Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

История формирования ресурсов «мягкой силы» во внешней культурной политикe Итальянской Республики

Аветисян Альвина Александровна

аспирант, кафедра итальянского языка ФИЯР, Московский Государственний Университет

119991, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1, стр. 13

Avetisyan Alvina Aleksandrovna

Postgraduate student, Department of Italian Language, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Moscow State University

119991, Russia, Moscow, Leninskie Gory str., 1, p. 13

alvinaavetisyan@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2024.4.69826

EDN:

RUOYPK

Дата направления статьи в редакцию:

12-02-2024


Дата публикации:

05-05-2024


Аннотация: Предметом исследования в данной статье является история формирования и отбора ресурсов «мягкой силы» Итальянской Республики. Объектом исследования в настоящей статье можно считать деятельность и опыт Итальянской Республики в XX веке в рамках внешней культурной политики по продвижению позитивного образа страны на базе собственной национальной культуры и ее составляющих. Статья нацелена на представление обзора развития понятия «мягкой силы», истории его формирования, а также изучение опыта Италии в использовании своего культурного наследия в качестве инструментов для формирования за рубежом позитивного образа своей национальной культуры. Изучение данного вопроса по нескольким направлениям в зависимости от целей государства позволили в динамике рассмотреть, что являлось основой для современного состояния и функционирования внешней культурной политики, в итальянской практике базирующейся главным образом на элементах национальной культуры. Одним из ключевых аспектов формирования ресурсов мягкой силы Италии является ее богатое культурное наследие.   При использовании общенаучных методов анализа и синтеза информации, наблюдения, систематизации, классификации, интерпретации и прогнозирования детальному рассмотрению подвергаются основные вехи развития «мягкой силы» в Итальянской Республике, что позволяет проследить, на каких именно ресурсах базируется популяризация национальной культуры и какие направления были выделены государством с течением времени для повышения престижа страны. Новизна исследования заключается в том, что сегодня связь между национальной культурой и мягкой силой является важным аспектом внешней политики государства, что вызывает определенный интерес к теме. Заинтересованность в изучении данного аспекта объясняется еще и тем, что сегодня на первый план в культурной дипломатии выходит умелое применение политики «мягкой силы», что показывает способность страны достигать своих целей через привлекательность своего образа жизни, ценностей и культуры, а не через военную силу, подразумевающую возникновение определенных угроз. В связи с полученными выводами представляется возможным выявить, как складывалось развитие современных направлений в трансляции образа национальной культуры, которые сегодня активно продвигаются Итальянской Республикой с помощью политики «мягкой силы», способствуя установлению дружественных отношений, повышению престижа и увеличению влияния на международной арене.


Ключевые слова:

внешняя культурная политика, национальная культура, продвижение национальной культуры, образ национальной культуры, мягкая сила, культурно-историческое наследие, культура Италии, ресурсы мягкой силы, история мягкой силы, итальянская культурная политика

Abstract: The subject of the research in this article is the history of the formation of the resources of the "soft power" of the Italian Republic. The object of research in this article is the activities and experience of the Italian Republic in the XX century within the framework of foreign cultural policy to promote a positive image of the country on the basis of its own national culture and its components. The article aims to provide an overview of the development of the concept of "soft power", the history of its formation, as well as the study of Italy's experience in using its cultural heritage as tools for forming a positive image of its national culture abroad. The study of this issue in several directions, depending on the goals of the state, allowed us to consider in dynamics what was the basis for the current state and functioning of foreign cultural policy, in Italian practice based mainly on elements of national culture. One of the key aspects of the formation of Italy's soft power resources is its rich cultural heritage. Italy is known for its great works of art, architecture, music, cuisine and fashion. These cultural elements have become an important tool for attracting attention and respect to the country abroad. When using general scientific methods of information analysis and synthesis, observation, systematization, classification, interpretation and forecasting, the main milestones of the development of "soft power" in the Italian Republic are examined in detail, which makes it possible to trace on which resources the popularization of national culture is based and which areas have been allocated by the state over time to increase the attractiveness and prestige of the country, as well as establishing trusting relationships with potential partners. The novelty of the research lies in the fact that today the connection between national culture and soft power is an important aspect of the state's foreign policy, which arouses some interest in the topic. The interest in studying this aspect is also explained by the fact that today the skillful application of the policy of "soft power" comes to the fore in cultural diplomacy, which shows the country's ability to achieve its goals through the attractiveness of its lifestyle, values and culture, and not through military force, implying the emergence of certain threats. In connection with the conclusions obtained, it is possible to identify how the development of modern trends in the transmission of the image of national culture developed, which are now actively promoted by the Italian Republic through the policy of "soft power", contributing to the establishment of friendly relations, increasing prestige and increasing influence in the international arena.


Keywords:

external cultural policy, national culture, national culture promotion, national culture image, soft power, cultural and historical heritage, Italian culture, soft power resources, soft power history, Italian cultural policy

Итальянская Республика сегодня активно использует мягкую силу в своей внешней культурной политике, при этом история формирования ресурсов достаточно богата и разнообразна. В настоящее время в культурологии в контексте мировой политики наблюдается расширение понятия культуры и ее составляющих, есть тенденция более частого обращения к такому термину, как национальная культура, которая рассматривается уже как ключевой элемент формирования имиджа страны за рубежом, способствующий укреплению ее мягкой силы, начинает играть важную роль во внешней политике государства. Внешнеполитическая деятельность, направленная на продвижение и популяризацию национальной культуры, может иметь несколько важных аспектов, среди которых можно выделить культурную дипломатию, популяризацию языка и литературы, проведение культурных обменов и развития туризма, а также осуществление знакомства целевой аудитории с доминантами национальной культуры, которые в свою очередь могут варьироваться в зависимости от страны, которая занимается созданием ее образа. В зависимости от поставленных целей и выделенных ценностей национальной культуры, которые могут транслироваться целевой аудитории, отдельными странами выбирается собственный набор механизмов реализации поставленных задач.

Говоря о механизмах, используемых различными странами для осуществления целей внешней культурной политики, многие исследователи отмечают такой инструмент, как применение «мягкой силы», причем в рамках разговора о культурной сфере, а не, как это принято понимать, в экономической или политической областях [1]. В период своего развития понятие «мягкая сила» получило ряд определённых особенностей и характеристик. Термин «мягкая сила» или же «soft power» впервые был использован американским политологом Джозефом Наем в 1990 году и получил свою популярность уже на пороге новой эпохи – на рубеже XX-XXI веков [2]. Именно он и ввел это понятие, которое в самом начале был применим к политике США, однако сейчас используется в более широком смысле и в разных областях, таких как мировая политика, экономика и дипломатия. Изначально Дж. Най анализировал мощь государства и разделил ее на две крупных составляющих – «жесткую» и «мягкую» силы. Если в рамках понятия «hard power» политолог рассматривает в первую очередь политическую, финансовую и экономическую мощь страны, то «мягкую силу» он характеризует культурным и внешнеполитическим компонентами и политической идеологией [3, 1990]. Анализ тематической литературы позволил сделать вывод о том, что по Наю, «мягкую силу» следует понимать еще и как «способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения или подачек» [4, 2004, с. 45]. Наумов А. О., рассматривая составляющие политики «мягкой силы» замечает, что «к «мягкой силе» можно отнести культурную притягательность государства, привлекательные особенности ее идеологии, традиций, истории, а также конкретные достижения — от продуктов массовой поп-культуры и побед на международных спортивных площадках до научно-технических прорывов» [2, с.15]. М. В. Братеркий и А. С. Скриба, анализируя политику «мягкой силы» как части внешнеполитической стратегии в контексте внешней политики США и рассматривая ее отличие от жесткой силы, замечают, что «жесткая сила» характеризуется прямым влиянием на объект, «мягкая сила» — скорее косвенным. При этом «мягкая сила» ориентирована на постепенное и долговременное вовлечение объекта в зону своего влияния; она генерируется и проецируется годами и десятилетиями, но в случае успеха дивиденды от ее применения носят и более долгосрочный характер» [5, с. 133].

При изучении «мягкой силы» государства особое внимание уделяется уникальным достижениям государства. Джозеф Най в своих работах выделял три главных ресурса «мягкой силы»: культура страны, ее политические ценности и внешняя политика [6, 2011]. Некоторые исследователи отмечают несколько отличный набор составляющих «мягкой силы», среди которых называются инновации, культура, дипломатия, образование и правительство [7]. Долгое время на основе этих показателей создавались международные рейтинги успешности применения государствами механизма «мягкой силы». Дальнейшие исследования позволили выделить новые составляющие механизма, расширяющие предыдущий список. Среди этих показателей упоминаются экспорт медиапродукции, популяризация национального языка, наличие всемирно известных бизнесс-компаний, наличие влиятельных личностей, входящих в международные рейтинги, мировой университетский рейтинг, уровень владения английским языком как условие интеграции в глобальную среду и уровень туристического сектора [8].

Выше были рассмотрены основные характеристики такого понятия как «мягкая сила» и теперь, дополнительно учитывая тот факт, что во многих источниках, посвященных внешней культурной политике Итальянского государства, акцентируется особое внимание на механизме «мягкой силы» и новом, итальянском способе его применения, представляется возможность рассмотреть историю развития инструмента «мягкой силы» непосредственно в рамках внешней культурной политики Италии.

До середины XX века Италия успешно предлагала иностранным гражданам всё то, что было создано в эпоху античности и эпоху Возрождения, говоря более конкретным языком, – достопримечательности, культуру, многовековую историю, искусство, которое получило огромное развитие в течение XIV-XV веков. С этой целью сразу после окончания первой мировой войны, в 1919 году, было основано Национальное итальянское агентство по туризму (ENIT). В основные его задачи входило развитие и продвижение культуры и туризма в Италии и за рубежом после военного времени, создание туристических офисов, а также оказание поддержки в развитии гостиничного бизнеса [1]. Уже в середине 60-х годов XX века, в период восстановления экономики страны после окончания Второй мировой войны, в туристической Италии стал формироваться новый сектор – пляжный вид туризма. В 1962 году итальянским правительством было принято решение об экономическом обновлении региона Сардиния и превращении его в центр пляжного отдыха для всех приезжающих в страну [2]. Новый вид туризма, который позволил стране привлечь также дополнительный доход за счёт покупки вилл и поместий иностранными гражданами, послужил также толчком к развитию курортного туризма в других регионах Италии, таких, например, как побережье Адриатического моря, острова Капри и Искья [9].

Развитие массового туризма в Италии продолжалось и в семидесятых годах прошлого века. Важно отметить, что этот период в итальянской историографии ознаменовался как время резкого экономического подъема и стремительного развития индустрии. В туристическом секторе Италии также появилось новое явление – агротуризм, или как его ещё принято называть, экотуризм. Агротуризм начал свое зарождение ещё в то время, когда большинство итальянских древних городов, не успев окрепнуть после окончания Второй мировой войны, продолжали переживать кризис и не были полностью готовы принимать у себя потоки новых туристов [10]. Тогда новой привлекательной стороной послевоенной Италии стали независящие от состояния экономики ресурсы – природа и климат этой страны. Официально агротуризм стал частью экономики Итальянского государства благодаря закону «О дисциплине агротуризма», изданному в 1985 году. Данным документом государство обязывало принимающую сторону, то есть итальянских фермеров, обеспечивать гостей всем необходимым, а также ставило следующие условия: ферма, которая оказывала услуги агротуризма, не должна была прекращать сельскохозяйственное производство[3]. Важно также отметить, что законом регулировался и тот факт, что государством создавались специальные курсы по реализации агротуристических услуг, следовательно, туристов имели право принимать только те хозяйства, которые успешно прошли эти курсы [11].

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что туристический сектор в Италии, несмотря на то что долгое время основывался главным образом на предоставлении туристам культурного и исторического наследия, во второй половине ХХ века приобрёл также и новые тенденции. На примере развития агротуризма можно убедиться, что туристическая привлекательность Италии к концу XX века состояла не только из исторического прошлого страны как главного ресурса «мягкой силы», но и касалась теперь и того, чем страна обладала и обладает в настоящее время, – природы, климата и сельскохозяйственного производства.

Однако одно из самых первых направлений популяризации национальной культуры было связано с распространением итальянского языка и зародилась ещё в конце XIX века. Об этом факте можно судить по истории открытия Общества имени Данте Алигьери в Италии. Данный центр является старейшей организацией, которая, начиная с 1889 года, видит своей целью сохранение и распространение итальянского языка [12]. Декретом от 1893 года более подробно были прописаны функции центра, например, такие как восстановление духовной связи итальянцев, проживающих вне Италии, со своей исторической родиной и вызов внимания и проникновения к итальянской культуре среди иностранцев [12]. Новые функции позволили заняться учреждением центров Данте Алигьери и за рубежом; впервые такие филиалы появились в странах Средиземноморья и в северной Европе.

В первой половине XX века Общество имени Данте Алигьери получило широкое распространение посредством формирования центров по всему миру. В силу того, что данный центр в тот период не являлся государственным, отделения по всему миру создавались благодаря финансовой поддержке итальянской элиты [13]. Так, например, первый российский центр был открыт в Москве в 1908 году по инициативе и при финансировании итальянских предпринимателей, проживающих в тот период времени на территории России.

Несмотря на то, что Министерство иностранных дел Италии и Общество имели сотрудничество в рамках взаимных интересов [14], связать деятельность Общества с государственными органами удалось лишь во второй половине XX века, уже в послевоенное время. В 1985 году был учрежден Комитет межминистерского координирования между Обществом имени Данте Алигьери, Министерством государственного образования и Министерством иностранных дел. С этого периода у отделений «Данте Алигьери» официально появилась возможность получать государственные средства для развития у Министерства иностранных дел Италии [13]. В 1993 году Общество стало уполномоченным по проведению совместно с Министерством иностранных дел Италии и Римским Университетом Ла Сапиенца сертификации PLIDA, удостоверяющую знания по итальянскому языку как иностранному [13]. Это способствовало открытию новых отделений по всему миру. Таким образом, к началу XXI века отделения общества имени Данте Алигьери существовали уже на всех континентах, например, в таких странах, как США Аргентина, Австралия и ЮАР.

Говоря о внешней культурной политике Италии, нельзя не заметить, что большую долю ответственности за мероприятия «мягкой силы» в области формирования позитивного культурного имиджа страны, особенно на международной арене, сегодня ложатся также и на посольства Италии по всему миру [15]. Мысль российского политолога А. Г Сахарова продолжает в своих статьях и Е. В. Василенко, говоря о том, что посольства являются, во-первых, официальными и непосредственными представительствами Итальянского государства за рубежом, а во-вторых, основными и зачастую самыми крупными организаторами различных событий. На базе итальянских посольств в разных государствах за рубежом государством были созданы Итальянские Институты культуры, которые зачастую определяются как «культурный рупор итальянской внешней политики» [16].

Решение о формировании первых Итальянских Институтов культуры за рубежом появилось с выходом Декрета в 1926 году с указанием почти той же цели, что и при формировании Общества имени Данте Алигьери – распространение за рубежом итальянских культуры и языка [17]. В законе об Итальянских Институтах культуры от 19 декабря 1926 года прописывается, что целью их деятельности является также развитие интеллектуальных отношений с другими странами, при этом замечается, что реализация поставленных целей будет проходить не только посредством публикаций и распространения материалов об истории, искусстве и философии Италии, но и путём организации различных курсов, лекций и конференций . Первым Итальянскими Институтами культуры, которые были основаны за рубежом, являются Итальянский Институт культуры в Брюсселе, появившийся в 1932 году, и второй – в Мадриде, открытый в 1939. В 1943 году был открыт культурный центр в Токио, однако позднее, после начала Второй мировой войны, по понятным причинам, действие Институтов культуры было приостановлено; они продолжили свою активную деятельность уже в пятидесятые годы [17] после окончания военных действий.

В середине XX века был выработан «Устав Итальянского Института культуры за рубежом», в котором прописывалось, что данная организация имеет полное право на осуществление своей деятельности и представляет также государство [17]. В 1955 году было официально заявлено, что отделения данной организации находятся под контролем Министерства иностранных дел Италии. В этот период активно продолжала расширяться сеть Институтов по всему миру: появляется отделения в странах Южной Америки (Колумбия, Бразилия) и Великобритании. Ближе к концу XX века рядом указов были прописаны обязанности, которыми должен обладать персонал данных культурных институтов, и с помощью каких критериев и процедур будут выбираться соответствующие сотрудники. В это время Итальянские Институты культуры получили широкое распространение в Северной Америке (представительства в Канаде и США), а также в странах Восточной Европы (Польша, Россия). Так, первый Итальянский Институт культуры в России был открыт в Москве 1986 году [17]. К 1990 году, когда сеть организации была достаточно широкой и появилась необходимость в унификации стандартов ее деятельности, был создан и опубликован специальный закон, регламентирующий работу Институтов уже по всему миру. Согласно Закону № 401 от 1990 года Итальянской Республики, государством прописывались уже четко сформированные основные функции Итальянского Института Культуры [18]:

  • · Предоставление актуальной информации о культурной жизни Италии;
  • · Организация и проведение инициатив, культурных мероприятий и выставок;
  • · Установление контактов с различными организациями и частными лицами, осуществляющими деятельность в области культуры с целью привлечения их к участью в проектах, направленных на продвижение итальянской культуры;
  • · Обеспечение взаимоотношений между итальянскими учеными и студентами для работы по вопросам, связанным с их исследованиями за рубежом;
  • · Поддержка инициатив по работе с итальянцами, которые на данный момент проживают не на территории Италии;
  • · Организация мероприятий, направленных на популяризацию итальянского языка.

При анализе многих источников, освещающих тему «мягкой силы» Италии в контексте внешней культурной политики, было также выявлена следующая тенденция, берущая свое начало также в XX веке: стране недостаточно только лишь показывать себя с одной стороны – культурной, важно еще доказать миру, что государство и сейчас способно создавать что-то новое. Достаточно долгий период времени в рамках двадцатого столетия этим новым веянием, которое захватило весь мир, была мода. Как только речь заходит об итальянской моде, политологами в теме об итальянской «мягкой силе» упоминается такой созданный итальянцами бренд как «Made in Italy» [19].

Развитие данного бренда пришлось на вторую половину XX века, когда в стране был так называемый экономический бум, проходивший в 60-е и 70-е годы. Оно происходило параллельно с развитием и ростом экономики и промышленности, когда получила свой расцвет также и индустрия итальянской моды. В дальнейшем, настоящее явление распространилось ещё и на развитие дизайна интерьеров и мебельное производство. До этого периода лидирующей нацией в данном секторе считались французы, однако уже в конце XX века итальянская мода и дизайн смогли превзойти своих конкурентов как по количеству модельеров и дизайнеров, работающих в данной сфере, так и по разнообразию предложений. В этот временной период и сложились благоприятные условия для развития и распространения бренда «Made in Italy» и экспорта различных итальянских товаров в другие страны [20].

Стоит отметить, что история бренда «Made in Italy» началась ещё раньше, в итальянских источниках, например, датой его основания считают 1951 год, когда в Италии был организован закрытый показ мод для представителей американских универмагов с целью заявить о себе как о стране, способной предоставить новые идеи в мире моды [21]. Так, впервые итальянские марки одежды вышли на американский рынок, что потом с процессом американизации также повлияло на причины распространения «Made in Italy» в остальном мире [22].

В 70-е годы XX века, с целью продвинуть Италию как страну ещё и индустриальную, итальянские предприятия стали выпускать свою продукцию и под этикеткой «Made in Italy». Итальянская экономика, основной отличительной особенностью которой являлся принцип преобладания малых частных предприятий, производящих национальную продукцию, позволила Италии являться страной, наряду с моделью конвейерного производства Г. Форда, предлагающей миру уже новую схему развития. В период между 1971 и 1981 годами в северных регионах страны на базе малых предприятий стали основываться уже большие по размеру компании. В эти же года, итальянские предприятия, выпускающие продукцию, предназначенную для экспорта стали подразделяется на четыре категории, в Италии известные как «Четыре А»: Abbigliamento (Одежда), Arredamento (Мебельная продукция), Automobili (Автомобили) и Agroalimentare (Продукты питания) [20]. Укрепиться бренду на своих позициях удалось также и в последние десятилетия XX века, и этому поспособствовал тот факт, что большинство остальных европейских предприятий, работающих в тех же секторах, в этот период демонстрировали только спад своей деловой активности.

К началу XXI века бренд «Made in Italy» являлся уже самостоятельно сформированным комплексным явлением, а вокруг отмечался рост контрафактной продукции, как в Италии, так и за ее пределами, на которой тоже помещалась этикетка «Made in Italy». Такого рода явление говорило о престижности созданного бренда: помещение на одежду или обувь лейбла с указанием того, что продукция сделана в Италии, или аналогичная приписка являлись отметкой о более высоком качестве изделия. Это повлекло за собой регламентацию использования знака бренда, а его деятельность обязалось контролировать государство. На пороге нового столетия, в 1999 году, в Италии был образован Институт по защите итальянской продукции, который в своих задачах видел защиту, оценку и продвижение настоящих оригинальных товаров, производящихся на территории Итальянского государства.

Таким образом, в данной статье были рассмотрены основные вехи развития и особенности формирования внешней культурной политики Италии на примере сформированных в итальянской традиции механизмов, проанализированы основные характеристики такого понятия, как «мягкая сила» и то, как она проявляется в контексте итальянского политического курса. Говоря об общем развитии понятия «мягкой силы», можно сделать вывод о том, что механизм «мягкой силы» на современном этапе своего проявления является достаточно многогранным аспектом, а за процесс своего развития получил ряд особенностей. «Мягкая сила» так же, как и внешняя культурная политика, видит одним их своих главных инструментов культуру в широком ее понимании, которая, в свою очередь, опирается на историческую подложку конкретной нации, основывается на достижениях уже прошедшего периода развития определённого общества и продвигается параллельно с развитием туристической привлекательности. Отдельно в списке составляющих «мягкой силы» выделяются также туризм и национальный язык, которые являются элементами, на которые на практике опираются страны для создания позитивного образа страны на международной арене.

При изучении внешней культурной политики Италии по распространению знаний о стране в мире, было выявлено, что особое внимание уделялось продвижению итальянского языка, литературы и искусства, созданных на итальянской территории. Эти элементы были выделены как ключевые ресурсы "мягкой силы", способные успешно использоваться для укрепления влияния страны за рубежом и формирования образа культурно богатого государства. Культурная дипломатия Италии играет значительную роль в достижении этих целей, помогая создавать положительное восприятие страны за ее пределами через деятельность официальных представителей: институтов культуры и различных подведомственных организаций, действующих с целью развития полноценной картины о стране. Такая цель позволила стране выработать направления развития брендов. Так, за XX век сложился такой повсеместно известный мегабренд, как «Made in Itally», в рамках которого Италия и по сегодняшний день продвигается материальная составляющая национальной культуры Италии. Наблюдаются также и попытки расширять этот бренд и продвигать через материальную культуру и произведенные товары так называемый итальянский образ жизни, под которым подаются также и духовные ценности итальянской культуры. Можно также заключить, что во второй половине ХХ века новые направления развития приобрела и туристическая индустрия Италии, не ограничиваясь только культурным и историческим наследием. Развитие агротуризма стало одним из примеров изменений, показывающих, что привлекательность Италии для туристов не только в прошлом основывалась на истории, но также на природе, климате и сельском хозяйстве.

Библиография
1. Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность: лекции. М.: Изд-во РАГС, 2010. 69 с.
2.   Наумов А. О. Мягкая сила, «Цветные революции» и технологии смены политических режимов в начале XXI века. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2016. 276 с.
3.   Nye Joseph S. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. New York: Basic Books, 1990. 307 p.
4.  Nye Joseph S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs Group, 2004. 191 p.
5. Братерский М. В., Скриба А. С. Концепция «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии США. // Вестник международных организаций. Т. 9. 2014. № 2. С. 130-144.
6. Nye Joseph S. The future of power. New York: Public Affairs Group, 2011. 300 p. 
7.  McClory J. The New Persuaders: An International Ranking of Soft Power. London: Institute of Government, 2011, 13 p. 
8. Русакова О.Ф. Soft power как стратегический ресурс и инструмент формирования государственного бренда: опыт стран Азии // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. 2013. № 3. С. 52-61.
9.   Berrino A. Storia del turismo in Italia. Bologna: Il Mulino, 2011. 344 p.
10.   Bianchi O. L'impresa agro-industriale. Una economia urbana e rurale tra XIX e XX secolo. Bari: Dedalo, 2000. 177 p. 
11. Legge 5 dicembre 1985, n. 730. Disciplina dell'agriturismo. Gazzetta Ufficiale n. 295 del 16 dicembre 1985. // ISTITUTO POLIGRAFICO E ZECCA DELLO STATO S.p.A. Рим, 1985. [Электронный ресурс] URL: https://www.tuttocamere.it/files/agricol/1985_730.pdf
12. Mourlane S. Emigrazione e italianità: il comitato nizzardo della Società Dante Alighieri dal 1900 1 agli anni Trenta // Archivio storico dell'emigrazione italiana, №11. 2015. P. 48-56. 
13.  Sanfilippo М. Emigrazione e storia d’Italia. Cosenza: Pellegrini Editore, 2003. 307 p.
14.  Salvetti P., Immagine nazionale ed emigrazione nella Società "Dante Alighieri", Roma: Bonacci, 1995. 295 p.
15.  Сахаров А. Г. «Мягкая сила» Италии. // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. Т. 9. 2014. № 2. С. 59-71.
16. Василенко Е. В. «Мягкая сила» имиджевой политики Италии. // Мир и политика. 2013. № 10. С. 222-232.
17.  Martina M. Gli Istituti italiani di cultura all’estero: uno strumento di relazioni pubbliche per il governo. // Udine: Università degli Studi di Udine, 2002. 233 p. 
18. Legge 22 dicembre 1990, n. 401. Riforma degli istituti italiani di cultura e interventi per la promozione della cultura e della lingua italiane all’estero. // Рим, 1990. [Электронный ресурс] URL: https://www.esteri.it/MAE/normative/leg22.12.90.pdf
19. Клейменова Т. Н. Роль культурной политики Италии в формировании имиджа страны за рубежом. // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Международные отношения. 2012. С. 68-74.
20.  Cappelli F. Il made in Italy: dalle origini alle nuove sfide. // Roma: LUISS Guido Carli, 2015. 77 p.
21.  Belfanti C. M. Renaissance and ‘Made in Italy’: marketing Italian fashion through history (1949–1952). // Journal of modern Italian studies, Vol. 20 (1), 2015. P. 53-66.
22.  Becattini G. Distretti industriali e made in Italy. Le basi reali del rinnovamento italiano // Torino: Bollati Boringhieri, 1998. 200 p.
References
1. Astafieva, O.N. (2010). Kulturnaya politika:teoreticheskoe ponyatie i upravlencheskaya deyatelnost: lekcii[Cultural policy: theoretical concept and management activities: lectures]. Moscow: Izdatelstvo RAGS.
2. Naumov, A. (2016). Miagkaia sila, «Tsvetnye revoliutsii» i tekhnologii smeny politicheskikh rezhimov v nachale XXI veka. [Soft power, "Color Revolutions" and technologies for changing political regimes in the early 21st century]. Moscow: ARGAMAK-MEDIA.
3. Nye, Joseph S. (1990). Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. New York: Basic Books. 
4. Nye, Joseph S. (2004). Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs Group.
5. Braterskij, M. V., & Skriba, A. S. (2014). Koncepciya «myagkoj sily» vo vneshnepoliticheskoj strategii SShA. [The concept of "soft power" in the US foreign policy strategy.]. Vestnik mezhdunarodnyx organizacij, 2, 130-144.
6. Nye, Joseph S. (2011). The future of power. New York: Public Affairs Group. 
7. McClory, J. (2011). The New Persuaders: An International Ranking of Soft Power. London: Institute of Government.
8. Rusakova, O.F. (2011). Soft power kak strategicheskij resurs i instrument formirovaniya gosudarstvennogo brenda: opyt stran Azii [Soft power as a strategic resource and a tool for the formation of a state brand: the experience of Asian countries]. Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 3. Obshhestvennye nauki, 3, 52-61.
9. Berrino, A. (2011). Storia del turismo in Italia [Tourism history in Italy]. Bologna: Il Mulino. 
10. Bianchi, O. (2000).  L'impresa agro-industriale. Una economia urbana e rurale tra XIX e XX secolo. [The agro-industrial enterprise. An urban and rural economy between secolo]. Bari: Dedalo. 
11. Legge 5 dicembre 1985, n. 730. Disciplina dell'agriturismo. Gazzetta Ufficiale n. 295 del 16 dicembre 1985. [Law 5 December 1985, n. 730. Discipline of the farm. Official Journal No. 295 of 16 December 1985] ISTITUTO POLIGRAFICO E ZECCA DELLO STATO S.p.A, Rome,  1985. Retrieved from https://www.tuttocamere.it/files/agricol/1985_730.pdf
12. Mourlane, S. (2015). Emigrazione e italianità: il comitato nizzardo della Società Dante Alighieri dal 1900 1 agli anni Trenta [Emigration and Italianness: the Nizzardo committee of the Dante Alighieri Society from 1900 1 to the Thirties]. Archivio storico dell'emigrazione italiana, 11, 48-56. 
13. Sanfilippo, М. (2003). Emigrazione e storia d’Italia. [Emigration and history of Italy.] Cosenza: Pellegrini Editore. 
14. Salvetti, P. (1995). Immagine nazionale ed emigrazione nella Società "Dante Alighieri" [National image and emigration in the Society "Dante Alighieri"]. Roma: Bonacci.
15. Saxarov, A. G. (2014). «Myagkaya sila» Italii. [Soft power of Italy]. Vestnik mezhdunarodnyx organizacij, 2, 59-71.
16. Vasilenko, E. V. (2013). «Myagkaya sila» imidzhevoj politiki Italii. [The "soft power" of Italy's image policy]. Mir i politika, 10, 222-232.
17. Martina, M. (2002). Gli Istituti italiani di cultura all’estero: uno strumento di relazioni pubbliche per il governo. [Italian Cultural Institutes abroad: a public relations tool for the government]. Udine: Università degli Studi di Udine. 
18. Legge 22 dicembre 1990, n. 401. Riforma degli istituti italiani di cultura e interventi per la promozione della cultura e della lingua italiane all’estero. [Law 22 December 1990, No. 401. Reform of the Italian cultural institutes and interventions for the promotion of Italian culture and language abroad]. Rome, 1990. Retrieved from https://www.esteri.it/MAE/normative/leg22.12.90.pdf 
19. Klejmenova, T. N. (2012). Rol kulturnoj politiki Italii v formirovanii imidzha strany za rubezhom. [The role of Italy's cultural policy in shaping the country's image abroad.]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov, Ser. Mezhdunarodnye otnosheniya, 68-74.
20. Cappelli, F. (2015). Il made in Italy: dalle origini alle nuove sfide. [The Made in Italy: from origins to new challenges]. Roma: LUISS Guido Carli.
21. Belfanti, C. M. (2015). Renaissance and ‘Made in Italy’: marketing Italian fashion through history (1949–1952). Journal of modern Italian studies, 1, 53-66.
22. Becattini, G. (1998). Distretti industriali e made in Italy. Le basi reali del rinnovamento italiano. [Industrial districts and made in Italy. The real foundations of Italian renewal]. Torino: Bollati Boringhieri.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

История и культура Италии насыщена невероятными достижениями: чего стоит только античный период, когда Римская республика и затем Римская империя вышли далеко за пределы средиземноморской цивилизации, а имена Цицерона и Мецената стали нарицательными. Средние века оказались ознаменованы величием Генуи и Венеции, Флоренции и Лукки, в конечном итоге именно Италия стала родиной Возрождения. Однако в Новое время начался серьезный упадок Италии, общество которой достаточно больно принимало резкое снижение влияния своей страны. Неудивительно, что идея национального единства охватила умы молодежи, породив таких лидеров, как Д. Гарибальди, что не могло не привести к созданию единого государства. Сегодня Италия является одним их активных членов Евросоюза, а в условиях становления многополярного мира представляется важным обратиться к изучению механизмов «мягкой силы» Рима.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой являются ресурсы «мягкой силы» во внешней культурной политике Итальянской Республики. Автор ставит своими задачами определить дефиницию «мягкая сила», проанализировать перемены в туристическом секторе Италии, рассмотреть деятельность Общество имени Данте Алигьери.
Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор на основе различных источников стремится охарактеризовать историю формирования ресурсов «мягкой силы» во внешней культурной политике Итальянской Республики.
Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент отметим его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя свыше 20 различных источников и исследований. Несомненным достоинством рецензируемой статьи является привлечение зарубежных материалов, в том числе на английском и итальянском языках, что определяется самой постановкой темы. Из привлекаемых автором трудов отметим работы Т.Н. Клейменовой, Е.В. Василенко, А.Г. Сахарова, в центре внимания которых находятся различные аспекты изучения «мягкой силы» Италии. Заметим, что библиография статьи обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста статьи читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало решению стоящих перед автором задач.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как внешней политикой Италии, в целом, так и «мягкой силы» этой страны, в частности. Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что «внешнеполитическая деятельность, направленная на продвижение и популяризацию национальной культуры, может иметь несколько важных аспектов, среди которых можно выделить культурную дипломатию, популяризацию языка и литературы, проведение культурных обменов и развития туризма, а также осуществление знакомства целевой аудитории с доминантами национальной культуры, которые в свою очередь могут варьироваться в зависимости от страны, которая занимается созданием ее образа». Автор обращает внимание на то, что «туристический сектор в Италии, несмотря на то что долгое время основывался главным образом на предоставлении туристам культурного и исторического наследия, во второй половине ХХ века приобрёл также и новые тенденции», в частности, агротуризм. В работе показано, что «за XX век сложился такой повсеместно известный мегабренд, как «Made in Itally», в рамках которого Италия и по сегодняшний день продвигается материальная составляющая национальной культуры Италии». Большое внимание в рецензируемой статье автор уделяет также деятельности Общества имени Данте Алигьери и Итальянскому Институту культуры за рубежом.
Главным выводом статьи является то, что ключевыми элементами «мягкой силы» Италии выступают итальянский язык, литература и искусство», при этом обращает внимание на то, что «культурная дипломатия Италии играет значительную роль в достижении этих целей, помогая создавать положительное восприятие страны за ее пределами через деятельность официальных представителей: институтов культуры и различных подведомственных организаций, действующих с целью развития полноценной картины о стране».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в учебных курсах, так и в рамках стратегий формирования «мягкой силы».
В целом, на наш взгляд, статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Genesis: исторические исследования».