Электронный журнал Историческая информатика - №2 за 2017 г - Содержание, список статей. ISSN: 2585-7797 - Издательство NotaBene
по
Историческая информатика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Историческая информатика" > Содержание № 02, 2017
Выходные данные сетевого издания "Историческая информатика"
Номер подписан в печать: 20-07-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Бородкин Леонид Иосифович, член-корр. РАН, доктор исторических наук, borodkin@hist.msu.ru
ISSN: 2585-7797
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2017
Колонка главного редактора
Бородкин Л.И., Владимиров В.Н. - Новации и традиции исторической информатики c. 1-4

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.23513

Аннотация: Характеризуется содержание второго выпуска журнала «Историческая информатика» за 2017 год. Представлены основные рубрики выпуска: «Базы данных и информационно-поисковые системы», «Квантитативная история», «Цифровые ресурсы», «Информационные технологии в архивах и музеях», «Информационные технологии в историческом образовании». Анализируется основное содержание размещенных в них статей. Особое внимание уделено содержанию статей, посвященных использованию геоинформационных систем и технологий в историческом исследовании, авторы которых акцентируют внимание на необходимости совершенствования возможностей анализа динамики пространственных исторических процессов на основе ГИС-технологий. В этих целях предлагается использовать как имеющийся инструментарий ГИС-пакетов, так и собственные программные средства, разработанные авторами. В планах редколлегии на следующий год подготовка как минимум двух тематических выпусков нашего издания, и основной темой одного из них вполне может стать представление и обсуждение исследований в упомянутой области. Второй тематический выпуск предполагается посвятить вопросам анализа исторических текстов с применением современного программного обеспечения.
Базы данных и информационно-поисковые системы
Сальцева А.Д. - Анализ базы данных по материалам общества помощи политическим заключенным «Московский Политический Красный Крест» (1918–1922): динамика арестов и их причины. c. 5-23

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.23392

Аннотация: Статья посвящена анализу просопографической базы данных политических заключенных в годы Красного террора (1918–1922). Рассматриваются проблемы разработки реляционной базы данных по материалам Общества помощи политическим заключенным «Московский Политический Красный Крест» (МПКК). Источниковой основой при создании базы данных являлись опросные листы политических заключенных, собранные Юридическим отделом МПКК, хранящиеся в ГА РФ. Ф. Р-8419. Большая часть из них вводится в научный оборот впервые. Проводится статистический анализ БД МПКК. Проводится источниковедческий анализ совокупности опросных листов. Обсуждаются результаты анализа динамики и причин арестов политических заключенных. Показано, что динамика арестов имела определенную логику, отражающую социально-политические процессы, происходившие в стране в рассмотренные годы (режим военного коммунизма, подавление крестьянских восстаний, попытки централизовать и упорядочить деятельность карательных органов). Анализ причин арестов выявил, что наибольшее число политических заключенных 1918–1922 гг. обвинялось в контрреволюции; другими часто встречающимися обвинениями, были участие в белом движении, шпионаж и антисоветская агитация.
Цифровые ресурсы
Григорьева О.И. - Знание о Московском университете в цифровую эпоху c. 24-32

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.22659

Аннотация: Предметом исследования является опыт создания и функционирования в составе официального портала МГУ имени М.В.Ломоносова Интернет-ресурса «Летопись Московского университета». Показана специфика ресурса, представляющего собой непрерывно пополняющуюся и обновляемую базу данных о Московском университете с момента его основания и по сегодняшний день, с прямым доступом пользователей к этим данным. Рассмотрены генеалогия и основные этапы развития ресурса, дана детальная характеристика его структуры, ключевых разделов и ведущихся на базе сайта проектов, в том числе в социальных сетях. При оценке уровня интерактивности ресурса рассмотрены примеры использования материалов сайта в научных работах, приведены статистические данные, проанализированы наиболее резонансные публикации в «Дневнике Московского университета» – «дочернем» проекте сайта в крупнейших социальных сетях. В ходе написания статьи были применены следующие методы исследования. Общенаучные методы: исторический; логический; классификации и систематизации. Специально-исторические методы: проблемно-хронологический и системно-структурный. Междисциплинарные методы: статистический и методы имиджелогии. Научная новизна исследования заключается в суммировании опыта конструирования общедоступной базы данных о Московском университете на основе веб-сайта. По мнению автора, форма организации материала в виде гипертекста, которая отвечает принципам системности, мультимедийности, информационной открытости и интерактивности, оптимально соотносится с решением задачи по созданию базы данных с непрерывно пополняющимся и обновляемым контентом. Подчеркнута значимость ресурса с точки зрения научного и образовательно-просветительского инструментария, а также как проекта, выступающего в качестве одного из акторов, формирующих общественный дискурс о Московском университете.
Квантитативная история
Мишина Е.М. - Реконструкция социального портрета репрессированных на Алтае и в Ойротской АО в 1935-1937 гг.: опыт сравнительного статистического анализа c. 33-51

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.23103

Аннотация: В статье рассматриваются социальные характеристики репрессированных на Алтае и в Ойротской Автономной области в период с декабря 1934 г. до начала Большого террора в июле 1937 г. Целью является реконструкция социального портрета репрессированных, отбор и анализ социальных и демографических признаков, влиявших на выносимый приговор. Автор анализирует динамику репрессий в двух регионах в рассматриваемый период, выявляет схожие и особенные черты в репрессивной политике. Источниками исследования являются материалы базы данных Международного "Мемориала" и архивно-следственные дела по Алтайскому краю. Для реализации целей исследования автор применял методы и технологии создания баз данных, статистические методы (выборочный метод, таблицы сопряженности), общеисторический метод (историко-сравнительный). На основе проведенного анализа была выявлена схожесть репрессивной политики на Алтае и в Ойротской АО. Проводимые репрессивные кампании в целом повторяли друг друга, однако выделялись и региональные особенности. В Ойротской АО значительное влияние на степень репрессий оказывал национальный фактор, как по отношению к коренному населению (алтайцы, теленгиты), так и к «инонациональностям» (русские). В целом автор отмечает схожесть реконструированных социальных портретов репрессированных на Алтае и в Ойротской АО.
Филева Е.В. - Перепись г. Москвы 1882 г. как источник по исследованию жилищного вопроса c. 52-60

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.23410

Аннотация: В статье рассматриваются возможности применения количественных методов в изучении квартирного вопроса в Москве в конце XIX-начале XX вв. на примере переписи 1882 г. В ходе этой переписи для каждой части города были собраны обширные материалы по квартирам, такие как количество жителей в квартирах отдельно для квартир различной комнатности, количество квартир разной комнатности, этажность жилых строений, обеспеченность квартир водой и отхожими местами, количество квартир , имевших также промышленное назначение и т.д. Имеющиеся в переписи данные позволяют выделить несколько групп квартир в соответствии с разной плотностью населения комнаты. Для группировки частей города в соответствии с долями квартир разной плотности населения комнаты и их жителей применен метод кластерного анализа. Материалы переписей позволяют использовать для оценки жилищных условий весьма точный параметр - плотность населения комнаты; выявить корреляции между плотностью населения, этажностью, количеством комнат и географическим расположением в той или иной части города; выявить различие и сходство жилищного фонда различных частей города.
Геоинформационные системы и 3D-реконструкции
Фролов А.А. - Динамическая карта как основа исторической карты в среде ГИС c. 61-73

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.23355

Аннотация: Предметом исследования являются способы создания исторических карт на базе современных геоинформационных технологий. В то время как привычными для историка являются карты, передающие динамику исторических процессов посредством статических изображений, более перспективными представляются динамические карты, которые в значительно большей степени соответствуют природе исторического исследования. В статье рассмотрены различные способы передачи в среде ГИС изменений конфигурации векторных объектов во времени – как в десктопной версии ГИС-проекта, так и в веб-ГИС. В основе предлагаемого подхода лежит использование данных о времени появления и исчезновения каждого объекта (нижняя и верхняя даты) как его атрибутов. Основные принципы создания динамической исторической карты были предложены около 20 лет назад в англоязычной историографии. Однако она почти не нашла полноценного практического применения у историков, а конкретные решения, необходимые для её создания, практически не обсуждались. Стремительное развитие технологий веб-ГИС позволяет вновь обратиться к этой теме. Новизна работы заключается в том, что динамическая карта рассматривается как одно из базовых решений, необходимых для создания общей ГИС-платформы, способной интегрировать результаты исследований по исторической географии, полученных различными специалистами. Впервые в отечественной литературе обсуждаются технические вопросы, связанные с созданием динамической карты.
Гришин Е.С. - Технологии и методика применения пространственно-временного анализа в специально исторических ГИС-проектах c. 74-84

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.23295

Аннотация: Предметом исследования является методика и технологии создания динамических ГИС-проектов исторической тематики и применение на их основе пространственно-временного анализа для изучения исторических процессов. Объектом исследования являются геоинформационные системы, применение картографического метода в исторических науках, электронная картография, моделирование исторических процессов. Автор уделяет особое внимание эвристическому подходу к работе исторической картой ГИС-формата, выявлению закономерностей путем поиска синхронизированных и последовательных изменений атрибутивных и метрических данных объектов карты В ходе работы над статьей прежде всего использовался сравнительный метод. Сопоставлялись различия между специально историческими и общеметематическими ГИС-проектами. Также проводилось сравнение уже существующих геоинформационных систем исторической тематики с целью их анализа и поиска более оптимальных вариантов. Новизна исследования состоит в попытке сформулировать основные принципы пространственно-временного анализа в ходе работы с историческими ГИС-проектами. В статье сформулирована авторский вариант реализации динамической геоинформационной системы с возможностью моделирования исторических процессов. Основной вывод статьи состоит в том, что исторические геоинформационные системы являются особым классом проектов ГИС-формата, требуют особого методического и технологического подхода и реализации специфических функций для пространственно-временного анализа.
Ивакин Я.А., Потапычев С.Н. - Развитие информационной технологии геохронологического трекинга для исторических исследований в ГИС c. 85-94

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.23083

Аннотация: Предметом рассмотрения предлагаемой статьи является логический аппарат и функциональные средства, реализующие прикладную информационную технологию геохронологического трекинга. Эта информационная технология, в прикладном аспекте, представляет собой научно-методический и программный инструментарий для автоматизации определенного класса исторических задач, связанного со слиянием биографических и географических данных на базе геоинформационных систем и соответствующих геоинформационных технологий. Она является примером узкоспециализированных информационных ГИС-технологий, разрабатываемых в интересах ученых - историков, использующих географическую интерпретацию своей предметной области при решении исследовательских задач Основной методологической базой данной работы является объектно-ориентированный подход к моделированию в ГИС предметных областей, на базе онтологий, широко применяющейся в современном программировании и разработке сложных программных систем. Новизна предлагаемых решений заключается в разработке принципов реализации интеграции биографической и географической информации для гуманитарной сферы научного знания. Рассмотрению качественно новых возможностей такого ГИС-инструментария, как программное приложение реализации геохронологического трекинга, приобретаемых им в процессе его развития, посвящена данная статья.
Информационные технологии в архивах и музеях
Юмашева Ю.Ю. - Международный опыт решения проблемы самостоятельного цифрового копирования в читальных залах архивов и библиотек c. 95-133

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.21905

Аннотация: Объектом исследования являются проблемы использования читателями зарубежных архивов и библиотек различных гаджетов (цифровых фотокамер, планшетов, смартфонов, портативных сканеров и т.п.) с целью самостоятельного создания копий архивных документов и страниц из книг, входящих в состав редкого и уникального фондов. Предмет изучения - опыт регламентации самокопирования, выработанный и применяемый различными архивами и библиотеками. В статье предложен обзор зарубежной практики решения данной проблемы, проведена классификация имеющихся подходов. проведен анализ содержания требований регламентирующей документации. В качестве методологической основы исследования используется системный подход. Основные методы исследования: - историко-системный метод применялся для анализа решения поставленных проблем в регламентирующей документации; - историко-генетический метод применялся установления взаимосвязи предложенных решений с законодательством разных стран. - историко-сравнительный метод применялся для изучения различных подходов, предлагающихся в изучаемых документах; - историко-типологический метод использовался для выявления общих, особенных и единичных вариантов решений проблемы самокопирования. Основным итогом данного исследования является вывод о неоднозначности применяющихся в практике архивного и библиотечного дела подходов к решению проблемы самокопирования. Вместе с тем, впервые в историографии разработав и предложив классификацию методов регламентирования самокопирования в читальных залах архивов и библиотек, автор наглядно продемонстрировал приоритетные решения данной проблемы, прошедшие апробацию во многих странах.
Информационные технологии в историческом образовании
Бочаров А.В., Мучник В.М., Филькин К.Н., Хазанов О.В. - Диалог о двух системах исторического образования: компьютеризированной и традиционной c. 134-147

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.22915

Аннотация: Предметом исследования является культурно-исторические и социально-психологические аспекты взаимодействия компьютеризированных и традиционных форм высшего исторического образования. Анализируются следующие линии противостояния традиции и новаций в образовании: гипертекстовые ридеры, аудио-слайды и видеолекции вместо «живых» очных лекций; пошаговые онлайн-тренажеры вместо конспектирования и подготовки к экзамену в самом конце; поэтапное формализованное тестирование вместо единократного устного экзамена; электронная почта вместо встреч на консультации; обсуждение на форумах вместо семинаров «оффлайн»; виртуальные симуляторы вместо лабораторных занятий с реальными предметами или текстами; индивидуальная траектория получения знаний вместо общего для всех расписания; автоматизированный учет «рейтинга успешности» и «научной ценности», вместо неформального мнения и авторитетных отзывов; потребность в анализе больших оцифрованных массивов информации вместо описания и компиляции относительно малого объёма печатной информации. Методология исследования заключается в применении теорий и аналогий из истории и культуры традиционных обществ и цивилизаций к пониманию роли преподавателя в ситуации технологизации современного образования. Данная статья – это своеобразная экспериментальная попытка возрождения эпистолярного диалогического жанра в научных статьях. Предлагаемый текст – это обмен нескольких специалистов оригинальными аргументами «за» и «против» по поводу взаимодействия традиционных и новационных форм работы с информацией в сфере гуманитарного и особенно исторического образования. Идея диалога не в том, чтобы, в конце концов, «вытянуть его в линию» или «превратить в точку». Смысл диалога в обратном – услышать иное мнение, сравнить не только со своими представлениями о реальности, но и с ощущениями ее, найти новые смыслы и способы их вербализации и «овнешнения». Основными выводами проведенного исследования являются утверждения о том, что, любые компьютерные технологии, даже с элементами искусственного интеллекта – это более удобная и эффективная форма учебно-методических материалов, связанная не столько с новой эрой в качестве образования, сколько с новой эрой в объеме, скорости и доступности обновления учебной информации. Качество образования от этого не вырастет, оно просто будет соответствовать коммуникативной структуре и динамике в современной техногенной цивилизации. Очное образование по единому расписанию (в том числе в виде традиционных лекций) пока незаменимо и имеет ряд преимуществ по сравнению с компьютерным заочным самообразованием. В исследовании указаны новые аргументы, подтверждающие центральную, незаменимую и некомпенсируемую роль межличностной коммуникации преподавателей и студентов, а также недостаточную проблематизированность критериев эффективности он-лайн образования по сравнению с методами живого оффлайн диалога в обучении. Новизна исследования заключается в оригинальном способе диалогического поиска неявных и редко упоминаемых преимуществ и недостатков в оппозициях новационных и традиционных форм высшего исторического образования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.