Философская мысль - рубрика Натурфилософия
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Натурфилософия"
Натурфилософия
Самарин А.С. - Экспериментальный метод Г. Галилея в контексте становления понятия субъекта в философии Нового времени c. 1-13

DOI:
10.25136/2409-8728.2024.3.69885

EDN: JRUTRY

Аннотация: Понимание субъекта является предметом постоянного интереса в современной философии. Обращение к субъекту позволяет углублять понимание природы его активности, а также созидательного и преобразовательного отношения человека к миру. Возникновение концепции субъекта происходит в Новое время, связано с развитием научного метода. Вместе с разрешением стоящих перед гносеологией Нового времени вопросов возникает субъект-объектное отношение как специфический способ решения задачи интенсивного развития натурфилософии и математических дисциплин. В исследовании показывается взаимосвязь между методом мысленного эксперимента в концепции Г. Галилея и развитием понимания субъекта в Новое время, а также его изменением в современной философии (XX-XXI вв.). Через рассмотрение характерных особенностей и конкретных примеров приложения метода мысленного эксперимента в исследовании демонстрируется степень влияния Г. Галилея на развитие науки и философии Нового времени. Посредством использования компаративного и аналитического метода демонстрируется взаимосвязь мысленного эксперимента Г. Галилея, понимания субъекта в философии и способов осуществления научной деятельности. Содержание понятия "субъекта" расширяется с помощью использования феноменологического метода, позволяющего уточнить границы активности субъекта и соотношение субъекта и объекта в Новое время и в современной философии. Новизна исследования заключается в постановке вопроса о взаимосвязи мысленного эксперимента Г. Галилея и методов современных экспериментальных наук. Понимание субъекта как одной из базовых категорий философии уточняется посредством анализа способов работы с субъект-объектным отношением, которые были предложены в философии Нового времени. В частности, способ работы Г. Галилея с субъект-объектным отношением предполагает учет разрыва между субъектом и объектом как особого пространства, заполняя которое посредством мысленного эксперимента, исследователь создает модель опыта, релевантную объекту исследования и доступную к совместному использованию с другими исследователями впоследствии. Создание Г. Галилеем модели опыта в процессе мысленного эксперимента обосновывается как одна из базовых методик получения нового знания в естественнонаучных дисциплинах в современной науке.
Цыпина Л.В., Ченских Е.П. - У истоков энвайроментализма: Природа и Человек в философии Р. У. Эмерсона c. 14-27

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.9.33993

Аннотация: Предметом исследования, представленного в статье, является философия природы Р. У. Эмерсона как один из авторитетных источников современного энвайроментализма. Объектом исследования является философия и корпус текстов американского трансцендентализма. Авторы подробно рассматривают те аспекты натурфилософии Эмерсона, благодаря которым именно его взгляд на природу оказался востребованным такими авторитетными направлениями современной мысли как глубинная экология, экокритицизм и энвайроментальная этика. Особое внимание уделяется анализу эссе «Природа» Эмерсона, в котором усматривается экокритический нарратив, и прослеживаются исторические истоки и философские контексты эмерсоновского антропоцентризма и ценностей энвайроментальной этики. Анализ важнейшей для основателя американского трансцендентализма аналогии природы и человека позволяет сделать авторам вывод о том, что использованная Эмерсоном слабая версия антропоцентризма не исключает холистический подход к человеку, как к части мира природы, и содержит экологический импульс, позволяющий трактовать природу как сложную среду, требующую различных языков описания. Предложенная Эмерсоном трактовка природы как «символа духа», реализующегося посредством удобства, красоты, языка и дисциплины, содержит предвосхищение ценностей энвайроментальной этики и позволяет увидеть в «конкордском мудреце» апологета экософии. Особым вкладом авторов в исследование темы является актуализация натурфилософии Эмерсона как одного из авторитетных источников энвайроментализма и рассмотрение его трактовки отношения природы и человека как конструктивного компонента востребованных сегодня экологических ценностей. Новизна исследования заключается во-первых, в рассмотрении идей Эмерсона в контексте идей экокритицизма и глубинной экологии; во-вторых, в тематизации аналогии природы и человека сквозь призму энвайроментальной этики.
Зубков С.А. - Экофильное сознание и человек будущего c. 17-23

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.8.29905

Аннотация: Объект исследования: экофильные и экофобные проекты конструирования человека будущего. Предмет исследования: трансформация человека и социальный ннжиниринг в связи к экофильным отношением. Цель статьи – изучить взаимодействие экофильной и экофобной стратегий конструирования человека и общества в контексте философского мировоззрения. Глобальная устойчивость рассматривается как цивилизационный ориентир в отношениях человека и окружающей среды. Актуальность исследования заключается в проектировании образа будущего человечества в связи с его невыполнимостью элиминации природного. Область применения результатов: социальная философия, урбанистика, теория устойчивого развития. Творческое использование экофильных традиций в целях развития конструктивного социокультурного ноосферного диалога между ними выступает ресурсом выхода на новые цивилизационные пути развития. Автор опирается на общенаучные методы теоретического уровня: генетический, сравнительный, системный, факторный анализ. Из частнонаучных методов привлекается герменевтика культуры. Постулируется необходимость приближения к экофильному идеалу развития человека и цивилизации. Взаимодействие и взаимопроникновение научных, философских, религиозных и экологических взглядов позволяет расширить и обогатить опыт взаимодействия человека и природы, и тем самым способствует формированию духовной культуры личности, экологии духа. Когда человек принимает на себя ответственность за природу, то он овладевает экологической культурой. Религиозная культура облагораживает науку нравственными ценностями, тем самым способствуя ее гармонизации и совершенствованию человека экофильного типа.
Болдин П.Н. - Семиотическая аналогия в онтологии точного научного знания c. 41-64

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.10.20666

Аннотация: В последние десятилетия в философских основаниях наук наблюдается пристальный интерес к проблеме соотношения теоретического знания и реальности. Прежде всего такая проблема характерна для философии точного научного знания. Для решения этой проблемы необходимо построение онтологической модели точных наук, которая позволила бы в рамках единых понятий раскрыть метафизическую природу изучаемых объектов. Исторический и метафизический анализ показывает, что естественной основой для построения такой модели является семиотическая аналогия, нашедшая выражение в метафоре Книги Природы. Построение такой семиотической онтологической модели точного научного знания является предметом настоящей работы. В следствии междисциплинарности нашего исследования в основе применяемой методологии лежат методы сравнения и аналогии с использованием анализа фактического материала точных наук. В результате нашего исследования мы раскрыли структуру точного научного знания, которая является выражением единства точных наук. Обосновали необходимость привлечения семиотической аналогии для решения поставленной в исследовании задачи. Построили семиотическую онтологическую модель точного научного знания, которая основана на аналогии между положением каждой из наук в структуре научного знания и соотношением между семиотическими аспектами языка, как знаковой системы. Данная модель позволяет не только решить проблему соотношения теоретического знания и реальности, но и открывает возможность решения целого ряда проблем в отношениях между точными науками.
Болдин П.Н. - Атомизм и семиотическая аналогия в онтологии естествознания c. 59-74

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.9.20608

Аннотация: Проблема соотношения дискретного и непрерывного находит своё отражение в атомистическом подходе к модельным представлениям в естествознании. Атомизм кроме специальнонаучного измерения имеет и глубокие философские корни, которые привлекают в последнее время к себе пристальное внимание. Речь идёт о связи атомизма с семиотической аналогией, утверждающей сходство роли атомов в бытии с ролью букв алфавита в языке. Атомизм в современном естествознании не ограничивается только вещественным атомизмом, а может рассматриваться и в более широком контексте, в качестве универсальной модели, применимой и в других областях естествознания, таких как, например, биология. Причём в биологии, с выходом на молекулярный уровень исследования семиотические представления приобрели необходимый и естественный характер. Поэтому актуальным является вопрос соотношения атомизма и семиотической аналогии в контексте всего предметного поля естествознания, в связи с возможностью разработки универсальных онтологических моделей, которые бы позволили задавать любые материальные организации в рамках единых представлений. Пути решения этого вопроса и составляют основной предмет данного исследования. Исходя из поставленной задачи и принципиальной междисциплинарности нашего исследования основными методами будут методы сравнения и аналогии. Их применение позволяет не только выявить инварианты путем сравнения имеющихся фактических данных, но и позволяет производить реконструкцию в тех случаях, где таких данных недостаточно. Основными результатами проведённого исследования являются построение семиотических онтологических моделей химической и биологической организаций и реконструкция семиотических онтологических моделей постбиологических организаций, на основе фактического материала современного естествознания. Полученные результаты позволяют утверждать, что атомизм и семиотическая аналогия являются основой для разработки онтологических моделей в современном естествознании.
Гончарова С.Ю. - «Биологический натурализм» Сёрла как альтернатива материализму и дуализму в решении трудной проблемы c. 141-174

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.1.270

Аннотация: В данной статье нами приводятся критические замечания относительно взглядов представителя американской аналитической школы Джона Сёрла на материализм и дуализм, а именно рассматривается альтернативная позиция «биологического натурализма», которой придерживается философ, обосновывая своё решение проблемы «сознание-тело». Дж.Сёрл объясняет причину ментального, базируясь на концепции эмерджентности; при этом качество субъективной реальности исчезает и превращается в биологическое или физическое свойство, так что сознание становиться ментальным, а значит и физическим свойством мозга по аналогии с тем как жидкое состояние является свойством системы молекул. В статье также приводятся доводы в пользу критических замечаний Б.Каплана и Т.Нагеля по поводу сёрловского решения проблемы «сознание-тело». В противовес тезису Сёрла о том, что сознание - продукт деятельности мозга и одновременно его свойство, рассматриваются аргументы подрывающие логику размышлений философа как с научной, так и с общефилософской точки зрения.
Борисов С.В. - Рондо или Наука и природа c. 147-247

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.8.785

Аннотация: Статья «Рондо или Наука и природа» представляет собой третье произведение из серии статей «Симфония науки или Наука глазами философов». Работа представляет собой симфонически выстроенное погружение во внутреннюю и внешнюю полемику по поводу основных трактовок классической науки и ее проблематики. Многие противоречия и конфликты, с которыми сталкивается современное общество, явились порождением слепой веры в научный прогресс, да и сама наука, как социальный институт, давно превратилась в набор ритуальных действий, которым следуют некритически, преклоняясь перед былыми заслугами признанных научных авторитетов, повинуясь парадигмам их научных школ. Все это порождает многочисленные иллюзии по поводу науки и ее актуальных проблем, формирует некритичное отношение к процессу и результатам научного поиска. Диалоговая форма изложения материала помогает перевести «внутреннюю» полемику трактовок науки в полемику «внешнюю». Этот прием позволяет «вскрыть» многие противоречивые и драматичные моменты развития науки, увидеть ее «изнанку», тщательно скрываемую за красивым и претенциозным фасадом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.