Статья 'Каменное надгробие начала XX в. с территории современного кладбища' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Каменное надгробие начала XX в. с территории современного кладбища

Загваздина Яна Геннадьевна

младший научный сотрудник, ТКНС УрО РАН

626152, Россия, Тюменская область, г. Тобольск, ул. Ул. Ак. Ю., 15

Zagvazdina Yana Gennad'evna

Junior Scientific Associate, Tobolsk Scientific Station of Ural Branch of the Russian Academy of Sciences

626152, Russia, Tyumen region, Tobolsk, ul. Ak. Yu., 15

wandy00@mail.ru
Загваздин Евгений Петрович

научный сотрудник, ТКНС УрО РАН

626152, Россия, Тюменская область, г. Тобольск, ул. Ак. Ю. Осипова, 15

Zagvazdin Evgeniy Petrovich

Scientific Associate, Tobolsk Complex Scientific Station of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences

626152, Russia, Tyumen region, Tobolsk, Ak. Yu. str. Osipova, 15

kulay_arx@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2022.12.39316

EDN:

UAJTVT

Дата направления статьи в редакцию:

04-12-2022


Дата публикации:

30-12-2022


Аннотация: Статья посвящена изучению каменного надгробия с территории Сумкинского кладбища, расположенного под Тобольском. Экстраординарность находки связана с тем, что каменное надгробие начала XX в. было случайно обнаружено на более позднем сельском кладбище, основанном в середине XX в., то есть фрагменты памятника были привезены туда специально. Об этом указывает и бессистемный характер расположения – его части лежали разрозненно, на тропинке между рядами более поздних захоронений, приваленные к металлической ограде. Надгробие представляло собой трехчастный каменный обелиск, от которого осталось основание и средняя часть. Биографическая надпись памятника была сильно повреждена. В процессе изучения разрушенного текста эпитафии с привлечением ряда источников выяснено, что погребение принадлежало сыну священника Федора Филипповича Афанасьева – Симеону, умершему в юном возрасте и похороненному в с. Шишкинском. Больше биографической информации удалось узнать об его отце, который родился в Воронежской губернии и окончил Духовное мужское училище. Он служил псаломщиком в г. Тобольске, а затем был повышен до диакона. Здесь же у него родился сын. Ф.Ф. Афанасьев впоследствии становится священником и служит в с. Шишкинском Тобольского уезда, а затем в с. Усть-Ишимском Тарского уезда.


Ключевые слова:

Сумкинское кладбище, каменное надгробие, священник Федор Афанасьев, Тобольск, село Шишкинское, село Усть-Ишимское, биография, эпитафия, некрополистика, Христо-Рождественская церковь

Abstract: The article is devoted to the study of a tombstone from the territory of the Sumkinsky cemetery located near Tobolsk. The extraordinary nature of the find is due to the fact that the tombstone of the beginning of the XX century was accidentally discovered in a later rural cemetery founded in the middle of the XX century, that is, fragments of the monument were brought there specifically. This is also indicated by the unsystematic nature of the location – its parts lay scattered, on the path between the rows of later burials, piled against a metal fence. The tombstone was a three-part stone obelisk, of which the base and the middle part remained. The biographical inscription of the monument was badly damaged. In the process of studying the destroyed text of the epitaph with the involvement of a number of sources, it was found out that the burial belonged to the son of the priest Fyodor Filippovich Afanasyev – Simeon, who died at a young age and was buried in the village of Shishkinsky. More biographical information was found out about his father, who was born in the Voronezh province and graduated from the Theological Men's College. He served as a psalmist in Tobolsk, and then was promoted to deacon. His son was born there. F.F. Afanasyev later became a priest and served in the village of Shishkinsky, Tobolsk district, and then in the village of Ust-Ishim, Tarsky district.


Keywords:

the Sumkino cemetery, stone tombstone, priest F.F. Afanasyev, Tobolsk, Shishkinskoye village, Ust-Ishimskoye village, biography, epitaph, necropolitics, Christ the Nativity Church

Введение

Современная российская некрополистика, пребывавшая в забвении на протяжении всего советского периода, когда это направление исторической науки было признано реакционным и изучалось избирательно, обладает высоким информационным потенциалом. Одним из таких базовых источников этого исторического направления остаются надгробные памятники. Они являются одним из важных источников, которые не только обозначают место захоронения конкретного человека, но и зачастую, являются настоящими произведениями искусства. Кроме того, информация на памятнике часто содержит информацию биографического характера, а также раскрывает характер взаимоотношений между людьми, о которых нам практически ничего не сообщают другие виды источников.

Тобольская некрополистика только делает первые серьезные шаги в плане изучения некрополя как всестороннего исторического источника. Значительный объем информации в этом плане дали публикации результатов многолетних археологических раскопок на территории Тобольского кремля, верхнего посада и в подгорной части города. В результате этих работ выявлены и изучены тобольские некрополи, относящиеся, в основном, к концу XVI –концу XVIII вв. [1]. Меньше археологическими методами изучены сельские некрополи в окрестностях Тобольска [2, 3].

Более поздний период тобольской некрополистики, после 1770-х гг. изучался историками по материалам Завального кладбища. Очерк истории становления этого городского некрополя хорошо прослежен по архивным источникам [4]. Появляются очерки по отдельным персоналиям этого кладбища [5, 6, 7], а также единичные работы по морфологии надгробий, эпитафиям [8, 9] и типологии погребальных памятников [10]. Под Тобольском история церковных захоронений изучалась по материалам Иоанно-Введенского монастыря [11].

Источниками биографической информации для тобольской некрополистики до недавнего времени оставались надгробные плиты и каменные надгробия, наиболее полно представленные на Завальном кладбище. Кроме того, известны захоронения с массивными каменными надгробиями на территории Софийского двора Тобольского кремля, информация о которых известна преимущественно тобольским краеведам. В меньшей степени надгробия исследовались в окрестностях Тобольска – на территории Иоанно-Введенского женского монастыря. Однако встречаются находки каменных надгробий и за пределами этих некрополей.

Основная часть

В 2021 г. на территории действующего кладбища у с. Ворогушино, именуемого Сумкинским и функционирующего ориентировочно с середины XX в. была обнаружена часть каменного надгробного памятника начала ХХ века (рис. 1, рис. 2). От надгробия сохранилось два фрагмента из серого камня, предположительно, мрамора. Один из них, нижний, с эпитафией, имеет размеры 48х42х33 см., другой (верхний), без эпитафии – 35х33х28 см. (рис. 3) На большем фрагменте присутствуют отверстия, куда вставлялись железные штыри для фиксации верхней части памятника. На обоих осколках зафиксированы идентичные следы голубой масляной краски, что дополнительно говорит о том, что это части одного памятника.

Каким же образом надгробие оказалось на другом кладбище, которое еще не существовало тогда, когда создавалось надгробие? Сплошное обследование Сумкинского кладбища показало, что самое старое захоронение, расположено ближе к развилке дороги Тюмень – Ханты-Мансийск – Сумкино и датируется по информации на памятнике 1950 г. Отсутствуют признаки того, что здесь могли находиться более ранние надгробия, но без дат – типологически все осмотренные памятники советского времени. Участок кладбища, где были обнаружены фрагменты памятника, также содержит, в основном, захоронения последних двух десятилетий. Следовательно, массивные фрагменты старинного надгробия были перевезены сюда специально значительно позже. Характер разрушений памятника, в частности стремление разрушить и эпитафию, свидетельствует о его целенаправленной порче.

Подобных примеров глумления над захоронениями немало на Завальном кладбище Тобольска. Большинство надгробных плит и памятников, установленных в дореволюционный период, смещены с тех мест, где они были первоначально установлены. Многие из них разрушены и сохранились фрагментарно. Во многом это было связано с антирелигиозной политикой, проводившейся государством после революции. Надгробия, содержавшие слова молитв, упоминания бога и изображения крестов могли восприниматься как символ религии и, вероятно, вследствие этого, повреждались и уничтожались.

Некоторые чугунные могильные плиты, в частности, с могил декабристов, были вывезены с территории кладбища и использовались для хозяйственных нужд [12] .

Относительно находки на Сумкинском кладбище, к сожалению, не удалось выяснить, кто и когда привез фрагменты этого памятника.

Наиболее уцелевшая часть постамента частично сохранила надписи. С одной стороны:

«…ъ симъ па…

…омъ покоитс..

..нъ Священника

…ен Тоб.Дух.училища

…iонъ Феодоровичъ

.фанасьевъ,

..89.. фев. 3 дня

….190..г……»

С другой:

«Миръ праху твоему

Любимой сынъ»

И с третьей:

«Во и(мя) Отца

И (Сына и Свя)таго

(Д)уха. Амин(ь)»

Мы предполагали, что первая надпись изначально выглядела следующим образом: «(По)д сим па(мятник)омъ покоитс(я) (сы)нъ Священника (Ж)ен. Тоб. Дух. Училища (…)iонъ Феодорович (А)фанасьевъ, (родился?) (1)89/(.) г. фев. 3 дня (умер?) 190(.) г. (….)».

Изначально из этой надписи можно было узнать следующую информацию: под этим надгробием был похоронен сын священника Тобольского епархиального училища или мужского духовного училища. Дата рождения сына, по всей видимости, была 3 февраля, год рождения реконструировался в промежутке от 1890 до 1899, а год смерти – от 1900 г. до 1909 г. Имя отца – Федор Афанасьев, сына, возможно, Симеон или Ларион. Сын, как гласит надпись, был любимым, возможно даже – единственным.

Так как, согласно надписи на надгробии, отец во время смерти сына служил в Тобольском духовном училище, соответственно, были все основания предполагать, что семья Афанасьевых в тот период времени жила в Тобольске, а его сын был погребен на Тобольском Завальном кладбище. Это кладбище, по сути, было единственным местом, где хоронили православных горожан. Бывали случаи, когда умерших хоронили у храмов или в Архиерейской роще, но это касалось, обычно, людей высоких духовных или светских званий, имевших особые заслуги перед епархией [4, c.281].

В справочной книге Тобольской епархии за 1913 г. среди служащих Женского Епархиального училища, так же, как и среди педагогов и персонала Мужского Духовного училища священника с таким именем и фамилией обнаружить не удалось [13, с. 12-16 (паг. 1)]. Но здесь же, в алфавитном списке имеется упоминание об Афанасьеве Федоре Филипповиче, священнике с. Усть-Ишимского, Тарского уезда, окончившего духовное училище, и служившего псаломщиком с 1886 г., диаконом с 1887 г., священником с 1906 г. [13, с. 10 (паг. 4)]. Если это искомый нами священник, то, вероятно, смерть сына произошла в период с 1906 по 1909 гг., то есть с того момента, когда его отец, согласно записи в Справочной книге Тобольской епархии, уже был рукоположен в священники. Можно предположить, что в тот период времени священнослужитель с семьей жил в Тобольске, а впоследствии был переведен в Тарский уезд.

В Тобольском епархиальном адрес-календаре на 1895 г. указано, что в Тобольской Христо-Рождественской церкви служит «…псаломщиком Федор Филиппов Афанасьев, 24 лет, окончивший курс в Тобольском духовном училище, определенный на сию должность 13 мая 1887 г., женат» [14, с. 38 (паг. 1)].

В адрес-календаре на 1897 г указано, что в Тобольском мужском духовном училище с 1896 г. диакон Ф. Афанасьев служит в должности эконома [15, с.9-11 (паг. 2)].

В Тобольском епархиальном адрес-календаре на 1901 г. указано, что диакон Феодор Филиппович Афанасьев, 30 лет, окончивший курс духовного училища, служит на вакансии псаломщика в Тобольской Богоявленской церкви [16, с. 6-7 (паг. 4)].

Уже через два года, в адрес-календаре на 1903 г. Федор Филиппович упоминается служащим священником в деревянной церкви Казанской иконы Божией Матери с. Шишкинском [17, С. 6 (паг.4)].

Таким образом, согласно записям в адрес-календарях, священником Федор Афанасьев стал не в 1906 г., как указано в Справочной книге Тобольской епархии за 1913 г., а раньше, как минимум на три года, а до этого, с 13 мая 1887 г., служил псаломщиком Тобольской Христо-Рождественской церкви, с 1896 г., ставший уже диаконом Ф. Афанасьев служит в должности эконома Тобольского мужского духовного училища. Не позднее 1903 г. Федор Филиппович Афанасьев был рукоположен в священники Казанской иконы Божией Матери с. Шишкинском Карачинской волости Тобольского уезда. Кроме того, мы узнаем информацию о том, что родился Федор Афанасьев около 1871 г. (в 1895 г. ему 24 года) и окончил Тобольское духовное училище, а также о том, что в 1895 г. он уже женат.

Запись о рукоположении Федора Афанасьева в священнослужители удалось найти в Тобольских Епархиальных ведомостях. В одном из последних номеров за 1901 г. указано, что «диакон Градо-Тобольской Богоявленской церкви Феодоръ Афанасьев рукоположен в сан священника к село-Шишкинской церкви Тобольского уезда» [18, 1901. с. 389].

Тобольские епархиальные ведомости также содержат запись о его отрешении от места и определение на должность диакона в церковь с. Усть-Ишимского. В мае 1909 г. церковная пресса сообщает, что священник церкви с. Шишкинского Федор Афанасьев отрешен от места [19, с.116]. В сентябре этого же года заштатный священник Федор Афанасьев определен на диаконскую должность к церкви с. Усть-Ишимского Тарского уезда [20, с. 186].

Также сведения о семье Афанасьевых удалось найти в переписном листе Первой всеобщей переписи населения Российской империи, проводившейся в 1897 г. [21, л. 18 об.]. Согласно этой записи, семья состоит из Афанасьева Федора Филипповича, 26 лет, его жены, Афанасьевой Надежды Семеновны, 22 лет и их сына Афанасьева Симеона Федоровича, 5 лет. Все члены семьи принадлежат к духовному званию, православные. Сам хозяин родился в Острогорском уезде Воронежской губернии, окончил Духовное мужское училище.

На момент переписи Федор Филиппович служит экономом-диаконом Духовного училища. Его жена Надежда Семеновна – уроженка г. Омска, обучалась в Александровском приюте. Самый младший член семьи – единственный сын Симеон, 5 лет, родившийся, как указано в переписном листе, здесь же, в г. Тобольске.

Проживает семья, как сообщают данные переписи, в г. Тобольске, на территории Соборной площади, в доме Тобольского духовного училища, в квартире эконома училища. Квартира, по всей видимости, является служебным жильем, предоставлена в пользование Федора Филипповича и его семьи в связи с тем, что он служит экономом-диаконом Духовного училища.

Дополняют уже полученную информацию данные из метрических книг. В одной из них удалось найти запись о рождении Семена (Симеона). Согласно записи в Метрической книге Градо-Тобольской Христо-Рождественской церкви 2 февраля 1892 г. у псаломщика данной церкви Феодора Филиппова Афанасьева и законной жены его Надежды Семеновой родился сын Симеон, крещен был 6 февраля. Таком образом, мы видим, что на надгробном памятнике неверно указана дата рождения, на самом деле Симеон был рожден не 3, а 2 февраля 1892 г. Также данная запись позволяет нам получить сведения о месте служения его отца, Федора Филипповича, в момент рождения сына он служит псаломщиком Христо-Рождественской церкви. Запись о рождении сына, по всей видимости, сделана его рукой [22, л. 266 (об.), 267].

Также в метрических книгах была обнаружена запись о бракосочетании его родителей. Венчание произошло 1 мая 1891 г. в той же Христо-Рождественской церкви, где уже служил Феодор Афанасьев. Жениху на тот момент был 21 год, невесте, Надежде Семеновой Бульба – 17. Также из записи мы узнаем о том, что отец невесты – Симеон Симеонов Бульба, является отставным унтер-офицером, причисленного к мещанскому сословию. Среди поручителей указан, по всей видимости, брат невесты, не имеющий чина письмоводитель дирекции училищ Тобольской губернии Иоанн Семенов Бульба [23, л. 255(об.), 256].

Благодаря просмотру метрических книг церкви Казанской иконы Божией Матери с. Шишкинского Карачинской волости, куда был определен священником Федор Афанасьев удалось найти запись о смерти его сына Семена. Согласно этой записи, сын священника села Шишкинского Симеонъ скончался 1 декабря 1902 г. в возрасте 10 лет «от воспаления мозга». Погребен, как указано в документе, 3 декабря 1902 г. на приходском кладбище [24, л. 490(об), 491].

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что каменное надгробие, изначально располагалось не на Завальном кладбище города Тобольска, как мы предполагали, а на приходском кладбище села Шишкинского, где, согласно записям метрической книги был похоронен Семен Афанасьев. Село (сейчас – деревня Шишкина), и вероятно, приходское кладбище при нем, находится на относительно небольшом расстоянии от места обнаружения надгробия (около 6 км). Вероятно, со временем кладбище было заброшено и большинство надгробий утрачено, а кто-то, случайно обнаруживший уцелевшее каменное надгробие, решил перевезти его на ближайшее действующее кладбище. Таким образом, возможно, оно и оказалось на территории Сумкинского кладбища.

Письменные источники позволили уточнить и восстановить информацию на могильном камне. Таким образом, мы выяснили, что сын священнослужителя Федора Афанасьева Семен родился 2 февраля 1892 г., скончался 1 декабря 1902 г. Удалось установить, что дата рождения не совсем совпадает с датой рождения, выбитой на памятнике (расхождение в данных составляет один день). Кроме того, вызывает вопросы должность отца умершего, указанная на надгробии – священник Жен. Тоб. Дух. Училища. В Тобольске на тот момент существовало два духовных училища – Мужское духовное училище и Женское епархиальное училище. В одном из них Федор Афанасьев действительно служил, но не в год смерти сына, а в более ранний период времени – в 1897 году он служил экономом-диаконом Духовного училища.

В 1902 году, когда сын скончался, согласно документам, прежде всего, записи в метрической книге, Федор Афанасьев является священником церкви Казанской иконы Божией Матери с. Шишкинского. Сведений о том, что он в этот время служил еще и в Духовном училище, пока обнаружить не удалось. Нет его и в списках служащих в духовных учебных заведениях Тобольской епархии за 1901-1909 гг., которые ежегодно публиковались Тобольских епархиальных ведомостях [25, с.309-316; 26, с.313-321; 27, с.353-362; 28, с.279-286; 29, с.297-304; 30, с.164-171; 31, с.119-126; 32, с.369-377]. Были просмотрены списки не только за год смерти сына, но и за последующие несколько лет, ввиду того, что надгробие было изготовлено, скорее всего, не сразу, а спустя какое-то, возможно, весьма продолжительное, время, в течение которого могло измениться место служения отца умершего.

Несмотря на то, что обозначенное на надгробии место служения Федора Афанасьева пока не получило подтверждения документальными источниками, а возможно, что и не соответствует действительности, всё же при изысканиях были получены сведения биографического характера о священнослужителе Тобольской губернии и его семье.

Основные вехи жизненного пути Феодора Филиппова Афанасьева таковы:

Около 1871 г. родился в Острогорском уезде Воронежской губернии, окончил Тобольское Духовное мужское училище. В 1891 г. женился на уроженке г. Омска Надежде Семеновой Бульба, в 1892 г. – родился сын Симеон. В этот период времени (с 13 мая 1887 г.) он служит псаломщиком, а затем и диаконом Тобольской Христо-Рождественской церкви. Впоследствии (в 1896 г.) становится экономом-диаконом Тобольского мужского Духовного училища. Однако затем (в 1901 г.) вновь служит на вакансии псаломщика уже в другой Тобольской церкви – Богоявленской. В конце 1901 г. рукоположен в сан священника церкви села Шишкинского Тобольского уезда.

Примерно через год после назначения священником в церковь с. Шишкинского, 1 декабря 1901 г. у него умирает сын. По всей видимости, до мая 1909 года место служения Федора Афанасьева не менялось. В мае 1909 г. он был отрешен от места и уволен за штат, а в сентябре определен на должность диакона к церкви с. Усть-Ишимского Тарского уезда, где впоследствии, вероятно, (не позднее 1913 г.) стал священником. Но запись об этом найти пока не удалось.

Заключение

Таким образом, благодаря сопоставлению материальных и документальных источников, удалось установить первоначальное место нахождения надгробия, которое было обнаружено на современном действующем кладбище, восстановить утраченную на надгробии информацию и частично восстановить биографические данные об одном из священнослужителей Тобольской епархии и его семье.

Несмотря на кажущуюся достоверность данных, которые содержат надгробия, как мы видим, этот вид источников все же следует подвергать проверке с помощью данных других источников, в первую очередь, документальных. Последние, как показывает практика, тоже могут содержать ошибки и опечатки, поэтому рассматриваемые источники следует изучать в комплексе.

Рис. 1. Сумкинское кладбище с указанием местоположения надгробия нач. XX в. на его территории.

Рис. 2. План расположения надгробия и фотофиксация места его положения.

Рис. 3. Прорисовка надписей на надгробии.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Эпоха Перестройки привела к кардинальным переменам не только в жизни советских граждан, но и к изменениям в научной мысли. В самом деле, демократизация и гласность привели к слому идеологических барьеров, а в конечном итоге к оживлению научных дискуссий в социальных и гуманитарных науках. В то же время произошло возрождение прежде замалчиваемых вспомогательных исторических дисциплин: в частности, генеалогии, некрополистики и т.д.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является каменное надгробие начала XX в. на Сумкинском кладбище села Ворогушино Тюменской области. Автор ставит своими задачами рассмотреть тобольскую некрополистику, проанализировать надгробие начала XX в. на Сумкинском кладбище, а также восстановить информацию на могильном камне.
Работа основана на анализе и синтезе, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится охарактеризовать найденное на Сумкинском кладбище надгробие начала XX в. с точки зрения некрополистики. Научная новизна статьи определяется также привлечением архивных материалов.
Рассматривая библиографический список статьи как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя свыше 30 различных источников и исследований. Источниковая база статьи представлена опубликованными материалами (периодическая печать, справочные издания) и неопубликованными из фондов Тобольского филиала Государственного архива Тюменской области. Из привлекаемых автором исследований отметим труды А.В. Бурнашевой, М.Л. Бережновой, Е.П. Загваздина и других авторов, в центре внимания которых различные аспекты тобольской некрополистики. Заметим, что библиография обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста статьи читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало решению стоящих перед автором задач.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем кто интересуется как вспомогательными историческими дисциплинами, в целом, так и некрополистикой, в частности. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определённой логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что надгробные памятники «являются одним из важных источников, которые не только обозначают место захоронения конкретного человека, но и зачастую, являются настоящими произведениями искусства». В центре авторского внимания обнаруженный в 2021 г. на территории действующего кладбища у с. Ворогушино, именуемого Сумкинским и функционирующего ориентировочно с середины XX в. надгробный памятник начала XX в. В работе показано, что первоначально каменное надгробие располагалось «на приходском кладбище села Шишкинского, где, согласно записям метрической книги был похоронен Семен Афанасьев». При последующих при изысканиях автором были получены сведения биографического характера о священнослужителе Тобольской губернии Фёдоре Афанасьеве и его семье.
Главным выводом статьи является то, что «благодаря сопоставлению материальных и документальных источников, удалось установить первоначальное место нахождения надгробия, которое было обнаружено на современном действующем кладбище, восстановить утраченную на надгробии информацию и частично восстановить биографические данные об одном из священнослужителей Тобольской епархии и его семье».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, снабжена 3 рисунками, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в учебных курсах, так и в рамках развития некрополистики.
К статье есть важное замечание: необходимо конкретизировать ее название, обозначив территориальное нахождение изучаемого памятника.
После исправления замечания статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Genesis: исторические исследования».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.