Статья 'Структура информации в «Торгово-Промышленной Газете» и ее источники (90-е годы XIX -начало ХХ в.)' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Структура информации в «Торгово-Промышленной Газете» и ее источники (90-е годы XIX -начало ХХ в.)

Кострикова Кристина Евгеньевна

аспирант, кафедра Кафедра социологии, психологии управления и истории, Государственный университет управления

109542, Россия, г. Москва, ул. Рязанский Проспект, 99с4

Kostrikova Kristina Evgen'evna

Postgraduate Student, Department of Sociology, Psychology of Management and History, State University of Management

109542, Russia, g. Moscow, ul. Ryazanskii Prospekt, 99s4

cristina.firsova@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2022.7.38500

EDN:

DGPQPF

Дата направления статьи в редакцию:

23-07-2022


Дата публикации:

03-08-2022


Аннотация: Предметом исследования в данной статье является издававшаяся Министерством финансов императорской России «Торгово-Промышленная Газета», обстоятельства и процесс ее появления, цели и задачи, поставленные перед ее редакцией, структура, содержание и качество публиковавшейся в ней информации, место и роль газеты среди других периодических изданий самого Минфина и аналогичной российской периодики рассматриваемого периода (90-е годы XIX века – 1906 г.). В качестве объекта исследования рассматриваются структура информации в «Торгово-Промышленной Газете», ее содержание и изменения, а также источники получения этой информации.   Цель исследования – показать, как «Торгово-Промышленная Газета», благодаря публикуемым материалам, предоставляемой ею обширной и многосторонней информацией способствовала развитию отечественной торгово-промышленной сферы, формированию экономически образованного русского предпринимательского класса, его самосознанию и консолидации. Рассмотрена роль газеты в обеспечении профессиональных и классовых интересов русской буржуазии, в проведении государственной информационной политики. «Торгово-Промышленная Газета», возникшая как издание конкретного профессионального направления, с течением времени оказалась одним из самых новаторских, энергичных, осведомленных, востребованных органов массовой информации, оказавшим своей деятельностью большое влияние не только на формировавшиеся аналогичные издания, но и на информационную политику Российского государства.


Ключевые слова:

Торгово-Промышленная Газета, издательская деятельность Минфина, информационная политика Минфина, информационные источники, Витте Сергей Юльевич, Федоров Михаил Михайлович, Миллер Павел Иванович, Торгово-Телеграфное агентство, информационная политика России, торгово-промышленная пресса

Abstract: The subject of research in this article is the "Commercial and Industrial Newspaper" published by the Ministry of Finance of Imperial Russia, the circumstances and process of its appearance, the goals and objectives set for its editorial office, the structure, content and quality of the information published in it, the place and role of the newspaper among other periodicals of the Ministry of Finance and similar Russian periodicals of the period under review (The 90s of the XIX century – 1906). As an object of research, the structure of information in the "Trade and Industrial Newspaper", its content and changes, as well as sources of obtaining this information are considered. The purpose of the study is to show how the "Trade and Industrial Newspaper", thanks to the published materials, the extensive and multilateral information provided by it, contributed to the development of the domestic trade and industrial sphere, the formation of an economically educated Russian entrepreneurial class, its self–awareness and consolidation. The role of the newspaper in ensuring the professional and class interests of the Russian bourgeoisie, in carrying out the state information policy is considered. The "Trade and Industrial Newspaper", which emerged as a publication of a specific professional direction, over time turned out to be one of the most innovative, energetic, knowledgeable, in-demand mass media bodies, which had a great influence not only on the similar publications that were being formed, but also on the information policy of the Russian state.



Keywords:

Commercial and Industrial Newspaper, publishing activities of the Ministry of Finance, Information policy of the Ministry of Finance, information sources, Witte Sergey Yulievich, Fedorov Mikhail Mikhailovich, Miller Pavel Ivanovich, Trade and Telegraph Agency, information policy of Russia, commercial and industrial press

Ежедневная «Торгово-Промышленная Газета», выпускавшаяся Министерством финансов императорской России, представляла собой фактически первое отечественное профессиональное издание, наиболее полно отражавшее ситуацию в торгово-промышленной, банковско-финансовой, биржевой и т.п. жизни как в России, так и за рубежом.

Ее появление не было случайным, а вытекало из реальных потребностей капиталистического развития России. Она заняла свое особое, достойное место среди других периодических изданий Минфина, стала в определенной степени образцом для появления других аналогичных изданий.

Предметом исследования в данной статье является сама «Торгово-Промышленная Газета» (далее – ТПГ), обстоятельства и процесс ее появления, ее место и роль среди других периодических изданий самого Министерства финансов и аналогичной российской периодики рассматриваемого периода. В качестве объекта исследования рассматриваются структура информации в ТПГ, ее содержание и изменения, а также источники получения этой информации. Цель исследования – показать, как ТПГ, благодаря публикуемым материалам, доставляемой ею информацией способствовала развитию отечественной торгово-промышленной сферы, формированию русского предпринимательского класса и его консолидации.

Хронологические рамки статьи обусловлены временем появления самой ТПГ и временем активного развития российской торгово-промышленной прессы, которое пришлось на период Первой русской революции, когда после обнародования Манифеста 17 октября 1905 г. происходит взрывное развитие отечественной периодики. Это подтверждается статистическим исследованием, опубликованным в 1911 г., где отмечено, что с 1906 г. появляется почти 53% аналогичных изданий, из которых лишь 14 наименований могут в какой-то мере сопоставляться с ТПГ по широте и глубине предоставляемой информации [1, с. 14, 17]. В качестве методов исследования автор использовал методы системного подхода, историзма, а также объективности и научного подхода к рассмотрению изучаемых вопросов.

Хотя ТПГ достаточно известна как одна из наиболее читаемых газет своего времени и даже сумела сохраниться и выходить в свет уже после Октябрьской революции 1917 г., естественно, уже как советское издание, а не капиталистическое, исторических работ о ней очень мало. Она фигурирует в ряде исследований, посвященных русской периодической печати и русской буржуазии [2; 3; 4; 5], используется как исторический источник, но не является предметом специального изучения. В фундаментальной работе Е.Г. Костриковой, посвященной политике российского правительства в сфере СМИ в начале ХХ в., есть специальный раздел, посвященный издательской деятельности Министерства финансов России, где упоминается и история ТПГ [6]. Единственным исследованием о ТПГ можно назвать небольшую статью И.Д. Архангельской «Крестница» графа С.Ю. Витте» [7], где в основных чертах изложена история создания газеты, рассмотрены ее содержание, основные этапы развития, популярность, роль тех или иных чиновников Минфина в ее организации и деятельности, очень коротко изложена ее дальнейшая судьба. Более подробно история ТПГ, ее место и роль среди аналогичных российских изданий рассматриваются в нашей совместной с Ю.П. Надехиной статье [8]. Вопросы, поднимаемые в настоящем исследовании, представляют собой очевидную новизну, т.к. они либо частично затрагивались в историографии, либо не рассматривались вообще.

Из ряда исследований известно [6; 8], что Министерство финансов во второй половине XIX столетия разворачивает активную деятельность по изданию собственных периодических органов, т.к. в этом была острая необходимость для развития отечественной торговли и промышленности, переживавших капиталистический бум в пореформенный период. По сложившейся традиции, начиная с графа Е.Ф. Канкрина, российский Минфин возглавляли серьезные специалисты, знатоки своего дела. Они хорошо понимали необходимость получения информации для успешного ведения дел как внутри страны, так и за границей. Поэтому, начиная с 1869 г. министерство начинает издавать соответствующие сборники, в которых были отражены официальные сведения (правительственные указы, решения министерства и т.п) и текущая информация в области торговли и промышленности. К 90-м годам стало ясно, что даже еженедельный экономический орган, в качестве которого выступал министерский «Вестник финансов, промышленности и торговли», один не в состоянии удовлетворить потребности постоянно усиливающегося темпа российской экономической жизни. Редакции повременных изданий Минфина, которую с 1891 г. возглавлял чиновник по особым поручениям М.М. Федоров, человек образованный, исповедовавший либеральные взгляды на экономику и политику, было ясно, что оперативная информация остро необходима «особенно в торгово-промышленной области». Очень важные для предпринимателей сведения печатались в «Вестнике финансов», но «появлялись в нем лишь раз в неделю, невольно иногда оказывались запоздалыми». Возникла насущная необходимость создания ежедневного издания, которое пользовалось бы материалами, предоставляемыми в том числе и самым передовым тогдашним средством получения информации - телеграфом [9, с. 42-43].

М.М. Федоров написал министру финансов С.Ю. Витте докладную записку «об издании ежедневного приложения в «Вестнику финансов» - «Торгово-Промышленной Газеты». Главной задачей нового органа было предоставление наиболее полной, «свежей» и обширной информации в торгово-промышленной сфере и в экономике вообще. В этом объективно были заинтересованы широкие круги предпринимателей. Но ТПГ не должна была стать простым приложением к более солидному изданию, а играть в том числе и самостоятельную роль: представлять интересы правительства, ориентировать потребителей информации в нужном для него русле, а также вовлекать в экономическую жизнь средних и мелких предпринимателей не только посредством полезных для них сведений, но и освещать их нужды и потребности, организовывать их [9, с. 43].

Как отмечалось нами в одной из предыдущих статей, «предложение М.М. Федорова было обсуждено на особом совещании руководителей основных департаментов Минфина, которое его одобрило» [8, с.28]. В нем приняли участие директор Общей канцелярии министра финансов П.М. Романов, директор Департамента Торговли и Промышленности В.И. Ковалевский, управляющий Государственным банком Э.Д. Плеске, т.е. высокие заинтересованные лица. На основании их заключения 29 сентября 1892 г. министр финансов С.Ю. Витте разрешил привести их предложение в исполнение с 1 января 1893 г. [9, с. 43-44]. 26 ноября 1892 г. «вышел пробный номер ТПГ, в котором была приведена программа будущей газеты, она была весьма обширна и обещала читателю сведения по самым важным вопросам экономической жизни страны и зарубежья: от официальных документов правительства до сведений о состояний отдельных отраслей промышленности, биржевых курсов, цен на товары, железнодорожных тарифов, фрахта и пр. Таким образом, менялись цели и задачи «Вестника финансов», который теперь мог заняться более крупными проблемами, в то время как текущая информация переходила на страницы газеты» [8, с. 28].

Официально первый номер ТПГ вышел 1 января (по старому стилю, 13 января – по новому стилю) 1893 г. Первоначально ее формат составлял ¼ печатного листа, что скорее соответствовало именно формату приложения, а не самостоятельного периодического ежедневного издания. Сразу отметим, что по мере насыщения газеты информацией, расширением старых рубрик и появлением новых через четыре года от этого формата отказались и перешли на привычный для всех крупных изданий формат с 1 января 1897 г. Газета стала выходить на 4-8 полосах.

Структура информации, начиная с первого номера в соответствии с заявленной программой выглядела так: «Относящиеся до торговли и промышленности законы и правительственные распоряжения. – Официальные извещения и заявления. – Торговые, биржевые и общеэкономического содержания телеграммы. – Руководящие статьи по финансово-экономическим и специальным торгово-промышленным вопросам. – Хроника, в которую входят могущие интересовать торгово-промышленные круги текущие события, предположения, слухи и пр. – Внутренние известия, заключающие корреспонденции общего характера из разных мест России, сообщения о местных нуждах, желаниях, возникновении новых предприятий, ликвидации существующих, крупных усовершенствованиях в производстве и проч. – Иностранные известия: иностранное торгово-промышленное Законодательство, имеющие для русской торговли значение административные и всякие иные распоряжения и меры, практические указании русских и иностранных консулов, виды на урожай, крупные технические усовершенствования, расширение производств и пр. – Торговые корреспонденции из всех распределительных главнейших потребительных русских и иностранных рынков по след. товарам: хлеба, масличные семена и масла, сахар, спирт, скот, мясо, рыба, соль, чай, кофе, колониальные товары, кожи, лен, пенька, шерсть, хлопок, шелк и соответственные мануфактуры москательные и красильные товары, каменный уголь, железо и прочие металлы. – Новые ж/д тарифы, морские и речные фрахты. – Вексельные курсы. – Справочные сведения: список главнейших торговых предприятий и агентов в России, переводы иностранных мер и весов, закрытие и открытие навигации и пр. – Объявления» [9, с. 44-45].

Приведем примеры распределения информации в ТПГ в первом номере за 1893 г., где были помещены следующие публикации:

сообщения «о пошлинах на хлопок-сырец, классификация нефтяных масел, подлежащих обложению акцизом, цены на вывозной за границу спирт…»;

телеграммы:

- из Ливерпуля – «Настроение с пшеницей неустойчиво, с рожью твердо, с кукурузой крепко, с ячменем тихо, с овсом твердо». Далее идут сведения об отправке зерна и муки из всех импортирующих стран, а также запасах в Европе и Америке «с причислением плывущих грузов».

- из Ревеля: информация о введении нового городового положения и выборах городских гласных и городского головы и управы.

- из Гельсингфорса: сведения об официальном вексельном курсе финляндского банка.

- из Берлина: излагается речь имперского канцлера Каприви в комиссии по рассмотрению военного законопроекта. В ней канцлер отметил, что Германии придется вести, так или иначе, «наступление», поскольку Германии «придется парировать главные удары противников тройственного союза», а сил у нее в сравнении с Францией и Россией недостаточно. Поэтому правительство не может принимать на себя ответственность за будущее империи [10].

Можно сразу же отметить, что среди приведенной информации мы видим не только сугубо коммерческие сообщения, но и сведения политического характера. С.Ю. Витте и его ближайшее окружение были твердо уверены в том, что политические события внутри страны и за рубежом неизбежно отражаются на торгово-промышленной жизни, что предприниматели должны это осознавать и внимательно следить за ними. Тем более, что весь тогдашний мир вступал в сложный период своего развития, когда завершался процесс формирования единого мирового капиталистического хозяйства и единой системы мировой политики, обострения империалистических противоречий между складывающимися военно-политическими блоками из-за надвигающегося передела колониальных владений и сфер влияния. Все это в той или иной мере находило отражение на страницах газеты.

Далее в номере идут сведения о курсах ценных бумаг на Берлинской бирже. Особо отмечены курсы русских бумаг. Сведения о курсах на Парижской бирже, настроения на хлебном рынке в Англии, настроение на Лондонской бирже.

В телеграмме из Лондона отмечено, что на состоявшемся съезде горнорабочих принято решение требовать «законодательным порядком» установления восьмичасового рабочего дня. И это показательное сообщение. Рабочий вопрос привлекал серьезное внимание редакции. В дальнейшем в ТПГ появится специальная рубрика «Рабочий вопрос», где будут рассматриваться различные проблемы, касающиеся рабочего законодательства, условий труда, развития страховых касс и касс взаимопомощи, пособий по болезням и увечьям, оплата труда, общего и профессионального образования рабочих, а также опыт решения этих проблем в других странах.

Из Нью-Йорка в редакцию сообщают о ценах на серебро в слитках, о ценах на хлопок, пшеницу, муку-крупчатку, кукурузу, керосин. Из Филадельфии – цены на керосин.

Далее идет обширная информация о «государственной росписи доходов и расходов на 1893 г.» (современным языком – о бюджете страны), представленной Управляющим Министерства Финансов. «Характерная черта этой росписи», отмечает газета, превышение доходов над расходами, несмотря на все трудности неурожая и холерной эпидемии. Указано, что «в недалеком будущем» намечено строительство «сплошного через всю Сибирь» железнодорожного пути. Как подчеркнуто в публикации, это будет иметь колоссальное значение не только для России, но и для всего мира. Огромные экономические перспективы, которые открывает это строительство, несомненно «привлечет к себе внимание заинтересованных … читателей Торгово-Промышленной Газеты» [10].

В разделе «Хроника» отмечен поставленный Департаментом торговли и мануфактур вопрос о привилегиях (правила подачи заявлений, продления сроков привилегий, порядка их оглашения и пр.) изобретателям и их привлечения к сотрудничеству в различных отраслях промышленности. Приводится информация о введении нового тарифа на перевозку картофеля по железной дороге в «половине Европейской части России», а также других продуктов. Сообщаются сведения о чумной эпизоотии в южных районах и о необходимых мерах, чтобы скот в других регионах не пострадал. Объявляется об открытии деятельности Первого общества подъездных железнодорожных путей в России. Указано, что оно будет в основном занято строительством железнодорожных путей от промышленных предприятий до основных путей [10].

В рубрике «Внутренние известия» отмечено «хорошее состояние дел» у ситценабивных товариществ Центрального промышленного района. Отмечено также «сильное увеличение» производства шерстяного плюша в Лодзи, где возникают новые мастерские по его изготовлению. Это вызвано возросшим спросом на данный товар. По решению общего собрания фабрикантов, которые представляют свои товары на постоянно действующей в Варшаве выставке, вводится должность постоянного агента «для посредничества между купцами и экспонентами», который будет получать особое вознаграждение, вести торговые книги и подотчетен контролю правления выставки. Даны сведения об открытии в Новороссийске новой экспортной конторы [10].

Рубрика «Иностранные известия» сообщает, что в Кенигсберге устанавливаются новые меры хлеба на биржевых сделках. В Индии увеличены посевы индиго, даются ориентировочные «виды» на урожай риса. Сообщается, что Сенат Соединенных Штатов принял билль о карантинных мерах, по которому все корабли, приходящие в Америку, должны иметь санитарное свидетельство, выданное американским консулом того порта, откуда судно вышло.

Раздел «Торговые корреспонденции» дает обширные сведения об урожае, запасах зерновых, ценах на зерно и муку разных сортов и видов, о состоянии рынков других товаров, движениях по портам и железным дорогам, о торговле хлебным зерном в С.-Петербурге, Риге, Варшаве, Чистополе, Одессе, Новороссийске, Данциге, Лондоне.

Открывая рубрику «Вопросы и ответы», редакция пишет, что «этот отдел будет работать как с привлечением редакции, так и с привлечением самих читателей. Будут помещаться вопросы соответствующие направлениям газеты и ответы на них, подготовленные редакцией или самими читателями» [10]. В разделе «Письмо в редакцию» помещено письмо читателя о бедственном состоянии кружевного промысла в Елецком уезде Орловской губернии с просьбой оказать содействие со стороны тех, кто сочувствует и покровительствует кустарным промыслам [10].

Приводится информация С.-Петербургского биржевого бюллетеня со сведениями о курсах цен на благородные металлы и ценные бумаги. Все завершается рубриками «Справочные сведения» и «Объявления».

Приведенная структура информации показывает, что заинтересованный читатель может найти в газете информацию по самым разнообразным направлениям торговли, промышленности, финансам, биржам и т.п., а также по политическим и иным проблемам. При этом информация эта была актуальной, позволявшей быстро ориентироваться в интересующих читателей-предпринимателей вопросах, касалась экономической и политической ситуации как в России, так и за рубежом.

Такая структура в целом сохранялась в ТПГ в течение всего ее существования вплоть до Октябрьской революции. Естественно, что изменения в экономической и политической жизни, опыт самой газеты, предложения подписчиков и т.п. не могли не внести свои коррективы. Для удобства читателей на первой полосе редакция стала помещать краткое содержание номера с резюме наиболее важных публикаций. Кроме того, после заголовков статей появляются подзаголовки, в общих чертах раскрывающие наиболее важные моменты публикаций. При сохранении возможно большей информации о торгово-промышленной, банковско-финансовой, биржевой жизни и других чисто экономических проблемах, газета все больше уделяла внимания политическим вопросам, общественно-политической информации. Так, в объявлении о подписке на газету на 1901 г. сказано, что газета будет издаваться «по прежней широкой программе, обнимающей кроме специальных торгово-промышленных, также и все общие, могущие интересовать каждого читателя сведения из политической, общественной и экономической, как русской, так и иностранной жизни» [11]. Т.е. газета, разворачивая свой публикационный материал, хочет закрепить за собой внимание читателей, чтобы они получали и другую информацию, кроме профессиональной, чтобы они не пользовались сведениями по вопросам общественно-политической жизни из других газет и журналов. При этом не будем забывать, что ТПГ выражала, прежде всего, мнение Минфина, других правительственных ведомств, особенно Министерства иностранных дел. Далее отмечается, что газета ввела «новые отделы по торговым и экономическим вопросам и увеличила круг своих корреспондентов. Торгово-Промышленная Газета является единственным верным и полным источником таких сведений (выделено в тексте. – К.К.), предоставляя необходимый каждому земледельцу, торговцу и финансовому деятелю материал. Газета дает ежедневно полную и обстоятельную картину торгового движения (выделено в тексте. – К.К.) и колебания цен по всем предметам нашего отпускного и внутреннего торга, отмечает колебания фондового и денежного рынков, дает единственный у нас в России совершенно полный свод сведений о торгах и поставках (выделено в тексте. – К.К.) по интендантству и вообще всем правительственным ведомствам, общественным, железнодорожным и частным предприятиям и следит за всеми изменениями в области акционерного и частного торгово-промышленного дела, сообщая своевременно о деятельности, организации, учреждении, открытии, дивидендах, времени и месте общих собраний акционеров предприятий» [11]. Отметим, что данные утверждения не были «бахвальством», но отражали действительное положение ТПГ среди других газет и журналов [1, с. 14-17].

В короткий период 1900-1901 гг. газета выпускала литературно-художественное приложение, как и многие другие периодические органы того времени. Но в дальнейшем от него отказались, т.к. сочли не вполне отвечающим основным целям и задачам издания. Куда больше соответствовали профилю газеты приложения, в которых отражались профессиональные вопросы. Так, в 1903 г. вышел «Систематический указатель статей и главнейших заметок, напечатанных в течение 1902 г.». Выходили в разное время и другие приложения и бюллетени по различным направлениям торгово-промышленной жизни.

Большие изменения в структуре информации в ТПГ произошли в период русско-японской войны и Первой русской революции 1905-1907 гг. К уже имеющейся структуре добавились телеграммы с фронтов войны, соответствующие статьи, а также сообщения о революционных событиях. Этот материал столь обширен и интересен, что достоен отдельного рассмотрения. Остановимся лишь на событии, которое рассматривалось либеральной редакцией газеты как эпохальное.

Речь идет о выборах в первую Государственную Думу и о начале ее работы. ТПГ очень внимательно следила за всеми перипетиями непростого выборного процесса. Печатались результаты выборов в разных губерниях страны в виде таблиц с указанием имен, сословия, национальности, рода деятельности каждого избранного члена Думы. Газета анализирует эти результаты, отмечает политические настроения в обществе. Публикует интервью с избранными членами, представлявшими разные политические взгляды. Когда Дума открывает свою работу, ТПГ выступает со специальным заявлением, где, в частности, пишет: «… над Московскою Русью занялась заря ее сближения с европейски западом, заря европейского просвещения, заря коренного преобразования всего московского уклада в новый строй русского государства. Сегодня над Русской Землей взошло, наконец, солнце свободы и загорится светлый день нашего политического обновления. Русский Народ, в лице своих представителей, призван к участию в делах государственного законодательства, призван к правдивому, открытому обсуждению своих нужд. Началась новая эра сотрудничества народа с Царем в делах государственных» [12]. В этих словах ясно видны политические пристрастия редакции, которые вполне укладываются в рамки взглядов партии конституционных-демократов (кадетов). М.М. Федоров, которого в 1906 г. назначили министром вновь образованного Министерства торговли и промышленности, в последствии стал одним из видных деятелей этой партии.

ТПГ не только стала образцом для многих изданий своего направления, но и способствовала созданию телеграфной информационной службы царской России. Разворачивая свою издательскую деятельность Министерство финансов заботилось о том, кто будет добывать для его изданий необходимые данные. Для этого началось «собирание регулярных периодических сведений о ходе торговли главнейшими, по из значению в русской жизни, товарами как в России, так и за границей, а равно о текущих условиях разных отраслей промышленности». Для этого редакция «в первое время пользовалась обильными материалами, в виде многочисленных специальных органов заграничной прессы, отчетов торговых палат, циркуляров крупных фирм и, наконец, консульскими донесениями» [9, с. 36]. Со временем, редакция «начала завязывать непосредственные сношения с местными деятелями за границей и привлекать из к сообщению ей различных сведений из иностранных государств». Относительно сбора сведений внутри страны было признано необходимым «образовать контингент собственных корреспондентов из лиц и учреждений, непосредственно заинтересованных в торговле и сельском хозяйстве». С этой целью редакция «обратилась к содействию биржевых комитетов, банков и податных инспекторов, как наилучше осведомленных в этом отношении, и, вместе с тем, стала постепенно вербовать корреспондентов в среде самого торгово-промышленного класса разных городов и местностей империи» [9, с. 37].

Создаваемая корреспондентская сеть успешно работала до момента решения об издании ежедневной газеты. Необходимость получения оперативной информации потребовала расширения применения телеграфных сообщений. В сборнике, посвященном 50-летию издательской деятельности Минфина, авторы писали: «Сознавая, что телеграфная осведомленность есть необходимое условие для всякого торгового органа, редакция все свои силы направила к тому, чтобы свои телеграфный и торгово-промышленный отделы поставить на должную высоту. Благодаря упорным трудам, а равно усиленной работе ее корреспондентов, которые совместно с читателями «ТПГ», указывали недочеты и пробелы как в постановке регистрации товарных цен, так и в телеграфной осведомленности, редакция, наконец, добилась своей цели и затем, идя навстречу пожеланиям торговцев и сельских хозяев, организовала у себя передачу, за особую плату, по особому сокращенному коду, желающим из числа подписчиков на «ТПГ» своих торговых телеграмм» [9, с. 47-48]. Это был шаг к формированию нового информационного органа – телеграфного агентства.

Опираясь на опыт работы ТПГ, на подведомственные учреждения, разбросанные по стране и имевшие представительства в важнейших мировых экономических центрах, на разросшуюся сеть корреспондентов в Минфине было принято решение о создании Торгово-Телеграфного агентства (ТТА). Именным Высочайшим Указом от 20 февраля 1903 г. М.М. Федоров был назначен и на должность редактора «Вестника Финансов» и ТПГ, а также директора ТТА. 14 февраля того же года назначен был помощником редактора, чиновник особых поручений Минфина действительный статский советник П.И. Миллер, принимавший участие в работах редакции с 1885 г. и вошедший в состав ее с 1888 г. [9, с. 60].

Так в России появилось первое официальное телеграфное агентство. Такие агентства уже активно работали по всему миру – Рейтер (Англия), Гавас (Франция), Вольф (Германия) и др., - поделив его на информационные сферы влияния. Россия входила в сферу Вольфа. Имевшееся частное Российское телеграфное агентство (РТА), созданное рядом издателей влиятельных русских газет, существовавшее с перерывами с 1866 г., имело с Вольфом договор о получении сведений. Это означало, что все телеграфные сообщения о событиях в мире и даже в России шли в интерпретации немецкого агентства. Это обстоятельство несло определенную политическую нагрузку не в нашу пользу и особенно сказалось в годы русско-японской войны, когда Россия потерпела поражение в том числе и в одной из первых информационных войн, не выдержав конкуренции со стороны западных агентств и СМИ. Поэтому уже в 1904 г. было принято решение о создании на базе ТТА нового, подчинявшегося правительству С.-Петербургского телеграфного агентства (СПА). Его директором стал П.И. Миллер [6, с.65-73].

Таким образом, «Торгово-Промышленная Газета», возникшая как издание с профессиональным уклоном, с течением времени оказалась одним из самых новаторских, энергичных, осведомленных, востребованных органов массовой информации, оказавшим своей деятельностью большое влияние не только на формировавшиеся аналогичные издания, но и на информационную политику государства. В этом, конечно, огромная заслуга выдающегося государственного деятеля эпохи С.Ю. Витте, сумевшего создать талантливую команду высококлассных специалистов и важные информационные инструменты для воздействия на процесс идеологического, классового развития и консолидации отечественной буржуазии.

Библиография
1.
Шобер Ф. Наша торгово-промышленная печать // Промышленность и торговля. Орган Совета Съездов Промышленности и Торговли.-Том 7.-Январь – июнь 1911 года.-С. 14-17.
2.
Боханов А.Н. Буржуазная пресса и крупный капитал. Конец XIX в. – 1914 г. – М.: Наука, 1984. – 152 с.
3.
Боханов А.Н. Крупная буржуазия России (конец XIX-1914 г.). – М.: Наука, 1992. – 264 с.
4.
Боханов А.Н. Деловая элита России. 1914 г. – М.: Институт российской истории РАН, 1994. – 274 с.
5.
Лаверычев В.Я. Крупная буржуазия в пореформенной России (1861-1900 гг.). – М.: Мысль, 1974. – 252 с.
6.
Кострикова Е.Г. Россия на пороге информационных войн. Политика российского правительства в сфере СМИ в начале ХХ века. – СПб., Петроглиф, 2020. – 352 с.
7.
Архангельская И.Д. «Крестница» графа С.Ю. Витте // Вопросы истории, 2000, № 8, с. 149-152.
8.
Надехина Ю.П., Кострикова К.Е. Роль Министерства финансов царской России в создании профессиональной периодики в интересах отечественных предпринимателей // Genesis: исторические исследования. – 2022. – № 3. – С. 23-31. DOI: 10.25136/2409-868X.2022.3.37683 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=37683.
9.
Периодические издания Министерства финансов: 1865-1915.-Петроград: Тип. ред. период. изд. М-ва фин., 1915.-115 с.
10.
Торгово-Промышленная Газета, 1893, 1 (13) января.
11.
Торгово-Промышленная Газета, 1901, 6 (19) января.
12.
Торгово-Промышленная Газета, 1906, 23 апреля (6 мая)
References
1.
Shober F. Our commercial and industrial press // Industry and trade. The body of the Council of Congresses of Industry and Trade.-Volume 7.-January – June 1911.-pp. 14-17.
2.
Bokhanov A.N. Bourgeois press and big capital. The end of the XIX century – 1914 – Moscow: Nauka, 1984. – 152 p.
3.
Bokhanov A.N. The big bourgeoisie of Russia (late XIX-1914). – M.: Nauka, 1992. – 264 p.
4.
Bokhanov A.N. The business elite of Russia. 1914 – Moscow: Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences, 1994. – 274 p .
5.
Laverychev V.Ya. The big bourgeoisie in post-reform Russia (1861-1900). – Moscow: Mysl, 1974. – 252 p.
6.
Kostrikova E.G. Russia on the threshold of information wars. The policy of the Russian government in the field of mass media at the beginning of the twentieth century. – St. Petersburg, Petroglyph, 2020. – 352 p.
7.
Arkhangelskaya I.D. "Goddaughter" of Count S.Yu. Witte // Questions of History, 2000, No. 8, pp. 149-152.
8.
Nadekhina Yu.P., Kostrikova K.E. The role of the Ministry of Finance of tsarist Russia in the creation of professional periodicals in the interests of domestic entrepreneurs // Genesis: historical research. – 2022. – No. 3. – PP. 23-31. DOI: 10.25136/2409-868X.2022.3.37683 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=37683 .
9.
Periodicals of the Ministry of Finance: 1865-1915.-Petrograd: Type. ed. period. ed. Moscow Fin., 1915.-115 p.
10.
Trade and Industrial Newspaper, 1893, January 1 (13).
11.
Trade and Industrial Newspaper, 1901, January 6 (19).
12.
Trade and Industrial Newspaper, 1906, April 23 (May 6)

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия
на статью «Структура информации в «Торгово-Промышленной Газете» и ее источники (90-е годы XIX -начало ХХ в.)»


Предметом исследования в рецензируемой статье является периодическое издание «Торгово-Промышленная Газета», факторы и причины ее появления, место и роль этой газеты среди других периодических изданий Министерства финансов и аналогичной российской периодики 90-х годов XIX – начала ХХ века.
Методология исследования базируется на принципе историзма, позволяющий выявить причинно-следственные связи и показать историческое явление в развитии, в контексте социально-политических и социально-экономических отношений исследуемого хронологического периода. Автор использовал также контент анализ, ставшийм традиционным в работах, анализирующих СМИ и этот метод широко используется в настоящее время.
Актуальность. Актуальность рецензируемой статьи определяется тем, что в настоящее время есть огромный запрос на изучение нашего прошлого, осмысления и понимания его и есть запрос на прошлый опыт, достижения и потери. СМИ занимает огромную роль в жизни современного общества и выступает как источник информации, инструмент политики и инструмент формирования общественного мнения, явление культуры и искусства. В рецензируемой статье показана роль и значение СМИ на примере «Торгово-Промышленной Газеты» в конце XIX-начале XX века.
Издание этого печатного издания продолжалось и после Октября 2017 года, после смены общественно-политического строя, что является важным показателем значимости и роли СМИ в целом и данного конкретного издания в жизни общества. Новизна рецензируемой статьи заключается в самой постановке вопроса, цели и задач исследования. По сути это первая специальная работа, в которой изучены обстоятельства появления этой газеты, показаны место и роль этого периодического издания среди других периодических изданий не только Министерства финансов, но всей российской периодики 1890-х- начала XX века. Особое внимание уделено роли министра финансов С.Ю. Витте в том, что эта газета стала издаваться.
Стиль написания статьи в научный, вместе с тем доступный не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кому интересна история России в исследуемый в статье хронологический период, историей печати, промышленности, финансов, торговли, роли Министерства финансов в экономической жизни страны, обыденной жизни, исторической памяти. Статья логично выстроена, название статьи соответствует ее содержанию.
Библиография статьи в полной мере отражает поднятые в статье вопросы и свидетельствует о том, что автор (авторы) статьи прекрасно разбираются в теме и знают материал. Библиография статьи показывает, также новизну исследования и те белые пятна в теме, которые авторы рассмотрели.
Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной а Выводы, интерес читательской аудитории.. Вывода автора объективны и вытекают из содержания статьи. Авторы показывают как меняется содержание газеты и ее рублики с 1990-х годов, какие материалы печатаются на ее страницах, как меняется сама газета и как она фактически из приложения к «Вестнику финансов», через довольно короткий промежуток времени становится самостоятельным печатным изданием. В статье отмечается, что «Торгово-Промышленная Газета», возникшая как издание с профессиональным уклоном, с течением времени оказалась одним из самых новаторских, энергичных, осведомленных, востребованных органов массовой информации, оказавшим своей деятельностью большое влияние не только на формировавшиеся аналогичные издания, но и на информационную политику государства» И трудно с этим мнением не согласится. Велика была роль в этом и С.Ю. Витте одного из выдающихся государственных деятелей того времени, который внес большой вклад в историю России, создал важные информационные инструменты «для воздействия на процесс идеологического, классового развития и консолидации российской буржуазии».
Статья актуальная, имеет признаки новизны, она будет интересна специалистам и широкому кругу читателей.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.