Статья ' Предметы ислама и доисламских верований башкир в собрании Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН ' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Предметы ислама и доисламских верований башкир в собрании Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН

Хасанова Зифа Фаритовна

кандидат исторических наук

Научный сотрудник, ИЭИ УФИЦ РАН

450076, Россия, республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, 6

Khasanova Zifa Faritovna

PhD in History

Scientific Associate, Institute of Ethnological Research of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of  Sciences

450076, Russia, respublika Bashkortostan, g. Ufa, ul. K. Marksa, 6

Zifa.83@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-868X.2021.11.36740

Дата направления статьи в редакцию:

28-10-2021


Дата публикации:

17-11-2021


Аннотация: Предметом данного исследования стали музейные источники по религии башкир. Целью является изучение предметов ислама и доисламских верований из этнографических фондов Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН. Выявлено, что в фондохранилище музея хранится более 50 предметов по религии, собранных во второй половине XX в. на территории Республики Башкортостан, Курганской и Оренбургской областей. Предметы, относящиеся к исламу (сунниты), больше связаны с традициями и жизненным укладом башкир: молитвенные коврики – намазлыки, коранница и Коран, четки, тюбетейки, предметы для омовений – кумганы, одежда муллы. Молитвенные коврики украшены вышивкой растительным орнаментом, где встречаются изображение мечетей, кумганов, полумесяца, в некоторых присутствует арабская надпись. В фондах также хранится предмет, относящийся к мусульманам-шиитам – морх, камень, используемый при молении. Ислам начал проникать к башкирам в X–XI вв., уже в XIII–XIV вв. значительно распространился и с каждым веком позиции ислама продолжали укрепляться, и к концу XIX в. ислам прочно вошел в быт и образ жизни башкирского населения. Не смотря на это, в быту башкир сохранились предметы доисламских верований: обереги (камни-обереги, можжевельник, перья глухаря, гусиный пух и т.д.). Башкиры смогли синтезировать доисламские и исламские традиции, которые гармонично существуют до сих пор во многих населенных пунктах Республики Башкортостан.


Ключевые слова:

ислам, религия, башкиры, музейные коллекции, обереги, доисламские верования, молитвенные коврики, одежда священнослужителя, четки, Коран

Abstract: The subject of this research is museum sources on the religion of Bashkir people. The goal lies in examination of the items of Islam and pre-Islamic beliefs from the ethnographic collections of the Museum of Archeology and Ethnography of R. G. Kuzeev Institute of Ethnological Research of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences. It is determined that the Museum stores over 50 items related to religion that were collected in the late XX century in the Republic of Bashkortostan, Kurgan Oblast, and Orenburg Oblast. These Islamic (Sunni Muslims) items are rather associated with the traditions and lifestyle of the Bashkir people: prayer rugs – namazlik, Quran, tasbih, tagiyah, ablution items – kumgan, dress of the Mullah. Prayer rugs are decorated with floral embroidery, with images of mosque, kumgan, crescent moon, and Arabic inscription. The collections also feature the items related to Shia Muslims – a stone used in prayer. Islam first infiltrated Bashkir culture in the X – XI centuries; by the XIII – XIV century it spread significantly; strengthening its positions with each century, it has fully integrated into life of Bashkir population by the end of the XIX century. Despite this fact, certain items pre-Islamic beliefs have retained in everyday life of the Bashkir people: amulets (amulet stones, juniper, feathers of wood grouse, goose down, etc.). Bashkirs were able to synthesize the pre-Islamic and Islamic tradition, which remain existing harmoniously in the territory of the Republic of Bashkortostan.


Keywords:

Islam, religion, Bashkirs, museum collections, charms, pre-Islamic beliefs, prayer mats, clergyman's clothes, rosary, Koran

Введение

Этнографические музейные коллекции – важнейший источник исследований материальной и духовной культуры народов. Публикация сведений о них способствует введению в научный оборот ценнейших материалов. В этнографических фондах Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН (далее – МАЭ ИЭИ УФИЦ РАН) собраны предметы народов Южного Урала и Приуралья: башкир, татар, русских, чувашей, удмуртов, марийцев, мордвы, украинцев, белорусов, латышей [8, с. 321] и предметы разных религий: ислама, православия, католицизма, протестантизма, буддизма.

Задача музеев – сбор, хранение, изучение и экспонирование экспонатов. В музеях экспонируют только часть предметов из фондов, а часть хранится в хранилищах, и многие предметы остаются не доступными для широкой публики. Во многих музеях России для ознакомления с артефактами существуют различные каталоги – тематические, систематические и пр. Сотрудниками Музеи археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН по этнографии за последнее 15 лет издавались каталоги: «Башкирские нагрудные украшения из кораллов и монет» [1], «Музей археологии и этнографии: Каталог музейной экспозиции Центра этнологических исследований Уфимского научного центра РАН» [3], «Предметы религиозных культов Южного Урала из собрания Музея археологии и этнологии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН. Каталог. Ч.1. Христианство» [5], «Чувашская коллекция в этнографических фондах Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук: каталог-альбом» [10], «Финно-угорские народы в коллекциях Музея археологии и этнографии Центра этнологических исследований УНЦ РАН» [9]. Опубликованы ряд научных статей по этнографическим коллекциям разных народов: Галиевой Ф.Г., Садиковым Р.Р. и др. [2], Нечвалода Е.Е. [4], Хасановой З.Ф. [8] и т.д. Несмотря на огромный труд, многие предметы остаются не опубликованными и не введенные в научный оборот.

Цель статьи – изучение предметов ислама и доисламских верований башкир в этнографических коллекциях Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН.

В фондах Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН хранится более 3,5 тысяч предметов по этнографии. Это предметы из ткани, дерева, металла, стекла, керамики и пр. История формирования этнографических фондов начинается еще с 60-70 –х гг. XX в. Но основное их пополнение проходило с 1976 г. до 2006 г., так как проводились ежегодные этнографические экспедиции сотрудниками ИИЯЛ УФИЦ РАН и ИЭИ УФИЦ РАН, откуда привозили ценные артефакты для Музея археологии и этнографии. Экспонаты собирались по всему Башкортостану, в том числе в г. Уфе и в Сафакулевском районе Курганской области и в Оренбургской области. Собирателями-этнографами являлись ученые Н.В. Бикбулатов, В.Я. Бабенко, С.Н. Шитова, С.Х. Долотказина, Л.И. Нагаева, Ф.Ф. Фатыхова, И.Г. Петров, З.И. Минибаева, Г.Р. Кутушева, Ф.Ш. Абсаликова, Е.Е. Нечвалода, М.Г. Муллагулов [3, с. 22-24].

Ислам начал проникать башкирам в X–XI вв., когда арабские купцы и миссионеры, часто посещая Великую Булгарию, заходили и в их страну. В XIII–XIV в. ислам уже значительно распространился среди них. Укреплению религиозных мусульманских идей особенно способствовал ход исторической жизни башкир и то положение, какое занял Башкирия после падения Казанского ханства, когда она являлась пристанищем беглецов, мечтавших о восстановлении независимого от Москвы мусульманского царства. В этой обстановке особенно усилилось влияние, а вместе с ним и эксплуатация со стороны духовенства [6, с. 265]. С конца XVIII в. позиции ислама продолжали укрепляться, и к концу XIX в. ислам прочно вошел в быт и образ жизни башкирского населения [11, с. 48].

Как пишет С.И. Руденко, ислам изгладил из памяти башкир их прежние верования, но, тем не менее, материалы и экспонаты, собранные им на территории Башкортостана, свидетельствовали о наличии у башкир в начале XX в. пережитков их древних верований и мировоззрения [6, с. 267].

В этнографической коллекции имеется более 50 предметов по исламу (мусульмане-сунниты) и доисламским верованиям. Их можно сгруппировать по следующим группам: предметы доисламского верования (разные обереги), предметы ислама (священная книга – Коран, одежда священнослужителя, намазлыки, кумганы и др.)

К предметам доисламских верований можно отнести разные обереги. В первую очередь это камни-обереги. В их числе знахарский камень (бағымсылыk ташы) – небольшая округлая галька темного цвета (Основной фонд – далее ОФ 432/40); пряслице каменное круглой формы с рисунком из решетки на одной стороне и арабской надписью на другой, на ободке нанесены знаки (тамға). В 2005 г. из Бурзянского района Республики Башкортостан (далее – РБ ) д. Гадельгареево сотрудники МАЭ ИЭИ УФИЦ РАН привезли оберег из двух камней серого цвета со сквозными отверстиями. Один камень овальной, другой сердцевидной формы. Камни между собой соединены с помощью ремешка из сыромятной кожи (ОФ 1080/6). У башкир существовали обереги для скота от сглаза, в фонде МАЭ хранится камень, который использовали для этой цели, его привязывали веревкой к подойнику (ОФ 888/5). Данный экспонат привезли из Зианчуринского района РБ, д. Малое Байдавлетово.

Под коллекционным номером ОФ 503/74, 585/37 хранятся веточки можжевельника. Башкиры считали, что они оберегают от сглаза и злых духов. Из них делали колыбели для детей, трости для пожилых людей, вешали в каждом доме над дверью несколько веток. Считали, что ветки можжевельника приносят и семейное счастье, поэтому их клали под подушки молодоженов. Однако во всех случаях использовали веточки, над которыми мулла прочитал молитвы из Корана. А также использовали при окуривании избы, где находился покойник; при окуривании ребенка от сглаза, иногда пришивали спереди к детской шапке [7, с. 270].

Гусиный пух (ОФ 585/27), пришивался к детским шапочкам, одежде, к углам подушек. Он играл роль оберега от злых духов и от болезней.

Перья глухаря (ОФ 1032/6, 1032/ 28) башкиры использовали также для защиты от злых духов и дурного глаза. Крылья вешали над дверью домов[7, с. 271]. Башкиры наделяли сверхъестественными свойствами многих птиц (лебедя, журавля, почиталась ворона, глухарь, голубь, гусь, кукушка, а также беркут, сокол, ястреб) и животных (лошадь, собаку, змею).

В этнографических фондах хранится кусочек расплавленного олова, которого применяли в качестве оберега (ОФ 432/41) в традиционном лечебном обряде – кот койоу у башкир.

К исламским и доисламским предметам можно отнести (бетеу), под коллекционным номером ОФ 883/3, сшитый из кожи в форме треугольного кармана (такая форма в качестве оберега с древнейших времен была характерна для многих народов, в том числе и башкирам). В него клали молитву (аят) из Корана, такие обереги пришивали к детским тюбетейкам как снаружи (ОФ 421/8), так и внутри (ОФ 867/17) (рис. 1).

Во многих башкирских украшениях встречаются подвеска-амулет в форме треугольника (бетеү) (ОФ 1031/17).

К предметам ислама относятся книги: Коран – священная книга мусульман на арабском языке в музей поступил в 1992 г. в качестве дара из ДУМЕС, коллекционный номер научно-вспомогательного фонда (далее – Нвф) 10/6. В фондах музея также храниться коранница (размер 3,3 Х 2,5 Х 0,5 см) с ажурной прямоугольной крышкой желтого цвета. Экспонат изготовлен из металла. На крышке имеется вставка из красного стекла.

Одежда священнослужителя – мужской головной убор (чалма), состоящий из двух частей – шапочка (такия), на которую наматывали ткань белого цвета (ОФ 856/87), а также имеется деревянная трость (ОФ 258/137, 883/87). Их привезла Долотказина С.Х. в 1984 г. из Миякинского района, д. Ильчигулово. В 1991 г. ДУМЕС для выставки «Ислам» для этнографических фондов МАЭ подарил мужской головной убор священнослужителя (чалма) (ОФ 1058/1), халат, верхнюю одежду (ОФ 1058/2), тюбетейку (1058/4). В фондах музея хранится и коллекция мужских головных уборов – тюбетеек (тубәтәй) (ОФ 876/17, 896/1, 912/4, 912/5, 950/8 962/8), которые носили, когда ходили в мечеть или во время чтения намаза. Некоторые из них украшены тамбурной вышивкой, растительным орнаментом. Эту группу дополняет неотъемлемый атрибут мусульманина – четки молитвенные (тәсбих), изготовленные из семян финиковой пальмы (ОФ 903/14, 866/1) и из зерен растения серого цвета (99 штук) (ОФ 872/30).

Рис. 1. Тюбетейка (тубәтәй) из фиолетового бархата. На подкладке пришит амулет-треугольник. Фото из фотоархива МАЭ ИЭИ УФИЦ РАН. № ОФ 421-8.

Молитвенный коврик намазлык присутствовал почти в каждом доме у мусульманина. Существовало несколько разновидностей намазлыков – текстильный, украшенный вышивкой, выполненный по лоскутной технике, а также из войлока [4, с. 73]. В фондах Музея археологии и этнографии хранится небольшая коллекция намазлыков (Рис. 2). Она представлена ткаными, вышитыми образцами, а также ковриком, выполненным по лоскутной технике. Молитвенные коврики украшены вышивкой растительным орнаментом, где встречаются изображение мечетей, кумганов, полумесяца, в некоторых присутствует арабская надпись (ОФ 503/38, ОФ 874/53, ОФ 1058/3).

Рис. 2. Молитвенный коврик – намазлык. Растительный орнамент. Фото из фотоархива МАЭ ИЭИ УФИЦ РАН. № ОФ 855-34

В фондах музея хранится несколько кумганов – узкогорлых сосудов, кувшинов для воды с носиком, ручкой и крышкой. Их использовали для омовения перед намазом, как женщины, так и мужчины. Среди башкир были распространены кумганы из глины и металла (латуни, железа).

К исламским предметам можно отнести башкирские серебряные украшения – перстни, браслеты, на которых сделана надпись молитвы (часть) на арабском языке (ОФ 827/1, 421/17, 1031/48). Кроме того, в этнографических фондах МАЭ имеется поднос овальной формы (батмус) из металла желтого цвета. Вероятно, это среднеазиатская работа (ОФ 14/2). По всей поверхности имеется растительный узор, выполненный чеканкой, есть арабская надпись крупными буквами по технике гравировки.

В этнографических фондах сохранился предмет, относящийся к погребальным обрядам башкир – ритуальная рукавица (ОФ 585/18) мешкообразной формы, сшитая из ткани белого цвета, используемая при омовении покойников. Такие рукавицы до сих пор используются во многих башкирских населенных пунктах республики.

В мусульманский праздник Курбан-байрам башкиры в качестве жертвоприношения многие годы приносят овцу или барана, возраст которых должен достигнуть полугодовалого возраста. Обычно берут животное любой масти. Они должны быть не мечеными, а бараны не кастрированными. Жертву назначают задолго до праздника, их держат в хозяйстве, не выпускают пастись, хорошо кормят. В фондах музея хранится деревянная вешалка для разделки туши барана с веревкой из мочала (Нвф-7).

В фондах Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН есть надгробный камень белого цвета антропоморфной формы и каменная надгробная плита серого цвета. На лицевой стороне имеются башкирские тамги и текст на арабском языке.

В 2013 г. в МАЭ ИЭИ УФИЦ РАН был принят мохр – камень, используемый при молении мусульманами-шиитами. Мохр имеет округлую форму, сверху камня арабскими буквами написана молитва. Камень получен от Ахметовой Х.А. (д. Старохалилово Гайского района Оренбургской обл.), найден в д. Ялчибаево Кувандыкского района Оренбургской области.

Выводы

Таким образом, в этнографических фондах Музея археологии и этнографии ИЭИ УНЦ РАН хранится более 50 предметов ислама (сунниты) и доисламских верований башкир. Несмотря на то, что исламская религия вошла в жизнь башкирского народа уже в XIII–XIV вв., предметы доисламских верований широко бытовали среди башкир и гармонично существуют до сих пор. Выявлено, что предметы, относящие к исламу (сунниты) больше связаны с традициями и жизненным укладом башкир: молитвенные коврики – намазлыки, коранница и Коран, четки, тюбетейки, предметы для омовений – кумганы, одежда священнослужителя. К доисламским верованиям башкир относятся предметы оберега (камни-обереги, можжевельник, перья глухаря, гусиный пух и т.д.).

Работа выполнена в рамках выполнения государственного задания ИЭИ УФИЦ РАН на 2021 год № АААА-А21-121012290086-0.

Библиография
1.
2.
3.
References
1.
2.
3.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Название статьи соответствует названию. Предмет исследования- изучение этнографических коллекцией Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН на выявление предметов доисламских и исламских верований башкир. Тема несомненна интересная и дает возможность изучить период проникновения ислама, его распространение и какие предметы исламского культа были наиболее значимы и ценны. Методология исследования включает в себя историко-генетический анализ, структурный анализ, систематизацию и группировку музейных предметов доисламского и исламского периода башкир, находящихся в этнографических коллекциях Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН. Автор изучает музейный предмет как текст культуры башкир и это оправдано и целесообразно, т.к. дает возможность глубоко и проанализировать духовную культуру башкир, и несмотря на принятием башкирами ислама, предметы, находящиеся в музее показывают, что еще в начале XХ века сохранялись пережитки древних верований и мировоззрения. При научной интерпретации , хранящихся в музее предметов доисламского и исламского периода башкир используется эвристическая и герменевтическая методология. Это дает возможность.
Изучение предметов исламского культа и доисламских верований актуальная тема и направлена на изучение мировоззрения башкир, их духовной культуры и предметов исламского культа.
Научная новизна определяется постановкой проблемы и дает возможность изучить какие доисламские пережитки сохранились не только до начала ХХ века, но и дошли до настоящего времени.
Стиль, структура, содержание. По мнению рецензента автор комплексно провел атрибуцию экспонатов музея , предметов доисламских верований и исламских верований, грамотно использовал методы научного познания, соблюдал принципы логичности, систематичности и последовательности изложения материала.
Библиография работы представлена в достаточном объеме , учтены тематические, систематические и др. каталоги по этнографии, религиозным культам не только башкир, но и других народов Поволжья, статьи по этнографическим коллекциям исследователей прошлого и современности. Апелляция к оппонентам присутствуют в использованных источникам, этнографической литературе по музейным коллекциям, научном анализе предметов из музея. Автор анадизирует 50 предметов по исламу и доисламским верованиям и группирует по группам: предметы доисламского верования (разные обереги), предметы ислама (священная книга- Коран, одежда священнослужителя, намазлыки (молитвенные коврики), кумганы (сосуд для омовения) и др. Автор к предметам доисламских верований относит разные обереги. Спорным можно признать отнесение к доисламским оберегам оберег (betey), под коллекционным номеров ОФ 888/3 из кожи в форме треугольника, который пришивали к детским тюбетейкам как снаружи, так и внутри. Следует отметить, что у других народов, исповедующих ислам суннитского толка такие обереги существовали вплоть до начала XXI в. , в треугольном футляре находились аяты из Кораны, которые призваны защитить ребенка (или взрослого, были и обереги для взрослых) от болезней и бед. Аяты из Корана записывались на тонкой папирусной бумаге и эти амулеты делали мусульманские священнослужители (наиболее грамотные из них). Это присуще народам, у которых бытовал так называемый народный ислам.Рецензент допускает, что и башкирский амулет содержит аят из Корана.
Выводы автора о том, что несмотря принятие башкирами ислама в XIII-XIV вв. предметы доисламских верований сохранялись в быту. Справедлив вывод автора о том, что к доисламским верованиям башкир относятся оберегательные предметы (камни-обереги, можжевельник, перья глухаря, гусиный пух). Верен и вывод о тои, что предметы, относящиеся к исламу в большей степени связаны с традициями и жизненным укладом башкир: намазлыки, Коран и коранница, кумганы, одежда священнослужител Статья подготовлена на достаточном фактическом материале, анализ проведен объективный и научный.










Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.