Статья 'Система управления базой данных обслуживания автомобилей на промышленном предприятии' - журнал 'Кибернетика и программирование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Кибернетика и программирование
Правильная ссылка на статью:

Система управления базой данных обслуживания автомобилей на промышленном предприятии

Левина Татьяна Михайловна

кандидат технических наук

доцент кафедры общенаучных дисциплин, Уфимский государственный нефтяной технический университет, филиал в г. Салавате.

453125, Россия, республика Башкортостан, г. Салават, ул. Губкина, 22Б

Levina Tat'yana Mikhailovna

PhD in Technical Science

Associate Professor, Department of General Sciences, Ufa State Petroleum Technical University, a branch in Salavat.

453125, Russia, respublika Bashkortostan, g. Salavat, ul. Gubkina, 22B

tattin76@mail.ru
Попов Алексей Сергеевич

бакалавр кафедры общенаучных дисциплин, Уфимский государственный нефтяной технический университет, филиал в г. Салавате.

453125, Россия, республика Башкортостан, г. Салават, ул. Губкина, 22Б

Popov Aleksei Sergeevich

Bachelor of the Department of General Sciences, Ufa State Petroleum Technical University, a branch in the city of Salavat.

453125, Russia, respublika Bashkortostan, g. Salavat, ul. Gubkina, 22B

p.o.p.o.v.l@yandex.ru
Филиппов Владимир Николаевич

кандидат технических наук

доцент кафедры вычислительной техники и инженерной кибернетики, Уфимский государственный нефтяной технический университет, член-корр. РАЕН

450062, Россия, республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1, ауд. 434

Filippov Vladimir Nikolaevich

PhD in Technical Science

Associate Professor, Department of Computer Engineering and Engineering Cybernetics, Ufa State Petroleum Technical University, corresponding member RANS

450062, Russia, respublika Bashkortostan, g. Ufa, ul. Kosmonavtov, 1, aud. 434

vtik-ufa@mail.ru

DOI:

10.25136/2644-5522.2019.3.19352

Дата направления статьи в редакцию:

01-06-2016


Дата публикации:

19-11-2019


Аннотация: На любом нефтегазовом предприятии задействовано большое количество автомобильного транспорта. Каждый вид транспорта требует технического обслуживания, который включает в себя большой спектр работ, как больших, так и малых. И для контроля всех работ по техническому обслуживанию большого автопарка предприятия необходимо программное решение, которое бы обеспечивало её контроль и скорость обработки данных. Базовые решения поставленной задачи менее эффективны чем разработанные унифицированные решения с функциональной совместимостью с корпоративными информационными системами. Предлагается разработать СУБД для ведения отчетности: проделанных работ; затраченных материалах и запчастей. Так же она может быть использована при определении дополнительных наград для сотрудника, по базе данных можно определить какие работы выполнял рабочий. Новизна исследования заключается в разработке концептуальной модели построения комплексной автоматизированной информационной системы и алгоритмов взаимодействия различных модулей системы: базы данных и MS Excel.Разработана модель постоянного удаленного доступа пользователей к ресурсам системы управления обслуживания автомобилей. Разработана модель дифференцированного доступа пользователей (механизм авторизации) к системе.


Ключевые слова: база данных, учет, концептуальная модель, СУБД, автоматизация, обслуживание, реляционная база данных, автомобильный парк, нефтегазовое предприятие, Microsoft SQLServer

Abstract: At any oil and gas enterprise employs a large number of motor vehicles. Each mode of transport is maintenance, which includes a wide range of works, both large and small. And to control all the maintenance of a large fleet businesses need a software solution that would ensure its control and data processing speed. The basic solution of the problem are less effective than standardized solutions developed with interoperability with corporate information systems.It is proposed to develop a database management system for record-keeping: the work done; spent materials and spare parts. Also it can be used in the determination of additional awards for the employee, you can determine what works for database work performed.A conceptual model for building complexAutomated Information Systems and Algorithmsinteraction of various modules of the system: the database and MS Excel.The model of permanent users remote access to the resources of vehicle maintenance management system.The model of differentiated user access (authentication mechanism) to the system.



Keywords:

relational database, service, automation, database control system, conceptual model, accounting, database, car park, oil and gas company, Microsoft SQLServer

Введение

На любом нефтегазовом предприятии задействовано большое количество автомобильного транспорта, который обеспечивает транспортировку груза и сырья, мобильность персонала как по территории предприятия, так и за её пределами[3]. Каждый вид транспорта требует технического обслуживания, который включает в себя большой спектр работ, как больших, так и малых. И для контроля всех работ по техническому обслуживанию большого автопарка предприятия необходимо программное решение, которое бы обеспечивало её контроль и скорость обработки данных. Одно из программных средств, обеспечивающих данные задачи – это программа, построенная на базе «1С». Но, как правило, программы, созданные с нуля, специально под конкретные цели, более эффективно справляются со своими задачами, так же, как показывает практика, с такими программными средствами пользователю легче проводить работы, так как они специализированы и в плане интерфейса. Поэтому, была разработана программа управления базой данных по учету ремонта автомобилей на нефтегазовом предприятии.

Задачи, которые выполнят созданная БД [1]:

- представляет единую точку набора данных о сотрудниках, клиентах, оборудовании, запчастях, ремонтируемых автомобилях, наряд-заказах, которая позволяет контролировать деятельность внутри компании. Информация о сотрудниках содержит выполненные ими работы, что позволяет более равномерно распределять работу между ними. Ведется учет клиентов, для которых работы уже выполнены и для которых работы только идут, имеется учет оборудования, чтобы видеть задействованные в работе, и учет используемых запчастей, чтобы вовремя совершать закуп новых.

- автоматизация формирования заказ-нарядов. Для повышения скорости работы и её упрощения по созданию заказ-наряда будет использоваться некая готовая форма, куда будет необходимо внести данные, имеющие отношения к конкретному заказу. Готовые заказ-наряды будут автоматически записываться в БД.

- формирование справочной базы: предполагает содержания в себе справочной информации в некоторых таблицах БД.

Концепция построения базы данных

База данных, которая будет в себе хранить заказ-наряды, может быть использована для отчетности проделанных работ, о затраченных материалах и запчастей, так же она может быть использована при определении дополнительных наград для сотрудника, по базе данных можно определить какие работы выполнял рабочий. База данных для подобного рода документов нужна и в тех случаях, если у клиента возникнут те или иные претензии, в этом случае из базы данных можно выбрать необходимый документ для выяснения обстоятельств плохо выполненной работы[2].

Разработанная СУБД имеет ряд возможностей:

- учет всех клиентов;

- список предоставляемых услуг;

- возможность составлять отчеты;

- учет рабочих в компании;

- удобное и простое составление заказов-нарядов;

- печать заказ-наряд по шаблону. Шаблон – это файл MS Excel, в который во время настройки программы вы можете внести свои предпочтения;

- поиск по любым реквизитам;

- привязка исполнителя работы для каждой из работ в заказе-наряде;

- учет этапов выполнения работ;

Спроектированная БД имеет в составе 11 сущностей и 10 связей между ними. На рис. 1 представлена концептуальная модель БД.

В качестве языка программирования для разработки СУБД выступаетC++. В качестве программного продукта для создания базы данных используется Microsoft SQLServer 2012 [2].

11

Рис. 1 – Концептуальная модель данных

Таблицы входящие в состав базы данных представлены в таблицах 1–9.

Таблица 1

Клиенты

Имя поля

Тип

Описание

ID клиента

int

Уникальный номер, ключ

ФИО клиента

nvarchar(255)

ФИО обратившегося клиента

Номер телефона

nvarchar(255)

Номер телефона клиента

Статус

nvarchar(255)

Тип клиента

№ заказа

int

Порядковый № заказа

Таблица справочной информации, которая хранит в себе список всех клиентов и их данные.IDклиента –пятизначное число, уникальный идентификатор каждого клиента. № заказа – порядковый номер заказа, который его идентифицирует и к которому «привязывается» определенный клиент. Для данной и последующих таблиц тип nvarchar имеет ограничение по длине в 255 символов.

Таблица 2

Заказ

Имя поля

Тип

Описание

№ заказа

int

Уникальный номер, ключ

ФИО клиента

nvarchar(255)

ФИО обратившегося клиента

Вид работ

nvarchar(255)

Необходимая работа

Марка автомобиля

nvarchar(255)

Марка автомобиля клиента

Дата заказа

datetime

Дата обращения

ID сотрудника

int

Идентификатор сотрудника

Заказ, который исходит от клиентов и поступает в службу. По ключевому полю – № заказа, связывается с таблицей «Клиенты». В качестве IDсотрудника указывается IDответственного за заказ, который назначается из таблицы сотрудников. Поле «Дата заказа» имеет тип datetime в формате число, месяц, год.

Таблица 3

Сотрудники

Имя поля

Тип

Описание

ID сотрудника

int

Уникальный номер, ключ

ФИО сотрудника

nvarchar(255)

ФИО сотрудника

Номер телефона

nvarchar(255)

Номер телефона сотрудника

Должность

nvarchar(255)

Должность сотрудника в фирме

Таблица справочной информации, которая хранит в себе список всех сотрудников и их данные. IDсотрудника –идентификатор сотрудника. Из данной таблицы выбирается ответственный за заказ, пользователь может его выбрать в зависимости от должности.

Таблица 4

Выполняемые работы

Имя поля

Тип

Описание

Код работы

int

Уникальный номер, ключ

Наименование работы

nvarchar(255)

Название работы

Цена нормо-часа

int

Цена одного нормо-часа

Код запчасти

int

Идентификатор запчасти

ФИО ответственного

nvarchar(255)

ФИО ответственного за заказ

Код оборудования

int

Идентификатор оборудования

Стадия

nvarchar(255)

На какой стадии находится работа

Учет выполняемых работ в службе по ремонту автомобилей. Код оборудования, который задействован в ремонте, поступает из таблицы «Оборудование», код запчасти – из таблицы «Запчасти». Поле «стадия» может содержать в себе значения: «в очереди», «работа» и «готов».

Таблица 5

Оборудование

Имя поля

Тип

Описание

Код оборудования

int

Уникальный номер, ключ

Наименование

nvarchar(255)

Наименование оборудования

Наименование работы

nvarchar(255)

Название работы, выполняемая оборудованием

Состояние

nvarchar(255)

Состояние оборудования

Ответственный

nvarchar(255)

ФИО ответственного за оборудование

Код работы

int

Идентификатор работы

Учет оборудования, который имеется в распоряжении у фирмы, учитывает их состояние и работника, который несет ответственность за данное оборудование. Так же здесь идет учет оборудования, которое задействовано в ремонте автомобилей в данный момент, что поможет контролировать нагрузку и распределение рабочего времени оборудования.

Таблица 6

Окончательный наряд-заказ

Имя поля

Тип

Описание

№ заказа

int

Уникальный номер, ключ

ФИО клиента

nvarchar(255)

ФИО обратившегося клиента

ФИО ответственного

nvarchar(255)

ФИО ответственного сотрудника

Дата заказа

datetime

Дата заказа

Наименование работы

nvarchar(255)

Название выполненной работы

Количество нормо-часов

float

Количество часов работы

Цена за работы

float

Цена за работы

Наименование запчасти

nvarchar(255)

Наименование потребовавшихся запчастей

Количество запчастей

int

Количество запчастей

Стоимость запчастей

int

Общая стоимость запчастей

Скидка

int

Скидка (зависит от статуса)

Итоговая стоимость

float

Итоговая стоимость

Дата окончания

datetime

Дата окончания работ

Окончательный наряд-заказ о проделанных работах для конкретного заказа. Основной объём данных поступает из таблицы «Выполняемые работы». В программе, для данной таблицы, доступно автозаполнение для некоторых её полей. После того, как пользователь внесёт данные в поля обязательные для заполнения, он может нажатием клавиши «Автозаполнение» заполнить остальные поля автоматически – например, стоимость работ, запчастей и итоговая стоимость рассчитаются автоматически. После нажатия клавиши «Перенести в чек» необходимые поля будут перенесены в таблицу «Чек» для последующей печати, после нажатия клавиши«Завершить заказ» запись будет перенесена в архив.

Программная реализация базы данных

В состав программы входят файлы самой БД SQLServer и сама СУБД, к которой подключены таблицы из SQLServer. Вся работа с данными ведется через рабочую среду программы.

В структуре разработанного СУБД можно выделить рабочие формы, в которых пользователь производит основные действия внутри программного продукта.

В первой форме программы пользователь должен ввести свое имя и пароль. На основе этих данных система определяет какие данные можно отображать вошедшему пользователю, а какие нет.

Далее необходимо выделить меню, которое содержит в себе названия таблиц БД. Выбрав необходимый пункт, пользователь может открыть нужную таблицу.

Справа от меню будут доступны заголовок самой таблицы и таблица, которая содержит в себе необходимую информацию. Для некоторых из них, возможность добавить новую запись есть только в самой таблице, а для некоторых же возможно открыть специальную форму для заполнения данных в отдельные поля, и только после этого нажатием клавиши внести данные в таблицу.

Так же под таблицей будут находится поисковые строки, в первую их них необходимо внести название столбца, по которому будет вестись поиск, а во вторую самое искомое слово [4].

Для определенных таблиц доступно экспортирование данных в MSExcel. После нажатия на соответствующую клавишу, отобразится форма где необходимо выбрать место сохранения файла и его название[5].

В программе определены два типа пользователя: администратор, который обслуживает программу, и рабочий, который производит в ней необходимые операции[4]. Сразу же после запуска программы пользователь должен ввести логин и пароль, стартовая страница программы изображена на рис. 2.

21

Рис. 2–Стартовая страница программы.

На рис. 3 представлена рабочая область программы, слева навигация по таблицам, справа ведется работа с самой таблицей.

31

Рис. 3–Форма программы.

Заключение

Таким образом, была разработана система управления базой данных и сама база данных, которые предназначены для автоматизации работы службы по ремонту автомобилей на нефтегазовом предприятии. Программа является централизованным хранилищем данных, что позволяет вести учет и контроль необходимой задействованной информации, а это в свою очередь позволяет быстро и оперативно реагировать на возникающие изменения и принимать соответствующиерешения. Так же система позволяет лучше контролировать задействованные ресурсы и выполняемые работы, а также автоматизировать процесс расчета наряд-заказа.

Библиография
1.
Чахалян Р.Х. Технология создания баз данных / Бельченко В.Е. Чахалян Р.Х. //Инновационные технологии в науке и образовании. 2015. № 3. С. 223-224.
2.
Урексеев М.А. Разработка волоконно-оптических систем для учета, мониторинга и прогнозирования работы высоковольтного оборудования в СУБД с web-интерфейсом / Урексеев М.А, Левина Т.М., Шамаев Ф.Ф., Кулябин А.С. // Электротехнические и информационные комплексы и системы. 2015. Т. 11. № 1. С. 97-103.
3.
Малыхина М.П. Создание и сопровождение баз данных в MS SQL Server / Малыхина М.П. Частикова В.А., Тотухов К.Е. Краснодар, 2014. С. 76.
4.
Левина Т.М. Применение информационных технологий при рассмотрении экономических показателей в управлении проектами / Левина Т.М, Лунева Н.Н., Галиуллина К.В. // Информационные технологии. Проблемы и решения Материалы Международной научно-практической конференции: Дополнительный сборник. 2014. С. 239-243.
5.
Филиппов В.Н., Трушкин О.Б. Компьютерные технологии в науке, образовании и производстве: учебное пособие. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2011. 168 с.
References (transliterated)
1.
Chakhalyan R.Kh. Tekhnologiya sozdaniya baz dannykh / Bel'chenko V.E. Chakhalyan R.Kh. //Innovatsionnye tekhnologii v nauke i obrazovanii. 2015. № 3. S. 223-224.
2.
Urekseev M.A. Razrabotka volokonno-opticheskikh sistem dlya ucheta, monitoringa i prognozirovaniya raboty vysokovol'tnogo oborudovaniya v SUBD s web-interfeisom / Urekseev M.A, Levina T.M., Shamaev F.F., Kulyabin A.S. // Elektrotekhnicheskie i informatsionnye kompleksy i sistemy. 2015. T. 11. № 1. S. 97-103.
3.
Malykhina M.P. Sozdanie i soprovozhdenie baz dannykh v MS SQL Server / Malykhina M.P. Chastikova V.A., Totukhov K.E. Krasnodar, 2014. S. 76.
4.
Levina T.M. Primenenie informatsionnykh tekhnologii pri rassmotrenii ekonomicheskikh pokazatelei v upravlenii proektami / Levina T.M, Luneva N.N., Galiullina K.V. // Informatsionnye tekhnologii. Problemy i resheniya Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: Dopolnitel'nyi sbornik. 2014. S. 239-243.
5.
Filippov V.N., Trushkin O.B. Komp'yuternye tekhnologii v nauke, obrazovanii i proizvodstve: uchebnoe posobie. Ufa: Izd-vo UGNTU, 2011. 168 s.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В представленной работе исследуется организация обслуживания автотранспортного парка промышленного предприятия и делается попытка разработки системы контроля и учета этапов технического обслуживания.
Безопасность дорожного движения требует поддержания технического состояния автомобильного парка. Контроль процессов технического обслуживания и ремонта большого количества автомобилей на промышленных предприятиях слишком трудоемок. Программные комплексы направленные на решение задачи учета транспортных средств, их документов, технических характеристик, контроля прохождения техосмотров и ремонтных работ весьма востребованы автотранспортными подразделениями.
Переходя к непосредственному анализу материала статьи, можно указать следующие существенные недостатки и упущения авторов:
1. Согласно названию статьи авторы разрабатывают СУБД для промышленного предприятия, при этом в первых строках статьи говорится о нефтегазовом предприятии - причем из дальнейшего текста не понятно учитывается специфика нефтегазовых предприятий в разработанном программном обеспечении;
2. Авторы достаточно вольно оперируют терминологией, сначала предлагают разработать СУБД - "Предлагается разработать СУБД для ведения отчетности.....", далее вместо СУБД - программа - "...была разработана программа управления базой данных ...", далее база данных "...которые выполнят созданная БД...";
3. Авторами перечисляются задачи которые выполняет созданная база данных, хотя по определению задачи необходимо решать. При определении второй задачи "автоматизации заказ-нарядов" без уточнения упоминается "некая готовая форма" что недопустимо. Третья задача - "формирование справочной базы" определена расплывчато;
4. По тексту статьи авторы достаточно часто используют словосочетание "может быть", например "....она может быть использована при определении наград...", "....может быть использована для отчетности проделанных работ...." и др. Системы, как правило, проектируются для решения конкретных задач;
5. При описании таблиц разработанной базы данных авторы используют сущности "клиент", "номер телефона клиента" и "скидка" - при техническом обслуживании корпоративного автопарка на собственной сервисной станции нет необходимости делать скидки, и фиксировать телефоны водителей, так как автомобили не находятся у них в собственности.

Отдельно стоит рассмотреть библиографический список который составлен некорректно.
1. Первое предложение статьи "На любом нефтегазовом предприятии задействовано большое количество автомобильного транспорта, который обеспечивает транспортировку груза и сырья, мобильность персонала как по территории предприятия, так и за её пределами" завершается указанием на работу "Малыхина М.П. Создание и сопровождение баз данных в MS SQL Server / Малыхина М.П. Частикова В.А., Тотухов К.Е. // Краснодар, 2014" - для чего?
2.При перечислении задач своей конкретной БД, авторы ссылаются на статью "Технология создания баз данных / Бельченко В.Е. Чахалян Р.Х. //Инновационные технологии в науке и образовании. – 2015. – №3. С. 223-224" - для чего?
3. Более всего настораживает ссылка на статью "Разработка волоконно-оптических систем для учета, мониторинга и прогнозирования работы высоковольтного оборудования в СУБД с web-интерфейсом/ Урексеев М.А, Левина Т.М., Шамаев Ф.Ф., Кулябин А.С. // Электротехнические и информационные комплексы и системы – 2015. Т.11-№1. С. 97-103" в предложении "База данных для подобного рода документов нужна и в тех случаях, если у клиента возникнут те или иные претензии, в этом случае из базы данных можно выбрать необходимый документ для выяснения обстоятельств плохо выполненной работы [2]." и "В качестве программного продукта для создания базы данных используется Microsoft SQLServer 2012[2].".

Считаю что статья "Система управления базой данных обслуживания автомобилей на промышленном предприятии" может быть опубликована в научном журнале по итогам доработки .
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"