Статья 'Протестантские церкви и секты как политический фактор в Латинской Америке' - журнал 'Мировая политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Мировая политика
Правильная ссылка на статью:

Протестантские церкви и секты как политический фактор в Латинской Америке

Галибина-Лебедева Елена Сергеевна

кандидат исторических наук

старший научный сотрудник, Центр политических исследований, Институт Латинской Америки РАН

115035, Россия, г. Москва, ул. Ордынка, 21

Galibina-Lebedeva Elena Sergeevna

PhD in History

Senior Scientific Associate, Center for Political Studies of Institute of Latin America of the Russian Academy of Sciences

115035, Russia, g. Moscow, ul. Ordynka, 21

elenagal@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8671.2020.3.34023

Дата направления статьи в редакцию:

02-10-2020


Дата публикации:

26-10-2020


Аннотация: За последние годы роль протестантских церквей и сект в политической жизни латиноамериканских стран значительно возросла, можно даже говорить об особенном региональном явлении. Предметом исследования в данной статье является современная политическая деятельность протестантских церквей в регионе, а в качестве объекта исследования выступает латиноамериканское общество. Автор подробно анализирует участие религиозных институтов в последнем избирательном цикле 2018-2019 гг. на примере президентской гонки в Бразилии и Мексике. При этом особое внимание уделяется тому, как церкви становятся субъектами политического процесса, оказывая влияние на переформатирование общественного сознания, обеспечивая тем самым светскую власть широкой народной поддержкой. В процессе рассмотрения проблемы, автор статьи пришёл к выводу, что в Бразилии на президентских выборах местная крупнейшая евангелическая церковь «Царства Божьего» (IURD) оказала значительную поддержку крайне правому кандидату Жаира Болсонару, а в Мексике не без активного участия в президентском марафоне Национального братства евангельских христианских церквей (Confraternice) стала возможна победа кандидата левоцентриста Лопеса Обрадора. Этот мексиканский политик стал первым в истории страны демократически избранным президентом, придерживающийся левых взглядов. Также особый интерес представляет анализ внутренней и внешней политики бразильского и мексиканского лидеров, поддержанная местными евангелическими общинами. Актуальность научного вопроса определяется тем, что в условиях кризиса традиционных политических идеологий, экономического и гуманитарного кризиса, усиливающихся из-за пандемии новой вирусной инфекции COVID-19, религия для многих становится единственной надежной опорой, и влияние её различных культов на формирование общественного сознания неукоснительно будет возрастать.


Ключевые слова:

церковь и государство, политика религиозных институтов, протестантские церкви, Латинская Америка, Бразилия Мексика, Жаир Болсонару, Лопес Обрадор, неопятидесятники, партия евангеликов, евангелисты в политике

Abstract: In recent years, the role of protestant churches in the political life of Latin American countries has significantly grown. We can even talk about a specific regional phenomenon. The research object in this article is the modern political activity of Protestant churches in the region, and the research object is Latin American society. The author analyzes the participation of religious institutions in the latest electoral period of 2018 - 2019 using the example of presidential campaigns in Brazil and Mexico. Special attention is given to the fact that churches are becoming the subjects of political process influencing the reformation of public opinion and providing the secular authorities with massive support. The author concludes that during the presidential election in Brazil the largest local evangelical Universal Church of the Kingdom of God (IURD) gave significant support to the far-right candidate J. Bolsonaro, while in Mexico, the victory of the center-left politician López Obrador wouldn’t be possible without the active participation of the National Association of Evangelical Christian Churches (Confraternice). This Mexican politician has become the first democratically-elected leftist president. Of particular interest is also the analysis of internal and foreign policy of the leaders of Brazil and Mexico supported by the local evangelical communities. The topicality of the scientific problem is determined by the fact that in terms of a crisis of traditional political ideologies, economic and humanitarian crisis, as well as the COVID-19 pandemic, religion is becoming the only secure basis, and the influence of its cults on the formation of public opinion will be undoubtedly growing.   


Keywords:

church and state, policy of religious institutions, Protestant churches, Latin America, Brazil Mexico, Jair Bolsonaro, López Obrador, neo-pentecostals, party of evangelicals, evangelicals in politics

_____________________________________

⃰ Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 18-014-00042А «Политическая поляризация и механизмы консолидации разделённых обществ в Латинской Америке. Возможности и пределы компаративного опыта для России».

За последние годы роль протестантских церквей и сект в политической жизни латиноамериканских стран значительно возросла, можно даже говорить об особенном региональном явлении. Кроме того, поскольку в условиях кризиса традиционных политических идеологий, экономического и гуманитарного кризиса, усиливающихся из-за пандемии новой вирусной инфекции COVID-19, религия для многих становится единственной надежной опорой, и влияние её различных культов на формирование общественного сознания неукоснительно будет возрастать. И если религиозные взгляды заменяют идеологические, то конфронтация между сторонниками различных религиозных течений неизбежно отражает усиление социальной и политической поляризации.

Активное участие евангелических церквей в политической жизни региона проявилось и в последнем избирательном цикле 2018-2019 гг., например, в президентской гонке в Бразилии и Мексике. Этой политической активности евангелистов способствуют не только потеря авторитета католической церкви в странах региона, но и кризис демократических институтов, правой и левой идеологии. Все это привело к разочарованию латиноамериканского избирателя в политических ожиданиях и усталости от невыполненных обещаний политиков. На фоне этого всё более значимую роль в обществе приобретают консервативные ценности — религия и семья, возрастает и доверие к армии.

Обычно принято полагать, что проповеди пасторов евангеликов способствуют усилению правых и крайне правых настроений прихожан их церкви. Так как, традиционно электорат правых партий — это представители высших социальных слоёв, они не могут рассчитывать на весомую поддержку избирателей на выборах. А протестантские церкви решают самый важный политический недостаток правых партий— обеспечивают им голоса низших слоёв общества, превращая их из узко элитарных в народные партии. Проанализировав современные политические события в Бразилии, мы увидим в реальном действии именно эту схему. В случае же с Мексикой, ситуация выглядит противоположной — здесь евангелическое братство оказывает поддержку лево центристскому президенту Лопесу Обрадору.

Такое противоречие внутри самих протестантских церквей и сект с одной стороны можно объяснить исторической особенностью их развития — каждое течение развивалось независимо, а потому они не представляют собой единую силу, а являются разобщенными. Такая дисперсность заметно отличает протестантские церкви от достаточно централизованной структуры католической церкви. Среди множества протестантских деноминаций в латиноамериканском регионе можно выделить две большие группы— «классические» церкви, не потерявшие связь с материнской религией и центром, обычно находящимся вне страны и — «коренные», слившиеся с местными религиозными традициями и представляющие собой отдельные уникальные религиозные верования. В данной статье мы разберем деятельность классических протестантских церквей.

Несмотря на самую высокую смертность в регионе от пандемии короновируса, на сентябрь 2020 г.Бразилия остается самой многочисленной страной в регионе— население страны составляет 217 млн 948 тыс человек [1]. А данные переписи населения за 2018 г. показали резкое сокращение числа бразильцев, относящих себя к католикам, сейчас к таковым относят себя 64,6% по сравнению, например, с 1970 г., когда таковыми считали себя 92%.При этом, всего за десять лет число протестантов возросло с 15,4% населения до 22,2%, что соответствует 42,3 млн человек. По данным Бразильского института географии и статистики (Instituto Brasileño de Geografía y Estadística, IBGE), ежегодно в стране открывается около 14 000 протестантских сект. Эксперты предрекают, что тенденция к снижению числа католиков в Бразилии будет продолжаться, и, по их оценкам, к 2030 г. католики будут представлять здесь менее 50% населения[2].

На вопрос о возросшей популярности евангелистов в Бразилии попытался ответить североамериканский финансовый журнал Forbes: «Одним из наиболее привлекательных качеств евангелистов является их вера в то, что материальный прогресс является результатом милости Бога. В то время как католицизм все еще проповедует очень консервативный взгляд на загробную жизнь вместо земных богатств, то евангелистов, особенно неопятидесятников, учат, что процветать —это нормально. Эта доктрина, известная как “теологии процветания”, лежит в основе самых успешных евангельских церквей в Бразилии»[3]. Протестантские церкви не только переманили в своё лоно католиков, но и сформировали у своей паствы правые политические предпочтения, став таким образов влиятельными субъектами политики в стране.

Так, к началу президентства Дилмы Руссефф (2011 - 2016 гг.) в Национальном парламенте был сформирован целый евангельский фронт, получивший название «Божья скамья» или «Библейская скамья» (“Bancada de Dios” o “Bancada de la Biblia”), состоящий из 92 депутатов из 14 различных партий. Этот блок стал очень влиятельной политической силой и был инициатором импичмента Д. Русcефф в 2016 г. (подробнее об импичменте См.[4]).

Учитывая весь политический вес евангельского фронта, следующий президент из числа центристов Мишел Темер (2016 – 2019 гг.) назначил евангельских пасторов ключевыми министрами своего кабинета. Также при попустительстве Темера, в ноябре 2016 г. мэром г. Рио-де-Жанейро стал член неопятидесятнической Всемирной Церкви «Царства Божьего» (IgrejaUniversaldoReinodeDeus, IURD) Марсело Кривелла. Отметим, что дядей мэра является основатель и неизменный лидер IURD, один из самых богатых людей Бразилии — епископ Эдир Маседу. В избирательной гонке за кресло мэра Рио-де-Жанейро, Кривелла смог набрать 60% голосов избирателей, обогнав тем самым своего конкурента представителя левой Партии трудящихся (Partido dos Trabalhadores, PT), профессора и правозащитника Марсело Фрейшо, который несколько лет подряд боролся с военизированными криминальными авторитетами, держащих в страхе фавелы города.

Не лишним в политической победе нового мера Рио-де-Жанейро оказался опыт харизматического лидерства в качестве пастора IURD. Кроме того, его влиятельный родственник Э. Маседу оказал ему покровительство, предоставив свои личные СМИ для ведения предвыборной кампании. Евангельские теле- и радио эфиры преподносили эти выборы как некое религиозное действие.

Основанная ещё в 1977 г. IURD является неопятидесятнической харизматической церковью. Как вспоминает её основатель и бессменный лидер Маседу, он в возрасте 18 лет (в 1963 г.) пережил религиозное обращение на проповеди канадского пастора из числа пятидесятников Роберта Макалистера [5]. Бразильского пастора Маседу считают «отцом теологии процветания» (teología de la prosperidad), сторонники которой видят в получении материального благополучия угодное Богу предназначение человека в миру. Со времени своего основания, Церковь открыла общины во всех крупных бразильских городах, а в 1986 г. в США в г. Нью-Йорк была открыта первая за пределами Латинской Америки её община. Так вспоминает об этом событии Маседу: «Я знал, что там был центр мира, правильный путь для международного прорыва проповеди Евангелия. Для меня были очевидны возможности, которые Соединенные Штаты предоставляют для распространения Слова Божьего»[6]. На конец 2018 г. IURD имела филиалы в 180 странах мира, включая Россию и Украину, и объединяет 8 млн верующих. Что касается нашей страны, то головной офис Церкви расположен в Москве, она также имеет общины в городах: Санкт-Петербурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Новороссийске, Муроме, Пятигорске, Зеленограде, Королёве и Элисте.

Грандиозным событием в жизни IURDстало открытие в июле 2014 г. главного храма в центральном районе г. Сан- Паулу —Храма Соломона (Templo de Salomão), являющегося точной копией первого храма в древнем Израиле. Из истории мы знаем, что царю Соломону в 950 г. до н.э. удалось осуществить план постройки грандиозного духовно-политического центра всех израильских колен, к которому, по задумке царя, устремлялись бы на поклонение евреи со всех концов Израиля. Строение этого древнего религиозного сооружения оказало значительное влияние на всемирную историю.

Латиноамериканская реплика Храма Соломона является крупнейшим храмом не только в Бразилии, но и в мире, она имеет высоту с 18-этажный дом, вмещает 10 тыс. верующих, в нем располагаются радио и теле студии, а также классы воскресной школы, рассчитанные на единовременное пребывание 1 тыс детей. На самой церемонии открытия Храма Соломона присутствовали консул Израиля и многие видные общественные деятели Бразилии: губернаторы, министры, мэры, офицеры, звёзды телевидения и пр., и тогдашний президент Руссефф, которая отметила: «Храм привлекает внимание издалека. Это очень красиво»[7]. Участие видных политиков в открытии Храма, может свидетельствовать о значимом политическом влиянии, которое приобрели евангелисты.

Сегодня Маседу— один из самых влиятельных религиозных лидеров не только Латинской Америки, но и за её пределами. Он также регулярно становится героем криминальных скандалов из-за подозрений в том, что он присваивает себе пожертвования прихожан[8]. Отметим, что, например, венесуэльские власти так и не сняли с епископа судебного преследования за его подозрительную деятельность на территории страны. Тем не менее проповеди епископа продолжают пользоваться у бразильцев популярностью, на их пожертвования он смог приобрести вторую по величине телевизионную сеть в Бразилии Rede Record, новостной канал RecordNews, а также газету Folha Universal, тираж которой составляет более 2,5 млн экземпляров в год. А по данным Forbes за 2015 г. Маседу стал одним из самых богатых людей Бразилии, «он смог выиграть небесный джек-пот и его состояние оценивается в 1,1 млрд долл.»[9]. Бразильский епископ приобрёл себе личный самолёт и даже двухмоторную яхту модели Bombardier Global Express, средняя рыночная стоимость которой оценивается в 25,6 млн евро. Не удивительно, что, создаваясь как инструмент продвижения в латиноамериканском регионе пуританских ценностей, вскоре IURD стала формировать у своих последователей определённые политические предпочтения, влияя тем самым на исход президентских выборов в стране. Отметим, что в большинстве своём новыми прихожанами IURD, как и прочих протестантских сект становятся католики из числа бедных слоёв населения. Почему же бедняки так охотно меняют свои жизненные и религиозные ценности? Этот феномен должен быть рассмотрен комплексно. Так, благодаря политики, проводимой сначала президентом Лулой да Силвы (2003 -2011 гг.), а затем и его политическим наследником — Руссефф в Бразилии был отмечен экономический рост, и последовавший за ним положительный социальный сдвиг. Экономический успех страны не только вывел миллионы бразильцев из нищеты, но также повысил и жизненные ожидания недавних бедняков (говоря о последних, англоязычная и латиноамериканская журналистика ввела понятие «новый нижний средний класс» “new lower-middle class” или «класс С» “C Class”). Представители именно этой социальной группы, обычно католики, стали активно переходить в различные евангельские протестантские секты. Можно предположить, что в смене религии они смогли найти правильный, по их мнению, способ быть благодарными за свою удачу, а также доступное для них объяснение причины столь быстрого получения нового статуса в обществе без приложения с их стороны значимых усилий. Можно говорить, что таким образом, вступая в евангелические церкви и жертвуя на их богослужениях часть своего дохода, недавние бедняки-католики хотят отблагодарить Бога за новое качество жизни. Через свои проповеди евангелические пасторы всё более оказывают влияние на бразильское общество, так они стали инициаторами начала импичмента Руссефф, а осенью 2018 г. они приняли активное участие в президентской кампании, поддержав своего ультраправового кандидата Жаира Болсонару. А 1 января 2019 г. Болсонару, одержав во втором туре победу над своим соперником от PT Фернанду Хаддадом, стал 38-мым по счёту президентом Бразилии. Заметим, что советником Болсонару в предвыборной кампании был Стив Бэннон —идеолог ультраправых, который также был старшим советником будущего президента США Дональда Трампа в период его предвыборной кампании и в первые месяцы у власти.

Новый президент Бразилии– крайне противоречивая фигура, он не раз вызывал возмущение общественности своими скандальными высказываниями, направленными против женщин, этнических и секс-меньшинств. Как рассматривает предвыборную гонку в Бразилии доктор исторических наук, профессор МГИМО Л.С. Окунева «Группа ''Mulheres Unidas Contra Bolsonaro'' («Союз женщин против Болсонару») в Facebook запустила ставшие в дальнейшем небывало популярными хэштеги ''#EleNão'' («Ему — нет») и ''#EleNunca'’ («Он — никогда») и очень скоро набрала уже 3,2 млн сторонниц, а 29 сентября провела акции в 24 из 27 штатов, крупнейших городах: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Бразилиа, Белу-Оризонти, Ресифи, Салвадор и Порту-Алегри. Женский электорат в Бразилии — серьезная сила (52% от общего числа избирателей). В конце сентября антирейтинг Болсонару среди женщин составил 54%»[10]. В противовес этой акции, протестантские церкви и, в первую очередь уже упомянутая IURD, организовали в поддержку будущего президента выступления своих прихожан. Церковь придала всей избирательной кампании религиозный оттенок, называя своего кандидата «Мессией», и в его пропаганде активно использовала свои СМИ и социальные сети. Заметим, что «Мессия» — вторая часть имени политика, данного ему религиозными родителями (полное имя политика Jair Messias). В рамках своей долгой политической деятельности будущий президент Бразилии неоднократно выступал с заявлениями, которые расценивались как расистские, гомофобные и женоненавистнические. Отметим, что по словам самого Болсонару, его прадед— немец служил в нацистском Вермахте. А британский журнал The Economist описывает политика как «радикала», «религиозного националиста», «правого демагога» и «апологета диктаторов»[11]. В своих политических дискурсах, Болсонару неоднократно подчеркивает, что является страстным поклонником перуанского президента-антикоммуниста Альберта Фухимори (был президентом Перу с 1990 - 2000 гг.), проводившего в своей стране программу стерилизации бедняков, массовые пытки и убийство без суда политических оппонентов. Как известно в президентство Фухимори 300 тыс женщин из бедных слоёв населения были насильственно лишены возможности стать матерями, также были организованы «эскадроны смерти» для борьбы с леворадикальным движением. Заметим, этот перуанский политик был избран президентом благодаря особой благосклонности Главы евангелической федерации Перу (Federación de Iglesias Evangélicas del Perú) пастора Карлоса Гарсия, который вскоре занял кресло второго вице-президента в администрации Фухимори.

Некоторые эксперты полагают, что успех Болсонару на президентских выборах объясняется усталостью общества от прежних левых лидеров. Так, фоном для избирательной кампании — 2018 г. стал мощнейший скандал вокруг государственной нефтяной компании Петробрас (Petrobras) умело раздутый внешними заинтересованными силами. «Одним из залогов успеха Болсонару стала не его программа (которая, за исключением экономической части, существовала лишь в виде его отдельных высказываний), а отвержение им PT; его электорат — это не только ''болсонаристы'', но и в большой степени антипетисты»[12]. Оказал влияние на политический выбор бразильцев и длительный экономический застой, и беспрецедентный разгул преступности в стране. Как отмечает в своём интервью журналу «Международная жизнь» профессор Л.С. Окунева, что после импичмента Руссефф «политическое время остановилось», т.к. «Бразилия была ареной развертывания уникального эксперимента и наглядным примером для многих стран», а движение населения по социальной лестнице повернулось вспять[13]. Действительно в стране накануне выборов финансовые рынки зафиксировали падение уровня ВВП на 8% при высокой инфляции и растущем дефиците бюджета до 7%, при этом совокупный государственный долг оценивался почти в 77% от ВВП, а также чудовищный рост материального неравенства и безработицы, и как следствие — всплеск преступности в стране (более 60 тыс. убийств в год).

Добавим, что в течении первого года своего президентства «бразильский Трамп», как часто называют Болсонару пресса, не изменил своим политическим обещанием. Для реализации новой правоконсервативной стратегии развития страны, которая, по его славам, будет опираться на «иудохристианские традиции», в своей инаугурационной речи он призвал «Я прошу всех конгрессменов помочь мне спасти Бразилию от коррупции, криминалитета и идеологического подчинения»[14]. Для осуществления своих проектов Болсонару планирует привлечь вооруженные силы, неслучайно в новом Кабинете министров из двадцати двух его членов, семеро — это отставные военные, такого не было даже в период военной диктатуры, выпавший на 1964 -1985 гг. А, например, финансовый блок правительства возглавляет новый министр экономики Пауло Гедес, выпускник Чикагского университета и ученик Милтона Фридмана—советника по финансовым вопросам правительства Чили в период военной диктатуры 1973- 1990 гг. Новая экономическая программы Гедеса для Бразилии, два главных пункта из которой — это план пенсионной реформы и масштабная приватизации, из которой максимально исключили китайских инвесторов, уже начала реализовываться в стране. Непопулярная программа повышения пенсионного возраста вызвала в стране массовые выступления, но президент продолжает заступаться за реформу, ведь треть всех государственных расходов Бразилии— выплата пенсий. Пенсионная реформа призвана повысить средний возраст выхода на пенсию с 54-56 лет до 65 для мужчин и 62 для женщин. Ожидается, что представленный Болсонару проект позволит сэкономить около 1% ВВП за следующие 10 лет. Для реализации своей программы Болсонару также заручился поддержкой агробизнеса, оружейного лобби (сторонников свободного владения оружием) и, протестантских церквей и сект, сформировав тем самым мощную политическую фракцию, названной «БББ» (BBB; от “Bois”- быки, “Balas” -пули и “Biblia” Библия). Не так давно похожая объединенная политическая сила в Бразилии смогла осуществить Конституционный и Парламентский переворот и отстранить левого политика Руссефф от президентской должности. Однако, Болсонару с трудом удаётся управлять страной —за полтора года своего президентства он уже смог погрязнуть в скандалах, в том числе из-за нежелания признать опасность новой вирусной инфекции COVID-19. Болсонару также попытался реализовать свой план открыть леса Амазонки для активной эксплуатации природных ресурсов. Эта инициатива была на время остановлена из-за прорыва плотины возле г. Брумадинью, катастрофа унесла жизни 224 человек.

Во внешней политике Болсонару принял меры по сближению с США и Израилем. В частности, он признал столицей Израиля Иерусалим, объяснив, этот шаг, что «Палестина — это не государство». Болсонару также обещает вывести свою страну из ООН, являющейся, по его мнению, «собранием коммунистов». А в региональной политике, например, в отношениях с Венесуэлой, когда в Боливарианской республике власть попытался захватить самопровозглашённый оппозиционный лидер Хуан Гуайдо, Болсонару занял выжидательную позицию и держался в фарватере интересов США. Праворадикальный политик также подверг резкой критике военные маневры России и Венесуэлы и допустил возможность оборонного сотрудничества с США. Так в интервью бразильскому телеканалу SBT Болсонару не исключил возможности размещения на территории Бразилии военной базы США. И эту идею уже поддержал госсекретарь США Майк Помпео. Болсонару также инициировал приостановку закупок Бразилии кубинских сигар под предлогом их недоказанной «токсичности», на что гаванские власти отреагировали отзывом всех кубинских врачей из этой латиноамериканской страны.

Бразилия не единственная страна, в которой власть различных протестантских сект, главным образом неопятидесятников, укрепляется. Евангелическая сила растет по всей Латинской Америке, а ведь здесь проживает 107 из 565 млн верующих в мире.

Так в Гватемале бывший актёр комического жанра Джимми Моралес, евангелист по вероисповеданию, выиграл президентские выборы и в январе 2016 г. заступил на президентскую должность. В политике Моралес придерживался правых национал-консервативных взглядов, часто выступал с антикоммунистическими лозунгами. Важное направление политики Моралеса — укрепление связей с США. Гватемальский лидер также намеривался перенести посольство Гватемалы в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим[15]. Помимо Гватемалы в орбиту неопятидесятников втянуты сегодня и правительства Сальвадора и Гондураса — одними из главных поставщиков мигрантов по всему миру. По оценкам Всемирного банка, в 2018 г. денежные переводы, отправленные трудящимися-мигрантами из этих стран, достигли почти 690 млрд долл.

В других странах, например, в Коста-Рике в 2018 г. серьёзную заявку на успех в президентских выборах подавал кандидат-евангелист, популярный исполнитель христианской музыки Фабрисио Альварадо Муньос. Как и полагает евангелисту, в своих предвыборных выступлениях Муньос жёстко критиковал ЛГБТ-сообщества, обещал развитие частного бизнеса, увеличение приватизации госсектора и высказывал нетерпение к левым силам. А в феврале 2018 г. он победил в первом туре выборов, набрав 24,78 % голосов, и вышел во второй тур. Однако во втором туре, выпавшим на апрель того же года, он проиграл левоцентристу Карлосу Альварадо Кесада, выступавшему в ходе предвыборной кампании за легализацию однополых браков и поддержание репутации Коста-Рики как толерантного общества. Однако, Муньос не потерял политических амбиций, он заявил о своём твёрдом намерении принять участие в предстоящих в 2022 г. президентских выборах, а сегодня он является депутатом Законодательного собрания. По мнению аналитиков, и победа в Чили на президентских выборах в марте 2018 г. кандидата от правоцентристской партии Национальное обновление (Renovación Nacional) Себастьяна Пиньера, стала возможной благодаря заигрыванию этого кандидата с местными евангелическими церквами и включения четырех пасторов-евангелистов в свою предвыборную команду в качестве советников[16]. Во втором туре выборов он с результатом 54,57 % голосов обошёл действующего на тот момент президента от Социалистической партии (Partido Socialista de Chile, PS) Мишель Бачелет (2014 -2018 гг.). Добавим, что несмотря на скромные шансы одержать победу на президентских выборах в Венесуэле и Колумбии, выпавших на конец весны 2018 г., выдвинули свои кандидатуры пасторы-евангелисты Хавьер Бертуччи и Хорхе Антонио Трухильо. А для участия в президентской гонке в Эквадоре, запланированной на февраль 2021 г., также зарегистрирован пастор евангелической церкви Джерсон Альмеида.

Вышеприведенный пример Бразилии, Коста-Рики и Гватемалы показывает влияние протестантских церквей и сект на формирование правых политических настроений у своих прихожан. Проанализируем теперь участие представителей протестантских церквей на современные политические события в Мексики, где они поддерживают курс президента лево центриста. Отметим, что в отличие от других латиноамериканских стран, таких как та же Бразилия или Перу, где участие церкви в общественной жизни является явлением обычным, в Мексике это скорее исключение, чем правило, хотя некоторые политические лидеры и допускали спорадические контакты с религиозными общинами. Отделение церкви от государства завершилось в Мексике вооруженным конфликтом 1926 - 1929 гг. между правительством и повстанцами кристерос (от исп. Cristo — Христос), боровшимися против положений Конституции 1917 г., направленных на ограничение роли Римско-католической церкви в стране. Этот конфликт вошёл в историю под названием Восстание кристерос ("Guerra Cristera"). И официально дипломатические отношения между правительством и Ватиканом нормализовались только в 1992 г. при президенте Карлосе Салинас (1988–1994 гг.). А в мексиканской Конституции в ст.130 сохраняется исторический принцип разделения церкви и государства. Согласно этой статье церквям, включая преобладающую католическую церковь, запрещается давать концессии на радио или телевидение, а их лидеры не могут избираться на всенародно избираемые должности или объединяться в политические партии.

Затяжной конфликт между мексиканскими властям и Ватиканом привёл к ослаблению роли католической церкви и к росту различных евангелических деноминаций на территории страны, примерная их численность на середину 2019 г. составляла 40 тыс. церквей, объединивших в своём лоне 30 млн последователей. Их интересы представляет Международная мексиканская конфедерация апостолов (Confederación Internacional Mexicana de Apóstoles) и Национальный евангелический парламент (Parlamento Nacional Evangélico).

Учитывая вышеизложенное, особый интерес в контексте вопроса социальной и политической конфронтации представляет тема влияния протестантских церквей и сект на политическую жизнь в этой стране. В июле 2018 г. в Мексике прошли президентские выборы, на которых победу одержал кандидат левоцентрист Лопес Обрадор, выдвинутый от коалиции «Вместе мы сделаем историю» (Juntos Haremos Historia). Эту коалицию сформировали Партия трудящихся (Partido del Trabajo, PT) и лево центристское движение «Национального возрождения» или «МОРЕНА» (Movimiento Regeneración Nacional, MORENA), к ним присоединилась и ультраконсервативная партия евангеликов «Социальная встреча» (Partido Encuentro Social, PES). Благодаря такому объединению сил, Л. Обрадор не только уверенно выиграл президентскую гонку, набрав 53% против 22,3% кандидата от коалиции «Вперед, ради Мексики» (Adelante por México) Рикардо Анайя, но и получил широкое представительство в обеих палатах Федерального конгресса (56 депутатов и 8 сенаторов). Отметим, что Обрадор стал первым в истории страны демократически избранным президентом, придерживающийся левых взглядов, и многие СМИ охарактеризовали его победу как «левый поворот» в Мексике, произошедшей на фоне кризиса социалистически ориентированных правительств в большинстве других стран региона.

Накануне выборов представители Институционно-революционной партии Мексики (Partido Revolucionario Institucional, PRI) обвинили Обрадора в связях с Россией и в получении от нее помощи. В ответ на это кандидат выложил на своей странице в Twitter шуточное видео, на котором он якобы ждет российскую подлодку с золотом, стоя на причале порта в г. Веракрус[17]. А испанская газета El País представила свой политический прогноз, согласно которому Обрадор будет работать на переизбрание президента США Дональда Трампа, который будет использовать президента Мексики для смягчения антипатии голосов латиноамериканцев, влияющих во многом на итоги президентских выборов в ноябре 2020 г. По версии El País, Трамп поможет Обрадору сдержать своих политических и медиа-врагов, таких, например, как бывшие президенты Салинас де Гортари и Энрике Пенья Ньето, представляющих социал-демократическую PRI, и Висенте Фокса бывшего президента от правоконсервативной Партии национального действия (Partido Acción Nacional, PAN), а также владельца крупнейшей сети печатных изданий «Група Реформа» (Grupo Reforma) Алехандро Хунко де ла Вега [18].

Основные пункты предвыборной программы Обрадора, получившей название «Альтернативный проект нации 2018-2024» (Proyecto Alternativo de Nación 2018 – 2024), свелись к следующему: усиление борьбы с коррупцией, преступностью и бедностью; поддержка сельского хозяйства; создание 1,2 млн рабочих мест в год; повышение уровня зарплат; увеличение пенсий вдвое; расширение доступа населения к бесплатному образованию и медицине. Кроме того, будущий мексиканский лидер пообещал своим избирателям прекратить политику предыдущих правительств в сфере энергетики, которую он считает неолиберальной — будет приостановлена приватизация нефтяной и электроэнергетической отраслей, а для снижения зависимости от импорта топлива, будут построены пять нефтеперерабатывающих заводов. Также Обрадор пообещал ввести практику референдумов о доверии главе государства. Во внешней политике он заявил, что намерен поддерживать хорошие отношения с США, но не будет заключать какие-либо международные соглашения в ущерб правам мигрантов [19]. Пока правительству Обрадора действительно удается проводить независимый от внешних сил политический курс. Так, например, мексиканский лидер отказался подписывать решение Группы Лимы о непризнании нового срока Николаса Мадуро на посту президента Венесуэлы, а в марте 2019 г. направил королю Испании Фелипе VI и Папе Римскому Франциску письма с призывом извиниться за преступления, совершенные испанцами при завоевании Мексики и во время испанского владычества в XVI-XIX вв. В свою очередь, испанское правительство выразило глубокое сожаление по поводу этого обращения, поскольку прибытие испанцев на территорию Мексики пятьсот лет назад нельзя оценивать по современным нормам [20]. Также, по личному приглашению мексиканского лидера в его стране нашли политическое убежище видные политические деятели, придерживающиеся левых взглядов и находящиеся в опале на родине. Например, свергнутый в ходе государственного переворота президент Боливии Эво Моралес и, бывший руководитель МИД Эквадора, исполнительный секретарь правящего блока «Альянс за гордую и независимую родину» (Patria Altiva i Soberana, Alianza) яркий сторонник курса «социализм 21 века»Рикардо Патиньо, обвиняемый новыми эквадорскими властями в незаконной схеме оборота денежных средств с участием бразильской компании Odebrecht. Что касается самой партии евангеликов PES, зарегистрированной в 2006 г., то её основателем является доктор права Хьюго Эрик Флорес, прихожанин одной из неопятидесятнических церквей Мексики. Первоначально эмблемой PES было изображение рыбы— символа, означающего христианство, но несколько лет назад она была заменена на изображение кругов и линий. Эта партия ультраконсервативной направленности активно выступает за семейные ценности и прославилась в том числе жёсткой позицией против однополых браков и абортов. Однако поддержав в президентской гонке кандидатуру Обрадора, демонстрировавшего во время выборов более умеренную позицию в отношении ЛГБТ сообщества, лидер PES заметно смягчился и заявил в одном из своих интервью, что «гомосексуальные браки — это мода времени» [21].

Политическая партия PESпредставляет интересы Национального братства евангельских христианских церквей (Confraternice с итал. «братство») с пастором которого Артурой Форелей новый мексиканский лидер не скрывает своих доверительных отношений. За два года своего президентства Обрадор неоднократно принимал пастора Форела в своём кабинете и вместе с ним и последователями Confraternice совершал совместные молитвы в Национальном дворце. А в книге «Выход 2018» (“2018 La salida”), которую Обрадор использовал в качестве предвыборной платформы, он написал посвящение Фореле — «Для моего друга навсегда, настоящего христианина и искреннего демократа». Сам же Фарела неоднократно подчеркивал в интервью, что «У нас есть духовная близость с правительством. Я горжусь своими отношениями не только с Движением национального возрождения, но и давней дружбой с Лопесом Обрадором» [22].

Частые появления на публике мексиканского лидера и пастора Confraternice стали знаком для общественности, что левый президент бросил вызов неукоснительной мексиканской светской традиции. Оппозиция заговорила о неисполнении конституционных ограничений о невмешательстве церкви в политические дела. Хотя явное участие церквей в общественной сфере потребует внесения изменений в Конституцию Мексики, на практике правительство уже инициировало важные преобразования. Так, в конце мая 2019 г. изменение коснулись внутреннего устава Министерства внутренних дел (Secretaría de Gobernación, SEGOB), контролирующего все, что связано с религиозными вопросами. Теперь исполнительной власти разрешено сотрудничать с церквями в реализации государственных проектов, предложенных Обрадором, это проекты «социальной реконструкции» ("proyectos de reconstrucción social") и «культура мира» ("cultura de paz") [23]. В рамках этих проектов братьям Confraternice была поручена реализация программы по работе с молодёжью «Молодежь строит будущее» (Jóvenes Construyendo el Futuro)[24]. Заявленная цель этой социальной инициативы —материально помочь молодым людям оставшимся без работы и без учёбы. С этой целью правительство планирует выделять им через банки ежемесячную стипендию в размере 3,7 тыс песо. А чтобы такие молодые люди могли укрепиться в своих духовных скрепах, их «усыновят» пасторы евангелических церквей, где они смогут познакомиться с библейскими ценностями. Также евангелисты Confraternice планируют добиться разрешения от федеральной власти свободно посещать тюрьмы и больницы, «чтобы принести слова надежды и утешения через веру в Иисуса Христа» [25]. Заметим, что Фарела придерживается позиции абсолютного отказа от абортов и прав сексуальных меньшинств. В 2010 г. он даже продвигал в Верховном суде неконституционный иск против реформ, которые легализуют союзы между людьми одного пола в Мехико.

Также со стороны SEGOBбыли приняты меры, способствующие появлению у Confraternice собственных радио и телевизионных станции в стране. Однако, реализация этой инициативы требует внести изменение в Закон о религиозных объединениях от 1992 г. (Ley de Asociaciones Religiosas), запрещающего религиозным объединениям получать разрешения на использование радио- и телевещания. Но, кажется, федеральные власти это не останавливает и, реализуя этот шаг, Федеральный институт телекоммуникаций (Instituto Federal de Telecomunicaciones,IFT) уже передал первую концессию радиостанции евангелистам в столице штата Юкатан — в Мериде [26]. Как прокомментировал эти шаги правительства сам пастор Фарела: «Бог открыл для нас широкие двери, —нас пригласили сотрудничать в некоторых социальных программах с федеральным правительством» [27]. И добавил, что помимо SEGOB уже находятся в контакте с министрами здравоохранения, труда и социального обеспечения. В своих интервью, пастор не скрывает, что доступ к СМИ это только начало, он будет настоятельно просить отмены конституционных ограничений, которые не позволяют служителям культа объединяться в политических целях или избираться на государственные должности [28]. Похоже, что с помощью евангелических церквей Обрадор намеревается решить и ещё одну важную проблему мексиканского общества — высокий уровень насилия. По данным ООН количество убийств в стране с 2011 по 2018 гг. увеличилось на 25% [29]. Для этой цели правительство инициировало растиражировать «Учебник морали» ("Cartilla moral"). Автором этого наставления по добродетели еще в 1944 г. стал выдающийся деятель мексиканской культуры, писатель, юрист, журналист и дипломат Альфонсо Рейс (1989- 1959 гг. жизни). В современной редакции эта небольшая брошюра, адресованная в первую очередь в помощь учителям, содержит размышления о любви к Родине, природе и другим людям, а эпиграфом стала цитата автора «Истинное счастье - это хорошо относиться к себе, своей совести и другим людям» [30]. А от себя Обрадор добавил «Общество основано на добре. По их законам жить легче, чем вне их. Лучшее дело - быть добрым человеком, а не злым». Распространять «Учебники» было также поручено Confraternice, которая объединяет около 7 тыс. евангельских церквей на всей территории страны. Однако из-за частичной парализации общественной жизни, вызванной COVID-19, из запланированных 8,5 млн экземпляров пока смогли распространить только первую 10 тыс партию брошюр, напечатанные на федеральные средства. А в августе 2019 г. правительство также решило, что в дополнение к распространению «Учебника морали», у Confraternice будет миссия по созданию «Центров интеграции услуг» в самых отдаленных и бедных районах страны [31].

Критики этих инициатив правительства не устают напоминать мексиканцам, что использование религиозных институтов для продвижения государственной политики представляет собой нарушение ст. 130 Конституции. Однако, президента страны это не останавливает, и все обвинения в нарушении светскости государства он отвергает. Так в конце июня 2019 г. он заявил: «Очень важно определить, что такое светское государство. По сути, это то, что у власти нет официальной или любимой религии, что у государства нет предпочтений ни к какой религии» [32].

В своих речах Обрадор умело смешивает политику и религию. Так, он прямо заявил, что является «последователем Иисуса Христа». Продолжая эту линию, в одном из своих выступлений от 30 января 2019 г. он заявил, что удержание заработной платы работникам со стороны бизнесменов является «социальным грехом», который осуждается в Библии, в Ветхом Завете. Обрадор также выразил своё мнение о дискриминации в отношении мигрантов и ксенофобии как к чему-то, что «не является человеческим и не христианским» [33]. Отметим, что понимание неравенства как «социального греха» имеет общую трактовку с идеями теологии освобождения.

По мнению одного из ведущих мексиканских религиоведов Роберто Бланкарте такое сближение церкви и государства вызывает «конфуз» и «замешательство», а сами действия президента явно демонстрируют обществу его желание стать «морализирующим первосвященником мексиканской политической жизни» [34]. Согласно точке зрения другого религиоведа Карлоса Браво Регидора «Проблема не в том, что речи президента имеют моральное содержание, а в том, что он говорит так, как будто христианская мораль является моралью Республики» [35]. Образ мексиканского лидера, как некоего библейского персонажа, поддерживает и сам пастор Фарела заявивший в своём интервью, что «Обрадор пришёл отдавать и служить, а не обогащаться» [36]. И действительно Обрадор отказался от всех доставшихся ему от предшественников роскошных атрибутов президентской власти, например, собственного самолета и автомобилей, выставив их на аукцион. Однако, как отметил североамериканский финансово-экономический журнал Forbesс ссылкой на данные общественной некоммерческой организации «Мексиканцы против коррупции и безнаказанности» (Mexicanos Contra la Corrupción y la Impunidad, MCCI) сын пастора Фарела Хосе Пачеко является региональным координатором совместной с Министерством социальной защиты программы «Чиновники нации» (Servidores de la Nación) с ежемесячной зарплатой в 73 тыс песо, при средней заработанной плате по стране на 2019 —2020 гг. в районе 13, 3 —22, 3 тыс песо, а большинство крестьян и жителей окраин работают и вовсе за 4,5 тыс песо в месяц. И как отметил Forbes — это самая высокая зарплата среди 18 тыс. госслужащих в стране и, что помимо Х. Пачеко, в правительстве работают ещё как минимум двое сыновей лидеров Confraternice [37].

Что касается самого «Братства», то на 2019 г. в него входило около 7 тыс церквей, что составляет 17,5% от общего числа зарегистрированных евангелических организаций в стране. На официальном сайте Confraternice в широком доступе представлена информация, что оно было зарегистрировано 9 декабря 1996 г. «как корпорация в США при поддержке служителей культа, церквей и министерств этой страны. Тем не менее, суть Confraternice заключается в защите коренных евангельских христиан— это конечная цель нашей организации, это главный мандат, который поручил нам Иисус Христос, и мы усердно стремимся выполнить его» [38]. Возможно таким происхождением мексиканского «Братства» можно объяснить тот факт, что несмотря на острые взаимные критические выпады между Обрадором и Трампом, на деле продолжается диалог между двумя странами. Заметим, что хотя у президента Мексики лево центристские политические взгляды, международные СМИ его часто сравнивают с Трампом из-за националистических призывов, популистских высказываний и агрессивного характера, а его предвыборная кампания также по мнению общественности напоминала лозунг североамериканского соседа “Make America great again”, только в мексиканской версии это звучало как “Make Mexica great again”. Возможно поиском решений в общих интересах можно объяснить нередкие встречи Обрадора с близкими к Трампу политиками, например, с его зятем и одновременно советником Джаредом Кушнером в марте 2019 г. «Несмотря на неоднократно декларировавшиеся планы по диверсификации внешнеэкономических связей, незаменимым остается экономическое партнерство с США. Численность мексиканских мигрантов в США к концу 2017 г. достигла 12 млн человек, из которых 5,6 млн являются нелегальными мигрантами. По этой причине процесс реформирования Североамериканского соглашения о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA), а также ужесточение миграционной политики США, инициированное администрацией Дональда Трампа (2017 — н/в), стали для Мексики главными внешнеполитическими вопросами 2017—2018 гг» [39].

А в июле 2020 г. Обрадор несмотря на внутреннюю критику такого политического решения, отправился в своё первое заграничное турне в качестве президента в Вашингтон на встречу с коллегой [40]. И как он прокомментировал эту встречу: «Я не еду торговать родиной, и не ждите от меня, что я продамся президенту Трампу», и подчеркнул, что новое соглашение о свободной торговле с США и Канадой не только гарантирует миллионам мексиканцев работу и доходы на 16 ближайших лет, но и обеспечивает огромный рынок сбыта для мексиканских товаров и услуг, ведь общий объем взаимной торговли США, Мексики и Канады составит более 1 трлн долл» [41]. Что касается своего личного отношения к североамериканскому лидеру, то Обрадор заверил мексиканцев, что «Мне с ним нечего делить. А вот народу Мексики будет лучше, если мы с США найдем общий язык и взаимно станем развивать двустороннюю торговлю. Для этого меня народ Мексики президентом и избрал, чтобы я работал на его интересы. Что я в Вашингтоне и буду делать». Итак, на примере двух крупнейших стран региона Бразилии и Мексики мы проанализировали как протестантские церкви и секты становятся субъектами политического процесса, оказывая влияние на переформатирование общественного сознания, обеспечивая тем самым власть широкой народной поддержкой. Евангелические церкви становятся народными, все более вытесняя с этой позиции Римско-католическую церковь. И этому есть объяснение — это и использование социальных сетей и собственных СМИ, основанных на сотнях или тысячах радио- и телевизионных станций. А также яркие проповеди, зачастую с приглашёнными известными певцами или актёрами, а в условиях крайней нищеты населения большей части стран региона, такие мероприятия являются единственными доступным развлекательным шоу. А благодаря жесткой практики пожертвований, евангелические церкви аккумулируют в себе значительный финансовый капитал и в случае заинтересованности предоставляют различным группам населения, особенно наиболее обездоленным, различные виды помощи, начиная от медицинского обслуживания или ухода за детьми и заканчивая поиском работы. Предоставление широкого спектра общественных услуг обеспечивает церквам народное расположение, то, чем пока не может похвастаться ни одна политическая партия в регионе. Так, в Мексике Национальному братству евангельских христианских церквей (Confraternice) федеральные власти поручили организацию «Центров интеграции услуг», (т.е. своего рода фондов помощи) в самых отдаленных и бедных районах страны. А, например, в Бразилии, как отмечают сами прихожане евангелических церквей, они чувствуют себя в их лоне как дома. Сельский житель, оказавшись в городе, не перестает быть верующим, но протестантизм кажется ему более привлекательным, адекватным ситуации. Следует учитывать и ещё один фактор успешной миссионерской работы протестантских церквей — их уступчивость к своим прихожанам с одной стороны, и одновременно моральный ригоризм, например, критика бразильского карнавала, проповедь против ЛГБТ-сообщества и смешанных браков, с другой. Особенностью этих церквей являются наличие в их руководстве яркого харизматического лидера и достаточно жёсткие религиозные догмы, чёткая внутренняя иерархия. Эту схему своей организации церкви переносят и на понимание устройства государственной власти. И учитывая это, протестантские пасторы заново изобретают классическую популистскую формулу власти, основанную главным образом на нетолерантной инклюзии. Так, например, в Бразилии евангелисты Всемирной Церкви Царства Божьего (IURD) сплотили вокруг ультраправого политика Ж. Болсонару значительные и совершенно разные слои общества. Апеллируя к сильной и решительной власти и к защите семейных ценностей, пасторы IURD нанесли значимый удар по левой партии трудящихся (PT), оказавшейся не способной защитить своего лидера и президента Руссефф от импичмента. А коррупционные скандалы, и попытки левого правительства наладить диалог с представителями ЛГБТ-сообщества только подлили масло в огонь всеобщего недовольства, искусно разжигаемого заинтересованными силами. Отметим, что именно Бразилия стала ядром для расширения евангельских церквей в регионе, и ярким доказательством тому служит, то, что сегодня в любом крупном городе региона можно найти бразильских евангелических пасторов.

В случае же с Мексикой, «Братство» Confraternice сплотило мексиканцев вокруг идеи крепких семейных ценностей и противоречий с влиятельным северным соседом, обеспечив таким образом победу кандидату левоцентристу Лопесу Обрадору. В своих ярких выступлениях новый мексиканский лидер умело смешивает политические заявления и религиозные сюжеты, а организация публичного аукциона по продаже президентского самолета и парка автомобилей имеет много общего с религиозной практикой пасторов харизматических евангелических церквей. Возможно этим можно объяснить создающийся образ Обрадора не только как политического лидера, но и лидера морализирующего, некого первосвященника, что подтверждает его инициатива по распространению «Учебника морали». И по словам самого Обрадора, как только мексиканское общество будет готово, он предложит ему «Моральную конституцию» (Constitución Moral), в которой сольётся воедино конституционное право и моральная философия. Отметим, что средством для понимания Основного закона США также является Моральная конституция, трактующая законы исходя не из парадигмы верховенства права, а из парадигмы, основанной на морали. Моральный кодекс выступает здесь как принцип функционирования государственной власти, указанного в Конституции в качестве основополагающего компонента ее структур. Если подобные изменения все-таки произойдут в мексиканском политическом пространстве, то они могут быть рассмотрены как исторические, изменяющие суть политической и общественной жизни, ведь современная мексиканская государственность основана на непререкаемом принципе светскости. Власть уже сделала шаг на встречу евангелистам, разрешив им иметь собственную концессию на телевидение и радио, что противоречит ст. 130 Конституции.

Особый интерес представляет внешняя политика президентов Бразилии и Мексики, поддержанная местными евангелическими общинами. Так, Болсонару не скрывает своей симпатии к североамериканским властям, и его внешнеполитический курс встроен в фарватер их интересов. А епископ IURD Маседу открыто заявил на открытии филиала своей религиозной общины в США, что здесь он увидел «центр мира» и ему «очевидны возможности, которые Соединенные Штаты предоставляют для распространения Слова Божьего». Мексиканский же лидер левоцентрист, напротив, в своих речах критикует и всячески дистанцируется от Белого дома, а свои слова он подкрепляет и конкретными политическими действиями, например, открыто поддерживает венесуэльского лидера Николаса Мадуро и предоставил убежище для свергнутого боливийского президента Эво Моралеса. Однако эти шаги Обрадора не мешают ему выстраивать продуктивный диалог с США, руководствуясь практическими соображениями выгоды такого сотрудничества для Мексики. А «Братство» Confraternice на своей официальной странице в Интернете нескрывает, что оно было зарегистрировано «как корпорация в США при поддержке служителей культа, церквей и министерств этой страны». Исходя из этого мексиканский случай, когда евангелические церкви поддерживают президента левоценриста, стоит рассматривать в контексте внутренней борьбы за Вашингтон демократической и республиканской партии и внешних заинтересованных сил. И в этой борьбе Мексике, как стране, имеющей стратегическое по отношению к США положение, отведена особая роль. Все вышесказанное означает, что протестантские церкви и секты являются важным фактором в формировании не только внутренней, но и международной политической повестки дня. А социальная и политическая поляризация во всем мире, вызванная и глубинным кризисом финансовых систем, и последствиями новой вирусной инфекции COVID-19, все более возрастает. И в этот конфликт прежде всего различных социальных классов уже вовлечены все структуры общества, включая и религиозные институты.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Представленная на рецензирование научная статья представляет собой краткое теоретическое изыскание, концептуально отражающее ряд основных положений научно-исследовательской работы автора, тема которой весьма актуальна в наши дни – политическое влияние религиозных объединений в постсекулярном мире. Данному вопросу, к сожалению, уделяется крайне мало внимания, однако религия не только не исчезла из политического пространства, но, напротив, претендует на важное место среди активных политических субъектов. Нельзя не согласиться с автором в том, что COVID-19 "подстегнул" рост религиозности: религия для многих становится единственной надежной опорой, и влияние её различных культов на формирование общественного сознания неукоснительно будет возрастать. Поэтому тема крайне актуальна и важна для современной политической науки.
Следует отметить, что автору удалось тезисно отразить ряд важных теоретических умозаключений и, несмотря на ограниченный объем статьи показать не только авторское видение данной научной проблемы, но и свой собственный вклад в ее разработку. Автором анализируются основные институциональные особенности участия протестантских церквей и сект в политической жизни латиноамериканских стран. Методологическая основа статьи не вызывает возражений: автор использует историко-культурный, институциональный, юридический и аксиологический методы для исследования политической роли протестантских церквей в странах Латинской Америки.
Научная новизна определяется наличием большого количества фактографического материала последних нескольких лет, библиографической базой исследования, большим количеством ссылок и цитат из современных источников, СМИ, медиасферы, Интернет, что позволило дать крайне "свежую" информацию о происходящих процессах.
Важным является то обстоятельство, что автор корректно использует научные термины, не «перегружая» ими текст статьи. Статья выполнена научным языком, стиль изложения является понятным, что позволит использовать статью не только в научных целях, но и в учебном процессе.
Автором при написании статьи использовано достаточное количество грамотно подобранной литературы, цитируемой в необходимом объеме.
В качестве недостатка следует указать на то, что автор статьи несколько критически настроен по отношению к консервативным идеям протестантских идеологов и политических деятелей.
Положительным следует признать то обстоятельство, что в статье анализ факторов, способствующих актуализации консервативных христианских ценностей также присутствует: автор обращает внимание и на рост преступности, и на усиление социального неравенства, и распространение наркотиков, кризис семейных ценностей.
В конце статьи содержатся необходимые выводы, обладающие обоснованностью и достоверностью, что делает данную работу логически завершенной. Учитывая актуальность темы в условиях современных процессов в сфере политических процессов, статья вызовет интерес у многих исследователей.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.