Статья 'ООН и проблемы безопасности в Африке и на арабском Востоке ' - журнал 'Конфликтология / nota bene' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Конфликтология / nota bene
Правильная ссылка на статью:

ООН и проблемы безопасности в Африке и на арабском Востоке

Дейч Татьяна Лазаревна

доктор исторических наук

ведущий научный сотрудник, Институт Африки РАН

123001, Россия, г. Москва, ул. Спиридоновка, 30/1

Deych Tatiana

Doctor of History

Deych Tatiana Lazarevna, lead research associate of the Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences

123001, Russia, g. Moscow, ul. Spiridonovka, d.30/1

tdeich@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0617.2016.3.21969

Дата направления статьи в редакцию:

09-02-2017


Дата публикации:

22-03-2017


Аннотация: Объект исследования – деятельность Организации Объединенных Наций и Совета Безопасности ООН в решении проблем международной безопасности. Предмет исследования – роль ООН и СБ ООН в урегулировании конфликтов в Африке и на арабском Востоке. Особое внимание уделяется позиции России как Постоянного члена СБ ООН, ее участию в решении кризисных ситуаций и борьбе с террористической угрозой. Цель работы – оценить плюсы и минусы деятельности этой международной организации, на протяжении 70 лет остающейся уникальным инструментом предотвращения и урегулирования конфликтов, путем анализа ее усилий по преодолению вызовов и угроз в данном конкретном регионе. Методологической основой исследования является сравнительно- политический подход, методы анализа и синтеза. Научная новизна работы состоит в том, что, хотя ООН посвящено немало публикаций, данный аспект миротворческих усилий организации и роль в этих усилиях России не стал пока объектом серьезного исследования. Анализ темы представляется актуальным в условиях, когда отдельными государствами предпринимаются попытки регулировать кризисы путем силового воздействия, зачастую в обход СБ и Устава ООН, что ведет к эскалации насилия. Актуальность статьи обусловлена и тем, что миротворческая деятельность ООН и СБ постоянно подвергается критике. Автор приходит к выводу, что, хотя ООН справилась с решением своей главной задачи – преодолением глобальной катастрофы, ее деятельность по урегулированию региональных конфликтов, во многом ввиду разных геополитических приоритетов стран-членов, не всегда достигает результатов, что требует принятия необходимых мер по повышению эффективности, прежде всего, СБ ООН, его способности оперативно решать проблемы международной безопасности.


Ключевые слова:

ООН, Совет Безопасности, международная безопасность, конфликт, Африка, арабские страны, Сирия, терроризм, Россия, международное сотрудничество

Abstract: The object of this research is the effort of the United Nations and the U.N. Security Council to solve the issues of international security. The subject of the paper is the role of U.N. and U.N. Security Council in conflict resolution in Africa and Arabic East. Special attention is paid to the position of Russia as a Permanent member of the U.N. Security Council, and its contribution to conflict resolution and the fight against terrorist threat. The task of this study is to evaluate positive and negative aspects of the work of this international organization, which remains a unique tool for the prevention and resolution of conflicts for 70 years, by analyzing its steps in overcoming challenges and threats in a given region. The methodological basis of this research includes comparative political approach, the methods of analysis and synthesis. The scientific novelty of this work is that, despite the fact that the U.N. has been a subject of many publications, this particular aspect of its peacekeeping efforts and Russia’ role in these efforts hasn’t been in the spotlight of attention. The analysis of this topic is relevant in light of certain state's attempts to regulate crises by force, bypassing the Security Council and the U.N. Charter leading to the escalation of violence. The acuteness of this research is defined by the fact that U.N. peacekeeping efforts often become criticized. The author draws the conclusion that, although the U.N. manages to achieve its main objective to prevent a global disaster, its efforts in regional conflict resolution may not always be efficient largely due to the different geopolitical priorities of member countries. This demands necessary steps to be taken in order to raise the efficiency of U.N. S.C., to improve its ability to meet the demands of regional security.


Keywords:

international cooperation, Russia, terrorism, Syria, Arabic countries, Africa, conflict, international security, Security Council, U.N.

70-я юбилейная сессия Генеральной Ассамблеи ООН позволяет подвести некоторые итоги деятельности этой главной международной организации за истекшие десятилетия. Как заявил на сессии 28 сентября 2015 г. президент России В.В.Путин, ООН – «структура, которой нет равной по легитимности, представительности и универсальности». Заметив, что в адрес ООН раздается немало критики по поводу неэффективности ее деятельности и непреодолимых противоречий между членами СБ, в которые упирается принятие принципиальных решений, российский президент напомнил, что разногласия в ООН были всегда, и право вето применялось всеми членами СБ, что вполне естественно для такой многоликой и представительной организации» [1]. В подтверждение этих слов СБ ООН проявил единодушие, единогласно проголосовав 20 ноября за резолюцию Франции по координации борьбы против террористов Исламского государства (ИГ) и Аль-Кайды [2]. При создании Организации Объединенных Наций миротворчество было объявлено одной из главных ее функций. С 1945 г. по 2005 г. ООН оказала помощь в достижении путем переговоров более 170 мирных соглашений. С 1948 по 2005 г. было осуществлено 60 миротворческих операций ООН; из них 47 проведены Советом Безопасности с 1988 г. Персонал для участия в операциях направляли около 130 стран. В состав миссий входило более 650 тысяч военных и гражданских лиц [3]. В соответствии с Уставом ООН основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности возлагалась на Совет Безопасности (СБ). Эта организация была призвана обеспечивать урегулирование споров между государствами-членами ООН и принимать меры в случаях нарушений мира и актов агрессии, в то время как решения Генеральной Ассамблеи ООН носили рекомендательный характер. Однако в вопросе использования средств для реализацииданной цели возникли разногласия. Так, страны-члены по-разному смотрели на то, насколько оправданно принуждение к миру с помощью военной силы. В начале нового тысячелетия в оборот было введено понятие «интервенция в гуманитарных целях», однако правомерность такого вмешательства оценивалась далеко не однозначно. Страны Запада (в первую очередь, США и страны НАТО) выдвинули концепцию «ограниченного суверенитета», допускавшую возможность вмешательства во внутренние конфликты без санкции Совета Безопасности ООН. Позиция более многочисленной группы стран, включая Россию, предусматривала законность применения силы в случае угрозы международному миру и безопасности лишь с санкции Совета Безопасности, а попытки предпринимать односторонние или групповые акции в нарушение Устава ООН рассматривались этой группой стран как незаконные. В докладе за 2004 г. правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч» призывала крайне осторожно относиться к такому методу урегулирования конфликтов, как гуманитарные интервенции. «Одно дело, когда правительство само обращается за внешней военной поддержкой для борьбы с серьезными нарушениями на собственной территории. Совершенно иная ситуация возникает в случае военной интервенции, заявленной как гуманитарная, в отсутствие согласия правительства. Только массовые убийства могут послужить основанием для умышленного лишения людей жизни, без которого применение военной силы не может обойтись, даже если это делается с гуманитарными целями» [4]. С этим мнением выражала согласие и Россия, считающая, что любое иностранное вмешательство может иметь негативные последствия, тем более что трудно обеспечить беспристрастность сил вмешательства. В Докладе Кофи Аннана на 60-й сессии ГА ООН в 2005 г., и в Итоговом документе сессии подчеркивалось исключительное право СБ ООН санкционировать принудительные действия для поддержания международного мира и безопасности. Главы государств подписались под принципом «обязанность защищать», предусматривающим, что в случае грубых и систематических нарушений прав человека в каком-либо государстве международное сообщество вправе вмешаться, однако эта, по сути дела, интервенция может осуществляться лишь с санкции ООН [5, с.30]. Впрочем, данный принцип не раз нарушался: пример – вмешательство стран Запада в события в Югославии, Ираке, Ливии. Показателен случай Ливии. 5 февраля 2011 г. в стране начались антиправительственные выступления. К оппозиционерам примкнули исламисты, в том числе ячейки Аль Кайды, и конфликт приобрел характер военного противостояния. США и их союзники приняли сторону восставших, объявив ливийского лидера вне закона. Со свержением М. Каддафи они связывали планы укрепления своих политических и военно-стратегических позиций в стране и регионе, восстановления контроля над нефтяными богатствами Ливии. Премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон и госсекретарь США Х. Клинтон озвучили идею установления над территорией Ливии беспилотной зоны. 17 марта 2011 г. была принята резолюция 1973, вводившая «запрет на все полеты в воздушном пространстве Ливийской Арабской Джамахирии, чтобы защитить гражданское население». За резолюцию отдали голоса 10 членов СБ, воздержались Бразилия, Германия, Индия, КНР и Россия, полагавшие, что резолюция может послужить прикрытием для неконтролируемых действий. 19 марта 1973 г. в Париже состоялся «Саммит в поддержку ливийского народа», где присутствовали лидеры ряда стран Запада и ЕС, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, Генсек ЛАГ А. Муса и представители четырех арабских государств – Ирака, Катара, Марокко и ОАЭ. Участники саммита высказались за «применение всех необходимых средств, включая военные, для обеспечения решения Совета Безопасности» [6]. Сразу после саммита коалиция «добровольцев» начала против режима Каддафи воздушную и морскую войну с участием вооруженных сил США, Франции, Великобритании, Италии, Испании, Дании и Канады. Поводом послужило невыполнение ливийским лидером требования прекратить огонь, под которым понималось прекращение военных действий против повстанцев. О встречном прекращении огня силами оппозиции вопрос не ставился. После того, как западная авиация атаковала наземные правительственные войска, сражающиеся с силами повстанцев, стало ясно, что правительства стран НАТО вмешались в ход гражданской войны, изменяя баланс сил в пользу противников Каддафи. Начались бомбежки резиденций Каддафи, учреждений, объектов инфраструктуры, расположенных в густонаселенных жилых районах. Своими действиями коалиция извратила смысл самого понятия «защита народа». Под её защиту были взяты районы, занятые оппозицией; сторонникам Каддафи в столице и других районах в защите было отказано. Для налетов на их жилища «беспилотная» зона была открыта [7]. 27 марта 2011 г. решением Совета НАТО руководство боевыми действиями в Ливии было передано военному командованию Атлантического альянса, а операция получила название «Объединенный защитник». К 31 июля 2011 г. самолеты альянса совершили в Ливии 17203 вылета, в том числе 6493 с нанесением ракетных и бомбовых ударов [8]. 20 августа 2011 г. силы оппозиции вступили в Триполи. Из-за острой нехватки топлива, медикаментов и продовольствия, сбоев электро- и водоснабжения город оказался на грани гуманитарного кризиса. Избежать дальнейшего кровопролития коалиция могла бы, вступив в переговоры, к которым Каддафи был готов. Однако «защитниками» двигало желание поскорее «добить Каддафи», что и произошло. ООН и Пан Ги Мун организовали оказание гуманитарной помощи населению Ливии. Хотя Генсек ООН призывал к мирному решению кризиса, поддерживая США и НАТО, он фактически от имени ООН придавал легитимность силовому курсу на смену режима. Итогом событий стало убийство Каддафи, гибель многих его сторонников и быстрое превращение ранее процветающей Ливии в развалившееся государство [9]. Содержащийся в Хартии ООН принцип вмешательства с санкции Совета Безопасности в конфликтную ситуацию в интересах населения страны, оказавшейся в такой ситуации, реализовывался в миротворческой деятельности ООН. ООН разрешила немало кризисных ситуаций, осуществила множество операций по поддержанию мира (ОПМ). Начало миротворческой деятельности ООН было положено в 1948 г., когда СБ санкционировал развертывание контингента военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке. На 31 декабря 2016 г. в мире была проведена 71 миротворческая операция ООН. В настоящее время осуществляется 16 операций ООН по поддержанию мира; 9 из них – в Африке. Общая численность персонала, задействованного в 16 операциях, – 100746 человек, в том числе (на 31 декабря 2016 г.): военных – 85.808 человек, полицейского персонала – 13.200 человек, военных наблюдателей – 1.738 человек, волонтеров – 1.575 человек. Персонал для операций предоставили 125 стран. Общее число погибших миротворцев во всех операциях с 1948 г. составило 3520 человек, в текущих операциях – 1728 человек. Самое большое число жизней забрал конфликт в суданской провинции Дарфур – 237 человек; жертвами конфликта в Либерии стали 197 миротворцев, в Кот д’Ивуаре – 144 миротворца, в Мали – 110, ДРК – 102, в Судане и Южном Судане – 47. [10]. В последние годы число конфликтов сократилось, однако они стали более продолжительными. Так, конфликт в ДРК, суданские конфликты – в Дарфуре, между Севером и Югом Судана, в молодом государстве Южный Судан переживают как бы третью волну; они приобрели региональное измерение, а потому труднее поддаются урегулированию. Вместе с тем, поистине планетарные масштабы приобрела террористическая угроза. Центром террористической активности стал Ближний и Средний Восток. Регионализация терроризма нашла яркое проявление на примере трансграничного феномена – Исламского государства Ирака и Леванта – ИГИЛ, позже провозгласившего себя Исламским государством – ИГ, к которому примыкают действующие в разных странах террористические группировки, и цель которого – уничтожить мир «неверных» и построить новый халифат на его развалинах. Ареной активной деятельности ИГ стали Ирак и Сирия. 30 июня 2014 г. ИГ провозгласил «халифат» на территории восточной и северной Сирии и центрального и северо-западного Ирака со столицей в сирийском городе Ракке. Джихадисты создали мощную террористическую организацию и приступили к строительству государства на определенной территории. Нью-Йорк Таймс» писала в сентябре 2015 г., что за последний год число боевиков увеличилось вдвое, а с 2011 г. в их ряды влилось 30 тыс. человек. На 70-й сессии ГА ООН В.В.Путин заявил, что среди них – бывшие иракские военнослужащие, которые в результате вторжения США в Ирак оказались на улице. Поставщиком рекрутов стала и Ливия, чья государственность была разрушена в результате грубого нарушения резолюции 1973 СБ ООН. Ряды радикалов пополняют и члены так-называемой «умеренной» сирийской оппозиции. «Да и само ИГ возникло не на пустом месте: его тоже сначала пестовали как орудие против неугодных светских режимов» [1]. По данным Министерства обороны РФ, 25-30 тыс. боевиков ИГ – иностранцы. Сообщалось, что в 2015 г. в группировке принимали участие 2400 российских граждан и около 3 тыс граждан Центральной Азии. 4 из 7 эмиров эмирата Кавказа присягнули на верность лидеру ИГ. Все чаще участниками боевых действий становятся дети. Если раньше в военные группировки вербовали подростков, то летом 2015 г. в лагерях Сирии и Ирака готовили около 1100 детей-солдат [11]. В 2014 г. в Ираке имели место 3158 террористических актов, число погибших составило 5229 человек (рост на 2188 по сравнению с 2013 годом) [12]. Помимо Сирии и Ирака, очагом террористической активности стал Синайский полуостров, где начал действовать «Вилайет Синай», созданный в ноябре 2014 г., когда члены подпольной террористической организации салафитского толка «Ансар Байт-аль-Макдис», существовавшей с 2011 г. и связанной с «братьями-мусульманами», присягнули лидеру ИГ Абу Бакру аль-Багдади. В Египте эта организация выступала за исламскую революцию, против власти военных. В ее «активе» – нападения на здание военной разведки, штаб-квартиру полиции (погибли 16 человек), убийство пяти полицейских на контрольно-пропускном пункте, сбитый египетский вертолет, нападение на Эйлат 1 февраля 2014 г., два теракта на Синайском полуострове 4 мая 2014 г., атака на газопровод Египет-Иордания в сентябре 2014 г. После присоединения к ИГ группа совершила в январе 2015 г. несколько атак на военные объекты в Синае (45 погибших, 74 раненых), на контрольно-пропускные пункты (гибель 21, а затем 31 солдата египетской армии), на итальянское консульство в Каире. Сообщалось о связи группы с «Аль-Кайдой». А 31 октября 2015 г. жертвой террористической акции «обновленной» группировки, выступавшей уже как «Вилайет Синай», ответственность за которую взял на себя ее лидер Абу Усама аль-Масри, стали 224 пассажира российского самолета в Шарм-Эш-Шейхе. «Эти люди были принесены в жертву террористами. Никакая политическая идеология, никакие обиды не могут быть использованы, чтобы оправдать это страшное деяние», - заявил Пан Ги Мун на встрече с премьер-министром России Дмитрием Медведевым [13]. В январе 2013 г. Абу Дардар, лидер террористической группировки «Движение за единство и джихад в Западной Африке» обещал «ударить в сердце Франции» за ее участие в борьбе с исламистами [14]. В ноябре 2015 г. ИГ организовал акцию с взрывами, стрельбой и захватом заложников в Париже, жертвами которой стали 129 убитых и 300 раненых, и которую Папа Римский Франциск назвал «частью третьей мировой войны» [15]. Мишенью террористов становится и Африка. В апреле 2015 г. члены террористической группировки «Аль-Шабаб» совершили нападение на Университетский колледж Гарисса в Кении; погибли 15 человек. Поводом стало участие Кении в миротворческой миссии в Сомали, где она включилась в борьбу против группировки Аш-Шабаб. Пан Ги Мун резко осудил эту акцию, а СБ ООН принял заявление, где выражалась готовность бороться со всеми формами терроризма в соответствии с Хартией ООН и подчеркивалась необходимость привлечения к суду тех, кто спонсирует и финансирует террористические акты [16]. В августе 2015 г. джихадисты совершили нападение на отель Библос в г. Севаре (Мали); жертвами стали 13 человек. Очередным эпизодом в серии масштабных терактов стало нападение 20 ноября 2015 на отель «Рэдисон Блю» в Бамако, где террористы расстреляли охрану и взяли в заложники 170 человек. Жертвами атаки стали 27 человек, в том числе 6 российских граждан, сотрудники российской грузовой авиакомпании «Волга-Днепр». В нападении обвинили «Аль-Кайду» и связанную с ней местную джихадистскую группировку Аль Мирабитун, присягнувшую на верность ИГ. Выразив осуждение этой акции, Пан Ги Мун обратил внимание, что она была совершена в период успешного мирного процесса в Мали. Миротворцы, находившиеся в стране, помогли обеспечить порядок, оказали помощь пострадавшим [17]. Совет Безопасности ООН осудил нападение боевиков «Аш-Шабаб» на гостиницу Сахафи в столице Сомали Могадишо 1 ноября 2015 г. СБ ООН заявил о необходимости привлечь к ответственности виновных, организаторов и тех, кто финансирует акты терроризма. Он выразил решимость помогать властям Сомали укреплять мир и стабильность в стране, подчеркнув, что никакая террористическая акция не ослабит эту решимость [18]. А 27 ноября 2015 г. атака террориста-смертника близ города Кано, на севере Нигерии, привела к гибели 21 мусульманина-шиита. Террорист приблизился к участникам религиозной процессии и привел в действие взрывное устройство. Согласно крупнейшей в стране шиитской организации «Исламское движение Нигерии (IMN)» к террористическому акту могла быть причастна «Боко Харам», связанная с ИГ [19]. ООН занимается проблемой терроризма. Разработаны 16 международных соглашений (11 конференций и 5 протоколов) [20, c.44]., направленные против международного терроризма и касающиеся конкретных видов террористической деятельности. Важным документом стала резолюция СБ ООН 1373 (2001г.), создававшая правовое поле для международного сотрудничества в борьбе с терроризмом.[21]. В соответствии с пунктом 6 резолюции был учрежден Контр - террористический комитет. В 2005 г. была единогласно принята резолюция 1535, предусматривающая активизацию работы Контр - террористического комитета (КТК) СБ ООН [22]. Значимым событием стало принятие 8 сентября 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН Глобальной контр - террористической стратегии ООН, включавшей план действий [23]. Разработанные ООН документы заложили правовую основу для международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, однако не все члены организации ратифицировали вступившие в силу документы. Глава сирийского МИДа Валид аль-Моаллем заявил, что международное общество разделено, и это способствовало тому, что терроризм распространился по миру и стал международным явлением. Он также высказал критику в адрес ООН, не предпринимающей необходимых мер в отношении стран, не поддержавших резолюцию по борьбе с терроризмом [24]. После гибели российского самолета в Синайской пустыне Россия резко активизировала свою военную деятельность, начав операцию «Возмездие». Узнав, что российский лайнер А321стал жертвой террористической акции, МИД России сделал заявление, в котором говорилось: «В данных обстоятельствах РФ будет действовать в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, предусматривающей право государств на самооборону»[25]. В последние 15 лет право на самооборону интерпретировалось Советом Безопасности ООН в более широком смысле, чем это предусмотрено в Уставе, появившемся в конце второй мировой войны. После 9/11 СБ резолюциями 1368, 1373 и последующими СБ ООН квалифицировал террористические атаки, совершенные Аль-Кайдой при поддержке Талибана, как угрозу миру и международной безопасности, подтвердил право США на самозащиту и тем самым легализовал действия антитеррористической коалиции в Афганистане. Террористические атаки против США были квалифицированы как вооруженная агрессия, что соответствовало статье 51 Устава ООН. Если говорить о ситуации в Сирии, то большая часть ее территории оказалась под контролем террористических групп. Правительство Асада обратилось за помощью к Москве, и Россия использовала свое право на самозащиту не от абстрактных террористов или террористических групп, а от квази-государства ИГ с подконтрольной ему территорией и своей администрацией. США начали бомбить позиции ИГ 8 августа 2014 г., Великобритания – 30 сентября 2014 г. На октябрь 2015 г., согласно отчету Министерства обороны США, было совершено 54.843 вылета; нанесено 7323 удара (4701- в Ираке, 2662 – в Сирии). При этом 5718 ударов нанесли США, остальные – коалиция в составе 60 стран (Канада, Австралия, Франция, Дания, Голландия, Турция и другие) [12]. Поскольку ситуация в Сирии, где помимо ИГ действовали другие террористические организации, не улучшалась, и правительство Асада обратилось за помощью, 30 сентября 2015 г. Россия начала здесь военные операции. На 3 ноября российские самолеты совершили 1.631 вылет и поразили 2.084 цели террористов. Согласно командующему Генштаба российских вооруженных сил, контролирующему операции в Сирии, генералу Картаполову, были поражены 287 контрольных центров террористов, 52 учебных лагеря, 40 предприятий по производству бомб и ракет, 155 складов оборудования и боеприпасов [26]. Россия поддержала с воздуха наступательные действия сирийской армии, которая смогла освободить часть территории страны. Об эффективности действий России говорит тот факт, что террористы стали возвращаться из Сирии в страны, откуда они прибыли. Тунисские спецслужбы заявили, что после начала российских операций в Сирии большое количество террористов — выходцев из стран Северной Африки — вернулось на родину. Тунисская газета «Ас-Сарих», ссылаясь на источники в силах безопасности, отметила, что после начала российских авиаударов начался процесс возвращения террористов обратно в Ливию, Тунис, Алжир и другие страны Африки [27]. Однако с начала российских операций в Сирии США стали заявлять, что Россия бомбит позиции не ИГ, а других оппозиционных правительству Асада группировок. По словам представителей Госдепартамента США, жертвами российских бомб становились «умеренные» оппозиционеры и территории, неподконтрольные Асаду, а также мирные жители. В западной печати публиковались фото гражданских объектов, якобы разрушенных российскими бомбами, например, больницы в г. Сармин, провинции Идлиб, которая, как доказала Россия с помощью фото, не подвергалась бомбардировке. 23 декабря 2015 г. Amnesty International опубликовала доклад, в котором говорилось, что российские ВКС наносят удары по жилым районам и медицинским учреждениям в отсутствие видимых военных целей. Комментируя эту информацию, заместитель официального представителя Генсека ООН Фархан Хак заявил: «Генеральный секретарь озабочен докладом Amnesty International о предполагаемых нарушениях международного гуманитарного права в результате российских авиаударов в Сирии. ООН не может подтвердить информацию о случаях, которые перечислены в докладе». По словам Хака, Пан Ги Мун призвал всех участников конфликта в Сирии уважать международное гуманитарное право [28]. Россия неоднократно призывала США координировать усилия по борьбе с терроризмом. Она вносила в СБ ООН проекты резолюций по совместному противостоянию террористической угрозе, которые, однако, не находили поддержку у стран Запада. 22 октября 2015 г. представитель РФ в ООН Виталий Чуркин заявил, что Россия призывает все страны, борющиеся с ИГ, пересмотреть свою политику, объединить усилия с Россией и начать работу по выполнению резолюции СБ ООН о борьбе с терроризмом [29]. Россия и страны Запада расходились во взглядах на то, какую оппозицию считать умеренной. США и страны Запада выдвигали в качестве предварительного условия достижения договоренности отстранение Асада, с чем не могла согласиться Россия, считающая правительство Асада единственной силой, мешающей террористам ИГ распространить власть над всей Сирией. Представитель Сирии при ООН Башар Джафари заявил на заседании СБ ООН, что для того, чтобы гарантировать успех международной борьбы с терроризмом, «необходимо дистанцироваться от всего, что может подорвать доверие к роли ООН». Он призвал отказаться от деления террористов на «умеренных» и экстремистов, на плохих и хороших, заявив: «Терроризм–это терроризм». Раньше с аналогичным призывом выступил министр иностранных дел РФ С.Лавров [2]. 18 ноября 2015 г. Россия внесла в СБ новый проект резолюции по совместной борьбе с терроризмом. По словам В.Чуркина, в проекте была четко сформулирована концепция самообороны и статья 51 Устава ООН. Проект делал акцент на координацию контр- террористических действий с правительством Асада, что вызвало негативную реакцию стран Запада. Франция предложила свой проект резолюции, содержащий призыв «удвоить и координировать усилия по предотвращению и подавлению террористических актов». 20 ноября 2015 г. СБ ООН единогласно принял подготовленную Францией резолюцию по координации борьбы против террористов Исламского государства и «Аль-Кайды» Резолюция признавала ИГ, Фронт Ан-Нусра и все связанные с Аль-Кайдой группировки угрозой миру и международной безопасности. Она осуждала экстремизм и требовала, чтобы боевики-террористы сложили оружие. В документе говорилось, что члены СБ могут подвергать боевиков и тех, кто их финансирует, санкциям и включать их в черные списки. Резолюция требовала от всех стран пресекать попытки своих граждан участвовать в вооруженных конфликтах за рубежом, финансировать террористические организации и вербовать для них новых членов. «ИГ является беспрецедентной и глобальной угрозой для международного мира и безопасности,– говорилось в резолюции. Совбез ООН призвал все страны «в соответствии с международным правом и правами человека скоординировать и усилить свои действия для предотвращения террористических атак» [30]. Вместе с тем, в резолюции отсутствовало предварительное условие сотрудничества, на котором настаивал Запад, – требование смены режима Асада в Сирии. То, что страны-члены СБ ООН все же сумели договориться, во многом – заслуга России, взявшей на себя миссию борца с ИГ. Действия России в Сирии помогли ей достичь договоренности о сотрудничестве с Францией, которая также выразила готовность наказать ИГ за теракты в Париже, и позволили членам СБ ООН достичь консенсуса в принятии резолюции 2199 СБ ООН по координации усилий в совместной борьбе с терроризмом. Генсек ООН Пан Ги Мун 22 ноября 2015 г. заявил, что рассчитывает на лидерство России в вопросе борьбы с террористической группировкой «Исламское государство», и подчеркнул, что высоко оценивает роль России в борьбе с терроризмом. «Нам необходимо продемонстрировать глобальную солидарность, необходимо дать ответ общему врагу в лице "Исламского государства" и других террористических группировок. Я хотел бы дать высокую оценку ведущей роли РФ, которая работает вместе с США, чтобы решить коренные причины, лежащие в основе терроризма», — сказал Пан Ги Мун [31]. Резолюция ООН от 20 ноября 2015 г. содержала план мирного урегулирования военного конфликта в Сирии. Она призывала генсека ООН срочно организовать переговоры на основе Женевского коммюнике и решений Международной группы поддержки Сирии (МГПС) с участием сторон сирийского конфликта. В резолюции не упоминался действующий сирийский президент Башар Асад. Однако министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отметил, что в документе зафиксировано право сирийского народа самому определять свое будущее, в том числе и судьбу Асада [32]. Переговоры проходили в соответствии с Женевским коммюнике и решениями Международной группы поддержки Сирии. Расчет делался на то, что политический процесс позволит создать переходное правительство и провести свободные выборы в соответствии с новой конституцией. Контроль над реализацией плана был закреплен за Совбезом ООН. Говоря о будущем политического урегулирования, Специальный посланник генсека ООН по Сирии заявил: «Есть известная фраза — миссия невыполнима. Так вот сейчас у нее появился шанс» [33]. ООН продолжала уделять внимание всем аспектам борьбы с терроризмом. Так, 17 декабря 2015 г. СБ ООН единогласно принял резолюцию по пресечению финансирования терроризма и санкциям против ИГ. В резолюции члены Совета распространили на ИГ режим санкций, действующий против Аль-Каиды, и ввели эмбарго на торговлю нефтью и культурными ценностями с террористами. Санкции предусматривали замораживание активов, пресечение потоков финансовых средств и других экономических ресурсов, запрет на поездки и эмбарго на оружие. Совет Безопасности ООН напомнил государствам-членам об их обязанности следить, чтобы лица, находящиеся на их территории, не предоставляли экономических ресурсов ИГ, Аль-Каиде и связанным с ними лицам, группам, предприятиям и организациям; эта обязанность «распространяется на торговлю нефтью и продуктами ее переработки" [34]. «Решительные действия Воздушно-космических сил России в ответ на обращение сирийского руководства помогли сдержать натиск террористов, переломить ситуацию в Сирии. При ведущей роли России во взаимодействии с США и другими международными партнерами удалось остановить боевые действия и запустить процесс сопровождения политического урегулирования в Сирии с участием всех государств, способных внести ощутимый вклад в эти усилия. Тем самым на практике реализуется отстаиваемый Россией комплексный подход к противодействию терроризму, который основывается на том, что победить это зло только военным путем невозможно, силовые действия должны сочетаться с мирным разрешением конфликтных ситуаций, содействием экономической реабилитации пострадавших государств, противостоянием экстремистской идеологии» [35]. Были подписаны документы о перемирии в Сирии и о намерении сирийского правительства и оппозиции начать мирные переговоры. А в последний день 2016 года 31 декабря СБ принял подготовленную РФ резолюцию в поддержку договоренностей о режиме прекращения огня в Сирии, достигнутых при усилиях Москвы и Анкары, и проведении в Астане переговоров между Дамаском и оппозицией. Резолюция была принята единогласно: за нее проголосовали все 15 членов СБ ООН [36]. 7 февраля 2017 в Астане (Казахстан) состоялось первое заседание совместной оперативной группы по сирийскому урегулированию. Цель встречи с участием экспертов России, Турции, Ирана и ООН – обсуждение хода выполнения конфликтующими сторонами режима прекращения боевых действий, выработка мер контроля и прекращение нарушений перемирия, повышение доверия между сирийскими войсками и оппозицией, решение вопросов гуманитарного содействия [37]. Стоит заметить, что принятые Советом Безопасности в 2015 г. резолюции 2231 от 20 июля в поддержку Совместного всеобъемлющего плана действий по обеспечению мирного характера иранской ядерной программы, 2254 от 18 декабря по урегулированию в Сирии, 2259 от 23 декабря по Ливии, 2199 от 12 февраля и 2253 от 17 декабря, нацеленные на пресечение финансирования ИГ и других террористических организаций в Сирии и Ираке, были приняты по инициативе России или разработаны с ее участием. В ходе председательства в СБ в 2015 г. Россия исходила из необходимости подтверждения эффективности этого органа как действенного инструмента урегулирования конфликтов, координации и объединения усилий международного сообщества в реагировании на глобальные вызовы. Было проведено открытое министерское заседание "Поддержание международного мира и безопасности: урегулирование конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке и борьба с террористической угрозой". Ключевую роль проблем международной безопасности в повестке дня заседаний СБ обозначил 2016 год. Два заседания (23 сентября и 6 декабря) были посвящены теме «Угрозы миру и международной безопасности», два (14 сентября и 12 декабря). – теме «Угрозы миру и международной безопасности, создаваемой террористическими актами» В декабре обсуждались также темы «Сотрудничество между ООН и региональными и субрегиональными организациями в поддержку международного мира и безопасности», «Нераспространение оружия массового уничтожения, «Поддержание мира и безопасности». Темой заседания 27 апреля было постконфликтное миростроительство, 3 мая – защита гражданских лиц в вооруженных конфликтах. 9 заседаний были посвящены положению на Ближнем Востоке. Особое внимание было уделено конфликтам на Африканском континенте. Конфликт в Кот д‘Ивуаре стал темой обсуждения на двух заседаниях СБ ООН; в ЦАР – на 4-х; в Судане и Южном Судане – на 10; в Ливии – на 4-х; в Сомали – на 5; в Либерии – на 3-х; Бурунди – на 2-х. По одному заседанию было посвящено конфликтным ситуациям Мали, ДРК, Гвинее-Бисау и Западной Сахаре [38]. Вместе с тем, 2016 год продемонстрировал наметившиеся ранее изменения в процедуре голосования по проектам резолюций. Ранее в СБ выносились на голосование проекты, поддержанные большинством либо единогласно постоянными членами Совета. При этом Запад всегда оказывал давление на непостоянных членов Совбеза, которому многим из них не удавалось противостоять. В последние годы ситуация стала меняться. В 2016 г. проявилась тенденция к ослаблению диктаторской роли Запада. Так, резолюция 2317 от 10 ноября по ситуации в Сомали была принята при пяти воздержавшихся; резолюция 2304 от 12 августа по ситуации в Южном Судане – при четырёх воздержавшихся; резолюция 2303 от 29 июля по ситуации в Бурунди – также при четырёх воздержавшихся. При голосовании французского проекта по ситуации в Алеппо 8 октября 2016 г. Венесуэла голосовала против (вместе с Россией), а Ангола воздержалась. Однако проект, представленный Россией, поддержали Египет и Венесуэла, а Ангола снова воздержалась. Представитель Анголы в СБ объяснил это желанием страны сохранить нейтралитет в условиях раскола среди Постоянных членов СБ. То, что воздержание от голосования может быть эффективным способом блокирования решений, показало голосование 23 декабря по проекту резолюции США о ситуации в Южном Судане, предусматривавшему введение оружейного эмбарго в Южный Судан. Для принятия резолюции требуются восемь голосов, американский проект получил семь. Россия неоднократно выступала против оружейного эмбарго в отношении Южного Судана. Представитель РФ в Совбезе заявил в октябре 2016 г.: «Для установления прочного мира в Южном Судане необходимы не оружейное эмбарго Совета Безопасности, а целенаправленные меры по разоружению населения, демобилизации и реинтеграции комбатантов». Российская позиция учитывает, что ИГАД (Межправительственный орган по развитию Восточной Африки) и Африканский союз выступают против как эмбарго, так и дополнительных санкций СБ ООН в отношении Южного Судана. К тому же представитель РФ в СБ ООН обращал внимание на стремление Запада к смене власти в Южном Судане: «Подозреваем, что кому-то очень хочется избавиться от президента Салвы Киира, поссорив его с весьма влиятельными фигурами из ближайшего окружения» [39]. Несмотря на сложности в работе ООН, эта организация является главным арбитром в решении проблем международной безопасности. И хотя деятельность этой организации по предотвращению и урегулированию конфликтов не всегда эффективна, и в адрес ООН и СБ ООН высказывается немало критических замечаний, Устав ООН является документом, содержащим незыблемый фонд норм и правил, благодаря которым ООН не дает многочисленным международным конфликтам, в том числе в Африке и арабском мире, перерасти в глобальный конфликт. В результате реформирования ООН не должна утратить авторитет на международной арене, а Совет Безопасности ООН должен сохранить свой статус руководящего политического органа, действующего от имени всех членов организации в интересах поддержания международного мира и безопасности.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.