Статья 'Вотчинное право башкир конца XVI века – 30-х годов XVIII века: развитие института, специфика правового регулирования' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Вотчинное право башкир конца XVI века – 30-х годов XVIII века: развитие института, специфика правового регулирования

Хамидуллин Усман Салаватович

аспирант, кафедра Теории государства и права, ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет"

450005, Россия, республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Достоевского, 131

Khamidullin Usman

Postgraduate student, Department of Theory of State and Law, Bashkir State University

450005, Russia, respublika Bashkortostan, g. Ufa, ul. Dostoevskogo, 131

rifeyskiy@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-868X.2022.4.37852

Дата направления статьи в редакцию:

11-04-2022


Дата публикации:

01-05-2022


Аннотация: В статье рассматриваются основные тенденции развития института вотчинного права башкир в период с конца XVI в. по 30-е годы XVIII в. в условиях правового плюрализма. Исследуется вопрос трансформации и его интеграции в русское вещное право. На основе анализа российского вотчинного законодательства XVI-XVII, нормативных актов, регулирующих земельные отношения башкир, материалов судебного производства Уфимской приказной избы и иных архивных документов, башкирских преданий и хроник автором предпринята попытка реконструкции механизма правового регулирования вотчинного права башкир, выявление специфики и логики его развития. В результате проведенного исследования автор приходит к следующим выводам: 1) в условиях полиюридизма, сложившегося в Башкирии после присоединения к Русскому государству, московские власти с целью адаптации местного правопорядка, в том числе порядка землевладения, к новым политико-правовым реалиям проводили правовую политику по консервации вотчинных отношений башкир; общие декларативные нормы жалованных грамот, полученных башкирами от русских царей при принятии подданства, заложили вектор специального правового регулирования в сфере земельных прав башкир; 2) становление вотчинного права в качестве института обычного права происходило посредством судебного (правоприменительного) санкционирования; 3) кардинальная смена парадигмы правового регулирования вотчинных отношений башкир произошла с принятием Указа от 11 февраля 1736 г., который легализовал продажу башкирских вотчин; введение отдельных элементов режима гражданской собственности создавало условия для трансформации традиционного родового землевладения в институт коллективной собственности. Таким образом, происходит эволюция правового регулирования в области вотчинных прав башкир: на смену прежней правовой политики по подбору наиболее оптимального механизма адаптации вотчинного права приходит политика отбора (селекции) обычаев на предмет возможности их применения в рамках единого позитивного российского права.


Ключевые слова:

обычное право, вотчинное право башкир, родовая вотчина, Соборное уложение, русское вещное право, жалованные грамоты, правовая аккультурация, санкционирование обычая, Башкирия, правовой плюрализм

Abstract: The article examines the main trends in the development of the Bashkir patrimonial law institute in the period from the end of the XVI century to the 30s of the XVIII century in the conditions of legal pluralism. The question of transformation and its integration into the Russian property law is investigated. Based on the analysis of the Russian patrimonial legislation of the XVI-XVII, normative acts regulating Bashkir land relations, materials of judicial proceedings of the Ufa writ hut and other archival documents, Bashkir legends and chronicles, the author attempts to reconstruct the mechanism of legal regulation of Bashkir patrimonial law, identifying the specifics and logic of its development. As a result of the conducted research , the author comes to the following conclusions: Russian Russian Federation 1) in the conditions of polyuridism that developed in Bashkiria after joining the Russian state, the Moscow authorities, in order to adapt the local law and order, including the order of land ownership, to the new political and legal realities, carried out a legal policy to preserve the patrimonial relations of Bashkirs; the general declarative norms of charters received by Bashkirs from the Russian tsars when accepting citizenship, laid the vector of special legal regulation in the field of Bashkir land rights; 2) the establishment of patrimonial law as an institution of customary law took place through judicial (law enforcement) authorization; 3) a cardinal change in the paradigm of legal regulation of Bashkir patrimonial relations occurred with the adoption of the Decree of February 11, 1736, which legalized the sale of Bashkir patrimonial estates; the introduction of certain elements of the civil property regime it created conditions for the transformation of traditional ancestral land ownership into an institution of collective ownership. Thus, there is an evolution of legal regulation in the field of patrimonial rights of Bashkirs: the former legal policy on the selection of the most optimal mechanism for the adaptation of patrimonial law is replaced by a policy of selection (selection) of customs for the possibility of their application within the framework of a single positive Russian law.


Keywords:

customary law, patrimonial right of bashkirs, ancestral patrimony, Cathedral Code, russian property law, chartered certificates, legal acculturation, sanctioning custom, Bashkiria, legal pluralism

В силу добровольного характера вхождения Башкирии в состав Русского государства, длившегося с середины XVI в. до начала XVII в., башкиры сохранили широкую автономию в регулировании различных аспектов общественной жизни. Одним из проявлений особого статуса башкир в политико-правовом пространстве Московского государства являлся институт вотчинного права. Н. Ф. Демидова писала: «В XVI–XVII вв. Башкирия сохраняла особую систему управления и ряд привилегий для местного населения. Эта специфика была вызвана стремлением правительства переложить охрану границ края на башкирское племенное ополчение. Таким образом, в основу управления Башкирией в XVI–XVII вв. был положен принцип сохранения самостоятельности внутрифеодального управления башкирских общин и признание правительством вотчинного права башкир на землю» [9]. Следует отметить, что после присоединения края московские власти не изменили порядка землевладения, сложившегосяся у башкир еще в золотоордынский период истории. Российское правительство закрепило за башкирскими кланами их исконные владения, сохранив старый порядок родового землевладения.

Башкиры воспринимали русское подданство как простую смену сюзеренитета, перешедшего от ордынских ханов к русскому царю. Следовательно, правитель Московского государства в правосознании башкир был законным преемником ханов-чингизидов. Недаром, в башкирских шежере Иван IV фигурирует под титулатурой «белый падишах» [13, с. 41]. Подобная интерпретация башкирами политических событий на Южном Урале XVI – XVII вв., отраженная в башкирских преданиях и хрониках, не лишена логики. Дело в том, что московское правительство во взаимоотношениях с башкирами применяло некоторые принципы, заимствованные из политико-правовой традиции Золотой Орды. Преемственность власти Ивана IV, идущую от ордынских ханов, находило свое выражение в определенных процедурных и технологических аспектах управления населением края. К таким проявлениям правопреемства золотоордынских принципов в отношении башкир можно отнести процедуру принятия подданства (поездка глав родоплеменной структуры в столицу верховного правителя с целью установления добровольного подданства, дарообмен между господином и подданным), право сюзерена даровать тарханный статус и право осуществлять земельные пожалования с указанием границ, закрепленных в ярлыке или жалованной грамоте [3, с. 50-51], установление ясачного налогообложения [19, с. 81].

Таким образом, московское правительство объективно наследовало административные полномочия своих предшественников [19, с. 83]. Подобная ситуация создавала условия для применения обычного права. Так, после присоединения Башкирии к Русскому государству фактически был сохранен старый порядок землевладения (вотчинное право), который функционировал еще в золотоордынский период истории в рамках чингизидского права. Вместе с тем необходимо отметить, что хоть Москва и использовала ордынские управленческие приемы к присоединенным народам с целью максимально безболезненной адаптации к новым политико-правовым условиям, Российское государство, которое по своей природе являлось православной монархией с унаследованной византийской культурной парадигмой, нельзя относить к числу правопреемников Золотой орды. Впрочем, этой коллизии дал объяснение Н. С. Борисов: московские власти взяли на вооружение у ордынских ханств не идеологию, а прежде всего технологию власти [7, с. 11]. Подобные «технологические» заимствования были направлены в первую очередь на нужды восточной политики правительства [11, с. 274].

Рассматривая вопрос влияния золотоордынских правовых традиций на русское законодательство XVI–XVII вв., Р. Ю. Почекаев отмечает, что оно носило более формальный (например, использование схожих с ордынскими ярлыками формуляров в княжеских грамотах), а не содержательный характер, поскольку содержание норм восточной, кочевой, а с сер. XIV в. и мусульманской державы не могло быть в значительной степени воспринято на Руси, которая была оседлой и православной страной [16, с. 204-205]. Тем самым, институт вотчинного права башкир, начиная с середины XVI века, был встроен в инородную правовую систему. В силу этого законодательные меры Русского государства по регулированию вотчинных обычно-правовых отношений объективно не могли сохранить башкирское вотчинное право в его старом состоянии ордынского периода.

Таким образом, вышеизложенное порождает необходимость рассмотрения комплекса вопросов: во-первых, вопрос развития института вотчинного права башкир в рамках правовой системы Российского государства, а, во-вторых, вопрос его правового регулирования с учетом генетической специфики (становление института в рамках правовой традиции Золотой Орды).

В целях проведения реконструкции правового регулирования вотчинного землевладения башкир в период с конца XVI в. по 30-е годы XVIII в. необходимо очертить и проанализировать круг источников, содержащих нормы, которые в той или иной степени оказывали регулирующее воздействие на вотчинные правоотношения башкир.

Исследователи отмечают, что во второй половине XVI – первой половине XVIII вв. башкирское население Уфимского уезда в силу слабой интегрированности в административно-правовую систему Российского государства не попадало в сферу действия общероссийского законодательства [4, 5]. Башкиры наряду с другими народами Поволжья были подведомственны Приказу Казанского дворца. Как писал И. П. Ермолаев, данное ведомство приобрело черты учреждения со специальным профилем, связанным с определением общей национальной политики правительства в государстве [10, с. 76]. Отношения между московскими властями и башкирами регулировались нормами, закрепленными в жалованных грамотах. Так, в инструкции 1728 г. уфимскому воеводе П. И. Бутурлину указано, что в отношении с башкирами «поступать по данным от предков наших Великих Государей жалованным грамотам» [20]. Однако, следует отметить, что на сегодняшний день не сохранилось ни одного оригинала жалованной грамоты. Оренбургский губернатор А. А. Путятин еще в 1766 объяснял Сенату причины, по которым башкиры утратили жалованные грамоты, полученные от Ивана IV: «…башкиры по разным причинам жалованных грамот на свои земли не имеют, а сохранившиеся копии жалованных грамот в Уфимской провинциальной канцелярии уничтожены пожаром 1759 году» [22, с. 192]. Отсутствие ценнейших первоисточников не позволяет реконструировать содержание норм жалованных грамот, регулирующих отношения вотчинного землевладения, но ставит задачу реконструкции характера их предписаний и регулирующего воздействия.

Согласно периодизации истории русского права, предложенной М. Ф. Владимирским-Будановым, в московский период (XIV—XVI вв.) в равной силе господствовал закон и обычай [8, с. 17]. В связи с протекавшим в это время процессом централизации Московского государства, великий князь, а в последующем царь, являлся единственным источником правовых норм. Именно в эту эпоху жалованные грамоты получили широкое распространение. По своей правовой природе жалованные грамоты являлись привилегиями или частными законами (privalex) [8, с. 256]. Вместе с тем с точки зрения теории права такую конструкцию, как «частные законы», нельзя отождествлять с актами применения права в современном смысле, поскольку последние регулируют индивидуальные отношения лица, тогда как частный закон регламентировал отношения лица с неопределенным кругом лиц [16, с. 84].

Р. Г. Кузеев установил, что некоторые башкирские шежере включают в себя часть текста из жалованных грамот, которые башкиры получили в Москве и в Казани [13, с. 9]. Так, в общем шежере башкирских кланов Усерган, Кыпсак, Бурзян, Тамьян и Тангаур указано: «Составили указную (договорную) грамоту, в которой особо написали о наших землях и религии, дали слово и поклялись башкир, исповедующих ислам, никогда не насиловать в другую религию и чтобы мы башкиры стали нести искреннюю службу, согласившись на эти договорные между собой условия, взяв друг у друга подписи, нашу грамоту в Казани записали в книгу» [13, с. 79]. В данном фрагменте фигурирует ссылка на указную грамоту. Указные грамоты, как разновидность жалованных, являлись охранительными по своей сути. Общие нормы не устанавливаются этими грамотами, а лишь подтверждаются и санкционируются угрозой наказания за их нарушение; самые же нормы предполагаются уже существующими – либо в силу обычного права, либо в силу пожалования [8, с. 258]. Именно общие положения и нормы, касающиеся вотчинного землевладения, были оговорены московскими властями и башкирами при принятии последними подданства. Привилегии, дарованные башкирам посредством выдачи указных грамот, в юридическом смысле заключались в том, что русский царь, будучи новым сюзереном, декларативно подтверждал незыблемость старых порядков и традиционных институтов, в том числе и вотчинного права, тем самым санкционировал их действие на территории Башкирии. Следует отметить, что подобную логику правового регулирования, направленную на сохранение старого порядка башкирского землевладения, можно обнаружить в отношении других присоединенных к Московскому государству в XV–XVI вв. земель. Так, В. Б. Кобрин отмечает, что присоединение любой крупной территории сопровождалось выдачей документов о соблюдении «старины». В эти документы могло включаться и запрещение покупки сел в новой земле пришельцами из великого княжества [12, с. 76].

Правовая политика Российского государства по санкционированию владения по «старине» находит свое подтверждение в судебной практике XVII в. по земельным спорам с участием башкир-вотчинников. По подсчетам Б. А. Азнабаева из более чем 430 документов судебного производства, сохранившихся в архивных фондах РГАДА, в 353 (74%) случаях башкиры в отстаивание своей позиции приводили следующий довод: «…исстари-де владели-де прадеды и деды и отцы той вотчинной землей» [1, с. 243]. В качестве примера, свидетельствующего об успешности аргумента владения «исстари», можно привести судебное разбирательство XVII в. между башкирами Минской волости, выступившими истцами в деле, и помещиками по поводу земель по оз. Ольховое, Лебяжье, Березовое и Духовое. Ответчики имели официально утвержденные Приказом Казанского дворца отказные и ввозные грамоты на спорные земли, к моменту тяжбы владели ими на протяжение 60 лет (срок давности владения по русскому праву того времени составлял 40 лет), а у истцов в свою очередь отсутствовали документы, подтверждающие выплату ясака с вышеуказанных угодий. Однако эти доводы не повлияли на решение судебной администрации. В итоге в качестве единственного аргумента, повлиявшего на исход дела в пользу башкир, являлась ссылка давность владения: «теми озерами и рыбными ловлями отцы и деды их владели» [1, с. 245].

Вместе с тем с развитием российского законодательства ссылка на «старину» перестает носит приоритетный характер в качестве доказательства прав на землю. Это связано с началом все большей формализации права вообще и владельческих прав на землю в частности. Фактическое владение уступает владению документально подтвержденному, юридически обеспеченному. Так, начиная с эпохи судебников XVI в., проявляются тенденции развития принципов, где главным доказательством на поземельную собственность считались вотчинные и поместные крепости. Согласно Указу 1624 г. сыск по спорным землям должен был производится по книгам вотчинным, записным, дозорным, писцовым. В случае утраты владельцем подтверждающих документов на землю, Указом предписывалось проводить сыск на предмет принадлежности лицу спорного участка исключительно писцами по книгам и актам. Следовательно, свидетельские показания в качестве доказательства в судебном разбирательстве допускались лишь в крайних случаях [23, с. 58, 59, 62]. Свое развитие данное положение нашло и в Соборном уложении 1649 г. (ст. 51, 52 главы XVI). Таким образом, документальное закрепление прав на вотчины к середине XVII в. становится непреложной нормой [15, с. 84]. Однако в практике уфимских воевод данное правило начинает применяться лишь с 1697 года. В соответствии с грамотой от 1697 г. предписывается: «О землях и всяких угодьях, в которых были суды и очные ставки отставить, а быть вместо судов и очных ставок розыску в крепостных делах по крепостям». Вместе с тем, представляется, что указанная новация не одномоментно внедрялась в устоявшуюся правоприменительную практику. Даже в 1701 г. для разрешения земельных споров применялись процессуальные нормы, требующие проведения «повального обыска», т.е. опроса жителей окрестности. Например, дело об отстаивании вотчинных прав башкир Гирейской волости в 1701 г., в котором производился сбор показаний свидетелей, а не «сыск по книгам и актам» [1, с. 251].

Следствием тенденции замещения фактического владения владением формальным, которое являлось объективным процессом развития земельных отношений, стало обращение башкир к местным представителям судебной администрации с целью документального оформления своих вотчинных прав. Башкиры нуждались в защите земельных прав с помощью действующих правовых механизмов и способов. Так, челобитные башкир удовлетворялись посредством выдачи оберегательных грамот, представляющих собой документы приказного делопроизводства. Эти грамоты выдавались на основании челобитных от имени царя судьями Приказа Казанского дворца. Они содержали предписание оберегать вотчины челобитчиков от «насильства». Так, в оберегательной памяти от 18 января 1672 г., выданной башкирам Гайнинской волости указано следующее: «И по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича столыник и воевода Иван Тимофеевич Кондырев тою вотчинною землею и реками, и всякими угодьи, и звериными и рыбными ловлями и бобровыми гоны велел им, башкирцам, владеть и с той вотчинной земли и угодей великаго государя в казну ясак платить, а разным людям в той вотчинной земле с угодьи насильства и налог не чинить» [14, с. 37].

Помимо наличия охранительной клаузулы о запрете «чинить насильства» в вотчине, оберегательная грамота содержала санкцию на самозащиту вотчинного права путем задержания правонарушителя и привода к компетентным органам с целью его последующего осуждения. Например, в челобитной башкир Курпес-Табынской волости, содержится просьба выдать грамоту для того, чтобы «буде кто насильством учнет в тое их вотчину въезжать и раззоренье чинить, и их имать и приходить на Уфу в Приказную избу» [2, с. 11].

Другим механизмом защиты башкирских вотчин являлись владенные грамоты. Их выдавали в результате судебного разбирательства победившей стороне и доказавшей свое право на владение землей. Владенная грамота представляла собой свидетельство владельческого права на вотчину. Данный вид документа аналогично оберегательной грамоте содержал санкцию на самозащиту прав: «…кто в те их вотчины приедет и станет какое насильство чинить, и, их имая, велено привозить в город на Уфу» [2, с. 11].

Ярким проявлением правовой политики Московского государства по консервации вотчинных поземельных отношений башкир являлся запрет на отчуждение земель в любой форме. Данная норма была закреплена в Указе 1637 г. со следующей формулировкой: «…в указной блаженной памяти государя Михаила Федоровича, за приписью Федора Панова 1637 г., написано велено на Уфе городе, на посаде, и по слободам, в да в уездах да по дворцовым селам, учинить заказ крепкой и по торгам кликать бирючем по многие дни, чтоб приказные всякие и никакие русские служилые или жилецкие и всяких чинов люди и новокрещены и князья и мурзы и татаровья и вотяки и башкирцов и черемисов и мордвы и их жен и детей и поместных и вотчинных и ясачных и оброчных земель и бортных ухожьев никаких угодий в никакие долгов в закладные записи и в кабалы и в никакие крепости не писали и в заклад себе не имали ни которыми делами, а будет кто учнет каких всяких чинов людей в какие закладные записи или в кабалы и в иные какие крепости себе писать или их жен и детей и всякие земли и угодья в заклад имать и тем людям за то быть в великого государя наказании в смертной казни» [1, с. 224]. Эта норма вошла в Соборное уложение 1649 г. в виде статьи 43 XVI главы. При сопоставлении указной памяти 1637 г. и Соборного уложения 1649 г. обращает на себя внимание санкция за нарушение запрета по отчуждению земли. Так, согласно ст. 43 XVI главы уложения предусматривалась конфискация приобретенных незаконным путем вотчинных угодий в пользу государства: «земли имати на государя» [18]. В свою очередь память 1637 г. все подобные сделки признает недействительными, а в случае продажи вотчинной земли содержит требование их возврата обратно башкирам-вотчинникам, но не в казну: «те крепости – не в крепости, а деньги пропадут, и те вотчины, которые были вотчины преж сего и покупаны, и те вотчины велено опять поворотить опять» [1, с. 249]. Таким образом, перед нами предстает классическая ситуация конкуренции общего и специального правового регулирования (Lex specialis derogat generali). В случае с башкирами, для регулирования вотчинных отношений применялась специальная норма Указа 1637 г.

В дополнение к вышесказанному, следует рассмотреть судебную тяжбу 1652 г. между башкирами Иланской и Елдяцкой волостей. Суть спора заключалась в том, что башкиры-ельдякцы платили ясак с вотчины, которой незаконно владели башкиры-иланцы. Ответчики в обоснование своей позиции представили купчую от 1588 г., где указано, что «башкирец Елдяцкой волости Чикил Епанчин сын продал вотчину свою Сармаш езы с бортными ухожи и звериными и с рыбными ловли и со всякими угодьи и Бозаку да Сеитгалею, а взял тритцет куниц да две епанчи» [1, с. 225]. Истцы же выиграли тяжбу, аргументировав свою позицию со ссылкой на норму Указа 1637 г., которая запрещает отчуждать вотчины в любой форме. Однако уфимский воевода Ф. Я. Милославский в ходе рассмотрения дела по-своему истолковал положение Указа. Дело в том, что рассматриваемая норма, закрепленная в указе, а также в ст. 43 XVI главы Соборного уложения 1649 г. не содержит запрета приобретать вотчины инородцам, в том числе башкирам, у других башкир-вотчинников: «В городех у князей, и у мурз, и у татар, и у мордвы, и у чюваши, и у черемисы, и у вотяков, и у башкирцов, бояром, и окольничим, и думным людем, и стольником, и стряпчим, и дворяном московским, и из городов дворяном, и детем боярским, и всяких чинов русским людем, поместных и всяких земель не покупати и не меняти и в заклад и здачею и в наем на многия годы не имати» [18]. Таким образом, Ф. Я. Милославский в силу судейского усмотрения применил норму Указа 1637 г. в целях разрешения спора сквозь призму принципа «запрещено все, что прямо не разрешено законом».

Представляется, что вышеуказанный прецедент действовал в пользу консервации земельных отношений башкир, которая позволяла сохранить институт родовой вотчины и не допустить его разрушения, поскольку подразумевала запрет на совершение сделок по отчуждению угодий между башкирами разных волостей. Примечательно то, что параллельно с этим в соответствии с общероссийским законодательством (ст. 85 Судебника 1550 г., гл. XVI Соборного уложения 1649 г.) функционировало право родового выкупа имущества. Несмотря на то, что данный институт предполагал отчуждение вотчины у нового приобретателя, которого принуждали уступить требованиям родичей, родовой выкуп являлся правом, а не обязанностью родственников. Безусловно, происхождение института родового выкупа было обусловлено необходимостью возврата ушедшего имущества обратно в семью с целью правовой защиты от разрушения целостности родовой вотчины. Однако достигать этой цели в соответствии с российским вотчинным законодательством приходилось при помощи диспозитивного метода регулирования отношений, в то время как в отношении башкирских вотчин для достижения аналогичной цели избирался императивный метод.

Кардинальную смену парадигмы правового регулирования вотчинных отношений башкир заложил Указ от 11 февраля 1736 г., «Именной, данный генерал-лейтенанту Румянцеву и статскому советнику Кирилову. О недержании беглецов и о наказаниях башкирцев, пойманных в воровстве; о беглых из русских и иноверцев, оказавшихся между башкирцами; …о разрешении дворянам, офицерам и мещерякам покупать земли и угодья у башкирцев…» [21]. Данный документ содержал комплекс мер и задач, составленных начальником Оренбургской экспедиции И. К. Кирилловым, по усмирению башкирского восстания, разразившегося в 30-е годы XVIII в. Мероприятия, проводимые властями в соответствии с Указом 1736 г., затронули важные аспекты вотчинного землевладения башкир. Основным нововведением стало снятие запрета на покупку башкирских вотчин: «Хотя по прежним указам и воеводским наказам в Уфимском уезде у башкирцев земли и угодья покупать и крепить не велено, однакож ныне усмотрено, что то запрещение им башкирцам весьма не полезно: того ради, для лучшей их впредь пользы, указали мы то запрещение отменить и впредь с сего указа, земли и угодья тамошним жителям дворянам и офицерам и мещерякам у башкирцев покупать и за себя крепить позволить…» [21]. Формально с позиции цивилистики эта норма, безусловно, носила прогрессивный характер, поскольку снимала наложенные предшествующими правовыми актами и судебными практиками ограничения по распоряжению собственностью в виде ее продажи. Вместе с тем очевидно, что введение подобной правовой новеллы в отношении башкир отнюдь не преследовало цели «лучшей их впредь пользы», а, наоборот, закладывало юридическую базу для легальной заводской, помещичьей и крестьянской колонизации башкирских земель. В то же время Указ от 11 февраля 1736 г. не отменял вотчинные права башкир. Данное право сохранялось за теми башкирами, которые не принимали участия в восстании.

Узкий цивилистический угол зрения не позволяет нам в полной мере оценить характер влияния, которая оказала на институт вотчинного права норма Указа 1736 г. о снятии запрета на покупку земель. Дело в том, что существуют значительные различия между гражданско-правовой и традиционной концепцией земельного права.

В традиционном праве земля находится во владении и под контролем рода, клана, племени, а ее распоряжение осуществляется старейшинами и иными представителями родоплеменной верхушки. Однако отдельные представители клана могут пользоваться ею в различном порядке, обусловленном их социальным положением внутри этой группы. Например, башкирские тарханы, занимавшие высокую ступень в социальной стратификации башкирского общества, имели право выбора лучших угодий для пользования в пределах родовой вотчины, в отличие от рядовых общинников-вотчинников. Причем данная привилегия существовала в силу обычного права, а не позитивного. В этом смысле в традиционном праве нет «коллективной» собственности в современном цивилистическом понимании, поскольку она предполагает наличие индивидуальных прав на землю без учета социального положения ее носителей внутри группы [17, с. 118].

Земля в традиционной системе ценностей имеет сакральное значение, являясь основой коллективной (родовой, этнической) идентичности. Как подчеркивал Р. Г. Кузеев, башкирские племена и рода еще задолго до присоединения к Русскому государству уже не были кровнородственными объединениями, а являлись прежде всего территориальными организациями. Наличие у башкир традиции сакрализации земли, ее мифологизации отмечали ученые-путешественники XVIII–XIX вв. По наблюдениям П. С. Палласа, башкиры имели сложную систему локальных мифов, микротопонимов со своей историей: «Множество прилагательных речей, коими башкирцы большие и малые горы, все ручьи и малейшие протоки, долины, частые рощицы и все прочие урочища отмечают» [1, с. 151]. Подобное восприятие башкирами земли отразилось на характере землевладения и землепользования. Как отмечает Б. А. Азнабаев: «…если в традиции российского освоения новых земель широко была распространена практика заимочного землепользования, то в башкирском обществе принадлежность территории тому или иному роду определялась не приоритетом хозяйственного освоения, а мифологическими представлениями о сакральном статусе родового пространства» [1, с. 150]. Традиционная концепция земельных отношений рассматривает землю, как источник существования ныне живущих членов группы, который достался им по праву рождения, и как место, в котором покоятся их предки. Эта двойственная природа земли красноречива выражена в башкирской поговорке: «Продавший землю – продал могилу» [6, с. 60]. В этом смысле, на коллектив возложена священная обязанность обеспечить передачу земли в целости грядущим поколениям, от мертвых живым. В силу этого в традиционной системе действовал принцип непередаваемости земли вне группы, коллектива, земля выступала в качестве неотчуждаемой собственности рода.

Также с точки зрения традиционной концепции, землю нельзя рассматривать, как имущество. Дело в том, что цивилистика квалифицирует ее в качестве объекта, который обладает денежной стоимостью и, соответственно, может быть присвоена. Традиционная система не игнорирует экономическую ценность земли, но эта ценность не носит определяющий характер, как это имеет место в гражданско-правовой системе, основанной на капиталистическом способе производства, при котором меновая (обменная) стоимость земли высчитывается и вводится в общий рынок, где доминирует индивидуалистическая организация обменов [17, с. 120]. Напротив, в силу принципа непередаваемости вне коллектива прав на землю традиционное право ставит на первое место некоммерческие свойства земли и абстрагируется от ее экономической ценности.

Таким образом, представляется, что с введением в соответствии с Указом от 11 февраля 1736 отдельных элементов режима гражданской собственности в отношении вотчинного права башкир (правомочие распоряжения вотчиной путем ее продажи) было положено начало трансформации этого института и ускорению его интеграции в российское вещное право. Вовлечение башкир-вотчинников в рыночные отношения с представителями других этнических и сословных групп неотвратимо интегрировало первых в правовое поле российского государства. Так, родовая вотчина становилась объектом имущественно-стоимостных отношений, что колебало устоявшийся традиционный принцип о непередаваемости земли вне общины. Включение башкирской вотчины в гражданский оборот, безусловно, запускало механизм изменения правосознания башкир. Земля, фигурируя в качестве предмета различных частных сделок, стала подлежать денежной оценке и рассматриваться в качестве имущества в гражданско-правовом понимании. Указ от 11 февраля 1736 г. также лишал родоплеменную верхушку привилегии, существовавшую в силу обычаев, на распоряжение всей вотчиной рода. На данном праве основывался институт местного самоуправления башкир, в том числе племенного ополчения. Согласно Указу 1736 г. глава рода и рядовой башкир-вотчинник формально имели равные права по распоряжению вотчиной. Так, возникали условия для трансформации вотчинного права из комплексного обычно-правового института, включавшего в себя помимо норм регулирования землевладения и землепользования нормы общинного устройства (самоуправление, военная организация), в институт коллективной собственности, в котором индивидуальные права на землю обуславливались не общественно-политическим статусом субъекта, а формальным выделением «долей» в общем имуществе.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, институт вотчинного права башкир, начиная с конца XVI – середины XVII вв., развивался в условиях полиюридизма. Московское правительство на начальном этапе использовало в отношении присоединенного башкирского края средства и способы с целью наиболее эффективной адаптации местного правопорядка, в том числе и порядка землевладения, сложившегося еще в золотоордынский период истории в рамках чингизидского права, в новых политико-правовых условиях. Жалованные (указные) грамоты конца XVI – середины XVII вв., посредством которых русские цари подтверждали незыблемость прежнего режима землепользования, заложили общий вектор правовой политики Москвы, направленной на консервацию вотчинных отношений. В дальнейшем в течение всего XVII в. общие декларативные нормы жалованных грамот, касающиеся башкирского землевладения, уточнялись, получали толкование в ходе разбирательств по земельным спорам. Именно во исполнение политики адаптации Приказ Казанского дворца в лице Уфимской приказной избы осуществлял подбор наиболее оптимальных механизмов правового регулирования вотчинных прав башкир. Применение уфимскими воеводам в рамках своих дискреционных полномочий при рассмотрении земельных тяжб норм Соборного уложения 1649 г., а также норм Указа от 1637 г., которые предписывали запрет на отчуждение башкирских вотчин определенному кругу лиц, сформировало судебную практику, ставшей основой для специального правового регулирования вотчинных отношений башкир, направленного на сохранение целостности родовых вотчин, предотвращая их дробление. В целом становление вотчинного права в качестве института обычного права происходило посредством судебного (правоприменительного) санкционирования. В большинстве случаев российская судебная администрация в качестве юридического основания для признания за башкирами владельческих прав на вотчины считала давность владения («владение по старине»). Уфимские воеводы по челобитным башкир, а также в случаях положительного решения по земельным спорам выдавали оберегательные и владенные грамоты, которые представляли собой свидетельство собственности и содержали санкцию на самозащиту вотчинных прав. Вместе с тем по мере вовлечения башкир в экономические отношения с представителями других этнических и сословных групп развивались объективные условия для включения башкирских вотчин в гражданский оборот. Кардинальную смену парадигмы правового регулирования вотчинных отношений башкир заложил Указ от 11 февраля 1736 г., который легализовал возможность продажи башкирами своих вотчин. Отказ правительства от прежних правовых практик, направленных на консервацию вотчинных отношений, заложил основу для начала трансформации обычно-правового института родового землевладения башкир. Так, снятие запрета на покупку земельных участков фактически нивелировало традиционные принципы, на которых зиждилось вотчинное право башкир: непередаваемость земли вне общины, некоммерческий характер земли, зависимость содержания индивидуальных земельных прав субъекта от его социально-политического статуса внутри клана. В недрах гражданского оборота, в котором вотчина стала разновидностью имущества, происходила трансформация традиционного родового землевладения в институт коллективной собственности в гражданско-правовом понимании, что ускоряла процесс ее интеграции в российское вещное право. Таким образом, представляется, что на смену прежней правовой политики по подбору наиболее оптимального механизма адаптации вотчинного права приходит политика отбора (селекции) обычаев на предмет возможности их применения в рамках единого позитивного российского права.

Библиография
1. Азнабаев Б.А. Башкирское общество в XVII – первой трети XVII в.: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. 370 c.
2. Азнабаев Б.А. Башкирское общество конца XVI – XVII в. по документам Уфимской приказной избы: Сборник документов. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2015. 204 с.
3. Азнабаев Б.А. Интеграция Башкирии в административную структуру Российского государства (вторая половина XVI – первая треть XVIII вв.): монография. Уфа: РИО БашГУ, 2005. 230 с.
4. Азнабаев Б.А. Формирование родоплеменной структуры «колмак» в башкирском этносе // Уральский исторический вестник. 2017. № 2 (55). С. 78-87.
5. Асфандияров А.З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI – первая половина XIX в.). Уфа: Китап, 2006. 504 с.
6. Башкирское народное творчество. Пословицы, поговорки. Приметы. Загадки. Т. 7. Уфа: Китап, 1993. 464 с.
7. Борисов Н.С. Иван III. М.: Молодая гвардия, 2006. 644 с.
8. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. 800 с.
9. Демидова Н.Ф. Землевладение и землепользование в Уфимском уезде в XVI–XVIII вв. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1963 г. Минск, 1964. С. 265–275.
10. Ермолаев И.П. Среднее Поволжье в второй половины XVI–XVII в. (Управление Казанским краем). Казань, издательство Казанского университета, 1982. 224 с.
11. Ерофеева И.В. Русская имперская идея в истории (к проблеме западно-восточного культурно-идеологического синтеза) // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Ч. 2. / ред. С.А. Панарин. М., 1993. С. 265 – 278.
12. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России XV–XVI вв. М.: Мысль, 1985. 278 с.
13. Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1960. 304 с.
14. Кулбахтин Н. М. Из истории гайнинских башкир. Уфа: Китап, 1996. 63 с.
15. Маньков А.Г. Уложение 1649 года-кодекс феодального права России / Отв. ред. К.Н. Сербина. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1980. 271 с.
16. Почекаев Р.Ю. Право Золотой Орды / ред. И.М. Миргалеев. Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2009. 260 с.
17. Рулан Н. Юридическая антропология. М.: Издательство НОРМА, 1999. 310 с.
18. Соборное Уложение 1649 г. О поместных землях // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание I. Т. I. № 1. С. 80-81.
19. Трепавлов В.В. «Белый царь»: образ монарха и представления о подданстве у народов России XV–XVIII вв. Институт российской истории РАН. М.: Восточная литература, 2007. 255 с.
20. Указ «Башкирцам всех дорог и волостей, батырам и старшинам и всем ясачным людям» от 27 июля 1728 г. // Полное собрание законов Российской Империи Собрание. Собрание I. Т. VIII. № 5318. С. 69-70.
21. Указ «О недержании беглецов и о наказаниях башкирцев, пойманных в воровстве; о беглых русских и иноверцев, оказавшихся между башкирцами; об определении уфимских новокрещенцев в казанскую службу и о снятии с них ясака; о бытии из башкир четырем дорожным ахунам; о браках башкирцев с казанскими татарами; о разрешении дворянам, офицерам и мещерякам покупать земли и угодья у башкирцев; о принимании в поселение при Оренбурге и о размещении русских ссылочных. Именной, данный генерал-лейтенанту Румянцеву и статскому советнику Кирилову» от 11 февраля 1736 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание I. Т. IX. № 6890. С. 741-745.
22. Усманов А.Н. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. 2-е изд., испр. и доп. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982 г. 336 с.
23. Энгельман И.О. О приобретении права собственности на землю по русскому праву. С.-Пб.: Тип. Н. Тиблена и Ко, 1859. 221 с.
References
1. Aznabaev B. A. Bashkir society in the 17th-first third of the 17th century: monograph. Ufa: BashSU Editorial and Publishing Center, 2016 . 370 p.
2. Aznabaev B. A. Bashkir society of the late XVI-XVII centuries according to the documents of the Ufa order hut: Collection of documents. Ufa: Institute of History, Language and Literature of the Ufa Scientific Center RAS, 2015. 204 p.
3. Aznabaev B. A. Integration of Bashkiria into the administrative structure of the Russian state (second half of the 16th-first third of the 18th centuries): monograph. Ufa: BashSU Editorial and Publishing Department, 2005. 230 p.
4. Aznabaev B. A. Formation of the tribal structure «Kolmak» in the Bashkir ethnos // Ural historical bulletin. 2017. No. 2 (55). pp. 78-87.
5. Asfandiarov A. Z. Bashkiria after becoming part of Russia (second half of the 16th-first half of the 19th century). Ufa: Kitap, 2006. 504 p.
6. Bashkir folk art. Proverbs, sayings. Signs. Riddles. v. 7. Ufa: Kitap, 1993. 464 p.
7. Borisov N. S. Ivan III. M.: Young Guard, 2006. 644 p.
8. Vladimirsky-Budanov M. F. Review of the history of Russian law. M.: Publishing House «Territory of the Future», 2005. 800 p.
9. Demidova N.F. Land ownership and land use in the Ufa district in the 16th–18th centuries. // Yearbook on agrarian history of Eastern Europe. 1963 Minsk, 1964, pp. 265–275.
10. Ermolaev I. P. Middle Volga region in the second half of the 16th–17th centuries. (Management of the Kazan Territory). Kazan, Kazan University Press, 1982. 224 p.
11. Erofeeva I. V. Russian imperial idea in history (on the problem of Western-Eastern cultural and ideological synthesis) // Russia and the East: problems of interaction. Part 2. / ed. S. A. Panarin. M., 1993. P. 265-278.
12. Kobrin V. B. Power and property in medieval Russia in the 15th–16th centuries. M.: Thought, 1985. 278 p.
13. Kuzeev R. G. Bashkir shezhere. Ufa: Bashkir book publishing house, 1960. 304 p.
14. Kulbakhtin N. M. From the history of the Gainin Bashkirs. Ufa: Kitap, 1996. 63 p.
15. Mankov A. G. Code of 1649-the code of feudal law in Russia / Executive editor K. N. Serbina. L.: Science. Leningrad branch, 1980. 271 p.
16. Pochekaev R. Yu. Law of the Golden Horde / ed. I. M. Mirgaleev. Kazan: Feng Publishing House of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, 2009. 260 p.
17. Rulan N. Legal Anthropology. M.: Publishing house NORMA, 1999. 310 p.
18. Cathedral Code of 1649 On local lands // Complete collection of laws of the Russian Empire. Collection of I. T. I. No. 1. P. 80-81.
19. Trepavlov V. V. «White Tsar»: the image of the monarch and ideas about citizenship among the peoples of Russia in the XV-XVIII centuries. Institute of Russian History RAS. Moscow: Eastern Literature, 2007. 255 p.
20. Decree «Bashkirs of all roads and volosts, batyrs and foremen and all yasak people» of July 27, 1728 // Complete collection of laws of the Russian Empire Collection. Collection I. T. VIII. No. 5318. P. 69-70.
21. Decree «On the incontinence of fugitives and on the punishment of Bashkirs caught in theft; about runaway Russians and non-Christians who found themselves between the Bashkirs; on the appointment of the Ufa newly baptized into the Kazan service and on the removal of yasak from them; about being from the Bashkirs to four road akhuns; about marriages of Bashkirs with Kazan Tatars; on permission for nobles, officers and Meshcheryaks to buy lands and lands from the Bashkirs; on acceptance into the settlement near Orenburg and on the placement of Russian reference. Nominal, given to Lieutenant General Rumyantsev and State Councilor Kirilov» dated February 11, 1736 // Collection I. T. IX. No. 6890. P. 741-745.
22. Usmanov A. N. Voluntary accession of Bashkiria to the Russian state. 2nd ed., rev. and additional Ufa: Bashkir book publishing house, 1982. 336 p.
23. Engelman I. O. On the acquisition of ownership of land under Russian law. St. Petersburg: Type. N. Tiblena and Co., 1859. 221 p.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ на статью на тему «Вотчинное право башкир конца XVI века – 30-х годов XVIII века: развитие института, специфика правового регулирования».
Предмет исследования. Предложенная на рецензирование статья посвящена актуальным вопросам развития института вотчинного права «…башкир конца XVI века – 30-х годов XVIII века…», специфике его правового регулирования. Автором выбран особый предмет исследования: предложенные вопросы исследуются с точки зрения обычного и гражданского права, при этом автором отмечено, что «В силу добровольного характера вхождения Башкирии в состав Русского государства, длившегося с середины XVI в. до начала XVII в., башкиры сохранили широкую автономию в регулировании различных аспектов общественной жизни». Изучается в основном институт вотчинного права, законодательство Российского государства и другие правовые акты: «К таким проявлениям правопреемства золотоордынских принципов в отношении башкир можно отнести процедуру принятия подданства (поездка глав родоплеменной структуры в столицу верховного правителя с целью установления добровольного подданства, дарообмен между господином и подданным), право сюзерена даровать тарханный статус и право осуществлять земельные пожалования с указанием границ, закрепленных в ярлыке или жалованной грамоте [3, с. 50-51], установление ясачного налогообложения [19, с. 81]. … Башкиры воспринимали русское подданство как простую смену сюзеренитета, перешедшего от ордынских ханов к русскому царю. Следовательно, правитель Московского государства в правосознании башкир был законным преемников ханов-чингизидов» и судебная практика, сложившаяся в земельных отношениях и имеющая отношение к цели исследования. Также изучается и обобщается определенный объем научной литературы по заявленной проблематике. При этом автор отмечает, что «…после присоединения Башкирии к Русскому государству фактически был сохранен старый порядок землевладения (вотчинное право), который функционировал еще в золотоордынский период истории в рамках чингизидского права». Автор ставит задачи «… необходимо очертить и проанализировать круг источников, содержащих нормы, которые в той или иной степени оказывали регулирующее воздействие на вотчинные правоотношения башкир».
Методология исследования. Цель исследования определена названием и содержанием работы «… вышеизложенное порождает необходимость рассмотрения комплекса вопросов: во-первых, вопрос развития института вотчинного права башкир в рамках правовой системы Российского государства, а, во-вторых, вопрос его правового регулирования с учетом генетической специфики (становление института в рамках правовой традиции Золотой Орды)». Она может быть обозначена в качестве рассмотрения и разрешения проблемных аспектов, связанных с вышеназванными вопросами и использованием определенного опыта, который в статье присутствует. Исходя из поставленных цели и задач, автором выбрана определенная методологическая основа исследования. В частности, автором используется совокупность общенаучных, специально-юридических методов познания. В частности, методы анализа и синтеза позволили обобщить и разделить выводы различных подходов к предложенной тематике, а также сделать выводы из материалов оппонентов. Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, автором применялся формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм действующего на тот период времени законодательства и грамот «Жалованные (указные) грамоты конца XVI – середины XVII вв.; …оберегательные и владенные грамоты». В частности, делается такие выводы: «…русские цари подтверждали незыблемость прежнего режима землепользования…», «…представляли собой свидетельство собственности и содержали санкцию на самозащиту вотчинных прав…» и др. При этом в контексте цели исследования формально-юридический метод применен в совокупности со сравнительно-правовым методом, тем более автор привел множество научных работ ученых и законодательство различных периодов времени. Здесь важно отметить, что автором приводятся некоторые аспекты проблемы с приведением ссылок на исследования оппонентов. Таким образом, выбранная автором методология в полной мере адекватна цели статьи, позволяет изучить все аспекты темы.
Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений. Данная тема является важной в России, с правовой точки зрения предлагаемая автором работа может считаться актуальной, а именно он отмечает, что «…московское правительство объективно наследовало административные полномочия своих предшественников [19, с. 83]. Подобная ситуация создавала условия для применения обычного права». Тем самым, научные изыскания в предложенной области стоит только приветствовать.
Научная новизна. Научная новизна предложенной статьи не вызывает сомнения. Она выражается в конкретных научных выводах автора. Среди них, например, такие: «В большинстве случаев российская судебная администрация в качестве юридического основания для признания за башкирами владельческих прав на вотчины считала давность владения («владение по старине»)»», «Кардинальную смену парадигмы правового регулирования вотчинных отношений башкир заложил Указ от 11 февраля 1736 г., который легализовал возможность продажи башкирами своих вотчин. Отказ правительства от прежних правовых практик, направленных на консервацию вотчинных отношений, заложил основу для начала трансформации обычно-правового института родового землевладения башкир…». И как видно, указанные и иные выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях. Таким образом, материалы статьи в представленном виде могут иметь определенный интерес для научного сообщества с точки зрения вклада в развитие науки.
Стиль, структура, содержание. Тематика статьи соответствует специализации журнала «Genesis: исторические исследования», так как она посвящена актуальным вопросам развития института вотчинного права «…башкир конца XVI века – 30-х годов XVIII века…», специфике его правового регулирования. Содержание статьи соответствует названию, так как автор рассмотрел заявленные проблемы, достиг цели своего исследования. Качество представления исследования и его результатов следует признать доработанным. Из текста статьи прямо следуют предмет, задачи, методология, результаты юридического исследования. Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Существенных нарушений данных требований не обнаружено.
Библиография. Следует высоко оценить качество использованной литературы. Труды приведенных авторов соответствуют теме исследования, обладают признаком достаточности, способствуют раскрытию отдельных аспектов темы.
Апелляция к оппонентам. Автор провел серьезный анализ текущего состояния исследуемой проблемы. Автор описывает разные точки зрения на проблему, аргументирует более правильную по его мнению позицию, предлагает варианты решения отдельных проблем.
Выводы, интерес читательской аудитории. Выводы являются логичными, конкретными, они получены с использованием общепризнанной методологии. Статья в данном виде может быть интересна читательской аудитории в плане наличия в ней систематизированных позиций автора применительно к заявленным в статье вопросам. На основании изложенного, суммируя все положительные и отрицательные стороны статьи рекомендую «опубликовать».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.