Статья 'Метрические книги как источник по генеалогии и демографии еврейской общины Мариинского уезда Томской губернии (конец XIX – начало ХХ вв.) ' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Метрические книги как источник по генеалогии и демографии еврейской общины Мариинского уезда Томской губернии (конец XIX – начало ХХ вв.)

Шиллер Вадим Викторович

кандидат исторических наук

доцент, кафедра истории, Кемеровский государственный медицинский университет

650056, Россия, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Ворошилова Ул, 22А, каб. 228

Shiller Vadim Viktorovich

PhD in History

Docent, the department of History, Kemerovo State Medical University

650056, Russia, Kemerovskaya oblast', g. Kemerovo, ul. Voroshilova Ul, 22A, kab. 228

shiller.vadim@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2019.2.29216

Дата направления статьи в редакцию:

12-03-2019


Дата публикации:

20-03-2019


Аннотация: Объектом исследования выступили метрические книги еврейской синагоги города Мариинска и Мариинского уезда Томской губернии, представляющие собой естественную выборку и содержащие совокупность данных, отражающих демографические процессы в еврейской общине конца XIX – начала ХХ вв. Предметом - внутренняя и внешняя критика источника с очерчиванием информационных лакун и определением пределов при использования данных для генеалогических и демографических реконструкций. Основной акцент автор сделал на внутренней критике источника, связав степень и качество заполнения метрических книг с конкретным ученым евреем или раввином, их уровнем образования и знанием русского языка. В основу исследования положены общенаучные методы анализа и синтеза, а также историко-сравнительный метод, реализуемый в диахронном аспекте. Для определения степени репрезентативности сведений, отложившихся в метрических книгах, использовался статический метод серий. Результатом проведенного исследования явился вывод о наличии в метрических книгах еврейской синагоги г. Мариинска Томской губернии присущих всем историческим источникам искажениям и информационных лакун. При генеалогических реконструкциях исследователь неизбежно столкнется с неполнотой данных, обусловленных частичным отсутствием в результате механических воздействий отдельных листов, содержащих данные и субъективными особенностями при заполнении метрических книг. При оценке демографических процессов данные о бракосочетаниях и смертности в силу их высокой степени репрезентативности дадут корректные результаты, а данные по рождаемости нет из-за низкой репрезентативности сохранившихся данных.


Ключевые слова:

Мариинские евреи, Метрические книги, Иудейская синагога, Ученый еврей, Раввин, Генеалогия, Информационные лакуны, Критика источника, Демографические процессы, Реконструкции

Abstract: The object of this research is the metric books of the Synagogue of the city of Mariinsk and Mariinsky district of Tomsk Governorate, which represent a natural sampling and contain cumulative data that reflect demographic processes in Jewish community of the late XIX – early XX century. The subject of this research is the external and internal criticism with delineation of information gaps and determination of limits in exploitation of the data for genealogical and demographic reconstructions. Focus is made on the internal criticism of the source, correlating the extent and quality of filling in the metric books with a particular Jewish scholar of Rabbi, their level of education and command of the Russian language. The author concludes that the metric books of Mariinsk Synagogue of Tomsk Governorate also have distortions and information gaps inherent to all historical sources. In the context of genealogical reconstruction, a researcher will inevitably face the incompleteness of data due to the partial absence of separate pages that contain the data alongside the peculiarities of filling in the metric books. In assessing the demographic processes, the marriage and death data, due to the high level of representativity will provide the appropriate results, while the birth data will not be able to do the same, due to the low representativity of data that survived.


Keywords:

Mariinsky Jews, Register of births, Jewish synagogue, Jewish scholar, Rabbi, Genealogy, Information gaps, Source criticism, Demographical process, Reconstructions

В последнее десятилетие ХХ в. в России резко вырос интерес к генеалогии, продолжающийся и по сей день. Появился ряд работ, посвященных генеалогии знаменитых дворянских и купеческих родов, крупных политиков СССР и России, известных деятелей литературы и искусства, отдельных крестьянских фамилий [3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12]. При этом, фактически не проводилось комплексных генеалогических реконструкций отдельных этноконфессиональных диаспор: евреев-иудеев, поляков-католиков, армян-григориан, татар-мусульман и др. В работах, посвященных, например, купеческому сословию проводились генеалогические реконструкции в отношении отдельных представителей евреев, поляков и др., имеющих статус гильдейских купцов [1, 2, 4, 5]. Прочие оставались за пределами внимания исследователей.

Источниковой базой при написании данной статьи явились метрические книги, отложившиеся в фонде Д-60 Государственного архива Кемеровской области. Поскольку именно этот источник явился основным при проведении генеалогических реконструкций, результаты которых послужили основой данного издания, то в качестве главной задачи, решаемой в рамках данного исследования, выступил детальный источниковедческий анализ, на предмет оценки информационной емкости и репрезентативности отложившихся в метрических книгах данных, а также очерчивание информационных возможностей и пределов их использования при осуществлении генеалогических реконструкций и описании демографических процессов.

В составе коллекции метрических книг, отложившихся в фонде Д-60 ГАКО, метрические книги еврейской синагоги составляют 27 ед. хранения (см. Таблица 1.).

Таблица 1. Состав метрических книг

еврейской синагоги г. Мариинска Томской губернии

№ оп., д.

Кол – во листов

Родившиеся

Бракосочетавшиеся

Умершие

Пропущенные род.

Пропущенные ум.

Оп.1, д.364

12 л.

1883 г.

-

-

-

-

Оп.1, д.365

7 л.

-

1883 г.

-

-

-

Оп.1, д.396

11 л.

-

1884 г.

-

-

-

Оп.1, д.428

14 л.

1885 г.

-

-

-

-

Оп.1, д.429

52 л.

-

1892 г.

1884-1885, 1886-1888 гг.

-

-

Оп.1, д.455

17 л.

1886 г.

1886 г.

-

-

-

Оп.1, д.480

14 л.

1887 г.

-

-

-

-

Оп.1, д.481

4 л.

-

1887 г.

-

-

-

Оп.1, д. 538

16 л.

1889 г.

1889 г.

1889 г.

-

-

Оп.1, д.629

76 л.

1890, 1891, 1893 гг.

1890, 1891, 1893 гг.

1890, 1891 гг.

-

-

Оп.1, д.713

14 л.

1892 г.

-

-

-

-

Оп.1, д.741

63 л.

-

-

1892,1893-1895 гг.

-

-

Оп.1, д.765

30 л.

1894 г.

-

-

-

-

Оп.1, д.799

17 л.

-

1895 г.

-

-

-

Оп.1, д.826

85 л.

1896 г.

1896 г.

1896 г.

-

-

Оп.1, д.854

75 л.

1897 г.

1897 г.

1897 г.

-

-

Оп.1, д.872

77 л.

1898 г.

1898 г.

1898 г.

-

-

Оп.4, д.2

493 л.

1887-1890, 1892-1900, март-апрель 1901,1902 гг.

1888-1890, 1892-1902 гг.

Январь-август, октябрь 1902 г.

1869, 1872, 1874, 1876, 1884*

-

Оп.4, д.75

68 л.

1900 г.

1900 г.

1900 г.

-

-

Оп.4, д.120

65 л.

1901 г.

1901 г.

1901 г.

-

-

Оп.4, д.215

40 л.

1903 г.

1903 г.

1903 г.

-

-

Оп.4, д.248

43 л.

1904 г.

1904 г.

1904 г.

-

-

Оп.4, д.281

13 л.

1905 г.

1905 г.

1905 г.

-

-

Оп.4, д.325

45 л.

1906 г.

1906 г.

1906 г.

-

-

Оп.4, д.355

71 л.

1907 г.

1907 г.

1907 г.

1892, 1900, 1903-1907 гг.

1886, 1903 гг.

Оп.5, д. 19

166 л.

1884 г.

-

1901-1906, 1908-1914, 1916-1917 гг.

-

-

Оп.7, д.1

272 л.

1903–1919 гг.

январь-декабрь 1888 г

-

-

1861, 1869, 1871, 1873, 1882, 1883, 1887, 1889, 1890, 1892, 1893, 1896-1898, 1900-1902 гг.

-

Они включают в себя записи по трем основным видам демографических событий, в обязательном порядке регистрировавшимся в синагоге: рождениям, бракосочетаниям и смертям. Записи о рождении включали сведения о полной дате рождения ребенка; месте рождения; дате обрезания для мальчиков и наречения для девочек. Даты обрезания и наречения являлись фактическими датами записи событий. Кроме этого записи фиксировали социальный статус отца, фамилию, имя, отчество отца и матери, фамилию ученого еврея или раввина, совершившего обряд и порядковые номера записи родившихся. В записях о бракосочетаниях фиксировалась полная дата бракосочетания, включая день и месяц, порядковый номер брака, количество полных лет жениха и невесты, сведения об отце невесты (социальный статус, фамилия, имя, отчество и место жительства), указывалась сумма ксубе (ктубы – брачного контракта), имена и фамилии двух свидетелей, а также порядковые номера записей. Каждая запись заверялась подписью ученого еврея или раввина, совершившего обряд. Записи о смерти фиксировали день и месяц смерти, возраст умерших, место смерти и погребения, причину смерти, социальный статус для умерших взрослых и социальный статус и фамилию, имя, отчество отца для детей. Состав информации в записях о бракосочетаниях у всех ученых евреев и раввинов Мариинской синагоги, служивших в изучаемый период был достаточно типичен. Отдельные нюансы имелись в записях событий рождения и смерти. В записях о рождении Н. Левин и А. Ольховский не указывали даты наречения для девочек, фиксируя все остальное. Раввин Ицко Гарбер отмечал только даты рождения, игнорируя даты обрезания и наречения. Самыми полными являются записи А. Аксельруда и А. Хатина, фиксировавшими, кроме основных сведений, дату обрезания для мальчиков и дату наречения для девочек. Раввин, производивший записи в 1915 г. изменил сложившуюся практику записей в метрические книги. До него сведения о демографическом событии записывали на одном листе на русском языке, а на отдельном на иврите. С 1915 года сведения на иврите стали записываться непосредственно под русским текстом. С 1917 г. в записях о рождении фиксировался порядковый номер записи (для каждого месяца он начинался сначала), дата рождения, а также указывался прописью пол ребенка и фамилия, имя, отчество и социальный статус родителей. В таком же виде записи производились и в 1918-1919 гг. В отдельных записях о смерти ученые евреи Н. Левин и А. Ольховский фиксировали только фамилию, имя, отчество детей и социальный статус отца, без указания его фамилии, имени, отчества. У всех остальных ученых евреев и раввинов записи о смерти достаточно типичны.

Метрические книги велись в двух экземплярах, один из которых хранился в синагоге, а другой в Городском общественном управлении. В силу того, что единого духовного центра, руководившего деятельностью еврейских религиозных общин в России не было, а функционирование и внутреннее устройство синагог определялись государственным законодательством, выборы, правильность и точность заполнения метрических книг контролировалась местными органами власти (Городской управой). Представители Городской управы раз в год (иногда чаще) устраивали сверку своих вариантов метрических книг (копий) с оригиналами, хранящимися в синагоге. В коллекции книг копии записей сохранились за десятки лет, что позволяет путем проведения сравнительного анализа дать оценку сохранности метрических книг, полноте и репрезентативности содержащихся в них данных, а также очертить круг дел, содержащих наиболее полную информацию о родившихся, бракосочетавшихся и умерших. Метрические записи о рождении составляют фактически непрерывный хронологический ряд с 1883 по 1915, 1917-1919 гг. В одном экземпляре сохранились данные за 1883-1886, 1888, 1891, 1895, 1899, 1902, 1907-1915, 1917-1919 гг. Данные за 1887, 1889-1890, 1892-1894, 1896-1898, 1900-1901, 1903-1906 гг. имеют копии (см. Таблица 2,Таблица 2.Продолжение и Таблица 2. Окончание.).

Таблица 2. Соотношение числа родившихся, умерших и количество бракосочетаний в оригиналах и копиях метрических книг

Родившиеся

1883

1884

1885

1886

1887

1888

1889

1890

1891

1892

1893

1894

1895

1896

-

Оп.5

Д.19

-

-

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.2

-

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.2

-

37

-

-

44

36

28

39

-

34

63

75

82

72

Оп.1

Д.364

-

Оп.1

Д.428

Оп.1

Д.455

Оп.1

Д.480

-

Оп.1

Д.538

Оп.1

Д.629

Оп.1

Д.629

Оп.1

Д.629

Оп.1

Д.629

Оп.1

Д.629

-

Оп.1

Д.629

41

-

36

30

43

-

29

39

33

37

64

72

-

71

Бракосочетавшиеся

-

-

-

-

-

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.2

-

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.2

-

-

-

-

-

16

9

9

-

14

18

15

9

11

Оп.1

Д.365

Оп.1

Д.396

-

Оп.1

Д.455

Оп.1

Д.481

-

Оп.1

Д.538

Оп.1

Д.629

Оп.1

Д.629

Оп.1

Д.429

Оп.1

Д.629

-

Оп.1

Д.799

Оп.1

Д.826

7

12

-

4

6

-

9

9

5

14

18

-

11

11

Умершие

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Оп.1

Д.429

Оп.1

Д.429

Оп.1

Д.429

Оп.1

Д.429

Оп.1

Д.538

Оп.1

Д.629

Оп.1

Д.629

Оп.1

Д.741

Оп.1

Д.741

Оп.1

Д.741

Оп.1

Д.741

Оп.1

Д.826

-

-

61

12

14

15

19

14

12

20

16

17

31

22

Таблица 2. Продолжение

Родившиеся

1897

1898

1899

1900

1901

1902

1903

1904

1905

1906

1907

1908

1909

1910

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.2

Оп.7

Д.1

Оп.7

Д.1

Оп.7

Д.1

Оп.7

Д.1

Оп.4

Д.355

Оп.7

Д.1

Оп.7

Д.1

Оп.7

Д.1

63

81

80

55

12

46

39

26

19

26

64

61

81

62

Оп.1

Д.854

Оп.1

Д.854

-

Оп.4

Д.75

Оп.4

Д.120

-

Оп.4

Д.215

Оп.4

Д.248

Оп.4

Д.281

Оп.4

Д.325

-

-

-

-

64

81

-

62

71

-

45

43

37

32

-

-

-

-

Бракосочетавшиеся

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.2

-

-

-

-

-

-

-

-

11

8

7

18

7

3

-

-

-

-

-

-

-

-

Оп.1

Д.854

-

-

Оп.4

Д.75

Оп.4

Д.120

-

Оп.4

Д.215

Оп.4

Д.248

-

Оп.4

Д.325

Оп.4

Д.355

-

-

-

12

-

-

18

13

-

10

9

-

13

17

-

-

-

Умершие

-

-

-

-

Оп.5

Д.19

Оп.5

Д.19

Оп.5

Д.19

Оп.5

Д.19

Оп.5

Д.19

Оп.5

Д.19

Оп.5

Д.19

Оп.5

Д.19

Оп.5

Д.19

Оп.5

Д.19

-

-

-

-

3

5

5

11

11

9

13

16

33

38

Оп.1

Д.854

Оп.1

Д.872

-

Оп.4

Д.75

Оп.4

Д.120

Оп.4

Д.2

Оп.4

Д.215

Оп.4

Д.248

Оп.4

Д.281

Оп.4

Д.325

Оп.4

Д.355

-

-

-

18

18

-

21

6

16

6

21

18

18

17

-

-

-

Таблица 2. Окончание

Родившиеся

1911

1912

1913

1914

1915

1916

1917

1918

1919

Оп.7

Д.1

Оп.7

Д.1

Оп.7

Д.1

Оп.7

Д.1

Оп.7

Д.1

-

Оп.7

Д.1

Оп.7

Д.1

Оп.7

Д.1

46

28

62

23

38

-

26

19

17

Бракосочетавшиеся

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Умершие

Оп.5

Д.19

Оп.5

Д.19

Оп.5

Д.19

Оп.5

Д.19

-

-

-

-

-

19

9

10

17

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Путем проведения сравнительного анализа было установлено, что записи в оригиналах и копиях за ряд лет сохранились неодинаково. За 1887, 1894, 1896 гг. большее количество записей содержится в копиях (ГАКО. Оп. 4. Д. 2), а за 1890, 1898 годы количество записей совпадает. В данных за 1889, 1892-1893, 1897, 1900-1901, 1903-1906 гг. больше информации содержится в оригиналах (см. Таблица 2.). Записи по бракосочетавшимся представлены не в полном объеме. В целом, данные по бракам имеются за 1883-1884, 1886-1904, 1906-1907. В одном экземпляре дела сохранились за 1883-1884, 1886-1888, 1891, 1894, 1898-1899, 1902-1904, 1906-1907 гг. Копии имеются за 1889-1890, 1892-1893, 1895-1897, 1900-1901 гг. Самое меньшее число копий сохранилось в записях о смерти. Сведения дублируются только за 1901, 1903-1907 гг. В единственном экземпляре дела сохранились за 1883, 1885-1897, 1900, 1902, 1908-1914 гг. (см. Таблица 2.). Внешняя сохранность метрических записей определялась нами по порядковой нумерации, которую вел ученый еврей или раввин, записывая демографические события. Мы исходили из того, что каждому зафиксированному событию присваивался свой порядковый номер, а любая нумерация начиналась с единицы. Если, при отсутствии внешних физических повреждений книги, в нумерации были изъяны, то это свидетельствует о том, что какие-то листы в данном деле не сохранились, и, соответственно, какая-то часть информации утеряна. Анализ проводился по всем видам записей демографических событий. В данных о рождении нумерация начинается с единицы и не прерывается до конца за 1885-1888, 1890, 1892-1896, 1898-1903, 1906-1914 годы. В записях за 1917-1919 гг. определить прерывность нумерация практически невозможно, поскольку с каждого нового месяца она начиналась с самого начала. Дела, содержащие информацию о рождениях за 1883, 1884, 1889, 1897 гг. можно однозначно оценить как имеющие информационные лакуны, получившиеся в результате внешних механических повреждений (изъятия отдельных листов), поскольку порядковая нумерация записей в них либо прерывается, либо начинается не с начала. В 1904-1905 гг., отмечалась частая смена раввинов, и каждый из них начинал при записи событий самостоятельную нумерацию, что привело к отсутствию порядка в записях этого периода. В записях о смерти нумерация непрерывна за 1885-1886, 1889-1890, 1892-1896, 1898-1901, 1903-1904, 1906-1910 гг. Механические повреждения отмечаются в делах за 1887-1888, 1891, 1897, 1911-1913 гг., где нумерация записей прерывна. В данных о бракосочетаниях пробелов фактически нет. Таким образом, видно, что внешне записи о рождении сохранились лучше, чем записи о смертях. Они имеют практически непрерывный хронологический ряд, самое большое число копий, а так же, исходя из анализа нумерации, самое большое число записей, сохранившихся в полном объеме. Внутренняя критика источника дала другие результаты. Таблица 3 была составлена по результатам поиска в метрических записях факта рождения умерших детей.

Таблица 3. Соотношение числа отмеченных и не отмеченных в записях о рождении умерших детей

Начало

Годы

1883

1884

1885

1886

1887

1888

1889

1890

1891

1892

1893

1894

Отмеченные

1

4

9

8

5

2

2

5

3

4

15

6

Отсутствуют

1

7

2

2

2

3

2

5

6

6

2

2

Продолжение

Годы

1895

1896

1897

1898

1899

1900

1901

1902

1903

1904

1905

1906

Отмеченные

14

8

8

6

3

7

6

2

4

0

4

6

Отсутствуют

5

2

3

0

3

1

7

5

2

5

1

4

Окончание

Годы

1907

1908

1909

1910

1911

1912

1913

Отмеченные

11

7

17

14

4

3

3

Отсутствуют

0

4

1

3

2

1

0

Исходя из возраста, в котором умерли дети, мы вычисляли предположительную дату их рождения. Если в записях о рождении за этот год (а также за последующий и предыдущий) они отсутствовали, то считались пропущенными и заносились в столбец таблицы с тем годом, который считался наиболее вероятным для их рождения. Все пропущенные родившиеся фиксировались нами в строке «отсутствуют». В строке «отмеченные» мы указывали умерших детей, о которых имеются записи о рождении. Подсчитывая отсутствующих в записях о рождении, мы учитывали только тех детей, чьи родители имели статус мариинских мещан или крестьян, проживающих в населенных пунктах Мариинского уезда. При этом мы исходили из того, что дети томских, каинских и прочих мещан и крестьян из других уездов могли родиться в другом месте и, соответственно, быть записанными в метрических книгах других синагог.

Таблица 4 была составлена путем суммирования: 1) пропущенных родившихся, выявленных нами и занесенных в таблицу 3; 2) пропущенных, обнаруженных раввином Аксельрудом в период проведения ревизии (1907-1912 гг.) и зафиксированных в метрические книги в разделах «пропущенные родившиеся»; 3) родившихся, записанных на несохранившихся листах, выявленных нами при оценке внешней сохранности дел путем анализа сохранности порядковой нумерации.

Таблица 4. Абсолютные и относительные показатели количества пропущенных родившихся детей

1883

1884

1885

1886

1887

1888

1889

1890

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

10

19,6

11

23

2

5,2

2

6,2

3

6,4

3

7, 7

3

9, 7

7

15,2

51

48

38

32

47

39

31

46

1891

1892

1893

1894

1895

1896

1897

1898

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

12

26,6

10

21,2

4

6

2

2,6

5

5,7

3

4

5

7, 2

4

4, 7

45

47

68

77

87

75

69

85

1899

1900

1901

1902

1903

1904

1905

1906

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

4

4, 7

4

6

9

11,2

8

14,8

6

11,7

15

25,8

12

24,5

17

34,7

84

66

80

54

51

58

49

49

1907

1908

1909

1910

1911

1912

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

4

5,8

10

14

3

3,6

5

7,4

2

4,1

1

3,4

68

71

84

67

48

29

Сложив эти данные с количеством, взятым нами из сохранившихся записей, мы получили количество родившихся, занесенное нами в нижнюю строку таблицы. Затем, взяв общее число пропущенных родившихся за конкретный год, мы рассчитали их удельный вес от общего числа, занесенных в графу таблицы за этот год. Большой удельный вес пропущенных родившихся (более 25 %) за 1904 г. вполне объясним частой сменой раввинов, о которой уже говорилось выше. К сожалению, проведенный в отношении записей о рождении анализ, невозможно использовать применительно к данным о смерти. Поэтому нам пришлось искать другие приемы оценки информационной емкости записей об умерших. Для этого мы воспользовались данными Аксельруда по выявлению пропущенных умерших. Соотношение числа выявленных Аксельрудом родившихся и скончавшихся свидетельствует о том, что первых было значительно больше чем умерших. Объясняется это тем, что при активном уровне воспроизводства еврейского населения, родившихся было в 2-3 раза больше умерших и, соответственно, при регистрации, их упускалось больше. Внутренняя критика показала, что сохранившиеся записи о бракосочетаниях и смерти содержат более полные сведения по сравнению с данными о рождениях.

При работе с некоторыми делами мы столкнулись с тем, что отдельные метрические записи о смерти и о рождении были не датированы. Для точной датировки мы использовали метод сопоставления данных о рождении с данными о смерти. В первом случае (1884-1888 гг. записи о смерти, 1892 г. записи о бракосочетавшихся (ГАКО. Д.60. Оп. 1. Д. 429) после записей о смерти за 1884-1885 гг. (Лл. 1 об.-15 об.) и бракосочетаниях за 1892 г. (Лл. 18 об.-23 об.), вновь следуют данные об умерших. Первоначально мы предположили, что последние датируются 1892 г. Но, в результате проведенного анализа выяснилось, что это не так. Обратив внимание на то, что порядковые номера у мужчин закончившись на 12, а у женщин на 2, снова начинались с 1, а кроме этого хронологический ряд (по месяцам), заканчиваясь на ноябре начинался с января, мы сопоставили данные по умершим с данными по рождениям. Исходя из возраста, в котором умер человек, и примерно предположив в каком году он мог родиться, мы искали его в записях о рождении за этот год. Выяснилось, что записи на лл. 27 об.-32 об. датируются 1887 г. Из 6 детей, умерших в этом году, были найдены записи о рождении всех шести. Сведения о возрасте, в котором они умерли, полностью соответствуют возрасту, который они прожили от рождения до смерти. Проверив таким же образом записи на лл. 35 об.-41 об. мы установили, что они датируются 1886 г. Из 7 умерших в этом году детей, в записях о рождении были обнаружены 5. Последние записи на лл. 43 об.-51 об. путем вышеописанной проверки были датированы 1888 г. Так как из 7 умерших в записях о рождении были обнаружены только двое, мы прибегли к дополнительному анализу, сличив почерки людей, заполнявших книги. Графологический анализ показал, что дела заполнялись одним и тем же человеком - Н. Левиным. Зная, что он исполнял обязанности ученого еврея максимум до начала 1889 г. и уже имея, кроме этого, записи о смерти за 1884-1887 годы можно с большой долей уверенности утверждать, что это данные за 1888 г. Во втором случае (ГАКО. Д.60. Оп. 1. Д. 741) имеются сведения о смерти за 1893-1895 гг. Как и в предыдущем примере, мы обратили внимание на то, что нумерация в рамках одного года заканчиваясь, начиналась с самого начала. Была проведена перепроверка данных о смерти путем сопоставления с данными о рождении по описанному выше алгоритму. Выяснилось, что данные на указанных листах можно датировать 1892 г. о чем убедительно свидетельствует совпадение возраста умерших с тем возрастом, который получился в результате сопоставления данных о смерти и о рождении. Из 10 умерших 6 было обнаружено в записях о рождении. Третий случай (ГАКО. Д.60. Оп. 7. Д. 1.) связан с данными о рождении и оказался самым легких при установлении точной даты записей. Имеющиеся в деле записи были датированы вплоть до 1914 года. В промежутке между данными за 1914 г. и 1915, 1917-1919 гг. на лл. 230 об.-241 об. зафиксировались не датированные записи о рождении. В графе, содержащей сведения о том, кто производил обряды, указан ученый еврей Мариинска Н. Левин. Зная, что Левин был ученым евреем вплоть до конца 1888 г., мы сверили эти данные со всеми записями о рождении, производившимися Левиным и обнаружили их полную копию, датированную 1888 г. (ГАКО. Д-60. Оп 4. Д. 2.). Следовательно записи, содержащиеся на лл. 230 об.-241 об. датируются 1888 г. Четвертый случай представляет большой интерес, поскольку здесь нам пришлось использовать отличные от используемых выше приемов датировки источника. В оп. 5, д. 19, содержащем сведения об умерших за 1903-1914 гг. после всех записей о смерти идут записи о рождении (лл. 153 об.-165 об.). В графе о том, кто производил обряды стоит ученый еврей Н. Левин. В нашем распоряжении уже имелись датированные записи о рождении, произведенные Левиным за 1883, 1885-1888 гг. Предположив, что это записи за 1884 год, мы провели проверку сопоставлением. Из 11 умерших детей, родившихся предположительно в 1884 году, было обнаружено 4. Таким образом, данные записи были датированы нами 1884 г.

Выявленные нами при анализе информационной емкости источника лакуны являются серьезным препятствием при генеалогических реконструкциях. На несохранившихся листах могли содержаться данные о людях, являющихся звеньями, позволяющими установить родственные связи между двумя семьями или кланами. С подобной проблемой мы столкнулись при реконструкциях генеалогических связей крупнейшего клана города Мариинска и Мариинского уезда – Юдолевичей. Серьезно осложнял процесс родственной идентификации и ограниченный характер имеющихся метрических записей, а в частности отсутствие данных об отчествах ряда глав семей, что не позволило нам установить характер родственных связей между ними. Эта проблема не позволила представить генеалогию Юдолевичей в виде одного большого древа, чем и обусловлена разбивка гигантской фамилии на 9 генеалогических схем – по-сути отдельных семей (см. авить данные о Юдолевичах в виде 9 генеалогических схем гических связей крупшейшего кланашнии ивался.льных листов)ащих к э. Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться, используя метрические книги как генеалогический источник, специфична и характерна исключительно малочисленным этноконфессиональным диаспорам, для представителей которых русский язык не являлся родным, но существующие в тот период нормативные документы обязывали вести документацию (в данном случае записи в метрических книгах) помимо родного языка еще и на русском. Суть ее состоит в том, что в разных метрических записях один и тот же человек фиксировался под искаженными либо полностью измененными именами и отчествами (реже фамилиями), что создавало значительные трудности при генеалогических реконструкциях.

Предположив, что искажение имени и отчества было связано с тем, что записи производились несколькими людьми, в разной степени владеющие русским языком и имеющие неодинаковый уровень образования, мы, выявив несколько вариантов написания имен одного и того же человека за несколько разных лет, внесли их в таблицу 5, обозначив ученых евреев, раввинов и исполняющих их дела, которые производили эти записи.

Таблица 5. Варианты написания имен мужчин-евреев

учеными евреями и раввинами в разные годы

Год

12.04.1896

17.09.1897

6.05.1899

8.01.1901

11.02.1905

Раввин

А.Аксельруд

А.Аксельруд

А.Аксельруд

А.Аксельруд

А.Аксельруд

ФИО

Айзенберев Иосиф Колманов

Айзенберг Иосель Калманов

Айзенберг Иосиф Калманов

Айзенберг Иосель Калманов

Айзенберг Иосиф Калманов

Год

9.03.1888

22.01.1890

16.05.1892

1.01.1895

24.11.1903

Раввин

Н.Левин

А.Ольховский

А.Ольховский

А.Аксельруд

И.Гарбер

ФИО

Айзикович Сруль Янкелев

Айзикович Элекум Янкелев

Айзикович Сруль Янкелев

Айзикович Элиокум-Исруль Янкелев

Айзикович Исроель Янкелев

Год

28.11.1889

2.11.1890

8.06.1893

13.08.1895

22.09.1896

Раввин

А.Ольховский

А.Ольховский

А.Аксельруд

А.Хатин

А.Аксельруд

ФИО

Гурьевич Мейше Хаим

Гурьевич Моисей Хаим

Гурьевич Мовша Мейеров (Моисей Маркович)

Гурьевич Моисей Мееров

Гурьевич Мойше-Хаим Мейеров

Год

6.06.1893

11.10.1894

17.05.1896

13.05.1898

5.03.1900

Раввин

А.Аксельруд

А.Хатин

А.Аксельруд

А.Аксельруд

А.Аксельруд

ФИО

Еселевич Шая Бейнисов

Еселевич Шая Бейнешов

Еселевич Исай

Еселевич Исай Бейнисов

Еселевич Исай Бейнисов

Год

25.12.1893

10.07.1895

9.07.1896

30.11.1897

6.10.1899

Раввин

А.Аксельруд

А.Хатин

А.Хатин

А.Аксельруд

А.Аксельруд

ФИО

Каган Берка Иоселев

Каган Бер Иоселев

Каган Берка Иосифов

Каган Берка Иоселев

Коган Бер Иоселев

Год

29.11.1888

20.03.1892

24.08.1895

20.10.1901

1.10.1909

Раввин

Н.Левин

А.Ольховский

А.Хатин

А.Аксельруд

А.Аксельруд

ФИО

Крымко Зусь Литманов

Крымко Зусьман Литманов

Крымко Зосман Литманов

Крымко Зусь Литманов

Крымко Зусьма (Зуст) Литманов

Год

30.09.1889

14.09.1893

8.02.1895

3.03.1898

14.02.1905

Раввин

А.Ольховский

А.Аксельруд

А.Аксельруд

А.Аксельруд

А.Аксельруд

ФИО

Мордухович Абрам Гершков

Мордухович Авром Гиршев

Мордухович Абрам Гиршев

Мордухович Аврам Гиршев

Мордухович Абрам Гирш Лейбов

Год

9.12.1887

22.07.1893

8.12.1894

18.05.1898

8.01.1900

Раввин

Н.Левин

А.Аксельруд

А.Аксельруд

А.Аксельруд

А.Хатин

ФИО

Ольховский Хацкель Рувимов

Ольховский Шалом Хача

Ольховский Хацкель Рувимов

Ольховский Хацкель Реувимов

Ольховский Хаче Рувимов

Год

5.05.1886

13.01.1889

20.04.1890

20.01.1898

5.11.1901

Раввин

Н.Левин

А.Ольховский

А.Ольховский

А.Хатин

А.Аксельруд

ФИО

Хейсин Пейсах Шмаев

Хейсин Пейсах Савельев

Хейсин Пейсах Шмаев

Хейсин Пейсах Савельев

Хейсин Песах Шмаев

Год

12.08.1887

29.09.1888

5.11.1893

16.01.1896

4.07.1905

Раввин

Н.Левин

Н.Левин

А.Аксельруд

А.Аксельруд

А.Аксельруд

ФИО

Сверлов Хаим Шмуев

Сверлов Хаим Ишуов

Сверлов Хаим Евсеев

Свердлов Хаим Ишуа Аронов

Сверлов Хаим Гейшиев

Составлена по данным источника: ГАКО. Ф. Д-60. Оп. 1. Д. 538. Л. 6 об.; Д. 629. Лл.1 об., 6 об.-7 об., 18 об., 46 об., 49 об., 51 об.; Д. 713. Лл. 3 об., 5 об.; Д. 765. Лл. 1об., 23 об., 28 об.; Д. 826. Лл.11 об., 18 об., 22 об., 29 об.; Д. 854. Лл. 1 об., 29 об.; Д. 872. Л. 20 об.; Оп. 4. Д. 2. Лл. 43 об., 56 об., 179 об., 181 об., 183 об., 187 об., 193 об., 202 об., 203 об., 205 об., 208 об., 213 об., 215 об., 226 об., 256 об., 258 об., 267 об., 289 об., 298 об., 314 об., 316 об., 317 об., 342 об., 347 об., 350 об., 357 об., 390 об., 403 об., 405 об., 412 об., 415 об., 444 об., 459 об., 467 об., 472 об.; Д. 75. Л. 10 об.; Д. 120. Лл. 1 об., 32 об.-33 об., 100 об.; Д. 215. Лл. 1 об., 18 об.; Д. 281. Лл. 3 об., 5 об.

Для того чтобы установить, что речь идет именно о данном человеке, нам пришлось использовать некоторые приемы. Покажем это на примере купца 2 гильдии Ольховского (см. Таблица 5). Из данных таблицы видно, что в 1887 и 1894 гг. он фиксировался как Хацкель Рувимов, в 1898 г. как Хацкель Реувимов, в 1893 г. как Шалом Хача и в 1900 г. как Хача Рувимов. В записях за 1887, 1894 и 1898 гг. можно однозначно утверждать, что речь идет об одном человеке. Гораздо сложнее с данными за 1900 и 1893 гг. До 1900 г. в метрических записях фиксируются 4 главы семейства по фамилии Ольховские: Рувим Ольховский с женой Эстер-Бейле, Хацкель Рувимов Ольховский с женой Ривой (Ривкой) Шмаевой, Идель Рувимов Ольховский с женой Рохе (Рохель) Лейбовой и Рувим Хацкель (Хацкелевич) Ольховский с женой Мейте Хаимовой. У Хача Рувимова женой была Рива Шмаева. Значит Хача – это вариант имени Хацкель и речь в данном случае идет об одном человеке. Следовательно Шалом Хача – это Хацкель Рувимов, что подтверждается тем, что у первого жену звали Рива Шмаева.

Анализ данных таблицы показал отсутствие серьезной зависимости, между вариантом написания имени и человеком, производившим запись. В записях одного и того же раввина или ученого еврея один и тот же человек мог значиться под разными именами и отчествами. Это, на наш взгляд, можно объяснить тем, что русский язык не являлся родным для евреев и при подборе русского эквивалента имени, звучащем на иврите однозначно, возникали проблемы. Еще одно объяснение этой проблемы можно найти в существовавшей у евреев практике давать детям двойные имена (например: Хае-Рохель, Мойше-Иуда, Ицхок-Шмерль, Ицхок-Герш и др.). При записях, помимо описанной выше замены одного варианта имени на другой, раввины использовали либо первую, либо вторую часть двойного имени. В результате, например, из имени-отчества Хая-Рохель Ицхок-Гершева получались следующие варианты: Хая Ицхокова (Ицкова), Рохель Ицхокова (Ицкова), Хая Гершева (Гершенова) или Рохель Гершева (Гершенова). Сказать, не зная второй (или первой) части имени как отца, так и ребенка, что речь идет об одном и том же человеке крайне сложно. Поэтому не во всех случаях удается определить место человека в системе генеалогического древа конкретной фамилии.

К перечню проблем, возникающих при выстраивании генеалогических древ можно отнести также существующую в ряде еврейских семей практику называть своих детей (как умерших, так и живых) одним и тем же именем. В результате в рамках одной семьи могло быть два Ишуа, два Лейба, два Иоселя, два Азриеля (Азриила), две Двейры (Двойры) и т.д. Во взаимосвязи с искажениями при записях имен и отчеств родителей, а также сложившейся практике давать двоюродным братьям и сестрам идентичные имена это создавало дополнительные сложности при реконструкциях, обусловленные решением непростого вопроса: в какую семью записать ребенка? Сюда же можно отнести и сложившуюся в силу высоких темпов рождаемости, и, как следствие, многодетности еврейских семей проблему значительного возрастного разрыва между первым и последним ребенком, достигавшим в отдельных случаях (если отец второй раз женился) и 35 лет. В результате складывалась парадоксальная ситуация, когда племянники зачастую оказывались старше по возрасту своих дядей и тетей. Поэтому иногда определить, при наличии обозначенных выше информационных лакун, как естественного, так и искусственного происхождения, что речь идет именно о старших детях, крайне сложно (а зачастую и невозможно).

При использовании метрических книг в качестве демографического источника приходится сталкиваться с другой группой проблем, упирающихся в достоверность используемых данных. В демографических реконструкциях отсутствие в записях нескольких человек не играет большой роли, т.к. основные тенденции демографических процессов можно проследить и на основании неполных данных, но при условии доказанности их репрезентативности. С учетом проведенного выше анализа метрических книг можно говорить, что мы имеем дело с «естественной выборкой». Основным критерием репрезентативности выборки является случайность отбора элементов. Для «естественной выборки» оценивается случайность расположения элементов. В статистике существуют специальные методы, основанные на теории вероятностей, для доказательства случайности распределения последовательности данных. Одним из таких методов является «метод серий» используемый исследователями для доказательства репрезентативности «естественных выборок». Алгоритм использования метода складывался из нескольких этапов. На первом нами была выстроена таблица с данными об общем количестве умерших (по годам) в хронологическом порядке (динамический ряд). Затем, рассчитав среднюю арифметическую, мы сопоставили ее с показателями таблицы, и в том случае, когда средняя была меньше либо равнялась последним ставили 0, когда превышала значение – 1. В итоге была получена комбинация, состоящая из 0 и 1: 0100010010011110100011100111000. Далее, разбив комбинации на серии, мы получили следующие данные: R1 (0), R2 (1), R3 (000), R4 (1), R5 (00), R6 (1), R7 (00), R8 (1111), R9 (0), R10 (1), R11 (000), R12 (111), R13 (00), R14 (111), R15 (000). Доказано, что для выборки с n (число наблюдений) больше 10, число теоретических серий Rт, будет находиться в пределах . Если фактическое число серий Rф находится в этих пределах, то расположение элементов случайно. В нашем случае n=31, значит . В результате: 10, 5 ≤ 15 ≤ 21, 5, т.е. расположение элементов случайно и данные по смерти репрезентативны. Аналогичные расчеты были проведены по бракосочетаниям 5,7 ≤ 7 ≤ 14,2 и рождениям 11,3 ≤ Rт ≤ 22,6, где Rф=7. По полученным результатам видно, что по бракам распределение тоже случайно, а по рождениям нет, о чем свидетельствует значение Rф не входящее в неравенство. Таким образом, применять данные о бракосочетаниях и смертях при демографических реконструкциях можно смело, учитывая, что полученные результаты будут обладать высокой степенью репрезентативности. Использовать данные о рождениях надо крайне осторожно, с поправкой на то, что получившие показатели (например, коэффициенты рождаемости и фертильности) будут обладать высокой степенью погрешности и не совсем корректно отражать реальные процессы.

Подводя итоги, можно отметить, что метрические книги еврейской синагоги г. Мариинска Томской губернии обладают присущими всем историческим источникам искажениями и наличием определенных информационных лакун. Используя их при генеалогических реконструкциях исследователь неизбежно сталкивается с рядом проблем, в том числе:

Ø Неполнота данных, обусловленная с одной стороны частичным отсутствием в результате механических воздействий отдельных листов, содержащих данные, а с другой - субъективными особенностями при заполнении метрических книг, в результате чего одна и та же информация могла подаваться либо в полном, либо в усеченном виде. Кроме этого, не все родившиеся и умершие отмечались в метрических книгах, что можно связать (в качестве рабочей гипотезы) с размыванием догматических установок иудаизма еврейской общины Мариинска, серьезно разбавленной ссыльным элементом, осужденным и, в том числе, за уголовные преступления.

Ø Проблемы, носящие специфический характер и связанные исключительно с еврейскими традициями и особенностями языка. Эта группа проблем проявляется в том, что один и тот же человек мог значиться под разными именами и отчествами, что было обусловлено с одной стороны тем, что русский язык не являлся родным для евреев и при подборе русского эквивалента имени возникали проблемы, а с другой - в существовавшей у евреев практике давать детям двойные имена, а затем фиксировать их в метрических записях, то под одним, то под другим именем. Использование данных о бракосочетаниях и смертности при оценке демографических процессов даст корректные результаты, что напрямую связанно с высокой степенью их репрезентативности. Рассчитывая же показатели по рождаемости, следует с большой осторожностью относиться к полученным результатам из-за низкой репрезентативности сохранившихся данных.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ на статью
Метрические книги как источник по генеалогии и демографии еврейской общины Мариинского уезда Томской губернии (конец XIX – начало ХХ вв.)

Название содержанию материалов статьи.
В названии статьи просматривается научная проблема, на решение которой направлено исследование автора.
Рецензируемая статья представляет научный интерес. Автор разъяснил выбор темы исследования, но не обосновал её актуальность.
В статье некорректно сформулирована цель исследования («в качестве главной задачи, решаемой в рамках данного введения, выступил детальный источниковедческий анализ, на предмет оценки информационной емкости и репрезентативности отложившихся в метрических книгах данных, а также очерчивание информационных возможностей и пределов их использования при осуществлении генеалогических реконструкций и описании демографических процессов»), не указаны объект и предмет исследования, методы, использованные автором. На взгляд рецензента, основные элементы «программы» исследования просматриваются в названии и тексте статьи.
Автор представил результаты анализа историографии проблемы и обозначил новизну предпринятого исследования.
При изложении материала автор избирательно опирался на актуальные научные труды по теме исследования.
Автор не разъяснил и не обосновал выбор хронологических рамок исследования.
Автор не разъяснил и не обосновал выбор географических рамок исследования.
На взгляд рецензента, автор грамотно использовал источники, выдержал научный стиль изложения, грамотно использовал методы научного познания, соблюдал принципы логичности, систематичности и последовательности изложения материала.
В качестве вступления автор указал на причину выбора темы исследования, условно обозначил её актуальность.
В основной части статьи автор представил читателю таблицу со сведениями о составе коллекции метрических книг еврейской синагоги г. Мариинска Томской губернии, отложившихся в фонде Д-60 Государственного архива Кемеровской области, обстоятельно описал содержание их записей о рождении, о бракосочетаниях и о смерти, обратил внимание читателя на то, что «в коллекции книг копии записей сохранились за десятки лет, что позволяет путем проведения сравнительного анализа дать оценку сохранности метрических книг, полноте и репрезентативности содержащихся в них данных» и т.д. Затем автор представил читателю две таблицы о соотношении числа родившихся, умерших и количестве бракосочетаний в оригиналах и копиях метрических книг, придя к выводу о том, что «записи в оригиналах и копиях за ряд лет сохранились неодинаково», что «записи о рождении сохранились лучше, чем записи о смертях», что «выявленные… при анализе информационной емкости источника лакуны являются серьезным препятствием при генеалогических реконструкциях» и т.д. и что в связи с двуязычием деловых документов «в разных метрических записях один и тот же человек фиксировался под искаженными либо полностью измененными именами и отчествами (реже фамилиями), что создавало значительные трудности при генеалогических реконструкциях». В особой таблице автор представил читателю «варианты написания имен мужчин-евреев учеными евреями и раввинами в разные годы». Все умозаключения автора получили надлежащее обстоятельное разъяснение в тексте статьи.
Далее автор дополнительно отнёс «к перечню проблем, возникающих при выстраивании генеалогических древ… существующую в ряде еврейских семей практику называть своих детей (как умерших, так и живых) одним и тем же именем», заключив, что «иногда определить, при наличии обозначенных выше информационных лакун, как естественного, так и искусственного происхождения, что речь идет именно о старших детях, крайне сложно (а зачастую и невозможно)».
В завершение основной части статьи автор обосновал мысль о том, что «применять данные о бракосочетаниях и смертях при демографических реконструкциях можно смело, учитывая, что полученные результаты будут обладать высокой степенью репрезентативности» и что «использовать данные о рождениях надо крайне осторожно, с поправкой на то, что получившие показатели (например, коэффициенты рождаемости и фертильности) будут обладать высокой степенью погрешности и не совсем корректно отражать реальные процессы».
В статье встречаются ошибки/описки, как-то: «а так же».
Выводы автора носят обобщающий характер, обоснованы, сформулированы ясно.
Выводы позволяют оценить научные достижения автора в рамках проведенного им исследования. Выводы отражают результаты исследования, проведённого автором, в полном объёме.
В заключительных абзацах статьи автор сообщил, что «метрические книги еврейской синагоги г. Мариинска Томской губернии обладают присущими всем историческим источникам искажениями и наличием определенных информационных лакун» и сформулировал ряд проблем, с которыми сталкивается исследователь, «используя их при генеалогических реконструкциях»: «неполнота данных, обусловленная с одной стороны частичным отсутствием в результате механических воздействий отдельных листов, содержащих данные, а с другой – субъективными особенностями при заполнении метрических книг, в результате чего одна и та же информация могла подаваться либо в полном, либо в усеченном виде» и т.д., «проблемы… связанные исключительно с еврейскими традициями и особенностями языка» и т.д.
Автор резюмировал, что «использование данных о бракосочетаниях и смертности при оценке демографических процессов даст корректные результаты, что напрямую связанно с высокой степенью их репрезентативности», что «рассчитывая же показатели по рождаемости, следует с большой осторожностью относиться к полученным результатам из-за низкой репрезентативности сохранившихся данных».
На взгляд рецензента, потенциальная цель исследования автором достигнута, потенциальные задачи реализованы.
Публикация может вызвать интерес у аудитории журнала.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.