Статья 'Базы визуальных источников в сети интернет: проблемы эвристики (на примере изучения истории Южного берега Крыма начала XX в.)' - журнал 'Историческая информатика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Историческая информатика
Правильная ссылка на статью:

Базы визуальных источников в сети интернет: проблемы эвристики (на примере изучения истории Южного берега Крыма начала XX в.)

Карагодин Андрей Васильевич

кандидат исторических наук

старший преподаватель, кафедра источниковедения, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

119992, Россия, г. Москва, ул. Ломоносовский Проспект, 27 к.4, ауд. Е445

Karagodin Andrey Vasil'evich

PhD in History

Senior Lecturer, the Department of Source Studies, Lomonosov Moscow State University

119992, Russia, g. Moscow, ul. Lomonosovskii Prospekt, 27 k.4, aud. E445

avkaragodin@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2585-7797.2022.2.37923

EDN:

JQLECJ

Дата направления статьи в редакцию:

21-04-2022


Дата публикации:

19-07-2022


Аннотация: В статье анализируется опыт, приобретенный автором в ходе работы с тремя онлайн-базами визуальных исторических источников в контексте изучения трансформации исторического пространства Южного берега Крыма в конце XIX - начале XX веков. Это электронный Госкаталог Музейного фонда Российской Федерации, а также две краудсорсинговые платформы - ПастВью и Retromap.ru. Разбираются происхождение, формат, структура этих агрегаторов визуальных источников, информационный потенциал их содержимого, достоинства и недостатки, примеры того, как найденная с помощью указанных баз данных визуальная информация способствовала решению конкретно-исторических и источниковедческих задач. Источниковедческие аспекты работы с онлайн базами визуальных источников рассматриваются в контексте актуальных историографических дискуссий о «цифровом» повороте в гуманитарном знании, «визуальном повороте» в структуре источниковой базы исторического исследования, споров о мультимодальности контента исторического знания. Высказывается предположение, что вскоре указанные базы визуальных источников станут таким же привычным инструментом информационного поиска для историка, как электронные каталоги библиотек и архивов. Делается акцент на методологии системного подхода, методах комплексного источниковедения, позволяющих реконструировать историческую действительность с помощью анализа и сопоставления информации, извлеченной из источников разных типов (письменных, изобразительных и вещественных) и видов.


Ключевые слова:

цифровая история, цифровая гуманитаристика, комплексное источниковедение, база данных, визуальные источники, музейные фонды, краудсорсинг, история России, Южный берег Крыма, Московский университет

Abstract: The article analyzes the experience gained by the author in the course of working with three online databases of visual historical sources in the context of studying the transformation of the Southern Coast of Crimea in the late XIX - early XX centuries. They are: the electronic State Catalog of the Museum Fund of the Russian Federation, as well as two crowdsourcing platforms - Pastview and Retromap.ru . The author examines the origin, format, structure of these aggregators of visual historical sources, the information potential of the content, advantages and disadvantages of usage, examples of how visual information found using these databases contributed to solving specific historical and source problems. Different aspects of working with online databases of visual sources are considered in the context of historiographical discussions about the "digital turn" in humanitarian knowledge, the "visual turn" in the structure of the source base of historical research, disputes about the multimodality of the content of historical knowledge. It is suggested that soon online databases of visual sources will become as familiar an information search tool for a historian as electronic catalogues of libraries and archives. The emphasis is placed on the methodology of a systematic approach, methods of complex source studies that allow reconstructing historical reality by analyzing and comparing information extracted from sources of different types (written, pictorial and material) and types.


Keywords:

digital history, digital humanities, comprehensive source studies, databases, visual sources, museum funds, crowdsourcing, history of Russia, The southern coast of Crimea, Moscow Lomonosov State University

Введение: цифровой поворот и гуманитарное знание

На протяжении последних лет в обществе разворачивается дискуссия по поводу последствий «цифрового поворота» для гуманитарного знания. Примечательна статья С. Магсуди, Э. Лан, Цзе Сюй и М. ван дер Шаар, опубликованная в 2021 г. в авторитетном журнале IEEE Signal Processing Magazine и посвященная влиянию «цифрового перехода» на науку и образование в эпоху «пост-пандемии» [40]. Авторы постулируют насущную необходимость «тщательно изучить осуществившийся революционный толчок в сфере производства знания» и предполагают, что будущее знания будет зависеть прежде всего от качества предлагаемого контента, который, по всей вероятности, во все большей степени будет создаваться за счет цифровых технологий: «онлайн-платформы могут предложить больше, особенно для создания сетей знаний, которые облегчают усвоение информации, а также обеспечивают тесное взаимодействие исследователей» [40]. Контент, по мнению авторов, обязательно станет мультимодальным: к текстовым средствам информации будут добавлены другие способы ее фиксации и распространения - фото, аудио, видео и так далее.

Для представителей профессионального исторического сообщества стремительные темпы развития информационного общества также несомненно являются вызовом. Историк уже не мыслит своей жизни без использования глобальных информационных сетей и баз данных, обеспечивающих эффективное информационное взаимодействие, доступ к мировым ресурсам знаний, электронным библиотекам, каталогам архивных и музейных фондов [38]. Формируются сетевые коллективы исследователей, работающих над академическими проектами, находясь на удалении тысяч километров друг от друга. Неуклонно расширяется обмен материалами исследований, осуществляющийся через посредство сообществ энтузиастов-распространителей знаний (Academia, Dazator, PeerJ, Authorea, а в России - Киберленинка, "СберОбразование"). Важную роль в историописании начинают играть сетевые сообщества историков-непрофессионалов [3]. Все это заставляет представителей исторической науки усиленно рефлексировать на тему меняющейся идентичности своей профессии. Этот сюжет был в центре дискуссий на ХХII Международном конгрессе исторических наук в Китае в 2015 году, целиком посвященном проблематике «Цифрового поворота» [4]. В 2021 году в редакции журнала «Историческая информатика» был создан дискуссионный клуб по проблематике «цифровой истории», «цифровых гуманитарных наук» и цифровизации исторической науки [5].

Л.И.Бородкин, вводя читателя в контекст современных дискуссий о «цифровом будущем» исторической науки, приводит одну из точек зрения, согласно которой новые технологические возможности работы с информацией формируют и «новую форму исторического знания», которая определяется как «не линейный нарратив, а сайт, карта или база данных, которые позволяют не только максимально полно и достоверно представить исторические источники, но и найти неиерархическую визуальную форму репрезентации разных точек зрения, приватного и публичного, документов и воспоминаний» [2]. Такого рода ресурсы можно помыслить как своего рода «вторичные», или мета-источники, одновременно агрегирующие историческую информацию разной типовой и видовой принадлежности и облегчающие информационный поиск. Заслуживает внимания, с точки зрения Л.И.Бородкина, и мнение американского исследователя С. Робертсона (ун-т Дж. Мейсона, США), который полагает центральными для развивающейся «цифровой истории» вопросы создания коллекций оцифрованных данных, их презентации и распространения в сети [2].

Базы и банки данных: традиции разработки в отечественной историографии

В отечественной историографии разработка количественных методов обработки исторической информации, цифровых алгоритмов информационного поиска и создания компьютерных баз данных имеет давнюю традицию, связанную, прежде всего, с трудами кафедр источниковедения и исторической информатики исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова [8]. На новом этапе актуализируются наработки школы академика И.Д.Ковальченко, который еще в 1987 году в монографии «Методы исторического исследования» предупреждал: «сейчас уже нет таких областей науки, в которые бы не вторглись математические методы и ЭВМ. Последующий прогресс исторической науки будет просто невозможен без количественных методов и компьютеров» [20, с.310]. Уже в 1980-1990-х гг. на историческом факультете МГУ им.М.В.Ломоносова успешно решались задачи разработки конкретно-исторической проблематики на основе массовых исторических данных, формирования источниковой базы, отличающейся комплексным характером, в том числе за счет использования материалов разных видов, что требовало решения источниковедческих задач сопоставления данных, соединения их и создания баз данных с последующей их математико-статистической обработкой. Это существенно расширяло информативные возможности эмпирической основы конкретно-исторических исследований [11, с.238-239].

В литературе установилось разделение на «источнико-ориентированные» и «проблемно-ориентированные» базы данных (иначе называемые базами «от источника» и «от модели») [6; 7]. Создание базы данных, ориентированной на источники, позволяет максимально полно отразить их содержание в электронном виде, а также произвести сопоставление информации различных источников, найти расхождения в них. В свою очередь, «проблемно-ориентированная база данных» - это такой тип баз данных, при формировании которых основу идеологии извлечения и отбора информации, ее формализации, агрегирования (категоризации) и ввода в информационные поля составляет поставленная исследовательская проблема, через призму которой и формируется база данных. Как указывала И.М.Гарскова, «модельный» подход помогает более четко поставить исследовательскую задачу и сформулировать требования к данным, повышает уровень источниковедческого анализа источников, т.к. предполагает более строгую оценку их информационного потенциала [6, с.89].

Поворот к визуальным источникам – актуальный тренд исторической науки

При этом, если до недавнего времени речь преимущественно шла о базах данных, основанных на письменных источниках (библиографических, библиотечных, архивных, фактографических, статистических и т.д.), то сегодня акцент в историографии смещается на базы данных, в которых задействован прежде всего информационный потенциал визуальных источников.

Такой сдвиг вызван рядом парадигматических изменений в мировой исторической науке. Выходящий на первый план в современной историографии социокультурный, историко-антропологический подход, «мемориальный» и «пространственный» повороты заставляют историков привлекать новые источники, бывшие за рамками спектра интересов ранее [29; 30]. Изучение «исторической памяти» основывается, разумеется, прежде всего на нарративных источниках: воспоминаниях участников и свидетелей событий. Однако ими круг источников изучения памяти далеко не исчерпывается: речь идет о выходе за рамки письменного источника, появлении в структуре источниковой базы изучения исторической памяти таких формы «репрезентации прошлого», как визуальная и монументальная [32]. В силу возросшей технической вооруженности историка, постоянно идущей оцифровки архивов и музейных фондов, доступности банков оцифрованных изображений именно изобразительные источники – фото-, кино-, видеодокументы – выходят на передний план: становится вполне понятно, почему многие историографы сегодня ведут речь о «визуальном повороте» в исторических исследованиях [1; 22; 30].

Важнейшим источником исторической информации являются фотографии и открытки. Принято считать, что «век открытки» начался в конце XIX в. и длился как минимум до середины второй половины 1960-х гг. XX в. [22; 34; 35]. Открытка, или «почтовая карточка для открытых сообщений» вошла в обиход в XIX в. Первенство в издании иллюстрированной открытки оспаривают Франция и Германия. В 1874 г. вновь созданный Всемирный почтовый союз, утвердив единые почтовые тарифы, установил и единый международный размер открытого письма — 90x140 мм, который действовал до 1925 г. В России первые иллюстрированные открытки появились в 1890-е гг. Они были черно-белыми или раскрашенными, печатались способом литографии, фототипии и автотипии. Строительство железных дорог, открытие почтовых станций, прокладка телеграфных линий сделали доступными путешествия на большие расстояния и пересылки корреспонденции, а сезонные потоки курортников позволял повторять тиражи из года в год. Наступило «золотое время открытки»: каждый стремился рассказать, а по возможности и подкрепить слова изображениями неповторимой красоты мест и явлений.

Советский филокартист и специалист по истории открытки Э.Б.Файнштейн предложил следующую систематизацию: открытки (почтовые карточки) можно разделить на две основные категории - почтовые маркированные карточки и иллюстрированные открытки. Почтовые маркированные карточки делятся на две группы: без изображения (одинарные и с оплаченным ответом) и с изображением. Иллюстрированные открытки бывают: 1) репродукционные (воспроизводящие произведения изобразительного искусства) и репродукционно-документальные (фотографии); 2) оригинальные (так называются открытки, изображения на которых исполнены художниками специально для открыток) [35, с.120].

Как справедливо замечал Э.Б.Файнштейн, «открытки являются документами эпохи», и исторический фотодокумент может быть носителем как выраженной, так и скрытой, косвенной информации. Говоря о фотоисточниках, В.М. Магидов причислял к их выигрышным чертам способность не только «остановить мгновенье», но и «возможность посредством информации, заключенной в фотодокументе, не только образно представить событие, но и осмыслить его; разнообразие информации, заключенной в фотодокументе, создает условия для интегрированного представления о действительности» [21, с.222].

Соотвественно, актуализируется проблема источниковедческой критики визуальных источников, баз и банков их хранения. Как указывал В.М. Магидов, «при реконструкции исторической действительности нельзя довольствоваться одними изображениями, доверять только им – они должны быть помещены в систему исторического исследования, подвержены тщательному источниковедческому анализу, верно атрибутированы и интерпретированы, соотнесены с полученной из других источников информации» [21, с.222]. Комплексный источниковедческий подход позволяет решать не только ряд источниковедческих задач по уточнению атрибуции и интерпретации визуальных источников, но и восполнять конкретно-историческое знание по выбранной теме.

Проблема доступности визуальных источников

Разработка нами темы источников изучения развития Южного берега Крыма в конце XIX - начале XX в. подтвердила справедливость такого подхода. Южный берег Крыма с его морскими берегами, горами, интродуцированной средиземноморской флорой, памятниками истории, давал фотографам и издателям открыток множество интересных сюжетов [28]. Так, в музейной коллекции Ялтинского историко-литературного музея хранится более 4 тыс. видовых открыток, в том числе видовых, изданных до 1917 г., – 1657 единиц хранения. Не так давно под эгидой музея была опубликована серия альбомов, где увидели свет многие из этих открыток [28; 33]. Важную роль в сохранении и репродукции открыток с видами Южного берега Крыма традиционно играют и частные коллекционеры. По словам И.Андронникова, «коллекционирование - одна из самых доступных форм творческого труда. Большие коллекции являются результатом многолетней, упорной, кропотливой работы, полчас трудом целой жизни коллекционера» [35, с.120]. Эти коллекции также все чаще публикуются в виде сборников и альбомов.

Тем не менее, лишь малая часть из хранящихся в государственных и частных коллекциях открыток до недавнего времени видела свет и была введена в оборот должным образом. До недавних пор историкам, желающим изучить открытки и старые фотографии как источник комплексной визуальной информации по социокультурной истории, истории повседневности Южного берега Крыма конца XIX – нач. XX вв., приходилось преодолевать множество технических сложностей и формальностей, обращаясь в хранилища музеев, библиотек, архивов или к частным коллекционерами в разных частях России. Это отнимало много сил и времени.

Сегодня эта работа существенным образом облегчается благодаря появлению масштабных онлайн-баз оцифрованных визуальных источников, на что уже обращают внимание в историографии [31]. Эти базы пока еще в недостаточной мере освоены историками, хотя, как показал опыт нашей работы с тремя их них, представляют исследователю довольно широкие возможности для информационного поиска – однако в то же самое время требуют критического отношения и помещения публикуемых материалов в контекст комплексного источниковедения.

Привлекшие наше внимание базы и банки данных различны по своему происхождению и истории формирования. Это, во-первых, база, созданная на основе оцифровки (цифрового фотографирования) коллекций фотографий, открыток, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, других предметов хранения из музейного фонда Российской Федерации, принадлежащих подведомственным Министерству культуры РФ музейным учреждениям в различных регионах России. Во-вторых, две краудсорсинговые он-лайн базы визуальных и картографических источников, сопряженных с ГИС-системами и привязанным к конкретным географическим координатам – ПастьВью и retromap.ru (к этому же типу могут быть отнесены базы данных оцифрованных источников разного типа, преимущественно визуальных, создаваемые на виртуальных платформах социальных сетей сообществами историков-любителей, о которых шла речь в наших предыдущих публикациях [12]).

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации

Настоящей революцией в деле доступа исследователя к фондам музеев следует признать открытие под эгидой Министерства культуры Российской Федерации сайта «Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации», на котором осуществляется презентация в удобной для пользователя форме оцифрованных единиц хранения музеев России – в том числе и исторических фотографий и открыток.

Согласно Федеральному закону от 26.05.1996 №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской федерации и музеях в Российской федерации», Государственный каталог представляет собой федеральную государственную информационную систему государственного учета музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, созданную в целях обеспечения их правовой защиты и государственного контроля. Осуществляя оцифровку (фотографирование, сканирование и т.п.) своих единиц хранения, музеи выставляют их в общедоступный Госкаталог, снабженный удобной поисковой системой.

Отметим, что предметы музейного хранения могут быть как письменными и визуальными, так и вещественными источниками - в таком случае важна форма, в которую переводится для дальнейшего анализа и, впоследствии, распространения знания выявленная в вещественных источниках информация. И.Д. Ковальченко отмечал, что «вещественные памятники, будучи остатками, реликтами действительности, несомненно, содержат обширную и разнообразную информацию о ней. Однако эта информация выражена как результат практической деятельности людей и в этом отношении выступает в объективно-синтактическом смысле, т.е. как следы практической деятельности, которые должны быть переведены в синтактически-субъективную форму, или, иначе говоря, выражены в той или иной знаковой системе. Она может быть естественно-описательной, графически-изобразительной или иной» [20, с.134].

На сайте Госкаталога присутствуют оба формата - как изображение предмета хранения, так и атрибутирующая его надпись.

По мере развития процесса оцифровки музейных фондов количество предметов в каталоге все время пополняется. Так, если на начало мая 2019 г. в Госкаталоге Музейного фонда РФ при поиске по ключевым словам «Симеиз», «Новый Симеиз» (название самого большого дачного курорта начала XX в. на Южном берегу Крыма) «с изображением» находилось 419 предметов, подавляющее большинство из которых – это как раз открытки или изданные типографским способом видовые фотографии из собрания различных музеев России, датированные временем от конца XIX до второй половины XX вв., то в 2021 г. – уже 887 единиц хранения: речь идет о более чем двукратном увеличении количества информации. Многие из оцифрованных изобразительных документов содержат уникальную информацию об особенностях развития на землях бывшего имения дворян Мальцовых дачного курорта, ждущую введения в полноценный историографический оборот. На открытках, выпущенных до 1920 г., изображены отдельные дачи курорта Новый Симеиз с указанием владельцев, общие виды курорта и его окрестностей. По открыткам, выпущенным после 1920 г., в советское время, можно судить о том, насколько изменился вид курорта и распорядок его жизни в советское время.

На отдельных изображениях, найденных нами благодаря сайту Госкаталога в процесе работы над темой трансформации культурного ландшафта Южного берега Крыма в конце XIX - начале XX вв., в эпоху «курортного бума» и организации на землях бывших помещичьих имений новых дачных курортов, имеет смысл остановится подробнее, чтобы проиллюстрировать расширившиеся благодаря сайту Госкаталога эвристические возможности.

Так, отпечатанный видовой снимок «Симеиз» (номер в Госкаталоге 5490707 [26]) фотографа Ф.П. Орлова из коллекции Московского государственного научно-исследовательского Музея архитектуры имени А.В. Щусева – едва ли не единственное известное на сегодняшний день фотографическое изображение «Хрустального дворца» в имении С.И. Мальцова в Симеизе – причудливого сооружения, привезенного по частям с заводов Мальцова в Калужской губернии в 1849 г. и сгоревшего по неосторожности управляющего в 1889 г. До публикации этой фотографии в Госкаталоге РФ в литературе и интернете появлялись только размытые и неатрибутированные копии этого кадра. Однако в аннотации к кадру в Госкаталоге указано: «на дальнем плане вилла Л.Е. Александровой-Дольник(?)». Это ошибка, дача Александрова-Дольник была построена значительно позже, в 1914 г., и в другом месте [18]. На фото – именно «Хрустальный дворец» С.И. Мальцова, характерно, что никаких других дач еще не видно, зато хорошо просматриваются виноградники Мальцовых, на месте которых впоследствии и будет разбит дачный поселок Новый Симеиз [13; 15].

Интересна личность автора снимка. Федор Павлович Орлов имел репутацию первого фотографа Ялты: именно так называет Орлова ялтинский городской голова В.А. Рыбицкий в книге «Пятидесятилетие Ялты» (1887), там же он приводит дату основания фирмы Орлова – 1865 г. Видовые фотографии составляют большую часть наследия Орлова. Уже в 1872 г. 28-летний фотограф был приглашен выполнить архитектурную съемку дворца «Эриклик», выстроенного близ Ливадии для императрицы Марии Александровны. Орлов активно участвовал в общественной жизни Ялты: он избирался гласным городской думы, торговым депутатом Ялты, казначеем Ялтинского благотворительного общества, в 1895 г. был награжден серебряной медалью «За усердие» [28].

Настоящая находка для исследователя – представленная в Госкаталоге серия слайдов из коллекции московского «Мультимедийного комплекса актуальных искусств», сделанных на Южном берегу Крыма в 1930-х гг. классиком советской репортажной фотографии В.В. Микошей [23]. На фотографиях прекрасно просматриваются многие черты бывших частных дач ЮБК (во время съемки – корпусов советских санаториев), ныне утраченные либо невидимые за новой застройкой и разросшейся зеленью, а также характерные сценки повседневной жизни. Автор этих снимков Владислав Владиславович Микоша (25 ноября (8 декабря) 1909 – 12 декабря 2004) – выдающийся оператор-документалист, народный артист СССР (1990), лауреат трех Сталинских (Государственных) премий (1943, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1976). Член Союза кинематографистов ССР с 1957 года. В 1931 – 1941 гг. – оператор Всесоюзной кинофабрики Кино-Хроники Союзкино «Союзкинохроника» и Центральной студии кинохроники.

Далее, именно благодаря сайту Госкаталога выяснилось, что в фондах Музея-заповедника «Дмитровский Кремль» хранятся семейные фотографии, отражающие быт последнего фельдмаршала Российской империи, военного министра, графа Д.А. Милютина и его семьи в имении Симеис на Южном берегу Крыма, которым от владел с 1873 г. и где провел практически безвыездно последние десятилетия своей жизни [24]. Дальнейшая разработка темы с привлечением архивных и иных документов позволила проследить путь части архива Д.А.Милютина, скончавшегося в 1912 г. и завещавшего свое крымское имение Обществу Красного Креста. Все заботы по этому вопросу были возложены на дочь, графиню Ольгу Дмитриевну Милютину, которая была к тому же попечительницей симеизской земской русской школы. Ольга Дмитриевна выполнила завещание родителей, обратилась в Ялтинскую земскую управу с просьбой снять с неё обязанность попечительницы, оставив 5 тыс. руб. на содержание школы и уехала в своё имение в г. Дмитров Московской губернии, где жила до самой кончины в 1926 году. В 1920-х гг. в бывшем доме О.Д. Милютиной некоторое время располагался «Музей дворянства», который впоследствии вместе с фондами вошел в состав Музея-заповедника «Дмитровский Кремль». Что касается архивов и воспоминаний Милютина, то они, вместе со всей обстановкой кабинета, были, согласно завещанию, разобраны и отправлены в Санкт-Петербург. Там к концу 1912 года их разместили в одном из залов Императорской Николаевской военной академии, почётным президентом которой Дмитрий Алексеевич являлся при жизни — «музее графа Милютина». Ныне эти бумаги хранятся в отделе рукописей Российской государственной библиотеки [14].

Благодаря сайту Госкаталога увидели свет и хранящиеся в фондах Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева и редко публиковавшиеся до того многочисленные эскизы выдающегося архитектора И.А.Фомина с двумя проектами для Южного берега Крыма – города-сада Ласпи (1916) и «Замка искусств», дачи для прославленного оперного певца Ф.И.Шаляпина близ Гурзуфа (1915). Оба проекта отражают намечавшийся, но не реализованный из-за начала Первой мировой войны и революции переход к новому этапу курортного освоения Южного берега Крыма, определяющими для которого должны были стать принципиально новый уровень градостроительной политики, вдохновленной идеями «городов-садов», высокое качество вошедшей в моду неоклассической архитектуры [16].

Илл. 1. Фомин И.А. Дом Ф.И.Шаляпина в Крыму («Замок искусств»). Эскизный проект. Страница предмета музейного хранения на сайте Госкаталога Музейного фонда РФ.

«Есть в Крыму, в Суук-Су, скала у моря, носящая имя Пушкина. На ней я решил построить Замок Искусств. Именно замок. Я говорил себе: были замки у королей, у рыцарей, отчего бы не быть замку у артистов? С амбразурами, но не для смертоносных орудий», — пишет в мемуарах Шаляпин [37, с.348]. По замыслу И.А.Фомина, прослеживаемому по опубликованным на сайте Госкаталога эскизам, замок Шаляпина на скале должен был состоять из двух частей — виллы и высокой башни, в верхней части которой хотел устроить себе спальню сам Шаляпин. В одном варианте на скале стояла башня, а вилла на берегу, в другом — наоборот, стоящая на берегу башня как бы сторожила вход на виллу на скале. Между скалой и берегом должен был быть перекинут каменный мостик. Самый эффектный из сохранившихся листов акварелей Фомина с вариантами замка изображал это сложенное из грубо обработанных камней и при этом изящное по пропорциям сооружение ночью, при лунном свете. В 1916 и 1917 годах отдыхавший на вилле «Орлиное гнездо» курорта Соловьевой Суук-Су Шаляпин начал подготовительные работы по «Замку искусств», заказал гобелены, а в июле 1917 года, наконец, оформил у хозяйки курорта купчую на скалу и примыкавший к ней участок за 150 тысяч рублей: на карте имения скала отныне должна была называться «Шаляпинским утесом». Однако проект так и не был реализован. Шаляпин, дав в июле 1917 года концерт для матросов Севастополя и одним из первых получив в 1918 году от новой власти звание заслуженного артиста республики, через три года выехал на гастроли за границу и больше в Россию не вернулся. «Мечту мою я оставил в России разбитой. Иногда люди говорят мне: еще найдется какой-нибудь благородный любитель искусства, который создаст вам ваш театр. Я их в шутку спрашиваю — а где он возьмет Пушкинскую скалу?», — говорил Шаляпин [37, с.349]. Сегодня скала находится на территории входящего в состав «Артека» лагеря «Лазурный», там установлена памятная доска.

Подготовленные И.А.Фоминым в 1916 г. эскизы будушего «города-сада» в бухте Ласпи подтверждают высокую степень проработки архитектором единого стилевого решения курорта, от генплана до дизайна фонарей и верстовых столбов. В числе сооружений, спроектированных Фоминым в каждом из четырех районов будущего города, были гостиницы, лавки, кофейни; в центральном районе должны были разместиться большая гостиница, стадион, главные площади (административная, торговая, площадь гимназии), а также театр и церковь. Все районы связывались линией железной дороги и тремя радиусами фуникулеров. На северо-востоке в комплекс была включена хозяйственная «Экономия Ласпи»: хлебопекарня, кирпичный завод, жилые дома для рабочих-строителей, рыбный завод, гостиница, питомник и школа садоводства. Система планировки Ласпи, при всей своей ориентации на классику, была свободной, вписанной в ландшафт и рельеф спадающего к морю амфитеатра залива Ласпи: отсюда дугообразная система уличной сети и радиусов озелененных проспектов, и дуга линии железной дороги, пересекаемая радиусами фуникулеров. Уточнить эти замыслы архитектора позволили обнаруженный нами в ходе реконструкции истории развития Южного берега Крыма в Государственном архиве Республики Крым Генеральный план курорта Ласпи [16].

Мы перечислили лишь несколько примеров того, как электронная база изображений предметов хранения из музейного фонда Российской Федерации на сайте Госкаталога оказывается существенным подспорьем в поиске изобразительных и вещественных источников. Уверены, что в ближайшее время ей предстоит стать одним таким же привычным инструментом информационного поиска для историка, как электронные каталоги крупнейших библиотек и архивов.

Краудсорсинговая платформа ретрофотографий ПастВью

Масштабной базой визуальных источников является и краудсорсинговая платформа ПастВью (https://pastvu.com). Ее главные отличия от базы Госкаталога Музейного фонда РФ заключаются, во-первых, в том, что база визуальных данных привязана к оцифрованной карте мира, то есть сопряжена с ГИС - географической информационной системой, а во-вторых, в том, что источниками ее формирования являются не музейные собрания, а личные архивы частных пользователей сети интернет.

В литературе подобные сайты называются краудсорсинговыми – имея в виду, что к работе над ними привлекается неограниченно широкий круг лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением информационных технологий. Масштабное появление краудсорсинговых интернет-платформ связано с тем, что за последнее десятилетие информатизация – увеличение объема и роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества – вышла на новый уровень, обусловив появление такого формата интернет-платформ как Web 2.0. Особенностью Web 2.0 является принцип привлечения самих пользователей к наполнению и верификации информации – принцип user-generated content, контента, создаваемого не творцами-профессионалами для потребителей, а самими пользователями платформ. Технически Web 2.0 определяется как методика проектирования онлайн-систем, которые благодаря подсчету сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются [36].

Практики краудсорсинга, как отмечает Л.И.Бородкин, уже стали и «важной компонентой цифровой истории», проявляясь «в форме коллективного участия в онлайн-проектах по созданию историко-ориентированных информационных ресурсов» [2].

Принцип работы ресурса pastvu.com прост: чтобы разместить в базе имеющуюся в архиве пользователя историческую фотографию какого-либо места, ее, предварительно зарегистрировавшись на платформе, надо оцифровать и прикрепить к той или иной географической точке, установив направление съемки и при желании сопроводив комментариями. Система позволяет другим пользователям также комментировать размещенные другими пользователями изобразительные материалы.

Как сообщает автор проекта И.Варламов, «почти 5 лет назад я решил как-то систематизировать свой личный архив старых фотографий Москвы. Сначала я думал залить все на один из фотохостингов, но так и не нашел подходящего. Тогда и возникла идея сделать отдельный сайт, где архивные снимки можно было бы расставлять на карте, указывать направление съемки, фильтровать по дате, собирать разные варианты фотографий, иметь возможность обсуждать отдельные изображения. Через несколько месяцев появился сайт "Старые фотографии Москвы". Очень быстро вокруг проекта собралось замечательное сообщество любителей истории. Потом мы сделали отдельный проект по Питеру, который тоже начал быстро развиваться. Каждый день на наш сайт выкладывали десятки архивных снимков. И, если в начале это были общеизвестные изображения, то со временем люди начали сканировать личные архивы, выкладывать уникальные и редкие фотографии, которые нигде до этого не публиковались. Со временем их число перевалило за 100 000! Сегодня это самое большое и удобное собрание архивных фотографий в мире. Вы можете посмотреть, как в разные годы выглядели любимые улицы, изучить историю костюма, посмотреть на ассортимент и цены магазинов в разные годы, узнать, как менялся город. В своем блоге я часто делал подборки архивных снимков. Часть фотографий выложена в высоком разрешении, так что их можно распечатывать и украшать интерьер. Все это время проект был некоммерческим. Поддерживался он силами одного программиста и одного технического консультанта. Каждый месяц на протяжении 5 лет мы с моим партнером по проекту Алексеем Дуком лично оплачивали хостинг и выдавали зарплаты. Это было любимое хобби, которое радовало ежедневно тысячи людей. Но в какой-то момент сайт перестал справляться с возрастающей нагрузкой. Читатели моего блога заметили, что я уже давно не даю ссылки на проект. Все дело в том, что от малейшего наплыва посетителей он просто падал. Каждый день мы получаем кучу вопросов и замечаний: у кого-то не восстанавливается пароль, у кого-то не загружается фотография. Мы поняли, что сайт надо переписывать с нуля, так как старая архитектура не способна поддерживать столь огромную базу. Кроме того, люди начали требовать филиалы проекта для своих городов, и мы решили расширить границы ресурса и сделать его всемирным. Год назад мы собрали новую команду программистов, полностью переписали сайт и запустили его новую версию по адресу PastVu.com (ПастВью)» [9].

На сегодняшний день сайт pastvu.com является уникальной базой визуальных данных, позволяющих работать с множеством фотографий из личных архивов, дающих представление о том, как выглядели те или иные достопримечательные места России в прошлом. Что немаловажно, он также облюбован филокартистами, которые используют его для популяризации собственных коллекций старых фотографий и почтовых открыток.

Илл. 2. Ретро-фотографии Южного берега Крыма на краудсорсинговой платформе ПастВью (https://www.pastvu.com)

В ходе нашей работы по реконструкции визуального облика «мест памяти» Южного берега Крыма сайт ПастВью неоднократно обнаруживал свою пользу. К примеру, благодаря сайту ПастВью удалось впервые восстановить внешний облик и местоположение дачи Л.Я.Тауберга на существовавшем в 1898-1920 гг. дачном курорте Новый Мисхор. В 1969 г. краевед С.Шантырь в путеводителе «Мисхор. Кореиз. Гаспра» писал об этой даче: «украшение санатория – старый особнячок «Дюльберчик», небольшой фигурный бассейн с декоративным крокодилом и висящая над морем беседка". Здание, облик которого был запечатлен на нескольких фотографиях дореволюционной поры, найденных нами в цифровой базе данных ПастВью (там же можно обнаружить и репродукции старых открыток с панорамными фотографиями всего курорта), действительно, похоже на миниатюрную копию дворца «Дюльбер», построенного в Мисхоре архитектором Н.П.Красновым в 1895-97 гг. для великого князя Петра Николевича. «Дюльберчик» снесли на рубеже 1970-80-х годов при строительстве нового 16-этажного здания санатория "Ай-Петри" (11-й корпус) [18].

Существенную роль визуальные источники, размещенные на сайте pastvu.com, сыграли и в реконструкции истории дачного курорта Новый Симеиз и замка «Ласточкино гнездо» [13; 17].

Краудсорсинговый картографический ресурс RetroMap

По краудсорсинговому принципу устроен и электронный ресурс картографической информации - RetroMap (https://www.retromap.ru/). Создатели ресурса RetroMap привязали старые карты к координатной сетке и сделали возможность детального ознакомления с ними по принципу картографического сервиса Google Maps. Ранее рассматривать старую карту в интернете можно было исключительно как картинку, в лучшем случае, если карта была выложена в высоком разрешении, можно было приближать и изучать детали, но до определённого предела. На сайте RetroMap возможностей гораздо больше: можно искать на конкретной карте точку, которой соответствуют четкие координаты. Но главное — это возможность синхронного просмотра и сравнения карт: если разместить рядом две карты, современную и старую, можно получить на старой отображение того места, которое вы изучаете сейчас на современной, и наоборот.

«Идея этого проекта возникла тогда, когда в нашей коллекции накопилось много старых карт, — пишет создатель проекта Сергей Тарасов. — Любая старая карта — вещь хрупкая и требующая бережного обращения. Каждое очередное разворачивание карты наносит ей ущерб.... За время работы сайта благодаря поддержке его посетителей коллекция заметно выросла» [10].

Поначалу речь о шла о старых картах лишь Москвы и Подмосковья, но затем коллекция пополнилась картами и планами других городов России, крупнейших городов и интересных районов зарубежных стран. Сейчас на RetroMap размещено, по уверениям авторов сайта, самое большое из доступных пользователям интернета собрание оцифрованных старых карт России. Есть карты, планы и схемы отдельных местностей и просто интересные исторические документы, которые, как и карты, могут быть привязаны к координатной сетке. Набор карт постоянно пополняется и увеличивается.

Выложены на ресурсе retromap.ru и оцифрованные карты Южного берега Крыма разных лет. Приведем несколько примеров того, как они помогли в нашей работе. Так, при помощи одной из них нам удалось существенно продвинуться в реконструкции истории проекта «города-сада» в имении Г.К.Ушкова Форос [16]. В фондах РГБ нами был обнаружен рекламный проспект «Город и курорт-сад Форос. Крым. Байдарские ворота. 1917 г.», отпечатанный в Москве в 1917 г. в типографии А.И.Мамонтова на Арбате. Больше половины рекламного проспекта – с 39 по 90 страницы – занимает краткое описание каждого из выставленных на продажу участков. Всего, как видно из проспекта, было подготовлено к продаже 200 участков, от 12 до 200 р за кв саж. Желающим приобрести участок предлагалось уведомить контору курорта, прислав заполненным приложенный к проспекту бланк, а дождавшись от конторы подтверждения – перевести в недельный срок в виде задатка 25 процентов стоимости участка на текущий счет Г.К.Ушкова в Азовско-Донском банке. Из текста проспекта очевидно, что к нему прилагался и план курорта Форос, однако в хранящемся в РГБ документе, этот план увы, отсутствует. Его репродукция была обнаружен нами на сайте retromap.ru [27]. Увы, источник происхождения документа на сайте не раскрывается - однако сравнительный анализ карты и рекламного проспекта позволяет удостоверитьcя в его подлинности. Теперь расположение и характер участков можно реконструировать гораздо наглядней.

Еще один пример - расположенная на сайте карта немецкой аэрофотосъемки некоторых частей Южного берега Крыма 1942, благодаря которой удалось существенно продвинуться в локализации дач первого дачного курорта ЮБК Новый Мисхор (вплоть до начала 1980-х гг. культурный ландшафт этой местности в целом сохранял черты, заложенные при устройстве дачного курорта в начале XX в.) [18].

Илл. 3. Карта немецкой аэрофотосъемки местности Мисхор 1942 г. на сайте Retromap.ru

Очевидно, что по мере роста популярности указанных краудсорсинговых платформ в их собраниях будут появляться все новые небезынтересные визуальные источники из частных коллекций.

Заключение: новые горизонты комплексного источниковедения

Как указывал И.Д. Ковальченко, исторические источники выполняют функцию накопления, хранения и передачи социальной информации о прошедшей действительности: c позиции учения об информации все, что создано в процессе деятельности людей, несет информацию о многообразии общественной жизни и служит основой для научного познания является историческим источником.

Учитывая познавательные возможности, предоставляемые современной техникой, роль визуальных источников как в получении, так и в распространении исторического знания существенно возрастает: в этом убеждают и приведенные нами примеры плодотворного использования онлайн-базы Госкаталога Музейного фонда Российской Федерации, краудсорсинговых платформ ПастВью и retromap.ru. В этом смысле особенно важны методология системного подхода и структурного анализа, методы и приемы комплексного источниковедения, позволяющие реконструировать историческую действительность с помощью анализа и сопоставления, верификации информации, извлеченной из многочисленных источников разных типов (письменных, изобразительных и вещественных) и видов. Сегодня как никогда уместно вспомнить слова В.Л.Янина: «Правильное исследование любой проблемы истории должно опираться не на специфически ограниченную группу источников.., а на исчерпывающую совокупность этих источников или же на достаточно репрезентативное их сочетание. Источниковедение обязано быть комплексным... синтез источников в едином исследовании – главное средство развития исторической науки сегодня» [39, с.22-24].

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

1970-е гг. ознаменовались научно-технической революцией, которая принципиальным образом изменила подходы не только к производственной сфере, но и к научной. Так, за последние десятилетия в результате стремительного проникновения технологических новинок в повседневную жизнь произошло укрепление междисциплинарных связей между теми науками, близость которых ранее была просто немыслима. Так, например, в начале 1990-х гг. появился термин «историческая информатика», который сегодня прочно закрепился в научном сообществе. В самом деле, в современных условиях использование различных баз данных и тематических ресурсов дает не просто возможность раскрыть различные исторические темы с новой точки зрения, но и становится предметом самостоятельного изучения.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой являются базы визуальных источников в сети интернет. Автор ставит своими задачами традиции рассмотреть разработки в отечественной историографии баз и банков данных, показать поворот к визуальным источникам как актуальный тренд исторической науки, проанализировать проблему доступности визуальных источников, а также определить значение Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации в изучении истории Южного берега Крыма начала XX в.
Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологический базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится охарактеризовать базы визуальных источников в сети интернет на примере изучения истории Южного берега Крыма начала XX в.
Рассматривая библиографический список статьи как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя 40 различных источников и исследований, что уже само по себе говорит о том большом объеме работы, которая проделана автором статьи. Из привлекаемых автором источников отметим, прежде всего, Интернет-ресурсы Госталог и ПастВью. Из используемых исследований укажем на труды Л.И. Бородкина, в центре внимания которого вопросы исторической информатики, ставший классическим труд И.Д. Ковальченко, а также работы А.В. Карагодина, который рассматривает историю Южного берега Крыма. Заметим, что библиография обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста статьи читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало решению стоящих перед автором задач.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как исторической информатикой и цифровой историей, в целом, так и визуальными источниками по истории Южного берега Крыма. Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определенной логичностью и последовательность, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что «историк уже не мыслит своей жизни без использования глобальных информационных сетей и баз данных, обеспечивающих эффективное информационное взаимодействие, доступ к мировым ресурсам знаний, электронным библиотекам, каталогам архивных и музейных фондов». В работе отмечается, что «комплексный источниковедческий подход позволяет решать не только ряд источниковедческих задач по уточнению атрибуции и интерпретации визуальных источников, но и восполнять конкретно-историческое знание по выбранной теме». На основе различных примеров автор показывает, что как электронная база изображений предметов хранения из музейного фонда Российской Федерации на сайте Госкаталога, так и краудсорсинговая платформа ретрофотографий ПастВью и краудсорсинговый картографический ресурс RetroMap оказываются существенным подспорьем в поиске изобразительных и вещественных источников по истории Южного берега Крыма.
Главным выводом статьи является то, что «учитывая познавательные возможности, предоставляемые современной техникой, роль визуальных источников как в получении, так и в распространении исторического знания существенно возрастает».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, снабжена иллюстрациями, что усиливает ее наглядность, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в курсах лекций по истории России, так и в различных спецкурсах.
К статье есть отдельные замечания:
1) В список литературы включены 8 работ одного автора (А.В. Карагодин).
2) В тексте присутствует большой кусок цитаты И. Варламова, часть которой можно было пересказать своими словами.
Однако, в целом, на наш взгляд, статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Историческая информатика».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.