по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 06, 2022
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 06-07-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2022
Методология философского знания
Gashkov S.A. - Subject and History: Thinking Modernity with Castoriadis in Polemical Context (Heidegger, Ricoeur, Habermas) c. 1-7

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.6.32391

EDN: WJBQTA

Abstract: The paper considers the specific lines of the ontology of Cornelius Castoriadis in a triple context of his thought: polemics with Heidegger and Ricoeur, but also the reception of Castoriadis' project of modernity by Habermas. The author aims to elucidate historical-philosophical meaning of these debates and receptions through the special problems of the philosophy of history: teleology, succession, determination, creation, innovation, re-production, memory and imagination. The author used hermeneutical and intertextual analyse as methods. The results of authors' work are as follows: 1) author showed that Castoriadis polemized with some cases of reception of Heidegger's thought, especially in regard of Ancient Greek civilization, 2) author showed the limits of Castoriadis' thought: his radical atheism, social monadism, refusal to think communication, 3) author showed also the advantages of Castoriadis' thought of history: his multiculturalism, his claim to restaure genuine philosophy and democracy, critics of determinism, scientism, cultural egoism.
История идей и учений
Коротких В.И. - Принцип конструирования социальности в «Феноменологии духа» Гегеля и проблема метода в социально-гуманитарном познании c. 8-20

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.6.37313

EDN: WJNZOT

Аннотация: Предметом исследования является анализ конструирования социальной реальности в «Феноменологии духа» Гегеля. Найденная Гегелем форма представления общественной жизни выступила в качестве одной из предпосылок становления современного социально-гуманитарного знания. Автор стремится показать, что преодоление Гегелем представления о непосредственности социальных отношений как предмета философского рассмотрения является решающим моментом становления метода социально-гуманитарных наук. Конструирование социальной реальности, которое приходит на смену некритическому восприятию общества как предмета, столь же доступного для наблюдения, как и природные объекты, открывает возможность последовательного, методически выверенного раскрытия существенных характеристик общественной жизни.   В исследовании устанавливается, что Гегель представляет описываемые формы социальной реальности в качестве необходимых ступеней движения духа к самопознанию. Основанием для утверждения закономерного характера процессов становления социальных отношений выступает их принадлежность сфере самосознания. Тем самым сознание раздвигает свои границы, преодолевает единичность, устанавливая социальную реальность как сферу, в которой дух оказывается способным раскрыть конкретность субстанции. Рассматриваемая тема имеет не только философско-систематическое значение, в статье показывается, что Гегель обосновывает возможность преодоления связанных с представлением о непосредственности социальных отношений субъективных («оценочных») подходов к рассмотрению общественной жизни, вскрывает необходимый характер становления социальной реальности и её постижения в различных формах духа. Представленный в «Феноменологии духа» метод конструирования социальности обеспечивает познаваемость общественной жизни рациональными средствами и доказательный характер социально-гуманитарного знания.
Социальная философия
Авакян-Форер А.Г. - Философские проблемы экономики в эпоху Нового времени c. 21-28

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.6.38154

EDN: VZUGWU

Аннотация: Экономика является неотъемлемой частью жизни всего человечества с самых древних времён. Развитие этой науки напрямую связано с деятельностью людей в тот или иной исторический период. Различные сферы и области жизни претерпевали многочисленные изменения под действием многочисленных факторов, таких как образование государств, изменение политических режимов, научных открытий и многих других. Очень мало работ посвящено философским вопросам экономики Нового времени. Как следствие, предметом исследования стали основные концепции социально-экономической проблематики в философской мысли эпохи Нового времени. Автор подробно рассматривает причины и предпосылки становления экономической науки. В Новое время она оформляется в автономную систему. Особое внимание уделяется трансформации таких основных экономических категорий, как хозяйство, труд, интересы, потребность. Экономические проблемы в этот период пронизываются новым философским смыслом. Основными выводами проведенного философского анализа являются выявления новых отношений человека, как к самому себе, так и к обществу. Возникают новые отношения к человеку, к природе, к труду, к торговле, к богатству. Анализируя их содержания, автор выявляет общее представление о природе хозяйственной деятельности этой эпохи. В результате оказывается, что экономические идеи философов этого периода, в частности Т. Гоббса, А. Смита и Б. Мандевиля затрагивают ряд очень важных сторон сущности человека и влияют на дальнейшее развитие экономической теории в целом. Новизна исследования заключается в том, что обобщая идеи философов об экономических вопросах, автор объединяет их в три подхода.
Диалог культур
Рубец М.В. - Взгляд современных китайских исследователей на русскую и российскую философию c. 29-45

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.6.36883

EDN: VAVIJM

Аннотация: Целью данной работы стал, во-первых, поиск причин интереса китайских исследователей к русской и российской философии; во-вторых, выявление как критики китайцами русской философии, так и позитивного принятия, а также их причин. Использованы сравнительный, классификационный метод, метод контент-анализа. Были выявлены и сформулированы основные причины и цели китайских философов в изучении русской философии. Приведены некоторые примеры критики русской религиозной философии и современной российской философии китайскими учеными, а также приведены работы, авторы которых склонны позитивно оценивать те или иные достижения русской философии. Результаты могут быть использованы при составлении лекций по зарубежной философии, а также для дальнейших исследований в области рецепции русской философии за рубежом. Общим выводом из проделанной работы может стать осознание практического подхода китайцев к изучению зарубежной философии – их стремление из изучаемого предмета извлечь максимум пользы для решения проблем, с которыми столкнулся Китай в процессе модернизации и глобализации. Более частные выводы заключаются в том, что и принятие, и критика достижений русской/российской философии китайцами зиждется не на теоретических, а на прагматических основаниях – насколько они важны для русской или китайской нации и мира в целом. Научная новизна заключается в проведении подобного анализа и вычленении вышеуказанных позиций на материале китайских работ XXI в., включая тексты, опубликованные в октябре 2021 года.
Философия науки и образования
Волкова В.О., Кайнова А.В. - Управление знаниями как современный образовательный тренд c. 46-57

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.6.37421

EDN: VJSILW

Аннотация: В данной статье обсуждается сущность образовательного процесса. Предметом исследования является управление знаниями как складывающийся тренд систематизации эффективных факторов развития образования. Особую роль выполняют философские идеи самоорганизации и привлечения в учебный процесс холистического мышления, контекстуального видения ситуации. Перспектива развития образования связана с особенностями влияния глобалистского и постмодернистского мировоззрений на подходы к учебной деятельности и управлению знаниями в целом. Методологическим основанием исследования является холистический подход к образованию. Формирование единства учебного процесса связано с распределением учебных инициатив на равных между преподавателем и студентами высшей школы.             Результаты исследования подчеркивают необходимость освоения преподавателем позиции креативного менеджера в учете множества позиций самообразования студентов в пространстве социального управления коммуникацией. Студентам как ученикам в ответ требуется философская и психологическая подготовка к управлению своим образованием и высокий уровень рефлексии в контроле за своими способами освоения знаний и сопровождающими их социальными отношениями. Новизна работы заключается в определении роли, необходимости, области ответственности и перечня компетенций креативного менеджера – эксперта по образовательной деятельности. Она возникает при наличии образной связи в среде студентов и их настройке на контекстуальное видение ситуации. Областью применения результатов является любой образовательный процесс, в который вовлечены студенты – от обучения в высшей школе до корпоративного обучения. Современная образовательная система должна отвечать вызовам цифровой реальности с ее вседоступностью информации. Подход к образованию студентов должен быть переориентирован на постоянный обмен ролями учитель-ученик между студентом и преподавателем. Для грамотной реализации обмена ролями студенты должны быть должным образом подготовлены. За качеством образования должен следить специальный эксперт, обладающий необходимыми компетенциями в области управления знаниями.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.