Электронный журнал Философская мысль - №12 за 2019 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 12, 2019
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 09-02-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2019
Социальная философия
Салимгареев Д.И. - Медиация – действенное средство для обеспечения стабильности геополитических процессов коммуникации. c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.12.32032

Аннотация: В обзорной статье затрагивается одна из приоритетных геополитических проблем – нарушение коммуникации. В качестве инновационного механизма защиты социального согласия и восстановления коммуникации призвана выступить медиация, обладающая необходимыми параметрами для обнаружения конфликта и последующей его переработки, нивелирующая деструктивные результаты. Предметом исследования являются международные нарушения коммуникации. Целью данной работы является изучение границ медиации как регулятора международных отношений. В качестве задач выступает общественная потребность в прогнозировании появления конфликтогена в нетипичных социальных взаимоотношениях и своевременной локализации конфликта. Методологической основой выступает социокультурный подход, в рамках которого происходит анализ социальных взаимоотношений и конфликта, вносящего существенные коррективы в повседневную коммуникацию. Диалектический подход позволяет исследовать противоречия как в самом конфликте, так и в общественных процессах, осложненных этим конфликтом. Полученные результаты применимы в области конфликтологической науки, новизна исследования заключается в теоретическом осмыслении пригодности медиации для решения сложных социальных задач и интеграции в общественные процессы, а также в формировании рекомендательных мер по улучшению бесконфликтных социальных процессов коммуникации. В работе выявлены взаимосвязи: 1.Изменчивость конфликта по его функциям пропорциональна влиянию внешних факторов и условий взаимоотношений; 2.Взаимосвязь между языковыми ограничениями и действиями субъектов международных отношений; 3.Примирительные техники – важнейшее условие современной международной коммуникации. В качестве выводов можно обозначить выявленную связь медиации и социального конфликта, а также предложить выработку механизмов, предупреждающих социальное напряжение на примере лингвистической агрессии.
Философия свободы
Усманова Л.Т. - Философское учение Н.А. Бердяева о свободе, открывающей просторы творчества c. 10-18

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.12.31190

Аннотация: В статье анализируются философские взгляды одного из наиболее значительных последователей В.С. Соловьева, сторонника экзистенциализма, заложившего основы персоналистической философии – Н.А. Бердяева. В процессе исследования предлагаемой русским философом концепции миростроения, направленной на человека и представляющей собой противоположность духа и природы, автор акцентирует внимание на вопросах происхождении свободы, трех формах ее существования (иррациональной, рациональной, свободе с любовью) и оправдании человека в существовании зла через творческое, позитивное преобразование мира. Анализ, обобщение и систематизация творческого наследия Н.А. Бердяева опирались в статье на следующие положения его теории. Дух, по Бердяеву, включает в себя жизнь, свободу и творчество, а природа – это вещь, психика и необходимость. Свобода не создавалась Богом, а существовала до него и поэтому Господь не отвечает за свободную волю и произвол человека. Таким образом, личность реализуется у философа последовательно, вследствие восхождения от подсознательного (иррациональная свобода) через сознательное (иррациональная свобода) к сверхсознательному (свободе божественной любви). Персоналистическая философия Н.А. Бердяева рассматривается в статье через главенствующую роль личности, обладающей божественными атрибутами творца. Творческая же деятельность человека представлена как дополнение к божественной жизни, как «божественно-человеческая».
Религии и религиозное возрождение
Беляев А.А. - Политический дискурс иудейской и раннехристианской апокалиптики и его роль в государственно-конфессиональных отношениях. c. 19-27

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.12.30236

Аннотация: Сегодня в обществе не утихают вопросы, связанные с проблематикой государственно-конфессиональных взаимоотношений. В этом диалоге религиозные группы руководствуются сакральными текстами, среди которых встречается литература апокалиптического жанра. Присутствующий в этой литературе политический дискурс обладает потенциалом для оказания влияния на политическое богословие отдельных религиозных групп и развитие государственно-конфессиональных взаимоотношений. Объектом исследования является иудейская и раннехристианская апокалиптическая литература. Предмет исследования – политический дискурс в иудейской и раннехристианской апокалиптической литературе, который рассматривается в контексте исторических обстоятельств его возникновения. Для достижения поставленной цели и формулирования аргументов автором рассматривается значение термина «апокалиптика» и кратко представляются тезисы об истоках ее возникновения, рассматривается политический дискурс в иудейской и раннехристианской апокалиптике и потенциал его влияния на ГКО. Основные методы: анализ, сравнение, герменевтика. В статье наглядно показано, что апокалиптика появилась как реакция на социальную несправедливость и несовершенство политических институтов древности, и потому содержит политический дискурс. Автор отмечает, что в рассмотренных апокалиптических текстах политический дискурс не однотипен и, соответственно, поведение людей, как реакция на социально-политическую несправедливость определяется теми источниками, под влиянием которых сформулирована политическая теология этой группы. Следовательно, анализ апокалиптических текстов, авторитетных для определенной религиозной группы, позволяет увидеть политический дискурс этой группы, а также открывает возможность для прогнозирования ее реакции на политическую несправедливость, угнетение, ущемление прав и свобод.
Этика
Василенко Ю.В. - "Системный гедонизм" как этическое учение c. 28-38

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.12.31933

Аннотация: Предметом исследования является генезис такого этического учения, как гедонизм; объектом – концепт «системного гедонизма», предложенный современным российским специалистом в области управления И.В. Волочковым. Поставив «системный гедонизм» в широкий исторический контекст этических учений – со времен Древней Греции (киренаиков Аристиппа и Гегесия) до современных американских гедонистов (Дэвид Пирс), – разрабатывавших проблемы достижения человеком счастья посредством удовольствий и наслаждений, автор утверждает, что «системный гедонизм» может быть принят как разновидность «возвышенного гедонизма», близкого по своему идейно-ценностному содержанию к эвдемонизму Аристотеля и Эпикура. Основным методом исследования является аналитическая реконструкция идейно-философских феноменов с упором на теоретическую составляющую. Автор сопоставляет этическое учение «системного гедонизма» с родственными ему однотипными учениями, выявления оригинальные стороны первого. Представленный в статье концепт «системного гедонизма» раскрывается как этическое учение, направленное на последовательное и поступательное развитие и самосовершенствование современного чело-века. Основным выводом исследования является утверждение о том, что в контексте набирающих силу тенденций общественного развития «системный гедонизм» может рассматриваться и как зарождающийся этос современной российской буржуазии, стремящейся к осознанному по-треблению, принципиально ограниченному этическими рамками.
Философия культуры
Маслов В.М. - Философия визуального поворота: от теории к практике c. 39-56

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.12.31335

Аннотация: Предметом исследования статьи является визуальный поворот, нарушение устоявшихся отношений визуального и вербального в общественной жизни в пользу визуального. Критический анализ показывает проблемы в точном определении «визуального поворота», «визуального», «визуальной культуры», «лингвистического поворота». Тем самым, проблемной становится философская практика по улучшению ситуации с современной визуальной культурой. Логика работы выстраивается от разрешения понятийных проблем «визуального поворота» к объективному выведению основных направлений нейтрализации негативных следствий современной визуальной культуры. Методологическая основа исследования – теории постнеклассической и открытой рациональности. Используются общенаучные методы познания и достижения философской герменевтики. Познание прошлого и настоящего опирается на исторический, диалектический, системный, синергетический подходы. Для отражения будущего используются эвристические методы. Исследование определяет базовый характер «визуального поворота» для визуальных исследований. «Визуальное» – суть и обращение к чувственно-эмоциональному. Систематическое, на основе феномена искусства, отражение современной визуальной культуры ведет к представлению о том, что современная жизнь становится формой ее проявления. Критический анализ «лингвистического поворота» открывает, что суть визуального поворота в том, что проблемы истины и мировоззрения начинают определять не язык науки и рациональной философии, а визуальная культура. Формирование современной визуальной культуры – процесс поступательного развития техногенной цивилизации, расширяющий поле свободы. Этим же указывается объективный предел роста мировоззренческой значимости визуальной культуры, в пределе ведущий к краху техногенной цивилизации. Проделанный анализ, объективно, выводит на три основных направления философской работы по нейтрализации негативных следствий современной визуальной культуры: критическое, преобразовательное и инфографическое.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.