Статья 'Производство научно-популярных фильмов в Ленинграде: со второй половины 1940-х гг. по 1960-е гг.' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Производство научно-популярных фильмов в Ленинграде: со второй половины 1940-х гг. по 1960-е гг.

Калениченко Мария Владимировна

аспирант, кафедра Культурологии, Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Россия, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, 6

Kalenichenko Mariya Vladimirovna

Postgraduate student, the department of Culturology, Saint Petersburg State University

199034, Russia, Leningradskaya oblast', g. Saint Petersburg, nab. Makarova, 6

kalina2908@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2021.4.35594

Дата направления статьи в редакцию:

21-04-2021


Дата публикации:

28-04-2021


Аннотация: Настоящая статья посвящена истории научно-популярного кинематографа в СССР на примере работы Ленинградской киностудии «Лентехфильм» / «Леннаучфильм» в период со второй половины 1940-х гг. по 1960-е гг. Цель работы – проследить этапы развития и производство научно-популярных фильмов на Ленинградской киностудии «Леннаучфильм» Задачи исследования: на основе архивных материалов проследить работу киностудии «Леннаучфильм», а также выделить основные сюжетные направления научно-популярных фильмов, которые получили наибольшую реализацию в рассматриваемый нами период. Для исследования были привлечены архивные документы, хранящиеся в фонде №243 Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ). Так, в частности, на основе материалов годовых финансово-производственных отчетов киностудии с помощью количественных методов проведена выборка фильмов, которые были классифицированы как «научно-популярные». Кроме того, использовались проблемно-хронологический метод для изучения этапов функционирования кинопредприятия. Новизна научного исследования заключается в том, что определены объемы производства научно-популярных фильмов на конкретной киностудии, а также выделены основные темы. В результате было выделено 6 основных сюжетных направлений: естественные науки, география страны, промышленность и сельское хозяйство, воспитание детей и подростков, история культуры и искусства, историко-революционные. На основании полученных данных можно сделать вывод, что научно-популярное кино в СССР было направлено не только на популяризацию научных знаний (как следует из определения термина «научно-популярный фильм» в Большой советской энциклопедии), но и выполняло важные политические и гражданские функции по воспитанию молодежи, распространению технических знаний, а также иллюстрации достижений Советского Союза в экономической и социальной политике.


Ключевые слова:

советская кинематография, научно-популярный кинематограф, просветительские фильмы, Лентехфильм, Леннаучфильм, трансляция знаний, популяризация науки, технико-производственная пропаганда, культура СССР, кинопромышленность

Abstract: This article is dedicated to the history of the Soviet popular science cinematography on the example of the Leningrad film studio “Lentekhfilm” / “Lennauchfilm"” during the late 1940s – 1960s.The goal of this work consists in tracing the development and production stages of popular science films at the Leningrad film studio “Lennauchfilm”.  The author sets the following tasks: follow the work of the film studio “Lennauchfilm” based on the archival materials, as well as determine the main plotlines of popular science films of the period under review. The article employs archival documents stored in the fund No. 243 of the St. Petersburg Central State Archive of Literature and Art. Namely, based on the materials of the annual financial and production reports of the film studio, using the quantitative methods, the author carries out the sampling of films that were classified as popular science. The author also applies the problem-chronological method for studying the stages of operation of the film studio. The novelty of this research consists in determination of production volumes of popular science films at a particular film studio, as well as their main themes. As a result, the author highlights six main plotlines: natural sciences, geography of the country, industry and agriculture, education of children and adolescents, history of culture and art, historical-revolutionary. The conclusion is made that the Soviet popular science cinematography was aimed not only at popularization of scientific knowledge (as follows from the definition of the term “popular science film” given in the Great Soviet Encyclopedia), but also performed the important political and civic functions on youth education, distribution of technical knowledge, as well as illustration of the achievements of the Soviet Union in economic and social policy.


Keywords:

Soviet cinematography, popular science cinematography, educational films, Lentekhfilm, Lennauchfilm, transmission of knowledge, popularization of science, technical and production propaganda, culture of the USSR, film industry

Научно-популярный кинематограф занимал особое место в культуре СССР, выполняя социальные, политические и экономические функции. Дефиниции научно-популярного кино менялись с течением времени. Так в первом издании Большой советской энциклопедии присутствует только определение «научно-учебной кинематографии», основной целью которой было использование в учебном процессе в школах, техникумах, высших учебных заведениях [1]. Как самостоятельное направление кинематографа научно-популярное кино определяется во втором издании Большой советской энциклопедии, где формулируется различие между образовательной функцией, которая теперь отводилась учебному кино, и популяризацией научного знания среди широких слоев населения посредством научно-популярных фильмов [2]. На протяжении XX в. данный вид кино постепенно обретал свои специфические средства выразительности и формировал диапазон основных сюжетов наиболее актуальных в каждое конкретное время.

Одним из крупнейших исследователей по научно-популярному кинематографу является И. А. Васильков, который написал ряд работ, посвященных не только истории данного вида кино и этапам становления его в СССР [3-5], но особенностям основных сюжетов [6-7], о специфике репрезентации научного знания с помощью кино [8]. Кроме того, многочисленную группу источников составляют монографии и учебные пособия, которые были написаны режиссерами научно-популярных фильмов. В качестве примера можно привести труды Б. А. Альтшулера [9], В. Н. Ждана [10], А. М. Згуриди [11]. Этапам развития научно-популярного кино в рамках функционирования в телевизионном поле посвящены работы Е. Г. Константиновой [12] и И. Ю. Лапиной [13]. На современном этапе исследователи рассматривают научно-популярные фильмы в качестве источника, отражающего социально-экономические аспекты того или иного времени [14-15]. Работы по истории творческой деятельности специализированных киностудий в историографии на данный момент разработаны не в полной мере.

Представляется актуальным обратиться к изучению истории развития научно-популярного кинематографа в связи с тем, что использование визуальных и аудиовизуальных форм при трансляции знания является важным элементом культуры, а изучение кинопроизводства именно в советский период позволяет обратиться к богатому опыту по созданию научно-популярных фильмов, когда функционировало ряд специализированных учреждений. Таким образом, объект данного научного исследования – история развития научно-популярного кинематографа в СССР. В качестве предмета исследования была выбрана одна из крупных киностудий советского периода – «Леннаучфильм». Хронологические рамки определяются предметом исследования и охватывают период с 1944 г., когда киностудия возобновила работу после снятия блокады Ленинграда, и до принятия в 1972 г. постановления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии», по которому вводились изменения в организации кинодеятельности в стране. Цель работы – проследить этапы развития и производство научно-популярных фильмов на Ленинградской киностудии «Леннаучфильм» Задачи исследования: на основе архивных материалов проследить работу киностудии «Леннаучфильм», а также выделить основные сюжетные направления научно-популярных фильмов, которые получили наибольшую реализацию в рассматриваемый нами период.

Для исследования были привлечены архивные документы, хранящиеся в фонде №243 Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ). Так, в частности, на основе материалов годовых финансово-производственных отчетов киностудии с помощью количественных методов проведена выборка фильмов, которые были классифицированы как «научно-популярные». Кроме того, использовались проблемно-хронологический метод для изучения этапов функционирования кинопредприятия. Новизна научного исследования заключается в том, что определены объемы производства научно-популярных фильмов на конкретной киностудии, а также выделены основные сюжетные направления.

Применение кинематографа в учебных целях было одним из принципов советского правительства в образовательной политике. С начала в рамках повышения грамотности населения в 1920-е гг., в частности организация кинопоказов в деревнях [16], затем для формирования высококвалифицированных технических кадров с утверждением программы I пятилетнего плана в конце 1920-х гг. «Считая культурфильму (научно-популярную, этнографическую, школьную, учебную) одним из мощных средств распространения и популяризации общих и технических знаний, необходимо образцово поставить ее производство; при этом необходимо обеспечить доступность культурной фильмы для широкого зрителя по ее содержанию» [17, с. 449]. Для этого в 1933 г. был создан Всесоюзный трест по производству учебных, научных, технических и военно-технических фильмов «Союзтехфильм», одна из фабрик которой находилась в Ленинграде. В 1937 г. «Союзтехфильм» был ликвидирован и киностудии, в частности «Лентехфильм», стали непосредственно подчиняться Главному управлению по кинематографии [18]. Ленинградская киностудия выполняла свои задачи и снимала гражданские, учебные, оборонные и научно-популярные фильмы вплоть до начала Великой Отечественной войны. С 6 апреля 1942 г. «Лентехфильм» и Ленинградская студия хроники были объединены в Ленинградскую Объединенную студию по производству хроникально-документальных и научно-технических фильмов [19].

Еще до окончания Великой Отечественной войны в 1944 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «Об организации научно-просветительной пропаганды». На первый план выходила задача по распространению естественнонаучных знаний для искоренения религиозных представлений. Лекции, литература и кинематограф должны были стать основными инструментами для достижения поставленных целей. С 1-го апреля 1944 г. Ленинградская киностудия научных и учебно-технических фильмов «Лентехфильм», после двухлетнего перерыва, вернулась в ряды действующих кинопредприятий [20]. В первый же год была поставлена задача: в кратчайшие сроки провести восстановление студии – возобновить работу цехов, привести оборудование в рабочее состояние, привлечь старые и новые кадры. Через два года киностудия подготовила 5 научно-популярных лент, вместо заявленных 3-х: «Архитектурные памятники Узбекистана», «Памятники Урарту (Вейское царство)», «Невидимые лучи», «Строители нашего тела», «Боль» [21]. Вместе с тем актуальными остаются военно-обучающие картины: более 60% выпущенных фильмов сделаны по заказу Народного комиссариата обороны СССР и Народного комиссариата Военно-морского флота [22].

В 1946 г. произошло переименование кинопредприятия, которое теперь стало называться Ленинградская студия научно-популярных фильмов «Леннаучфильм». С 30 апреля 1955 г. утвержден новый Устав [23]. Киностудия находилась в непосредственном ведении Главного управления по производству фильмов Министерства культуры РСФСР. Директор назначается Министром культуры РСФСР. Данный устав регламентировал только управление и руководство киностудией. Определение целей и задач работы возлагалось на руководство самой киностудии. Художественный совет сформулировал границы кинематографической деятельности: «производство учебных и научно-популярных фильмов» [23].

В период со второй половины 1940-х до 1970 г. на Ленинградской киностудии «Леннаучфильм» было снято 886 научно-популярных фильмов по широкому тематическому диапазону [24-43]:

- естественнонаучные сюжеты;

- география СССР;

- промышленность и сельское хозяйство;

- воспитание детей и подростков;

- история культуры и искусства;

- историко-революционные сюжеты.

Одной из важных задач научно-популярного вида кинематографа было распространение и доступное изложение научных знаний среди широкого круга зрителей. На киностудии «Леннаучфильм» были сняты фильмы, объясняющие явления природы («Молния и гром» (реж. В. Гребнев, 1957 г.), «О землетрясениях» (реж. Ф. Федорченко, 1955 г.)), законы физики («Колебания и волны» (реж. П. Клушанцев, 1959 г.), «Статитическое электричество» (1963 г.)), рассказывающие о животных и растениях («Фотосинтез» (1957 г.), «Инфузория-туфелька» (реж. Ф. Вяземская, 1959 г.), «Насекомоядные птицы» (реж. Г. Цветков, 1959 г.)). С конца 1960-х гг. появились фильмы о кибернетике: «Кибернетика и растения» (1968 г.), «Конструктор и кибернетика» (реж. Б. Азаров, 1969 г.) и др.

В 1950-е – 1960-е гг. активно развивается космическая тема: «Звезды служат людям» (реж. В. Николаи, 1955 г.), «Полет к тысячам солнц» (реж. А. Ерин, 1963 г.), «Оптика в изучении космоса» (реж. А. Чигинский, 1969 г.) и др. Особый вклад в кинематографическое изображение космоса внес режиссер Ленинградской студии научно-популярных фильмов Павел Владимирович Клушанцев (1910-1999 гг.). Его первой картиной о космосе стал фильм «Метеориты» (1947 г.). Настоящий успех принесла работа «Дорога к звездам», выход которой совпал с запуском первого искусственного спутника Земли «Спутник-1» в 1957 г. В картине показан полет человека в космос за четыре года до полета Ю. А. Гагарина. С его деятельностью связан первый опыт на студии «Леннаучфильм» по созданию художественного фильма: «Планета бурь» (1962 г.). Его работы были известны далеко за пределами Советского Союза. Будучи по образованию оператором, П. В. Клушанцев стал одним из новаторов в кинематографической отрасли: ему принадлежит большое количество изобретений и технологий по улучшению качества изображения, в том числе приемов комбинированных съемок. Кроме того, творчество П. В. Клушанцева не ограничивается только деятельностью на киностудии. Он был автором серии научно-популярных книг о космосе таких, как: «К другим планетам» (1959 г.), «Станция ˮЛунаˮ» (1965 г.), «Отзовитесь, марсиане!» (1968 г.) и другие.

Киностудия продолжила дореволюционные традиции, связанные с производством географических видовых фильмов. Именно с них начался опыт по созданию цветных картин на «Леннаучфильме»: «В стране озер и водопадов» (реж. Р. Майман, 1949 г.). Благодаря научно-популярному кино зрители могли увидеть разные уголки страны: «Полуостров Канин» (реж. С. Бартенев, 1950 г.), «Леса Кавказа» (1957 г.), «В лесах Советской России» (Л. Шанов, 1960 г.), «Водопады Карелии» (1968 г.) и др. С 1960 г. появляются картины, рекламирующие Советский Союз для иностранцев, как страну с передовыми технологиями и красивой природой: примером может служить фильм «Посетите СССР – страну передовой науки и техники» (1960 г.), выполненный по заказу ВАО «Интурист».

С 1950-х гг. студией был поставлен вопрос о систематическом включении в план студии фильмов, посвященных техническому прогрессу в промышленности и сельском хозяйстве. Были сняты картины для широкого круга зрителей, показывающие функционирование тяжелой и легкой промышленность СССР, внедрение новых технологий в производство: «В борьбе за механизацию» (1953 г.), «Строительство МТС» (реж. А. Гусева, 1956 г.), «Новатор Богданов» (1957 г.), «Новое в механизации подготовки болот и добычи торфа» (1959 г.) и др. Ряд фильмов посвящен различным аспектам сельского хозяйства: «Кукуруза на Северо-Западе СССР» (реж. В. Мельников, 1955 г.), «На животноводческих фермах колхоза им. Буденного» (реж. Л. Иванов, 1956 г.), «Мастер романовского овцеводства Елизавета Штыкова» (1963 г.), «Автоматизация телефонной связи в сельской местности» (реж. В. Николаи, 1968 г.) и др.

В номенклатуре производства киностудии выделяется группа фильмов под названием «технико-пропагандистские» для узкоспециализированной аудитории. С 1962 по 1985 г. было снято более 130 технико-пропагандистских лент. В качестве примера можно привести фильмы: «На приречных складах» (реж. Е. Гезин, 1962 г.), «Синтетические волокна» (реж. С. Кузьмин, 1963 г.), «Лесовосстановление» (реж. Б. Азаров, 1964 г.), «Профильное стекло» (реж. М. Нестеров, 1968 г.) и др. Основной задачей данных фильмов было отражение принципов работы современной техники, демонстрация новых материалов и методов производства.

Начиная с 1950-х гг., «Леннаучфильм» сделал еще больший упор на тему стахановского движения и социалистического строительства. Высокие оценки получил фильм «Высокие скорости» (реж. С. Янушев, 1949 г.), повествующий о быстрой и качественной работе новаторов в металлургической промышленности и применении ими физико-технических знаний. «Неутомимый искатель» (реж. М. Клигман, И. Тупикин, 1958 г.) рассказывает об изобретении Богданова, «День на старом русском заводе» (реж. В. Гранатман, 1958 г.) показывал стахановцев Сестрорецкого инструментального завода.

Большую группу составляли фильмы социального характера, показывающие модель воспитания детей, культивирующие необходимые качества советского человека и порицающие недопустимые предрассудки. На киностудии «Леннаучфильм» проводилась работа над циклом «Университет для родителей» о воспитании детей и подростков: «Милочкина болезнь» (реж. М. Багильдз, 1958 г.) о методиках воспитания подростков, «Мама заболела» (реж. Л. Иванов, 1958 г.) о трудовом воспитании детей, «Ничему плохому не учили» (реж. Ю. Головин, 1958 г.) о честности, нравственности и правдивости. Появляются картины, освещающие религиозные темы: «Божьи свидетели» (реж. В. Мельников, 1960 г.) о секте «свидетели Иеговы», «Правда о Ксении Блаженной» (реж. С. Бартенев, 1962 г.) о возникновении религиозных культов.

Местоположение киностудии в городе, обладающим богатым культурным наследием, определило одну из основных направлений творчества. История культуры страны – одна из основных тем Ленинградской киностудии на протяжении многих лет. Традиция производства научно-популярных лент по искусству, зародившаяся еще в 1938 г. с фильмов «Эрмитаж» и «Третьяковская галерея», получила настоящий расцвет в творчестве В. Николаи, Р. Маймана, А. Чигинского, Н. Левицкого и других. В 1958 г. снят целый цикл, повествующий о собраниях Эрмитажа по искусству Античного мира, Египта, Италии, Франции, Голландии и Германии. Создаются фильмы, посвященные творчеству отечественных художников и скульпторов: «Художник Федотов» (реж. М. Клигман, 1950 г.), «Скульптор В. И. Шубин» (реж. В. Лотоцкий, 1956 г.), «Художник В. Серов» (реж. Н. Береснев, 1961 г.) и др. Не остались без внимания сферы народного творчества и декоративно-прикладного искусства России: «Русское народное искусство» (1957 г.), «Творцы красоты» (реж. А. Братуха, 1958 г.) и др.

В 1960-е гг. Ленинградская студия научно-популярных фильмов начинает производство историко-революционных картин с использованием хроникальных съемок. Фильмы повествуют о революционных событиях начала ХХ века в стране и о деятельности В. И. Ленина: «Последнее подполье Ленина» (реж. С. Бартенев. 1960 г.), «Выстрел Авроры» (реж. Н. Левицкий, 1961 г.), «Ленин в Смольном» (реж. Н. Ливицкий, 1962 г.), «Ленин в Петрограде» (реж. С. Миллер, 1969 г.).

Подводя итоги работы Ленинградской студия научно-популярных фильмов «Леннаучфильм» в рассматриваемый нами период, можно отметить, что, несмотря на отсутствие специалистов и недостаточное обеспечение техникой и материалами после снятия блокады Ленинграда, удалось в полной мере восстановить работу. Постепенно налаживалось производство учебных, а затем научно-популярных фильмов.

Благодаря годовым планово-финансовым отчетам можно проследить динамику производства на киностудии:

Год

Число созданных научно-популярных фильмов

1946

5

1947

20

1948

6

1949

13

1950

14

1951

11

1952

5

1953

4

1954

6

1955

19

1956

31

1957

20

1958

41

1959

28

1960

51

1961

65

1962

49

1963

55

1964

52

1965

32

1966

Не установлено

1967

Не установлено

1968

132

1969

75

1970

75

1971

77

В 1950-1960-е гг. киностудия ставила пред собой задачу создавать киноленты, популяризирующие «достижения СССР в области науки, техники, искусства, промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, просвещения и здравоохранения. Первостепенное значение – технический и научный прогресс в промышленности и сельском хозяйстве» [34, л. 35]. Научно-популярные картины в этот период отличаются большим тематическим диапазоном и качеством излагаемой информации, благодаря привлечению консультантов из разных отраслей науки, искусства, а также технических областей.

Научно-популярные фильмы в СССР не ограничивались просветительской функцией по объяснению естественнонаучных явлений и иллюстрации последних достижений науки, они выполняли образовательные, политические и социальные функции. С помощью технико-пропагандистских лент специалистов информировали о новых методах производства, приводили примеры работы других предприятий. Фильмы о стахановцах и о воспитании детей показывали качества, которыми должен обладать советский человек. Они популяризировали научное знание, стараясь искоренять религиозные представления населения; показывали достижения страны и ее превосходство пред капиталистическими странами во всех сферах: науки, техники, производства, экономики, природных ресурсов, социальной жизни (так в 1954 г. СССР становится членом Международной ассоциации научного кино (англ. International Scientific Film Association). Советские фильмы активно участвуют в международных и всесоюзных кинофестивалях, например, фильм «Во имя человека» (реж. А. Чигинский, 1954 г.) был отмечен на конгрессе Международной ассоциации научно-популярной кинематографии в Риме). Таким образом, политическая и социальная деятельность СССР повлияла на активное развитие научно-популярного вида кинематографа в стране в целом, и Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов «Леннаучфильм» в частности.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Genesis: исторические исследования» автором направлена статья «Производство научно-популярных фильмов в Ленинграде: со второй половины 1940-х гг. по 1960-е гг.», в которой поднимается вопрос об изучении жанра научно-популярного фильма как отдельного направления кинематографа. Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что научно-популярный кинематограф в СССР выполнял важную роль в образовании, а также в популяризации научного знания в обществе. В современной науке научно-популярные фильмы рассматриваются в качестве источника, отражающего социально-экономические аспекты того или иного времени. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что использование визуальных и аудиовизуальных форм при трансляции знания является важным элементом культуры, а изучение кинопроизводства советского периода позволяет обратиться к богатому опыту по созданию научно-популярных фильмов, производством которых в то время занимались специализированные узкопрофильные студии.
Анализируя избранную тему, автор преследует цель – проследить этапы развития и производство научно-популярных фильмов на Ленинградской киностудии «Леннаучфильм». Для достижения цели автором поставлены следующие задачи: на основе архивных материалов проследить работу киностудии «Леннаучфильм»; выделить основные сюжетные направления научно-популярных фильмов, которые получили наибольшую реализацию в изучаемый период. Объектом данного научного исследования является история развития научно-популярного кинематографа в СССР, предметом – деятельность студии «Леннаучфильм». Автором были привлечены и проанализированы эмпирические данные из архивных источников работы киностудии «Леннаучфильм», хранящиеся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга.
В качестве методологической базы автором применен исторический метод при изучении деятельности киностудии, а также описательный и типологический анализ эмпирического материала.
В исследовании автором приведена полемика исследователей, работавших над изучением истории развития научно-популярного жанра, специфики сюжетов, особенностей презентации научного знания
В данной статье приведено довольно детальное описание истории возникновения и этапов развития киностудии «Леннаучфильм», тематического диапазона и качества производимых фильмов, динамики производства.
Проведя исследование и проанализировав полученные данные, автор приходит к выводу, что научно-популярные фильмы в СССР не ограничивались просветительской функцией по объяснению естественнонаучных явлений и иллюстрации последних достижений науки, они выполняли образовательные, политические и социальные функции, популяризировали научное знание. С помощью технико-пропагандистских лент специалистов информировали о новых методах производства, приводили примеры работы других предприятий, показывали достижения страны и ее превосходство.
Итак, представляется, что автор в своем материале затронул важные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа актуальную тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе помогает некоторым образом изменить сложившиеся подходы или направления анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Можно утверждать, что проблематика изучения жанра научно-популярных фильмов представляет несомненный культурологический и исторический интерес. Тема изучаемой в статье проблемы представляет интерес для культурологии и дает возможность для дальнейших исследований.
Библиография позволила автору очертить научный дискурс по рассматриваемой проблематике (было использовано 43 источника).
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру. Без сомнения, автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Этому способствовал адекватный выбор соответствующей методологической базы
Следует констатировать: проблематика статьи представляет определенный научный интерес для читателей, статья может претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.