по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 12, 2018
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 02-01-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2018
Социальная философия
Миннуллина Э.Б. - Коммуникативные аспекты социального времени c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.12.28024

Аннотация: Предметом исследования является коммуникативно обусловленная социальная длительность. Особое внимание уделяется обратимым и необратимым процессам общественного развития, связанным с изменением коммуникативной среды. Автор подробно рассматривает связь социального времени и процессов коммуникации, исследует темпоральность социокоммуникативного пространства в синхронном и диахронном аспектах, выявляет временные особенности коммуникации как системы, с одной стороны, и как действия — с другой, анализирует обратимые и необратимые процессы, характерные для коммуникативно опосредованного социального взаимодействия. Проведен феноменологический анализ социальной коммуникации с учетом ряда положений синергетики, концепций времени Ж. Делеза и множественной темпоральности И. Валлерстайна и Ф. Броделя. Сделан вывод, что коммуникация представляет собой временной синтез социальных событий, в котором при коммуникативном максимуме историческая диахрония «сворачивается» в синхронию. Автор заключает, что коммуникация темпорально связывает социальные события, образуя порядок (синтагму); интерпретация индивидом прошлого и будущего определяет облик социального настоящего.
Философия науки
Воронина Н.Н., Ткачев А.Н. - Мировоззренческие предпосылки успешного функционирования галисоновских «зон обмена» c. 10-17

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.12.27896

Аннотация: Предметом исследования является влияние мировоззренческих представлений в «зонах обмена», предложенных П. Галисоном, на развитие интереса к науке и научной коммуникации. В процессе изучения выявляются уровни формирования научного интереса, и выясняется, что представления в группах являются результатом явного и латентного согласования, где латентное играет основную роль. Рассматривается проблема успешного и неуспешного взаимодействия в «зонах обмена» и предпринимается попытка выявить мировоззренческую природу закрытости и открытости для успешного научного взаимодействия. Используются общенаучные методы, а также герменевтическая методология для выявления мировоззренческих элементов влияющих на интерес к науке. Новизна исследования состоит в предложении дополнить теорию агрегации К. Листа и концепцию «зона обмена» П. Галисона учетом латентных мировоззренческих элементов, влияющих на коммуникацию в научной среде. При этом выявляются некоторые конкретные элементы мировоззрения, которые влияют на интерес к научному творчеству и успешное взаимодействие ученых.
Этика
Платонов Р.С. - Социокультурный аспект этики Платона в диалоге «Государство» c. 18-34

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.12.28075

Аннотация: Объектом исследования является диалог Платона «Государство», предметом исследования является практическая составляющая этического учения Платона, каким оно представлено в данном диалоге. В статье ставится цель выявить специфику тех социокультурных практик, которые порождаются моральной теорией Платона. Для этого исследуется практика лжи как наиболее выделено и последовательно прописанная в данном диалоге. Определяется, какого рода проблемы решаются Платоном посредством практики лжи, а также к какого рода проблемам в свою очередь это приводит. Исследование проведено методом текстологического понятийного анализа. На основе анализа употребления понятия «ложь» осуществлена реконструкция концепции лжи в тексте диалога «Государство». Научная новизна исследования заключается в представлении целостной и структурированной реконструкции концепции лжи в этическом учении Платона (в диалоге «Государство») в ее связи с антропологической и онтологической проблематикой. По результатам исследования делается вывод, что конструируемый Платоном порядок организации жизни полиса ведет к социокультурным разрывам между тремя родами граждан, распадению целостности полиса, такие разрывы и должны быть преодолены, по мысли Платона, практикой лжи направленной на формирование определенного мировоззрения. Однако последовательная реконструкция данной практики в описаниях Платона показывает, что проблема социокультурных разрывов только усиливается, более того — она ведет к подрыву моральных оснований жизни полиса.
Максимов Л.В. - Моральный долг: проблема обоснования c. 35-45

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.12.28213

Аннотация: В современной метаэтической литературе анализ различных подходов к рациональному обоснованию морали является одним из ведущих направлений исследования. Если в этической мысли прошлого объектом обоснования выступал преимущественно «нравственный закон» как особая (метафизическая) сущность, то в метаэтике речь идет, как правило, об обосновании нравственных установок реальных субъектов морали, т.е. о выдвижении аргументов, способных убедить некоего условного скептически настроенного индивида принять сложившиеся в обществе нормы морали и практически следовать им. В данной статье критически анализируются некоторые из предлагаемых в метаэтике способов аргументации; в частности, отмечается неправомерное смешение и подмена обоснования – объяснением, морального долженствования – другими модальностями, формально обозначаемыми тем же термином. В исследовании использованы методы логико-лингвистического анализа применительно к тем этическим и метаэтическим дискурсам, в которых представлены различные версии обоснования морального долга. Основное замечание касается чрезмерной сосредоточенности авторов на обосновании содержательного компонента моральных норм при фактическом игнорировании специфически морального побудительного мотива, т.е. долженствования особого рода. В статье показано, что именно интенция долга, а не ее конкретная предметная направленность, является определяющим признаком моральной мотивации (поскольку предметное содержание моральных норм и мотивов может быть объектом не только морального долга, но также и внеморальных побуждений). Поэтому принципиальная невозможность рационального обоснования этой интенции (о чем подробно говорится в статье) должна быть принята во внимание в тех теоретических диспутах, где затрагиваются также и общие проблемы обоснования морали.
История идей и учений
Марчукова Е.С. - Размышления М. Хайдеггера о средневековой онтологии: понятие времени. Часть I c. 46-58

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.12.28316

Аннотация: Поводом, а также основным материалом для статьи послужила новейшая публикация лекции М. Хайдеггера “Augustinus: Quid est tempus? Confessiones lib. XI” (Gesamtausgabe. Bd. 80.1. Frankfurt a. M.: V. Klostermann, 2016. S. 429-456). Лекция была прочитана 26 октября 1930 года. В лекции Хайдеггер последовательно анализирует размышления Августина о времени, опираясь на содержание одиннадцатой книги «Исповеди». Основное внимание в данной статье обращено на те содержательные аспекты, которые имеют отношение именно к августиновскому пониманию времени. При этом учитываются акценты и замечания, которые делает Хайдеггер относительно размышлений Августина о времени. Главным методом исследования в предлагаемой статье является сравнительный анализ идей Августина и М. Хайдеггера относительно понятия времени. Анализ лекции Хайдеггера, проведенный в статье, нацелен не только на раскрытие содержательных аспектов размышлений Августина о времени, но также дает возможность проследить, как именно Хайдеггер прочитывает Августина, на что он обращает внимание и к каким выводам он в конечном итоге приходит.
Философия права
Фаритов В.Т., Балаклеец Н.А. - Онтология права и хозяйства (постметафизические тенденции в учениях Г.В.Ф. Гегеля и С.Н. Булгакова) c. 59-71

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.12.28313

Аннотация: Предметом исследования статьи являются онтологические основания феноменов правовой и хозяйственной деятельности. Материалом исследования выступают концептуальные разработки Г.В.Ф. Гегеля и С.Н. Булгакова. В статье осуществляется сравнительный анализ "Философии права" Гегеля и "Философии хозяйства" Булгакова. Основанием и концептуальным горизонтом сравнительного анализа выступает идея кризиса европейской метафизики и поиска путей его преодоления в русской философии. Соответственно, основное внимание в исследовании уделяется экспликации кризисных явлений западной метафизики и постметафизических тенденций русской философии. В исследовании используются методологические принципы и установки философской компаративистики. Применяются также принципы историко-философского исследования, метод историко-философской реконструкции. Основным выводом проведенного исследования является тезис, что в отношении к европейской метафизике мысль Булгакова (как и многих других представителей русской религиозной философии, начиная с В.С. Соловьева) находится в сложном состоянии притяжения и отталкивания. В исследовании показывается, что то, что для Гегеля выступает высшей ступенью самоуразумения духа (право, государство) для русских философов оказывается только преходящим, подлежащим снятию моментом.
Феноменология
Михайлов И.А. - Полиграфическое единство ранней феноменологии c. 72-82

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.12.28407

Аннотация: В статье исследуется становление немецкой феноменологии как коллективной исследовательской программы. Подробно рассматривается роль М. Шелера в становлении публикационной программы феноменологов: его усилия в популяризации феноменологии и в ответе критикам феноменологии. Показано также, что постановка издателями Ежегодника наиболее общих задач издания фактически совпадает с задачами, сформулированными еще в 1907-м году одним из учителей Гуссерля, К. Штумпфом: необходимо создать мир идей, охватывающий науки о природе и науки о духе, причем этот мир «силой убеждения» должен подчинить себе широчайшие круги исследователей. В статье использованы методы и методология историко-философской реконструкции, понятийного анализа, подход с позиций социологии знания. Новизна исследования заключается в анализе материалов публикаций первого периодического издания, объединившего исследователей геттингенского и мюнхенского кругов, «Ежегодника по философии и феноменологическим исследованиям». Автор показывает, что вышеозначенные формулировки предвосхищают как гуссерлевскую идею региональных онтологий, так и выраженное в «Философии как строгой науке» (1911) представление о роли философии в культуре. С первых лет своего существования «Ежегодник» становится важным органом формирующегося научного сообщества, достаточно быстро он становится ареной борьбы за влияние.
Религии и религиозное возрождение
Лощенков А.В. - Тантрический монастырь Гьюто: сохранение и трансляция знаний c. 83-92

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.12.28510

Аннотация: Статья посвящена освещению системы образования в тантрическом монастыре Гьюто, введению в научный оборот полного перечня предметов и и названий текстов, с идентификацией их по собраниям сочинений индийских и тибетских авторов. Определены основополагающие источники и комментаторская литература. Представлена история возникновения монастыря. На основе текстологического анализа выявлена основополагающая роль текстов Чже Цонкапы в деле формирования образования данного монастыря. Установлено, что для понимания изучаемых предметов в монастыре опираются на учебные руководства, составленные Гьюченом Кунга Дондрубом, основателем монастыря. При работе с материалами было использовано сочетание классического текстологического подхода и контекстуального анализа, принимающего во внимание буддийскую комментаторскую традицию. Также были использованы методы аналитического сопоставления, структурной и содержательной классификации. Для решения поставленных задач применены текстологические методы точного описания структуры образования. Новизна статьи обусловлена введением в научный оборот ранее не исследованной системы образования и ее учебных руководств для получения ученых буддийских степени в тантре «Кьеримпа» и «Награмпа». Это позволит при работе с тибетоязычными текстами, хранящимися в Центре восточных рукописей и ксилографов (ЦВРК) и Институте восточных рукописей (ИВР РАН), идентифицировать и вводить в оборот, как непосредственно источники под данными наименованиями, так комментирующую их литературу, созданную в Тибет и, возможно, в Бурятии. Особое значение исследование имеет для определения программы обучения на тантрических факультетах в дацанах Бурятии, о которой почти-то ничего не известно, кроме принадлежности их к программе монастырей Гьюто и Гьюме Тибета.
Философия познания
Воробьев Д.Н. - К вопросу о новизне и эвристическом потенциале доксологии как протагорейской версии современной гносеологии c. 93-102

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.12.28540

Аннотация: Статья посвящена выявлению новизны и эвристического потенциала доксологии как протагорейской версии конструктивистской эпистемологии. Анализируя проблему эпистемологического релятивизма в контексте противостояния сторонников эпистемологического реализма и конструктивизма, автор рисует контуры проблемного поля на фоне которого новизна и эвристический потенциал доксологии станут очевидными. В ходе исследования использованы методы интерпретации и критический метод философии с опорой на принципы историзма, непротиворечивости и системности рассмотрения. Новизна доксологии заключается в расширительной интерпретации структуры познания, центральными элементами которой выступают реалистическая трактовка познающего субъекта и идея функционального круга познавательной деятельности (логоса) и ее предмета (доксы). Эвристический потенциал доксологии заключается в том, что она вносит свой вклад в решение проблемы релятивизма: фокусируясь на способах и условиях производства субъектом того, что считается реальным, интерсубъектиным в определенной области или культуре в данное время, доксология вносит вклад в разработку методологии для осмысления закономерного и интерсубъективного характера релятивности знания.
Традиции и инновации
Карпов С.Е. - Сущность, семейное сходство, прототип: на пути к адекватному классифицированию философских концепций c. 103-116

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.12.28181

Аннотация: В статье анализируется взаимосвязь между тремя подходами к категоризации: классическим (идущим от Аристотеля), основанным на понятии семейного сходства (Л. Витгенштейн) и прототипическим (Э. Рош). Показывается, что эти подходы могут быть различены по специфике связи, устанавливаемой между членами категории. Полученный результат позволяет увидеть, что прототипическая категоризация доводит разрыв с классической до концептуального предела (а витгенштейновская – лишь намечает его). На примере классификации, связанной с «основным вопросом» философии, демонстрируются сложности, с которыми сталкиваются классификаторы, использующие классический подход для классифицирования философских концепций. В частности, показывается, что философия И. Канта может быть отнесена ко всем трем классам в классификации (идеализм, дуализм, материализм). С точки зрения классического подхода этот результат может свидетельствовать либо об «эклектичности» концепции, либо об ограниченности охвата самой классификации (способной адекватно классифицировать далеко не любую концепцию). Тем не менее и классический и прототипический подходы позволяют избежать этой дилеммы (классический – при помощи различных оснований деления на три исходных класса, а прототипический – путем добавления новых признаков в категорию). Однако если ставить перед классификацией унифицирующую задачу (которая исторически ставилась в политических целях, но может быть поставлена и, например, в педагогических целях) и, кроме того, задачу минимизации герменевтического «насилия» (при рассортировке концепций по классам), то прототипический подход, как показано в статье, решает эти задачи корректнее и нагляднее.
Философия науки
Zholkov S. - Philosophical problems of the pragmatic theories: genesis and architectonics, I c. 117-127

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.12.26891

Abstract: The subject of this research is the real pragmatics, i.e. targeted activity of the members of society (individuals, human associations). Real pragmatics, in general, in unity and interaction of the natural and humanitarian worlds is the subject of pragmatic theories. In practical aspect, the actual tasks of the analysis and large system management alongside their systemic analysis in unity of the natural scientific and socio-humanitarian components – is a pressing need. The article reveals the requirements to information background and architectonics of the pragmatic theory essential for establishing a reliable scientific theory of the real pragmatics. A comparative analysis with the construct of “theoretical knowledge” proposed by V. S. Stepin is carried out. The author formulates the general laws and requirements to the architectonics of components of the reliable and substantive pragmatic theories. The detailed comparative analysis demonstrates that the scheme of structuring the fundamental and argumentative pragmatic theory is fully compatible with the construct of (post-nonclassical) “theoretical knowledge” of V. S. Stepin. It is underlined that the scheme of theoretical knowledge proposed by V. S. Stepin leans not only on the meticulously examined by the scholar physical theories, but the mathematical theories as well.
Суровягин Д.П. - Объяснительная модель редукции: эпистемологический и онтологический аспекты c. 128-142

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.12.28447

Аннотация: Предметом исследования является объяснительная модель редукции, которую впервые сформулировал Э. Нагель и впоследствии развили К. Гемпель, П. Оппенгейм, Дж. Кемени, К. Шаффнер, В. Штегмюллер и другие философы науки. В статье уточняется понятие редукции и выделяются два её базовых аспекта — эпистемологический и онтологический. Если онтологический аспект редукции предполагает сведение идеальных свойств и сущностей к материальным, то эпистемологический аспект связан с исследованием логических отношений между терминами и предложениями научных теорий. Основной тезис статьи заключается в том, что большая часть проблем редукции возникает из-за смешения онтологического и эпистемологического аспектов. Следовательно, эти проблемы можно устранить с помощью философского анализа языка современной эпистемологии. Исследование эпистемологической редукции должно быть отделено от дискуссий вокруг редукционизма, потому что эти дискуссии являются следствием некорректной интерпретации терминов и вызваны привнесением онтологических проблем в эпистемологию. В статье также критически рассматривается эпистемологический статус связующих законов, идея эмерджентности и ценностной специфики некоторых областей научного знания. Новизна работы состоит в прояснении идеи редукции и сравнительном анализе редукции и объяснения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"