по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 10, 2020
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 25-10-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2020
Социальная философия
Пахарь Л.И. - Изменения в массовом сознании современного общества c. 1-16

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.10.33051

Аннотация: Статья посвящена анализу массового сознания и тем изменениям, которые оно претерпело за последние сто лет. Массовое сознание как состояние духовной жизни значительной части граждан государства является важнейшим показателем устойчивости политической системы. В нем содержатся наиболее распространенные представления, настроения, чувства, эмоции, в идеальной форме отражающие реальные процессы общественной жизни. В странах западной демократии в массовом сознании превалирует деформация моральных и семейных ценностей, эгоизм, эйфория превосходства над остальными нациями, пресыщенность комфортом, гипертрофированное представление о правах человека и т.п. Это указывает на тупиковый путь дальнейшего развития западной цивилизации.     Анализ социальной реальности современного российского общества позволяет сделать вывод о том, что массовое сознание испытало серьезное влияние буржуазной идеологии. Однако обстоятельства жизни заставляют россиян критически отнестись к буржуазным приоритетам, пересмотреть оценку своего прошлого и обратиться к собственным национальным корням. В настоящее время россияне в массе своей испытывают ностальгические чувства по утраченной социальной справедливости и равенстве. Они живут с постоянным чувством тревоги, страха за свое будущее, неуверенности в завтрашнем дне. Это обстоятельство должно настораживать власти страны и заставить руководство искать решения, адекватные чаяниям народа.
Хан Ш.Д. - Роль культурного интеллекта в современном глобальном мире c. 17-29

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.10.34088

Аннотация: В данной статье рассматривается развитие концепции культурного интеллекта, актуальность которой вызвана сложностью межкультурных взаимоотношений в современном глобализирующемся мире. Отмечено, что за счет развития таких информационных технологий как Интернет, телевидение, а также мобильная связь, происходит трансляция культурных образцов из одной страны в другую. В связи с этим особое место в процессах глобализации занимает массовая культура, распространение которой направлено на вытеснение народных культур. Поэтому актуальным является рассмотрение процессов, противостоящих распространению унификации культур. В статье также исследуется ряд концепций, предшествовавших концепции культурного интеллекта. Наиболее подробно изучена концепция культурного интеллекта, представленная научному сообществу такими учеными как Кристофер Эрли и Сун Анг. Отдельным пунктом в статье рассматриваются такие понятия как космополитизм и толерантность. Обозначены основные сферы применения концепции культурного интеллекта, такие как бизнес, политика, военная сфера и сфера дипломатии. В статье отдельно рассматривается статья Эрли и Масаковски, в которой авторы показывают, насколько по-разному могут восприниматься в разных странах не только материальные объекты, но и социальные традиции. Помимо этого проанализированы существующие модели СQ (коэффициента культурного развития). Продемонстрированы проблемы и перспективы применения концепции культурного интеллекта в философии и в общественной жизни.
Диалог культур
Рубец М.В. - Особенности перевода на китайский язык некоторых терминов русской религиозной философии в XXI в. c. 30-41

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.10.33977

Аннотация: В данной работе предпринята попытка рассмотреть особенности перевода терминологии русской философии в Китае в XXI в. Целью работы было выявить основные принципы, которыми пользуются китайские переводчики, при составлении заимствованной терминологии в этой области. Рассматриваются китайские аналоги некоторых терминов русской религиозной философии. Особое внимание уделено терминам Бог и душа. Рассматривается текст перевода лекций С.С. Хоружего «Синергийная антропология и русская философиия» на предмет частоты использования 神 и 上帝в качестве китайских аналогов термина Бог. Важную роль в исследовании сыграло интервью, взятое нами у исследователя и переводчика русской религиозной философии — профессора Чжана Байчуня, о переводе терминов Бог, душа и др. на китайский язык, а также о тонкостях употребления китайских аналогов отдельных терминов с точки зрения носителя китайского языка.   Показано, что китайские аналоги терминов Бог и душа в религиозных текстах не полностью совпадают с таковыми в текстах философских. В частности, православные переводчики рекомендуют использование 上帝 для термина Бог, тогда как китайские переводчики русской религиозной философии допускают использование обоих вариантов, руководствуясь личными предпочтениями и языковыми привычками. Равнозначные варианты термина душа в Словаре православной лексики 灵魂 и 心灵 для переводчика философских текстов разделяются на «религиозный» и «светский» аналоги. Приведены некоторые другие термины русской философии, для перевода которых использованы приемы транскрипции, кальки и смыслового перевода.
Теологические основы бытия
Титлин Л.И. - Отрицает ли буддистское учение о не-«я» понятие субъекта? c. 42-58

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.10.33909

Аннотация: Объектом исследования является буддийское учение о не-«я», предметом исследования – содержание этого учения и его эволюция с течением времени. Особое внимание уделено тому, чтобы продемонстрировать, что первоначально учение об анатмане не подразумевало отрицание существования субъекта («я») как такового. Автор исследования подробно рассматривает такие аспекты темы, как учение о не-«я» в раннем буддизме (Палийском каноне) и проблеме понимания феномена «я» в современном буддизме, в том числе такими деятелями культуры и философии, как Нгагва́нг Ловза́нг Тэнцзи́н Гьямцхо́ (Далай Лама XIV). Новизна исследования заключается в выполнении первого в России комплексного исследования буддийского учения о не-«я» и новом осмыслении проблемы. Особым вкладом автора в исследование темы является выполнение первых в России переводов отрывков из сутт, посвященных анатмаваде, что позволило прийти к принципиально новым выводам. Основными выводами проведенного исследования является: 1) Анатмавада на протяжении истории прошла сложный путь от исключительно сотериологического учения, не предполагавшего отрицания «я» или субъекта, и вплоть до открытого отрицания субъекта в позднейшем буддизме. Позднее понимание анатмавады представляется автору некорректным. 2) Можно выделить две концепции анатмана в раннем буддизме: более распространенную анатмаваду-2 и более «маргинальную» анатмаваду-1, которая склоняется к отрицанию атмана. 3) Анатмавада эволюционировала в ходе истории от анатмавады-2 к все более номиналистским трактовкам, которые мы видим в позднем буддизме в форме отрицания «я» как такового. 4) Раннему буддизму не интересен онтологический дискурс о существовании «я». 5) Скандхи в раннем буддизме надо рассматривать в сотериологической перспективе – как предмет для медитации на возникновение, пребывание и уничтожение определенных моментов опыта.
Этика
Бабанов А.В. - Феномен согласия с собой c. 59-71

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.10.33074

Аннотация: Статья посвящена анализу феномена согласия с собой. На основе идей Х. Арендт были проанализированы различные аспекты согласия с собой, показана их взаимосвязь. Этот феномен рассматривался в трех аспектах: 1. отношения субъекта к самому себе (психология); 2. «сократического» мышления как внутренней речи; 3. нравственного поступка. В основе всех трех аспектов данного феномена лежит концепция «сократического» мышления как внутреннего диалога, поэтому особое внимание было уделено анализу его особенностей. Также осуществлен сравнительный анализ «сократического» мышления и других концепций мышления, в частности, М. Хайдеггера.          Согласие с собой в каждом соответствующем аспекте рассмотрения имеет следующее значение: 1. Позитивное отношение к себе, проявляющееся в самоуважении. Было показано, что согласие возможно только как одностороннее отношение к себе, поэтому более точной его характеристикой будет самоуважение, а не «дружба с собой». Самоуважение может вытекать из опыта размышления как разговора с собой по поводу своих мыслей и поступков; 2. Условие мышления, а именно как согласие в мысли (непротиворечивость) и с мыслью. Было показано, что согласие с собой не сводится к логическому закону непротиворечия. Как проявление экзистенциального процесса мышления оно не является формализованной процедурой и зависит от личного отношения, ценностей субъекта. Сделано предположение, что самоуважение как проявление согласия невозможно непосредственно, без суждений внутреннего диалога; 3. Отталкиваясь от идей Х. Арендт, была также намечена возможность понимания согласия в мышлении как этического принципа или внутреннего эталона совести, распространяющегося на поступки индивида. В концовке делается вывод, что феномен согласия с собой имеет полноценное значение только для «сократического» мышления, за которое ответственен сам мыслящий человек, а не история, мировой дух или бытие.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.