Электронный журнал Философская мысль - №5 за 2020 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 05, 2020
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 17-05-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2020
Человек и человечество
Балановский В.В. - Роль массовой психологии Б.П. Вышеславцева в развитии аналитической психологии c. 1-13

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.5.32780

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является созданная на основе синтеза немецкой классической философии, неокантианства, русской религиозной философии и аналитической психологии социально-философская концепция Б.П. Вышеславцева, названная им "массовая психология". Данная концепция разрабатывалась в тесном взаимодействии с К.Г. Юнгом, в том числе, по его непосредственному заказу. Массовая психология Вышеславцева, несмотря на разнородность её основ, стала органичным продолжением аналитической психологии. Более того, есть основания полагать, что социально-философские и религиозные идеи Вышеславцева оказали влияние на всё позднее творчество Юнга. В качестве основного метода использовался компаративный анализ идей Вышеславцева и Юнга, а также критическая интерпретация первоисточников, включая неопубликованные архивные материалы - письма и рукописи. Новизна заключается в том, что ранее массовая психология Вышеславцева ускользала от внимания исследователей. Обусловлено это, в первую очередь, труднодоступностью источников по данной проблеме, так как часть из них либо не опубликована и хранится в архивах, в том числе в Бахметьевском архиве Колумбийского университета (Нью-Йорк) и Архиве Юнга (Цюрих), либо была опубликована в редких иностранных изданиях и не переведена на русский язык. Вместе с тем, без данных источников трудно понять не только эволюцию взглядов Вышеславцева, итогом которой стал труд "Кризис индустриальной культуры", но также логику и причины развития представлений Юнга начиная с 1940-х годов и заканчивая его смертью. Тем самым, данная статья призвана отчасти восполнить указанные лакуны в истории русской и европейской философии и психологии.
Информация и идеи
Розин В.М. - Мода на конспирологические объяснения как аспект современной жизни c. 14-22

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.5.32865

Аннотация: В статье обсуждаются причины современного интереса к конспирологическим объяснениям, которые автор называет конспирологическим дискурсом. В последнем он различает: истолкование проблемы как заговора определенного злокозненного субъекта, разоблачителя этого заговора и аудиторию разоблачителя. Выделяются три основные причины интереса к конспирологическим объяснениям: простые причинно-следственные объяснения сложных явлений, приверженность к ценностям недоверия и конфликта, возможность использовать конспирологические дискурсы в технологических целях. Автор относит конспирологические знания к гуманитарным и социальным, и в связи с этим обсуждает критерии их эффективности и объективности. В работе была реализована следующая методология исследования: постановка проблемы, ситуационный и сравнительный анализы, реконструкция и интерпретация текстов, построение понятий. В результате исследования удалось охарактеризовать конспирологический дискурс, объяснить интерес к нему в науке и культуре в настоящее время и причины подобного интереса, связать эти причины с современной ситуацией. Автор рассматривает конспирологическое движение как неотъемлемый аспект современного состояния нашей цивилизации, переживающей глубокий кризис.
История идей и учений
Эзри Г.К. - Персоналистическая интенция в европейском теизме XIX века c. 23-40

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.5.32717

Аннотация: Предметом исследования является персоналистическая интенция в европейском теизме XIX века в контексте антропологического поворота. Рассматриваются такие направления европейского теизма XIX века как немецкий постгегелевский теизм, французский спиритуализм, испанский теизм в лице Унамуно, российский духовно-академический теизм. Показывается, что для европейского теизма XIX века как философии периода антропологического поворота характерен персонализм: интерпретация личности как индивидуальной субстанции в контексте ее диалогической и ценностной сторон, возможна была экзистенциальная интерпретация личности. Отдельное внимание уделяется сущности антропологического поворота и персонализма в его контексте. Антропологический поворот рассматривается в духе философии Хайдеггера как построение философии на базе естественных наук и психологии. Это означает, что человеческое Я становится индивидуально-субстанциальным и приобретает психологическое, диалогическое и ценностное измерение. Философия европейского теизма XIX века исследуется в данном контексте, однако особое внимание уделяется обоснованию персонализма как рефлексии личности в качестве индивидуальной субстанции путем исследования условий бытийствования и условий ценности для-себя-бытия и значения всякого бытия для других существ. Новизна заключается в том, что персоналистическая интенция в европейском теизме XIX века исследуется в контексте антропологического поворота, а также обосновывается существования персоналистически ориентированного направления европейского теизма XIX века. К представителям персоналистически ориентированного направления европейского теизма XIX века можно отнести Лотце, Тейхмюллера и российских духовно-академических теистов, которые обосновали персонализм в своих трудах. Мен де Биран и Бергсон, основное внимание которых было уделено психологическому методу, персонализм не обосновали.
Санженаков А.А. - Истинность суждений в античной теории действия (Аристотель и ранние стоики) c. 41-49

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.5.32800

Аннотация: Предметом исследования является античная теория действия в ее аристотелевском и раннестоическом вариантах. Автор рассматривает роль истинности суждений субъекта действия в этих теориях, а также проводит параллель с современными подходами в философии действия. Показывается, что аристотелевская теория исходит из той предпосылки, что стремления человека проистекают из неразумной части души, и поэтому разум выполняет лишь регулирующую функцию в управлении человеческими поступками. Стоическая же теория действия предполагает, что разум выполняет инициирующую функцию. Методологию исследования составляет метод исторической реконструкции, с помощью которого теоретические положения философов прошлого были представлены наиболее близко к оригиналу, чему способствовало обращение к первоисточникам на древнегреческом языке. Основным выводом проведенного исследования является выявление двух парадигмальных традиций в описании структуры действия, отличающиеся степенью рационализации и, как следствие, разницей в оценке значения истинности суждений субъекта действия для успешности его деятельности. Новизна исследования заключается в простраивании связи между античными теориями действия и современным подходами в этой области знания.
Социальная философия
Грибакина Т.Э. - Конструирование образа женщины в советском кинематографе первой половины XX века c. 50-60

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.5.32540

Аннотация: В данной статье производится попытка осмысления того, как именно создавался образ советской женщины и каким образом он репрезентировался в советском кинематографе. Предметом исследования выступает образ женщины, создаваемый российским кинематографом на определенных этапах и его динамика. Автор предлагает понимать образ женщины как совокупность чувственных образов, включающих в себя общие представления о месте, роли, функциях и чертах, потенциально ей присущих, но еще не оформившихся и не реализовавшихся. Путем детального рассмотрения кинофильмов первой половины ХХ века, автор представил возможным не только рассмотреть конструирование образа женщины, проанализировать ожидания, настроения, представления о будущем, наличествующие в кинолентах, но и проследить взаимосвязь смыслового содержания с его визуальным воплощением. В связи с тем, что образ конструировался поэтапно, автором были рассмотрены основные социальные и политические факторы, которые оказали влияние на него и нашли отражение в нем. Особый вклад автора в исследование темы заключается в представлении относительно целостного образа советской женщины в кинематографе, который складывался по крупицам и трансформировался, отвечая на вызовы, запросы, потребности общества и государства.
Эстетика
Кудаев А.Е. - Эстетическое «мирочувствие» Николая Бердяева: истоки и подходы к философии красоты c. 61-87

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.5.32356

Аннотация: В статье анализируются истоки одной из центральных проблем философско-эстетической мысли Бердяева – философии красоты. Показывается важность феномена красоты как для формирования его собственно эстетической концепции, так и мировоззрения в целом. Выявляются основные источники, определившие его повышенный интерес к феномену красоты и повлиявшие на особенности решения данной проблемы. Учитывая определяющий характер личностного, эмоционально-чувственного отношения Бердяева к окружающей красоте, главное внимание уделяется раскрытию данного источника, как наиболее важного для понимания всей последующей эволюции его философско-эстетической мысли в целом, так и формирования философии красоты в частности. В связи с этим рассматривается ряд жизненных обстоятельств, оказавших в своей совокупности определяющее влияние на его эстетическое развитие, которое в итоге приведет к тому, что эстетическая составляющая станет едва ли не определяющей в его мировоззрении, а красота превратится в универсальный критерий оценки самых различных явлений. Исследование носит комплексный характер, находясь на стыке эстетики, философии, культурологии, биографического жанра, что определило применяемую комплексную историко-философскую и философско-культурологическую методологию. Статья является первой в отечественной литературе попыткой исследования и реконструкции истоков его эстетического развития. Выявляются основные источники, определившие его повышенный интерес к феномену красоты. Раскрывается ключевая роль проблематики красоты не только в формировании его собственно эстетической концепции, но и философской мысли в целом. Впервые подробно анализируется один из основных источников его эстетических взглядов, кардинальным образом повлиявший на развитие его философии красоты
Философия и искусство
Козлова М.В. - "Распад атома" и поздние стихотворения Георгия Иванова в контексте европейского модернизма" c. 88-97

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.5.31755

Аннотация: Статья посвящена осмыслению эстетической концепции русского поэта Георгия Иванова, выраженной им в «Распаде атома» и поздних стихотворениях. «Распад атома» рассматривается как попытка создания манифеста русского модернизма, излагающего в художественной (лирической) форме взгляды русского поэта на кризис искусства начала XX века и пути выхода из кризиса. В отличие от Ортеги-и-Гассета, сформулировавшего основной принцип искусства западного модернизма как «дегуманизацию», то есть отказ от мимесиса и, как следствие, от смысла (статья «Дегуманизация искусства»), Георгий Иванов видит единственную возможность преодоления кризиса искусства в сохранении в искусстве человеческого содержания. В исследовании применяется эстетический метод макроанализа произведений автора, нацеленный на выявление эстетических категорий (ирония, музыка), которыми определяется эстетическая концепция автора. Кроме того, исследователь применяет филологический и сравнительный методы для анализа произведений Георгия Иванова и сравнения "Распада атома" с "Дегуманизацией искусства" Ортеги-и-Гассета. Научная новизна данного исследования основана на том, что впервые в русской эстетике предпринимается анализ "Распада атома" Георгия Иванова в контексте западного модернизма и очерчивается эстетическая концепция Иванова, основанная на сочетании в произведениях поэта иронического и лирического начал, то есть рефлексией о форме, и осмысленного высказывания художника о бытии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"