Статья 'Научно-производственная деятельность ленинградских вузов в годы блокады (на примере Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина) ' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Научно-производственная деятельность ленинградских вузов в годы блокады (на примере Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина)

Красноженова Елена Евгеньевна

ORCID: 0000-0003-1679-8590

доктор исторических наук

профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; ведущий научный сотрудник, Институт истории обороны и блокады Ленинграда ГММОБЛ, г. Санкт-Петербург

192251, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

Krasnozhenova Elena Evgen'evna

Doctor of History

Professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Leading Researcher at the Department of the Institute for the History of Defense and Siege of Leningrad, GMMOBL, St. Petersburg

192251, Russia, Saint Petersburg, Politechnicheskaya str., 29

eleena@inbox.ru
Кулик Сергей Владимирович

ORCID: 0000-0002-4093-5236

доктор исторических наук

профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; научный сотрудник, Институт истории обороны и блокады Ленинграда ГММОБЛ, г. Санкт-Петербург

192251, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

Kulik Sergei Vladimirovich

Doctor of History

Professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Researcher at the Department of the Institute for the History of Defense and Siege of Leningrad, GMMOBL, St. Petersburg

192251, Russia, Saint Petersburg, Politechnicheskaya str., 29

kulik54@mail.ru
Прищепа Александр Сергеевич

ORCID: 0000-0001-7063-8067

кандидат исторических наук

старший преподаватель, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; младший научный сотрудник, Институт истории обороны и блокады Ленинграда ГММОБЛ, г. Санкт-Петербург

188662, Россия, Ленинградская область, г. Мурино, ул. Пр. Авиаторов Балтики, 3, кв. 241

Prischepa Aleksandr Sergeevich

PhD in History

Senior Lecturer, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Junior Researcher at the Department of the Institute for the History of Defense and Siege of Leningrad, GMMOBL, St. Petersburg

188662, Russia, Leningrad region, Murino, ul. Aviatorov Baltiki, 3, sq. 241

a.prischepa@list.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2023.3.39907

EDN:

AYSRKS

Дата направления статьи в редакцию:

06-03-2023


Дата публикации:

31-03-2023


Аннотация: Статья посвящена анализу научно-практической и производственной деятельности сотрудников Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина в период блокады. Цель научной публикации заключается в исследовании примеров реальной практической помощи сотрудников Политехнического института в годы блокады через научно-исследовательскую работу. В процессе исследования автором применялся метод компаративного анализа, а представленные виды и особенности технологического улучшения выполнения производственных операций показаны с помощью описательного приема. Принципы историзма и научной объективности помогли авторам раскрыть объективные факторы, влиявшие на помощь промышленно-трудовому коллективу города на производстве. В работе впервые представлены случаи участия научного коллектива вуза в организации ряда мероприятий, связанных с перепрофилированием мирного производства под военные нужды, участии в разработке и строительстве ледовой трассы «Дорога жизни». В заключении стоит отметить, что научно-педагогические сотрудники Ленинградского политехнического института внесли огромный вклад в организацию работы промышленных предприятий в годы блокады. Большинство научных работ ученых вуза носило практический характер. Находясь в экстремальных условиях, несмотря на все трудности, профессорско-преподавательский состав вуза продолжал работать, издавать труды, проводить эксперименты, позволившие обеспечить работу предприятий ленинградской промышленности, внося тем самым огромный вклад в Победу над фашизмом.


Ключевые слова:

Ленинград, блокада, Ленинградский политехнический институт, промышленность, производство, разработки, наука, ученые, Великая Отечественная война, технологии

Abstract: The article is devoted to the analysis of scientific, practical and production activities of employees of the Leningrad Polytechnic Institute named after M.I. Kalinin during blockade. The purpose of the scientific publication is to study examples of real practical assistance of employees of the Polytechnic Institute during years of the blockade through research work. In the course of the research, author used the method of comparative analysis, and presented types, features of technological improvement of performance of production operations are shown using descriptive technique. The principles of historicism and scientific objectivity helped the authors to reveal the objective factors that influenced the assistance of the industrial and labor collective of the city in production. The paper presents cases of participation of the scientific staff of the university in the organization of a number of events related to the conversion of peaceful production for military needs, participation in the development and construction of the ice route "Road of Life". In conclusion, it should be noted that the scientific and pedagogical staff of the Leningrad Polytechnic Institute made a huge contribution to the organization of the work of industrial enterprises during the blockade. Most of the scientific works of the university scientists were of a practical nature. Being in extreme conditions, despite all the difficulties, teaching staff of the university continued to work, publish works, conduct experiments that made it possible to ensure the work of enterprises of the Leningrad industry, thereby making a huge contribution to the Victory over fascism.


Keywords:

Leningrad, blockade, Leningrad Polytechnic Institute, industry, production, development, science, scientists, The Great Patriotic War, technology

Блокада Ленинграда занимает одно из ключевых мест в истории Великой Отечественной войны и до сих пор притягивает внимание исследователей. Начиная со второй половины 1940-х гг., появляются работы, демонстрирующие подвиг защитников города, показывающие вклад ученых в преодоление блокады [1],[2],[3]. Вышеуказанные проблемы продолжают исследоваться и в 1950-1960-е гг. [4]. Однако в указанных работах представлены лишь отдельные эпизоды научной деятельности сотрудников вузов и научных учреждений. Значительный вклад в исследование проблемы внесли Г.Л. Соболев [5] и А.В. Кольцов [6].

В трудах, вышедших в 1970-1990-е гг., а также в постсоветской историографии продолжено исследование профессиональной деятельности ученых города и производственных кадров, значительное внимание уделяется их работе по техническому поддержанию в рабочем состоянии оборудования промышленных предприятий [7],[8],[9]. Особенности перестройки промышленности Ленинграда на военный лад рассматривает А.Р. Дзенискевич [10],[11].

В последние годы вышли публикации Н.А. Ломагина [12], А.М. Рябкова [13], Н.В. Зотовой [14], и Е.Е. Красноженовой и С.В. Кулика [15] о работе предприятий ленинградской промышленности в период блокады. Представленные статьи интересны тем, что в них довольно подробно описан процесс функционирования ленинградских промышленных предприятий. Однако деятельность ученых и научно-педагогических кадров в условиях блокады требует более детального рассмотрения. Их работа может быть показана на примере Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина, поскольку ученые вуза внесли огромный вклад в развитие производства оборонной продукции на предприятиях города. Кроме того, военное производство было налажено в институтских лабораториях и мастерских.

Научно-исследовательские организации и высшие учебные заведения Ленинграда являлись центрами научной и производственной деятельности. Боевые действия внесли коррективы в ее содержание, заменив мирные исследования на военные и оборонные разработки. Тесная связь научных разработок с потребностями промышленного производства обеспечила функционирование народнохозяйственного комплекса города в блокадное время. Ученые-политехники принимали активное участие в проектах, направленных на организацию городской коммунальной инфраструктуры, в военно-техническую подготовку промышленного оборудования, станков и механизмов, имевшихся на предприятиях, корректировку технологических принципов их работы.

Сотрудники политехнического института принимали активное участие в переоборудовании цехов промышленных предприятий, подготовке собственных мастерских для проведения ремонтных операций и работе, связанной с защитой материально-технической базы института. В конце 1941-начале 1942 гг. на территории института была налажена работа по изготовлению ручных гранат Ф-1, пробных изделий противотанковой пушки модификации ПД – 45, ПД – 46, началась разработка обогревателей для тракторов в зимнее время, разрабатывались новые технические сплавы, велись работы по созданию ударных гранат доцента М.А. Дементьева, вездеходной мины профессора И.О. Одинга [16, л. 11-14].

В начальный период войны в Ленинграде была создана специальная техническая комиссия по оборонительным работам, которая оказывала научно-техническую поддержку предприятиям, перепрофилировавшим свою работу на выпуск военной продукции. Одним из участников этой комиссии являлся П.П. Кобеко, профессор, доктор технических наук, преподаватель Ленинградского политехнического института [17, л. 3].

Представленная выше комиссия состояла из председателя, секретаря Ленинградского горкома А.А. Кузнецова, председателя Ленгорсовета П.С. Попкова, председателя Леноблисполкома Н.В. Соловьева, командующего войсками ленинградского военного округа Т.И. Шевалдина, академиков Б.Г. Галеркина и Н.Н. Семенова и директора Кировского завода И.М. Зальцмана. Но для проведения строительно-монтажных операций в подразделение привлекались не только инженерно-технические кадры, но и научные сотрудники. Например, к работе комиссии были привлечены сотрудники Ленинградского политехнического университета: специалист в области физикохимии металлургических процессов и прикладной неорганической химии профессор А.А. Байков, ученый – физик академик А.Ф. Иоффе, механик, математик академик А.Н. Крылов, учёный-электротехник член-корреспондент АН СССР М.А. Шателен и многие другие [18, с. 70].

В 1941 г. профессор Политехнического института П.П. Кобеко вместе с коллегами из ЛФТИ занимался исследованием и разработкой пластиковых «бронещитов» для самолетов, участвовал в синтезе по получению новых видов технической жидкости против обледенения корпуса самолетов и проведении опытов по разработке и созданию различных типов присадок для работы двигателей в зимний период [19, с. 256]. В годы блокады ученые и специалисты из ЛПИ и ЛФТИ под руководством П.П. Кобеко разработали изоляционный материал типа эскапон для обмотки кабеля, выпуск которого впоследствии был налажен на заводе «Севкабель» [19, с. 257].

Сотрудники Ленинградского политехнического института принимали непосредственное участие в прокладке Дороги жизни по Ладожскому озеру [20, л. 11]. Автором расчетов проекта явился С.С. Голушкевич, профессор кафедры строительной механики и теории упругости Политехнического института [21, с. 45].

Сталинской премией первой степени отмечена работа А.А. Байкова по мобилизации ресурсов Урала на нужды обороны, он занимался переработкой уральских бокситов [6, с. 45],[22, с. 257]. Коллективом лаборатории при кафедре электрометаллургии ЛПИ под руководством Ю.В. Баймакова в апреле-мае 1942 г. был налажен выпуск электролитического кислорода, который применялся в госпиталях при лечении больных и раненых [23, с. 43]. В дальнейшем сотрудники института провели ряд изысканий и получили сплав калия-натрия и металлического кальция, широко применявшийся для военных целей [24, с. 261].

Политехники в условиях военного времени старались обобщать данные, полученные в процессе научной, теоретической и практической работы. Так, в 1942 г. выходят такие труды как, «Теория корабля: курс высших военно-морских училищ» автора А.Н. Крылова, «Радиопомехи и борьба с ними» Н.Д. Папалекси и «Труды Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина». А.Н. Крылов исследовал теоретические аспекты управления морскими судами и отдельно говорил о технических особенностях судов [25].

Коллектив кафедры двигателей внутреннего сгорания передал в эксплуатацию хлебзаводу №4, располагавшемуся недалеко от железнодорожной станции Кушелевка, двигатель внутреннего сгорания, который был снят со стенда. На предприятии, не работавшем из-за отсутствия электричества, был налажен выпуск хлеба [26, с. 51-52].

В заключении стоит отметить, что научно-педагогические сотрудники Ленинградского политехнического института внесли огромный вклад в организацию работы промышленных предприятий в годы блокады. Большинство научных работ ученых вуза носило практический характер. Работа проходила в крайне тяжелых условиях, но несмотря на это, оборонные заказы всегда выполнялись. Находясь в экстремальных условиях, несмотря на все трудности, профессорско-преподавательский состав вуза продолжал работать, издавать труды, проводить эксперименты, позволившие обеспечить работу предприятий ленинградской промышленности, внося тем самым огромный вклад в Победу над фашизмом.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Несмотря на то что с момента окончания Великой Отечественной войны прошло уже почти 80 лет, память о крупнейшем военном конфликте в истории человечества не угасает. И действительно, Великая Отечественная не просто доказала жизнеспособность нашего государства, но и продемонстрировала важность общечеловеческих ценностей, а ради мирного неба боролись как фронтовики, так и труженики тыла. Одним из героических и вместе с тем трагических эпизодов войны была блокада Ленинграда, до сих пор остающаяся предметом боли и гордости жителей нашей северной столицы. А ведь в городе даже в самые тяжелую блокадную зиму 1941/1942 гг. находился весомый производственный комплекс, в том числе и ученые ленинградских вузов.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является научно-производственная деятельность ленинградских вузов в годы блокады. Автор ставит своими задачами проанализировать литературу по указанному вопросу, определить роль высших учебных заведений Ленинграда в годы блокады.
Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится на примере Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина охарактеризовать научно-производственная деятельность ленинградских вузов в годы блокады. Научная новизна определяется также привлечением архивных материалов.
Рассматривая библиографический список статьи как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя 26 различных источников и исследований. Источниковая база статьи представлена документами из фондов Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга и музея СПбПУ, а также опубликованные сборники, посвященные ленинградцам в годы блокады. Из используемых исследований укажем на труды Г.Л. Соболева и А.В. Кольцова, в центре внимания которых ученые Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, а также работа А.А. Михайлова и Р.А. Панова, которые показывают изобретательская и производственная деятельность в Ленинградском политехническом институте в годы Великой Отечественной войны. Заметим, что библиография обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало решению стоящих перед автором задач.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как историей России, в целом, так и Великой Отечественной войной, в частности. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной, автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что «сотрудники политехнического института принимали активное участие в переоборудовании цехов промышленных предприятий, подготовке собственных мастерских для проведения ремонтных операций и работе, связанной с защитой материально-технической базы института». В работе показано, что сотрудники Ленинградского политехнического института принимали непосредственное участие в прокладке Дороги жизни по Ладожскому озеру, а автором расчетов проекта был профессор С.С. Голушкевич. На различных примерах автор подтверждает то, что «большинство научных работ ученых вуза носило практический характер».
Главным выводом статьи является то, что «находясь в экстремальных условиях, несмотря на все трудности, профессорско-преподавательский состав вуза продолжал работать, издавать труды, проводить эксперименты, позволившие обеспечить работу предприятий ленинградской промышленности, внося тем самым огромный вклад в Победу над фашизмом».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в курсах лекций по истории России XX в., так и в различных спецкурсах.
В то же время к статье есть замечания:
1) Необходимо обратиться к воспоминаниям очевидцев, материалам периодической печати, чтобы полнее отразить значение работы Ленинградского политехнического института в глазах жителей блокадного города.
2) Следует подробно остановится на самом Ленинградском политехническом институте, показав его историю, а также функционирование в годы Великой Отечественной войны.
После исправления указанных замечаний статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Genesis: исторические исследования».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.