по
Genesis: Historical research
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Genesis: Historical research" > Contents of Issue є 07/2021
Contents of Issue є 07/2021
Historical time and space
Muratova S.R., Bukanova R.G. - Assessment of the factors contributing to the formation of regional budget of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug ЦYugra pp. 1-22

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.7.36167

Abstract: The relevance of this research is substantiated by the currently growing role of financial relations in the formation and execution of budgets of the constituent entities of the Russian Federation. The formation and implementation of budgetary policy of the Russian Federation determines the economic and financial framework for functionality of the region and life of the society as a whole. The goal is to assess the factors contributing to the formation of regional budget of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Yugra. The subject of this research is the revenues and expenditures of the budget of Khanty -Mansi Autonomous Okrug – Yugra. Practical importance of the conducted research lies in the obtained results that allow the regional budgets to choose the way for improving budget security. The information base is comprised of the scientific works of Russian and foreign authors, educational-methodological publications, materials of the scientific conferences dedicated to the formation of regional budgets, legislative and normative acts of the Russian Federation,, reference materials of the Federal State Statistics Service Of the Russian Federation. The main conclusion consists in determination of the factors influencing the regional budget of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Yugra. The author's special contribution lies in evaluation of the specificity of formation of budget of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Yugra, as well as the methods aimed at minimization of budget risks for solution of the regional budgetary problems. The formulated recommendations for increasing budget security would promote the innovative development and improvement of budgetary and tax relations of the regional budgets. The theoretical significance consists in advancement of the theory of regional economy. The acquired results can be applied in theoretical substantiation of the strategic tasks of managing regional budgets.
Beliefs, religions, churches
Danilov A.A. - Public practices of the Christian saints in the Eastern Mediterranean during the IV Ц V centuries pp. 23-35

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.7.36222

Abstract:  This article examines public practices of the Christian saints in the Eastern Mediterranean during the IV – V centuries, and leans on studying the hagiographic works. The traditional Roman public events in the period of Late Antiquity with the advent of Christianity gradually ceased their popularity, particularly die to the state and church policy. Along with church liturgies, festivities, and sermons, Christianity offered a new type of public events – ascetic pageantry. Publicity as an important aspect of ascetic practices practically is outside the scope of attention of the modern historians. The author reviews public practices as an informal act of impacting viewers with a profound cultural meanings. The conclusion is made that holy ascetics represented a new Christian pageantry that contributed to dynamic Christianization of the empire and fulfillment of important social functions. Public actions of the ascetic resembled the true faith, such as of the martyrs. The first crucial function carried out by the ascetic in performing public asceticism is the concentration of sizeable Christian population that had a need for such event. The second one consisted in teaching to discern who is a real Christian and how to become one. 
History of regions of Russia
Zlotnikova S.G. - The role of public and private initiatives in the development of public education in Minusinsk District of Yenisei Province in the late XIX Ц early XX centuries pp. 36-53

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.7.34898

Abstract: The subject of this research is public and private initiatives of the population in the development of public education in the Minusinsk District of Yenisei Province in the late XIX – early XX centuries. The goal consists in studying the role of public and private initiatives in the development of public education in the territory of Minusinsk District of Yenisei Province over the period under review. The article employs the cultural-historical and historical-geographical methods; historiographical framework is comprised of the materials of pre-revolutionary periodical press (the newspaper “Eastern Review”), statistical data of Reviews of Yenisei Province, archival documents of the Minusinsk State Archive, and published documentation. Special attention is given to charitable activity of such individuals as I. G. Gusev, V. A. Danilov, F. F. Devyatov, N. M. Martyanov, I. M. Sibiryakov, and others in the sphere of public education. The article reviews the role of the Board of Regents of Minusinsk Women's Professional Gymnasium and Minusinsk Society for the Monitoring of Elementary Education on the issue of literacy of the local population. The conclusion is made that the autonomous socially important activity of the representatives of merchantry and peasantry, as well as nongovernmental organizations, contributed to an increase in the number of schools, improvement of financial situation of educational institutions of Minusinsk District, and attraction competent pedagogues to the Siberian province.
History and historical science
Makeeva V.I. - Greek demons who murdered children pp. 54-68

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.7.36131

Abstract: This article describes the Ancient Greek mythological characters who were attributed with murdering children: Lamia (Λάμια), Mormo (μορμώ) and Gello (γελλώ).The ssuperstitions associated with these demons remain in Greece to this day, although their images have undergone certain transformation. The object of this research is the mythological representations of the Ancient Greeks, while the subject is demons who murdered children. The goal of this article is to determine the role of children's horror stories in life of the Ancient Greek society. The author reviews the facts testifying to the existence of characters as Lamia, Mormo, Gello and Empusa in the Greek and Roman texts, as well gives characteristics to their images based on the comparative analysis. The conducted analysis reveals the common traits of the demons who murdered children: frightening appearance, combination of human and animal traits, ability to transform, identification with Hecate, as well as the story of the failed motherhood underlying the history of emergence of the demon. The key functions of these mythological characters consisted in explanation of the sudden infant and maternal mortality typical to the ancient times, as well as teaching children and adults a lesson. The first could be frightened with such stories, and the latter had to learn from the tale that demonstrates the harm of reckless following the temptations or refusal of fulfilling the prescribed social roles, socially acceptable behavior.
Tkachenko I.Y. - Food supply service of the Russian army in the Seven Years' War (1756Ц1763) pp. 69-80

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.7.36044

Abstract: This article discusses the events of the Seven Years' War from the perspective of supplying the troops of the Russian army with food and adapting it to the European military campaign. An overview is given to the key battles of the Seven Years' War, reflecting the nutrition of troops and activity of certain individuals on maintaining military capability of the army. The author also touches upon the fate of A. V. Suvorov and the beginning of his service as a supply officer, which left an imprint on his future career. The article is based mostly on archival materials of the Russian State Archive of the Ancient Acts, as well as literary sources of scientific nature. The article describes the time of the dawn of the absolutist Russian State, being a powerful international force. The history of food service on the example of the Seven Years’ War of 1756– 1763 is dedicated to the history of food supply of the Russian army and population throughout the Seven Years' War (1756–1763), the main type of supply changed depending on the financial situation of the state. The history of food service in Russia is one of the most remarkable pages in military history. Food service, which established with the advent of the Russian regular army, has been one of the main vectors of activity of the military department for centuries.
Historical sources and artifacts
Shapiro B. - The last parade uniforms of the Emperor Nicholas II: prior to World War I (unknown document from the State Archive of the Russian Federation) pp. 81-93

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.7.36125

Abstract: This article introduced into the scientific discourse a previously unknown document from the personal fund of the Emperor Nicholas II stored in the State Archive of the Russian Federation. The document, dedicated to manufacturing of the imperial uniform, is interpreted via examining the sources of personal origin — diaries and memoirs of the last Russian emperor and his immediate circle, authentic uniforms of the Emperor Nicholas II from Moscow and St. Petersburg museums, as well as photographic documents from the Central State Archive of Cinema, Photography, and Audio Documents of St. Petersburg. Methodological framework is based on the chronologically problematic method. In the focus of research is the dynamics of prewar events that cover June – August 1914. Emphasis is also placed on the military representative events of foreign policy nature: parades held during the arrival of the King of Saxony Frederick Augustus III to Russia, as well as the visit of French President Raymond Poincaré. The acquired materials can be valuable for in-depth research on the military history of Russia, history of Russian culture as a whole, history of its tangible culture and costume history. Another area of possible practical implementation is the research work on studying the Russian military uniform in the museum, aimed at fulfillment of its historical-cultural potential and historical uniqueness.
Historical memory
Timshina E.L. - Assessment of the causes of the February Revolution in the modern party narrative pp. 94-108

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.7.36055

Abstract: The February Revolution is one of the key events in the Russian history. Namely this event put the end to the century-long history of the Russian autocracy, and prompted an attempt of a new state structure. A century later, the attitude towards these events determines the ideological basis of multiple Russian parties existing in modern time. Within the framework of establishment of their historical policy, they proposed the original approaches towards the causes of the February Revolution. The author analyzes the perspective of modern parties on the causes of the fall of the monarchy and the advent of revolutionary disturbances. The main sources employ the official documents of the most popular parties (participants of the 2016 federal elections), speeches and publications of their leaders. The conclusion is made on the absence of uniform approach of the parties towards the causes of the revolutionary events of 1917. The author distinguishes the two groups: those who see the causes of the revolution in aggravation of socioeconomic problems; and those who perceive the revolution as coincidence that disrupted the course of history due to certain mistakes made by the government. Unlike the majority of professional historians, multiple political authors assume that the revolution was a result of conspiracy, comparing it to the “orange revolutions” of recent years. The parties also drew parallels between modernity and pre-revolutionary times. The author indicates the need for overcoming (or preventing) the gap between the government and society. as well as reducing the social stratification.
Tribunskikh N.I., Chuprasova D. - Female images in the movies of the 2010s about the World War I pp. 109-120

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.7.33423

Abstract: The subject of this research is the yet poorly studied topic of representation of the female images in military media sources, namely movies and TV series of the 2010s. The choice of sources is substantiated by the new approaches towards delivery of information, new characters and patterns that correspond to the modern media trends; as well as by a wide range of projects timed to the centenary of the World War I. The key tasks of this article lie in determination of the role of women and characteristics of female images in a number of movies and TV shows of the 2010s about the World War I. The author carries out a comparative analysis of reflection of the Western and Russian cinematography associated with the representations on the gender hierarchy that is seen through interaction between men and women in the material under review. The article reveals the main patterns that are most commonly used for describing the role of women in war. The conclusion is made that a certain variety of female images that have recently appeared in cinematography indicates the interest of historians and researchers dealing with memory, gender, media and visual culture. The comparative analysis of sources demonstrated that the representation of female images in movies of the 2010s about the World War I reflects a certain difference in the officially broadcasted sociocultural and ideological perception of women and their role characteristic to modern Russian and Western society. The Russian movies are oriented towards expressing the official state concept of traditional values and women's affiliation to family and the country; while Western movies create the images typical for their cultural reality, which do not neglect the role of wives and mothers, however allow the heroines to transcend family interests.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Содержание № 07, 2021
Выходные данные сетевого издания "Genesis: исторические исследования"
Номер подписан в печать: 06-08-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Кодан Сергей Владимирович, доктор юридических наук, svk2005@yandex.ru
ISSN: 2409-868X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2021
Историческое время и пространство
Муратова С.Р., Буканова Р.Г. - Концепт лимологии в рассмотрении процесса формирования урбанистического каркаса Урала и Западной Сибири в контексте укрепления российской государственности в XVI-XVIII века c. 1-22

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.7.36167

Аннотация: В данной статье авторы пытаются показать пути формирования урбанистического каркаса Урала и Западной Сибири в контексте укрепления российской государственности в XVI–XVIII века с использованием концепта лимологии. Объект исследования — процесс формирования урбанистического каркаса Урала и Западной Сибири в период их активной колонизации XVI–XVIII века. Предмет исследования — условия укрепления российской государственности на территории Урала и Западной Сибири в XVI–XVIII веке. Методология исследования базировалась на применении принципов историзма, научной объективности, системности. Концепт лимологии позволил авторам использовать знания исторической, политической и географической лимологии, герменевтики как метода познания. Методами исследования послужили сравнительно-исторический (компаративный) метод анализа источников, понятийно-терминологической системы и специальной литературы по городоведению, пограноведению и собственно лимологии. В качестве методологического инструмента было использовано понятие «фронтира». В ходе исследования были получены следующие результаты: выполнен анализ основных понятий по исторической лимологии; обозначена взаимная зависимость таких процессов как необходимость укрепления российской государственности в XVI–XVIII веке на территории Урала и Западной Сибири через строительство городов-крепостей, выполнявших оборонительную функцию и фронтирное освоение новых земель через продвижение границ, как военных, так и воображаемых. Авторы выделяют три оси регионального урбанистического каркаса, сформировавшиеся в течении XVI–XVIII вв. на Урале и в Западной Сибири. Приходят к заключению о влиянии строительства укрепленных линий XVIII века на его формирование. Новизна исследования видится в использовании нового методологического инструментария в исследовании процессов урбанизации регионов, которые расширяют знания по городоведению и погранологии и позволяют по-новому взглянуть на особенности колонизационных процессов на Урале и в Западной Сибири.
Верования, религии, Церкви
Данилов А.А. - Публичные практики христианских святых в Восточном Средиземноморье IV-V вв. c. 23-35

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.7.36222

Аннотация: Статья посвящена изучению публичных практик христианских святых в Восточном Средиземноморье в IV - V вв. и построена на изучении агиографических произведений. Традиционные Римские публичные зрелища в Позднеантичный период с приходом христианства постепенно утрачивают свою популярность во многом благодаря государственной и церковной политике. Наряду с церковными литургиями, праздниками, проповедями, христианство предложило новый вид публичных действий – аскетическое зрелище. Публичность как важный аспект аскетических практик практически ускользает из поля зрения современных историков. В данной работе публичные практики будут рассмотрены как неформальный акт воздействия на зрителя, имевший глубинные культурные смыслы.    Главный вывод статьи заключается в том, что святые аскеты представляли собой новое христианское зрелище, способствовавшее активной христианизации империи и осуществлявшее важные социальные функции. Публичные действия аскета – это зрелище, наблюдая за которым любой человек может наблюдать за истинной, настоящей, неподдельной верой, точно такой же, которой обладали мученики. Первая важная функция, которую осуществляет аскет, проводя публичную аскезу - это концентрация многочисленного христианского населения, которая нуждалась в таком зрелище. Вторая - предоставление возможности, наблюдая за ним, научиться понимать кто такой настоящий христианин и как правильно им стать.
История отдельных регионов России
Злотникова С.Г. - Роль общественной и частной инициатив в развитии народного образования Минусинского уезда Енисейской губернии в конце XIX - начале XX вв. c. 36-53

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.7.34898

Аннотация: Предметом исследования является общественная и частная инициативы населения в развитии народного образования в Минусинском уезде Енисейской губернии в конце ХIХ - начале ХХ вв. Цель статьи заключается в исследовании роли общественной и частной инициатив в развитии народного образования на территории Минусинского уезда Енисейской губернии в указанный период. При проведении исследования использовались культурно-исторический и историко-географический методы. Источниковая база представлена материалами дореволюционной периодической печати (газета «Восточное обозрение»), статистическими данными Обзоров Енисейской губернии, архивными документами Минусинского государственного архива и опубликованными материалами делопроизводственной документации. Особое внимание уделяется исследованию благотворительной деятельности частных лиц И.Г. Гусева, В.А. Данилова, Ф.Ф. Девятова, Н.М. Мартьянова, И.М. Сибирякова и др. в сфере народного образования. Рассматривается роль Попечительного совета Минусинской женской прогимназии и Минусинского общества попечения о начальном образовании по вопросу грамотности населения уезда. Cделан вывод о том, что самостоятельная общественно значимая деятельность представителей купеческого и крестьянского сословий, общественных организаций способствовали увеличению количества школ, улучшению материального состояния учебных заведений Минусинского уезда, привлечению квалифицированных педагогических кадров в сибирскую провинцию.
История и историческая наука
Макеева В.И. - Греческие демоны, убивающие детей c. 54-68

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.7.36131

Аннотация: Статья посвящена характеристике древнегреческих мифологических персонажей, которым приписывали склонность к убийству детей: Ламии (Λάμια), Мормо (Μορμώ) и Гелло (Γελλώ). Суеверия, связанные с этими демонами, сохранились в Греции и сейчас. Хотя их образы претерпели некоторую трансформацию. Объектом исследования являются мифологические представления древних греков, предметом — демоны, убивающие детей. Цель работы: определение роли детских страшилок в жизни древнегреческого общества. Автор разбирает свидетельства о таких персонажах как Ламия, Мормо, Гелло и Эмпуса в греческих и римских текстах, и даёт характеристику их образов на основе сравнительного анализа. Проведённый анализ позволил выделить общие черты демонов, убивающих детей: устрашающий внешний вид, сочетание человеческих и животных черт, способность к трансформациям, отождествление с Гекатой, а также рассказ о несостоявшемся материнстве, лежащий в основе истории появления демона. Главные функции этих мифологических персонажей заключались в объяснении внезапной детской и материнской смертности, характерной для древности, а также в воспитании детей и взрослых. Первых можно было устрашить подобными историями, а вторые должны были почерпнуть из «сказки», демонстрирующей вред безрассудного следования соблазнам или отказа от выполнения предписанных социальных ролей, социально приемлемое поведение.
Ткаченко И.Ю. - Провиантская служба русской армии в Семилетней (1756 – 1763 г.г.) войне. c. 69-80

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.7.36044

Аннотация: В статье рассказывается о событиях Семилетней войны с точки зрения снабжения войск продовольствием, приспособления питания русской армии в зарубежном европейском походе. Статья повествует об основных сражениях Семилетней войны, отражая состояние питания войск, деятельности отдельных лиц по сохранению и обеспечению боеспособности армии. Отдельно затронута судьба А.В. Суворова и начале его службы в интендантском качестве, что имело имело отпечаток на его последующей карьере. Источниками статьи являются в основном архивные материалы Российского государственного архива древних актов (РГАДА), а также литературные источники научного характера. Статья рассказывает о времени рассвета абсолютистского российского государства, могущественной международной силой. История продовольственной службы на примере Семилетней войны 1756—1763 гг. посвящена истории продовольственного снабжения русской армии и населения в период Семилетней войны 1756 — 1763 гг., основной вид снабжения которых менялся в зависимости от состоянии финансов гоусдарства. История продовольственной службы в России является одной из наиболее ярких страниц военной истории. Продовольственная служба, которая начала складываться с момента возникновения русской регулярной армии, на протяжении веков была одним из основных направлений деятельности военного ведомства.
Исторические источники и артефакты
Шапиро Б.Л. - Последние парадные мундиры императора Николая II: перед Первой мировой войной (неизвестный документ из ГАРФ) c. 81-93

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.7.36125

Аннотация: В научный оборот вводится неизвестный ранее документ из личного фонда императора Николая II в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ). Документ, посвященный изготовлению императорского обмундирования, интерпретируется посредством изучения источников личного происхождения — дневников и воспоминаний последнего российского императора и его ближайшего окружения, подлинных мундиров императора Николая II из музеев Москвы и Санкт-Петербурга, а также фотодокументов из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГКАФФД). Методологической основой исследования является хронологически-проблемный метод. В центре исследования — динамика предвоенных событий, охватывающих июнь–август 1914 г. Акценты сделаны на военно-представительских мероприятиях, имеющих внешнеполитический характер: это парады, состоявшиеся во время пребывания в России саксонского короля Фридриха-Августа III и президента Франции Р. Пуанкаре. Полученные материалы могут найти применение в более глубоких исследованиях по военной истории Отечества, истории русской культуры в целом и истории ее материальной культуры и истории костюма. Еще одна сфера возможного практического применения — научно-исследовательская работа по изучению русского военного мундира в музее, направленная на максимально возможное раскрытие его историко-культурного потенциала, исторической уникальности.
Историческая память
Тимшина Е.Л. - Оценка причин Февральской революции в современном партийном нарративе. c. 94-108

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.7.36055

Аннотация: Февральская революция является одним из ключевых cобытий в истории России. Именно тогда закончилась многовековая история российского самодержавия, и была предпринята попытка поиска нового государственного устройства. Спустя столетие отношение к тем событиям определяет идеологический базис многих современных партий России. Они в рамках формирования своей исторической политики предложили собственные подходы к причинам Февральской революции. Автором статьи анализируется видение современными партиями причин падения монархии и начала революционных потрясений. Основными источниками послужили официальные документы наиболее популярных партий (участников федеральных выборов 2016 г.), выступления и публикации их лидеров. Основным выводом исследования является отсутствие единого подхода партий к причинам революционных событий 1917 г. Среди них выделяются две группы: одни видят причины революции в накоплении социально-экономических проблем, другие воспринимают революцию как случайность нарушившую ход истории, проистекавшую из-за отдельных ошибок государственной власти. В отличие от большинства профессиональных историков многие политические авторы полагают, что революция стала результатом заговора, сравнивая её с "оранжевыми революциями" последних лет. Партии провели и другие аналогии между современностью и предреволюционным временем. Основными выводами стали необходимость преодоления (или недопущения) разрыва между властью и обществом; снижение социального расслоения общества.
Трибунских Н.И., Чупрасова Д.С. - Женские образы в фильмах 2010-х годов о Первой мировой войне. c. 109-120

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.7.33423

Аннотация: Предметом исследования является малоизученная в настоящий момент проблема репрезентации женских образов в военных медиаисточниках, в частности художественных фильмах и сериалах 2010-х гг. Выбор источников обусловлен, во-первых, новыми подходами к подаче информации, новым набором героев и паттернов, соответствующим современным медиатрендам, и, во-вторых, большим количеством проектов, приуроченных к столетнему юбилею Первой мировой войны. Основными задачами данной статьи является определение ролевого диапазона женщин в ряде фильмов и сериалов о Первой мировой войне 2010-х гг., выделение характерных особенностей женских образов, а также сравнительный анализ рефлексии западного и российского кинематографа по поводу представлений о гендерном порядке, который косвенно отражается через межполовое взаимодействие в рассматриваемом материале. Авторами выявлены основные паттерны, чаще всего использующиеся для репрезентации роли женщин в войне и сделан вывод о том, что некоторое разнообразие женских образов, появившихся в кинематографе в последнее время, говорит об интересе исследователей – как историков, так и исследователей памяти, гендера, медиа и визуальной культуры. Сравнительный анализ источников показал, что репрезентация женских образов в художественных фильмах 2010-х годов о Первой мировой войне отражает определенную разницу официально транслируемых социокультурных и идеологических представлений о женщине и ее месте в обществе, присущих современному российскому и западному социуму. Для произведений отечественного производства характерно прямое выражение официальной государственной концепции традиционных ценностей и принадлежности женщины семье и государству. Западные картины создают образы, типичные для своего слоя культурной реальности, которые не игнорируют роли жен и матерей, однако придают им больше фактуры и зачастую позволяют героиням выходить за рамки семейных интересов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"