Статья 'Эволюция боливарианского регионализма' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Эволюция боливарианского регионализма

Бибнев Андрей Александрович

ассистент, Уральский федеральный университет

620000, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4, каб. 386

Bibnev Andrei

PhD Candidate, Assistant, Department of Theory and History of International Relations, Ural Federal University

620000, Russia, Sverdlovskaya oblast', g. Ekaterinburg, ul. Turgeneva, 4, kab. 386

andrey.bibnev@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2018.4.25765

Дата направления статьи в редакцию:

18-03-2018


Дата публикации:

18-04-2018


Аннотация: Данное исследование посвящено изучению процесса эволюции боливарианского регионализма, под которым понимается политика проводимая Венесуэлой в Латинской Америке и Карибском бассейне. Анализируются различные инструменты и механизмы региональной политики Венесуэлы, созданные ею в XXI в. Важно отметить, что в данной работе рассматриваются только те региональные объединения, где Венесуэла безоговорочно играет ведущую роль. В ходе исследования были выделены этапы развития боливарианского регионализма, а также проанализированы причины его упадка. Методология исследования построена на историческом подходе и интервью, которые провел автор в рамках исследования с бывшим представителем секретариата президента Эквадора и действующим представителем МИДа Уругвая, которые выразили свою позицию относительно предмета исследования. Научная новизна исследования заключается в систематизации уже существующих научных выводов сделанных российскими и зарубежными экспертами, которые изучали данную тему ранее, а также детализации ряда аспектов, которым уделялось мало внимания. В рамках исследования выделены основные этапы и эволюция развития боливарианского регионализма.


Ключевые слова:

Боливаризм, ALBA, Petroamerica, Petrosur, Petroandina, Petrocaribe, Сукре, Банк ALBA, Венесуэла, Сырьевая дипломатия

Abstract: This article is dedicated to examination of the process of evolution of Bolivarian regionalism, which implies the Venezuela’s policy in Latin American and Caribbean basin. The author analyzes the various instruments and mechanism of the regional policy of Venezuela created in the XXI century. This work considers only such regional formation, in which Venezuela unequivocally plays the leading role. In the course of the research, the author highlights the development stages of Bolivarian regionalism, as well as analyzes the factors of its decline. Methodology is structure on the historical approach and interviews conducted by the author with the former representative of administrative office of Ecuador’s President and acting representatives of the Ministry of Foreign Affairs of Uruguay, who expressed their position regarding the subject of research. The scientific novelty consists in systematization of the already existing scientific conclusions made by the Russian and foreign experts, as well as detalization of aspects that have not yet received proper attention. Within the framework of this study, the author determined the main stages of evolution of the Bolivarian regionalism.


Keywords:

Bolivarianism, ALBA, Petroamerica, Petrosur, Petroandina, Petrocaribe, SUCRE, Banco del ALBA, Venezuela, Oil Diplomacy

Введение

На протяжении XX в. Венесуэла имела определенное политическое влияние в Андском и Карибском субрегионах, тем не менее, в данный период нельзя назвать ее ключевым игроком в Латинской Америке и Карибском бассейне. Причинами тому были политическая и экономическая ситуация в стране, а также мировая и региональная политическая конъюнктура. Венесуэла состояла и принимала участие в деятельности региональных организаций, таких как Андское сообщество, ОАГ и ALADI, но она не определяла политику в данных институтах.

Однако в начале XXI в., вскоре после прихода к власти в 1999 г. харизматичного президента Уго Чавеса, Венесуэла стала движущей силой леворадикального политического движения в Латинской Америке и Карибском бассейне. Это стало возможным благодаря богатым финансовым и энергетическим ресурсам. Наиболее успешным с точки зрения распространения своего политического влияния на региональном уровне стал период с 2004 по 2013 гг., что совпадает с периодом значительного роста, а затем устойчиво высоких цен на нефть. Активность Венесуэлы в региональной политике характеризовалась созданием новых политических региональных институтов и трансформацией старых, а также сырьевой дипломатией с целью распространения своего политического влияния. Венесуэла продвигала идеи социализма, антиамериканизма, укрепления региональной сплоченности, латиноамериканской идентичности и многополярного мироустройства.

При Чавесе идеологическая составляющая стала играть значительную роль как во внутренней, так и во внешней политике Венесуэлы. Центральным образом данной идеологии стал Симон Боливар, Чавес возродил и переосмыслил многие идеи Освободителя, а затем попытался воплотить их на государственном и региональном уровне. Так, в честь Боливара было изменено официальное название страны на Боливарианская Республика Венесуэла. В связи с этим можно условно охарактеризовать венесуэльскую региональную политику в период 1999–2015 гг. как боливарианский регионализм.

Различные аспекты боливарианского регионализма рассматриваются в работах отечественных и зарубежных исследователей. Среди исследований, предметом которых является Венесуэла и различные аспекты ее политики можно выделить работы А. Сербина и А. Сербина Понта [1], Л. П. Эспаньи [2], П. Вилсона [3], З. В. Ивановского [4], Э. С. Дабагяна [5], А.В.Будаева [6] и М. Кусакиной. [7] Наиболее значимыми работами посвященными ALBA и инициативам в рамках альянса являются труды исследователей Д. Бензи, Т. Гуясамина и М. Вергары [8], М. Апонте Гарсии [9], Т. Мухра [10, 11], В. Л. Хейфеца и Л. С. Хейфеца [12], Д. Бензи и Х. Сапаты [13], Р. Линарес [14] и Ю. М. Лезгинцева. [15]

ALBA, банк ALBA, сукре, ECOALBA

Наиболее важным институтом в данном контексте является созданная Венесуэлой совместно с Кубой в 2004 г. Боливарианская альтернатива для Америки (Alternativa Bolivariana para América, ALBA), к которому впоследствии присоединились, разделяющие общие политические идеалы Боливия, Эквадор, Никарагуа, Суринам и 6 островных карибских государств: Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Сент Люсия, Сент Висент и Гренадины, Сент Киттс и Невис. Сегодня союз носит имя ALBA–TCP (Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América – Tratado de Comercio de los Pueblos), но в российском научном сообществе закрепилось оригинальное название, которое будет использоваться в дальнейшем. Идеологическая основа союза составлена на принципе «революционной демократии», что предполагает участие населения в политической жизни не только с помощью выборов, но и через общественные организации и с помощью контроля распределения экономических и природных ресурсов. [10, с. 227–228] Данный принцип отражен в ряде исторических документов латиноамериканских борцов за независимость и революционеров, на которых организация ссылается как на своих исторических предшественников. Ими являются Франсиско де Миранда, Симон Боливар, Мариано Морено, Хосе Артигас, Бернардо Монтеагудо, Хосе Сесилио дел Валле, Хосе Марти, Аугусто Сандино. [16] Союз позиционируется как «Большая Родина» (Patria Grande), [17] что является отсылкой к эпохе войны за независимость, когда сторонники объединения бывших испанских колоний в единый альянс, в частности Симон Боливар, называли их «Родина» (Patria). [11, с. 86]

Целью альянса является объединение потенциала и сильных сторон стран-участниц, защита их суверенитета, социально-политической независимости и культурной самобытности. В изначальном соглашений 2004 г. об учреждении союза между Венесуэлой и Кубой декларируется взаимодействие «на принципах солидарности, которые всегда будут присутствовать, но и, в максимально возможной степени в обмене товаров и услуг, которые являются наиболее полезными для хозяйственных нужд и обществ двух стран». По договору Куба и Венесуэла ликвидировали все тарифные барьеры, Венесуэла обязалась поставлять нефть на Кубу на выгодных условиях по цене 27 долларов за баррель. [18] С учетом того, что средняя годовая цена за баррель в 2004 г. составляла 37,66 долларов за баррель. [19] Объединение продвигает концепцию создания двух- и многосторонних межнациональных предприятий и программ.

В период с 2006 по 2009 гг. ALBA находилась в своем рассвете, что объясняется резким ростом цен на нефть. К блоку присоединились Боливия, Никарагуа, Гондурас, Антигуа и Барбуда, Эквадор, Сен Винсент и Гренадины, Доминика, Сент Киттс и Невис, Сент Люсия, Гренада. Вместе с тем бросается в глаза парадоксальный характер организации регионального пространства – члены ALBA не имеют общих границ.

В 2007 г. был утвержден список приоритетных проектов ALBA в который вошли: образование, культура, торговля, финансы, продовольствие, здравоохранение, телекоммуникации, транспорт, туризм, добыча полезных ископаемых, индустрия, энергетика. [20] В 2008 г. был основан банк ALBA. [21] Участниками банка ALBA являются Венесуэла, Куба, Никарагуа, Боливия, Доминика и Сент Винсент и Гренадины. В 4й статье учредительного договора прописаны функции банка ALBA. Традиционными для финансовых структур подобного рода являются: содействие развитию ключевых секторов экономики, расширение и интеграция инфраструктур стран-участниц, предоставление ресурсов для технического обеспечения, предварительных исследований и разработок и т.д. Но помимо этого банк ALBA наделен такими нетипичными функциями как:

· Социальное развитие в области здравоохранения, образования, жилья, социального обеспечения, развития общин, социальной экономики (…) сокращение социальной изоляции, искоренение гендерной и этнической дискриминации.

· Продвижение, консолидация и развитие микро, малого и среднего бизнеса с целью обеспечения продовольственной независимости и безопасности.

· Создание межнациональных предприятий способствующих взаимным инвестициям.

· Разработка и продвижение практики справедливой торговли, включающей товары и услуги.

Размер уставного капитала банка ALBA прописан в 6й статье учредительного договора и должен был составлять 2 миллиарда долл. США. Там же указано, что членам необходимо совместно внести в данную структуру 850 миллионов долл. США. Однако в работе эквадорских исследователей Бензи, Гуясамина и Вергары [8] приводится сведения одного из авторов, которые он получил во время пребывания в Исполнительном секретариате ALBA в марте 2011 г., что собранная сумма составляет только 107 миллионов долл. США. В рамках 11-го саммита ALBA, состоявшегося в феврале 2012 г. Уго Чавес предложил разместить 1% международных резервов всех стран-участниц ALBA в банке ALBA и данное предложение было принято. [9, c. 264–265] Но, ни одно государство его не исполнило. Таким образом, финансовые ресурсы банка ALBA были весьма скромными, практически структура полностью зависела от вливаний со стороны Венесуэлы.

В процессе изучения деятельности банка ALBA ощущается нехватка в доступе к официальным документам. На сайте банка размещена информация только об одном проекте – «Intra-ALBA», [22] цель которого заключается в кредитовании предприятий для развития торговли внутри блока. В программе участвуют только Венесуэла и Боливия. Информация о количестве профинансированных предприятий и выделенных суммах отсутствует, в связи с чем невозможно оценить эффективность данной программы. По информации региональной организации Sistema Económico Latinoamericano y del Caribe (SELA) на конец ноября 2015 г. банк ALBA профинансировал 9 проектов на сумму 44 252 007 долл. США, а также имел 33 актуальных проекта на сумму в 300 608 273 долл. США. [23]

Другая экономическая инициатива блока была заявлена в апреле 2009 г. на 7-м саммите ALBA, когда было принято решение о введении единой валюты внутри ALBA, которая получила название сукре (Sistema unitario de compensación regional de pagos, SUCRE). Появление сукре было продиктовано желанием ослабить региональную монополию доллара и отказаться от его использования во взаимной торговле. [12] С 1 января 2010 г. сукре начал использоваться во взаиморасчетах между центральными банками 6 стран подписавших рамочное соглашение. [24] 3 февраля 2010 г. между Венесуэлой и Кубой была осуществлена первая коммерческая операция в сукре. [25]

Тем самым ALBA стремился создать свой аналог евро, [26] который изначально также использовался только в безналичном расчете. Однако появление сукре в наличном виде не произошло. Пик был достигнут в 2012 г. когда с помощью сукре было совершенно 2646 операции на общую сумму, превышающую миллиард долл. США. [27, c. 17] После этого с каждым годом количество и общая сумма операций снижалась. (Рисунок 1) По данным официального сайта в 2016 г. были совершены финансовые операции в сукре на сумму эквивалентную 591 705 000 долл. США. [28] Однако эти данные не совпадают с управленческим отчетом за 2016 г., где указана сумма в 110 104 088 долл. США. [29, c. 57]

Рисунок 1 . Суммарный объем финансовых операций в миллионах сукре за 2010 – 2016 гг.

5a8d123ad49a1

С 2010 по 2016 гг. с помощью сукре было произведено 7 208 операций на сумму более 3 миллиардов долл. США. [29, c. 18] На данный момент участниками системы являются Венесуэла, Куба, Никарагуа, Боливия, Эквадор. Гондурас подписал рамочное соглашение в 2009 г., но в 2010 г. покинул ALBA и больше не является участником финансовой системы сукре. Карибские государства-члены ALBA не присоединились к системе по причине того, что на момент ее создания все они уже состояли в Организации восточно-карибских государств и использовали свою валюту – восточно-карибский доллар.

Всего одна страна не участник ALBA была заинтересована в ведении сукре. 24 марта 2013 г. министр иностранных дел Уругвая подписал договор о присоединении к системе. В связи с этим президент Венесуэлы Николас Мадуро заявил о том, что двухсторонняя торговля Венесуэлы и Уругвая увеличится на 30%. [30] Проект закона о вступлении Уругвая в систему сукре был подписан президентом страны Хосе Мухикой. [31] Вопрос обсуждался четыре раза в рамках комиссии по международным вопросам и один раз в рамках комиссии по животноводству, сельскому хозяйству и рыболовству, о чем свидетельствуют стенограммы за 2013 [32, 33, 34] и 2014 гг. [35, 36] Но проект закона не был ратифицирован парламентом и Уругвай остался вне системы сукре. Представитель МИДа Уругвая, с которым побеседовал автор и который пожелал остаться анонимным, отмечает, что главным инициатором присоединения страны к сукре был президент Хосе Мухика, потому как он видел в Венесуэле одного из ключевых региональных партнеров для Уругвая, но сменивший его в 2015 г. Табаре Васкес в большей степени настроен на сближение с Тихоокеанским альянсом. [37]

В 2012 г. в рамках XI саммита ALBA было принято соглашение о создании экономического пространства (Espacio Económico del ALBA-TCP, ECOALBA-TCP-TCP). [38] Данный проект предполагал развитие торговых и финансовых отношений между участниками альянса, а ключевую роль в этом процессе будут играть банк ALBA и сукре. Особенность данного проекта и его отличие от зоны свободной торговли, что не раз подчеркивается в договоре, заключается в том, что государство сохраняет за собой контроль над экономикой, отвергает идею приватизации производства и выстраивает экономические отношения исходя из национального интереса. По договору экономическое пространство должно начать функционировать спустя два года после подписания договора, чтобы участники могли прийти к консенсусу по торговым вопросам. [14, c. 91] Последнее официальное упоминание о данной инициативе размещено на сайте правительства Венесуэлы, датируется 2014 г. и связано с разработкой электронного ресурса, который может визуализировать отчеты и возможности для экономической взаимодополняемости между участниками соглашения. [39]

Petroamérica и OTAS

Попытка масштабирования боливарианского регионализма на страны Латинской Америки и Карибского бассейна не входящие в ALBA была предпринята с помощью сырьевой дипломатии. Венесуэла обладает четвертью всех мировых запасов нефти [40], а также богатыми запасами газа. Ключевой структурой в этом процессе стала PDVSA (Petróleos de Venezuela, Sociedad Anonima), которая по законодательству наделена исключительными правами на разведку, добычу и коммерциализацию углеводородов, как на внутреннем рынке, так и за рубежом. [15, c. 45] В 2004 г. в рамках визита в Доминиканскую республику Уго Чавес выразил необходимость в создании инициативы под названием Petroamérica. Ее ключевая цель заключалась в помощи в нефтеразработке, поставкам нефти по льготным ценам, а также в инвестициях для создания условий по ее переработке. Инициатива была разделена на три отдельных проекта по принципу субрегионов. Petrosur предполагал взаимодействие Аргентины, Бразилии, Уругвая и Венесуэлы. Petroandina связывала Венесуэлу и участников Андского сообщества. Petrocaribe включал в себя страны Карибского бассейна и Центральной Америки. Таким образом, Чавес стремился создать региональную энергетическую сеть, в центре которой располагалась бы Венесуэла.

Petroamérica, созданная в 2005 г., позиционировалась как альтернативная модель интеграции и как все остальные региональные проекты Венесуэлы включала в себя ряд несвойственных энергетическому соглашению пунктов и сфер взаимодействия, таких как политика и культура.

В рамках Petrosur Венесуэла выдвинула проект создания Большого газопровода Юга (Gran Gasoducto del Sur), который должен был соединить Венесуэлу, Аргентину и Бразилию. Позже к проекту присоединилась Боливия. [41] Однако практические шаги по реализации данного проекта так и не были предприняты. Причиной это было то, что странам Южного конуса было выгоднее вести торговлю с Венесуэлой через уже существующий экономический региональный институт – MERCOSUR. Тем самым, не создавая дублирующую структуру во главе с Венесуэлой. Данный субрегион является экономически развитым, стремится вести собственную региональную политику и придерживается более умеренного политического курса. Создание региональной энергетической сети с политическими функциями, во главе которой встанет Венесуэла, было невыгодно для Аргентины и Бразилии, поэтому проект Petrosur был изначально обречен.

Инициатива по энергетической интеграции Petroandina была согласована на президентском совете в рамках саммита Андского сообщества, состоявшегося 18 июля 2005 г. в Лиме. Страны пришли к соглашению о необходимости содействовать взаимному снабжению энергоресурсами и совместным инвестициям в энергетические проекты. [42] Главы стран подписали договор «Демократия, развитие и социальная сплоченность» [43], в котором была отражена инициатива Венесуэлы. Первым проектом под эгидой Petroandina стало строительство Транскарибского газопровода соединяющего Венесуэлу и Колумбию, стартовавшее в 2006 г. Газопровод был введен в эксплуатацию в мае 2007 г. [44] Другим проектом стало строительство двух заводов по переработке газа в Боливии. [45]

Судьба Petroandina была во многом предопределена выходом Венесуэлы из Андского сообщества в 2006 г. из-за того, что Перу и Колумбия заключили соглашения о свободной торговле с США. Чавес проводивший открытую антиамериканскую политику и не упускавший случая обвинить Штаты в бедах региона, обвинил Перу и Колумбию в «смерти» Андского сообщества. [46] Эти события превратили Petroandina в двухсторонние отношения Венесуэлы и участников ALBA – Эквадора и Боливии.

На официальном сайте правительства Венесуэлы последнее упоминание о Petroandina приходится на 2009 г. ввиду начала бурения в провинции Ичило, Боливия [47], которое проходило в рамках договоров между государственными нефтяными компаниями Венесуэлы (PDVSA) и Боливии (YPFB) на разведку и разработку в пяти регионах Боливии. [48] В 2016 г. появилась информация о том, что компания PDVSA прекращает свою работу в Боливии после нескольких провалов в поиске коммерчески выгодных нефтяных месторождений. [49]

Таким образом, взаимодействие в рамках Petrosur и Petroandina по большому счету остались на уровне инициатив. В одном случае все ограничилось лишь планами, а в другом политическая ситуация свела взаимодействие на нет.

Самым успешным проектом в рамках Petroamérica стал Petrocaribe. Соглашение о сотрудничестве было подписано 29 июня 2005 г. представителями 14 стран в ходе первого энергетического совещания глав государств и правительств стран Карибского бассейна по Petrocaribe, состоявшегося в Пуэрто-Ла-Круз, Венесуэла. [50] Участники договорились о содействии в области энергетической безопасности, социально-экономического развития и интеграции стран Карибского бассейна с использованием энергетических ресурсов.

Данная инициатива в отличие от двух предыдущих строилась в первую очередь на стимулировании развития Карибского региона ввиду того, что экономика стран Карибского бассейна очень уязвима из-за их географической изолированности, высокой угрозы стихийных бедствий, низкого уровня жизни и сильной зависимости от иностранных капиталов.

В задачи Petrocaribe входит: создание инфраструктуры для управления углеводородами в каждой стране; расширение возможностей для доступа к электрической энергии путем увеличения генерирующих мощностей; способствование передаче технологий и обмену знаниями посредством создания двух- и многосторонних предприятий; расширение нефтеперерабатывающих и нефтехимических мощностей в регионе; разработка проектов по энергосбережению и использованию возобновляемых источников энергии; упрощение доступа к газу путем установки установок для сжижения, подачи трубопровода газа и заполнения газовых баллонов для бытового использования; способствование местному производству путем обмена товаров и услуг для углеводородов; поставка удобрений по конкурентоспособным ценам; поддержка местного производство продуктов питания за счет финансирования сельского хозяйства.

Сегодня Petrocaribe включает в себя 19 государств: Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Белиз, Куба, Доминика, Сальвадор, Гренада, Гайана, Гаити, Гондурас, Ямайка, Никарагуа, Доминиканская Республика, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам и Венесуэла. Гватемала вышла из соглашения в конце 2013 г., так как не смогла добиться для себя участия на выгодных условиях. [51] Инструментом взаимодействия в рамках Petrocaribe являются ежегодные саммиты. Последний 10й саммит прошел в 2015 г. в Монтего Бэй, Ямайка. [52]

Изначальное соглашение предусматривало льготную поставку нефти – когда международная цена на баррель нефти превышают 40 долл. США, срок оплаты составляет до 25 лет с двухлетним льготным периодом и процентной ставкой 1% в год. Когда цена ниже 40 долл. США за баррель, срок оплаты составляет 17 лет с двухлетним льготным периодом и процентной ставкой в 2% . В 2008 г. условия были пересмотрены. (Таблица 1) В результате, чем выше цена за баррель, тем больший процент займа предоставляется для его покупки. В случае обоюдного согласия сторон покупатель может погасить часть суммы продуктами или другими товарами. [13, c. 77]

Таблица 1. Тарифная сетка в рамках Petrocaribe после 2008 г.

Цена за баррель в долл. США

Заем

Условия

≥ 15

5%

17 лет с двухлетним льготным периодом и дальнейшей процентной ставкой в 2%

≥ 20

10%

≥ 22

15%

≥ 24

20%

≥ 30

25%

≥ 40

30%

25 лет с двухлетним льготным периодом и дальнейшей процентной ставкой в 1%

≥ 50

40%

≥ 80

50%

≥ 100

60%

≥ 150

70%

На 2014 г. по данной программе в 13 стран-членов Венесуэлой было поставлено 307 млн. баррелей нефти. Основными направлениями стали Доминиканская Республика, Ямайка, Никарагуа и Гаити. Эти четыре страны получили 87% от общего объема экспортированной нефти в рамках Petrocaribe. [53]

Перспективным проектом в рамках Petrocaribe стал план, озвученный на 14-м совете министров блока в 2014 г., о создании комплементарной экономической зоны, которая объединит ALBA, CARICOM, MERCOSUR и Petrocaribe. [54] По сути это было попыткой дать новую жизнь проекту Petroamérica. Однако из-за политических событий в Венесуэле проект не получил необходимого импульса.

Помимо экономических и энергетических инициатив Венесуэла во время президентства Чавеса выдвинула идею о создании организации в сфере региональной безопасности – Организация Южноатлантического договора (Organización del Atlántico Sur, OTAS), которая станет альтернативой НАТО. [1, c. 271, 55] Данная идея встретила отклик среди стран региона, однако была переосмыслена во многом благодаря Бразилии и трансформировалась от принципа конфронтации по отношению к внешним игрокам к принципу поддержания внутренней стабильности региона. В итоге OTAS не был создан, но в рамках UNASUR был учрежден Consejo de Defensa, который отвечает за вопросы региональной безопасности. Ироничным представляется тот факт, что изначально проект создания Организации Южноатлантического договора был впервые предложен в середине 1970-х гг. и был нацелен на борьбу с коммунизмом и распространением влияния Советского Союза в Латинской Америке и Африке. [56, 57]

Выводы

Таким образом, во время президентского правления Уго Чавеса выдвигалось большое количество инициатив направленных на развитие региональной экономики, инфраструктуры, политической кооперации и интеграции. Однако до непосредственной реализации доходила лишь малая доля из них. Многая информация о невыполненных инициативах просто удалялась с официальных информационных ресурсов, что позволяет сделать вывод о низкой эффективности данных региональных институтов. Следует отметить информационный вакуум, который свойствен всем региональным институтам, которые созданы и возглавляются Венесуэлой.

Сложность в оценке боливарианского регионализма заключается в том, в рамках данной политики интеграция измеряется в первую очередь социальными показателями, что несвойственно классической теории интеграции. Данный акцент оставляет нерешенными сразу ряд проблем, которые, в конце концов, сводятся к колоссальной асимметрии в развитии и финансовых возможностях стран-участниц. Единоличное лидерство и спонсорство Венесуэлы всех инициатив ставит их в зависимость от политической и экономической ситуации внутри этой страны. Только благодаря нефтяным доходам Венесуэлы стали реальностью многие боливарианские программы и инициативы, особенно в период, когда мировые цены на нефть превышали 100 долл. США за баррель. Это позволяло правительству Венесуэлы относительно безболезненно и без особого ущерба для бюджета и экономического развития страны выдерживать дополнительные финансовые нагрузки в связи с продвижением региональных проектов. [6]

Венесуэла активно использовала энергетическую дипломатию, благодаря которой пыталась создать латиноамериканскую политическую систему, в центре которой находилась бы она. Однако отсутствие поддержки стран Южного конуса и конфликт с Колумбией и Перу, сделал данную инициативу весьма ограниченной территориально и финансово. По сути, лишь Petrocaribe имел некоторый успех, однако в программу входили самые бедные и наименее влиятельные страны региона, что не могло обеспечить Венесуэле желаемого лидерства. Тем самым попытка масштабирования боливарианской модели на весь латино-карибский регион оказалась неудачной. Инициативы Венесуэлы нашли наибольший отклик среди самых бедных и отсталых стран региона, которые были заинтересованы в экономическом росте за счет Венесуэлы.

В последние три года активность Венесуэлы на региональном уровне снизилась практически до нуля ввиду падения цен на нефть, а также политического и экономического кризиса в стране. Институты, созданные в рамках данной региональной политики, напрямую зависят от финансовых вливаний Венесуэлы и сегодня фактически полностью парализованы. По большей части все взаимодействия в их рамках закончились в 2015 г. Бывший консультант при юридическом секретариате администрации президента Эквадора Висенте Сервигон, с которым удалось пообщаться автору, отмечает, что, в частности, ALBA будет с каждым днем терять свою значимость. [58]

Таким образом, можно констатировать, что существование боливарианского регионализма пришлось на период с 2004 по 2015 гг. Явный спад наметился после прихода к власти в 2013 г. Николаса Мадуро, в связи с чем в венесуэльском обществе началось расслоение между сторонниками власти и оппозицией, что вылилось в общественные демонстрации и уличные столкновения. Между тем экономическая ситуация в стране начала значительно ухудшаться и власти были вынуждены ввести карточную систему, так как возник дефицит товаров первой необходимости [59], страна стала мировым лидером по уровню инфляции. [3]

Сегодня кризис в Венесуэле является большой проблемой для стран и политических институтов региона, которые не могут найти способа его решения. Вместе с тем, ситуация в Венесуэле грозит перерасти в масштабную гражданскую войну, что угрожает безопасности всего региона. Однако страны Южной Америки традиционно придерживаются политики невмешательства во внутриполитическую жизнь друг друга, поэтому данный вариант решения проблемы представляется маловероятным. Как и прежде регион продолжит оказывать давление на правительство Венесуэлы с помощью официальных мер через систему существующих политических институтов. Во многом будущее Венесуэлы будет определено на президентских выборах 2018 г.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.