Статья 'Постсоветский период в истории развития туризма в России: кардинальные преобразования и особенности развития' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Постсоветский период в истории развития туризма в России: кардинальные преобразования и особенности развития

Шульгина Ольга Владимировна

доктор исторических наук, кандидат географических наук

профессор, заведующий кафедрой географии и туризма Московского городского педагогического университета

129226, Россия, г. Москва, пр-д 2-Й сельскохозяйственный, 4

Shulgina Olga

Professor, Chair of the Department of Geography and Tourism at Moscow City Teachers’ Training University

129226, Russia, g. Moscow, pr-d 2-I sel'skokhozyaistvennyi, 4

olga_shulgina@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Шульгина Дарья Павловна

кандидат искусствоведения

доцент, кафедра Всеобщей и российской истории, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский городской педагогический университет"

129226, Россия, г. Москва, ул. 2-Й сельскохозяйственный проезд, 4

Shul'gina Dar'ya Pavlovna

PhD in Art History

Associate Professor, Department of General and Russian History, State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the City of Moscow "Moscow City Pedagogical University"

129226, Russia, Moscow, 2nd agricultural passage, 4

fsvids@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-868X.2023.3.37572

EDN:

AWFMXC

Дата направления статьи в редакцию:

18-02-2022


Дата публикации:

31-03-2023


Аннотация: Объектом данного исследования является история развития туризма в России. Предметом исследования – факторы и особенности развития российского туризма в постсоветский период (с 1991 г. по настоящее время). На основе документальных и литературных источников охарактеризованы факторы и особенности развития туризма в России после распада единого туристского пространства СССР. Туризм рассмотрен в контексте социально-экономических преобразований постсоветского общества, в условиях изменения геополитического положения России, усиления роли культурного и природного наследия как ресурса пространственного развития экономики. Основными выводами проведенного исследования являются: главными факторами постсоветского периода развития туризма в России стало пристальное внимание со стороны бизнеса, государства, науки и образования к сфере туристской деятельности. Основной вклад авторов в исследование темы: периодизация развития российского туризма первого тридцатилетия постсоветской эпохи, характеристика каждого из периодов, выявление специфики использования в туризме дореволюционного и советского культурного наследия, новых объектов культуры и традиций постсоветского времени. Новизна исследования заключается в выявлении главных особенностей и основных этапов развития туризма в постсоветской России. Рассмотрены главные аспекты научных исследований в туризме и выявлен вклад представителей различных наук. Показана роль тенденции импортозамещения в развитии отечественного туризма и в реализации Стратегии пространственного развития России. Представлены первые итоги осмысления влияния пандемии COVID-19 на развитие российского туризма. В основу исследования положены историко-генетический, историко-географический, проблемно-аналитический и ретроспективный методы, а также метод системно-структурного анализа. Показано, что туризм постсоветского периода стал активно развивающейся отраслью экономики, вовлекающей в свою сферу различные группы населения, способствующей поиску региональных брендов и новых возможностей использования объектов культурного наследия в туристской деятельности.


Ключевые слова:

история туризма, периодизация развития туризма, постсоветский период, наследие и туризма, инфраструктура туризма, виды туризма, география туризма, импортозамещение в туризме, туризм как драйвер, исследования в туризме

Abstract: The object of this study is the history of tourism development in Russia. The subject of the study is the factors and features of the development of Russian tourism in the post–Soviet period (from 1991 to the present). On the basis of documentary and literary sources, the factors and features of tourism development in Russia after the collapse of the unified tourist space of the USSR are characterized. Tourism is considered in the context of socio-economic transformations of post-Soviet society, in the context of changing the geopolitical position of Russia, strengthening the role of cultural and natural heritage as a resource for spatial economic development. The main conclusions of the study are: the main factors of the post-Soviet period of tourism development in Russia were the close attention of business, government, science and education to the field of tourism activity. The main contribution of the authors to the study of the topic: the periodization of the development of Russian tourism of the first thirty years of the post-Soviet era, the characteristics of each of the periods, the identification of the specifics of the use of pre-revolutionary and Soviet cultural heritage in tourism, new cultural objects and traditions of the post-Soviet period. The novelty of the study is to identify the main features and main stages of tourism development in post-Soviet Russia. The main aspects of scientific research in tourism are considered and the contribution of representatives of various sciences is revealed. The role of the import substitution trend in the development of domestic tourism and in the implementation of the Spatial Development Strategy of Russia is shown. The first results of understanding the impact of the COVID-19 pandemic on the development of Russian tourism are presented. The research is based on historical-genetic, historical-geographical, problem-analytical and retrospective methods, as well as the method of system-structural analysis. It is shown that tourism of the post-Soviet period has become an actively developing branch of the economy, involving various groups of the population in its sphere, contributing to the search for regional brands and new opportunities for using cultural heritage objects in tourism activities.


Keywords:

history of tourism, periodization of tourism development, post-Soviet period, heritage and tourism, tourism infrastructure, types of tourism, tourism geography, import substitution in tourism, tourism as a driver, research in tourism

Актуальность данного исследования обусловлена недостаточным историческим осмыслением тридцатилетнего периода постсоветского развития туризма в России. Несмотря на то, что за этот период было издано немало работ, посвященных исследованию различных аспектов туристской деятельности [1, 4, 6, 7, 8, 10, 15, 16, 24, 33 и др.], роли культурного наследия в развитии туризма [11, 14, 29, 30, 31, 32], факторам и региональным особенностям развития туризма [21, 23], значению туризма в экономике страны [2, 3, 9, 13, 20], обобщающего представления об истории становления туризма в России после распада СССР пока не было представлено.

Статья посвящена исследованию постсоветского периода развития туризма в России (с 1991 г. по настоящее время). Предметом исследования являются факторы и особенности становления и развития туристской деятельности в постсоветской России. На основе документальных и литературных источников охарактеризовано своеобразие постсоветского туризма. В основу исследования положены историко-генетический, историко-географический, проблемно-аналитический и ретроспективный методы, а также метод системно-структурного анализа.

Основной вклад авторов в исследование темы: периодизация развития российского туризма первого тридцатилетия постсоветской эпохи, характеристика каждого из периодов, выявление специфики использования в туризме дореволюционного и советского культурного наследия, новых объектов культуры и традиций постсоветского времени. Показано, что туризм постсоветского периода стал активно развивающейся отраслью экономики, вовлекающей в свою сферу различные группы населения, способствующей поиску региональный брендов и новых возможностей использования объектов культурного наследия в туристской деятельности.

Новизна исследования заключается в выявлении главных особенностей и основных этапов развития туризма в постсоветской России. Рассмотрены главные аспекты научных исследований в туризме и выявлен вклад представителей различных наук. Показана роль тенденции импортозамещения в развитии отечественного туризма и в реализации Стратегии пространственного развития России. Представлены первые итоги осмысления влияния пандемии COVID-19 на развитие российского туризма.

Происшедшие в постсоветский период кардинальные социально-экономические и политические преобразования в нашей стране, повлиявшие на изменения условий жизни населения, его подвижность как внутри государства, так и на межгосударственном уровне, предопределили взрывной рост спроса на туристские услуги и бурное развитие туристского бизнеса. Острая потребность в подготовке профессиональных кадров в сфере туризма способствовала возникновению и широкому распространению профильных образовательных учреждений и образовательных программ по туризму в непрофильных вузах и колледжах. Стали очень востребованными научные исследования по самым разным аспектам развития туризма. Привлекательность России для иностранных туристов значительно возросла, чему во многом способствовали развитие инфраструктуры, положительные изменения облика городов и других достопримечательных мест; включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО российских природных и историко-культурных объектов.

Развитие туризма в рассматриваемый период осуществлялось в очень непростой социально-экономической и геополитической ситуации, в условиях значительной дифференциации уровня жизни населения как в различных социальных группах, так и на разных территориях. Тем не менее можно отметить, что в постсоветское время потребность в туризме и вовлеченность в туризм населения страны существенно выросли; увеличилось разнообразие видов туризма; возрос вклад туризма в развитие экономики. Все эти процессы происходили постепенно и их поступательный ход прерывался объективными факторами, к числу которых прежде всего нужно отнести экономические и геополитические кризисы и проблемы. Этом контексте рассматриваемый период развития туризма неоднороден, что предполагает выделение в нем нескольких этапов.

По результатам данного исследования в развитии российского туризма в постсоветский период отчетливо выделяются четыре этапа, каждый из которых сыграл важную роль в становлении своеобразия туристской деятельности в нашей стране:

I этап – 1991–1995 гг. – начало кардинальных преобразований в управлении туризмом и взрывная активность населения по освоению зарубежных туристских маршрутов.

II этап – 1996–2014 гг. – поиск возможностей развития отечественного регионального туризма с использованием зарубежного опыта, наряду с продолжающейся тенденцией освоения населением зарубежных туристских маршрутов.

III этап – 2014–2019 гг. – импортозамещение в туризме в условиях нестабильности геополитической ситуации и усиления государственной поддержки внутреннего отечественного туризма как драйвера социально-экономического развития регионов.

IV этап – с 2020 г. – развитие туризма в условиях пандемии COVID-19 и постпандемийный период.

На первом этапе – в 1991–1995 гг. – начались изменения системы управления туризмом: профсоюзы утратили свое значение в его организации – профсоюзный туризм перестал существовать. Государственный бюджет практически перестал выделять средства на поддержание туристской отрасли, и забота о ее развитии перешла к частным предпринимателям и инвесторам. Государственная политика уже не касалась и сферы самодеятельного туризма, который вследствие падения доходов большинства населения перестал показывать рост.

Одновременно с этим, в связи с демократизацией российского общества, открытием границ, с адаптацией населения к новым условиям экономического развития в развитии туризма появилась новая тенденция: быстрый рост выездного туризма и сокращение темпов роста и даже падение объемов туризма внутреннего.

В 1993-1995 гг. выезд российских граждан за рубеж значительно превышал обратный поток: в 1993 г. - в 1,6 раза, в 1994 - в 2,2 раза, в 1995 - в 2,1 раза [33].

Следует отметить, что в начале рассматриваемого периода большинство экономически и социально самодостаточного российского населения, долгое время находившегося в замкнутом советском туристском пространстве, активно включилось в систему международного туризма. Это в свою очередь повлекло за собой ряд негативных последствий для развития отечественного внутреннего туризма: со всей очевидностью обнаружились преимущества в организации, уровне комфорта, разнообразии услуг, предоставляемых зарубежными турооператорами, что вовлекало в зарубежные туристские поездки все большее количество российских граждан.

Преимущества зарубежной туриндустрии стали серьезным стимулом к развитию внутреннего туризма в России: изучался и активно внедрялся в отечественную практику опыт зарубежных туристских фирм; шел поиск новых организационных форм, маршрутов, началась модернизация инфраструктуры российского туризма в расчете не только на жителей страны, но и на зарубежных гостей.

В новом российском руководстве росло понимание немаловажной роли туризма в экономическом развитии страны и существующей экономически нецелесообразной диспропорции в наличии, с одной стороны, богатого и разнообразного культурного и природного наследия и с другой – слабой его популяризации и невысокого использования во внутреннем и международном туризме. В развитии этой отрасли экономики Россия существенно отставала от многих стран, в первую очередь, западных. Одной из важнейших причин такого отставания была слабая развитость инфраструктуры туризма наряду с низким уровнем жизни россиян.

Постепенно складывалась система или модель государственного управления туризмом в новой России, трансформация которой продолжилась на следующих этапах. Изначально, в небольшой период 1992 года, туризм рассматривался во взаимосвязи с культурой (впервые в истории страны было создано Министерство культуры и туризма), с 1992 г. по 2000 г. и с 2008 г. по 2012 г. управление им осуществлялось в рамках спортивных ведомств, с 2000 г. по 2004 г. и с 2018 г. по 2020 г. – департамент туризма работал в составе Министерства экономического развития, а с 2004 г. по 2008 г. и по настоящее время Федеральное агентство по туризму функционирует в рамках прямого подчинения Правительству Российской Федерации (табл. 1).

Таблица 1

Становление государственных органов управления туризмом

в России с 1992 г.

Дата

Название государственных органов управления туризмом

1992, март

Министерство культуры и туризма РФ

Комитет РФ по туризму (Роскомтуризм)

1992, сентябрь

Комитет РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму

1994, январь

Комитет РФ по физической культуре и туризму

1994, август

Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму

1999, май

Российское агентство по физической культуре и туризму

1999, июнь

Министерство РФ по физической культуре, спорту и туризму

2000, май

Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму

2000, июль

Департамент туризма в составе Министерства экономического развитая и торговли РФ

2004, март

Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму в составе Министерства здравоохранения и социального развития

2004, ноябрь

Прямое подчинение Правительству Российской Федерации

2008

Министерство спорта, туризма и молодёжной политики РФ

2012

Министерство культуры РФ

2018, сентябрь

Министерство экономического развития РФ

2020, июнь

Прямое подчинение Правительству Российской Федерации

Культура и туризм как два взаимосвязанных явления, две сферы деятельности, из которых туризм, наиболее связанный с экономикой, стал в постсоветское время одной из быстро растущих ее отраслей. На рубеже ХХ-XXI вв. в российском туризме активно развивалось частное предпринимательство.

В конце ХХ века – на первом этапе преобразований – началась активная подготовка кадров в системе высшего образования России по туризму. В созданном в 1995 г. Университете туризма и сервиса впервые была открыта специальность «Туризм». Позднее такая специальность появилась во многих, даже непрофильных вузах, что было вызвано как потребностями практики, так и высокими конкурсами среди абитуриентов, активно стремившихся стать профессионалами в остро востребованной сфере [5, 12].

Начало второго этапа развития туризма в постсоветский период связано с принятием в 1996 г. Федерального закона об основах туристской деятельности в Российской Федерации [27]. Этот закон четко обозначил принципы государственного регулирования туристской деятельности и признание туризма одной из приоритетных отраслей российской экономики. В упомянутом Федеральном законе представлены основные понятия в сфере туризма, определены полномочия органов власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития туризма. Немаловажную роль в развитии туризма сыграли и другие, позднее принятые законодательные акты: «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002 [26]; Федеральная целевая федеральная программа «Развитие внутреннего и выездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.)» [25], прочие правительственные приказы и постановления [17, 18]. Это свидетельствовало о возвращении государства к контролю за деятельностью этой сферы и стремлению использовать туристские ресурсы страны на благо ее дальнейшего развития.

Статистика, характеризующая развития туризма на рубеже ХХ-XXI веков, свидетельствует как о разнонаправленной динамике его показателей в различные периоды (табл. 2)

Таблица 2

Основные показатели развития туризма в России (1995-2015 гг.) [22]

Показатель

1995 г.

2000 г.

2003 г.

2014 г.

2015 г

Численность российских граждан, выехавших за границу, тыс. человек

21 329

18 371

20 468

25 438

24 571

Численность иностранных граждан, прибывших в Россию, тыс. человек

10 290

21 169

22 514

42 921

31 659

Платные туристские услуги населению, млн руб. (1995 г. – млрд. руб.)

1 478

10 639

18 251

147 541

158 252

С 1996 г. произошли радикальные изменения в направлениях туристских потоков - въездной поток иностранных туристов стал значительно превышать выезд отечественных туристов из России: в 1996 г. - в 1,3 раза, в 1997 г. - в 1,6 раза, в 1998 - в 1,4 раза» [33].

Таким образом, первоначальная тенденция значительного превалирования выездных потоков над въездными, что было характерным для первого периода, сменилась на противоположную – сказались кризисные явления в российской экономике, вызвавшие снижение спроса россиян на зарубежные туры, к тому же в Россию, как страну с относительно невысокими ценами на товары и услуги, увеличивался приток приезжих из зарубежных стран.

С 2003 по 2014 год происходил быстрый рост объема платных туристских услуг населению, который по данным Росстата за десятилетие увеличился в восемь с лишним раз. Это свидетельствует не только о росте цен и платежеспособности населения, но и об увеличении спроса россиян на туристские услуги. При этом объем туристских услуг различался по регионам.

В начале XXI века в развитии туризма нашей страны проявились многие новые явления, до этого не свойственные российскому туризму. Туризм стал сферой частной деятельности. Появились частные туристские гостиницы и частные туроператоры, которые стали формировать программы и пакеты предложений по зарубежному и внутреннему туризму. На тот период, и особенно в 2003–2006 гг. отмечался пик научных исследований в сфере туризма, о чем свидетельствуют данные электронного каталога диссертаций Российской государственной библиотеки. Это совпало с потребностью заполнить сложившийся вакуум в научных исследованиях по туризму и являлось своего рода ответом на вызов практической туристической деятельности, недостаточно научно обеспеченной. Лидерами таких исследований были экономисты, педагоги, географы, социологи, историки.

Увеличивалось число видов туризма и разнообразие предоставляемых туристских услуг. Возникли многочисленные предложения семейного и индивидуального размещения отдыхающих, предложения по охотничьему, рыболовному, спортивному, экстремальному туризму. Были созданы все условия для путешествий на личном автомобильном транспорте, организовывались трансферы из аэропортов и вокзалов к местам отдыха, при необходимости предоставлялась машина с водителем. На смену «казарменному туризму» предыдущего периода пришел индивидуальный выбор туристского маршрута, типа отдыха и его продолжительности. Основным регулирующим фактором стали, главным образом, только финансовые возможности отдыхающего.

Использование новых коммуникационных средств, прежде всего, интернета значительно упростило возможности туристов в выборе туристских фирм, маршрутов, мест размещения, в покупке транспортных билетов и т.п.

Продолжала расширяться география туризма. Туристские гостиницы и туристские маршруты не только охватили все регионы страны, они уже затронули значительное количество малых городов, сельских поселений и интересных в природном отношении территорий.

Интерес для потребителя стали представлять ранее неизведанные и интересные с исторической или природной ценностью места. Этому способствовала политика формирования музеев-заповедников и музеев-усадеб в различных регионах страны, число которых достигло 150, причем примерно 80 % из них расположены в сельской местности. На этом этапе развития туризма возросла сеть национальных парков, которых в России уже более пятидесяти. Поездки на эти заповедные территории стали уже довольно распространенным явлением; достаточно сказать, что музеи-заповедники, составляя менее 5 % музейных объектов, обеспечивают до 35 % объема всех музейных посещений в стране [30].

При сохранении у туристов постоянного интереса к посещению Москвы и Санкт-Петербурга, а также Кавказа, география туризма затронула и все остальные территории страны, включая малые города и сельские поселения. Региональными туристскими центрами на Европейской части России стали Великий Новгород, Псков, Архангельск, Петрозаводск, Вологда, Кострома, Владимир, Ярославль, Тверь, Тула, Калуга, Рязань, Смоленск, Орел, Нижний Новгород. Значительно возросла за последние годы туристская привлекательность Казани и Республики Татарстан в целом, здесь была сформирована сеть из восьми музеев-заповедников, три объекта культурного наследия на территории региона вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (первоначально – Казанский Кремль, а позднее номинировались и были включены в список ЮНЕСКО Бóлгарский историко-археологический комплекс, Успенский собор острова-града Свияжска).

Туристское развитие охватило многие регионы Урала, Сибири и Дальнего Востока. Сеть разнообразных гостиниц возникла на Байкале, в Алтайском регионе, на многих территориях Южной Сибири, в Приморском крае. Интересные туристские программы разрабатываются в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, на Таймыре. Во многие регионы Сибири проник этнографический и охотничий туризм. Стали открытыми для туристов уникальные северные архипелаги – Новая Земля и острова Франца-Иосифа (на территории которых был создан национальный парк «Русская Арктика»).

III этап постсоветского развития туризма в России был связан с изменениями геополитической ситуации в 2014 году в результате присоединения Крыма и последующими за этим международными санкциями. Наметившаяся уже на предыдущем этапе тенденция импортозамещения в туризме стала доминирующей и превратилась в своего рода катализатор ускоренного развития внутреннего российского туризма. Этому в значительной мере способствовала поддержка государства, стимулирующего отечественный туризм для разных групп населения и особенно молодежи; туризм стал важной составляющей государственной стратегии пространственного развития российских регионов.

В опубликованном Министерством культуры России рейтинге развития туризма в субъектах Российской Федерации в 2017 г. [19] регионами-лидерами российского туризма были признаны Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан и Краснодарский край. Замыкали список Курганская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край и Чукотский автономный округ.

IV этап – с 2020 г. – развитие туризма в условиях пандемии COVID-19 и постпандемийный период. Это кризисный период развития для всего мирового туризма, затронул он и российский туризм. Снижение общей, в том числе, туристской мобильности населения в условиях короновирусных ограничений; закрытие границ; сокращение доходов; общие изменения уровня и образа жизни негативно сказались на развитие туризма, практически одномоментно превратив его в одну из кризисных отраслей. Это с одной стороны, замедлило поступательное развитие российского туризма и снизило вовлеченность в туризм российского населения, с другой дало стимул к внедрению креативных решений в туристскую сферу для последующего удовлетворения накопившегося отложенного спроса.

Анализ постсоветского периода туристского развития России, позволил сделать следующие выводы:

- в постсоветский период был полностью изменен подход к организации туристского обслуживания. Эта сфера перестала быть государственной и стала формироваться за счет частных инвестиций и частной предпринимательской деятельности;

- туризм начал играть важную роль в экономике и социальном развитии территорий; для ряда регионов он стал фактически отраслью специализации, импульсом развития региональной экономики в целом;

- была значительно расширена география туризма; гостиницы, мотели, гостевые дома и прочие средства размещения туристов появились не только во всех регионах страны, но также в малых городах и в сельской местности, было обеспечено разнообразие туристских услуг и насыщенность ими внутреннего рынка;

- существенно изменились приоритеты в историко-культурном наследии, важные для восприятия туристов; ведущим стал подход к сохранению наследия в его целостности и многообразии без оглядки на идеологические предпочтения, классовое или религиозное мировоззрение; ценным постепенно становится все, что определяет культурную самобытность страны или отдельного региона, включая нематериальное наследие, культурный ландшафт, этнокультурные традиции и пр.;

- количественно и качественно повысился уровень информационного туристского обеспечения; неизмеримо по сравнению с предыдущим периодом выросло количество картографических изданий, путеводителей, краеведческой литературы; принципиально новым явлением стали современные коммуникационные технологии, электронные туристские издания и сайты, позволяющие получать любую детальную информацию по интересующим туриста вопросам;

- можно говорить о высокой степени удовлетворенности существующего спроса населения на услуги как внутреннего, так и выездного туризма; дальнейшее увеличение спроса, подключение к участию в туристском движении дополнительных контингентов населения во многом уже зависит не от состояния материальной базы отрасли, а от увеличения платежеспособного спроса населения и повышения его уровня жизни;

- пандемия COVID-19 в первый год негативно сказалась на развитие российского туризма, но при этом способствовала аккумулированию усилий по внедрению новых форм туристской деятельности, модернизации туристской сферы в ожидании постковидной туристской активности населения по новому насыщению отложенного спроса.

Библиография
1. Березницкая Н.Л. Туризм как фактор межкультурной коммуникации: диссертация ... кандидата культурол. наук: 24.00.04. СПб., 1999. 156 с.
2. Гаврильчак И.Н. Туризм как определяющий фактор модернизации экономики и стабилизации социальной обстановки в России: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.05. СПб., 2001. 261 с.
3. Гулиев Н.А. Формирование социально-профессиональной компетентности будущего менеджера регионального туризма: методология, теория, практика: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01. Оренбург, 2007. 452 с.
4. Джанджугазова Е.А. Формирование стратегии развития регионального туристско-рекреационного комплекса: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.05. М., 2005. 254 с.
5. Долгополов Л.Г. Профессиональная подготовка гидов-проводников международного класса в учреждениях дополнительного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. Сходня, 2003. 125 с.
6. Драгилева И.И. Трансграничное сотрудничество в развитии туризма Юго-Восточной Балтики: диссертация ... кандидата географических наук: 25.00.24. СПб., 2006. 189 с.
7. Ефремова М.В. Формирование и развитие туристического рынка в России: теория, практика, методология: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.05. Н. Новгород, 2006. 292 с.
8. Карамашева А.А. Культурный туризм и его значение в социокультурном развитии регионов в условиях глобализации: диссертация ... кандидата культурологии: 24.00.01. М., 2004. 162 с.
9. Клименко Е.В. Туризм как фактор ускорения социально-экономического развития Северного Кавказа: диссертация ... кандидата географических наук: 25.00.24. Краснодар, 2001. 260 с.
10. Кузьмина Е.М. Туризм как способ взаимодействия культур: диссертация ... кандидата культурологии: 24.00.01. Тюмень, 2005. 162 с.
11. Культурное наследие и туризм/ Науч. ред. Ю.А. Веденин, О.Е. Штеле, П.М. Шульгин. – М.: Институт Наследия, 2005. – 172 с.
12. Лишик В.В. Содержание и методика обучения студентов туристского вуза разработке региональных туристских маршрутов: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. М., 2002. 159 с.
13. Морозов В.А. Социально-экономические основы взаимодействия туризма со смежными отраслями национальной экономики: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.05. М., 2004. – 226 с.
14. Музей-заповедник «Куликово поле»: концепция развития. Под ред. Шульгина П.М. – Тула: «Гриф Ко», 2000. – 151 с.
15. Муртузова З.Д. Туризм и экскурсионное дело на Кубани и Черноморье: становление и развитие: 1860-е гг. – 1917 г.: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02. Краснодар, 2006. – 248 с.
16. Погодина В.Л. Образовательный туризм и его роль в формировании профессиональной компетентности учителей географии: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.02 // Погодина В.Л.; Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена.-Санкт-Петербург, 2009. – 43 с.
17. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» от 18 июля 2007 г. № 452. // Собрание законодательства РФ. – 23.07.2007. –№ 30. – Ст. 3942; «Российская газета». –№ 159. –2007. – 25 июля.
18. Приказ Министерства культуры Российской Федерации № 267 об утверждении концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов РФ на 2009–2015 годы (от 17 декабря 2008 года). URL: http://pravo.roskultura.ru/documents/ (дата обращения 16.02.2022)
19. Рейтинг субъектов Российской Федерации по развитию туризма. URL: https://culture.gov.ru/press/news/reyting-subektov-rossiyskoy-federatsii-po-razvitiyu20171006160552/ (дата обращения 16.02.2022).
20. Рекомендации по расчету региональных нормативов обеспеченности жителей села жильем, услугами и культурно-бытовыми объектами в условиях многоукладной экономики / Кузнецов В.В., Нагорнов Ю.М., Шульгина О.В., Бадалов Т.Г., Гуляева В.А. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Молот», 1993. – 52 с.
21. Ресурсы образовательного туризма российских регионов: Центральная Россия. Монография Авт.: О.В. Шульгина, Б.Б. Вагнер, Т.Д. Гайворон, Т.П. Грушина, А.Е. Левинтов, Г.М. Майнашева, Д.П. Шульгина / Отв. ред. О.В. Шульгина. – М.: МГПУ, 2016. – 240 с.
22. Ростуризм. Статистика. URL: http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/ (дата обращения 16.02.2022).
23. Смолякова Ю.И. Туризм в Республике Адыгея: ресурсы, структура, уровень развития, перспективы: диссертация ... кандидата географических наук: 25.00.24. Краснодар, 2009. – 165 с.
24. Соколова М.В. Туризм как культурно-исторический феномен: диссертация ... доктора культурологии: 24.00.01. – М., 2007. – 396 с.
25. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и выездного туризма в Российской Федерации» (2011-2018 годы)». URL: http://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/federalnaya-tselevaya-programma-razvitie-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-2011-2018-gody-/ (дата обращения 16.02.2022).
26. Федеральный закон ««Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002. URL: http://rosohrancult.ru/documents/detail.php (дата обращения 16.02.2022).
27. Федеральный закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации. 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102044374 (дата обращения 16.02.2022).
28. Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2011 г. № 19-ФЗ. Ст. 26. Музеи-заповедники. http://www.rg.ru/2011/02/25/muzej-dok.html (дата обращения 16.02.2022).
29. Чимитов З.Б. Экологический туризм как фактор приобщения людей к ценностям природного и культурного наследия: на материалах Республики Бурятия: диссертация ... кандидата культурологии: 24.00.03. Улан-Удэ, 2006. –215 с.
30. Шульгин П.М. Культурное наследие Российской Федерации: первый ежегодный государственный доклад / Россия и современный мир. – 2013. – № 3 (80). – С. 197–208.
31. Шульгина Д.П., Шульгина О.В. Историческая география туризма и культурное наследие России. – М.: МГПУ, 2018. – 156 с.
32. Шульгина О.В., Шульгина Д.П. Топонимика как объект нематериального наследия, связанного с Отечественной войной 1812 года в России // NB: Исторические исследования. 2012. № 1. С. 34–67.
33. Энциклопедия туризма: монография / О.Е. Афанасьев, И.В. Бушуева, О.И. Вапнярская; под общей редакцией А.А. Федулина. – М.: НП «КиТ»: ФГБОУ ВО «Российский гос. ун-т туризма и сервиса», 2017. – 495 с.
References
1. Bereznitskaya N.L. Tourism as a factor of intercultural communication: dissertation ... candidate of culture. Sciences: 24.00.04. SPb., 1999. 156 p.
2. Gavrilchak I.N. Tourism as a determining factor in the modernization of the economy and the stabilization of the social situation in Russia: dissertation ... Doctor of Economics: 08.00.05. SPb., 2001. 261 p.
3. Guliyev N.A. Formation of socio-professional competence of the future manager of regional tourism: methodology, theory, practice: dissertation ... doctor of pedagogical sciences: 13.00.01. Orenburg, 2007. 452 p.
4. Dzhandzhugazova E.A. Formation of a strategy for the development of a regional tourist and recreational complex: dissertation ... Doctor of Economics: 08.00.05. M., 2005. 254 p.
5. Dolgopolov L.G. Professional training of international class guides in institutions of additional education: dissertation ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08. Skhodnya, 2003. 125 p.
6. Dragileva I.I. Cross-border cooperation in the development of tourism in the South-Eastern Baltic: dissertation ... candidate of geographical sciences: 25.00.24. SPb., 2006. 189 p.
7. Efremova M.V. Formation and development of the tourism market in Russia: theory, practice, methodology: dissertation ... Doctor of Economics: 08.00.05. N. Novgorod, 2006. 292 p.
8. Karamasheva A.A. Cultural tourism and its significance in the socio-cultural development of regions in the context of globalization: dissertation ... Candidate of Cultural Studies: 24.00.01. M., 2004. 162 p.
9. Klimenko E.V. Tourism as a factor in accelerating the socio-economic development of the North Caucasus: dissertation ... candidate of geographical sciences: 25.00.24. Krasnodar, 2001. 260 p.
10. Kuzmina E.M. Tourism as a way of interaction between cultures: dissertation ... candidate of cultural studies: 24.00.01. Tyumen, 2005. 162 p.
11. Cultural heritage and tourism / Scientific. ed. Yu.A. Vedenin, O.E. Stele, P.M. Shulgin. – M.: Heritage Institute, 2005. – 172 p.
12. Lishik V.V. The content and methodology of teaching students of a tourist university to develop regional tourist routes: dissertation ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08. M., 2002. 159 p.
13. Morozov V.A. Socio-economic foundations of tourism interaction with related sectors of the national economy: dissertation ... Doctor of Economics: 08.00.05. M., 2004.-226 p.
14. Museum-reserve "Kulikovo field": the concept of development. Ed. Shulgina P.M.-Tula: "Grif Ko", 2000.-151 p.
15. Murtuzova Z.D. Tourism and excursion business in the Kuban and the Black Sea: formation and development: 1860s.-1917: dissertation ... candidate of historical sciences: 07.00.02. Krasnodar, 2006.-248 p.
16. Pogodina V.L. Educational tourism and its role in the formation of professional competence of teachers of geography: Abstract of the thesis. ... Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.02 // Pogodina V.L.; Place of protection: Ros. state ped. un-t im. A.I. Herzen.-St. Petersburg, 2009.-43 p.
17. Decree of the Government of the Russian Federation “On approval of the Rules for the provision of services for the sale of a tourist product” dated July 18, 2007 No. 452. // Collection of Legislation of the Russian Federation.-07/23/2007.-No. 30.-Art. 3942; "Russian newspaper".-No. 159.-2007. – 25 July.
18. Order of the Ministry of Culture of the Russian Federation No. 267 on approval of the concept for the preservation and development of the intangible cultural heritage of the peoples of the Russian Federation for 2009–2015 (dated December 17, 2008). URL: http://pravo.roskultura.ru/documents/ (accessed 02.16.2022)
19. Rating of subjects of the Russian Federation in terms of tourism development. URL: https://culture.gov.ru/press/news/reyting-subektov-rossiyskoy-federatsii-po-razvitiyu20171006160552/ (accessed 16.02.2022).
20. Kuznetsov V.V., Nagornov Yu.M., Shulgina O.V., Badalov T.G., Gulyaeva V. BUT.-Rostov-on-Don: Molot Publishing House, 1993.-52 p.
21. Educational tourism resources of Russian regions: Central Russia. Monograph Author: O.V. Shulgina, B.B. Wagner, T.D. Gaivoron, T.P. Grushina, A.E. Levintov, G.M. Mainasheva, D.P. Shulgin / Resp. ed. O.V. Shulgin. – M.: MGPU, 2016. – 240 p.
22. Rostourism. Statistics. URL: http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/ (accessed 02.16.2022).
23. Smolyakova Yu.I. Tourism in the Republic of Adygea: resources, structure, level of development, prospects: dissertation ... candidate of geographical sciences: 25.00.24. Krasnodar, 2009.-165 p.
24. Sokolova M.V. Tourism as a cultural and historical phenomenon: dissertation ... Doctor of Cultural Studies: 24.00.01.-M., 2007.-396 p.
25. Federal target program "Development of domestic and outbound tourism in the Russian Federation" (2011-2018)". URL: http://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/federalnaya-tselevaya-programma-razvitie-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-2011-2018-gody-/ (accessed 02/16/2022).
26. Federal Law “On objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation” No. 73-FZ dated 25.06.2002. URL: http://rosohrancult.ru/documents/detail.php (Accessed 02/16/2022).
27. Federal law on the basics of tourism activities in the Russian Federation. November 24, 1996 No. 132-FZ. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102044374 (Accessed 02/16/2022).
28. Federal Law of the Russian Federation dated February 23, 2011 No. 19-FZ. Art. 26. Museum-reserves. http://www.rg.ru/2011/02/25/muzej-dok.html (accessed 02/16/2022).
29. Chimitov Z.B. Ecological tourism as a factor in introducing people to the values ​​of natural and cultural heritage: on the materials of the Republic of Buryatia: dissertation ... Candidate of Cultural Studies: 24.00.03. Ulan-Ude, 2006.-215 p.
30. Shulgin P.M. Cultural heritage of the Russian Federation: the first annual state report / Russia and the modern world.-2013.-No. 3 (80). – S. 197–208.
31. Shulgina D.P., Shulgina O.V. Historical geography of tourism and cultural heritage of Russia. – M.: MGPU, 2018. – 156 p.
32. Shulgina O.V., Shulgina D.P. Toponymy as an object of intangible heritage associated with the Patriotic War of 1812 in Russia // NB: Historical Research. 2012. No. 1. P. 34–67.
33. Encyclopedia of tourism: monograph / O.E. Afanasiev, I.V. Bushueva, O.I. Vapnyarskaya; under the general editorship of A.A. Fedulin.-M .: NP "Kit": FGBOU VO "Russian state. University of Tourism and Service”, 2017. – 495 p.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Объявленная в марте 2020 года пандемия коренным образом изменила повседневную жизнь миллионов людей на нашей планете. И дело не только в различных ограничениях, очень быстро изменения коснулись и экономических реалий, заметно повлияв на гостиничную сферу и туристическую индустрию. А между тем, до этого туризм являлся одним из ведущих направлений как стран Европы, так и других регионов мира. Затронули ограничения в туризме и Россию. И тем не менее, перспективы окончания пандемии есть, а это значит, что вызывает интерес становление современного российского туризма.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой являются факторы и особенности становления и развития туристской деятельности в постсоветской России. Автор ставит своими задачами показать периодизацию развития российского туризма первого тридцатилетия постсоветской эпохи, рассмотреть каждый из периодов, проанализировать специфику использования в туризме дореволюционного и советского культурного наследия, новых объектов культуры и традиций постсоветского времени. Хронологические рамки исследования охватывают постсоветский период истории нашей страны.
Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится выявить главные особенности и основные этапы развития туризма в постсоветской России.
Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя свыше 30 различных источников и исследований. Из привлекаемых автором источников отметим статистические данные, нормативно-правовые документы и т.д. Из используемых исследований укажем на труды П.М. Шульгина, А.А. Карамашевой, Е.В. Клименко и др. авторов, в центре внимания которых различные аспекты развития туризма в России. Заметим, что библиография обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста читатели смогут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало решению стоящих перед автором задач.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как туристической сферой, в целом, так и развитием туризма в современной России. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определённой логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что «развитие туризма в рассматриваемый период осуществлялось в очень непростой социально-экономической и геополитической ситуации, в условиях значительной дифференциации уровня жизни населения как в различных социальных группах, так и на разных территориях». Автор выделяет четыре этапа в развитии туризма в современной России. В работе показано, что сфера туризма «перестала быть государственной и стала формироваться за счет частных инвестиций и частной предпринимательской деятельности». Говоря о пандемии, автор обращает внимание на то, что «одной стороны, она замедлила «поступательное развитие российского туризма и снизило вовлеченность в туризм российского населения, с другой дало стимул к внедрению креативных решений в туристскую сферу для последующего удовлетворения накопившегося отложенного спроса».
Главным выводом статьи является то, что за последние годы «туризм начал играть важную роль в экономике и социальном развитии территорий; для ряда регионов он стал фактически отраслью специализации, импульсом развития региональной экономики в целом».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, снабжена 2 таблицами, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в учебных курсах, так и в рамках стратегии развития туризма.
К статье есть замечания: так, автор намного больше привлекает диссертационных исследований, чем статей или монографий.
Однако, в целом, на наш взгляд, статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Genesis: исторические исследования».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.