Статья 'Исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова: юбилеи факультета как фактор изучения его истории (2004–2014 гг.)' - журнал 'Исторический журнал: научные исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Исторический журнал: научные исследования
Правильная ссылка на статью:

Исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова: юбилеи факультета как фактор изучения его истории (2004–2014 гг.)

Леонова Лира Степановна

доктор исторических наук

профессор, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ)

119192, Россия, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4

Leonova Lira Stepanovna

Doctor of History

LEONOVA Lira Stepanovna – Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of History of Social Movements and Political Parties, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University

Lomonosovsky prospekt 27-4, Faculty of History – MSU, Moscow 119192 Russiaodpp@mail.ru

lslhjr@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0609.2017.2.22528

Дата направления статьи в редакцию:

02-04-2017


Дата публикации:

26-04-2017


Аннотация: Предметом статьи являются юбилеи исторического факультета МГУ. Хронологические рамки работы – это начало XXI в., то есть юбилеи, посвященные 70-летию, 75-летию, 80-летию исторического факультета. Цель работы заключается в рассмотрении того, как исследование этих юбилеев может способствовать изучению истории факультета и Московского университета в целом. Методология работы построена на сочетании трех принципов – историзма, научной объективности и системности. Применение принципа историзма позволяет встроить анализ предмета в исторический контекст. Принцип научной объективности обеспечивается привлечением к исследованию широкого круга источников и критическим осмыслением содержащихся в них фактов. Принцип системности дает возможность реконструировать историю факультета во всей полноте параметров оценки, которые проистекают из анализа юбилеев. Научная новизна статьи заключается в самой постановке проблемы, а также в том, что полученные результаты позволяют выявить новые аспекты рассмотрения истории факультета и университета, проследить их взаимосвязь, обнаружить неочевидные взаимные влияния этих аспектов и факторов истории страны в целом. Выводы статьи имеют не только научную, но и практическую значимость – они могут использоваться и в процессе преподавания, и при создании комплексов по мемориализации факультетской и университетской жизнедеятельности. Они также содержат в себе указания на возможные направления дальнейшего изучения юбилеев, в частности, указание на возможные способы поиска и систематизации новых источников по истории факультета и университета.


Ключевые слова:

Московский университет, исторический факультет, юбилей, историческое образование, Вестник Московского университета, Классический университетский учебник, профессура, студенчество, мемуары, внеучебная деятельность

Abstract: The subject of this article is the jubilee of the History Department of Lomonosov Moscow State University. The chronological framework of this work is the beginning of the 21st century, that is, the jubilees of the 70th, 75th and 80th anniversaries of the History Department. The aim of this article is to examine how the study of these jubilees can aid the inquiry into the history of this department and of Moscow State University in general. The work’s methodology is constructed on the combination of three principles: historicism, scientific objectivity and systematism. The application of the principle of historicism allows to implant the analysis of the subject into its historical context. The principle of objectivity ensures the application to this study of a wide range of sources and the critical assessment of the facts contained within these sources. The principle of systematism offers the possibility of constructing the history of the department in all of its complete parameters of evaluation, which stem from the analysis of the jubilees. The article’s scientific novelty lies in the very formulation of the problem, as well as in that the acquired results allow to identify new aspects for studying the history of the department and university, trace their interrelation, determine the unobvious mutual influence of these aspects and factors on the history of the country as a whole. The article’s conclusion have not only scientific, but also a practical significance – they can be used in the process of teaching and in creating complexes for the memorialization of the department and university life. They also contain in themselves indications of other possible direction for the study of jubilees, including the indication of possible ways of searching and systematizing new sources on the history of the department and university.


Keywords:

extracurricular activity, memoirs, studenthood, professorship, classic university textbook, Vestnik of Moscow University, historical education, jubilee, history department, Moscow University

Празднование юбилеев своей alma mater – одна из традиций Московского университета. Однако юбилей – это не только праздничное торжество, но и осмысление пройденного курса, обращение к наиболее значимым событиям факультетской истории, планы дальнейшего развития юбиляра. Знаменательные даты отмечаются юбилейными мероприятиями, способствующими активизации научной деятельности, совершенствованию образовательного процесса. Празднование юбилеев крупных научных и учебных центров страны, известных ученых приобрело государственное звучание, международный характер. В указе президента Российской Федерации В. В. Путина «О праздновании 250-летия основания Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова» от 27 октября 2000 г. подчеркивалось, что Московский университет является «ведущим российским центром образования, науки и культуры», что это событие имеет большое международное значение. Правительству РФ предлагалось утвердить программу подготовки и проведения в 2001–2005 гг. мероприятий, посвященных юбилейной дате. К университетским юбилеям с полным правом можно отнести и 300-летие основателя университета – М. В. Ломоносова. В указе президента РФ от 20 сентября 2006 г. отмечался «выдающийся вклад великого русского ученого М. В. Ломоносова в развитие отечественной и мировой науки». Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовалось принять участие в подготовке и проведении юбилейных мероприятий.

Коллектив МГУ имени М. В. Ломоносова принял активное участие в подготовке и проведении этих юбилеев. Порой разделить мероприятия университетского и факультетского масштабов бывает сложно – ведь исторический факультет является структурным подразделением университета, впитывающим в себя все его лучшие достижения. Вместе с тем историческое образование и историческая наука имеют свою специфику, и закономерно отметить даты, связанные непосредственно с юбилеями исторического факультета.

15 мая 1934 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР». (В литературе имеет место ссылка на 16 мая 1934 г. – дату опубликования в «Правде» этого постановления.) В нем отмечалось, что «преподавание истории в школах СССР поставлено неудовлетворительно. Учебники и само преподавание носят отвлеченный, схематический характер. Вместо преподавания гражданской истории в живой занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей учащимся преподносят абстрактные определения общественно-экономических формаций, подменяя таким образом связное изложение гражданской истории отвлеченными социологическими схемами».

Это постановление предопределило восстановление исторического образования в нашей стране, создание исторических факультетов в Московском и Ленинградском университетах, открыло широкие перспективы в изучении и преподавании отечественной и всемирной истории, способствовало патриотическому воспитанию молодежи. Празднование юбилеев факультета стало традицией, хорошим поводом осмыслить пройденный путь, сопоставить задачи и итоги развития исторического образования и исторической науки, конкретизировать перспективы факультета.

В начале XXI в. на историческом факультете были отмечены 70-летие, 75-летие и 80-летие восстановления исторического образования в СССР и основания исторического факультета.

В каждом случае программа юбилейных мероприятий утверждалась Ученым советом факультета, декан факультета возглавлял юбилейные комиссии. Подготовка юбилеев стала делом всего коллектива.

Программа юбилейных мероприятий включала в себя широкий спектр действий в важнейших сферах факультетской жизни, тесно связанной с жизнью университета, страны. Комиссии по реализации юбилейной программы конкретизировали содержание этой деятельности. Среди целого ряда профильных комиссий можно назвать научную, издательскую, учебную, по созданию юбилейной атрибутики, выставочную, комиссию по освещению юбилейных мероприятий в научной периодике и средствах массовой информации, комиссию по связи исторического факультета с научными и учебными центрами России и иностранных государств, студенческую комиссию и др.

Ученые исторического факультета внесли заметный вклад в разработку источниковедения и историографии факультетской проблематики. В рамках подготовки к 70-летнему (1934–2004) юбилею исторического факультета и 250-летию (1755–2005) Московского университета был издан «Энциклопедический словарь Московского университета. Исторический факультет» [1]. Подобное справочное издание предпринималось впервые. Энциклопедический словарь отразил жизнь исторического факультета с 1934 г. по 2003 г. В нем содержится около 370 биографических очерков о профессорах исторического факультета, его выпускниках – известных ученых и организаторах науки и образования, деятелях культуры, политиках, дипломатах. Помимо биографических очерков, в словаре имеется 146 тематических статей, отразивших эволюцию факультета за 70 лет – структуру, кадровый состав, педагогическую и научную деятельность, студенческую жизнь. В приложении помещены списки деканов и заведующих кафедрами исторического факультета в 1934–2004 гг., профессоров, избранных в Академию наук СССР и Российскую академию наук, лауреатов Государственной, Ленинской, Ломоносовской, Памяти митрополита Макария премий. Материалы словаря свидетельствуют о вкладе исторического факультета в подготовку научных и педагогических кадров, в развитие исторической науки и образования, в формирование культурного потенциала общества [2].

В 1994, 2009 и 2014 гг. выходила летопись исторического факультета. Летопись 2014 г. – шаг в совершенствовании этого издания [3]. Опираясь на материалы прежних изданий, авторы значительно расширили и уточнили фактическую основу данного труда. Структура летописи отражает следующие направления факультетской жизни:

– развитие структуры факультета (кафедры, лаборатории, центры и др.);

– новые спецкурсы, читаемые на кафедрах;

– новые образовательные программы;

– вышедшие учебники и учебные пособия;

– изданные монографии;

– аспирантура;

– научные конференции (всероссийские и международные);

– участие ученых факультета в общественной жизни страны;

– присвоение научных званий;

– государственные награды сотрудникам факультета.

Следует отметить приложение, где помещены разносторонние данные о факультете – даны фамилии деканов, заведующих кафедрами, лауреатов престижных премий, обладателей почетных званий.

Богатый справочно-аналитический материал содержится в таких изданиях, как «От юбилея к юбилею», «Состояние и перспективы исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова». В них отражены все важнейшие стороны жизни факультета – структура факультета, Ученый совет, кадровая политика, профессиональный состав факультета, содержание учебного процесса, учебно-методическая работа, научно-исследовательская деятельность, факультет и общеобразовательная школа, информатизация, характеристика контингента студентов факультета, внеучебная жизнь студентов, ассоциация выпускников исторического факультета и др. Помимо фактического материала в издании 2010 г. представлена «Стратегия развития исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова», которая помогает рассмотреть историю факультета в развитии, познакомиться с перспективами его развития. Отмечен ряд новых явлений в жизни факультета: например, профессорское собрание, новые научные школы, новые кафедры, уточнения в плане научно-исследовательской работы факультета, новый уровень информатизации факультета, позитивные изменения во внеучебной жизни студентов и др. [4; 5].

К юбилейным датам вышли в свет пять изданий иллюстрированных альбомов об историческом факультете. Наиболее полное – издание 2014 г. [6]. Это свыше 200 страниц текста и несколько сотен фотографий. Книга содержит исторический очерк, дает представление о жизни факультета на современном этапе, конкретизирует многогранную деятельность кафедр, лабораторий, центров. Большое количество иллюстративного материала расширяет информативный потенциал издания. Для последнего издания характерен новый уровень освещения жизни исторического факультета. Источниковую базу книги составляют данные, отраженные в архивах кафедр, лабораторий, центров, других структур факультета.

В 2004 г. вышла в свет коллективная монография «Историческая наука в Московском университете 1755–2004». Книга дает представление о становлении и развитии исторической науки в Московском университете со времени его основания до наших дней, о современной структуре исторического факультета, его профессорско-преподавательском коллективе, студенчестве. Книга подготовлена преподавателями и научными сотрудниками кафедр, лабораторий и научных центров исторического факультета [7]. Это первая попытка систематического изложения истории развития исторической науки в Московском университете за 250 лет. Характеристика деятельности в этой сфере после 1934 г. ограничена рамками исторического факультета – развитие научных исследований в области истории в других подразделениях МГУ не рассматривается. Книга открывается введением, дающим представление об историческом прошлом и нынешнем состоянии исторического факультета. В издании 6 глав и 13 параграфов. Главы – отечественная история, всеобщая история, археология и этнология, история искусства, историческая информатика, теоретические проблемы исторической науки. В каждом из параграфов освещается проблематика, отражающая специфику научных изысканий какой-либо кафедры или межкафедральной лаборатории истфака.

Традиционной стала публикация юбилейных статей в «Вестнике Московского университета», серия «История». В тематике журналов – статьи как о прошлом, так и о настоящем исторического факультета. В связи с 70-летним юбилеем факультета вышел специальный номер «Вестника», посвященный этой дате [8]. В 2014 г. была опубликована юбилейная статья Л. И. Бородкина, С. П. Карпова, Л. С. Леоновой и И. И. Тучкова [9]. Вышел и специальный номер «Вестника», посвященный 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова [10].

Празднование юбилеев включает проведение научных конференций, круглых столов – международных, общероссийских, университетских, факультетских, кафедральных. Юбилейная проблематика получила отражение в ежегодно проводимых Ломоносовских чтениях [11; 12; 13].

Обогащению знаний факультетской истории способствуют научные чтения, посвященные памяти выдающихся ученых – профессоров и преподавателей исторического факультета, – и издаваемые на этой базе труды [14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21].

В предъюбилейные годы эта работа значительно расширилась. В вышедших изданиях представлены ранее не публиковавшиеся исследования ученых, их переписка, воспоминания учеников, коллег, друзей. В ряде работ приводится библиография основных трудов преподавателей факультета. Читатели знакомятся с их жизнью и творчеством, узнают об их вкладе в изучение научных проблем, которыми они занимались. Благодаря подготовленным изданиям широкий круг исследователей и просто интересующихся историей смог познакомиться с тем, как протекала научная деятельность таких ученых. При этом такие издания позволяют составить представление не только о профессиональной культуре наших предшественников, но и об их личных качествах. Среди выпускников послевоенных лет было немало участников Великой Отечественной войны. Они оказывали большое влияние на студентов факультета. Их политическая зрелость, готовность помочь коллегам в трудные минуты, умение ценить дружбу, настойчивость в достижении цели помогали вчерашним школьникам стать профессиональными историками. И неслучайно многие из них были оставлены на историческом факультете МГУ в качестве преподавателей факультета.

Юбилеям Победы в Великой Отечественной войне, юбилеям факультета посвящены книги, подготовленные на базе материалов Комнаты боевой и трудовой славы исторического факультета МГУ. В 1965 г., когда в нашей стране широко отмечалось 20-летие Победы в Великой Отечественной войне, на истфаке был оформлен мемориальный стенд с именами погибших преподавателей и студентов – историков МГУ и МИФЛИ. Составление списков погибших стало возможным благодаря опросам студентов военных лет, а также изучению архивных материалов. В ходе этой работы было собрано большое количество писем, воспоминаний и других документов. Для более квалифицированной организации сбора подобных материалов в 1985 г. на факультете была открыта Комната боевой и трудовой славы. Собранные материалы постоянно пополнялись и пополняются новыми документами. По существу, на факультете сформировалось специфическое архивохранилище, в котором содержится большой массив документов, свидетельствующих о вкладе истфаковцев в Победу в Великой Отечественной войне [22; 23; 24].

Работа по сбору источников значительно активизировалась в последние годы. Выпускники 1970 г. истфака МГУ подготовили сборник, в который были включены краткие жизнеописания бывших студентов исторического факультета [25].

Книга «С истфаком в сердце» содержит мемуары выпускников факультета, обучавшихся в 1947–1952 гг. Очерки воссоздают многогранную картину студенческой жизни и дают немало новых сведений о жизни молодежи после окончания Второй мировой войны. Авторы вспоминают о профессорах, преподавателях, оставивших наиболее глубокий след в их жизни, о роли вчерашних фронтовиков в формировании морально-психологической атмосферы на истфаке, о составе курсов, о содержании учебного процесса, о взаимоотношениях студентов, о внеучебной работе и отдыхе студентов [26].

70-летие исторического факультета было отмечено международной научной конференцией «Историческая наука и историческое образование на современном этапе общественного развития». С докладами выступили крупные ученые, известные педагоги исторического факультета МГУ и других вузов России, зарубежных стран. Докладчики подчеркивали, что отечественная система исторического образования доказала свою эффективность, что сегодня, когда идет активный поиск путей инновационного развития российского общества, утверждения в стране идей национального согласия, осуществления плодотворного сотрудничества государств и народов, опыт России в подготовке профессиональных историков может быть творчески использован. Заинтересованное обсуждение проблем исторической науки, российского образования может способствовать утверждению позиций, ориентированных на сохранение лучших университетских традиций, и одновременно готовности к восприятию передовых достижений мировой науки и образования. Адаптация факультета к реалиям Болонского процесса потребовала особого внимания к проблеме сохранения кафедр на факультете как основной структурной единицы факультета, университета, как базы осуществления специализации.

В системе юбилейных мероприятий важное место заняло издание Положения об утверждении в Московском университете серии «Классический университетский учебник». Целый ряд учебников, подготовленных на историческом факультете, вошел в эту серию, посвященную 250-летию Московского университета [27; 28; 29; 30; 31]. В издании университетских учебников исторический факультет опирается на давние и глубокие традиции в этой области, в частности, на учет новейших достижений науки и традиций фундаментального образования. В статье С. П. Карпова, занимавшего на тот момент пост декана факультета, «Университетский учебник по всеобщей истории: итоги и перспективы» [32] отражены принципиальные подходы ученых истфака к написанию учебника: системность, полнота представлений об эпохе, отказ от ангажированности, выверенность суждений, опора лишь на твердо установленные факты, помощь студентам в овладении профессиональной культурой, воспитание гражданственности и патриотизма. Учебная литература, подготовленная на истфаке, отражает теоретический, методологический, методический потенциал научно-педагогических кадров, достижения исторической мысли, характерной для современного этапа развития исторической науки. В ряде учебников по всеобщей истории традиционный страноведческий подход сочетается с проблемным. Авторы знакомят студентов с дискуссиями, которые имеют место в историографии по различным проблемам исторического процесса.

Юбилеи помогают осознать значение традиций, заложенных в прошлом, распространить их с учетом современных достижений в факультетской практике, показать причастность к созданию новых научных или просветительных учреждений. Так, в 1978–1986 гг. профессор кафедры источниковедения исторического факультета МГУ А. В. Муравьев руководил работой общественной группы этой кафедры, которая занималась сбором материала и организацией выставки по истории МГУ, что способствовало созданию документального и вещественного собрания музея МГУ, существующего сегодня. Опыт этой работы был использован при открытии музея исторического факультета МГУ весной 2014 г.

Исторический факультет принял активное участие в разработке юбилейной символики, касающейся Московского университета, исторического факультета. В ходе работы над гербом Московского университета были изучены исторические источники и историография, связанные с Московским университетом, нумизматические, сфрагистические и фалеристические материалы, символика отечественных и зарубежных университетов, создано несколько проектов герба Московского университета. Была проведена работа по созданию памятного знака к юбилею Московского университета.

К юбилейным датам исторического факультета в XXI в. был выпущен ряд оригинальных значков. Большой интерес сотрудников и гостей исторического факультета, посетивших факультет в связи с юбилеями, вызвали выставки научных работ историков и искусствоведов факультета. Среди выставок, оформленных в разные годы к юбилеям факультета, – «Научные достижения исторического факультета в XXI веке», «Учителя и ученики», «Новейшие археологические находки экспедиции исторического факультета», «Историки факультета – участники Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», «Студенческая жизнь сегодня».

Активно включились в подготовку и проведение юбилеев студенты исторического факультета. Они подбирали материалы для выставки «Историки факультета – участники Великой Отечественной войны», участвовали в конкурсе «Per aspera…», посвященном юбилею исторического факультета.

Внеучебная жизнь студентов получает все более широкое освещение в изданиях факультета. Юбилейным датам был посвящен целый ряд мероприятий, проведенных в 2004–2015 гг. и выходивших за рамки традиционных программ. В декабре 2004 г. в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное собрание коллектива Московского университета, посвященное 250-летию университета. В Государственном Историческом музее прошла выставка «Московский государственный университет», было открыто новое здание Научной библиотеки МГУ. На историческом факультете был открыт Музей истории факультета. Состоялся съезд выпускников университета. Был отмечен праздник святой Татианы.

Работа над юбилейными изданиями способствует сплочению коллектива, активизации контактов между историческим факультетом и другими научными и образовательными учреждениями.

Юбилеи факультета стали значимыми событиями, стимулировавшими изучение истории и совершенствование исторического образования в Московском университете. Это дополнительный фактор осмысления тенденций развития исторической науки, современного состояния научных исследований и преподавания истории. Такой анализ помогает понять конкурентные преимущества нашей школы подготовки профессиональных историков, сосредоточить внимание на нерешенных вопросах.

Изучение истории факультета, Московского университета включено в план научно-исследовательской работы факультета. На оформление самостоятельного научного направления по университетской тематике, несомненно, оказали влияние подготовка и проведение факультетских юбилеев, их итоги.

Юбилейная практика внесла заметный вклад в расширение источниковой базы исследований. Юбилейные мероприятия способствовали уточнению биографических данных о студентах, сотрудниках, учившихся или работавших на факультете в разные годы. Юбилеи стимулируют развитие контактов между специалистами, проявляющими интерес к истории факультета, активизируют проведение научных конференций разных уровней. Анализ юбилейных мероприятий факультета позволил выявить вопросы, требующие дальнейшего изучения.

Речь идет о сфере приложения полученных знаний выпускниками исторического факультета. Пока мы ограничиваемся лишь общей оценкой: «Его выпускники трудятся во многих университетах, средних специальных учебных заведениях, школах, в институтах Академии наук, библиотеках, органах государственного управления, различных партиях, ассоциациях, фондах и средствах массовой информации. Из университета они вынесли сознание высокой миссии исторической науки в обществе, ощущение неразрывной связи со своей alma mater. Исторический факультет – в их судьбе, памяти, сердце» [33, с. 33].

Назрела необходимость найти в архивах и проанализировать материалы государственных комиссий по распределению выпускников, проследить, по возможности, их дальнейшую профессиональную судьбу. Гораздо сложнее выявить источники, отражающие жизненный путь выпускников-историков в годы, когда не было государственного распределения.

Необходимо сформулировать четкие критерии, согласно которым включать фамилии выпускников факультета в словарь факультета.

При подготовке юбилейных мероприятий больше внимания обращать на опыт воспитания патриотических, гражданских качеств молодежи не только в военные годы, но и в мирное время. В Положении об историческом факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова среди целей и задач факультета называется «подготовка квалифицированных специалистов, сочетающих глубокие профессиональные знания с высокой общей культурой и гражданственностью».

В решении этих вопросов может быть использован и потенциал юбилеев.

Очередным юбилеям будут сопутствовать публикации новых архивных документов, все более активное использование аудио- и видеоисточников, выявление особенностей развития факультета на новом историческом этапе.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.