Статья 'Эстампы Себастьяна Леклерка с медалей Генриха IV как исторический источник' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Эстампы Себастьяна Леклерка с медалей Генриха IV как исторический источник

Лощилова Татьяна Николаевна

кандидат исторических наук

доцент, кафедра истории древнего мира и средних веков им. В.Ф. Семенова, Московский Педагогический Государственный Университет

119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр.1

Loshchilova Tatyana Nikolaevna

PhD in History

Docent, the department of Ancient and Medieval History named after V. F. Semyonov, Moscow State Pedagogical University

119991, Russia, g. Moscow, ul. Malaya Pirogovskaya, 1, str.1

tn.loschilova@mpgu.su
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2019.3.29372

Дата направления статьи в редакцию:

26-03-2019


Дата публикации:

02-04-2019


Аннотация: Объектом исследования выступили эстампы гравера Людовика XIV Себастьяна Леклерка (1637-1714), представляющие собой оттиски с медалей французских королей XV-XVII вв. и в частности времени Генриха IV, в целом отражающие основные тенденции репрезентации власти короля в данный период. В настоящее время эстампы хранятся в муниципальной библиотеке г. Лиона. Предметом явилась внутренняя и внешняя критика источника, выявившая его значимость для изучения образа власти, который создавался в период правления первых Бурбонов. В основу исследования положены общенаучные методы анализа и синтеза, а также историко-сравнительный метод, исследование базируется на системном подходе и принципе историзма. Основной акцент автор сделал на внутренней критике источника, кратко охарактеризовав оттиски медалей, а так же символы, выражения и трактовку отображенных на них событий, придя к выводу о том, что эстампы, во многом могут восполнить наши представления об эволюции репрезентации власти, поскольку в едином месте собраны оттиски многочисленных и не всегда доступных для исследователя медалей. Краткий анализ изображенных на эстампах медалей помогает сделать выводы о планомерно проводившейся политике популяризации новой королевской династии Бурбонов, не только средствами публицистики, но и через художественные образы, созданные как при жизни, так и после смерти Генриха IV, что во многом впоследствии предопределило складывание мифа о «добром короле Анри». И подчеркивает важность активного изучения такого исторического источника, как медали и оттиски с них, незаслуженно обойденного вниманием отечественных исследователей.


Ключевые слова:

Генрих IV, Мария Медичи, Людовик XIII, Людовик XIV, Себастьян Леклерк, медали, эстампы, критика исторического источника, Франция, XVI-XVII века

Abstract: The object of this research is the gravures of the engraver of Louis XIV Sebastien Leclerc (1637-1714), which represent the etchings from the medals of French kings of the XV-XVII centuries and particularly the time of Henry IV, reflecting the main trends of royal power during this period. Currently the gravures are preserved in the Municipal Library of Lyon. The subject of this research is the inner and outer criticism of the source that determined its significance for studying the image of power created during the reign of the first Bourbons. The main focus is made on the inner criticism of the source. Giving a brief characteristics to the etchings of medals, as well as the symbols and interpretation of the depicted events, the author comes to a conclusion that the gravures can fill the gaps in our vision of evolution of the representation of power, as a single place gathers the etchings of numerous and somewhat exclusive for a researcher medals. A brief analysis of the depicted in gravures medals allows concluding on the systematically conducted policy of popularization of the new royal Dynasty of Bourbons not only through opinion journalism, but also the artistic images created within the lifetime of Henry IV and after his decease, which subsequently predetermined the formation of myth about the “Good King Henry, as well as emphasize the importance of studying of such historical source as the medals and etchings, undeservingly neglected by the national researchers.


Keywords:

Henry IV, Maria Medici, Louis XIII, Louis XIV, Sebastian Leclairс, medals, prints, critique of historical source, France, XVI-XVII centuries

Эпоха Генриха IV до настоящего времени продолжает привлекать исследователей, несмотря на то, что казалось бы создано очень много трудов, характеризующих с разных сторон и разных точек зрения правление славного короля [6; 7; 14]. Этот интерес, несомненно, обусловлен яркой и драматичной историей Франции конца XVI начала XVII веков, периодом во многом переломным для всего хода исторического развития средневековой цивилизации и характеризующийся нарастающими противоречиями раннего Нового времени. В изучении данной проблематики значительное внимание обращается на вопросы передачи властных полномочий новой династии, а также проведения ею последовательной политики по укреплению и реализации сильной (абсолютной) королевской власти. Среди рассматриваемых сюжетов на первый план выходят характеристика строительства государственного аппарата, укрепления позиций чиновничества, отмена привилегий сословных органов, реализация идеи веротерпимости между католиками и гугенотами и т.д. [6; 7; 12; 17]. Немалой составляющей этого процесса стало и изучение формирования особой легенды о «добром короле Анри», который, несмотря на все недостатки его правления и личности, преподносится в образе идеального короля. Этот образ и по сей день довлеет над французским обществом, да и в целом над эпохой конца XVI начала XVII веков [13; 16]. Все эти работы базируются на изучении огромного пласта письменных источников, изобразительные источники по данной эпохе привлекаются мало.

Актуальность данного исследования обусловлена введением в оборот и анализом нового исторического источника, ранее не привлекавшегося как в отечественной, так и зарубежной медиевистике. Это медали, и изготовленные с них эстампы, созданные во время правления первых Бурбонов. Работ, посвященных изучению медалей времени первых Бурбонов практически нет, хотя упоминание о важности изучения такого вида источников звучит в трудах французских историков [13, 302-301] [5, 221].

Личность, биография и работы С. Леклерка в отечественной медиевистике изучены крайне слабо, несмотря на то, что он является автором многочисленных работ, выполненных в технике гравюры и эстампа, а также автором нескольких научных трактатов по геометрии и архитектуре, еще при жизни переведенных на английский, а впоследствии и русский язык [10]. Краткую историческую справку о его жизни можно найти в книге Бенуа. А. «История живописи» [8], а анализ его художественных полотен в работах, посвященных истории искусства [9, 43] [15, 299]. Эстампы С. Леклерка учтены в двух каталогах, изданных Национальной библиотекой Франции [3].

Поскольку эстампы сделаны с медалей французских королей, является целесообразным дать им краткую характеристику. Это один из интереснейших и малоизученных исторических источников, анализируя который можно выделить наиболее значимые для общества того периода события, определить их политическую трактовку, увидеть портреты героев своего времени.

Традиция воспевать на медалях определенные вехи возникает еще в античности. Эпоха Возрождения вводит само понятие медали, а ее изготовление становится особым видом искусства и приобретает художественную значимость. Основателем жанра медалей как вида искусства считается Антонио ди Пуччио Пизано (Пизанелло) (1397-1455) художник из Вероны. Именно его медали стали образцом для последующих итальянских и заальпийских мастеров [12, 216]. Первые французские медали появились в конце Столетней войны.

Медали никогда не были платежным средством и не являлись наградой, скорее особым знаком, сохраняющим память о значимом для власти событии. Изображения на медалях как правило даны с двух сторон: на аверсе – портрет правителя или заказчика медали, на реверсе аллегорическая сцена отражающая событие и чаще всего сопровождающаяся надписями, как правило на латинском языке. Это прежде всего предмет искусства, который однако отвечает не только эстетическим требованиям, а возможно даже в большей степени, несет на себе мощную смысловую нагрузку, являясь выражением какой-либо политической или религиозной идеи. Постепенно медаль стала эмблемой, на которой можно было выразить свою точку зрения, свободную от правил геральдики. Достаточно часто граверы XVI столетия уже ставили подпись на изготавливаемой ими медали, поэтому у большей их части можно установить авторство и место изготовления.

Эпоха второй половины XVI первой половины XVII столетий стала временем расцвета искусства изготовления французской медали. Одними из ярчайших медальеров времени Генриха IV стал Гийом Дюпре (1574-1647). Его медали отличаются реализмом в изображении персоны, выделяя ее особенные черты и делая образы узнаваемыми. Он уделяет особое внимание прорисовке мельчайших деталей, как на портрете, так и в аллегорических сценах, что делает его медали настоящими произведениями искусства. Во время правления Людовика XIV происходят некоторые изменения в отношении изготовления медалей. Весь процесс берется под жесткий контроль королевской власти, а Академии искусств сделан заказ на производство целой серии единообразных медалей, характеризующих основные события правления короля. С этого времени медали окончательно становятся одним из инструментов пропаганды [12, 221].

Медали или памятные монеты эпохи Генриха IV представляют собой большую историческую ценность с точки зрения анализа того положительного, героического образа власти и короля, который планомерно формируется во время правления Генриха IV его ближайшим окружением. Медалей датированных временем правления первого из Бурбонов достаточно много и они разбросаны по многочисленным музеям Франции, Великобритании и частным коллекциям. Немало изготовлено и копий, которые до настоящего времени активно продаются на нумизматических аукционах. Собрать их воедино и проанализировать чрезвычайно сложно, поэтому столь значимыми на наш взгляд оказываются эстампы придворного гравера и художника Людовика XIV – Себастьяна Леклерка, который в 80-е годы XVII столетия, по приказанию короля, и для расширения фондов создающейся королевской библиотеки, изготовил эстампы с королевских медалей, находившихся на тот момент в сокровищнице. В настоящее время эстампы хранятся в муниципальной библиотеке Лиона.

Если просматривать всю прекрасно сохранившуюся коллекцию эстампов Леклера, хранящуюся в Лионе и доступную для просмотра на электронном ресурсе [4], можно увидеть, что она содержит 154 листа эстампов, которые отображают медали от эпохи короля Карла VII и до правления Людовика XIII включительно.

Интересующий нас перечень эстампов с медалей времени Генриха IV составляет 38 изображений на отдельных листах и четыре общих листа (страницы с 6 по 9 из 12 листов общего списка). Наиболее полно эпоху Генриха IV отражают листы 7 и 8. Поскольку изображенные медали, расположены на листах в хронологическом порядке на листе 6 имеются эстампы медалей предшествующего времени Религиозных войн и Генриха III, а на листе 9 соответственно регентства Марии Медичи (Рис.1-4). Эстампы на общих листах дублируют самостоятельные изображения.

Каждый лист включает в себе от 16 до 20 изображений, в соответствии с величиной, расположенных на них оттисков, что позволяет сделать предположение, что последние были выполнены в натуральную величину медали. Далеко не все медали отображены с двух сторон. Из медалей, времени правления Генриха IV, в полном изображении аверса и реверса имеются 9, выполненных на ограниченном границей оттиска фрагменте общего листа и отдельного экземпляра, 7 оттисков аверса с овальных медальонов, которые вообще не имели на реверсе изображения, и 21 изображение по-видимому в большей части реверса медали. Возможно только реверс Леклерк делал в связи с плохой сохранностью экземпляра, судя по внешнему облику некоторых медалей, хранящихся в настоящий момент в Кабинете монет, медалей и древностей Национальной библиотеки Франции [2], часто изображение аверса оказывается сильно затертым, из чего можно предположить, что его было невозможно сделать в технике оттиска, кроме того реверс в большей степени передает смысловую нагрузку медали, нежели аверс, на котором, как правило, исходя из анализа полных изображений, отображен портрет короля и его титул.

Оттиски включают в себя изображения медалей, относящиеся к датам с 1590 по 1610 гг., т.е. всему правлению Генриха IV. Они посвящены следующим событиям: 1590 г. – победа при Иври, 1594 г. – вступление в Париж, 1598 г. – заключение мира с испанской короной в Вервене, 1598 г. – подписание Нантского эдикта, 1600 г. – венчание с Марией Медичи, 1601 г. – рождение дофина, 1601 г. – победа над герцогом Савойским. Этой датой заканчивается изображение медалей, воспевающих конкретное событие. Следующие отображенные датированные медали (1600 г. – в целом о мире, 1603 г. – в честь подрастающего дофина, 1603 г. – с изображением Марии Медичи, 1604 г. – Франция в виде богини Афины Паллады, 1610 г. – Мария Медичи в окружении детей), показывают, что конкретные дальнейшие события не были столь значимы, возможно лишь в представлении двора Людовика XIV, для правления Генриха IV - основные потрясения и сложности были пережиты, начался относительно благополучный и спокойный период правления первого Бурбона. И медали отображают его счастливыми аллегориями того времени.

Путем проведения сравнительного анализа было установлено, что подавляющее количество изображений касается античной тематики – это аллегории на различные мифологические сюжеты и атрибуты, и аллегорий христианского Бога; следом по количеству идут геральдические символы, затем портреты короля и королевы, портреты фаворитов или приближенных короля, и лишь одно изображение повседневной жизни, в виде пахаря, являющееся также аллегорией счастливой и мирной жизни простого земледельца.

При работе с некоторыми эстампами мы столкнулись с тем, что отдельные изображения имеют только реверс медали и не имеют точной даты чеканки последней, определить отношение ее к тому или иному событию и времени можно лишь по косвенным доказательствам, а именно очередности на общем листе эстампа (судя по датированным медалям, они идут в хронологической последовательности) и атрибутикой изображенных символов. Так, например, медаль с изображением на аверсе портрета молодой Марии Медичи, а на реверсе восходящего солнца и клюющего зернышки галльского петуха как символа умиротворенной Франции, чье спокойствие обеспечило появление молодой королевы и надежда на рождение наследника. Эта недатированная медаль на эстампах предшествует сюжетам бракосочетания и рождения дофина.

Основными символами, которые обозначены на медалях, как уже говорилось выше, является изображение античных богов и героев, или же короля и королевы в их образе. При детальном анализе выясняется, что образ Геракла и его атрибуты встречаются на 5 медалях, атрибут Юпитера (орел) на 3, атрибуты Марса – 2, богини Паллады – 6, Беллерофонт на Пегасе– 2, Диана- охотница -1.

Традиционное христианское изображение Бога, являющего себя из облаков или в виде солнца и лучей встречается 7 раз, причем эти изображения находятся на наиболее событийно важных медалях: на коронацию, бракосочетание с Марией Медичи, рождение наследника и восхваления Марии, возможно, исполненного в честь ее коронации.

Образы Франции – это галльский петух, богиня Паллада, мирный пейзаж, собор и дома.

Большое количество различных геральдических символов наполняет поле медалей. По большей части они отражают идеи борьбы и победы, войны и наступившего мира, объединения враждующих сторон и возвеличивания королевской власти. Так например, перекрещенные мечи и рука с мечем – это символы защиты, установления мира, верности военному долгу, высшей формы власти. Произошедшее объединение двух королевств символизируют перекрещенные скипетры с гербами Франции и Наварры на навершиях, обвитые пальмовой и оливковой ветвями. Сопоставление этого изображения с датой 1598 года относят нас к завершению Религиозных войн - заключению мира в Вервене с испанскими Габсбургами и воцарению долгожданного спокойствия в стране, что еще раз подтверждает и девиз медали DUO PROTEGIT UNUS – «Два защищают одно» (Рис. 2). Медаль на бракосочетание Генриха и Марии Медичи, отображает их родовые гербы, над которыми реализован союз, в виде пожатия двух рук с королевской лилией и голубем летящим вниз с неба, в образе божественного благословения.

Несомненный интерес несут и латинские надписи на медалях, еще более подчеркивая пафос, значимость и героизм изображенного события. Так например, на коронационной медали читаем «REGET VIRTUTIBUS ORBEM» - «Буду управлять миром благодаря добродетелям», а на медали посвященной бракосочетанию с Марией Медичи «ALTERA REGNI MAGNI SPES» - «Одна из надежд великого правления», на рождение дофина читаем «PROPAGO IMPERII» - «Дитя империи». Медаль 1600 года восхваляющая короля как восстановившего религию и свободы - PAT RELIG ET LIBE RESTAV, усиливается фразой на реверсе медали DEUS DEDIT ET DABIT UTI – «Создатель дал ему это и даст этому применение», еще раз подчеркивая роль божественного провидения в восхождении на престол Генриха IV (Рис. 1-4).

Образы, которые окружают короля, королеву и дофина (корона, скипетр, меч, орел, дельфин, богиня Победы, пальмовые, лавровые, оливковые ветви и т.д.) являют собой символы счастливого и справедливого правления, освещенного божественной волей.

Несколько медалей (5, все овальной формы) имеют символику знаний и будущих тайных обществ. Это циркуль, глобус, ремесленные инструменты, геометрические фигуры ( Рис. 1, 3). О нацеленности на покровительство наукам и искусствам говорят медали с изображением Трех муз у подножия Парнаса, с аллегорией Архитектуры.

На медалях есть и портреты частных лиц, приближенных к королю. Это произведения, посвященные Габриэле дꞌЭстре, герцогу Сюлли, барону дꞌАнтраг.

Проведенный комплексный анализ изображений медалей, заставляет прийти к выводу о том, что из всех событий, которые выбирает для создания медалей король (а именно он и являлся их заказчиком, и чеканились они в основном на монетном дворе Парижа), являются военные победы (победа при Иври 1590 г., заключение мира в Вервене 1598 г., победа над герцогом Савойи 1601 г. и несколько посвященных военным победам в целом); вступление на престол (на коронацию, вступление в Париж); восхваление брака с Марией Медичи (на бракосочетание, союз с Марией Медичи, на коронацию королевы, королева в образе Минервы, королева с детьми); рождение дофина (4 различных медали). Эти образы, созданные в возрожденческой манере, особенно примечательны тем, что в полной мере пересекаются и с художественной традицией изображения короля и королевы в разные периоды их царствования [11].

Уже только этот перечень помогает нам понять, что наиболее значимыми для новой королевской династии были сюжеты, связанные с вопросами престолонаследия и легитимности. Медали, предназначавшиеся, прежде всего для распространения в ближнем, придворном кругу короля, должны были стать еще одним напоминанием аристократии об особенностях периода завершения Религиозных войн и их согласия на воцарение Генриха IV. Воспетый брак с Марией Медичи и рожденные ею наследники способствовали укреплению прав династии на французский престол. Что еще раз подчеркивает значимость, изучаемого исторического источника для дополнения картины образов власти первых Бурбонов, которые последовательно создавали базу для влияния на общество, ради реализации идеи сильной королевской власти, что к моменту правления Людовика XIV было успешно завершено и достигло своего апогея.

Медали передают и королевскую титулатуру: так Генрих IV назван HENRICUS IIII D G FRANCORUM ET NAV REX «Генрих IV Милостью Божьей Король Франции и Наварры» или HENRY IV R CHRIST MARIA AUGUSTA «Генрих IV Христианнейший король и Мария Августа». Эти два титула «король Божьей милостью» и «Христианнейший король» с одной стороны типичны для французской короны, но невероятно значимы для Генриха IV, чей приход к власти, да и сама коронация были далеко не идеальны (Рис. 2-4). Интересно и именование Марии Медичи, ее титул «Августа» восходит к античной традиции именования этим именем супруги (реже матери или сестры) римского императора. Так возрожденческая тенденция проявляет себя внося коррективы в титулатуру французских королей.

Анализируя эстампы с медалей невольно приходишь к выводу о планомерно проводившейся тактике создания единого, идеального, освещенного Богами, а следовательно и легитимного образа правления Генриха IV и новой, установившейся на престоле династии Бурбонов, которая в целом дополняет ту картину общей пропаганды, созданной обширной публицистикой и мемуарной литературой первой половины XVII столетия, в полной мере изученной и освещенной как французскими, так и российскими исследователями [7; 11; 16; 17]. Этот опыт оказался очень успешным и вкупе с печатной пропагандой сыграл свою значимую роль в формировании положительного образа Генриха IV. Новая традиция была поддержана на протяжении всего периода царствования династии Бурбонов. Многочисленные эстампы с медалей Людовика XIII тому яркое подтверждение.

Вторая мощная волна по изготовлению медалей с образами Генриха IV пришлась на эпоху реставрации Бурбонов. Вслед за восстановлением памятника Великому королю на Новом мосту в Париже в 1818 году, чеканиться целая серия монет с портретами Людовика XVIII и Генриха IV, обращая внимание общества к основателю династии и его преемнику, продолжающему священные традиции французских королей. Так успешный и запоминающийся образ, созданный в XVII столетии для легитимизации новой династии на престоле и в целом подтверждения божественного права на единоличное правление вновь используется для влияния на общественное сознание.

Проведенное исследование, позволяет прийти к выводу о том, что медаль является полноценным историческим источником, передающим и дополняющим информацию о том образе, который пыталась, и небезуспешно, внедрить в общественное сознание правящая династия на всем протяжении своей деятельности. Оттиски Себастьяна Леклерка тем еще более значимы для исследователей, что дают некую его квинтэссенцию, позволяя увидеть медали, созданные в разное время на одном листе, что и являет собой целостную картину данного действа и дает возможность проанализировать ее в комплексе.

К сожалению, далеко не все медали, изданные в период правления Генриха IV нашли свое отражение на оттисках Себастьяна Леклерка. Анализ дат и событий позволили прийти к выводу, что на оттисках имеются медали, выпущенные к определенному событию только до 1601 года. Последующий оттиски, посвящены аллегорическим изображениям счастливого правления, сильной и благополучной Франции. В дальнейшем оттиски датированных медалей, привязанных к событию, начинаются с даты 1613-1614 гг., провозглашая собой восшествие на престол Людовика XIII. При этом стоит заметить, что это не являются серьезным препятствием при изучении атрибутики медалей, поскольку данные сведения пополняться изображениями с подлинных медалей или их копий. Введение в научный оборот новых визуальных источников во многом расширяет и уточняет представления об изучаемом периоде в области исследований, посвященных репрезентации власти.

Рис. 1. Часть листа 6 [4].

Рис. 2. Лист 7 [4].

Рис. 3. Лист 8[4].

Рис. 4. Часть листа 9 [4].

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

История Франции с давних времен привлекает своим драматизмом и противоречиями. Взаимное расположение русских и французов характерно еще для века XVIII в. Так, Вольтер в годы Семилетней войны сделал следующее признание И.И. Шувалову: «Вы сделали меня русским». Последнего, кстати, позднее многие обвиняли в насаждении галломании при русском дворе в конце XVIII в. Так, уже современники отмечали его «чисто французскую манеру держаться и говорить», называли «молодым фаворитом, который говорит по-французски и любит французов и их моды». Отмечены контакты между Московским государством и Французским королевством и ранее, еще в XVI в. Говоря о Варфоломеевской ночи, Иван Грозный обращал внимание на то, «что учинилось у Францовского короля в его королевстве, несколько тысяч и до сущих младенцов избито». Вообще эпоха XVI в. оказалась крайне противоречивой и сложной для Франции: это и неудачные войны со Священной римской империи, это и противостояние между католиками и гугенотами, это и первый этап становления абсолютистской королевской власти. Одной из знаковых и противоречивых фигур в это время является Генрих IV, в ходе сложной борьбы оказавшийся у власти и основавший династию Бурбонов. Мифологизации имени «доброго короля Анри» показательна, как начало процесса формирования сильной королевской власти, достигшей своего апогея при Людовике XIV.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой являются изобразительные источники эпохи царствования Генриха IV. Автор ставит своей задачей проанализировать коллекцию эстампов придворного гравера и художника Людовика XIV Себастьяна Леклерка, выявить основные сюжетные линии, показать значимость образа «доброго короля Анри» в легитимации новой династии на престоле в конце XVI –начале XVII вв. и в период реставрации Бурбонов.
Работа основана на принципах историзма, объективности, достоверности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов, а также сравнительный метод.
Научная новизна исследования заключается в самой постановке темы: как отмечает автор, на сегодня фактически отсутствуют работы, в которых были бы изучены медали времен эпохи первых Бурбонов. Автор обращается к одному «из интереснейших и малоизученных исторических источников, анализируя который можно выделить наиболее значимые для общества того периода события, определить их политическую трактовку, увидеть портреты героев своего времени».
Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент следует отметить его разносторонность (всего список литературы включает в себя 17 различных источников и исследований). Специфика тематики исследования обусловила использование зарубежных материалов, в том числе на французском языке. Из привлекаемых автором источников выделим эстампы Себастьяна Леклерка, хранящиеся в Национальной библиотеке Лиона. Из используемых исследований укажем на работы медиевистов, посвященные эпохе Генриха IV, и искусствоведческие труды, в которых рассматриваются жизнь и творчество С. Леклерка. К позитивным моментам отнесем осуществленный автором краткий обзор источников и литературы. Подробная библиография обладает важностью не только с научной, но и с просветительской точки зрения: после знакомства с текстом статьи читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований позволило автору должным образом раскрыть поставленную тему.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, в то же время доступному для понимания не только специалистов, но и широкого круга читателей, всех, кто интересуется как великими историческими личностями, в целом, так и их отображением средствами изобразительного искусства, в частности. Апелляция к оппонентам представлена в выявлении проблемы на уровне имеющейся информации, собранной автором в результате исследования.
Структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение и заключение. В начале автор определяет актуальность темы, отмечает, что рассматриваемые «медали никогда не были платежным средством и не являлись наградой, скорее особым знаком, сохраняющим память о значимом для власти событии». В работе указывается, что «медали или памятные монеты эпохи Генриха IV представляют собой большую историческую ценность с точки зрения анализа того положительного, героического образа власти и короля, который планомерно формируется во время правления Генриха IV его ближайшим окружением». Анализируя эстампы с медалями эпохи «короля Анри», автор показывает, что большинство из них являются античной тематики, а повседневная жизнь отражена только на одном изображении (отметим от себя, что это является характерной чертой данной эпохи).
Главным выводом статьи является то, что «медаль является полноценным историческим источником, передающим и дополняющим информацию о том образе, который пыталась, и небезуспешно, внедрить в общественное сознание правящая династия на всем протяжении своей деятельности».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, снабжена 4 рисунками, что усиливает ее наглядность, вызовет определенный читательский интерес, а ее материалы и выводы могут быть использованы как в курсах лекций по истории, так в различных спецкурсах.
К статье есть отдельные замечания: например, в тексте имеются опечатки («При этом стоит заметить, что это не являются серьезным препятствием при изучении атрибутики медалей, поскольку данные сведения пополняться изображениями с подлинных медалей или их копий»), отсутствуют дефисы при написании столетий («Этот образ и по сей день довлеет над французским обществом, да и в целом над эпохой конца XVI начала XVII веков»), библиография статьи не до конца соответствует требованиям ГОСТ и т.д.
Однако, в целом, на наш взгляд, статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Genesis: исторические исследования».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.