований в авиации, психологические особенности летной деятельности на современных летательных аппаратах, технические средства формирования профессионально важных качеств летчика. Особое внимание уделяется определению значимости психологических исследований летного труда для безопасности полетов государственной авиации. Методология исследований базируется на системном подходе и объединяет методы психологии труда, инженерной психологии, эргономики и авиационной медицины. Основным выводом проведенного исследования является конкретизация того, что учет результатов психологических исследований при проектировании летательных аппаратов и обучении летного состава является неотъемлемой составляющей системы обеспечения безопасности полетов и сохранения здоровья летного состава. Особым вкладом авторов в исследование темы является обобщение результатов психологических исследований летного труда с акцентом на их применение на современном этапе развития авиации.


Ключевые слова:

психологические исследования, психология летного труда, авиационная психология, психологические особенности деятельности, авиационная инженерная психология, авиационная эргономика, человеческий фактор, психофизиологическая надежность летчика, профессионально важные качества, психологическая подготовка летчика

Abstract: The subject of this research is the methods and results of psychological studies of the flight work. The object of the research is the psychological assistance of aircraft. The authors of the article focuses on such aspects of the topic as the psychological aspects of decision-making during flight operations, methodological and theoretical basis of psychological research in aviation, psychological characteristics of flight activity of modern aircraft, technical means of formation of professionally important qualities of the pilot. Particular attention is paid to the definition of the importance of psychological studies of the flight security in state aviation. The research methodology is based on the systems approach and integrates the methods of work psychology, engineering psychology, ergonomics and aviation medicine. The main conclusion of the research is the statement that the records of the results of psychological research in the design of aircraft and flight crew training is an essential component of ensuring safety and health protection of the aircrew system. Special contribution of the authors is that they have summarized the results of psychological studies of the flight of labor with emphasis on their application at the present stage of aviation development.


Keywords:

psychological research, labor psychology flight, aviation psychology, psychological features of activity, aviation engineering psychology, aviation ergonomics, human factor, psychophysiological reliability pilot, professional qualities, psychological training pilot

Введение

Летный труд - специфический вид человеческой деятельности. Он протекает в особых условиях в полете, т.е. во внеземных условиях. Это обстоятельство накладывает свой отпечаток и требует специального психологического изучения. Такое изучение довольно сложный процесс [3, 7, 23].

Благодаря организации в 30-х годах прошлого века Авиационного научно-исследовательского санитарного института - ныне научно-исследовательского испытательного центра авиационно-космической медицины и военной эргономики (НИИЦ АКМ и ВЭ) ЦНИИ ВВС Минобороны России актуальные проблемы летного труда получили научное развитие. Началось планомерное изучение летного труда, в том числе и его психологических особенностей [17, 20].

Психологические аспекты принятия решений в летной деятельности

Появление и развитие реактивной авиации во второй половине ХХ века выдвинули перед авиационной психологией целый ряд проблем. К ним можно отнести [1, 8-10, 16, 18, 19, 24, 31, 36]:

- системное изучение летной деятельности и механизмов ее регуляции;

- выявление закономерностей поведения человека в аварийной ситуации;

- пространственную ориентировку;

- распределение функций между человеком и автоматом в автоматизированном полете;

- совместимость искусственного и естественного интеллектов;

- информационное обеспечение летчика (значимость различных сигналов, приборная индикация и речевая информация, условия обзора внекабинного пространства, рационализация оборудования для полетов и выполнения посадки в сложных метеоусловиях);

- эргономику кабины и органов управления;

- системное изучение авиационных инцидентов и происшествий;

- разработку инженерно-психологических рекомендаций по повышению надежности системы «человек-машина-среда» и безопасности полетов.

Исследования, проведенные в указанных направлениях, позволили разработать ряд принципиальных положений и решений, ставших не только базовыми требованиями при разработке авиационной техники и средств наземной подготовки летчиков, но и основополагающими правилами в методике летного обучения.

Установлено, что летная деятельность представляет собой цепь непрерывно принимаемых решений на каждое изменение обстановки, которое осуществляется на:

  • сенсомоторном;
  • перцептивно-опознавательном;
  • представленческом;
  • речемыслительном уровнях.

При этом на каждом из этих уровней имеются свои специфические характеристики процесса принятия решений. Так на сенсомоторном уровне принятие решения связано с выбором той или иной ответной реакции на поступивший сигнал. На перцептивно-опознавательном уровне принимаются решения связанные с классификацией воспринимаемых объектов. На представленческом уровне летчик руководствуется вторичными образами объектов, трансформируя соответственно цели деятельности. На речемыслительном уровне происходит вероятностная оценка последствий. Эти обстоятельство требуется учитывать при организации и проведении психологических исследований, тем более что психические процессы обладают определенной изменчивостью [2, 4, 11, 22].

Отметим, что методико-теоретическую основу психологических исследований летной деятельности всегда составляют теории, подкрепленные экспериментально. Основными концепциями, разработанными в Центре являются: концепция личного и человеческого факторов, образа полета, активного оператора, образовательной среды летного обучения, теория тренажеров, совмещенной деятельности, методы оценки и формирования профессионально важных качеств летчика [21, 27, 28, 35].

Концепции разрабатывалась с целью научного обоснования анализа причин летной аварийности. В связи с тем, что 46% всех причин аварийности составляет человеческий фактор, ведущей темой исследований является концепция личного и человеческого факторов. Если в понятие «личный фактор» заложены индивидуальные характеристики конкретного летчика, которые привели к аварийной ситуации, то в понятие «человеческий фактор» включаются зависимость характеристик деятельности всех летчиков от особенностей эксплуатируемой техники. В понятие «человеческий фактор» входят психологические характеристики человека, его возможности и ограничения в условиях взаимодействия с летательным аппаратом [12, 25].

Психологические аспекты авиационной аварийности

В реальных условиях в основе летной аварийности, как правило, лежит комплекс причин, являющихся результатом несоблюдения требований по нескольким компонентам, составляющим содержание личного и человеческого факторов. Специалисты утверждают, что минимум пять причин необходимо найти, чтобы понять, что произошло в том или иной инциденте. Следовательно, необходимо иметь в виду, что именно взаимообусловленное сочетание компонент и определяет время и место возникновения, характер течения и исход нарушений в деятельности летчика (экипажа) [6, 26, 32].

В последнее время среди причин неоптимальных или ошибочных действий летного состава выделяют проблему пространственной ориентировки. Большое внимание в экспериментальных психологических исследованиях уделяется проблеме индикации пространственного положения на авиагоризонте. «Прежде всего, имеется в виду вопрос о виде индикации крена, «с самолета» или «на самолет». Точнее, что должно вращаться на индикаторе: горизонт или силуэт самолета. Эта, казалось бы, сугубо практическая задача имеет огромный теоретический смысл, так как связана с фундаментальной психологической проблемой: как психика конструирует истинное положение человека в пространстве в условиях, когда анализаторы человека посылают в мозг ложные сигналы» [13, 14]. А практическая сторона дела состоит в том, чем управляет летчик при отклонении рулей самолетом (силуэтом самолета) или линией горизонта.

Ответ на этот вопрос неоднозначен. У некоторых летчиков вращается земля, горизонт. Но для большинства летчиков самолет перемещается относительно неподвижного пространства и, следовательно, горизонта. Индикация «с самолета» или прямая индикация принята на западе (американский стандарт). В отечественной авиации использовались авиагоризонты как с прямой (АГИ)), так и с обратной индикацией (АГД). Теоретическими исследованиями и экспериментально было доказано, что авиагоризонты с индикацией «на самолет», т.е. типа АГД, позволяют более надежно определять пространственное положение. Было выполнено более 400 экспериментальных полетов. Ведущие летчики-испытатели: Г.М. Шиянов, В.К. Адамович, С.А. Микоян, В.Н. Васин, В.Ч. Мезох, Н.А. Замятин, А В Жильцова, И.П. Волк, А.В. Федотов, В.В. Мигунов, Г. Скибин, В.В.Алейников, В.Е. Овчаров. Многолетняя история борьбы двух взглядов на индикацию пространственного положения подробно изложена в [13, 14, 26].

Общепсихологические и специфические принципы авиационной психологии

Требования к психологическим исследованиям в области летной деятельности позволили сформулировать общепсихологические и специфические принципы к психологическим исследованиях. К ним относятся:

- психика как особый вид деятельности;

- единство психики и деятельности;

- социальная природа психического развития человека: - принцип детерминизма.

Эти принципы общеизвестны. Мы напомнили о них, чтобы подчеркнуть необходимость их учета при проведении психологических исследований во всех сферах человеческой деятельности. Однако перечень этих требовании применительно к изучению летного труда следует дополнить [5, 15, 29, 30, 33, 34,]:

- системным подходом к проведению исследований; - принципом соответствия методов исследования требованиям безопасности полетов; - принципом изоморфизма (понятие применено для отражения тождества предмета и метода исследования);

- профессиографией, как принципом, так и методом, предваряющим исследования, проводимые в постоянно изменяющихся условиях;

- прагматическим характером результатов психологических исследований;

- психологическим обеспечением летного труда как методологией и как принципом использования результатов исследования.

Применение этих принципов становится особенно актуальным на современном этапе развития военной авиации, которое со всей очевидностью потребует научного медико-психологического и эргономического обеспечения модернизации существующей авиационной техники и создания летательных аппаратов (ЛА) пятого поколения.

Психофизиологические особенности эксплуатации сверхманевренных летательных аппаратов

На летательных аппаратах этого поколения прогнозируется повышение уровня сложности и напряженности деятельности экипажей в связи с многообразием решаемых задач, тактических приемов и способов боевого применения, увеличением продолжительности полета, резким возрастанием информационных нагрузок, воздействием на организм и психику человека неблагоприятных факторов полета. В частности, для создаваемых в настоящее время многоцелевых самолетов-истребителей характерной является сверхманевренность, т.е. возможность одновременного траекторного и углового движения самолета, а также выполнение интенсивного маневрирования на углах атаки, близких к предельным.

Со сверхманевренными полетами связано воздействие пилотажных перегрузок многовекторной направленности, которые не только существенно затрудняют пилотирование, но и повышают вероятность возникновения зрительно-вестибулярных иллюзий и общей дезориентации, а также появления вестибулярных нарушений (головокружение, тошнота) на углах атаки в районе 90° и при энергичном торможении. Катастрофы и инциденты по причине потери сознания, пространственной дезориентации, показали, что она стала основной причиной срывов полетного задания при выполнении режимов энергичного маневрирования.

Принципиальной особенностью летательных аппаратов пятого поколения является внедрение новых средств деятельности экипажа: полихроматических дисплеев и нашлемных индикаторов, которые заменили традиционную приборную доску; многофункциональных органов и пультов управления бортовым оборудованием; систем речевого управления, интеллектуальной поддержки действий экипажа и др. Их использование потребует перестройки, а, возможно, и новой организации восприятия и мыслительных процессов, сенсомоторных навыков при пилотировании и взаимодействии с бортовыми комплексами.

Из вышеизложенного со всей очевидностью вытекает значимость научных исследований в области авиационной психологии и эргономики для обеспечения эффективности и надежности летной деятельности. Дело в том, что человек более определенно, чем когда-либо раньше, становится ограничивающим фактором. Методология научных исследований в области летного труда состоит не только в том, чтобы облегчить пилотирование, но, самое главное, переиграть противника, а это - рефлексивное сознание, интеллект, альтернативный выбор, выход в сферу нестандартного поведения. За этим всем стоят науки о человеке. Отсюда следует, что проектирование, испытания и эксплуатация летательных аппаратов пятого поколения требует обязательного усиления научного обеспечения всех внедряемых технических новинок.

При этом предметом согласования человеко-машинных интерфейсов является субъект летного труда [8, 21, 26]. А что такое субъект летного труда? Это, в первую очередь, мировоззрение и потребности, волевая сфера, диапазон индивидуальных характеристик личности и организма человека. Это – такие профессионально важные качества, необходимые для обеспечения победы в бою, как агрессивность, установка на победу, критичность к себе, энтузиазм, инициатива, хитрость. Это - такие свойства организма человека, необходимые для обеспечения работоспособности в бою, как устойчивость к стрессу и дезориентации, образность мышления, гибкость ума, выраженный интеллект, помехоустойчивость, физическая выносливость. Без наличия этих качеств и свойств возникает большая угроза снижению эффективности деятельности, обусловленная выполнением в едином масштабе времени в разных координатах пространства и времени трех и более сопряженных действий, эмоционально-волевым, интеллектуальным истощением от самооценки их безуспешности, тактической ригидности ума, психологической неготовности.

Формирование вышеперечисленных качеств и свойств личности летчика достигается в процессе обучения с использованием специальных технических средств:

- динамических стендов, моделирующих маневренные перегрузки, условия смены видимости пространства боя, разные виды дезориентации;

- специальных процедурных и комплексных тренажеров, позволяющих сформировать тактическое мышление боя, развивать профессиональный интеллект, формировать образ полета как механизм психической регуляции действий по пилотированию.

Навыки не помогут, требуется формирование психических качеств и специальных летных способностей. Конечно, для этого потребуются определенные финансовые средства, но они с лихвой окупятся за счет снижения аварийности, продления летного долголетия, повышения уровня профессионализма, необходимого не столько для управления летательным аппаратом, а для того, чтобы с его помощью побеждать. Без активного привлечения наук о человеке, естественно, при совместной работе с летчиками-испытателями, конструкторами технических средств, летчиками строевых частей, методистами летного обучения требуемого конечного эффекта не достичь. Пренебрежение данными наук о человеке сопряжено с прямыми угрозами здоровью, безопасности полета, ожидаемому уровню боевой эффективности.

В этой связи проводятся интенсивные исследования, направленные на решение широкого круга проблемных вопросов по обеспечению, как жизнедеятельности, работоспособности, так и профессиональной надежности летных экипажей при эксплуатации авиационной техники нового поколения. Были оптимизированы эргономические характеристики средств защиты от воздействия физических факторов полета, разработана структура и алгоритмы функционирования бортовой автоматизированной системы активного обеспечения безопасности полета при нарушениях (потере) работоспособности летчиком на основе непрерывного контроля за работой средств обеспечения жизнедеятельности, параметрами полета и функциональным состоянием летчика.

В интересах практики эргономического проектирования систем отображения информации на новой элементной базе разработаны требования к визуальным и светотехническим характеристикам электронных индикаторов, способам кодирования на них параметров полета, информации о состоянии бортовых систем и комплексов летательных аппаратов. Для проведения эргономических исследований и оценки условий, средств и алгоритмов деятельности экипажей в составе стендово-экспериментальной базы НИИЦ (АКМ и ВЭ) функционируют полунатурные моделирующие комплексы летательных аппаратов разных типов. С их помощью реализуется базовая теоретическая платформа военно-научного эргономического сопровождения - упреждающие исследования по согласованию новых видов авиационной техники и оборудования с психофизиологическими характеристиками и возможностями человека.

* * *

На современном этапе развития авиационно-транспортной системы исследования в области авиационной психологии проводятся с опорой на принципы:

  • общепсихологические;
  • личностно-деятельностные (К.К.Платонов, В.А. Пономаренко, Д.В. Гандер);
  • системного подхода к проведению исследований; (Б.Ф.Ломов);
  • субъектно-деятельностные (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, Е.А.Климов, В.А.Бодров);
  • соответствия методов исследования требованиям безопасности полетов;
  • изоморфизма;
  • профессиографии;
  • прагматического характера результатов психологических исследований;
  • психологического обеспечения летного труда.

Предпосылками современных психологических исследований летного труда являются: психологическая концепция анализа летной деятельности (К.К.Платонов, В.А. Пономаренко, Н.Д. Завалова); концепция психологического обеспечения летного обучения Д.В.Гандера; теория летного профессионализма и развития профессионально важных качеств летчика (А.А. Ворона, В.А.Пономаренко, С.В. Алешин, Д.В. Гандер, И.В.Агапов, З. Гератеволь); психологическая концепция профессиональной пригодности В.А. Бодрова; смысловой подход к регуляции деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев); психосемантический подход (Ю.М. Забродин, Е.Ю. Артемьева, А.Г.Шмелев, В.Ф. Петренко, Ч. Осгуд, Дж. Келли).

Накопленный опыт разработки и эксплуатации летательных аппаратов убедительно свидетельствует о том, что учет результатов психологических исследований при проектировании летательных аппаратов и обучении летного состава является неотъемлемой составляющей системы обеспечения безопасности полетов и сохранения здоровья летного состава.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.