Статья 'Модели германского политического пространства во внешней политике Франции начала XIX в. ' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Модели германского политического пространства во внешней политике Франции начала XIX в.

Моржеедов Владислав Геннадьевич

ORCID: 0000-0003-2139-4291

старший преподаватель, кафедра фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин, Московский финансово-промышленный университет «Синергия»; старший преподаватель, кафедра Истории России факультета гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

105318, Россия, г. Москва, ул. Измайловский Вал, 2

Morzheedov Vladislav Gennad'evich

Senior Lecturer, the Department of Fundamental Legal and Socio-Humanities Disciplines, Synergy University; Senior Lecturer, Department of History of Russia, Faculty of Humanities and Social Sciences, Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia

105318, Russia, Moscow, Izmailovsky Val str., 2

wladek@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2021.6.35989

Дата направления статьи в редакцию:

17-06-2021


Дата публикации:

24-06-2021


Аннотация: Предметом исследования является проблема взаимоотношений наполеоновской Франции с германскими государствами в начале XIX в. Объектом исследований выступают различные модели обустройства германского политического пространства в период наполеоновских войн. Рассматривается роль Франции в изменениях, затронувших Священную Римскую империю, а также в процессе создания Рейнского союза. В период правления Наполеона I Бонапарта Франция проводит активную внешнюю политику, борясь за гегемонию в Европе. В статье проводится анализ как положительных, так и отрицательных последствий изменений германского политического пространства, значение политической модернизации для государств Рейнского союза. В статье рассматриваются как территориальные, так и некоторые институциональные изменения, проходившие в германских государствах. Новизна исследования заключается в подходе автора к обозначенной проблеме. Делается попытка переосмыслить известные события начала XIX в. с точки зрения эволюции моделей германского политического пространства. Автор в своей работе использует хронологический, историко-сравнительный и историко-системный методы исследования. Значение статьи заключается в том, что без анализа воздействия внешней политики наполеоновской Франции на германские государства в начале XIX в. невозможно в полной мере понять тенденции дальнейшего развития Германии, цели и пути реализации национального единства, особенностей франко-германских отношений второй половины XIX – первой половины XX вв. К основным выводам можно отнести признание противоречивости происходивших в германских государствах изменений, оценку неоднозначной роли наполеоновской Франции в германском интеграционном процессе, важность изучения данной темы для определения дальнейшего исторического пути развития германских государств на пути к политическому единству.


Ключевые слова:

Франция, Германия, германские государства, Наполеон Бонапарт, Священная Римская империя, Рейнский союз, политическое пространство, модель, внешняя политика, модернизация

Abstract: The subject of this research is the relations between Napoleonic France and German states in the early XIX century. The object of this research is the various models of the development of German political space during the Napoleonic Wars. Analysis is conducted on the role of France in transformations that influences the Holy Roman Empire, as well as in the process of creating Confederation of the Rhine. Under the reign of Napoleon Bonaparte, France pursues active foreign policy, competing for hegemony in Europe. The article considers positive and negative consequences of transformations that took place in the German political space, the importance of political modernization for the Confederation of the Rhine member-states, as well as the corresponding territorial and institutional changes. The novelty of this work lies in the original approach towards the problem. An attempt is made to reconsider the known events of the early XIX century from the perspective of evolution of the models of German political space. The research employs chronological, historical-comparative, and historical-systematic methods. It is claimed that without analyzing the impact of foreign policy of Napoleonic France upon the German states, it is impossible to fully understand the trends of further development of Germany, goals and ways of reaching national unity, and peculiarities of Franco-German relations in the late XIX – early XX centuries. The main conclusion lies in recognition of the contradictory nature of transformations that took place in the German states, assessment of the ambiguous role of Napoleonic France in the German integration process, and importance of studying this topic for outlining further historical path of development of the German states towards political unity.


Keywords:

France, Germany, German states, Napoleon Bonaparte, Holy Roman Empire, Confederation of the Rhine, political space, model, foreign policy, modernization

Введение

Немногие исторические личности повлияли на развитие Европы так сильно, как Наполеон Бонапарт. Во времена Консульства и Империи Франция покорила значительную часть европейского континента. Благодаря своему военному таланту Наполеон одерживал победы над армиями ведущих держав и смог изменить политическую карту Европы в соответствии со своей волей. На протяжении всего времени своего правления он стремился создать вокруг Франции зону дружественных государств, постепенно распространяя свое влияние почти на весь европейский континент. Среди историков нет единого мнения по поводу европейской политики наполеоновской Франции. Одни считают, что французы в тот период стремились лишь к созданию системы государств-сателлитов, политически и экономически зависящих от Франции и поставлявших в качестве «основной дани» солдат для Великой армии Наполеона. Другие говорят о внешней политике Наполеона как о попытке создания единого европейского пространства, где бы существовала единая система законов, права и единое экономическое пространство. При этом важно отметить, что среди исследователей до сих пор нет единого мнения, был ли у консула, а затем императора французов какой-то заранее сформированный проект или план по преобразованию германских территорий, или же Наполеон действовал исключительно ситуативно. Противоречивый характер взаимоотношений Франции и германских государств проявлялся в том, что, с одной стороны, политика Наполеона в отдельных аспектах являла собой продолжение политики революционной Франции, но, с другой стороны, происходил частичный отказ от основополагающих принципов Великой французской революции.

Период с 1800 по 1813 год является для Германии эпохой глубоких изменений. Священная Римская империя германской нации трансформируется, а потом и совсем исчезает как политический субъект с карты Европы. Разрушаются устаревшие политические формы, а германские земли объединяются в сравнительно небольшое число королевств и герцогств. Свершившиеся тогда перемены влекут за собой определенные материальные и моральные улучшения для населения германских государств. Однако по мере продолжения экспансионистской политики, а также вследствие поражения Великой Армии в России в 1812 г., Наполеон постепенно теряет контроль над Германией.

В данной статье предпринята попытка показать, как правление Наполеона повлияло на германские государства, и почему отношения Франции и германских земель носили противоречивый характер.

За относительно короткий промежуток времени, который представляет собой в общеисторическом контексте эпоха наполеоновских войн, император французов не переставал проводить политические и социально-экономические преобразования, опираясь на свои победы в военных кампаниях. Ситуация в Европе не будет являться стабильной вплоть до реализации решений Венского конгресса. Что касается непосредственно внешней политики Наполеона, то можно выделить по крайне мере три разных периода, которые характеризуют проблему взаимоотношение Франции и Германии в начале XIX вв. и три разные модели устройства германского политического пространства: 1) Германская империя, преобразованная в соответствии с т.н. рецессом (протоколом) 1803 г. и последовавшей затем секуляризации; 2) Германия периода декабря 1805 г. - июля 1806 г., когда Священная Римская империя прекратила свое существование, а часть германских государств были объединены в Рейнский союз; 3) Германия периода 1807 – 1810 гг., когда в результате Войны четвертой коалиции и поражения Пруссии и России были вновь изменены границы германских государств, а также под влиянием Франции в них продолжались политические и социально-экономические преобразования.

Германское политическое пространство после рецесса 1803 г. и изменения баланса сил

Расширение французского влияния в германских землях началось еще в период существования Первой Французской республики. В ходе Первой коалиционной войны (1792-1797) французы одержали победу, во многом благодаря знаменитому Итальянскому походу (1796-97) под предводительством Наполеона Бонапарта, в то время генерала Республики. Австрия как участник антифранцузской коалиции признала свое поражение и вынуждена была подписать мирный договор в Кампо-Формио 17 октябрь 1797 г. Согласно этому договору к Франции перешли территории левобережья Рейна (63 тыс. кв. км. с 3,5 млн. жителей) [1].

Следующим шагом к укреплению влияния Франции стала победа во Второй коалиционной войне. Между Австрией и Францией был заключен 9 февраля 1801 г. Люневильский мирный договор [2]. Австрия признавала французские приобретения по левому берегу Рейна согласно ранее заключенному миру в Кампо-Формио, в том числе потерю всех трех резиденций духовных курфюрстов - Кельна, Майнца и Трира [3]. При этом подразумевалось, что территориальные потери, понесенные светскими князьями при уступке рейнского левобережья, будут компенсированы за счет секуляризации духовных владений на правом берегу Рейна. Таким образом, начался процесс передела земельных владений в западной и южной Германии, завершившийся окончательным распадом и исчезновением Священной Римской империи [4].

Важно отметить, что территории левобережья Рейна стали управляться в соответствии с теми же конституционными и административными принципами, которые применялись во Франции; соответствующие институты укоренились в Рейнской области настолько прочно, что в значительной степени сохранили свою силу и после окончательного поражения Наполеона в 1815 г. В четырех департаментах на левом берегу Рейна был установлен новый социальный порядок, опиравшийся на принципы Великой Французской революции, а позже на правовые нормы «Кодекса Наполеона». Главным следствием этого стала отмена привилегий духовенства и дворянства. Городское самоуправление также было организовано по французской модели.

Первая модель «наполеоновской» Германии начинает, по сути, свой отсчет с 25 февраля 1803 г. Это соответствует принятию «Депутацией» (специальной комиссией) Имперского сейма (рейхстага) обширного плана реорганизации, проработанного еще в июне 1802 г. с участием Франции и России, которые с 1779 г. являлись гарантами статус-кво в Священной Римской империи. Решение Депутации было ратифицировано 24 марта на заседании рейхстага и, наконец, санкционировано императором Францем II 27 апреля 1803 г. В Германии начался процесс медиатизация, т.е. реорганизации политических единиц, составлявших Священную Римскую империю. В историографии эти события известны также под названием рецесса 1803 г.

Значительные изменения германского политического пространства были прямым следствием присоединения левого берега Рейна к Французской республике в результате революционных завоеваний и идеи расширения естественных границ Франции. Было, однако, решено, что князья, имевшие владения на левом берегу Рейна получать компенсацию в других частях империи посредством секуляризации, то есть за счет церковных государств, которые в Германии, в отличие от остальной Европы, все еще присутствовали в достаточно большом количестве. С целью разрешения этого вопроса еще в 1797 г. был открыт конгресс в г. Раштатт с участием представителей Франции и германских князей. А затем вопрос компенсации и территориальных преобразований снова был поднят в ходе заключения Люневильского мирного договора 1801 г.

Однако изначально не было четкого плана о том, как достичь договоренностей о секуляризации германских земель, и Франция могла бы позволить самим немцам прийти к соглашению, которое, несомненно, заняло бы несколько десятилетий и надолго парализовало бы Пруссию и Австрию в их соперничестве за влияние на германские дела. Но Наполеон и его правительство решило взять дело в свои руки. Все это соответствовало планам французской политики, которая традиционно стремится полагаться на малые и средние государства южной Германии в противовес Пруссии и Австрии.

Помимо чисто территориальных изменений, Наполеон стремился провести социально-экономическую и внутриполитическую модернизацию Германии, которая выходила далеко за рамки вопросов о компенсации. Под влиянием Франции в ряде германских государств начался процесс реформирования старых феодальных порядков, которые находились в антагонизме с идеями Просвещения. Вместо секуляризации того, что строго необходимо для обеспечения обещанных компенсаций, Франция настояла на упразднении всех церковных княжеств, кроме Майнцкого. Помимо этого из 51 вольного имперского города Наполеон оставил всего шесть, остальные были переданы десятку более крупных германских государств. Государств. Таким образом, Франция способствовала осуществлению довольно революционной модернизации германского политического пространства в начале XIX в.

Наполеоновская дипломатия не забывала и о традиционных интересах Франции в Германии. Секуляризация и медиатизация сделали доступными значительные территории, которые стали объектами для распределения. Значительно расширялись владения тех немецких правителей, которые ориентировались в своей политике на Наполеона и фактически превращались в его вассалов – Баварии, Бадена, Вюртемберга и др. [5]. Новые владения, как правило, приводили к устранению анклавов, придавая территориям гораздо более компактный характер, чем раньше.

Австрия, один из главных противников Франции на континенте после периода являлась, по сути, главным, проигравшим в этом процессе. Баланс в Германии серьезно изменяется, потому что австрийские Габсбурги теряют поддержку, которую они традиционно имели со стороны свободных имперских городов и церковных князей, и во-многом, в противовес Австрии значительную усиливаются южные германские государства. Тем не менее, теоретическое единство Германии еще сохраняется. Священная Римская империя после рецесса 1803 г. продолжается свое существование вместе с традиционными политическими институтами, рейхстагом и коллегией курфюрстов.

Таким образом, имперский рецесс 1803 г. кажется относительно сбалансированным. Франция сыграла решающую роль, но не извлекла из этого прямой выгоды. Паритет между Пруссией и Австрией укрепляется за счет усиления первой. Россия увидела подтверждение своего права вмешиваться в дела Германии, что является немаловажным противовесом французскому влиянию, тем более что она напрямую была связана с тремя южно-германскими государствами династическими узами. Последние действительно являются зародышем модели новой «третьей Германии», которую Франция стремится создать и укрепить в противовес, прежде всего, Австрии.

Однако баланс сил на германском политическом пространстве изменится сначала после возобновления конфликта с Англией, а затем, когда на континенте начнется Война третьей коалиции. В мае 1803 г. дипломатические отношения между Англией и Францией были прерваны, возобновилась англо-французская война. Вскоре английское правительство возглавит знаменитый государственный деятель Уильям Питт младший [6].

Германия, которая оставалась нейтральной в конфликте между двумя морскими державами, вскоре испытает косвенные последствия этого противостояния. В июне 1803 г. французы оккупировали Ганновер, связанный личной унией с Англией. При этом Ганновер также являлся частью Священной Римской империи. Затем в 1804 г. произошло несколько серьезных инцидентов с участием германских государств: Наполеон не без оснований считал, что Германия может служить полем деятельности для английских агентов и французских роялистов. Поэтому он, например, приказал своим солдатам похитить герцога Энгиенского в Бадене в марте 1804 г., что нарушало принцип суверенитета и вызвало дипломатический скандал.

Осенью 1805 г. возобновилась война на континенте, в которую были втянуты Франция, Австрия и Россия, при этом Пруссия оставалась нейтральной. Южные германские государства оказались в сложном положении и, по сути, не могли сохранить нейтралитет. Если бы они выступили на стороне Австрии и своего императора Франца II Габсбурга, то это фактически означало для них неминуемый военный удар со стороны Франции. С другой стороны, Австрия готова была отказать от признания территориальных изменений согласно рецессу 1803 г. В итоге правители южных германских государств в 1805 г. выступили на стороне наполеоновской Франции.

В ходе русско-австро-французской войны крупные силы австрийцев были разбиты Наполеонов в Баварии, а главная австрийская армия без боя капитулировала в г. Ульм. Уже 13 ноября французская армия вошла в Вену [7]. В дальнейшем в знаменитой «Битве трех императоров» под Аустерлицем 2 декабря 1805 г. французы нанесли решающее поражение русским и австрийцам.

Рейнский союз как новая модель германского политического пространства

Следующим шагом на пути преобразований германского политического пространства в начале XIX в. стало создание Рейнского союза как новой модели интеграции. Священная Римская империя уже не отвечала реалиям времени. Австрия теряла свое влияние в Германии. Как уже было сказано выше, при поддержке наполеоновской Франции Бавария, Вюртемберг и Баден стремились поднять свой статус на европейской политической арене.

Создание нового интеграционного образования на территории Германии стало следствием поражения Третьей антифранцузской коалиции. Еще во время боевых действий в ходе русско-австро-французской войны в сентябре и октябре 1805 г. был подписан ряд союзных договоров между Францией, с одной стороны, и Баварией, Баденом и Вюртембергом, с другой [8].Согласно этим договорам правители союзных Франции германских государств получали новые территории в случае победы. По условиям Шенбруннского и Пресбургского договоров произошли очередные территориальные изменения. Так, например, Бавария получила, в частности, Тироль и Форарльберг, а также Линдау и Айхштет. Эти территории были отняты у проигравшей войну Австрии.

Все эти приобретения продолжили политику упорядочивания границ в южной Германии, начатую имперским рецессом 1803 г. То же самое произошло и на юго-западе, где Вюртемберг и Баден поделили между собой бывший австрийский Брейсгау и ряд небольших анклавов. Согласно Пресбургскому мирному договору император Франц II должен был признать королевские титулы Максимилиана Иосифа Баварского и Фридриха Вюртембергского. Даже если само существование Священной Римской империи кем-то из участников политических процессов не подвергалось сомнению, на самом деле дни этого квазигосударственного образования были сочтены. В первые месяцы 1806 г. ряд германских правителей начали активный захват тех земель, которые они получили в результате победы Наполеона и его союзников. При этом между немецкими правителями возникло ряд конфликтов, которые не переросли в полномасштабную войну лишь благодаря вмешательству Франции.

Вскоре после этого Священная Римская империя прекратила свое существование. Но некая новая структура должна была ее заменить на германском политическим пространстве. В течение первых шести месяцев 1806 г. очертания новой политической модели были разработаны в Париже, вскоре после этого начались переговоры. С представителя германских государств.

Между Францией и 16 германскими государствами в Париже 12 июля 1806 г. был подписан договор о создании Рейнского союза. Первоначально в этот союз вошли Бавария, Баден, Вюртемберг, Гессен-Дармштадт, Клеве, Берг, Нассау-Узинген, Нассау-Вайльберг и др. Это событие ознаменовало собой итог развития, сопровождавшегося неизменным возрастанием французского влияния на германском политическом пространстве со времен Французской революции. Создание Рейнского союза можно рассматривать как движение по пути консолидации германских государств [9].

Таким образом, создание новой модели политического союза германских государств ознаменовало собой конец Священной Римской империи, основанной в 962 г. Отто Великим. Интересно отметить, что Наполеон отказался принимать корону германского императора, как ему предложил регенсбургский архиепископ Карл Теодор фон Дальберг. Император французов удовлетворился титулом протектора («защитника») Рейнского союза.

Наполеон официально подчеркивал, что князья Рейнского союза полноправные суверены, у которых нет повелителя. Таким образом, этот союз не представлял собой общенемецкую организацию, стоящую выше какого-либо германского государства. В перспективе Рейнский союз мог бы стать некой формой федерация, но это так и не было реализовано.

Центральным положением Акта о Рейнском союзе было создание военного союза, в соответствии с которым Наполеон мог использовать в своих боевых действиях союзные войска, в силу чего всякая континентальная война любой из сторон, должна была немедленно стать общей для всех других. Согласно Акту, Рейнский союз располагал только одним союзным органом, находящимся во Франкфурте-на-Майне, - бундестагом, состоявшим из совета королей и совета князей. Бундестагу вверялось разрешение споров между государствами, а за главами государств сохранялся полный суверенитет. Суть данных государствам общих полномочий в Акте не конкретизировалась [10].

Фактически Рейнский союза представлял собой в большей степени военный альянс, а не политическое интеграционное объединение. Можно даже провести аналогии с Организацией Североатлантического договора (НАТО) в XX в. Во главе организации стоит сверхдержава, выступающая в качестве непререкаемого лидера, но уважается суверенитет каждого из членов союза. При этом общие военные обязательства должны быть, в случае необходимости, надлежащим образом выполнены. Подобно НАТО, Рейнский союз продолжил расширяться после своего создания и включать в свой состав новых членов. Этот союз, увеличившись с 16 членов в 1806 г. до более чем тридцати в 1808 г., включал в себя многие государства, расположенные далеко от Рейна, такие как Саксония или Мекленбург. Тем не менее, в своих границах он никогда не совпадал со Священной Римской империй германской нации.

Важно отметить, что две значимые немецкие державы, Австрия и Пруссия, так и не вошли в состав Рейнского союза, хотя Пруссия позже делала попытки присоединиться к этому альянсу. Это можно вполне логично объяснить тем, что по идее Наполеона Рейнский союз был направлен в основном как раз против Австрии и Пруссии. Рожденный общей победой над Австрией в 1805 г., он действовал совместно с Францией в 1806 г. против Пруссии, а затем в 1809 г. снова против Австрии. Вплоть до 1813 г. государства Рейнского союза оставались в сфере влияния Франции.

Что касается Наполеона, надо отметить, что он не сдержал своего обещания не присоединять к Франции новые земли по правому берегу Рейна. Бавария и Пруссия уступили ему различные территории, которые он объединил в 1806 г., чтобы создать государство-сателлит Франции, Великое герцогство Берг, формально независимое, но фактически управляемое императором французов. Несмотря на это в отечественной германистике создание Рейнского союза, как правило, считается новой вехой в становлении германского федерализма, первым наброском федеративного государства [11].

Изменения германского политического пространства в 1807 г. и его последствия

Третье важное изменение в германских землях произошло по итогам начавшейся в 1806 г. русско-прусско-французской войны (Война четвертой коалиции). В результате одержанных французами побед 7 июля 1807 г. был заключен Тильзитский мирный договор, который изменил в очередной раз политическую карту Германии.

Выступление Пруссии против наполеоновской Франции имело ряд причин. Решение о войне с французами было логически связано с усилением ряда германских государств – союзников Франции, также Берлин не устраивало создание на своих границах обширной конфедерации, Рейнского союза, под французским влиянием. Пруссия не вписывалась в наполеоновскую модель «третьей Германии».

В ответ на это Берлин пытался сохранить свое превосходство в северной Германии. Пруссия готовила проект создания альтернативного Рейнскому союза объединения – Северо-Германского союза. В этом начинании пруссаки могли рассчитывать на дипломатическую поддержку России. Однако прусским планам не суждено было осуществиться, как из-за естественного недоверия среди потенциальных участников этого союза, а также со стороны Дании и Англии, так и из-за того, что посреднические усилия России требовали времени [12].

Наполеон, не желал ни с кем делить свое влияние в Германии, и в ходе переговоров в Тильзите навязал им условия нового мирного договора, оказавшиеся особенно тяжелыми для Берлина. Пруссия потерла значительную часть территорий и была отброшена от Рейна на восток. Были утрачены все ее приобретения по рецессу 1803 г. Также от Пруссии были отторгнуты ее провинции, которыми она владели веками, например, Вестфалия. В рамках Тильзитской системы 1807 г. Пруссия фактически перестала быть частью прежней Германии. Помимо этого она не могла претендовать на роль и место значимой державой на Востоке Европы, т.к. у Пруссии забрали ее польские провинции, полученные в результате разделов Речи Посполитой в XVIII в.

В результаты победы Наполеон вновь получил возможность распоряжаться значительной частью немецких территорий. Эти были не только территории проигравшей Пруссии, но также тех государств, которые были стерты с карты за то, что поддержали Берлин в войне 1806 г. Речь идет о немецких княжествах Гессен-Кассель и Брауншвейг.

Ганновер, ранее переданный под опеку Пруссии, теперь возвращался к Франции по праву завоевания. Из большей части новоприобретенных территорий Наполеон в 1807 г. создал новое государство, Вестфальское королевство, со столицей в г. Кассель. Вестфальским королем стал младший брат императора французов, Жером Бонапарт.

Продолжающееся противостояние с Англией, выразившееся в Континентальной блокаде, установление которой было провозглашено в ноябре 1806 г. в Берлине, не предполагало возвращение суверенитета северогерманским землям. Французские войска продолжали оккупировать ганзейские города и почти всю прибрежную границу Северного моря. Важный город-порт Данциг становится французской точкой опоры на Балтике. Даже столица Пруссии, Берлин, оставался в руках французов вплоть до конца 1808 г., в то время как крепости на р. Одер будут оккупированы французами вплоть до 1813 г. Кроме того, под властью наполеоновской Франции оставалось несколько территорий в самом сердце Германии. На данном этапе большая часть Германии становится фактически французским протекторатом.

Наполеон продолжил проводить политику перестройки германских территорий, исходя из целей, которые не всегда были связаны с его войной против Англии. В 1810 г. произошли очередные изменения на карте центральной и южной Германии. Например, князь-примас Рейнского союза К. Т. фон Дальберг уступил г. Регенсбург Баварскому королевству в обмен на город Франкфурт, а непосредственно к Франции в том же году были присоединены территории герцогства Ольденбург, а также отдельные части Великого герцогства Берг и королевства Вестфалия. Таким образом, Франция, не являясь фактически членом союза, но, выступая при этом протектором, нарушила основы договора, когда присоединяла к себе территории некоторых германских государств.

Важно отметить, что Наполеон стремился, используя свое влияние на германские дела, проводит в государствах Рейнского союза определенные структурные реформы. В реформируемых государствах определенную роль сыграла идея конституции. С упразднением сословных органов появилась идея национального представительства. Однако только две конституции были введены в действие: Вестфальская (1807) и Баварская (1808). При этом ядро монархического суверенитета, определявшее государственные действия и применение права, осталось неприкосновенным и существование конституций ничего существенно не изменило в политическом плане.

Преобразования, инициированные Францией, подтолкнули Пруссию к проведению собственных реформ под руководством таких видных государственных деятелей как Карл Август фон Гарденберг и Карл фом Штейн. Рядом с Пруссией находились Вестфальское королевство и Великой герцогство Варшавское , где под влиянием французов проводились социально-экономические и политические преобразования.

Наполеон планировал провести правовую модернизацию всей Германии. Германские правители столкнулись объединить свои новые территории не только в политическом, но и в правовом поле. В данном случае принятие французского Гражданского кодекса («Кодекс Наполеона»), несомненно, облегчило бы стоявшую перед ними задачу. Проблема была в том, что многие из правителей Рейнского союза хотели хоть в какой-то мере подчеркнуть свою формальную независимость от Франции, поэтому сопротивлялись преобразованиям, даже если бы они пошли на пользу их государствам.

Вывод

Германские государства, прошедшие через ряд существенных изменений в начале XIX в., оставались в целом все еще несовершенной моделью с точки зрения того плана преобразований, начало реализации которого можно отсчитывать с имперского рецесса 1803 г. Во внешней политике Франции времен Консульства и Империи прорабатывались различные модели устройства германского политического пространства. Франция была заинтересована в создании «третьей Германии» в противовес Австрии, Пруссии и, отчасти, России. С некоторыми из германских государств российскую правящую династию связывали родственные узы, к тому же Россия со второй половины XVIII в. считала себя одним из гарантов статус-кво в германских землях, поэтому Наполеону приходилось считаться с ее мнением.

Если территориальное упрощение и консолидация как предварительное условие дальнейшего развития германских государств было отчасти реализовано. Что же касается более глубоких институциональных преобразований, то здесь попытки Наполеона реформировать германские государства по образцу Франции не были столь успешными. Неудачи в модернизации германских государств можно, среди прочего, объяснить атмосферой постоянно военного напряжения в Европе, а также политическим и экономическим соперничеством среди самих германских государств. Франция на протяжении почти всего периода наполеоновских войн пыталась реализовать такую модель германского политического пространства, которая, с одной стороны, поддерживала французскую гегемонию в Европе, а, с другой стороны, привела к значительному уменьшению политической раздробленности Германии. Это явилось крупным шагом вперед на пути дальнейших радикальных преобразований, особенно в южной и западной частях Германии.

Стоит признать, что, несмотря на возросшую в начале XIX в. военно-политическую и экономическую зависимость германских государств от Французской империи, в перспективе она вела к созданию целостного германского пространства и предопределяла во многом дальнейший поиск путей объединения Германии и становления единой немецкой нации.

Библиография
1. Киндер Г. Хильгеман В. Всемирная история. М., 2003. С.301.
2. Пономарев М. В. , Смирнова С. Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. М., 2000. С.268-269.
3. Boudon J.-O. Histoire du Consulat et de l’Empire. P., 2000. P. 286.
4. Шимов Я. Австро-Венгерская империя. М., 2019. С. 142.
5. Всемирная история: в 24 т. Т.16. Европа под влиянием Франции. Минск, 1998. С. 191.
6. Всемирная история: в 24 т. Т.16. Европа под влиянием Франции. Минск, 1998. С. 190.
7. Всемирная история: в 24 т. Т.16. Европа под влиянием Франции. Минск, 1998. С. 190.
8. Michel Kerautret. Les grands traités de l'Empire (1804-1810). P., 2004. Pp. 85-93 et pp. 98-102.
9. Искюль С. Н. Внешняя политика России и германские государства (1801-1812). М., 2007. С. 123.
10. Traité portant création de la Confédération des Etats du Rhin (Paris, 12 juillet1806). URL: www.napoleon.org/fr/salle_lecture/articles/files/traite_confederationrhin_12juillet 806.asp (дата обращения: 10.05.2021).
11. Васильев В. И. История германского федерализма // Новая и новейшая история. 1998. №3. С. 36.
12. Искюль С. Н. Внешняя политика России и германские государства (1801-1812). М., 2007. С. 124.
References
1. Kinder G. Khil'geman V. Vsemirnaya istoriya. M., 2003. S.301.
2. Ponomarev M. V. , Smirnova S. Yu. Novaya i noveishaya istoriya stran Evropy i Ameriki. M., 2000. S.268-269.
3. Boudon J.-O. Histoire du Consulat et de l’Empire. P., 2000. P. 286.
4. Shimov Ya. Avstro-Vengerskaya imperiya. M., 2019. S. 142.
5. Vsemirnaya istoriya: v 24 t. T.16. Evropa pod vliyaniem Frantsii. Minsk, 1998. S. 191.
6. Vsemirnaya istoriya: v 24 t. T.16. Evropa pod vliyaniem Frantsii. Minsk, 1998. S. 190.
7. Vsemirnaya istoriya: v 24 t. T.16. Evropa pod vliyaniem Frantsii. Minsk, 1998. S. 190.
8. Michel Kerautret. Les grands traités de l'Empire (1804-1810). P., 2004. Pp. 85-93 et pp. 98-102.
9. Iskyul' S. N. Vneshnyaya politika Rossii i germanskie gosudarstva (1801-1812). M., 2007. S. 123.
10. Traité portant création de la Confédération des Etats du Rhin (Paris, 12 juillet1806). URL: www.napoleon.org/fr/salle_lecture/articles/files/traite_confederationrhin_12juillet 806.asp (data obrashcheniya: 10.05.2021).
11. Vasil'ev V. I. Istoriya germanskogo federalizma // Novaya i noveishaya istoriya. 1998. №3. S. 36.
12. Iskyul' S. N. Vneshnyaya politika Rossii i germanskie gosudarstva (1801-1812). M., 2007. S. 124.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Отношения между соседними государствами всегда отличаются богатой палитрой: это и культурные связи, и торгово-экономическое сотрудничество, и вражда, порой переходящая в боевые действия. Именно такие отношения сложились между двумя европейскими странами Францией и Германией. Сегодня казалась бы открытое соперничество между ними сошло на нет, проявляясь только в дни футбольных баталий, но история помнит тысячелетнее соперничество двух соседей.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой являются модели германского политического пространства во внешней политике Франции начала XIX в. Автор ставит своими задачами проанализировать как положительные, так и отрицательные последствия изменений германского политического пространства, значение политической модернизации для государств Рейнского союза, а также раскрыть как территориальные, так и институциональное изменения происходившие в германских странах в начале XX в.
Работа основана на принципах историзма, анализа и синтеза, достоверности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится охарактеризовать противоречивый характер политики Наполеона по отношению к немецким государствам в начале XIX в.
Рассматривая библиографический список статьи как позитивный момент следует отметить его разносторонность: всего список литературы включает в себя до 10 различных источников и исследований. К несомненным достоинствам рецензируемой статьи относится привлечение зарубежных материалов на французском языке. В то же время автор обращается преимущественно к справочным изданиям, а не к специализированной литературе (здесь можно обратить внимание на труды В.И. Васильева и С.Н. Искюля). Вне авторского поля зрения оказался целый ряд работ: например, В.А. Шагаева и Л.А. Аляева («Влияние Великой Французской революции и наполеоновских войн на процесс развития германской государственности в XIX в.», Вестник экономической безопасности, 2020, номер 1), Т.М. Есенбаева («Франция по правому берегу Рейна. Вестфальское королевство Жерома Бонапарта (1807-1813)», Вопросы всеобщей истории, 2012, номер 14) и т.д. А ведь библиография обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. Таким образом, на наш взгляд, библиография статьи нуждается в дополнении.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, с элементами описательности, доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как историей франко-германских отношений, в целом, так и взаимоотношениями соседей в эпоху Наполеона, в частности. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определённой логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что «противоречивый характер взаимоотношений Франции и германских государств проявлялся в том, что, с одной стороны, политика Наполеона в отдельных аспектах являла собой продолжение политики революционной Франции, но, с другой стороны, происходил частичный отказ от основополагающих принципов Великой французской революции». В работе показаны три модели взаимоотношений Франции и германских государств в этот период: «1) Германская империя, преобразованная в соответствии с т.н. рецессом (протоколом) 1803 г. и последовавшей затем секуляризации; 2) Германия периода декабря 1805 г. - июля 1806 г., когда Священная Римская империя прекратила свое существование, а часть германских государств были объединены в Рейнский союз; 3) Германия периода 1807 – 1810 гг., когда в результате Войны четвертой коалиции и поражения Пруссии и России были вновь изменены границы германских государств, а также под влиянием Франции в них продолжались политические и социально-экономические преобразования».
Главным выводом статьи является то, что «несмотря на возросшую в начале XIX в. военно-политическую и экономическую зависимость германских государств от Французской империи, в перспективе она вела к созданию целостного германского пространства и предопределяла во многом дальнейший поиск путей объединения Германии и становления единой немецкой нации».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в курсе лекций по новой и новейшей истории Европы и Америки, так и в различных спецкурсах.
В то же время к статье есть замечания:
1) Необходимо привести статью в соотвествие с требованиями издательства, то есть убрать из текста название, информацию об авторе, аннотацию, список литературы.
2) Следует расширить библиографию статьи, дв ее краткий анализ в тексте.
3) Библиография должна быть приведена в соотвествие с требованиями ГОСТ.
4) Необходимо вычитать текст, устранив отдельные опечатки. Так у автора значится: «В течение первых шести месяцев 1806 г. очертания новой политической модели были разработаны в Париже, вскоре после этого начались переговоры. С представителя германских государств», «мирный договор в Кампо-Формио 17 октябрь 1797 г.», «Если территориальное упрощение и консолидация как предварительное условие дальнейшего развития германских государств было отчасти реализовано. Что же касается более глубоких институциональных преобразований, то здесь попытки Наполеона реформировать германские государства по образцу Франции не были столь успешными» и и.д.
После исправления указанных замечаний статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Genesis: исторические исследования».
Замечания главного редактора от 23.06.2021: "Рукопись можно публиковать после частичной доработки автором"
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.