Статья 'К вопросу о картине «Сражение под Смоленском» (1846) Петера Хесса из собрания Государственного Эрмитажа' - журнал 'Исторический журнал: научные исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Исторический журнал: научные исследования
Правильная ссылка на статью:

К вопросу о картине «Сражение под Смоленском» (1846) Петера Хесса из собрания Государственного Эрмитажа

Шульц Марина Викторовна

младший научный сотрудник, Государственный Эрмитаж

190000, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Дворцовая, 34

Shults Marina Viktorovna

SCHULZ Marina Viktorovna – Junior Research Associate, State Hermitage;

Dvortsovaya naberzhnaya 34, Saint-Petersburg 190000 Russia; schulz.marin@gmail.com

schulz.marin@gmail.com

DOI:

10.7256/2454-0609.2016.3.18065

Дата направления статьи в редакцию:

19-02-2016


Дата публикации:

22-08-2016


Аннотация: Предметом исследования является, с одной стороны, история появления реставрационной записи, существующей в настоящий момент на картине Петера Хесса «Сражение под Смоленском», а с другой стороны, деятельность Николая I по мемориализации военной истории России. Особое внимание уделяется истории создания в Зимнем дворце парадной анфилады «комнат военной живописи», важной частью которой была рассматриваемая картина. Объектом исследования является официальный вариант истории Отечественной войны 1812 года, создававшийся в 1840–50-е годы под прямым контролем императора. Методологической основой исследования является системное рассмотрение исторических, в том числе изобразительных, источников и фактов, полученных из ранее неизвестных архивных документов. Основными результатами проведенного исследования является отнесение существующей на картине записи к первой половине XX века и переоценка роли этого произведения Хесса для Николаевской эпохи. Актуальность полученных результатов обусловлена как их прикладным значением (для музейной реставрации), так и теоретическим, позволяющим переосмыслить концепцию «народной войны» в истории России первой половины XIX века. Господствовавший в историографии Отечественной войны эпохи Александра I взгляд на роль простого народа в войне претерпел существенные изменения при дворе Николая I и нашёл отражение на картине «Сражение под Смоленском».


Ключевые слова:

Петер Хесс, Николай I, Отечественная война, Зимний дворец, реставрация, Смоленск, Эрмитаж, батальная живопись, А. И. Михайловский-Данилевский, Л. И. Киль

УДК:

75.044[470.23+25]

Abstract: The research subject of thе article is, on the one hand, the history of the restoration corrections to the canvas of «The Battle of Smolensk» by Peter Hess. On the other hand, the article examines the practice of commemorating Russia’s military history during the period of Nicholas I. Particular attention is paid to the history of creating the «Rooms of Battle Paintings» in the Winter Palace, which centered around the named picture. The article’s object of research is the official version of the history of the Patriotic War of 1812, formulated in the 1840—50s under the direct supervision of the emperor. The methodological basis of the study is the systematic examination of historical sources (including visual) and of facts obtained from unpublished archival documents. The study’s main results consist in dating the later corrections of the picture to the first half of the 20th century and the reassessment of the painting’s role during the reign of Nicholas I. The relevance of the obtained results lies in their practical application (for museum restoration), as well as in the theoretic sphere by inciting to rethink the concept of «the people’s war» in the history of Russia during the first half of the 19th century. During Alexander’s reign this concept dominated the historiography of the Patriotic War of 1812, while during Nicholas’s rule it was substantially reformed, finding reflection in the painting «The Battle of Smolensk».


Keywords:

L. I. Kihl, A. I. Mikhailovsky-Danilevsky, battle painting, Hermitage, Smolensk, restoration, Winter Palace, Patriotic War, Nicholas I, Peter Hess

Библиография
1. Асварищ Б. И., Вилинбахов Г. В. Отечественная война 1812 года в картинах Петера Хесса. СПб.: Изд. Гос. Эрмитажа, 2013. 118 с.
2. Дело о вызове в Санкт-Петербург мюнхенского живописца П. Гесса. 1839 г. // Российский государственный исторический архив. Ф. 472. Оп. 17 (2/934). Д. 7. Л. 1–333.
3. Иллюстрированная Отечественная война 1812 года: по поводу исполнившегося семидесятипятилетия событий означ. войны / 12 фотограф. с картин П. Гесса, находящихся в Императорском Зимнем дворце с поясн. текстом, пересмотр. и испр. ген.-майором Н. Ф. Дубровиным. СПб.: изд. И. Гофферт, 1887. 26 с.
4. Божерянов И. Н. Война русского народа с Наполеоном. СПб.: Общество попечения о бесприютных детях, 1911. 132 с.
5. Протокол реставрации № 2971. 1947 г. // Архив Отдела реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа. Л. 1–2.
6. Протокол реставрации № 15360. 1990 г. // Архив Отдела реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа. Л. 1–2.
7. Опись портретов и баталических картин, находящихся в Зимнем дворце // Архив Государственного Эрмитажа. Ф.1. Оп. 6А. Д. 133. Л. 1–43.
8. Тартаковский А. Г. 1812 год и русская мемуаристика: опыт источниковедческого изучения. М.: Наука, 1980. 312 с.
9. Уортман Р. С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии / Пер. С. В. Житомирской. Т. 1. М.: О.Г.И., 2002. 608 с.
10. Витберг Ф. О памятниках Отечественной войны // Русская старина. 1912. Т. 152. № 12. С. 611–630.
11. Ашик В. А. Памятники и медали в память боевых подвигов русской армии в войнах 1812, 1813 и 1814 годов и в память императора Александра I. СПб.: тип. т-ва п/ф. «Электро-тип. Н. Я. Стойковой», 1913. 393 с.
12. Хесс Э. Русский дневник / Пер. с нем. и прим. Б. И. Асварища. СПб.: Axioma, 2007. 231 с.
13. Малышкин С. А. История создания А. И. Михайловским-Данилевским «Описания Отечественной войны в 1812 году» // Материалы Всеросс. научн. конф. Проблемы изучения истории Отечественной войны 1812 года. Саратов: Изд. Саратовского гос. университета, 2002. С. 36–47.
14. Кусакин А., Подстаницкий С. Кирасир-художник Лев Иванович Киль // Русское искусство. 2005. № 4. С. 82–87.
15. Валькович Л. М. «Мундиры российской армии» Л. И. Киля // Труды Российского государственного военно-исторического архива. 1998. Вып. II. С. 135–143.
16. Яйленко Е. Миф Италии в русском искусстве первой половины XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 344 с.
17. Михайловский-Данилевский А. И. Описание Отечественной войны в 1812 году. СПб.: Военная типография, 1839. Ч. 2. 449 с.
18. Булгарин Ф. «Правда о 1812-м годе, служащая к исправлению ошибки, вкравшейся в мнение современников» // Северная пчела. 1837. №7 (11 янв.). С. 26–28.
References
1. Asvarishch B. I., Vilinbakhov G. V. Otechestvennaya voina 1812 goda v kartinakh Petera Khessa. SPb.: Izd. Gos. Ermitazha, 2013. 118 s.
2. Delo o vyzove v Sankt-Peterburg myunkhenskogo zhivopistsa P. Gessa. 1839 g. // Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv. F. 472. Op. 17 (2/934). D. 7. L. 1–333.
3. Illyustrirovannaya Otechestvennaya voina 1812 goda: po povodu ispolnivshegosya semidesyatipyatiletiya sobytii oznach. voiny / 12 fotograf. s kartin P. Gessa, nakhodyashchikhsya v Imperatorskom Zimnem dvortse s poyasn. tekstom, peresmotr. i ispr. gen.-maiorom N. F. Dubrovinym. SPb.: izd. I. Goffert, 1887. 26 s.
4. Bozheryanov I. N. Voina russkogo naroda s Napoleonom. SPb.: Obshchestvo popecheniya o bespriyutnykh detyakh, 1911. 132 s.
5. Protokol restavratsii № 2971. 1947 g. // Arkhiv Otdela restavratsii stankovoi zhivopisi Gosudarstvennogo Ermitazha. L. 1–2.
6. Protokol restavratsii № 15360. 1990 g. // Arkhiv Otdela restavratsii stankovoi zhivopisi Gosudarstvennogo Ermitazha. L. 1–2.
7. Opis' portretov i batalicheskikh kartin, nakhodyashchikhsya v Zimnem dvortse // Arkhiv Gosudarstvennogo Ermitazha. F.1. Op. 6A. D. 133. L. 1–43.
8. Tartakovskii A. G. 1812 god i russkaya memuaristika: opyt istochnikovedcheskogo izucheniya. M.: Nauka, 1980. 312 s.
9. Uortman R. S. Stsenarii vlasti. Mify i tseremonii russkoi monarkhii / Per. S. V. Zhitomirskoi. T. 1. M.: O.G.I., 2002. 608 s.
10. Vitberg F. O pamyatnikakh Otechestvennoi voiny // Russkaya starina. 1912. T. 152. № 12. S. 611–630.
11. Ashik V. A. Pamyatniki i medali v pamyat' boevykh podvigov russkoi armii v voinakh 1812, 1813 i 1814 godov i v pamyat' imperatora Aleksandra I. SPb.: tip. t-va p/f. «Elektro-tip. N. Ya. Stoikovoi», 1913. 393 s.
12. Khess E. Russkii dnevnik / Per. s nem. i prim. B. I. Asvarishcha. SPb.: Axioma, 2007. 231 s.
13. Malyshkin S. A. Istoriya sozdaniya A. I. Mikhailovskim-Danilevskim «Opisaniya Otechestvennoi voiny v 1812 godu» // Materialy Vseross. nauchn. konf. Problemy izucheniya istorii Otechestvennoi voiny 1812 goda. Saratov: Izd. Saratovskogo gos. universiteta, 2002. S. 36–47.
14. Kusakin A., Podstanitskii S. Kirasir-khudozhnik Lev Ivanovich Kil' // Russkoe iskusstvo. 2005. № 4. S. 82–87.
15. Val'kovich L. M. «Mundiry rossiiskoi armii» L. I. Kilya // Trudy Rossiiskogo gosudarstvennogo voenno-istoricheskogo arkhiva. 1998. Vyp. II. S. 135–143.
16. Yailenko E. Mif Italii v russkom iskusstve pervoi poloviny XIX veka. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2012. 344 s.
17. Mikhailovskii-Danilevskii A. I. Opisanie Otechestvennoi voiny v 1812 godu. SPb.: Voennaya tipografiya, 1839. Ch. 2. 449 s.
18. Bulgarin F. «Pravda o 1812-m gode, sluzhashchaya k ispravleniyu oshibki, vkravsheisya v mnenie sovremennikov» // Severnaya pchela. 1837. №7 (11 yanv.). S. 26–28.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.