по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 11, 2020
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 03-12-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2020
История идей и учений
Урбанаева И.С. - Нагарджуна и его «Муламадхьямакакарика» в свете «Большого комментария» Чже Цонкапы к этому тексту c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.11.34187

Аннотация: Основным предметом настоящей статьи является значение труда Чже Цонкапы «Океан аргументов: Большой комментарий к тексту “Муламадхьямакакарики”» для понимания феномена Нагарджуны, его вклада в развитие истории буддизма в целом и особенно буддийской философии, смысла обоснованной им системы мадхьямаки - срединного воззрения, свободного от крайностей реификации и нигилизма. Автор статьи устанавливает, что ошибочные интерпретации «Муламадхьямакарики» как лишь логико-эпистемологического текста и руководства для ведения полемики, а также такое некорректное понимание онтологии Нагарджуны, когда доктрина зависимого возникновения провозглашается высшим учением Будды, можно преодолеть благодаря комментарию Цонкапы. Новизна исследования – в том, что оно выполнено на основе оригинального текста Цонкапы, который впервые переводится автором на русский язык и вводится в оборот отечественной буддологии. Благодаря комментарию Цонкапы устанавлено, что доктрина пустоты явля-ется «сердцем Учения Будды», а аргумент о зависимом возникновении – «высший среди всех аргументов», потому что с его помощью пустота постигается как «зависимо возникающая таковость». Доктрина зависимого возникновения и воззрение о пустоте образуют смысловое единство, хотя они не тождественны. Поэтому перевод с тибетского и исследование трудов Цонкапы, в частности, «Большого комментария», актуальны и необходимы для реконструкции аутентичного учения Нагарджуны и для понимания буддийской философии в целом.
Джохадзе И.Д. - Познание, признание и «игра в обмен доводами» c. 15-29

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.11.34207

Аннотация: В статье рассмотрены некоторые ключевые положения философской концепции американского прагматиста, представителя питтсбургской школы Роберта Брэндома, изложенные им в комментариях к «Феноменологии духа» Гегеля (изданы отдельным томом в 2019 г.). Показано, что предпринятая Брэндомом рациональная реконструкция философии Гегеля имела целью «реактуализацию» наследия классика с учетом особенностей и тенденций развития современной аналитической философии. Специфику гегелевского подхода к анализу опыта человеческого сознания Брэндом усматривает в «гипостазировании концептуального» и последовательном отмежевании от всякого рода идеалистических антиреалистских доктрин, противопоставляющих бытие-для-сознание в-себе-бытию вещей и «отрывающих» субъекта познания от объектов мира. Сама реальность, вещи в себе, концептуально артикулируема, следовательно, познаваема, утверждает Брэндом. Выявлено теоретико-методологическое различие между гегелевским пониманием нормативности («рекогнитивной моделью») и кантовским субъективистским подходом: по Канту, учреждение нормативного статуса исчерпывается жестом принятия такового автономным субъектом, с точки же зрения Гегеля необходимым условием учреждения статуса является, в интерпретации Брэндома, социально-коммуникативное опосредование («приписывание» статуса субъекту его собеседниками, признание его притязаний интерагентами и аудиторией). Рассмотрены аргументы Брэндома против сведения гегелевской диалектики господина и раба к внутреннему конфликту индивидуального самосознания (позиция Дж. Макдауэла). Сделан вывод о том, что «переописание» Гегеля, осуществленное американским философом, носит радикально анахронистский характер и дает хорошее представление о воззрениях автора комментариев (прежде всего, его семантическом прагматизме и холизме), но не о содержании комментируемого им произведения.
Россиус Ю.Г. - Эмилио Бетти: от истории права к общей теории интерпретации c. 30-44

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.11.34232

Аннотация: Цель настоящей статьи – показать, каким образом исследования в области истории и теории права и юридическая герменевтика Эмилио Бетти повлияли впоследствии на направление его философской мысли. В качестве предмета исследования взяты лекции Бетти (prolusioni) 1927 и 1948 гг., а также его сочинения 1949 и 1962 гг. Проанализирована преемственность идей Бетти в этих произведениях, просматривающаяся, несмотря на различие в их тематике (юридической и философской). Автор статьи указывает на «юридическое» происхождение канонов герменевтики Бетти, в частности канона автономии объекта. Акцентировано внимание на проблеме объективности в теории Бетти, а также на диалектическом напряжении между историчностью интерпретирующего субъекта и инаковостью объекта, сопровождающему как юридический, так и любой другой вид интерпретации. Раскрыты также основные моменты критики Бетти в адрес Г.-Х. Гадамера по вопросу об историчности субъекта интерпретации.   На основании проведенного исследования автор делает вывод о том, что общая теория интерпретации имела своим истоком подходы и методы, выработанные и применяемые Бетти еще в юридической герменевтике и при изучении истории права. В частности, на развитие философской теории Бетти существенное воздействие оказала идея о роли современной юридической догматики в интерпретации истории права. Именно эта идея, содержащая в себе принцип историчности субъекта интерпретации, положила начало общей герменевтической теории Бетти, воплотившись в каноне актуальности понимания в лекции 1948 г., а затем в «Общей теории интерпретации». Автор приходит также к выводу о том, что вопрос об объективности понимания, имеющий важнейшее практическое значение в юридической герменевтике, именно из нее перешел в философские труды Бетти, найдя отражение в диалектике субъекта и объекта интерпретации.
Политическая философия
Грачёв Б.В. - ЕАЭС – международная организация или многосторонний институт. Онтологические отличия и политические последствия c. 45-54

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.11.34309

Аннотация: Предметом исследования является онтологическая природа Евразийского экономического союза. Дается попытка определить сущностные философско-политические характеристики этого объединения в разрезе партикулярного и универсалистского подходов. Исследованы и показаны влияние онтологической характеристики на процесс формирования и функционирования международной организации и многостороннего института. Двойственность природы ЕАЭС в будущем может иметь политические и практические последствия для евразийской интеграции – рано или поздно может возникнуть вопрос о сопоставлении ожиданий и результатов от участия в данном интеграционном проекте, степени и характере воздействия участия в ЕАЭС на внутреннюю политику стран-членов Союза. Особым вкладом автора в исследование темы является формулировка проблемы долгосрочного существования Евразийского экономического союза с позиции определения его онтологических характеристик. Для успешности объединения интеграция должна представлять собою универсалистскую парадигму, основанную на принципе всеединства (или универсальности), где любая интеграционная структура – это часть бесконечного целого, Универсума, наделённая его основными свойствами и закономерностями и связанная со всеми другими его частями. Однако если интеграция идет по пути партикуляризма, в основе своей она будет иметь позитивистскую методологию, которая в отличие рассматривает “внешние реальности” и их структуры как измеримые. Каждый из участников интеграции будет стараться придерживаться собственного национального интереса, который в первую очередь направлен на сохранение национального суверенитета. Тогда термин «международная организация» уже не вполне отражает природу такой интеграционной структуры, и мы имеем дело с «многосторонним институтом».
Национальный характер и менталитет
Кравченко Е.Ю. - Mediterranean Studies в современном социогуманитарном знании c. 55-63

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.11.34217

Аннотация: Социокультурные процессы, политическая обстановка и культурные контакты в странах Средиземноморья обуславливают актуальность развития гуманитарного блока Mediterranean Studies. В статье автором поднимается проблема развития средиземноморских исследований в России и за рубежом, а также затрагиваются основные вопросы, с которыми сталкиваются исследователи Mediterranean Studies на начальном этапе аналитической работы. Объектом изучения выступает становление методологических основ Mediterranean Studies в гуманитарной сфере. Предметом являются концепции ряда крупных теоретиков средиземноморских исследований (Д.Абулафия, Р.Клемент, С. Струмса, Н. Бушар, Ф. Бродель, А.Пиренн). Цель статьи — выявить актуальные проблемы и подходы к изучению средиземноморского региона. Поскольку в российской науке в большей степени разработано естественнонаучное направление Mediterranean Studies, анализ развития средиземноморских исследований в гуманитарной сфере, в особенности культурологии, практически отсутствует, что обусловливает новизну работы. Основными выводами проведенного исследования является аналитический обзор состояния средиземноморских исследований в России, а также экспликация зарубежных теорий, раскрывающих понятие «Средиземноморье» и подходы к его изучению. Настоящая работа может привлечь внимание переводчиков к научно-исследовательским базам зарубежных центров Mediterranean Studies, способствовать повышению научной коммуникации, а также задать тему для интернациональных исследовательских проектов в области культурологии, истории и международных отношений в России.
Философия религии
Солопов О.В. - Раджа-йога в системе религиозно-нравственной философии М.В. Лодыженского c. 64-90

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.11.33579

Аннотация: Статья посвящена исследованию характеристик учения раджа-йоги в интерпретации М. В. Лодыженского. Цель исследования состоит в анализе и реконструкции системы раджа-йоги в религиозно-нравственной философии мыслителя. В процессе исследования решается ряд задач: рассмотрена система основных элементов религиозно-нравственной философии М. В. Лодыженского; проанализированы источники, на основе которых формировались воззрения философа на раджа-йогу; выявлены основные характеристики системы раджа-йоги в философии мыслителя; выявлены особенности религиозно-мистической практики раджа-йоги в философии М. В. Лодыженского; определено место раджа-йоги в системе религиозно-нравственной философии М. В. Лодыженского. Новизна исследования состоит в выявлении новых, в сравнении с имеющимися в научной литературе, категорий философии М. В. Лодыженского («мир», «сердце», «мозг»); в выделении основных элементов религиозно-нравственной философии М. В. Лодыженского и рассмотрении их в контексте системы основных разделов философского знания (онтологии, теологии, антропологии, гносеологии, аксиологии, этики); в комплексном исследовании системы раджа-йоги в интерпретации М. В. Лодыженского и определении её роли в структуре философии мыслителя. По итогам проведенного исследования: установлено, что "ядром" системы религиозно-нравственной философии М. В. Лодыженского является, разрабатываемые им этика и аксиология исихазма; доказано, что система метафизических категорий и представлений мыслителя носит синтетический характер и складывается на основе различных культурных течений и традиций; показано, что особую роль в системе философии мыслителя играет апология исихазма, предполагающая критическое исследование не христианских мистических практик, наиболее подробным из которых является исследование раджа-йоги; показаны своеобразие и оригинальность интерпретации раджа-йоги в философии М. В. Лодыженского; дана критическая оценка интерпретации системы раджа-йоги в философии мыслителя.
Этика
Прокофьев А.В. - Изменение представлений о нормативном содержании морали в моральной философии раннего Нового времени c. 91-107

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.11.33044

Аннотация: Объектом исследования являются философские представления о нормативном содержании морали в их исторической динамике. Под содержанием морали, в отличие от ее формально-функциональных характеристик, среди которых объективность, универсальность, приоритетность в отношении других регуляторов человеческого поведения, понимаются те предельно общие требования и критерии одобрения, которые задают образ морально совершенной личности и параметры правильного в моральном отношении поведения. Хотя на уровне предельных обобщений западноевропейская идея морали сохраняет нормативное содержание, свойственное иудео-христианской традиции, его конкретизация постоянно меняется. Цель исследования состоит в том, чтобы проследить изменения этой конкретизации, происходившие в западной моральной философии XVI–XVIII вв. (периода раннего Нового времени). Этот исторический процесс служит непосредственным предметом анализа. Методология исследования предполагает выявление долговременных трендов истории нормативной этики и их связи с социально-историческим контекстом. Анализ источников по проблеме исследования показывает, что в том, как моральные философы периода раннего Нового времени понимали содержание нравственных требований и критериев одобрения, произошли следующие основные изменения: 1) вытеснение на периферию морали обязанностей морального деятеля перед самим собой, 2) переход к пониманию блага другого человека исключительно через призму его благополучия и возможностей свободной самореализации, 3) возникновение связи между обязанностями перед другим человеком и уважением к его индивидуальным правам. В отношении последнего изменения решающее значение имели три фактора: развитие идеи религиозной терпимости в период после религиозных войн, противостояние патерналистской опеке со стороны абсолютистских режимов, формирование универсальной эмпатии на основе новых форм описания внутреннего опыта человека. Хотя опирающемуся на эти три фактора объяснению процесса внедрения индивидуальных прав в морально-правовой дискурс противоречат некоторые выводы, полученные в истории идей последних десятилетий, оно, по мнению автора статьи, все равно остается наиболее перспективным.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"