Статья 'Епископ Сергий (Серафимов) и его вклад в развитие религиозно-просветительской деятельности в Вятской епархии в конце XIX в.' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Епископ Сергий (Серафимов) и его вклад в развитие религиозно-просветительской деятельности в Вятской епархии в конце XIX в.

Половникова Марина Юрьевна

кандидат исторических наук

доцент, кафедра истории и политических наук, Вятский государственный университет

610000, Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Московская, 36

Polovnikova Marina Yuryevna

PhD in History

Docent, the department of History and Political Sciences, Vyatka State University

610000, Russia, Kirovskaya oblast', g. Kirov, ul. Moskovskaya, 36

pmina@mail.ru
Немчанинова Евгения Николаевна

кандидат исторических наук

доцент, кафедра истории и политических наук, Вятский государственный университет

610000, Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Московская, 36

Nemchaninova Evgeniya Nikolaevna

PhD in History

Docent, the department of History and Political Sciences, Vyatka State University

610000, Russia, Kirovskaya oblast', g. Kirov, ul. Moskovskaya, 36

evgeniya_nem@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-868X.2019.12.31328

Дата направления статьи в редакцию:

11-11-2019


Дата публикации:

06-01-2020


Аннотация: В статье на основе архивных материалов и опубликованных источников рассматривается деятельность Сергия (Серафимова) в должности епископа Вятского и Слободского. Авторы анализируют работу епископа Сергия в плане развития религиозно-просветительской и миссионерской работы в Вятской епархии в конце XIX в. Для развития религиозно-просветительской деятельности епископ Сергий сотрудничал с представителями светской власти Вятской губернии, в первую очередь, с вятским губернатором. Такое взаимодействие светской и духовной власти способствовало развитию Вятской епархии. Применяя просопографический метод, восстанавливаются основные моменты в жизни и деятельности епископа Сергия в Вятской губернии. В результате его работы в Вятской губернии были открыты Вятский отдел Императорского Православного Палестинского общества и женская школа Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая. В результате исследования авторы приходят к выводу о том, что епископ Вятский и Слободской Сергий был активным сторонников расширения религиозно-просветительской и миссионерской деятельности (особенно со старообрядческим населением Вятской губернии) и внес значительный вклад в укрепление Вятской епархии.


Ключевые слова: Русская православная церковь, Вятская епархия, Вятская губерния, Сергий Серафимов, Вятское братство, Вятский отдел ИППО, религиозно-просветительская деятельность, епископы, институт губернаторов, Аполлос Беляев

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-09-00449

Abstract: This article based on the archival material and published sources examines the activity of Sergius (Serafimov) in the post of the Vyatka and Sloboda bishop. The authors analyze the work of the Bishop Sergius from the perspective of religious-educational and missionary activity in the Vyatka diocese in the late XIX century. For the development of religious-educational activity, Bishop Sergius collaborated with the representatives of secular authorities of Vyatka province, mainly with the governor. Application of prosopographic method allows reproducing the pivotal moments in the life and work of the bishop in Vyatka province. The results of his activity led to the establishment of the Vyatka branch of the Imperial Orthodox Palestine Society and Women’s School of the Brotherhood of Vyatka of Saint Nicholas. The conclusion is made that the Vyatka and Sloboda Bishop Sergius was an active supporter of expansion of the religious-educational and missionary activity (particularly among the Old Believers of Vyatka province) and made a significant contribution to consolidation of the Vyatka diocese.



Keywords:

the Vyatka's Department of the Orthodox Palestinian Society, the Vyatka's Brotherhood, Sergei Serafimov, the Vyatka's Province, the Vyatka's Diocese, Russian Orthodox Church, religious and educational activities, the Bishops, the Institute of Governors, Apollos Belyaev

Введение. В современный период прослеживается усиление интереса к религиозным вероучениям, вследствие чего изучение истории и деятельности Русской православной церкви является актуальной темой исследования. Государственная власть и в конце XIX в., и в современное время была заинтересована в поддержании позиций Русской православной церкви, особенно в плане оформления национальной идеи.

Объектом исследования в данной статье является история Вятской епархии в конце XIX в., предметом исследования является религиозно-просветительская и миссионерская деятельность в Вятской епархии. При использовании историко-генетического, историко-сравнительного и просопографического методов в статье анализируется вклад епископа Сергия в развитие религиозно-просветительской и миссионерской деятельности в Вятской епархии в период его управления епархией.

Вторая половина XIX в. во многом являлась временем потрясений и изменений, в том числе и для Русской православной церкви (Российской греко-кафолической церкви). Религиозная политика Российского государства претерпела кардинальные изменения в виду роста вольнодумства и ухода прихожан от ортодоксальной Русской православной церкви. Светская и духовная власти стремились укрепить позиции Русской православной церкви, проводя преобразования в русле новых тенденций. Одним из новых направлений стало усиленное развитие религиозно-просветительской и миссионерской деятельности в плане создания единой централизованной сети учреждений, а также создания религиозно-просветительских братств и обществ в регионах империи.

Вятская губерния не осталась в стороне от подобных преобразований. Вторая половина XIX в. в Вятской епархии связана с активизацией религиозно-просветительской и миссионерской деятельности в русле общероссийских изменений. В этот период епископы Вятские и Слободские четко следовали указаниям Святейшего Синода и старались претворять в жизнь все его предписания. Так, за менее чем полвека в Вятской епархии начали свою работу многочисленные общества и братства (их Св. Синод предписывал открывать повсеместно). Некоторые из них оказались нежизнеспособными, но другие, созданные при поддержке местного светского общества и духовенства, стали центрами миссионерской работы и религиозно-просветительской деятельности.

Деятельность религиозно-просветительских организаций в Вятской губернии является предметом изучения многих региональных исследователей: Е. М. Берестовой [1, 2], В. В. Макуриной [7], В. В. Машковцевой [8], М. Ю. Половниковой [11] и др. При этом период епископства Сергия (Серафимова) в данных работах рассматривается в русле заявленной темы, не подвергаясь тщательному анализу. Поэтому вклад епископа Сергия в укреплении положения Русской православной церкви в Вятской губернии рассматривается в данной статье впервые. Для раскрытия основных моментов биографии епископа Сергия, а также главных результатов религиозно-просветительской и миссионерской деятельности в период его управления Вятской епархией в статье используются архивные документы [17, 18] (в первую очередь – отчеты по Вятской епархии) и опубликованные источники – материалы периодической печати, отражающие отношение к деятельности епископа Сергия в период его управления Вятской епархией [9, 11, 12, 13, 17], а также материалы, связанные с деятельностью Императорского Православного Палестинского общества, членом которого являлся отец Сергий [19].

Положение Вятской епархии на рубеже XIX-XX вв. В конце XIX – начале XX вв. Вятская епархия входила в число наиболее крупных по количеству православного населения [6, с. 50]. Так, Вятская епархия территориально совпадала с Вятской губернией, занимала 134 537 квадратных верст и разделялась на 11 уездов (данные на конец XIX в.) – Вятский, Глазовский, Елабужский, Котельнический, Малмыжский, Нолинский, Орловский, Сарапульский, Слободской, Уржумский, Яранский. В Вятской епархии на 1889-1890 г. было 567 приходов, разделенных на 48 благочиний. Население Вятской губернии на указанный год составляло 2 959 148 человек обоего пола, «из них количество православного населения, с включением единоверцев, достигало до 2 736 473 человек обоего пола» [9, с. 83] (92,5 % от общей численности населения). Остальное население было представлено магометанами, старообрядцами и язычниками.

Обширность Вятской епархии затрудняла работу приходских священников, которых повсеместно не хватало – особенно в восточных уездах, где доля старообрядческого, языческого и мусульманского населения была несколько выше, чем в других уездах. Также численность православного духовенства была слишком мала для активной работы со старообрядческим, «инородческим» и появляющимся сектантским населением. Ситуация осложнялась тем, что после реформ 1860-1870 гг. церковные должности не передавались по наследству, дети духовенства могли поступать в светские учебные заведения, а духовные учебные заведения были открыты для поступления всех. Это способствовало снижению численности выпускников духовных семинарий из-за того, что дети духовенства зачастую выбирали для получения образования светские учебные заведения, не стремясь продолжить деятельность своих родителей [11, с. 50]. По данным в Российской империи в начале XX в. в среднем на 1 священника или церковнослужителя приходилось около 820 прихожан. «В Вятской епархии этот показатель был еще выше – около 1 160 чел., на некоторых приходах – до 3-4 тыс. чел.» [10, с. 277]. Кроме того, работа среди нерусского населения затруднялась незнанием местных языков. Также «большие трудности в установлении подлинно отеческих взаимоотношений архиерея со своей паствой мешали частые перемещения архиереев с кафедры на кафедру» [10, с. 170].

Епископ Агафангел (Соловьев), возглавлявший Вятскую епархию с 1860 по 1866 гг., сумел ликвидировать последствия Крестьянской реформы 1861 г. и либеральных преобразований Александра II, провел церковную реформу и стоял у истоков просветительской работы среди местного населения – посредством издания епархиального печатного издания («Вятских епархиальных ведомостей») и установления тесных связей с православным духовенством в Святой Земле. Впоследствии контакты с библейским регионом не были утеряны даже после перевода епископа Агафангела на Волынскую кафедру.

Во второй половине XIX в. наиболее длительный период времени епархиальную кафедру возглавлял епископ Аполлос (Беляев) – он управлял епархией с 1866 по 1885 гг. Епископ Вятский и Слободской Аполлос в течение девятнадцати лет служения в Вятской епархии, которая «своею добротою, простотою и набожностью понравилась ему так, что он не хотел никуда переходить отсюда в другие даже лучшие епархии» [20, с. 669], стремился укрепить позиции Русской православной церкви. Им впервые была предпринята попытка усилить влияние православного духовенства за счет открытия в епархии викариатства – в 1868 г. было открыто Сарапульское викариатство, охватившее своей деятельностью Сарапульский, Малмыжский и Елабужский уезды, количество неправославного населения в которых было выше, чем в других уездах Вятской губернии. Также епископ Аполлос оказывал всяческую поддержку деятельности религиозно-просветительских и миссионерских организаций Вятской губернии. При нем были открыты Вятский комитет Православного миссионерского общества (28 мая 1870 г.) и Вятское братство Святителя и Чудотворца Николая (31 октября 1882 г.). Епископ Аполлос был одним из самых известных и «самых любимых архиереев на Вятской земле» [10, с. 172].

Работу епископа Аполлоса продолжил епископ Вятский и Слободской Макарий (Миролюбов), но за период своего управления епархией – с 1885 по 1887 гг. – он запомнился лишь своей тягой к распространению просвещения (он занимался историческими исследованиями) и внимательному отношению к выполнению своих обязанностей в плане объезда епархии.

Так, первые серьезные мероприятия по укреплению положения духовенства Русской православной церкви среди местного православного, старообрядческого, мусульманского и языческого населения Вятской губернии были предприняты епископом Агафангелом и епископом Аполлосом. Во второй половине – конце XIX в. в Вятской епархии оформились три основных направления религиозно-просветительской работы – среди старообрядцев, среди неправославного нерусского населения – «инородцев», среди сектантов (значительно численность сектантского населения в Вятской епархии выросла только в начале XX в., в период Первой российской революции 1905-1907 гг.)

Епископ Сергий (Серафимов) и его вклад в религиозно-просветительскую и миссионерскую деятельность в Вятской епархии. Епископ Сергий (в миру Александр Алексеевич Серафимов) родился 13 октября 1836 г. в Юрьевском уезде Костромской губернии. Его отец служил пономарем, и сын продолжил дело отца. Окончив духовное училище, в 1852-1858 гг. обучался в Костромской духовной семинарии. В 1858 г. Сергий поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1862 г. С 1862 по 1882 г. Сергий был преподавателем разных предметов в Костромской духовной семинарии: он был «учителем семинарии по классу философских наук, затем последовательно преподавателем… священного писания и еврейского языка и временным преподавателем в разных классах…: логики, психологии и математики, а также исправляющим должность инспектора и секретаря Семинарского правления» [13, с. 323]. Серафимов считался опытным педагогом.

7 октября 1882 г. будущий владыка принял монашеский постриг с именем Сергий, после чего 13 ноября 1882 г. в сане архимандрита (рукоположен 24 октября 1882 г.) был хиротонисан в епископа Выборгского, второго викария Санкт-Петербургской епархии. 24 апреля 1887 г. Сергий был назначен «первым викарием Петербургской епархии, епископом Ладожским, а вслед за сим в том же 1887 г. (5 декабря) Преосвященный Сергий назначается епархиальным Архиереем на Вятскую кафедру» [13, с. 324].

Сергий «назначен был в Вятские Епископы 5 декабря 1887 г. из С.-Петербургских Викариев и управлял Вятской епархией более восьми с половиною лет. Во все это время Владыка был неусыпным, ревностным деятелем на поприще своего великого, святого служения…» [14, с. 1065-1066]. 11 сентября 1896 г. епископ Сергий был переведен на новое место служения – епископом Астраханским и Енотаевским. По свидетельствам людей, его окружавших, епископ был человеком искренней веры, «проникнутый идеею о славе Православной Церкви и благ своей обширной паствы» [14, с. 1066].

Епископ Сергий, несмотря на недолгий срок служения в Вятской епархии с 1887 по 1896 гг., вникал во все дела епархии и прихожан. «Самоуглубленный, самососредоточенный, проникнутый идеею о славе Православной Церкви и благе своей обширной паствы, Владыка ни день, ни ночь не знал покоя» [14, с. 1066]. Ежедневно, если не было назначено служб в вятских церквах, епископ Сергий с самого утра до двух часов дня принимал просителей, пытаясь помочь, разобраться и рассудить. Судя по годовым отчетам епископа Сергия (они отличаются подробным изложением обо всех делах в епархии, от самых незначительных; их объем, в сравнении с отчетами других епископов Вятских и Слободских второй половины XIX – начала XX вв., больше в несколько раз – около 80-100 листов), он действительно вникал во все дела епархии, подробно излагая суть проблемы и пути ее разрешения.

Основной задачей епископа Сергия в Вятской епархии была обязанность «возвращать в своей епархии Православную Веру Христову и насаждать ее там, где она еще не насаждена и где господствует тема неверия и заблуждения» [14, с. 1067]. Для этого епископ Сергий стремился открывать новые приходы и причты, увеличиваться количество священнослужителей.

Епископ Сергий продолжил работу епископа Аполлоса по усилению влияние православного духовенства в наиболее сложных в религиозном плане уездах Вятской епархии. Для этого епископ Сергий в 1889 г. добился открытия Глазовского викариатства. В силу того, что Сарапульское викариатство было учреждено раньше, Сарапульский викарий считался первым. Учрежденное епископом Сергием Глазовское викариатство считалось вторым, но именно «второй викарий разделил… [с епископом] труды по управлению епархией заведыванием частию дел…, а также обозрением церквей епархии» [17, л. 1 об.]. Такому взаимодействию способствовало то, что Глазовский викарий имел местопребыванием Трифонов монастырь в г. Вятка и находился в непосредственной близости к епископу Вятскому и Слободскому.

Для понимания нужд духовенства и прихожан Вятской епархии епископ Сергий и его помощники – викарии – епископы Сарапульский и Глазовский ежегодно объезжали территорию Вятской епархии. При подобных поездках епископ Сергий, как и епископ Аполлос, особое внимание уделял содержанию в чистоте и порядке местных храмов и церквей, работе местного духовенства с прихожанами и особенно – работе с детьми. Приобщение детского населения уездов епархии к православной вере должно было являлся одним из основных направлений деятельности приходского духовенства в плане укрепления положения Русской православной церкви.

Епископ Сергий считал, что «насаждать семена веры и любви христианской в детских сердцах можно по преимуществу в школах» [14, с. 1068]. Он стремился, чтобы приходские священники сближались с паствой и становились законоучителями в подобных школах. Причем епископ Сергий своим христианским примером стремился подтолкнуть духовенство к поддержанию высоко морального облика. «Вручая попечению пастырей детей, обучающихся в светских школах, Архипастырь постоянно и настоятельно внушал им заводить школы при церквах своих – школы церковно-приходские и грамоты, заботиться об их распространении, обеспечении, благоустройстве» [14, с. 1068]. Это направление работы получило поддержку со стороны светской власти. Так, например, вятский губернатор Федор Федорович Трепов (управлял губернией с августа 1894 по июль 1896 года) также считал, что развитию системы образования нужно уделять особое внимание. Из отчета Ф. Ф. Трепова видно, что «народное образование составляет одну из главных задач деятельности как духовенства, так и земства, почему оно, при пробуждающемся более и более сознании народном нужды грамоты, проникает в народную массу все глубже и глубже» [18, л. 9 об.]. Так, школьная деятельность стала одним из ключевых направлений работы вятского духовенства при епископе Сергии.

Кроме того, епископ Сергий продолжил работу епископа Аполлоса в плане распространения литературы религиозного содержания. Для повышения религиозной образованности населения Вятской епархии епископ Сергий добился разрешения от обер-прокурора Св. Синода на открытие при Епархиальном свечном заводе центрального склада религиозно-нравственной литературы, который снабжал книгами 60 городских и сельских складов. Чтобы повысить уровень знаний местного приходского духовенства при работе со старообрядческим населением епархии, епископ Сергий постановил учреждать «противораскольнические» библиотеки, а также приветствовал публикацию различных статей против староверия в печатных органах епархии. За период служения епископа Сергия было распродано около 475 тысяч книг. Также данная литература распространялась на чтениях и беседах религиозно-нравственного и исторического содержания, проводимых Вятским отделом Императорского Православного Палестинского общества.

Развитие религиозно-просветительской работы. На момент назначения епископа Сергия в Вятку на территории Вятской епархии силами предшественников Сергия и местного духовенства действовали две центральных религиозные организации – Вятский комитет Православного миссионерского общества и Вятское братство Святителя и Чудотворца Николая. Деятельность обеих организаций напрямую была связана с именем известного миссионера отца Стефана Кашменского, который возродил миссионерскую работу в Вятской епархии в 1870-1880 гг., а также стоял у истоков полномасштабной работы со старообрядческим населением епархии – в 1875 г. открыл «противораскольническое» училище для подготовки миссионеров для работы со старообрядцами, а в 1882 г. добился открытия Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая «с целью содействия епархиальным властям в их противораскольнической деятельности» [4, c. 3]. Школа отца Стефана стала центральной мужской братской школой для подготовки миссионеров и учителей для братских школ, открываемых в уездах Вятской епархии для усиления работы со старообрядцами.

Епископ Сергий продолжил работу своих предшественников и особое внимание уделял религиозно-просветительской и миссионерской работе «для насаждения, распространения и утверждения православия в раскольниках разных сект, наполняющих собой с давних времен Вятскую епархию, магометанах и язычниках, рассеянных в значительном количестве в разных местах епархии – вотяках и черемисах» [14, с. 1070].

Самым важным аспектом в усилении работы среди старообрядческого населения являлась поддержка созданного при епископе Аполлосе Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая, которое занималось распространением православия среди старообрядцев. Главнейшей заботой Вятского братства на момент его учреждения должно было стать «более твердое упрочение существующей в г. Вятке школы, открытой в 1875 г.» [3, с. 515].

По прибытии в Вятку новый епископ Вятский и Слободской Сергий «застал противораскольническую братскую школу Святителя и Чудотворца Николая почти в зародыше и ныне как первоначально устроенная Протоиереем Кашменским мужская школа в г. Вятке, так и женское ее отделение, недавно открытое самим Преосвященным, значительно расширены и предметами преподавания, и сроком пребывания в них учащихся, чем и доведены до возможно желаемого образцового состояния» [13, с. 324-325]. До 1891 г. братству не удавалось открыть женское отделение братской школы «частью по неподготовленности в народных школах учениц, частью же и по неимению достаточных средств» [5, с. 343]. Только к 1891-1892 гг. Совет братства стал располагать необходимыми денежными средствами для открытия второго отделения братской школы, которое планировалось к тому времени умершим учредителем Вятского братства. При поддержке епископа Вятского и Слободского Сергия 2 октября 1891 г. в центральной противораскольнической школе было открыто женское отделение. Так, епископ Сергий увеличил средства для работы братства до 90 000 руб., «благоустроил центральную Братскую школу в г. Вятке,… открыл при ней женское отделение,… устроил дом для образцовой начальной школы при школе Братской с целью знакомить учащихся в Братской школе с приемами первоначального обучения детей» [14, с. 1070].

Епископ Сергий продолжил работу епископа Агафангела по укреплению связей со Святой Земле. Епископ Сергий всячески стремился оказать поддержку деятельности Русской православной церкви в Святой Земле и конкретно Императорскому Православному Палестинскому обществу, членом которого он являлся. Императорское Православное Палестинское общество было учреждено в 1882 г. для организации паломнической деятельности, научного исследования библейского региона, а также ведения просветительской деятельности среди местного населения Ближнего Востока.

Возникновение местных отделов Императорского Православного Палестинского общества, в том числе и Вятского, было связано с решением его членов и в первую очередь его председателя великого князя Сергея Александровича об открытии «отделов Общества в наиболее населенных городах и мне особенно было бы желательно открытие такого отдела в г. Вятке, на точном основании Высочайше утвержденных 2 марта 1885 г. правил…, будучи вполне уверен, что он послужит существенным средством для распространения сведений о целях, деятельности и потребностях Общества, которые ежегодно возрастают в виду усиленной деятельности католической пропаганды» [16, с. 41-42]. В первую очередь открытие Вятского отдела было связано с усилением работы по оказанию материальной помощи Императорскому Православному Палестинскому обществу.

16 января 1894 г. «по инициативе Августейшего Председателя Императорского Православного Палестинского Общества, Великого князя Сергия Александровича, при просвещенном содействии бывшего Вятского Преосвященного Сергия и живом его сочувствии к задачам названного Общества, открылся Отдел Палестинского Общества» [13, с. 321]. «Ревностной любви Преосвященнейшего Сергия к Православию и его великим стараниям обязано своим происхождением, существованием в Вятской епархии и Отделение Императорского Православного Палестинского Общества, посылающее ежегодно свою не малозначащую лепту для поддержания Православия в Святой Земле» [14, с. 1072]. Вятский отдел должен был, во-первых, «распространять сведения о целях» Императорского Православного Палестинского общества, во-вторых, «привлекать новых членов», в-третьих, «принимать все дозволенные Уставом Общества меры к увеличению материальных средств Общества», в-четвертых, «исполнять возлагаемые Обществом на отдел поручения» [15, с. 44]. Епископ Сергий стал первым председателем Вятского отдела Императорского Православного Палестинского общества. Епископ Сергий считал поддержание деятельности Императорского Православного Палестинского общества необходимой для дальнейшего укрепления положения Русской православной церкви и Российской империи за ее границами. «Сие Общество, основанное и открытое в 1882 г., стало на защиту православия в Св. Земле и при Божией помощи в 15 лет успело сделать весьма многое…» [19, с. 7]. Впоследствии, будучи епископом Астраханским и Енотаевским, епископ Сергий продолжал оказывать всяческую поддержку развитию работы местных отделов Императорского Православного Палестинского общества.

Вятский отдел Православного Палестинского общества активно занимался сбором средств для поддержания деятельности общества в Святой Земле. Для этого был введен специальный сбор в Вербное воскресенье – кружечный сбор на нужды общества. Впоследствии великий князь Сергей Александрович высоко оценивал вклад Вятской епархии в поддержание деятельности общества и состоял в переписке со следующим после Сергия епископом Алексием (Опоцким) по поводу очередного повышения сборов в пользу общества.

Епископ Сергий был активным сторонником просветительской деятельности, поэтому всячески способствовал организации и проведению чтений о Святой Земле, проводимых Вятским отделом общества [12]. Чтения, организованные Вятским отделом Императорского Православного Палестинского общества, пользовались большой популярностью среди местного населения Вятской губернии, во многом за счет разнообразия тем (чтения проводились как на темы, связанные с историей Святой Земли и деятельностью общества, так и на исторические и религиозно-нравственные), а также за счет показа «туманных картинок» с изображениями наиболее значимых библейских мест. Кроме того, чтения проводились людьми, побывавшими в Святой Земле и имеющими возможность поделиться собственными впечатлениями от паломнической поездки.

Также епископ Сергий способствовал открытию Православного Вознесенского братства в г. Сарапул, которое состоялось 21 ноября 1892 г. «в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, после литургии и молебствия» [21, л. 3]. Состав Совета Сарапульского Вознесенского братства был утвержден 21 декабря 1892 г. преосвященным Сергием, епископом Вятским и Слободским. Сарапульское Вознесенское братство создавалось для усиления работы среди старообрядческого и «иноверческого» населения Сарапульского викариатства, содержало школы Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая и Вятского комитета Православного миссионерского общества на территории Малмыжского, Елабужского и Сарапульского уездов (входили в состав Сарапульского викариатства). Так, посредством создания Сарапульского Вознесенского братства была усилена религиозно-просветительская и миссионерская деятельность среди старообрядческого и «иноверческого» населения Вятской епархии.

Заключение. Епископ Сергий (Серафимов), возглавлявший Вятскую епархию с 1887 по 1896 гг., за восемь с половиной лет управления Вятской епархии продолжил работу предыдущих архиереев по развитию религиозно-просветительской и миссионерской деятельности в Вятской епархии.

Изначально епископ Сергий продолжил способствовать усилению влияния приходского духовенства. Для этого в составе Вятской епархии, наряду с Сарапульским викариатством, в 1889 г. утверждается второе викариатство – Глазовское. Так, благодаря созданию викариатств в уездах с наиболее высокой численностью старообрядческого и «иноверческого» населения приходское духовенство получило возможность усилить свое влияние на местное население и проводить более активную «адресную», зачастую индивидуальную работу по возвращению или обращению населения в лоно ортодоксальной православной церкви.

Епископ Сергий всячески поддерживал все направления миссионерской и религиозно-просветительской работы в Вятской епархии, проводимой как епархиальным духовенством, так и религиозными организациями Вятской епархии. В состав ведущих религиозных организаций Вятской епархии входило (зачастую в обязательном порядке) все местное духовенство, поэтому в проведении миссионерской и религиозно-просветительской работы ключевую роль в епархии играли Вятский комитет Православного миссионерского общества и Вятской братство Святителя и Чудотворца Николая. На деятельности данных организаций сконцентрировал своей внимание епископ Сергий.

Епископ Сергий продолжил работу отца Стефана Кашменского по усилению работы среди старообрядческого населения посредством развития работы Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая. При отце Стефане развивается центральная «противораскольническая» братская школа в г. Вятке по подготовке учителей для местных школ братства и миссионеров из числа мужского населения епархии. Епископ Сергий воплотил в жизнь план отца Стефана по открытию женского отделения школы Вятского братства. Так, благодаря открытию в 1891 г. женского отделения противораскольнической братской школы Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая был выполнен завет, данный основателем школы отцом Стефаном Кашменским. Само Вятское братство получило возможность целенаправленно готовить учительниц для местных братских школ и восполнить недостаток учителей.

Также для усиления работы в уездах с высокой численностью в первую очередь старообрядческого населения епископ Сергий поддержал открытие в 1892 г. Сарапульского Воскресенского братства. Так, местное духовенство Сарапульского викариатства получило возможность целенаправленно проводить работу с местными старообрядцами и «иноверцами», а также участвовать в работе школ Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая и Вятского комитета Православного миссионерского общества.

В 1894 г. епископ Сергий инициировал открытие Вятского отдела Императорского Православного Палестинского общества, создаваемого, в первую очередь, для сбора денежных средств для нужд Императорского Православного Палестинского общества на Ближнем Востоке. В рамках Вятской епархии открытие Вятского отдела Императорского Православного Палестинского общества позволило усилить религиозно-просветительскую работу среди местного населения Вятской епархии посредством ведения чтений и бесед на религиозные и христианско-нравственные темы. Это задача, стоявшая перед членами Вятского отдела общества, играла ключевую роль на протяжении всего периода деятельности организации.

Так, к концу XIX в. благодаря усилиям епископа Сергия в Вятской губернии были учреждены организации, ведавшими всеми тремя основными направления работы среди местного населения – работой среди старообрядцев, среди «иноверцев», а впоследствии и среди сектантов. Епископ Сергий всячески поддерживал работу Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая и Вятского комитета Православного миссионерского общества. Благодаря усилению влияния местной организации Вятской епархии при епископе Сергии, в начале XX в. Вятской братство Святителя и Чудотворца Николая стало ведущей епархиальной организацией, руководившей работой по всем трем ключевым направлениям. Вятский комитет Православного миссионерского общества, как и Сарапульское Воскресенское братство были подчинены Вятскому братству Святителя и Чудотворца Николая.

Таким образом, епископ Сергий, управляя Вятской епархией в сложный для Русской православной церкви период из-за усиления ухода прихожан от ортодоксальной православной церкви и распространения сектантских учений, своей деятельностью способствовал укреплению положения Русской православной церкви и местного духовенства в Вятской епархии.

Библиография
1.
Берестова Е. М. Православная церковь в Удмуртии (вторая половина XIX – начало XX века) / Е. М. Берестова. – Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2005. – 230 с.
2.
Берестова Е. М. Социально-культурная деятельность православной церкви в Удмуртии: Вторая половина XIX – начало XX века: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02. – Ижевск, 2003. – 313 с.
3.
Братство в г. Вятке // Вятские епархиальные ведомости. – 1882. – № 19. Отдел духовно-литературный. – С. 515-516.
4.
Вятское Братство Святителя и Чудотворца Николая в 1906-1907 отчетном году. – Вятка, 1908. – 112 с.
5.
Десятый отчет Вятского Братства Святителя и Чудотворца Николая // Вятские епархиальные ведомости. – 1892. – № 18. – С. 337-347.
6.
Иерархия Российской Церкви в 1893 году // Вятские епархиальные ведомости. – 1893. – № 2. Отдел духовно-литературный. – С. 47-51.
7.
Макурина В. В. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Удмуртии во второй половине XIX – начале XX века: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02. – Санкт-Петербург, 2002. – 323 с.
8.
Машковцева В. В. Конфессиональная политика государства по отношению к старообрядцам во второй половине XIX – начале XX века (на материалах Вятской губернии) / В. В. Машковцева. – Киров: ВятГГУ, 2006. – 149 с.
9.
Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамотности Вятской епархии за 1889/90 учебный год // Вятские епархиальные ведомости. – 1891. – № 4. – С. 83-102.
10.
Очерки истории Вятской епархии (1657-2007): 350-летие Вятской епархии / Под. ред. митр. Вятского и Слободского Хрисанфа. – Вятка: Буквица, 2007. – 640 с.
11.
Половникова М. Ю. Религиозно-просветительская и миссионерская деятельность Русской православной церкви во второй половине XIX начале XX вв.: на материалах Вятской епархии: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / [Место защиты: Удмурт. гос. ун-т]. – Киров, 2017. – 296 с.
12.
Половникова М.Ю. Чтения о Святой Земле Вятского отдела Императорского Православного Палестинского общества: вопросы организации и проведения / М. Ю. Половникова // Общество. Наука. Инновации (НПК-2018): [Электронный ресурс]: сб. ст.: XVIII Всерос. науч.-практ. конф., 2-28 апр. 2018 г. в 3 т. – Киров: [Изд-во ВятГУ], 2018. – 3 т. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM). – С. 641-646.
13.
Почетный член Императорского Православного Палестинского Общества Преосвященный Сергий, Епископ Астраханский и Енотаевский // Вятские епархиальные ведомости. – 1897. – № 7. Отдел неофициальный. – С. 321-327.
14.
Преосвященнейший Сергий, бывший епископ Вятский и Слободской, ныне Астраханский и Енотаевский // Вятские епархиальные ведомости. – 1896. – № 21. Отдел неофициальный. – С. 1065-1076.
15.
Распоряжение епархиального начальства // Вятские епархиальные ведомости. – 1894. – № 3. – С. 44-47.
16.
Рескрипт Его Императорского Высочества, Августейшего Председателя Великого князя Сергея Александровича // Вятские епархиальные ведомости. – 1894. – № 3. – С. 41-42.
17.
Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 442. Д. 1497.
18.
Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1284. Оп. 223. Д. 13 (гр. Б).
19.
Святая Земля и Императорское Православное Палестинское общество. Речь Александра А. Серафимова. – Астрахань: Типография Н. Л. Рослякова, аренд. В. Л. Егоровым, 1898. – 8 с.
20.
Слово при погребении Высокопреосвященнейшего Аполлоса, бывшего архиепископа Вятского и Слободского, произнесенное Преосвященнейшим Макарием, епископом Вятским и Слободским, в Слободском Крестовоздвиженском монастыре, 1 декабря 1885 года // Вятские епархиальные ведомости. – 1885. – № 24. Отдел духовно-литературный. – С. 666-671.
21.
Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ЦГА УР). Ф. 245. Оп. 1. Д. 293.
References (transliterated)
1.
Berestova E. M. Pravoslavnaya tserkov' v Udmurtii (vtoraya polovina XIX – nachalo XX veka) / E. M. Berestova. – Izhevsk: Udmurtskii institut istorii, yazyka i literatury UrO RAN, 2005. – 230 s.
2.
Berestova E. M. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' pravoslavnoi tserkvi v Udmurtii: Vtoraya polovina XIX – nachalo XX veka: dissertatsiya ... kandidata istoricheskikh nauk: 07.00.02. – Izhevsk, 2003. – 313 s.
3.
Bratstvo v g. Vyatke // Vyatskie eparkhial'nye vedomosti. – 1882. – № 19. Otdel dukhovno-literaturnyi. – S. 515-516.
4.
Vyatskoe Bratstvo Svyatitelya i Chudotvortsa Nikolaya v 1906-1907 otchetnom godu. – Vyatka, 1908. – 112 s.
5.
Desyatyi otchet Vyatskogo Bratstva Svyatitelya i Chudotvortsa Nikolaya // Vyatskie eparkhial'nye vedomosti. – 1892. – № 18. – S. 337-347.
6.
Ierarkhiya Rossiiskoi Tserkvi v 1893 godu // Vyatskie eparkhial'nye vedomosti. – 1893. – № 2. Otdel dukhovno-literaturnyi. – S. 47-51.
7.
Makurina V. V. Missionerskaya deyatel'nost' Russkoi pravoslavnoi tserkvi v Udmurtii vo vtoroi polovine XIX – nachale XX veka: dissertatsiya ... kandidata istoricheskikh nauk: 07.00.02. – Sankt-Peterburg, 2002. – 323 s.
8.
Mashkovtseva V. V. Konfessional'naya politika gosudarstva po otnosheniyu k staroobryadtsam vo vtoroi polovine XIX – nachale XX veka (na materialakh Vyatskoi gubernii) / V. V. Mashkovtseva. – Kirov: VyatGGU, 2006. – 149 s.
9.
Otchet o sostoyanii tserkovno-prikhodskikh shkol i shkol gramotnosti Vyatskoi eparkhii za 1889/90 uchebnyi god // Vyatskie eparkhial'nye vedomosti. – 1891. – № 4. – S. 83-102.
10.
Ocherki istorii Vyatskoi eparkhii (1657-2007): 350-letie Vyatskoi eparkhii / Pod. red. mitr. Vyatskogo i Slobodskogo Khrisanfa. – Vyatka: Bukvitsa, 2007. – 640 s.
11.
Polovnikova M. Yu. Religiozno-prosvetitel'skaya i missionerskaya deyatel'nost' Russkoi pravoslavnoi tserkvi vo vtoroi polovine XIX nachale XX vv.: na materialakh Vyatskoi eparkhii: dissertatsiya ... kandidata istoricheskikh nauk: 07.00.02 / [Mesto zashchity: Udmurt. gos. un-t]. – Kirov, 2017. – 296 s.
12.
Polovnikova M.Yu. Chteniya o Svyatoi Zemle Vyatskogo otdela Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo obshchestva: voprosy organizatsii i provedeniya / M. Yu. Polovnikova // Obshchestvo. Nauka. Innovatsii (NPK-2018): [Elektronnyi resurs]: sb. st.: XVIII Vseros. nauch.-prakt. konf., 2-28 apr. 2018 g. v 3 t. – Kirov: [Izd-vo VyatGU], 2018. – 3 t. – 1 el. opt. disk (CD-ROM). – S. 641-646.
13.
Pochetnyi chlen Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obshchestva Preosvyashchennyi Sergii, Episkop Astrakhanskii i Enotaevskii // Vyatskie eparkhial'nye vedomosti. – 1897. – № 7. Otdel neofitsial'nyi. – S. 321-327.
14.
Preosvyashchenneishii Sergii, byvshii episkop Vyatskii i Slobodskoi, nyne Astrakhanskii i Enotaevskii // Vyatskie eparkhial'nye vedomosti. – 1896. – № 21. Otdel neofitsial'nyi. – S. 1065-1076.
15.
Rasporyazhenie eparkhial'nogo nachal'stva // Vyatskie eparkhial'nye vedomosti. – 1894. – № 3. – S. 44-47.
16.
Reskript Ego Imperatorskogo Vysochestva, Avgusteishego Predsedatelya Velikogo knyazya Sergeya Aleksandrovicha // Vyatskie eparkhial'nye vedomosti. – 1894. – № 3. – S. 41-42.
17.
Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv (RGIA). F. 796. Op. 442. D. 1497.
18.
Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv (RGIA). F. 1284. Op. 223. D. 13 (gr. B).
19.
Svyataya Zemlya i Imperatorskoe Pravoslavnoe Palestinskoe obshchestvo. Rech' Aleksandra A. Serafimova. – Astrakhan': Tipografiya N. L. Roslyakova, arend. V. L. Egorovym, 1898. – 8 s.
20.
Slovo pri pogrebenii Vysokopreosvyashchenneishego Apollosa, byvshego arkhiepiskopa Vyatskogo i Slobodskogo, proiznesennoe Preosvyashchenneishim Makariem, episkopom Vyatskim i Slobodskim, v Slobodskom Krestovozdvizhenskom monastyre, 1 dekabrya 1885 goda // Vyatskie eparkhial'nye vedomosti. – 1885. – № 24. Otdel dukhovno-literaturnyi. – S. 666-671.
21.
Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv Udmurtskoi Respubliki (TsGA UR). F. 245. Op. 1. D. 293.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ на статью
Епископ Вятский и Слободской Сергий (Серафимов) и его вклад в развитие религиозно-просветительской деятельности в Вятской епархии в конце XIX в.

Название соответствует содержанию материалов статьи.
В названии статьи просматривается научная проблема, на решение которой направлено исследование автора.
Рецензируемая статья представляет научный интерес. Автор разъяснил выбор темы исследования, но не обосновал её актуальность.
В статье не сформулирована цель исследования, не указаны объект и предмет исследования, методы, использованные автором. На взгляд рецензента, основные элементы «программы» исследования автором не вполне продуманы, что отразилось на его результатах.
Автор очень условно представил результаты анализа историографии проблемы, назвав имена 4 учёных, предметом исследований которых стала «деятельность религиозно-просветительских организаций в Вятской губернии», и не сформулировал новизну предпринятого исследования, что является существенным недостатком статьи.
При изложении материала автор избирательно продемонстрировал результаты анализа историографии проблемы в виде ссылок на актуальные труды по теме исследования.
Апелляция к оппонентам в статье отсутствует.
Автор не разъяснил выбор и не охарактеризовал круг источников, привлеченных им для раскрытия темы.
На взгляд рецензента, автор стремился грамотно использовать источники, выдержать научный стиль изложения, грамотно использовать методы научного познания, соблюсти принципы логичности, систематичности и последовательности изложения материала.
В качестве вступления автор указал на причину выбора темы исследования, обозначил результаты анализа историографии проблемы и внезапно сообщил, что «в укреплении положения Русской православной церкви в Вятской губернии важную роль сыграла светская власть» т.д.
В первом разделе основной части статьи автор намеревался раскрыть вопрос о «положении Вятской епархии на рубеже XIX-XX вв.», ограничившись при этом сообщением о численности православного населения, затем о некоторых достижениях местной церковной организации под руководством епископа Аполлоса в период 1866–1885 гг. Автор заключил, что «численность православного духовенства была слишком мала для активной работы» с иновреным и инославным населением епархии и не обосновал своё сожаление о том, что «после реформ 1860-1870-х гг. церковные должности не передавались по наследству».
Название второго раздела основной части статьи фактически сформулировано шире, чем название статьи: «Епископ Сергий (Серафимов) и его деятельность в Вятской губернии». Автор сообщил некоторые факты из жизни А.А. Серафимова, время его назначения епископом в Вятскую епархию, разъяснил свою мысль о том, что он «вникал во все дела епархии и прихожан», затем перечислил некоторые его меры, направленные на распространение православия. Затем автор абстрактно сообщил о том, что «епископ Сергий (Серафимов) стремился развивать сеть религиозно-просветительских учреждений» т.д. и неожиданно, что «активное участие в жизни губернии и расширении религиозно-просветительской и миссионерской деятельности сыграл вятский губернатор» т.д. В завершение сюжета автор сообщил, что епископ «стремился, чтобы приходские священники сближались с паствой и становились законоучителями в… школах» т.д. и что «для повышения религиозной образованности… епископ… добился разрешения… на открытие… центрального склада религиозно-нравственной литературы» т.д. Автор не предпринял попытки как-либо классифицировать направления работы епископа.
В третьем разделе («Развитие религиозно-просветительской работы») автор абстрактно сообщил о том, что «епископ Сергий постановил учреждать противораскольнические библиотеки, поддерживал публикацию… различных статей…, всячески поддерживал все направления миссионерской работы в епархии».
Затем автор сосредоточился на фрагментарном описании поддержки, оказанной епископом «Вятскому братству Святителя и Чудотворца Николая».
Автор завершил раздел разъяснением, что епископ «всячески стремился оказать поддержку деятельности Русской православной церкви в Святой Земле и конкретно Императорскому Православному Палестинскому обществу», открыл Вятский отдел данного общества, абстрактно заключив, что «епископ Сергий продолжал оказывать всяческую поддержку развитию работы местного отдела (?) Императорского Православного Палестинского общества» т.д.
В статье встречаются ошибки/описки, как-то: «1860-1870-х», «Астраханскую епархии», «2-3 раза» и т.д., неудачные и некорректные выражения, как-то: «активное участие в жизни губернии и расширения религиозно-просветительской и миссионерской деятельности», «для повышения религиозной образованности и борьбы с пустым времяпрепровождением», «поддерживал публикацию в «Вятских епархиальных ведомостях» различных статей против староверия и проводимых учениками братских школ бесед со старообрядцами», «развитию работы местных отделом» и т.д.
Выводы автора носят обобщающий характер, отчасти обоснованы, сформулированы ясно.
Выводы отчасти позволяют оценить научные достижения автора в рамках проведенного им исследования.
В заключительных абзацах статьи автор сообщил, что «Епископ Сергий… продолжил работу предыдущих архиереев» т.д., что «благодаря открытию женского отделения противораскольнической братской школы… Вятское братство получило возможность целенаправленно готовить учительниц для местных братских школ», что «открытие Вятского отдела Императорского Православного Палестинского общества позволило усилить религиозно-просветительскую работу среди местного населения» т.д. и что в «губернии к концу XIX в. были учреждены три основные религиозно-просветительские и миссионерские организации, которые ведали всеми направления религиозной работы в Вятской епархии». Автор резюмировал, что «епископ Сергий… своей деятельностью способствовал укреплению положения Русской православной церкви и местного духовенства в Вятской епархии».
Выводы, на взгляд рецензента, не проясняют цель исследования.
На взгляд рецензента, потенциальная цель исследования достигнута автором отчасти.
Публикация может вызвать интерес у аудитории журнала. Статья требует существенной доработки, прежде всего, в части формулирования ключевых элементов программы исследования и соответствующих им выводов.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Эпоха Перестройки привела не только к крушению Советского Союза, ставшего, по словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, крупнейшей геополитической катастрофой XX в., но и к глубоким социальным деформациям нашего общества. В условиях крушения господствовавшей на протяжении семидесяти лет официальной коммунистической идеологии происходил и значимый духовный кризис, который для многих наших граждан нашел отражение в увлечениях мистикой и оккультизмом, повышенным вниманием к сверхъестественному (в частности, к паранормальным явлениям) и т.д. Вместе с тем конец 1980-х гг. был ознаменован усилением интереса к традиционным религиям: христианству, исламу, иудаизму, буддизму, чему во многом способствовали такие юбилеи, как тысячелетие крещение Руси. Именно с 1988 г. с полок книжных магазинов Советского Союза начинает исчезать атеистическая литература, а среди интеллигенции все чаще возникают разговоры о духовно-нравственной роли церкви. За последние десятилетия заметно расширился круг прихожан различных конфессий, представленных на территории нашей страны: все это служит наглядным подтверждением теории «постсекулярного общества» Ю. Хабермаса. Отметим, что русское православие сыграло знаковую роль не только в мирных условиях, но и в военные годы: это и поле Куликово, куда прибыли благословленные Сергием Радонежским Пересвет и Ослябя, это и суровые и героические годы Великой Отечественной войны. Все это обуславливает рост отечественных научных исследований по истории религий нашей страны.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является религиозно-просветительская и миссионерская деятельность в Вятской епархии в конце XIX в. Автор ставит своими задачами проанализировать вклад епископа Сергия в становление религиозно-просветительской и миссионерской деятельности в период его управления Вятской епархией, а также показать общее положение в епархии в рассматриваемый период.
Работа основана на принципах историзма, системности, объективности, методологической базой исследования выступают историко-генетический метод, который академик И.Д. Ковальченко определяет, как «последовательное раскрытие свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, что позволяет в наибольшей степени приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта», а также историко-сравнительный метод.
Научная новизна исследования заключается в самой постановке темы: автор на основе различных источников стремится охарактеризовать деятельность епископа Сергия по управлению Вятской епархии в сложный период конца XIX в. Научная новизна статьи заключается также в привлечении архивных материалов.
Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность (всего список литературы включает в себя свыше 20 различных источников и исследований). Используемые автором источники можно разделить на две группы: неопубликованные (из фондов Российского государственного исторического архива и Центрального государственного архива Удмуртской республики) и опубликованные материалы из «Вятских епархиальных ведомостей». Из привлекаемых исследований укажем на труды Е.М. Берестовой, В.В. Машковцевой, Ю.М. Половниковой и др., в которых рассматриваются религиозной политики на территории Вятской губернии. Подробная библиография имеет важность не только с научной, но и с просветительской точки зрения: читатели после знакомства с текстом статьи могли бы обратиться к другим материалам по ее теме. Таким образом, на наш взгляд, комплексное привлечение различных источников и исследований позволило автору получить необходимый материал для дальнейшего анализа и обобщений, что способствовало решению стоявших перед ним задач в рамках тематики рецензируемой статьи.
Стиль написания статьи является научным, в то же время доступным для понимания не только специалистам, но и широкому кругу читателей, всех кто интересуется как историей России, в целом, так и историей русского православия, в частности. Апелляция к оппонентам представлена в выявлении проблемы на уровне полученной информации, собранной автором в ходе работы над темой исследования.
Структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, в ней помимо введения и заключения выделяются такие разделы, как «Положение Вятской епархии на рубеже XIX – XX вв.», «Епископ Сергий (Серафимов) и его вклад в религиозно-просветительскую и миссионерскую деятельность в Вятской епархии», «Развитие религиозно-просветительской работы». В начале автор показывает актуальность темы и степень ее научной разработанности, отмечает, что в конце XIX в. «религиозная политика Российского государства претерпела серьезные изменения в виду роста вольнодумства и ухода прихожан от ортодоксальной Русской православной церкви. Обращаясь непосредственно к рассмотрению положения в Вятской епархии, автор говорит о том, что обширность ее территории затрудняла работу приходских священников, особенно в восточных уездах; препятствовало работе среди местных этносов и слабое знание ими русского языка. В работе показано, что в этот период в Вятской епархии наблюдалось три направления религиозно-просветительской работы: среди старообрядцев, среди «инородцев», среди сектантов. Эти направления активно развивались в период деятельности епископа Сергия, в том числе благодаря поддержки созданного его предшественниками Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая.
Главным выводом статьи является то, что епископ Сергий «своей деятельностью способствовал укреплению положения Русской православной церкви и местного духовенства в Вятской епархии».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет определенный интерес у читателей, а ее материалы могут быть использованы как в курсах лекций по истории России, так и в различных спецкурсах.
К статье есть определенные замечания прежде всего стилистического характера (так, автор пишет: «Государственная власть и в конце XIX в., и в современное время была заинтересована в поддержании позиций Русской православной церкви, особенно в плане оформления национальной идеи», «Поэтому вклад епископа Сергия в укреплении положения Русской православной церкви в Вятской губернии рассматривается в данной статье впервые»), в названии статьи желательно было указать более четкие хронологические рамки – 1887 – 1896 – годы, когда Вятскую епархию возглавлял епископ Сергий, несколько неоднозначными видятся приводимые в библиографии диссертационные исследования Е.М. Берестовой, В.В. Машковцевой, М.Ю. Половниковой (желательно было заменить их на другие научные работы этих авторов).
Однако, в целом, на наш взгляд, статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Genesis: исторические исследования».

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"