по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 03, 2023
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 21-03-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2023
Кафедра
Гревцев А.В. - Интеграция положений богословия личности по трудам В. Н. Лосского в современные профориентационные подходы c. 1-20

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.3.39832

EDN: AIYSOV

Аннотация: Предметом работы являются тезисы богословия личности. Целью исследования является разработка практических методов педагогики профессионального консультирования на основе положений богословия личности. В работе изложен ряд тезисов богословия личности, синтезированный на основе работ богослова и историка Владимира Николаевича Лосского; описаны ключевые принципы современных профориентационных подходов; теоретические положения из обоих областей объединены в практические выводы; составлен шаблон учебного кейса и подготовлен шаблон работы с ним в соответствии с общепринятыми этапами урока. Таким образом в статье разработан и представлен педагогический метод профориентации с интеграцией положений богословия личности. Основными положениями разработанного метода являются следующие: не может быть одного точного способа определить интересы человека, под оптанта следует подбирать индивидуальные методы работы; не следует ограничивать круг специальностей социальными факторами; профориентирование следует производить в согласии с конечной целью деятельности человека — восприятием совершенства; следует осторожно интерпретировать результаты диагностических тестов/задач, которые не способны учесть всех аспектов уникальности личности; следует проводить профориентационные консультации с глубоким погружением в понимание личности; через развитие в незнакомой для человека сфере он может усвоить новую компетенцию и проявить интерес к ней; через самоотдачу личности в полном погружении в дело, приносящее добро людям, можно увидеть совершенство личности. В заключении работы сделан вывод, что метод может быть использован в преподавании различных дисциплин на разных уровнях образования, а также непосредственно для профессионального консультирования. Автор отмечает, что новые связи, построенные в работе между богословием личности и педагогикой, могут быть также применены для дальнейшего изучения этих областей.
Проблема целостного мира
Топчиев М.С. - Теоретические подходы к изучению безопасности в социальных исследованиях c. 21-32

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.3.39160

EDN: FLZQBN

Аннотация: Статья посвящена анализу основных научных подходов к исследованию безопасности в зарубежных и отечественных работах. Безопасность понимается для каждой страны и каждого человека по-разному. Проблемы безопасности в Европе не совпадают с проблемами безопасности в странах Африки к югу от Сахары. В то время как в первом случае речь идет о проблемах, связанных с терроризмом и миграционными потоками, во втором случае – с проблемами голода и этнорелигиозного насилия. Различные подходы к концепции безопасности, будь то слишком широкие или слишком узкие, изучают один конкретный аспект безопасности: для традиционной безопасности это защита государства; для безопасности человека это защита личности. Все концепции безопасности, будь то экологическая или информационная, взаимосвязаны, а возникающие «нетрадиционные» концепции безопасности приобретают все большее значение. Безопасность можно определить как свободу от всякого рода угроз (физических, экономических, социальных, политических и психологических) существованию и выживанию государства, человеческого рода и других живых существ. Теории и взгляды, такие как идеализм, реализм, неолиберализм и конструктивизм, по-разному рассматривали значение безопасности. Традиционный взгляд на безопасность до и во время «холодной войны», который фокусируется на защите государства от угроз национальным интересам, расширился с момента окончания «холодной войны». Дискуссии о безопасности теперь включают такие вопросы, как экономическая безопасность, экологическая безопасность, продовольственная безопасность и безопасность личности, среди прочих. Кроме того, появились различные научные школы, объясняющие безопасность иначе, чем традиционная концепция. В частности, можно выделить такие школы безопасности как Уэльская, Парижская и Копенгагенская. Несмотря на существование различных представлений, объясняющих, что такое безопасность и как лучше всего гарантировать безопасность государств и отдельных лиц, миру по-прежнему свойственна незащищенность.
Философия познания
Маслаков А.С., Кондратьева С.Б. - Томас Гоббс и парадоксы мышления раннего нового времени c. 33-72

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.3.39882

EDN: FMVJNL

Аннотация: Объектом настоящей работы является философия Т. Гоббса в ее целостности и единстве ее основных частей, включающих в себя логику, т.н. «первую философию», физику, учение о человеке, учение о морали, политике и праве. Предметом выступает внутренняя связь концепции государства-Левиафана, с теорией познания и онтологией в контексте ряда проблем современной эпистемологии, философии и истории науки и истории философии Нового времени. Методологически работа опирается на сравнительно-исторический подход, герменевтический анализ источников, а также на общенаучные методы аналогии, генерализации, абстрагирования, систематизации и другие.      Итоги исследования: 1) Т. Гоббс представляет собой не столько теоретика-экспериментатора, сколько популяризатора науки, уверенного в том, что такая популяризация сама по себе может как привести человека к истине, так и помочь решить ряд социально-политических проблем; 2) гоббсовская установка радикально разрывает с рядом положений как философии природы, так и социально-политической философии Античности, переводя апорийность последней в парадоксальность и, как следствие, антиномичность; 3) Т. Гоббс обнаруживает логически-абстрактный мир науки как аналитико-синтетическое преобразование обыденного мира, данного в ощущении, при этом первый с необходимости порождает нечто третье — мир, существующий сам по себе, мир непознаваемый; это заставляет его достаточно строго подойти к определениям границ познания — Бога, души, морали и права; 4) концепция Левиафана решает и проблему взаимоперехода всеобщего и единичного весьма типично для раннего Нового времени способом — через фундаментальную парадоксальность взаимодействия абстрактно-научного мира науки и противопоставленного ему «объективного» мира самого по себе; эта парадоксальность является одной из сущностных черт философии и науки раннего Нового времени.
Социальная философия
Исмаилов Н.О. - Идея социальной справедливости в философии Владимира Соловьева c. 73-83

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.3.39885

EDN: FMODWB

Аннотация: В статье исследуются основные положения идеи социальной справедливости в философии известного русского философа Владимира Соловьева. Его трактовка идеи справедливости исследуется в контексте понимания им таких понятий как нравственность, добро, милосердие, альтруизм, сострадание и т.п. Подчеркивается, что особое внимание в своих работах Вл. Соловьев уделяет вопросу о взаимосвязи и взаимообусловленности справедливости и нравственности. Социально-справедливое и нравственное общество рассматривается им как возможное будущее. Идея социальной справедливости в философии Вл. Соловьева исследуется как оригинальное учение в свете обогащения данной проблематики. Автор рассматривает воззрения Вл. Соловьева как отражение реалий современного Соловьеву общества и пытается выявить в нем идеи, которые могут быть использованы при реализации социальной справедливости в условиях современных реалий. Автор исследует идею справедливости в философии Вл. Соловьева в контексте единства всех сфер общественной жизни, причинных и функциональных связей, под углом зрения взаимосвязи и взаимообусловленности потребностей, интересов, материальных и духовных ценностей. Трактовка идеи справедливости Вл. Соловьевым представляется автору интересной и оригинальной. Такая трактовка отражает мировоззрение определённых социальных слоёв общества и их пожелания. Его идея справедливости имеет свои безусловные достоинства. Наиболее интересным в воззрениях Вл. Соловьева представляется положение, согласно которому все народы мира должны обладать свободой выбора в плане вероисповедания и религиозной ориентации, интересны предложения о необходимости веротерпимости в обществе и в отношениях между народами. Идея социальной справедливости в философии Вл. Соловьева требует своего дальнейшего более глубокого исследования в контексте нынешних и последующих социальных реалий. В то же время автор не наблюдает в воззрениях Вл. Соловьева взаимосвязи понятий должного и блага, взаимосвязи потребностей, интересов и моральных ценностей.
Философия науки и образования
Дианов С.А., Лесевицкий А.В. - Методологические аспекты процесса цифровизации системы образования в XXI веке c. 84-97

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.3.39857

EDN: FMLROA

Аннотация: В статье рассматриваются методологические аспекты цифровизации системы образования в России. В фокусе исследования авторского коллектива философско-антропологическое и социально-педагогическое измерения изучаемого явления XXI века. Показано, что в сфере образования первые шаги к цифровой грамотности всех участников образовательных отношений были сделаны ещё в конце 1990-х гг. В данный период этот процесс назывался «информатизацией» образовательной среды учебных заведений. Переход к внедрению в педагогический процесс широкого спектра информационно-компьютерных технологий состоялся во время реализации первого национального проекта «Образование» (2005 – 2010). В 2010-е годы аналитика больших данных, всеохватное использование искусственного интеллекта и «интернета вещей», апробирование возможностей виртуальной и дополненной реальностей, использование 3-D печати в обучении, – эти и другие новейшие технологии позволили перейти к новому этапу в развитии сферы российского образования. Формирование образовательной среды в условиях цифровой трансформации побуждает к осмыслению перспектив и существенных рисков, которые привносит в общество потребления процесс цифровизации. Применение философско-антропологического анализа позволило авторам выделить риски следующего характера: риск формирования в образовательной среде индивида с «одномерным сознанием», тенденция деструкции мировоззренческой матрицы личности под воздействием цифровизации, риск деструктивной трансформации роли педагога с последующей заменой последнего на «гаджеты» и программные оболочки с «искусственным интеллектом», риск диктата со стороны «технократов-разработчиков» образовательного контента, риск усугубления здоровья обучающихся вследствие неблагоприятного воздействия цифровых технологий.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.