Статья 'Технологические исследования омофора и пояса XVIII века из Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника ' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Технологические исследования омофора и пояса XVIII века из Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

Орфинская Ольга Вячеславовна

кандидат исторических наук

старший научный сотрудник, Центр египтологических исследований РАН

119071, Россия, г. Москва, пр. Ленинский, 29, строение 8

Orfinskaya Ol'ga Vyacheslavovna

PhD in History

Senior Scientific Associate, Center for Egyptological Studies of the Russian Academy of Sciences

119071, Russia, g. Moscow, pr. Leninskii, 29, stroenie 8

orfio@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2018.5.25188

Дата направления статьи в редакцию:

12-01-2018


Дата публикации:

19-05-2018


Аннотация: Объектом исследования является археологический текстиль XVIII века, хранящийся в фондах Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Текстиль: два фрагмента одного омофора и пояс, после извлечения из погребения, имели плохую сохранность. Для их хранения и возможной в дальнейшем экспозиции, музею было необходимо провести реставрационные работы. Современная научная реставрация подразумевает проведение исследований, которые позволяют выбрать правильные методики реставрационных работ, а также уточнить систему пошива изделий, рисунки тканей и структуру текстильных переплетений. Зачастую удается выполнить реконструкцию как формы, так и цвета исследуемого объекта. Для исследования применялись естественно-научные методы, такие, как микроскопия в отраженном и в проходящем поляризованном и неполяризованном свете на различных микроскопах. Для определения элементного состава металла золотных нитей применялся метод рентгенофлуоресцентного спектрального анализа. Также применялось визуальное исследование, искусствоведческий анализ, метод аналогий, метод графических реконструкций. Исследования археологического музейного текстиля, достаточно редки, так как у музеев нет ни специалистов, ни оборудования, ни денег. Данная работа была проведена в отдел реставрации кожи и археологического текстиля (заведующий отделом Н.П. Синицына) Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря. Основная задача данной публикации является введение в научный оборот новых артефактов имеющих четкую датировку и привязку к конкретной исторической личности. Такие исследования необходимо проводить для всех музейных объектов. В данной работе представлены схема проведения и основные направления в области исследования и реставрации текстиля.


Ключевые слова:

церковное облачение, археологический текстиль, китайские шелковые ткани, золототканые ленты, епископ Ириней Братанович, камка, XVIII век, Вологодский музей, пояс, омофор

Abstract: The object of this research is the archeological textile of the XVIII century, which is preserved in the funds of Vologda State Historical, Architectural and Art Museum-Reserve. Two fragments of an omophorion and a belt, after having been extracted from the grave were poorly preserved. For their storage and potential exposition, the museum had to conduct restoration works. The modern scientific restoration implies the research practices that allow selecting the proper methods of restoration works, as well as refine the system of sewing garments, fabric ornaments, and the structure of textile interlacing; often it is possible to reconstruct the shape and color of the examined object. For determination of the ultimate composition of golden embroidery threads, was applies the method of X-ray fluorescence spectral analysis. The research was conducted in the department of restoration of leather and archeological textile (Head of the department N. P. Sinitsyn) of the Grabar Russian Art and Research Restoration Center. The main goal of this publication consists in introduction into the scientific discourse of the new artefact with precise daring and reference to a specific historical figure. Such research must be performed on all museum objects; therefore, the author provides the scheme and key directions in the area of examination and restoration of textile.


Keywords:

church vestments, archeological textiles, Chinese silk, woven ribbons with gold threads, bishop Irenaeus Bratanovich, damask, XVIII century, The Vologda Museum, waistband, omophorion

Любой археологический предмет «проживает» несколько жизней: от момента создания, до попадания в землю, затем в земле, после извлечения из которой дожидается реставрации, затем реставрация, и после реставрации - хранение или экспозиция в музее. Каждый этап этой жизни имеет свои условия, где протекают определенные процессы. Для сохранения артефакта необходимо понимать эти процессы, а для понимания, необходимы исследования. В настоящее время исследование текстиля подразумевает комплексный подход, при котором памятники должны рассматриваться на пересечении искусствоведческого, исторического и технологического анализа.

Очень редко в музейных изданиях можно встретить полное научное описание объекта. За последние годы в нашей стране вышло всего несколько музейных каталогов, посвященных тканям или одеждам. Это книга, выпущенная Историческим музеем «Русские узорные ткани» [1], где представлены замечательные ткани и минимальное искусствоведческое описание. Аналогичная проблема и в каталогах «Драгоценные ткани» [2], и «Художественные ткани средневекового Египта в собрании Эрмитажа» [3]. А вот в книге «Персидские и турецкие ткани XVI-XVII веков в собрании Исторического музея» [4] дано только технологическое описание тканей. Лучшими образцами можно считать каталоги Музея Востока, это «Мир сефевидских тканей ХVI-ХVII вв.» [5] и «Художественный текстиль Османской империи XVI - начала XX в.» [6], где соединено искусствоведческое и технологическое описание тканей, однако, и здесь отсутствует описание целых сшитых изделий. Так, под номером 7 в текстиле Османской империи стоит стихарь и его общие размеры, а описывается только основная ткань. Заплатки, нашитые на этот стихарь, описываются отдельно, под номером 36. Такой подход затрудняет восприятие музейного предмета, как значимой единицы. В одном из последних каталогов «Праздничная одежда народов России» [7] даны только небольшие этнографические описания. Ни в одном каталоге нет полного описания объекта, его крой, система пошива и детального технологического описания каждой, входящей в него ткани. Исключением является каталог ГЭ, посвященный археологическим тканям Северного Кавказа, «Китай на шелковом пути» [8]. В этой работе достаточно кратко и четко дается описание всего изделия, выделяются его части и описывается каждая ткань. К сожалению этот опыт не был воспринят другими музеями. Проблема реставрации музейного текстиля отмечается только в специальных изданиях. Например, «Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация: каталог выставки» [9], на данный момент это лучшая демонстрация научного подхода к описанию музейных предметов и их реставрации. До этого издания был выпущен всего один небольшой каталог «Русский Север глазами реставратора. Ткани, одежда: каталог выставки» [10], но в нем представлена минимальная информация.

В отдел реставрации кожи и археологического текстиля (заведующий отделом Н.П. Синицына) Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря из фондов Волгоградского музея-заповедника поступило два предмета: узкая лента на подкладке, которую, вероятней всего можно определить, как пояс (рис. 1), и два фрагмента одного омофора (рис. 2), имеющих один фондовый номер (Инв. № НВ 12177/3). Материал был получен в ходе археологических раскопок, проводимых в Софийском соборе в 1979 г. Некрополь Софийского собора - погребальный комплекс XVI-XIX веков епархиального кафедраль­ного собора г. Вологды [11]., Погребение принадлежало епископу Иринею (в миру Иоан Братанович, или Иоан Братановский), который являлся епископом Вологодским и Великоустюжским, а также известным православным проповедником. Информацию об этом человеке можно и сегодня найти в энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона [12], что свидетельствует о его вкладе в духовную жизнь православного общества. Информацию можно почерпнуть и из сайта "Церковная история Вологодского края" [13]. Сканчался епископ Ириней Братанович 23 апреля 1796 года. Следовательно, артефакты датируются концом XVIII века. Единственный портрет епископа Иринея Братановича храниться в "палпте" Вологодского архиерейского дома [14].

А

Б

Рис. 1. Общий вид пояса

А – до реставрации; Б - после реставрации

А

Рис. 2. Общий вид двух фрагментов омофора

А – до реставрации; Б - после реставрации

Методы исследования

Для описания объектов на первом этапе применяется визуальный метод исследования: определяется конструкция, система пошива и типы швов, выявляются составные части и отмечаются внешние признаки каждой детали или ткани.

Метод графической реконструкций используется для уточнения рисунка на тканях или построения орнаментов, а также для более полной визуализации объекта.

Искусствоведческий анализ и метод аналогий позволяет определить возможное место и время создания ткани или всего объекта целиком.

Исторический подход помогает вписать артефакт в исторический контекст, определить его роль при жизни носителя.

Для технико-технологических исследований текстильных изделий применялись стандартные методы:

- Микроскопия в отраженном свете с использованием бинокулярного микроскопа Stemi 2000-CS при увеличениях от 10 до 40x. Этот метод применялся для определения структуры текстильных переплетений в тканях.

- Микроскопия в проходящем поляризованном и неполяризованном свете на микроскопе OLIMPUS при увеличениях от 40 до 200x проводилась для определения природы текстильных волокон методом морфологического анализа.

- Для определения элементного состава металла золотных нитей применялся метод рентгенофлуоресцентного спектрального анализа (РФСА). Данное исследование было проведено в лаборатории физико-химических исследований Центра реставрации им. И.Э. Грабаря А. Я. Мазиной (за что и приносим ей свою благодарность).

Более подробно о методах исследования археологического текстиля можно узнать в работах, посвященных исследованию органических материалов из некрополя Вознесенского монастыря [15, 16].

Реставрация объектов была проведена О.В. Орфинской и стажером из Японии Т. Мураками.

Пояс

Размеры: длина 96 см, ширина 6 см.

Пояс состоит из тканой ленты и подкладки. Подкладка сшита из двух различных тканей (рис. 3).

Рис. 3. Схема пояса

I – лицевая сторона пояса; II – изнаночная сторона пояса; III – продольный разрез пояса.

Условные обозначения: 1 – лента; 2 – ткань подкладки 1; 3 – ткань подкладки 2;

4- промежуточный слой; 5 – след коричневого цвета от железной пряжки пояса;

6 – сильно коррозированный железный стержень, расположенный между двух слоев ткани подкладки; 7 – шов, соединяющий две ткани подкладки.

А-А продольный разрез; кр.1 – кромка подкладочной ткани 2; кр.2 - кромка подкладочной ткани 3.

Подкладочные ткани имеют кромки, расположенные по внешним коротким сторонам пояса, по центру, где ткани соединяются, они срезаны. При промывке, между основной тканью и подкладкой, были выявлены остатки промежуточного слоя, который представляет собой небольшие жесткие фрагменты черного цвета, вероятно сильно деструктированного тонкого картона (рис. 4). Для соединения тканей использовались шелковые сшивные нити. Материалы, из которых был изготовлен пояс, внесены в таблицу 1.

Рис. 4. Общий вид фрагментов промежуточного слоя

Таблица 1

Список материалов, использованных при пошиве пояса

Объект

Ткани и нити

Образцы

1. Пояс

1.1. Лента.

1.1.1. Нити основы

1.1.2. Нити базового утка

1.1.3. Нити дополнительного (золотного) утка

1.2. Ткань подкладки 1.

1.2.1. Нити основы

1.2.2. Нити утка

1.3. Ткань подкладки 2.

1.3.1. Нити основы

1.3.2. Нити утка

1.4. Остатки промежуточного слоя

1.4.1. Материал черного цвета

1.5. Сшивные нити

1.5.1. Сшивная нить

Состояние сохранности экспоната

На одном из концов пояса сохранились остатки, вшитого, железного стержня и на расстоянии 1,5 см от него, на изнаночной стороне – вертикальный ржавый след (рис. 5). Вероятно, это остатки поясной пряжки. При визуальном осмотре на ленте были выявлены загрязнения светлого и темного цвета, небольшие участки с пятнами зеленого (продукты коррозии медесодержащего металла) и коричневого цвета (продукты коррозии железосодержащего металла). На ленте золотные нити частично повреждены, золото, почти полностью утрачено. На тканях подкладки фиксируются разрывы, загрязнения, аналогичные загрязнениям ленты.

Рис. 5. Участок ленты с изнаночной стороны с остатками железного предмета, вероятно, пряжки пояса

Результаты исследование пояса

Лента

Основная ткань пояса, это тканая золотная лента шириной 6 см (рис. 6).

1 2

Рис. 6. Лента

1 – участок лены с хорошо сохранившимся узором;

2 – прорисовка узора ленты:

А – художественный раппорт выделен бежевым цветом;

Б – технический раппорт.

Все поле ленты разделено на треугольники, образованные ветвями и листьями, в которые вписаны зеркально развернутые друг к другу замки.

Размер технического раппорта: высота – 8.5 см, ширина – 6 см. Ширина раппорта соответствует ширине ленты. Рисунок сформирован золотными нитями на фиолетовом шелковом фоне (рис. 7). Кромка ленты имеет волнистый край из фестонов, сформированных золотными нитями дополнительного утка (рис. 8).

А

Б

Рис. 7. Микрофотографии:

А - участок тканой ленты с золотными нитями

Б – золотная нить утка

Рис. 8. Схема текстильных переплетений кромки ленты

А – участок кромки, где нить основы перекрывает 2 ряда утка (по 2 нити в каждом);

Б – участок кромки, где нить основы перекрывает 1 ряда утка (2 нити);

С – основное полотно ленты с рисунком.

АБ

Рис. 9. Микрофотографии шелковых волокон нитей ленты:

А – шелковые волокна нити основы; Б – шелковые волокна нити базового утка

Тип ткани: лансе на полотне.

Основа – шелк коричневого (рис. 9.А) цвета, без крутки, толщиной 0.4 мм. Плотность: 52 нити основы на 1 см.

Утки

Уток базовый – шелк коричневого или фиолетового (Рис. 9.Б) цвета, без крутки, толщиной 0.5 мм.

Уток дополнительный (золотный) – пряденная золотная нить, где на шелковый тонированный (вероятно, фиолетовый) сердечник с Z-круткой навита полоска металла шириной 0.3 мм в S направлении. Диаметр нити 0.3 мм. Полоска, позолоченная с двух сторон, состоит из серебра с небольшой добавкой меди и свинца.

Проброс: 1 уток базовый и 1 уток золотный. Порядок проброса последовательный: 1, 2, 1, 2 и т.д. Плотность: 22 проброса.

Переплетения:

Базовое – полотняное (1:1).

Дополнительное – по рисунку.

Кромки с двух сторон одинаковые, шириной 1 мм. Структура кромки: 8 нитей основы переплетаются с утком, состоящим из пары: У баз. и У. зотлотный. Система переплетения - полотняная. При 6 поворотах золотные нити утка делают петли различной длины, формируя фестоны. Между фестонами расположены 4 поворота нитей утка, где петли отсутствуют (рис. 10).

Рис. 10. Микрофотография боковой кромки ленты

Подкладка сшита из двух тканей: ткань подкладки 1 и ткань подкладки 2.

Ткань подкладки 1.

Длина 56 см. Ширина 6 см.

Полоса вырезана поперек ткацкого куска. На матовом (сатин) фоне блестящий (атлас) узор. Судя по кромке, и по отношению атлас-сатин, это изнаночная сторона ткани. Общий цвет ткани в данный момент светло-коричневый. Рисунок включает два элемента: веточку из трех цветков, напоминающих дикие гвоздики и два цветка в вазе с одним большим листом (рис. 11). Высота раппорта не определяется, ширина раппорта 34 см.

А

Б

Рис. 11. Ткань подкладки 1

А – участок ткани с сохранившимся рисунком; Б - прорисовка узора ткани

Рис. 12. Микрофотография подкладочной ткани 1

Фон - атлас (4:1), узор – сатин (1:4)

Тип ткани: камка (рис. 12).

Основа – шелк светло-зеленый (микроскопические исследования), без крутки толщиной 0.1 мм. Плотность: 100 нитей основы на 1 см.

Уток – шелк светло-желтый (микроскопические исследования), без крутки толщиной 0.2 мм. Плотность: 50 нитей утка на 1 см.

Переплетения (на лицевой стороне изделия):

Фон – сатин 1:4

Узор – атлас 4:1

Кромка сохранилась с одной стороны ткани. На основном полотне, примерно через 10 нитей основы от кромки в сторону центра ткани проходит полоса из более темных нитей основы. В формировании кромки участвует около 20 нитей основы. Толщина нитей основы в кромке почти в два раза больше, чем в основном полотне Переплетение – полотняное.

Ткань подкладки 2.

Длина 54 см. Ширина 6 см.

Полоса вырезана поперек ткацкого куска. На блестящем (атлас) фоне матовый (сатин) узор. Общий цвет ткани в данный момент светло-коричневый. Рисунок включает два элемента: вероятно крупный цветок пиона, от которого вошла только нижняя часть с двумя листьями и небольшой букет из трех цветков с округлыми лепестками в обрамление листьев, расположенный в вазе (?) (рис 13).

Высота раппорта не определяется, ширина – 31 см.

А

Б

Рис. 13. Ткань подкладки 2:

А – участок ткани с сохранившимся рисунком; Б – прорисовка узора ткани

Тип ткани: камка.

Основа – шелк зеленоватого цвета (микроскопические исследования), без крутки толщиной 0.1 мм. Плотность: 100 нитей основы на 1 см.

Уток – шелк зеленоватого цвета (микроскопические исследования), без крутки толщиной 0.2 мм. Плотность: 50 нитей утка на 1 см.

Переплетения:

Фон – атлас 4:1

Узор – сатин 1:4

Кромка аналогична кромке ткани подкладки 1.

Пояс был сшит шелковыми нитями зеленого цвета в два сложения (S,2z), это косвенно подтверждает то, что ткани подкладки были светло-зелёного или желто-зеленого цвета.

Реставрация пояса

На реставрационном совете отдела, состоявшимся 12 мая 2016 г., было принято реставрационное задание, которое и было выполнено.

Этапы реставрации пояса:

1. Фотофиксация объекта до начала реставрации.

2. Дезинфекция объекта в течение 5 дней. Объект находился в камере с привентолом.

3. Сухая очистка поверхностей, которая производилась кистями различной мягкости.

3. Влажная промывка пояса на стекле. Перед влажной промывкой был проведен тест на стойкость красителей в ленте и тканях подкладки. Убедившись, что краситель стойкий, была проведена промывка в водном растворе 10% ПЭГ.

4.Устранение деформации. После промывки, влажный пояс был разложен на стекле и тщательно расправлен и разглажен рукой до полного устранения деформации. Затем он был перекрыт фильтровальной бумагой и мешочками с песком, чтобы зафиксировать правильное положение тканей.

5.Сухая очистка локальных загрязнений под лупой жесткой кистью. Данная очистка применялась только в местах, где после промывки остались видимые загрязнения. Работа проводилась очень аккуратно. Кисть двигалась по основному застилу нитей с минимальным их повреждением.

6.Удаление остатков промежуточного слоя. Промежуточный слой является остатками сильно деструктированной ткани или картона, предварительно аппретированной, для придания большей жесткости поясу. Удаление остатков этого слоя заключалось в его извлечении из полости между внешним и изнаночным слоем пояса с помощью мини пылесоса и кистей различной жесткости.

7. Механическое удаление остатков железной детали.

8. Подбор и подготовка дублировочного материала.

10. Дублирование подкладочных тканей в местах прорывов и утрат.

11. Укрепление реставрационной сеткой золотных нитей на лицевой стороне пояса.

12. Частичное перекрытие тонированным тонким газом изнаночной стороны пояса. Участки с хорошей сохранностью тканей не перекрывались.

13. Фотофиксация пояса поле реставрации.

Фотографирование пояса проводилось на всех этапах реставрации.

Заключение по поясу

Тканая лента имеет рисунок, который был характерен для тканей первой половины XVIII века в Европе (рис. 14).

0001_02

Рис. 14. Фрагмент французской ткани 1735-1740 гг [17]

Возможно, именно оттуда и была завезена шелковая золотная лента. Китайские шелка на Русский рынок в этот период поступали достаточно регулярно, так как начиная с времени правления царя Алексея Михайловича (1645-1676) торговля с Китаем была хорошо организована [18]. Китайские камчатые ткани XVII века были обнаружены в нескольких погребениях Вознесенского монастыря Московского Кремля [19]. Китайская камка была тонкая и поэтому она зачастую использовалась как подкладка в богатых одеждах. В церковном облачении эта ткань применялась для подкладок или отделки, например, для фелоней [20]. Камчатые ткани встречаются и в рядовых погребениях XVII века средней полосы России [21]. В XVIII веке этих тканей становится еще больше, и они доступны почти всем слоям населения.

На сайте Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в разделе «Иконография восточно-христианского искусства дается замечательная подборка предметов церковного шитья. Здесь можно найти определение пояса и изображения самих поясов. «Пояс – часть богослужебного облачения священника и архиерея надевается поверх подризника и епитрахили, представляет собой неширокую полосу материи, украшенную галунами, в середине имеет нашитое знамение креста. К двум концам пояса пришиты ленты, которыми он связывается на пояснице» [22].

Однако анализ представленного на сайте материала позволяет сделать выводы, что это определение не совсем верно. Точнее, оно верно для современного пояса русской православной церкви. По представленным фотографиям выделяются два вида поясов: с пряжками, которые застегивались впереди и с завязками, которые завязывались сзади. Для первой группы весь акцент подает на пряжку. Она могла быть серебряной и декорированной драгоценными камнями. Основой поясов были специально сотканные тканые ленты или богатые ткани (XVI век – Венеция; XVII век – Греция, Грузия; Сербия; XVIII век – Афон; XIX в. – Греция; Сербия). Три пояса из Афона (1767 г, 1790 г. 1833 г.), это сотканы ленты «из красного шелка и золота и имеет надпись: Святой Город // Иисус - Сузанна 1767 (или у двух других 1790 г. 1833 г.) - Христос/ Иерусалим. Такие пояса обычно закреплялись застежками в форме раковины с изображением христианских сцен с надписью». Ширина тканых лент от 4,5 см до 8 см, длинна около метра (92 см – 123 см).

Ко второй группе относятся пояса с завязками и крестом по центру пояса. Именно такие, как описываются в определении. Акцент в данном поясе, это крест. На сайте представлен один пояс XV-XVI вв. и один - XX в. Они были изготовлены на русской земле. На поясе XIX в. из Киево-Печерской лавры в центре расположен не крест, а монограмма. Интересным примером промежуточной формы является пояс начала XVIII века из ризницы Спасского монастыря в Ярославле. Этот экспонат имеет как пряжку, так и в крест.

Пояс из погребения епископа Иринея Братановича имел пряжку. Основная ткань – лента, но не специально сотканная (без текста), а просто дорогая, с золотными нитями и с вполне светским сюжетом. Ближайшими аналогами по конструкции этому поясу являются пояса из Греции. Можно предположить, что к концу XVIII века у Русского духовенства не существовало жесткого стандарта в деталях облачения.

Омофор

Омофор представлен в двух фрагментах (рис.2).

Размеры: 106х29 и 109х29 см.

Для изготовления омофора применялись следующие материалы:

- основная ткань (ткань 1),

- ткани отделки под кружевом (ткань 2),

- ткани, которая подшита на концах омофора, ниже полосы с кружевом (ткань 3),

- ткань, расположенная на нижних концах омофора, но выше полосы из ткани 3 (ткань 4).

- четыре вида кружева из золотных нитей:

1 - по внешним длинным сторонам изделия (кружево 1),

2 – поперек изделия на его концах (кружево 2),

3 – для креста (кружево 3);

4 – в верхней части фрагментов по длинным сторонам подшит еще один вид кружева (кружево 4).

Два виды кружева (кружево 2 и 3) выполнены с использованием двух типов золотных нитей: пряденных и плоских. Для плетения кружева 1 и 2 применяли только пряденные золотные нити. В кружеве 3 присутствуют «тонкие» и «толстые» пряденные золотные нити.

Схема расположения тканей на фрагментах представлена на рис. 15.

Рис. 15. Схема расположения тканей на двух фрагментах омофора:

А – фрагмент 1; Б – фрагмент 2.

1 – основная ткань (ткань 1); 2 – ткань отделки под кружевом (ткань 2); 3 – ткань на нижних конах омофора (ткань 3); 4 – ткань, продолжающая основную ткань на нижних концах омофора (ткань 4)

По боковым швам, с изнаночной стороны изделия сохранились остатки бумаги (рис. 16), которая, вероятно, делала омофор более плотным и находилась между лицевой тканью и тканью подкладки. На данный момент бумага почти полностью утрачена. В нижних частях омофора сохранились незначительные остатки канители (рис. 17), которая спускалась бахромой на ткань 3. Для соединения различных деталей применялись темные и светлые сшивные нити.

Рис. 16. Участок омофора, где сохранились остатки бумаги

Рис. 17. Участок омофора, где сохранились остатки бахромы из канители.

Список материалов, использовавшихся при пошиве омофора представлен в таблице 2

Таблица 2

Список материалов, использованных при пошиве омофора

Объект

Ткани и нити

Образцы

2. Омофор

Два фрагмента

2.1. Основная ткань. Ткань 1.

2.1.1. Нити основы

2.1.2. Нити утка

2.2. Ткань отделки под кружевом. Ткань 2.

2.2.1. Нити основы

2.2.2. Нити утка

2.2.3.Нити основы в кромке

2.3. Ткань, пришитая по нижним концам омофора. Ткань 3.

2.3.1. Нити основы

2.3.2. Нити утка

2.3.3. Нити основы в кромке

2.4. Ткань, расположенная между тканью 1 и тканью 3. Ткань 4.

2.4.1 Нити основы

2.4.2. Нити утка

2.5. Сшивные нити

2.5.1. Светлые нити

2.5.2.а. Темные нити. Толстые

2.5.2.б. Темные нити. Тонкие

2.6. Бумага на изнаночной стороне изделия, зафиксированная в боковых швах.

2.6. Бумага

2.7. Кружево 1

2.7.1. Пряденные золотные нити

2.8. Кружево 2

2.8.1. Пряденные золотные нити

2.8.2. Плоские золотные нити

2.9. Кружево 3

2.9.1. Пряденные золотные нити

2.9.2. Плоские золотные нити

2.10. Кружево 4

2.10.1. Пряденные золотные нити

2.10.2. Плоские золотные нити

Состояние сохранности экспоната

На лицевой стороне фрагмента 2, на расстоянии 23 см от нижнего края находилась кожаная петля, соединенная с неопределенным железным предметом. Железо прочно «прикипело» к лицевой ткани омофора, но оно не было прикреплено к ней. Следовательно, это часть некого предмета, который был прижат к омофору с внешней стороны. На изнаночной стороне в месте, где фиксируется след от ржавчины, сохранился небольшой фрагмент еще одной ткани. Можно предположить, что это ткань полотняного переплетения, вероятно, из растительных волокон, являлась подкладкой.

При визуальном осмотре на фрагментах омофора были обнаружены светлые и темные загрязнения, следы коррозии металлов, а также остатки паутины. Темные загрязнения, вероятно, являются почвенными. На нитях кружева хорошо видны белые пятна, вероятно, высылы. При сухой очистки на внешней стороне кружевного креста фрагмента 1 был зафиксирован небольшой фрагмент еще одной ткани. Аналогичная ткань была выявлена и на внешней стороне кожаной петли. Вероятно, эти фрагменты относятся к другому изделию, которое перекрывало омофор сверху.

Результаты исследования омофора

Основная ткань омофора (рис. 18)

Размеры (см): Фрагмент 1: 57х25; 12х25; 11х25. Фрагмент 2: 60х25; 12х25; 11.5х25.

Основной тканью омофора фиолетового или коричневого цвета является камчатой. Ткань на лицевой стороне имеет матовый рисунок на атласном фоне. Рисунок расположенный вертикальными полосами из цветов, листьев и плодов достаточно крупный (рис. 19). Размер технического раппорта ткани не определяется.

Полосы ткани были вырезаны вдоль ткацкого куска. С одной стороны фрагментов сохранилась кромка.

Рис. 18. Основная ткань омофора. Изнаночная сторона

Рис. 19. Прорисовка узора основной ткани омофора

Рис. 20. Микрофотография основной ткани

Тип ткани: камка (рис. 20)

Основа – шелк красновато-коричневого цвета (микроскопические исследования), без крутки или с очень слабой Z круткой толщиной 0.1 мм. Плотность: 112 нитей основы на 1 см.

Уток - шелк красновато-коричневого цвета (микроскопические исследования), без крутки толщиной 0.3-0.4 мм. Плотность: 56 нитей утка на 1 см.

Переплетения:

Фон – атлас 7:1 (раппорт 8).

Узор – сатин 1:7 (раппорт 8).

Кромкаимеет ширину около 1 см. Переплетение – саржа 3:1 (Z). Две крайние нити толстые.

Ткань отделки под кружевом.

Размеры (см): Фрагмент 1: 15х4; 42х4; 36х4; 4х15; 4х14; 59х4. Фрагмент 2: 24х4; 32х4; 39х4;4х24; 4х5; 16х4; 23х4;14х4;19х4.

Все полосы, подшитые по длинным сторонам омофора, вырезаны вдоль ткацкого куска. Четыре фрагмента, подшитые по коротким сторонам, кроились поперек ткацкого куска. На двух из них сохранились кромки. Первоначально ткань могла быть синего цвета.

Тип ткани: тафта (рис. 21).

Рис. 21. Микрофотография ткани отделки

Рис. 22. Микрофотография шелковых волокон ткани отделки. Видно, что качество окраски достаточно низкое, краситель расположен в основном на поверхности волокон. Поэтому промывать зеленую ткань отделки необходимо было с большой осторожностью.

Основа – шелк зеленый или синий (рис. 22), без крутки, толщиной 0.3-0.4 мм. Плотность: 44 нити основы на 1 см.

Уток - шелк зеленый или синий, без крутки толщиной, 0.3 мм. Плотность: 28 нитей утка на 1 см.

Переплетение: полотняное (1:1)

Кромка имеет ширину около 0.5 см. Крайняя кромочная нить более толстая и светлая. Остальные 24 нити в кромке состоят из парных светлых и зеленых нитей основы. Переплетение полотняное.

Ткань, подшитая к нижним концам омофора

Размеры (см): 10х30; 10х30.

Два куска фиолетовой или коричневой ткани расположены на концах омофора. Они вырезаны поперек ткацкого куска. На одном из фрагментов сохранилась кромка.

Тип ткни: атлас (рис. 23)

Рис. 23. Микрофотография ткани, подшитой к нижним концам омофора

Основа – шелк коричневый или фиолетовый со слабой Z круткой толщиной 0.1 мм. Плотность: 86 нитей основы на 1 см.

Уток - шелк коричневый или фиолетовый, без крутки толщиной 0.2-0.3 мм. Плотность: 24 нити утка на 1 см.

Переплетение: атлас (4:1)

Кромка имеет ширину около 1см. Кромочные нити светлые, крайняя нить более толста.

Ткань, расположенная между основной тканью и тканью отделки. Ткань 4.

Размеры (см): Фрагмент 1: три сшитых между собой фрагмента 15х25. Фрагмент 2: два сшитых между собой фрагмента 15х25.

Ткань фиолетового или коричневого цвета с растительным узором (рис. 24). На лицевой стороне ткани атласный рисунок на матовом фоне. Рисунок из цветов, листьев и плодов фантастических растений. Размер технического раппорта не определяется.

Рис. 24. Ткань 4. Изнаночная сторона.

Рис. 25. Микрофотография ткани 4

Рис. 26. Микрофотография шелковых волокон ткани 4.

Краситель в основном расположен на поверхности волокон, образовав «чехол».

Тип ткани: камка (рис. 25)

Основашелк коричневого или фиолетового цвета (рис. 26) с очень слабой S круткой толщиной 0.2 мм. Плотность: 60 нитей основы на 1 см.

Уток - шелк коричневого или фиолетового цвета, без крутки толщиной 0.3 мм. Плотность: 34 нитей утка на 1 см.

Переплетения:

Фон – сатин 1:7.

Узор – атлас 7:1.

Кружево 1

С формами кружева XVIII века, а также с различными видами золотных нитей, применяемых в кружевоплетении можно ознакомиться в статье "Золотные ткани и золотосеребряное кружево в женских головных уборах XVIII века" [23].

Коклюшечное кружево 1 (рис. 27) шириной 3.5 см. Раппорт узора около 4,5 см.

Рис. 27. Общий вид кружева 1

Рис. 28. Микрофотография золотных нитей кружева 1

Для плетения применяли пряденую золотную нить, где полоска металла навита на шелковый неокрашенный (визуальное определение) сердечник в S направлении (рис. 28). Диаметр нити 0.6 мм, ширина полоски металла 0.5 мм. Металлическая полоска, выполненная из серебра с небольшими добавками меди и свинца, имеет двухстороннее золочение.

Кружево 2

Коклюшечное кружево (рис. 29) шириной 3.5 см. Раппорт узора около 11 см.

Для плетения кроме пряденной золотной нити использовали и плоская золотная нить (бить) (рис. 30).

Рис. 29. Общий вид кружева 2

Рис. 30. Микрофотография золотных нитей кружева 2

В пряденной золотной нити полоска металла навита на шелковый неокрашенный (визуальное определение) сердечник в S направлении. Диаметр нити 0.6 мм, ширина полоски металла 0.5 мм. Металлическая полоска выполнена из сплава, содержащего серебро и медь, лицевая и оборотная стороны которой покрыты тонким слоем золота.

Бить, выполненная из сплава серебра и меди, имеет двухстороннее золочение. Ширина полоски металла 1 мм.

Кружево 3

Коклюшечное кружево (рис. 31) шириной 4.5 см. Раппорт узора около 2 см.

Для плетения использовали два вида пряденных золотных нитей: нить с сердечником первого порядка («тонкая» нить) и нить с сердечником второго порядка («толстая» нить), (рис. 32).

Рис. 31. Общий вид кружева 3

А

Б

Рис. 32. Микрофотографии кружева 3

А - участок кружева с толстыми и тонкими пряденными золотными нитями;

Б – участка кружева с прядеными и плоскими (бить) золотными нитями

«Тонкая» золотная нить – неокрашенный (визуальное определение) шелк с S круткой, на который навита полоска металла шириной около 0.5 мм в S направлении. «Толстая» нить имеет сердечник с Z,2s круткой, на который навита полоска металла шириной 0.5 мм в S направлении. Метал – сплав серебра и меди с двухсторонним золочением.

Кроме пряденной золотной нити использовали бить из сплава серебра с медью и двухсторонним золочением. Ширина полоски бити 1 мм.

Кружево 4

Коклюшечное кружево (рис. 33) шириной 3 см. Раппорт узора примерно 3 см.

Для плетения использовали только пряденные золотные нити, где на неокрашенный (визуальное определение) шелковый сердечник в S направлении навита полоска металла. Диаметр нити 0.3 мм. ширина полоски металла 0.3 мм. Металл – сплав серебра с медью и двухстороннее золочение.

Рис. 33. Общий вид кружева 4

Заключение по кружеву

Производство золотных нитей на Руси по письменным источникам было заведено в начале XVII в. в дворцовых мастерских немецкими мастерами. В 1623–1630 гг. уже упоминается русский мастер волочильник Юрий Яковлев, а в 1680-х годах русский мастер Иван Андреев, который изготавливал канитель и трунцал [24]. Во второй половине XVIII в. небольшие предприятия, выпускающие золотые и серебряные нити, объединяются в крупные фабрики. Место изготовления кружева, которое использовалось для оформления омофора крайне затруднительно. Оно могло быть, как российским, так и импортным. Искусство плетения кружева на «западный манер» появилось в России в 1724 г., когда Петр I выписал несколько «брабантских сирот, вы ученных в монастырях» для обучения насельниц Хотьковского девичьего монастыря прядильному делу, золотному шитью и плетению кружев [25]. Это значит, что построение кружева не может быть критерием определения места его производства. По составу металла все нити, кроме нитей кружева 1 имеют серебро с небольшой добавкой меди и двухстороннее золочение. В нитях первого кружева в серебре присутствует еще и свинец. Этот факт может свидетельствовать о разных мастерских по выпуску золотных нитей или просто о разных партиях, разнесенных по времени, одной мастерской. Плетение очень ровное, что свидетельствует о высоком профессионализме исполнителя. В работе использовались разнообразные приемы плетения при применении классических схем, то есть мастерица из известных ей способов плетения смогла реализовать максимум, или почти максимум возможности для выразительности кружева. Основной рисунок из пучков нитей очень эффектно смотрится и чрезвычайно ценилось в то время (за консультации по кружеву приносим благодарность Б.Л. Шапиро).

Сшивные нити

Светлые и темные нити имеют второй порядок крутки S,2z. Толщина светлой нити 0.5 мм, толщина темной нити 0.3 мм. Цвет нитей подбирался под ткань: светлыми (потайным швом) была укреплена, вероятно, светлая подкладка, а также крепилось кружево; темные нити соединяли основные детали омофора.

Реставрация омофора

Одновременно, на совете, где рассматривался план реставрационных работ по поясу, было принято реставрационное задание и для фрагментов омофора.

Этапы реставрации

  • Фотофиксация объектов до начала реставрации.
  • Дезинфекция вместе с поясом.
  • Демонтаж этикеток на двух фрагментах. Нити, укрепляющие этикетки, были срезаны. Этикетки убраны в пакеты и подписаны. После завершения всех работ этикетки были пришиты на прежние места.
  • Сухая очистка поверхностей производилась кистями различной мягкости.
  • На промежуточном реставрационном совете было решено снять кожаную деталь со второго фрагмента и работать с ней отдельно. Демонтаж кожаной петли осуществлялся под лупой скальпелем.
  • Влажная очистка тканей и кружева омофора началась с теста на стойкость красителей основной ткани и ткани отделки. Когда стало ясно, что красители не текут, то предметы были промыты на сетке в 10% растворе ПЭГ + вода.
  • Устранение деформации осуществлялось аналогично устранению деформации пояса.
  • Сухая очистка локальных загрязнений под лупой жесткой кистью.
  • Снятие железной детали, «прикипевшей» к основной ткани фрагмента 2 осуществлялось под лупой с помощью скальпеля.
  • Очистка кружева ферментами и спиртовым раствором с помощью ватных палочек.
  • Подбор и подготовка дублировочного материала.
  • Дублирование было осуществлено под всей поверхностью фрагментов
  • Перекрытие тонким тонированным газом мест разрушений тканей.
  • Проложены полосы из зеленого газа, продолжающие внешнюю окантовку омофора.
  • Фотофиксация после реставрации. В процессе исследования и реставрации проводилась фотофиксация всех этапов работы.

Заключение по омофору.

Омофор — богослужебный признак епископа, без которого он не может совершать богослужение. Греческое слово «омофор» означает "носимый на плечах". Это длинная широкая лента, которая ложится на плечи вокруг шеи одним концом спускается на грудь, а другим – на спину. [26]. Омофор из погребения епископа Иринея Братановича имеет одну отличительную особенность, он не симметричен. При просмотре 51 изображения омофоров, представленных на сайте Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета - несимметричных оказалось только 3, все они датированы XVII веком. Это омофор из Иверонского монастыря на Афоне, омофор из Национального Исторического музея Болгарии и омофор из Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, выполненный в мастерской Анны Ивановны Строгановой (рис. 34).

3

Рис. 34. Три омофора XVII века, имеющие несимметричное расположение крестов.

А - омофор из Иверонского монастыря на Афоне; Б - омофор из Национального Исторического музея Болгарии; В - омофор из Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

Обычно на омофорах все детали вышитые. В нашем случае – аппликация из кружева. Кружево бесспорно дорогое, но все же это не вышивка. Так как омофор выполнен из скромных тканей, не имеет украшений в виде вышивок, нашивных дробниц, камней, то он мог принадлежать к числу вещей колейного служения. Ткань омофора, вероятно, является европейской первой половины XVIII века. Возможно, и пояс и омофор были сшиты в середине века и епископ Ириней Братанович носил их при своей жизни. Лента, из которой сшит пояс не соткана специально, хотя она и имеет золотные нити, все же ее нельзя отнести к очень дорогим изделиям. То же самое можно сказать и про омофор. Если мы посмотрим цветовую характеристику облачений, то найдем, что фиолетовое облачение одевают во время Великого поста по субботам и воскресеньям, а бордовое (мученический цвет) - подходит для праздников Святых мучеников [27]. Возможно, выбор именно этого омофора для погребения был не случайный.

Заключение

Исследования, проведенные до начала реставрации называются пред реставрационными. Они дают представление о строение объектов и расположение различных его слоев. Эти данные позволяют проводить некоторые реконструкции. Так, остатки железного предмета и форма следа, оставленного ржавчиной, указывают на наличие пряжки на поясе, части которой были из железа. Небольшие фрагменты ткани на изнаночной стороне омофора указывают, что он имел тканевую подкладку из растительных волокон. Наличие фрагментов бумаги, свидетельствует о том, что между подкладкой и основной тканью был укрепляющий слой из бумаги или тонкого картона. Микроскопические методы исследования волокон позволяют выбрать наиболее подходящие методики реставрации. Исследования в процессе реставрации и после ее завершения включают прорисовку орнамента и исследование системы пошива. Эти данные расширяют наши представления о разнообразии текстиля определенной эпохи, формах изделий и помогут в дальнейших работах с определением изделий или их реконструкций, когда сохранность будет существенно хуже. Особенно важно детальное исследование для материала в хорошо датированных памятниках. Это позволяет создавать базы данных по аналогам узоров и структуре текстильных переплетений, наборам кромок тканей, которые могут помочь с уточнением времени создания других текстильных памятников. Определение сохранности волокон существенно помогают в работе с музейным текстилем, так как позволяют «видеть» ткани на уровне волокна и прогнозировать их дальнейшее состояние при определенных условиях хранения.

Теория развития и изменения кроя облачений православной церкви на данный момент в нашей стране не разработана. Этот вопрос крайне интересный, так как захватывает не только технологические моменты развития, но и сакральную сторону облачений.

Кроме введения в научный оборот новых археологических объектов, данное исследование позволило поближе соприкоснуться с давно ушедшим человеком. Вещи из погребения и письменные источники [28] раскрывают нам очень скромного и непритязательного, всецело отдающего себя вере человека. «Перед кончиной Ириней завещал совершить над ним простое монашеское отпевание, вместо архиерейских шапки и креста положить в гроб камилавку с клобуком и деревянный крест» [28]. Археологический материал из его погребения полностью подтверждает скромность проведенного погребального обряда.

В результате проведённых работ пояс и два фрагмента омофора приобрели экспозиционный вид и могут быть представлены в экспозиции в сопровождении научной анатацией.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.