Статья 'Виртуальная реконструкция ландшафтного парка усадьбы Бобринских в Богородицке: источники, методы и технологии исследования' - журнал 'Историческая информатика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Историческая информатика
Правильная ссылка на статью:

Виртуальная реконструкция ландшафтного парка усадьбы Бобринских в Богородицке: источники, методы и технологии исследования

Пимонова Дарья Александровна

Бакалавр истории, выпускница исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

119192, Россия, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4

Pimonova Daria Aleksandrovna

Bachelor of arts in history, graduate of the History Faculty, Lomonosov Moscow State University

119192, Russia, g. Moscow, Lomonosovskii prospekt, 27, korp. 4

Darpimonova@mail.ru

DOI:

10.7256/2585-7797.2021.2.36035

Дата направления статьи в редакцию:

30-06-2021


Дата публикации:

13-07-2021


Аннотация: Статья посвящена виртуальной реконструкции Богородицкого парка усадьбы Бобринских, расположенной в городе Богородицке Тульской области. Автор статьи кратко описывает историю города, изучаемой усадьбы, биографию создателя парка А.Т. Болотова, представляет результаты анализа историографических исследований по истории развития русского садово-паркового искусства и особенностях его развития в XVIII столетии. Самостоятельные параграфы статьи посвящен формированию комплекса исторических источников, послуживших основой для реконструкции, их научной критике, а также методам и технологиям создания виртуальной реконструкции садово-паркового ансамбля усадьбы Бобринских. В качестве иллюстраций к статье приводятся стоп-кадры из созданной виртуальной реконструкции.   Виртуальная реконструкция садово-паркового ансамбля усадьбы Бобринских – одна из первых работ в рамках исторического 3D-моделирования, где центральным объектом исследования является ландшафтный парк. Результатом работы является представленная виртуальная реконструкция парка А.Т. Болотова на территории усадьбы Бобринских в Богородицке. Проект имеет достаточно большое практическое значение, т.к. исследование посвящено объекту федерального уровня. Виртуальная реконструкция может быть использована в Богородицком дворце-музее и парке, а также в Государственном историческом музее, где хранится альбом акварелей А.Т. Болотова. Кроме того, проект мог бы стать основой для реальной реконструкции парка в Богородицке.


Ключевые слова:

усадьба, пейзажный парк, регулярный парк, Тульская область, Бобринские, Болотов, Богородицк, культурное наследие, трехмерное моделирование, виртуальная реконструкция

Abstract: The article virtually reconstructs Bogoroditsky Park of the Bobrinsky estate located in the city of Bogoroditsk, Tula region. The author briefly describes the history of the city and the estate, the biography of the park creator A. T. Bolotov, presents the results of the analysis of historiographical studies on the history of the development of Russian landscape art and the features of its development in the 18th century. Some paragraphs of the article study the formation of a complex of historical sources that served the basis for reconstruction, their criticism, as well as methods and technologies for creating a virtual reconstruction of the park ensemble of the Bobrinsky estate. The author illustrates the article with still frames of the virtual reality created. The virtual reconstruction of Bobrinsky estate park ensemble is one of the first works within the frames of historical 3D modeling where the landscape park is the central research object. The result of the work is the virtual reconstruction of the A. T. Bolotov's Park on the territory of the Bobrinsky estate in Bogoroditsk. The project is of quite great practical importance since the study addresses the federal level object. The virtual reconstruction can be used in the Bogoroditsky Palace-Museum and park as well as the State Historical Museum where an album of A. T. Bolotov's watercolors is kept. In addition, the project could become the basis for a real reconstruction of the park in Bogoroditsk.


Keywords:

manor, landscape park, regular park, Tula region, Bobrinsky, Bolotov, Bogoroditsk, cultural heritage, 3D modeling, virtual reconstruction

Введение

Усадьба Бобринских в Тульской области – это визитная карточка города Богородицка, место, известное по всей России. В усадебный комплекс XVIII в. входили дворец в стиле раннего классицизма, два флигеля, въездная башня-колокольня, а также Казанская церковь. Именно здесь, на территории Богородицкой усадьбы, был создан первый в России пейзажный парк. В 2007-2008 гг. дворцово-парковый ансамбль участвовал в конкурсе «7 чудес России», где вошел в число полуфиналистов [16].

В годы Великой Отечественной войны усадебному комплексу был нанесен сильнейший урон. К счастью, основные постройки были восстановлены в 1970-е гг., и в настоящее время на территории усадьбы расположен музей. Ландшафтный парк на данный момент не сохранился и нуждается в реконструкции.

Целью работы является восстановлениеисторического облика садово-паркового ансамбля и создание виртуальной реконструкции регулярного парка и части пейзажного парка вместе с архитектурными постройками (оранжереей, беседкой-ротондой, полубеседкой, солнечными часами, мостами, скамейками, фонтанами и др.) и украшениями ландшафта (ручьями, прудами, растениями).

Краткая история Богородицкой усадьбы

Историю строительства и благоустройства Богородицкой усадьбы необходимо начать с изложения краткой истории основания города Богородицка. В начале XVI в. на правом берегу реки Упёрты в 65 км от Тулы был возведен один из сторожевых пунктов Засечной черты. В 1663 г. на его месте возникла крепость, которой было дано существующее и по сей день название. Позже вокруг крепости выросли слободы земледельцев, ремесленников и стрельцов.

В 1763 г. Богородицкая крепость с посадами и слободами была превращена в село Богородицкое, в 1765 г. оно было включено в состав собственных владений Екатерины II, которая позже выделила эти земли своему внебрачному сыну от Г.Г. Орлова – Алексею Григорьевичу Бобринскому [12].

В начале 1770-х гг. на месте земляных валов утратившей свое военное значение крепости началось строительство Богородицкой усадьбы. Главные постройки (Дворец и Свято-Казанский храм) строились для самой императрицы по проекту выдающегося русского архитектора Ивана Егоровича Старова. Проектирование ансамбля в Богородицке было одной из первых его работ [13]. Здания главного дворца, флигелей, колокольни и Казанской церкви имели простую и изящную форму, и до настоящего времени являются прекрасными образцами раннего классицизма. В 1776 г., примерно за год до окончания строительства основных зданий, управляющим усадьбой становится А.Т. Болотов.

Когда началось строительство усадьбы, располагавшиеся ранее вокруг крепости слободы были перенесены на правую сторону пруда по реке Упёрта. С 1777 г. Богородицк получает статус уездного города Тульского наместничества. В 1778 г. Екатериной II был утвержден план города Богородицка. Планировка города стала органичным продолжением дворцово-паркового ансамбля, представляла собой “веер”, в котором улицы лучами расходились из овального зала дворца Бобринских. Эта планировка сохранилась до настоящего времени [11].

Спустя некоторое время стало понятно, что дворцу нужна соответствующая «зеленая оправа». Первый вариант регулярного сада около дворца предложил архитектор И.Е. Старов в 1771 г [4]. Однако, вскоре от этого плана решили отказаться, и проект парка было поручено сделать управителю усадьбы А.Т. Болотову. В 1784–1785 гг. был отстроен великолепный парк, который славился по всей округе. Но в 1797 г., после смерти императрицы, А.Т. Болотов навсегда покинул Богородицк, и спроектированный им парк постепенно начинает приходить в запустение.

В 1840 г. дворец сгорел, и здание пришлось восстанавливать практически с нуля по чертежам. Большую роль в этом сыграл внук А.Г. Бобринского – Алексей Павлович Бобринский. Он был инициатором восстановления здания.

Имя Бобринских и Богородицк почти 120 лет были неразделимы. В усадьбе выросло много поколений знаменитого рода графов Бобринских. Но после революции 1917 г. парк и дворец Бобринских были национализированы. В залах дворца в 1918 г. возник первый культурно-исторический Богородицкий музей. После окончания гражданской войны Богородицк стал небольшим промышленным городом, и музей во дворце закрыли.

В ходе Великой Отечественной войны усадьбе, как и всему городу Богородицку, был нанесен непоправимый ущерб. Город лежал в руинах, от дворца осталась лишь полуразрушенная коробка. После войны общественность города забила тревогу. Началась борьба за восстановление ансамбля, которую организовала группа энтузиастов. Большую роль здесь сыграл русский художник и общественный деятель Петр Андреевич Кобяков. В 1965 г. он отправился в Москву, где убедил власти отменить решение о сносе здания и начать его восстановление [12].

К 1988-му г. работы по восстановлению и реставрации были завершены, и в стенах дворца открылся историко-художественный музей. К 250-летию А.Т. Болотова, отмечавшегося 16 октября 1988 г., бывшая усадьба графов Бобринских получила статус Дворца-музея и парка.

В 2012 г. Богородицкий дворец-музей и парк перешел на баланс областного бюджета, после чего стал государственным бюджетным учреждением культуры Тульской области. С 2013 г. на правах филиала комплекс вошел в состав Государственного учреждения культуры Тульской области “Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей»”.

Обзор источников

Одним из важнейших источников данной работы являются воспоминания и акварели создателя Богородицкого парка Андрея Тимофеевича Болотова. Воспоминания под названием «Жизнь и приключения Андрея Болотова. Описанные самим им для своих потомков» опубликованы в четырех томах, и являются обстоятельным изложением жизни Андрея Тимофеевича [1]. Этот источник является не только кладезем информации о биографии его автора и об истории Богородицкой усадьбы. Занимаясь строительством парка в Богородицке, он подробно описал процесс его создания, что делает воспоминания действительно ценным источником при создании виртуальной реконструкции парка.

В Государственном Историческом музее сохранился альбом акварелей, выполненных А.Т. Болотовым совместно с сыном, где запечатлены десятки видов Богородицкого парка [2]. Эти изображения дают исчерпывающее представление о многих частях пейзажного парка, обустроенного в Богородицком дворце в последней трети XVIII в.

В рамках проекта реставрации усадебного комплекса, который в 1970-е годы осуществлял Институт «Спецпроектреставрация», была составлена научно-техническая документация, содержащая сведения об истории усадьбы, а также подробное описание всех ее объектов. Данный источник имеет большую ценность для исследования. Наравне с сочинениями А.Т. Болотова он дает представление об облике парка [3].

Среди изобразительных материалов стоит отметить сборник «Памятники искусства Тульской губернии» [4]. Сборник содержит большое количество фотографий, планов и рисунков с изображением объектов Богородицкой усадьбы.

Наиболее ценными источниками в процессе создания виртуальной реконструкции являются планы и чертежи. В коллекции Богородицкого дворца-музея и парка их сохранилось несколько. Условно все планы и чертежи можно поделить на две группы: те, что были созданы непосредственно в XVIII в., а также более современные планы-реконструкции.

Среди первой группы стоит отметить такие источники, как:

· план-рисунок А.Т. Болотова, выполненный в 1784 г. [4];

· план Богородицкого сада 1785 г. [9];

· план 1785 г., сохранившийся в музее истории Санкт-Петербурга, в коллекции чертежей Ивана Егоровича Старова [6].

Среди более современных источников были использованы следующие планы и чертежи:

· рабочий проект восстановления гидросистемы парка А.Т. Болотова, выполненный компанией «МП Экопроект» в 1993 г.[7];

· план-реконструкция, представленный институтом «Спецпроектреставрация» [10];

· План-реконструкция Богородицкого парка, выполненный И. Яровым [5];

· Генеральный план центральной части парка. Реставрация 2015 г. [8].

Каждый из источников имеет свои достоинства и недостатки, свои «сильные стороны» и «белые пятна». Именно поэтому, при создании виртуальной реконструкции Богородицкого парка использован не один конкретный план. Сочетая все источники, сопоставляя их между собой, мы смогли добиться наиболее точных и исторически достоверных результатов. Такое сочетание разных планов мы можем отчетливо увидеть в создании виртуальной реконструкции регулярного парка. Наиболее четкое его изображение дано на плане А.Т. Болотова 1784 г. Однако на данном плане неверно переданы габариты парка, именно поэтому план использовался только для уточнения рисунков. За основу виртуальной реконструкции был взят план 1785 г., на котором более точно передана общая форма регулярного парка, а также отмечены статуи и другие детали.

Обзор историографии

Изучению Богородицкой усадьбы, ее создателю – А.Т. Болотову посвящено достаточно большое количество трудов. Одна из наиболее выдающихся работ – монография Олега Николаевича Любченко под названием «Есть в Богородицке парк» [14]. Монография очень близка теме настоящего исследования. В ней затрагиваются как исторические аспекты – история создания Богородицкой усадьбы и Богородицкого парка, биография Андрея Тимофеевича Болотова, так и вопросы, касающиеся развития садово-паркового искусства.

Для описания истории города и Богородицкой усадьбы была использована также книга «Богородицк», изданная в 2002 г. [12]. В данном труде достаточно подробно освещается вопрос основания города, а также описана история создания и судьба Богородицкой усадьбы.

Личности А.Т. Болотова посвящена книга А.П. Бердышева «Андрей Тимофеевич Болотов – выдающийся деятель науки и культуры» [11]. Автор рассказывает о Болотове не только как о создателе парка в Богородицке, но и освещает другие заслуги ученого, его огромный вклад в абсолютно разные научные сферы.

Среди трудов о развитии садово-паркового искусства стоит выделить в первую очередь труд «Русские сады и парки» [15], созданный А.П. Вергуновым и В.А. Гороховым. Книга посвящена истории русского садового искусства, снабжена огромным количеством наглядных примеров, рассказывает об особенностях паркового строительства.

Опыт виртуальной реконструкции парковых ансамблей в большинстве случаев тесно переплетен с реконструкцией главного дворца. Парковый ансамбль в большинстве случаев реконструируется как дополнение к основным постройкам усадьбы, его реконструкция производится в качестве «фона». Существует не так много работ, где ландшафтный парк является основным объектом исследования. Однако нельзя не упомянуть о проекте по созданию виртуальной реконструкции Версальского дворца, где отдельное внимание уделено трехмерной модели паркового ансамбля [17].

Реконструкция регулярного парка

При проектировании, парк на территории усадьбы Бобринских был разделен А.Т. Болотовым на две части, выполненные в регулярном и пейзажном стилях. Стоит отметить, что регулярная часть парка упоминается в воспоминаниях его создателя только вскользь. Кроме того, в обширной коллекции рисунков А.Т. Болотова нет ни одного, на котором видны хоть какие-то очертания регулярного парка. Историческая записка, созданная институтом «Спецпроектреставрация» – единственный источник, содержащий информацию об облике этой части усадебного комплекса [3]. На всех выявленных и включенных в источниковую базу планах и чертежах изображен рисунок регулярного парка. Как было описано выше, при ближайшем рассмотрении можно заметить некоторые различия в планах. Возможность реконструкции верного рисунка парка появляется только при сопоставлении и тщательном анализе различных источников.

Недостаток изобразительных материалов обязывает в большинстве случаев обращаться к аналогам. Многие рисунки парка были выполнены на основе изученных закономерностей строительства регулярных парков и авторского стиля А.Т. Болотова.

Как же выглядел регулярный парк Богородицкого дворца? Известно, что регулярная композиция А.Т. Болотова состояла из четырех частей. Только одна из них подробно описана в воспоминаниях создателя парка – садовый лабиринт. Он представлял из себя композицию из кустов, высота которых была выбрана примерно в рост человека, т.к. при изучении особенностей строительства лабиринтов было выяснено, что зачастую их делали именно такой высоты. Кроме того, сам Андрей Тимофеевич в своих воспоминаниях говорил о том, что хотел создать такой лабиринт, через стенки которого никак нельзя было перелезть [1].

В центре лабиринта находилась статуя, возвышающаяся на кургане [1]. Скульптуры использовались не только при создании лабиринта, но и расставлялись по всему парку. Андрей Тимофеевич Болотов, рассказывая о строительстве парка, упоминает о том, что мраморные скульптуры были привезены из Петербурга предыдущем управителем усадьбы [1]. Какого рода были эти скульптуры, кого они изображали – об этом упоминаний в источнике нет. Однако, изучая особенности строительства регулярных парков, можно сделать вывод о том, что часто расстановка скульптур имела некую логику, как, например, это было сделано в парке усадьбы Кусково [18]. В большинстве своем, в регулярных парках расставлялись статуи, олицетворяющие античных богов и сюжеты древнегреческой или древнеримской мифологии.

Создание виртуальной реконструкции регулярного парка состояло из нескольких этапов:

1. Обрисовка очертаний лабиринта, изображенного на плане, в программе SketchUp.

2. Создание трехмерной модели лабиринта, текстурирование.

3. Размещение модели в программную среду Twinmotion, адаптация модели под рельеф парка.

4. Создание скульптурной композиции в центре лабиринта.

Остановимся подробнее на каждом из этапов. Для прорисовки очертаний лабиринта была выбран план-рисунок А.Т. Болотова 1784 г. [4]. Здесь наиболее детально прорисован рисунок лабиринта.

Рис. 1. План регулярного парка. Рисунок А. Т. Болотова. 1784 г.

Очерченный в программе SketchUp рисунок необходимо было «поднять», сделав его объемным.

Создав объемную модель лабиринта, необходимо наложить правильные текстуры, чтобы придать объекту максимально естественный вид. Лабиринт представлял из себя не просто кустарники, все стенки были обиты частыми кольями, через которые росли растения.

Готовая модель SketchUp была помещена в проект Twinmotion. Т.к. рельеф парка неровный, а трехмерная модель лабиринта изначально создавалась на ровной поверхности, необходимо было «подогнать» рисунок лабиринта под рельеф. Сделать это возможно с помощью одновременной работы в программах SketchUp и Twinmotion. Используя в последней инструмент “Measuretool”, измеряется расстояние от выбранной части лабиринта до земли. Далее, эта часть опускается в программе SketchUp на нужную длину. Эта кропотливая работа проводилась не только при создании лабиринта, но и при создании всего рисунка регулярного парка.

В центре лабиринта поставлена статуя музы Терпсихоры на пьедестале. «Нарочитый курган» создан из камня, использовались готовые материалы библиотеки Twinmotion. Композиция поставлена посередине небольшого круглого бассейна, т.к. на плане 1785 г. обозначено, что скульптура находится на воде [9].

Рис. 2. Реконструкция лабиринта в программе Twinmotion.

Остальные части парка восстанавливались по рисункам имеющихся планов и аналогам. Процесс реконструкции в целом аналогичен созданию садового лабиринта. По аналогу сада в Петергофе были спроектированы бордюры, внутри которых в дальнейшем сажались кусты. Растения брались из готовой библиотеки Twinmotion, растения в горшках создавались самостоятельно с использованием готовой растительности библиотеки.

В целом, композиция из четырех частей объединена центральной площадкой с овальным бассейном, в котором мог находиться фонтан. Бассейн служил резервуаром для полива растений. По углам площадки в специально выделенных полукруглых проемах стояли статуи.

Модель бассейна по центру регулярной композиции также проектировалась в программе SketchUp, а текстуры воды и скульптурные элементы были добавлены в программной среде Twinmotion.

Рис. 3. Общий вид регулярного парка.

Рис. 4. Общая сцена виртуальной реконструкции ландшафтного парка.

Рис. 5. Скульптурная композиция в центре лабиринта.

Реконструкция части пейзажного парка

Пейзажный парк А.Т. Болотова в большей мере оснащен источниками. Процесс его строительства подробно описан в воспоминаниях создателя парка, виды парка запечатлены в большой коллекции акварелей А.Т. Болотова.

В рамках работы предусмотрена лишь реконструкция малой части пейзажного парка, прилегающая к территории регулярного сада. В область реконструкции вошел ряд архитектурных построек: оранжерея, беседка-ротонда, полубеседка с солнечными часами и мосты. Кроме того, в ходе работы были восстановлены и другие украшения ландшафта, такие как ручьи, пруды и растения.

Рассмотрим поэтапный процесс реконструкции каждого из архитектурных объектов.

Реконструкция архитектурных элементов

Одной из важнейших составляющих усадебного парка XVIII–XIX вв. являлась оранжерея. Она была предназначена для теплолюбивых растений, которые в зависимости от погоды выносили на улицу или, наоборот, уносили в горшках в здание.

В коллекции работ А.Т. Болотова есть несколько с изображением постройки, однако, в большинстве случаев они не прорисованы детально [2].

Рисунки позволяют нам понять общий облик оранжереи, ее габариты, а также примерное расположение здания на карте.

Среди всех планов местоположение оранжереи обозначено только на плане-реконструкции И. Ярового [5], описательные материалы подтверждают данное расположение.

Благодаря этим источникам мы смогли рассчитать масштаб и габариты здания. План-реконструкция был помещен в программу SketchUp, масштаб плана подогнан под реалистичный размер. Естественно, габариты на плане-реконструкции были нарисованы автором приблизительно, поэтому, в дальнейшем были подобраны аналоги и проведено сопоставление для определения более точных размеров. Далее, все рисунки с изображением оранжереи были добавлены в программу и отредактированы по перспективе с помощью инструмента MatchPhoto.

С помощью данного инструмента появилась возможность восстановить основные формы здания и купол. По акварелям мы смогли также рассчитать расположение печных труб, окон, дверей и колонн. Однако, для уточнения большой части деталей здания были привлечены аналоги. Для восстановления типовых деталей архитектурного здания, мы привлекли в качестве аналога оранжерею графа П.Б. Шереметева, расположенную в усадьбе Кусково, а также оранжереюв усадьбе Кузьминки, выполненную по проекту Д. Жилярди. По аналогам были восстановлены панорамные окна, купол, колонны. Чертеж Померанцевой оранжереи в Кузьминках послужил аналогом для восстановления несущих стен постройки.

Рис. 6. Проект оранжереи для усадьбы Кузьминки. 1821-1823 гг. Арх. Д. Жилярди.

Рис. 7. Вид на оранжерею и двух-арочный мост.

С помощью аналогичных методов были восстановлены и другие архитектурные элементы пейзажного парка: беседка-ротонда, полубеседка с солнечными часами, двухарочный мост перед оранжереей, голубой мосток. Основная технология создания трехмерных моделей – функция MatchPhoto в программе SketchUp, т.к. источниками реконструкции в большинстве случаев являются акварели и рисунки А.Т. Болотова.

Рис. 8. Вид беседки-ротонды.

Рис. 9. Полубеседка с солнечными часами.

Рис. 10. Двух-арочный мост вблизи.

Рис. 11. Голубой мосток.

Реконструкция водной системы парка

В задачи исследования входит также реконструкция части водной системы парка, входящая в реконструируемую область. Водная система парка до наших времен не сохранилась, за исключением некоторых мест, где остались русла ручейков. В 1993 г. разрабатывался рабочий проект восстановления гидросистемы парка. Данный план стал основой для проведения водной системы. В область создания виртуальной реконструкции вошли: исток верхнего водовода, пруд с островками на верхнем водоводе, а также два круглых бассейна перед ротондой.

Создание ручьев и прудов происходило в программной среде Twinmotion. По загруженным планам на рельефе намечались русло ручья, а также начертания прудов. Далее, с помощью инструмента создания рельефа, на поверхности создавались углубления для воды. После чего необходимо было «запустить» воду по созданному рельефу. В программе Twinmotion на данный момент не существует удобного инструмента для создания рек и озер. Поэтому, процесс их создания происходил следующим образом: из библиотеки примитивов бралась плоскость, которая размещалась на уровне воды в пруду или ручье, а после на нее накладывалась текстура воды. Был также и второй способ: готовые «кубики» воды размещаются в нужном месте и растягиваются в необходимом масштабе, после чего можно выбрать из нескольких вариантов более подходящий вид воды. Первый способ был выбран по причине того, что текстур воды, накладываемых на примитивы, в библиотеке программы имеется в несколько раз больше, чем готовых видов воды.

Рис. 12. Пример реконструкции водной системы парка.

Размещение объектов в Twinmotion и посадка растений

Готовые трехмерные модели были выгружены в проект Twinmotion. Далее каждая модель была поставлена на рельеф по плану и определенным ранее местоположениям. Следующим этапом стало создание окружающей среды вокруг объектов, прежде всего – зеленых насаждений. Для их посадки выбирались готовые растения из библиотеки Twinmotion. Породы выбирались согласно воспоминаниям Андрея Тимофеевича Болотова, его статьям о строительстве парков, а также исследованиям по строительству русских усадебных парков.

Рассадка растений производилась по плану. Там, где это было возможно, использовались рисунки и воссоздавались максимально точно изображенные автором уголки парка. Например, по акварели «Вид павильонного водоема с дороги, ведущий к голубому мостку и вниз под гору» были посажены деревья и кустарники максимально точно, а также воссоздана небольшая скамейка, расположенная в роще у ручья.

Рис. 13. Вид беседки-ротонды со стороны ручья.

Рис. 14. Вид голубого мостка со стороны пруда с островками.

Рис. 15. Общий вид в сторону Эхонической долины.

Заключение

Результатом работы является представленная виртуальная реконструкция парка А.Т. Болотова на территории усадьбы Бобринских в Богородицке. Стоит отметить, что проект имеет достаточно большое практическое значение, т.к. исследование посвящено объекту федерального уровня. Например, виртуальная реконструкция может быть использована в Богородицком дворце-музее и парке, а также в Государственном историческом музее, где хранится альбом акварелей А.Т. Болотова. Кроме того, проект мог бы стать основой для реальной реконструкции парка в Богородицке.

Автор выражает свою признательность Д.И. Жеребятьеву, к.и.н., старшему преподавателю кафедры исторической информатики исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, а также д.и.н. Ю.Ю. Юмашевой и коллективу филиала ГУК ТО «Тульское музейное объединение» – Богородикого дворца-музея и парка.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Статья посвящена виртуальной реконструкции Богородицкого парка усадьбы Бобринских, расположенной в городе Богородицке Тульской области. С 1960 г. Богородицкая усадьба является объектом культурного наследия народов РФ федерального значения (Постановление Совета Министров РСФСР "О дальнейшем улучшении дела охран ы памятников культуры в РСФСР" № 1327 от 30.08.1960. Рег. № 711520373970006 (ЕГРОКН). Объект № 7110084000). В усадьбе с 1975 г. расположен музей (открыт для посетителей в 1988 г.).
Особенностью данного усадебного комплекса (кроме восстановленных и отреставрированных построек) является уникальный садово-парковый ансамбль, который создавался в конце XVIII в. практически одновременно со строительством дворца. К сожалению, в настоящее время парк находится не в лучшем состоянии. Это обстоятельство стало отправной точкой для проведения настоящего исследования, целью которого является виртуальная реконструкция именно садово-паркового ансамбля на момент его создания.
Необходимо отметить, что научные виртуальные реконструкции ландшафтов и садово-парковых комплексов в исторической науке в целом и в исторической информатике в частности явление чрезвычайно редкое. Данная тематика слабо обеспечена историографической базой, отсутствуют разработанные, апробированные подходы к выявлению и отбору исторических источников, верификации их сведений, нет понимания необходимости и достаточности привлечения геодезических (в том числе геологических, картографических и топографических) сведений, данных землеустройства; исторических исследований ботаники; последовательности выполнения этапов исследования собственно в части реконструкции; степени детализации создаваемых реконструкций; нет общепринятой модели описания проведенной работы и созданной реконструкции и т.д. и т.п.
Учитывая вышесказанное, настоящая статья, представляющая результаты выполненного исследования и созданную модель, является не только новаторской, но в определенном смысле – прорывной, предлагающей новые подходы к осуществлению подобных исследований на современном этапе развития технологий.
Однако, справедливости ради нужно сказать, что попытка виртуальной реконструкции именно этого садово-паркового комплекса уже предпринималась ранее в работе коллектива исследователей (Научно-исследовательская работа «Пространственное представление и трехмерная реконструкция дворянских усадеб средней полосы России периода XVIII - начала XX вв. как средство изучения, сохранения и восстановления памятников истории, природы и культуры» // Руководители НИР: Глаголева О.Е., Канищев В.В.; Участники НИР: Баранова Е.В., Борисов В.Е., Борисов Г.И., Диомидова М.И., Жеребятьев Д.И., Ионова П.А., Ковач Е.А., Кончаков Р.Б., Мироненко М.С., Мишина Е.М., Моор В.В., Ослон М.В., Остапенко М.Ю. Срок выполнения: 1 сентября 2012 г. - 31 декабря 2013 г.). Авторы того проекта опубликовали несколько материалов, посвященных реконструкции Богородицкой усадьбы (Глаголева О.Е., Жеребятьев Д.И., Мишина Е.М., Моор В.В. Компьютерные реконструкции исторических усадеб: Богородицкий дворцово-парковый ансамбль XVIII в. // Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании. 2013. № 3. С. 15-29.), а также представили в сети Интернет сайт, где представили модели реконструкции Богородицкой усадьбы (первая часть - https://www.youtube.com/watch?v=gyoiyz_3CJc;, вторая часть - https://www.youtube.com/watch?v=_X-PG6hqNa0). К сожалению, реконструкция собственно садово-паркового комплекса в рамках данной работы была лишь намечена; на сайте отсутствует обзор комплекса использованных источников и их научная критика, не установлена их взаимосвязь с элементами созданной модели, нет истории изучения создания паркового ансамбля, итоговая версия реконструкции (по состоянию на 12.10.2013) в силу технических особенностей выглядит крайне неубедительно.
Все вышесказанное является достаточным основанием для повтора работы по реконструкции садово-паркового ансамбля Богородицка на новом уровне критики источников и более совершенном техническом обеспечении, что, собственно, и оправдывает автора в выборе объекта реконструкции.
Возвращаясь к анализу представленной статьи, следует отметить, что автору удалось предложить стройную и логичную структуру описания результатов проведенного исследования, где лаконично, но емко изложена история возникновения и развития Богородицкой усадьбы и биография первого российского «ландшафтного дизайнера» - Андрея Тимофеевича Болотова.
Безусловной удачей исследования является умелое совмещение автором информации чертежей XX в. и рисунков А.Т. Болотова, при котором четкость научно-технической документации верифицируется эстетикой живописных работ. Здесь следует особо подчеркнуть, что использование изобразительных источников – живописных произведений – в задачах виртуальной реконструкции требует известного мастерства, поскольку живопись (как и нарративные письменные источники) отличается определенным авторским субъективизмом, преодоление которого – основная задача реконструктора.
Параграф, посвященный историографии, на взгляд рецензента, менее удачен. Думается, что он мог бы быть расширен за счет увеличения количества проанализированных автором работ по изучению садово-паркового искусства XVIII-начала XIX вв., да и абзац об исследованиях в жанре виртуальной реконструкции явно нуждается в расширении (хотя бы за счет упомянутого выше проекта «Пространственное представление и трехмерная реконструкция дворянских усадеб средней полосы России периода XVIII - начала XX вв….»). Однако данное замечание следует учесть в дальнейшем в случае продолжения реализации исследования.
Следующие пять параграфов, в которых подробно описывается методика реконструкции регулярного и пейзажного парка, архитектурных элементов, водной системы парка и насаждений, станут, вероятно, классической моделью основного содержания статей, посвященных реконструкции садово-парковых ансамблей, поскольку определяют практически все главные элементы подобных комплексов. Особую ценность этим параграфам придает указание на основные источники, привлеченные для реконструкции каждого из элементов ландшафта с оценкой их (источников) полноты, достоверности, точности информации, а также деликатное использование аналогов для воссоздания объектов, для которых информация в источниках отсутствует.
Отдельного упоминания заслуживает умение автора использовать иллюстративный материал, определение его оптимального количества. Приведенные электронные копии архивных документов и экранные виды реконструкции не перегружают текст, а служат подтверждением положений, изложенных в тексте, а также иллюстрацией возможностей программного обеспечения.
И, наконец, безусловным достижением исследования является его потенциально практический характер, о котором автор упоминает в Заключении. Действительно, созданная виртуальная реконструкция могла быть стать элементом экспозиции Богородицкого музея как наглядное представление существовавшего некогда парка; частью экспозиции ГИМ, представляющей с помощью новых технологических возможностей уникальные исторические источники – сочинения А.Т. Болотова, хранящиеся в собрании Национального музея; а также первичным проектом для реальной реконструкции парка (при более детальной проработке геодезических и ботанических вопросов).
В целом, подводя итог рассмотрению представленной статьи, необходимо отметить:
- ее логичную структуру;
- сбалансированное распределение материала по параграфам, уместное количество иллюстраций и их использование в тексте;
- доказательность положений работы и аккуратную работу с источниковой базой;
- хороший русский язык, которым написан текст (что не отменяет необходимость повторной внимательной вычитки загруженного в систему текста, поскольку, вероятно, после процедуры загрузки возникли огрехи в виде массового отсутствия пробелов между словами в разных абзацах; есть несколько стилистически корявых фраз, в частности фраза в абзаце перед Рис. 6, начинающаяся словами «Однако, для уточнения... », допущена ошибка в названии малого предприятия «МП Экопроект» (МП пишется слитно) и т.п.);
- представительный список использованных источников и литературы (пп.16, 17, 18 данного списка, содержащие ссылки на URL электронных ресурсов, должны быть оформлены по действующему ГОСТ ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка», раздел «Затекстовые ссылки»).
Вместе с тем, хотелось бы высказать ряд пожеланий автору данного исследования, которые целесообразно будет учесть в будущем, если изучение данного объекта (или проблематики реконструкции ландшафтов и садово-парковых комплексов) будет продолжено, или автор выступит в качестве участника проекта реальной реконструкции парка. Так, рецензенту представляется целесообразным:
- во-первых, провести архивные розыскания с целью выявления дополнительных материалов к истории создания и поддержания парка в естественном состоянии в течение всего XIX в.;
- во-вторых, привлечь к работе специалистов-геодезистов и ботаников для уточнения ландшафта и состава насаждений болотовского парка;
- в-третьих, перенести и использовать опыт, полученный в рамках данного исследования, в исследованиях иных садово-парковых объектов русской усадебной архитектуры;
- в-четвертых, в максимально короткие сроки представить проект виртуальной реконструкции на тематическом канале Youtube.
Завершая анализ представленной статьи, отметим, что рецензент положительно оценивает представленный текст; считает, что статья будет интересна максимально широкому кругу читателей (в том числе и как модель раскрытия тематики виртуальных реконструкций садово-парковых ансамблей русской усадьбы). После повторной вычитки, расстановки отсутствующих в настоящий момент пробелов, исправления стилистических ошибок и позиций библиографического списка, статья может быть опубликована.


Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.