Статья 'Публичная дипломатия Словацкой Республики: концепция, становление и развитие' - журнал 'Международные отношения' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Международные отношения
Правильная ссылка на статью:

Публичная дипломатия Словацкой Республики: концепция, становление и развитие

Странска Михаэла

соискатель Кафедры дипломатии, МГИМО (У) МИД России

119454, Россия, г. Москва, ул. Проспект Вернадского, 76

Stranska Michaela

External PhD Candidate, Diplomacy Department, Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

119454, Russia, g. Moscow, ul. Prospekt Vernadskogo, 76

mikhaela.stranska@gmail.com

DOI:

10.7256/2454-0641.2021.3.35002

Дата направления статьи в редакцию:

07-02-2021


Дата публикации:

21-09-2021


Аннотация: В статье анализируется процесс становления и развития публичной дипломатии Словацкой Республики. Приведены некоторые понятия термина публичной дипломатии и рассматриваются вопросы формирования публичной дипломатии Словацкой Республики и ее концепции после возникновения самостоятельной республики. Автором анализируется развитие и применение публичной дипломатии Словацкой Республики за рубежом в настоящее время. Статья состоит из трех разделов. В первом разделе анализируется общая концепция публичной дипломатии. Во втором разделе представлен анализ становления и развития публичной дипломатии Словацкой Республики. В третьем разделе представлено применение публичной дипломатии в Словацкой Республике в настоящее время. Проблема публичной дипломатии в настоящее время актуальна и широко анализируется. Со временем публичная дипломатия занимает все более прочное место во внешней политике Словацкой Республики и становится весомым фактором ее международной жизни. Особым вкладом автора в исследование темы является анализ материалов Министерства иностранных и европейских дел Словацкой Республики. Методологическую основу исследования составили системный подход, а также общенаучные и частнонаучные методы, в том числе анализ, синтез, сравнение, исторический метод. Научная новизна исследования определяется комплексным подходом к анализу публичной дипломатии Словацкой Республики и ее развитию.


Ключевые слова:

публичная дипломатия, Словацкая Республика, государство, международные отношения, внешняя политика, Европейский Союз, Министерство иностранных дел, культурная дипломатия, мягкая сила, национальный брендинг

Abstract: This article analyzes the process of establishment and development of public diplomacy of the Slovak Republic. The author provides certain definitions of the term public diplomacy, as well as discusses the formation of public diplomacy of the Slovak Republic and its concept after declaring independence. Analysis is conducted on the development and implementation of public diplomacy of the Slovak Republic abroad at the present stage. The article consists of the three sections: the first explores the general concept of public diplomacy; the second analyzes the establishment and development of public diplomacy of the Slovak Republic; the third demonstrates the implementation of public diplomacy in the Slovak Republic in the current context. The problem of public diplomacy is currently relevant and subject to extensive analysis. With the course of time, public diplomacy has been playing a significant role in foreign policy of the Slovak Republic, and thus, a crucial factor in its international life. The author’s special contribution consists in examination of the materials of the Ministry of Foreign and European Affairs of the Slovak Republic. Methodological framework is comprised of systemic approach, as well as general and private scientific methods, such as analysis, synthesis, comparison, and historical method. The scientific novelty of this research lies in the comprehensive approach towards the analysis of public diplomacy in the Slovak Republic and its evolution.


Keywords:

public diplomacy, Slovak Republic, state, international relations, foreign policy, European Union, Ministry of Foreign Affairs, cultural diplomacy, soft power, national branding

Введение

Публичная дипломатия как способ достижения внешнеполитических целей государства, приобретает особую актуальность в связи с изменением геополитической картины мира под воздействием глобальных процессов. Хотя Словацкая Республика является относительно молодым государством, которое ведёт свой отчёт с 1993 года, она начала разрабатывать концепцию публичной дипломатии ещё до распада союзного государства Чехословакии.

Присоединившись к международным организациям, Словацкая Республика стала одной из самых быстрорастущих экономик Европейского Союза. За время своего существования Словацкая Республика выступала в качестве суверенного государства и стала членом Европейского Союза и полноправным участником международных организаций, в частности: НАТО, ООН, ОБСЕ, вошла в Шенгенскую группу, что способствовало большему вниманию к стране за рубежом.

Проблема публичной дипломатии в настоящее время актуальна и широко анализируется. Со временем публичная дипломатия занимает все более прочное место во внешней политике.

Цель данной статьи - указать на растущее значение публичной дипломатии в Словацкой Республике. Для достижения нашей цели мы анализируем концепции публичной дипломатии, охарактеризуем возникновение и развитие публичной дипломатии в Словацкой РеспубликекРоОР и ее применение в настоящее время.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью обоснования сущности публичной дипломатии как инструмента «мягкой силы» для продвижения собственных интересов государства за рубежом.

Методологическую основу исследования составили системный подход, а также общенаучные и частно-научные методы, в том числе анализ, синтез, сравнение, исторический метод. Научная новизна исследования определяется комплексным подходом к анализу публичной дипломатии Словацкой Республики и её развитию.

Статья состоит из трех разделов. В первом разделе анализируется общая концепция публичной дипломатии. Во втором разделе представлен анализ становления и развития публичной дипломатии Словацкой Республики. В третьем разделе представлено применение публичной дипломатии в Словацкой Республике в настоящее время.

Общая концепция публичной дипломатии

Создание положительного имиджа государства, продвижение его внешнеполитических приоритетов, которые называются публичной дипломатией, не являются новшеством в международных отношениях. Концепция публичной дипломатии остаётся неоднозначной, из-за существования нескольких терминологий от разных авторов. Публичная дипломатия, как официальное общение государства с иностранной общественностью, является одним из важнейших инструментов мягкой силы. В межвоенный период Э. Карр писал, что способность влиять на взгляды других не менее важна для политических целей, чем военная или экономическая сила, и всегда была с ними связана. Другими словами, в терминологии Дж. С. Ная– «жёсткая и мягкая сила» неразрывно связаны. [1]

В настоящее время под публичной дипломатией понимается связь традиционной внешнеполитической активности государства с деятельностью частного сектора с целью создания и продвижения позитивного имиджа определённого государства, его институтов, национальных интересов и культуры за рубежом.

Таким образом, государство информирует иностранную общественность о своей деятельности и в то же время пытается предотвратить недопонимание или опровергнуть заблуждения, которые могут возникнуть при общении с иностранными государствами. Успешная публичная дипломатия и положительные представления о стране за рубежом среди государственных элит способствуют продвижению не только политических интересов, но и лучшему пониманию своих взглядов и ценностей и большей привлекательности с точки зрения социально-экономической деятельности: туризма, торговых отношений, иностранных инвестиций и научного сотрудничества, а также сотрудничества в решении глобальных проблем.

Публичная дипломатия не только предоставляет информацию и создаёт положительный имидж страны, но и требует общего построения дружественных отношений, что, в свою очередь, способствует реализации государственной политики. Таким образом, под публичной дипломатией следует понимать постоянные долгосрочные контакты с иностранным государством для выработки межгосударственных отношений на благо обеих стран. [2]

Публичная дипломатия отличается от традиционной дипломатии тем, что включает в себя не только взаимодействие между правительствами, но и, прежде всего, взаимодействие с неправительственными субъектами, будь то посредством отдельных лиц или организаций. Публичная дипломатия затем представляет множество различных взглядов посредством отдельных лиц или организаций как альтернатива официальному мнению правительства.

Целью публичной дипломатии является влияние на мнение в целевых странах, таким образом, чтобы правительство страны, осуществляющее публичную дипломатию, а также её компании и неправительственные организации могли легче достигнуть своей цели. Одним из наиболее важных факторов обычно является текущая политика страны и то, как она преподносится и объясняется правительством. В большинстве стран широкая интернационалистская позиция имеет положительное влияние. Открытый мониторинг национальных интересов в ущерб другим странам оказывает негативное влияние.[3]

П. Шарп описывает публичную дипломатию как процесс, в котором устанавливаются прямые связи с населением страны с целью продвижения интересов и расширения системы ценностей тех, кто руководит публичной дипломатией. Х. Туч определяет публичную дипломатию как процесс общения правительства с иностранной общественностью для того, чтобы формировать понимание идей своей нации, её институтов и культуры, а также её национальных целей и политики. [4]

Публичная дипломатия Словацкой Республики: становление и развитие

Словацкая Республика была создана как независимое государство 1. января 1993. г. «Бархатная революция» 1989 г., раздел Чехословакии 1993 г. (на Чехию и Словакию), политические и экономические реформы, а также процессы демократизации и интеграции стали важной частью истории Словацкой Республики.

После образования Словацкой Республики приоритетами государственной дипломатии стали:

1.Признание Словацкой Республики в качестве независимого государства как одного из государств-правопреемников бывшей Чехословакии.

2.Создание сети дипломатических представительств за рубежом.

3.Презентация Словацкой Республики как государства, в основе которого принципы демократии и верховенства права.

Период после образования Словацкой Республики для Министерства иностранных дел характеризовался частыми изменениями. Помимо организационных и административных изменений, Словакия также должна была заявить о себе во внешней политике и подготовить специалистов дипломатической службы. До 2004 г. основным приоритетом внутренней и внешней политики Словакии являлось присоединение страны к Европейскому Союзу и Североатлантическому альянсу.

Главной задачей публичной дипломатии Словакии является общение с населением страны-партнёра с целью повышения привлекательности Словакии, её авторитета и понимания целей внешней политики.[5]

Для того, чтобы небольшое европейское государство, которым является Словацкая Республика, могло заявить о себе в мире, оно должно обладать качественной публичной дипломатией.[6] Публичная дипломатия для малых и средних государств, включая Словацкую Республику, является шансом для усиления влияния на международной арене за пределами их ограниченных территориальных возможностей, сырьевых ресурсов, военной или экономической силы. По этой причине правительство Словацкой Республики в последние годы уделяет внимание стратегии укрепления привлекательности страны.

Концепция публичной дипломатии вошла во внешнюю политику Словацкой Республики только недавно. Публичная дипломатия – это новая концепция для Словакии, хотя деятельность, направленная на иностранную публику и продвижение страны, её культуры и возможностей для бизнеса или инвестиций существовали на протяжении всего существования самостоятельной республики. Однако это были лишь узконаправленные и несогласованные действия.

Одним из факторов, существенно влияющих на профиль публичной дипломатии Словакии, является присоединение Словакии к Европейскому Союзу. Её членство в ЕС имеет прямое влияние на внешнюю политику и связанную с ней публичную дипломатию. До вступления Словакии в ЕС в 2004 году понятие публичной дипломатии в отношении внешней политики не упоминалось. Только с момента становления Словакии членом ЕС термин «публичная дипломатия» стал использоваться в связи с презентацией страны за рубежом. После вступления в ЕС, Словакия стала проводить культурную дипломатию за рубежом. Отчёты Министерства иностранных и европейских дел Словацкой Республики по осуществлению внешней политики подтверждают, что культурная дипломатия выполняла роль публичной дипломатии в Словакии с 2004 года.

Основным действующим актором в сфере публичной дипломатии Словацкой Республики является Министерство иностранных дел и европейских дел, которое официально начало заниматься вопросом публичной дипломатии только в 2008 году. Тогда же был создан Департамент публичной дипломатии Министерства иностранных и европейских дел Словацкой Республики. В его состав входил редакционный отдел, обеспечивающий издательскую и рекламную деятельность Министерства, а также отдел, отвечающий за администрирование ведомственного веб-сайта.[7]

2009 год можно назвать поворотным моментом для становления публичной дипломатии Словакии, в частности была утверждена Концепция публичной дипломатии Словакии, однако вопрос не получил профессионального и всестороннего развития и закрепления. В 2009 Департамент публичной дипломатии активизировал свою деятельность в основном за счёт такой деятельности, как организация различных мероприятий, конференций, дискуссий, создания рекламных материалов, таких как публикации в средствах массовой информации, в том числе сети Интернет, презентация Министерства иностранных дел Словацкой Республики.

Для определения содержания и формы публичной дипломатии как части внешней политики Словацкой Республики, публичная дипломатия была запущена посредством конференций с участием экспертов в области дипломатии и её профессиональных сотрудников, целью которых было найти ответы на спорные и дискуссионные вопросы, связанные с применением публичной дипломатии. В том же году прошла конференция «Публичная дипломатия: новый стратегический инструмент Министерства иностранных дел Словацкой Республики»,[8] на которой основное внимание было уделено данному вопросу.

В ходе конференции было закреплено несколько определений публичной дипломатии. Определение публичной дипломатии, данное Е. Пайтинкой, связано с происхождением английского термина «public diplomacy», то есть совокупность скоординированных действий государственных дипломатических органов с целью продвижения и поддержки внешнеполитических амбиций страны за рубежом.

В то же время она подчеркнула, что её деятельность является частью работы государственных органов или комплексом поддерживаемых государством мероприятий, направленных в первую очередь на влияние на общественное мнение за рубежом в соответствии с внешнеполитическими амбициями государства.[9]

Предметом открытого и плодотворного обсуждения участников конференции были противоречия связанные с различным восприятием концепции публичной дипломатии в Словацкой Республике. Е. Маллицкова, тогдашний директор Департамента публичной дипломатии Словацкой Республики подчеркнула,[10] что Министерство иностранных и европейских дел Словацкой Республики ориентировано на продвижение приоритетов внешней политики и формирование единого представления Словакии за рубежом.

В этой связи было чрезвычайно важно определить ценностные характеристики и конкретную идентичность страны, что является долгосрочным и сложным процессом, требующим согласованных действий. Е. Маллицкова подчёркивает, [11] что поддержка внутреннего общественного мнения и его консенсус с направлением внешней политики государства может только способствовать созданию положительного имиджа за рубежом и повысить его достоверную ценность.

Й. Батора [12] определил публичную дипломатию как усиление мягкой силы государства посредством долгосрочного процесса вовлечения местного и иностранного населения, основной целью которого является повышение авторитета и привлекательности страны. Это также подчёркивает внутренний аспект. Й. Батора утверждает, что это взаимозависимый процесс, в котором одинаково важно понимать внешнеполитическое видение страны как внутри страны, так и за рубежом.

На начальном этапе становления публичной дипломатии Словакии в 2009 г. Министерство иностранных и европейских дел Словацкой Республики также призвало к сотрудничеству внешних экспертов, специалистов из других отраслевых министерств и академической среды, аналитиков неправительственных организаций, рекламных компаний, сотрудников агентств по инвестициям и развитию торговли, включая туризм.[13]

Первоначально потребовалось осуществить интенсивное общение и обсуждение для наиболее эффективного использования потенциала с учётом ограниченных возможностей, которыми располагала Словацкая Республика. Также необходимо было создать эффективную среду для проведения публичной дипломатии.

Следующим важным шагом к осуществлению успешной публичной дипломатии Словакии стало создание так называемого «Бренда Словакии». На основании постановления правительства Словацкой Республики от 2009 г. было принято предложение о создании «Бренда Словакии».[14] Создание бренда стало очень важным элементом и в конечном итоге предполагало: увеличение притока прямых инвестиций, улучшение торгового баланса, рост доходов от активного туризма, повышение интереса к словацким университетам и, наконец, что не менее важно, улучшение словацкого культурного экспорта».

Применение публичной дипломатии в Словацкой Республике в настоящее время

В настоящее время для успешной реализации публичной дипломатии, особенно в малых и средних странах, очень важна сетевая скоординированная деятельность всех участников, включая неправительственный сектор, который также участвует в её реализации. Не все государства обладают одинаковым объёмом ресурсов для реализации внешнеполитической деятельности.

Поэтому творческое использование возможности скоординированной деятельности, например, с другими странами-партнёрами, является большим плюсом. На практике Словацкая Республика в сотрудничестве со странами-членами ЕС также сотрудничает с зарубежными культурными институтами, такими как Гёте-Институт или Британский совет и другими зарубежными организациями. Деятельность публичной дипломатии включает в себя широкий спектр возможностей и на практике часто пересекается с другими видами дипломатии, такими как культурная или экономическая дипломатия.[15]

Для реализации публичной дипломатии необходимо включить в спектр инструментов, таких как: помощь в целях развития, развитие академической сети стажировок и обменов, социальные сети, СМИ, Интернет, культурные и спортивные мероприятия, вплоть до соотечественников, проживающих за рубежом, успешные проекты негосударственных организаций и их презентация в мире. Ещё одним атрибутом реализации публичной дипломатии является конкретное планирование качественного профессионального общения его участников и в то же время объективной оценкой возможностей. Положительное впечатление может внести значительный вклад в достижение целей внешней политики, но в противоположном случае, негативное общественное мнение будет иметь противоположный эффект.

Помимо Министерства иностранных и европейских дел Словацкой Республики, наиболее важные словацкие учреждения, участвующие в презентации страны, включают следующие организации: Словацкое агентство по инвестициям и развитию торговли, Словацкая академия наук, Словацкое агентство по туризму, Словацкое академическое и информационное агентство, Литературно-информационный центр, официальная помощь развитию Словацкой Республики и многие другие.

В настоящее время в соответствии с положением п.14 абз. 2 Закона № 575/2001 [16] целью Министерства иностранных и европейских дел Словацкой Республики является обеспечение защиты прав и интересов Словацкой Республики и её граждан за рубежом, контактов с органами и представителями иностранных государств в Словацкой Республике и за рубежом, управление посольствами Словацкой Республики, координации подготовки национальных переговоров, заключения, обнародования и выполнения международных соглашений, управления и распоряжения с имуществом Словацкой Республики за рубежом и, что не менее важно, обеспечение культурного представления Словацкой Республики за рубежом.

Функционирующая публичная дипломатия каждого государства должна строиться на хорошо подготовленной стратегии презентации страны за рубежом. Созданию успешной стратегии должно предшествовать общее согласие об идентичности страны, определение бренда страны и формулирование желаемого имиджа и истории страны, которая будет представлена за границей. Государству следует подчеркнуть свою уникальную сущность, показать свои сильные стороны и выйти на международную арену и показать себя в таком виде, который привлечёт и заинтересует иностранную аудиторию и впоследствии запомнится.

Министерство иностранных и европейских дел Словацкой Республики воспринимает публичную дипломатию как долгосрочный процесс общения с внутренней и иностранной общественностью сцелью повышения привлекательности республики, её авторитета и понимания целей внешней политики. Основные направления деятельности Министерства иностранных и европейских дел Словацкой Республики в области публичной дипломатии включают : [17]

–координацию деятельности в области публичной дипломатии министерства и посольств;

–координацию межведомственного процесса создания бренда Словакии (национальный брендинг страны);

–межведомственную координацию государственной презентации Словацкой Республики за рубежом;

–обеспечение деятельности межведомственной рабочей группы по скоординированному представлению Словакии за рубежом;

–создание единой коммуникационной и визуальной основы для презентации Министерства в стране и за рубежом;

–координацию отбора, создания и распространения изданий, рекламных и информационных материалов для Министерства и посольств;

–сотрудничество в организации мероприятий, направленных на продвижение и популяризацию внешней политики, дипломатии и деятельности Министерства на национальном и региональном уровнях;

–реализацию и последующее предоставление портфолио презентационных выставок Министерства для презентации Словацкой Республики за рубежом;

–координацию сотрудничества с негосударственным сектором в сфере публичной дипломатии.

Заключение

В заключение следует отметить, что публичная дипломатия, несомненно, сегодня одна из самых обсуждаемых тем в теории дипломатии и одна из самых перспективных «ветвей» дипломатической практики с начала 21 века.

Суть публичной дипломатии заключается в оказании влияния на общественность иностранных государств таким образом, чтобы была возможность изменять поведение политических элит в свою пользу. Механизм действия публичной дипломатии предполагает наличие связи между политическими элитами и общественностью, который наиболее широко распространён в либерально-демократических странах.

В такую группу стран входят все государства-члены ЕС, что в свою очередь создаёт пространство для эффективной реализации публичной дипломатии Словацкой Республики в рамках Союза, в том числе для продвижения государственных интересов,как в Европе, так и в Евразии в целом.

В основе публичной дипломатии Словацкой Республики лежат известные концепции мягкой силы и публичной дипломатии. Основными действующими акторами осуществления эффективной публичной дипломатии и продвижения положительного имиджа страны за рубежом являются Министерство иностранных и европейских дел Словацкой Республики, государственные учреждения и негосударственные организации.

Таким образом, приоритетной задачей Министерства иностранных и европейских дел Словацкой республики является расширение связей с государствами-членами ЕС, США, Россией и иными странами посредством посольств Словацкой Республики, генеральных консульств и Словацких институтов.

Главной задачей публичной дипломатии Словакии является общение с населением зарубежных стран с целью повышения привлекательности Словакии, её авторитета, понимания целей внешней политики страны.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Результаты процедуры рецензирования статьи

Рецензия скрыта по просьбе автора

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.