Электронный журнал Философская мысль - №7 за 2017 г - Содержание, список статей. ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 07, 2017
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 19-07-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2017
Рубежи и теории познания
Иванов Е.М. - Психофизическая проблема в контексте модифицированной теории Эверетта-Менского c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.7.23533

Аннотация: Предметом исследования является отношение сознания и физической реальности, которое рассматривается в контексте предложенной автором модификации теории квантовомеханического измерения Эверетта-Менского. В связи с этим исследуются концептуальные основы теории измерений в квантовой механики, в частности, исследуется возможность модификации эвереттовской интерпретации процесса измерения таким образом, чтобы исключить необходимость какого-либо "расщепления" как Вселенной, так и субъекта-наблюдателя. Далее, исследуется каким образом из полученной картины измерения можно получить выводы относительно характера связи сознания и квантовой реальности. Методология исследования построена на принципе междисциплинарности (смежные вопросы философии физики и философии сознания), компаративности и системного анализа. Предложен оригинальный подход к решению психофизической проблемы, в основе которого лежит философски переосмысленная «многомировая» интерпретация квантовой механики Х. Эверетта, а также идея М. Б. Менского о тождестве осознания с процессом селекции квантовой альтернативы. Дается объяснение видимого психофизического взаимодействия (при учете принципа каузальной замкнутости физической Вселенной) и процесса редукции волновой функции в квантовой механике.
История идей и учений
Коротких В.И. - Элементы феноменологического метода в гегелевском учении о Субъективном духе c. 11-20

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.7.23271

Аннотация: Предметом исследования являются особенности метода гегелевского учения о Субъективном духе, обусловленные присутствием в тексте указаний на точку зрения автора и читателя ("мы", "для нас"), необходимых для организации повествования и выстраивания сюжета произведения. Основное внимание в статье уделяется демонстрации неизбежности использования указанных элементов метода "Феноменологии духа" в первом разделе "Философии духа". Автор обращает внимание также на то, что прецедент обращения к феноменологическому методу в процессе изучения образов духа имел место уже в ранних (йенских) набросках философа. Исследование основывается на использовании комплекса традиционных историко-философских и герменевтических методов, а также некоторых элементов методов логической и историко-культурной реконструкции. Новизна исследования заключается в том, что в статье впервые обращается внимание на присутствие в тексте "Философии духа" элементов метода, естественных для "Феноменологии духа", но не соответствующих гегелевскому замыслу "Энциклопедии", а также в анализе наиболее вероятных причин указанных особенностей метода "Философии духа". Автор приходит к выводу, что использование в "реальной философии" феноменологического метода связано с тем, что её предметность может быть структурирована и описана лишь через соотнесение с сознанием, которое видит не только сам предмет, но и его происхождение, и способно определить направление его эволюции.
Социальная философия
Меликов И.М., Храпов С.А. - Феномен "русского религиозного социализма": Н. Бердяев о специфике социализма и советская действительность c. 21-33

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.7.23401

Аннотация: Предметом статьи является социализм, как особая историческая форма бытия духовной и социальной действительности. Актуальность исследования обусловлена значимостью социалистического периода российской истории, а так же 100-летием революции 1917 года. Целью исследования является комплексное осмысление феномена социализма, его реально-исторических проявлений и идеалистической природы в контексте религиозной философии Н.А. Бердяева, посредством социально-философского и теологического анализа. Предмет исследования конкретизируется в следующих разделах статьи: «Постановка проблемы», "Трансформация идей марксизма в «религиозный социализм», "«Религиозный социализм» и советская действительность". Методология исследования строиться на принципах компаративизма, системности и междисциплинарности. Авторами используется историко-философский, социально-философский, социокультурный, социально-теологический подходы к анализу социализма как особой исторической формы бытия духовной и социальной действительности. Новизна исследования отражена в следующих выводах: 1. Трансформация идей марксизма в русский «религиозный социализм», является одним из значимых парадоксальных социокультурных процессов российской истории XX века, во многом, отражающем амбивалетность русского национального характера и противоречивость «души» российского народа. Теократическая форма социализма в нашей стране была неизбежна, в силу, ее религиозно-трансцендентных цивилизационных оснований. Именно поэтому социализм так быстро вошел в идеальные и реальные сферы общественного бытия. 2. Чрезвычайно важной особенностью теократической природы русского социализма является его носитель - советский народ – это явление достаточно уникальное в истории. Его характеризовали, на наш взгляд, три главных признака. Во-первых, это идейность. Не идеологизированность, а идейность. Речь идет не о политической идеологии, а о психологической особенности. Идеи для советского народа были важнее самой жизни. Идеи для него были идеалом жизни, а потому становились своеобразными идолами. Советский человек искал возвышенный идеал, стремился к нему и свою жизнь обязательно соотносил с ним. Коммунизм представлялся советскому человеку идеалом, но только потому, что он сам настроен на идеал. В противном случае любой идеал становится простой фразеологией. Во-вторых, романтизм. Без него советский человек просто не выжил бы в серых буднях социалистической действительности. В-третьих, моральность, граничащая с религиозностью. Советская мораль, ценности которой не отличались от универсально-религиозных, по сути дела и стала основой, если так можно сказать, советской религии. 3. Советский строй был теократией, поскольку превыше всего он провозглашал не только духовные, но даже религиозные ценности, наполняя социализм трансцендентными смыслами. Социализм строился на романтике души, он сам вытесняет душу человека из сферы материальной и социальной жизни в сферы значительно возвышенные, в более духовные, пребывая в которых она может обрести романтизм. Социализм не позволяет человеческой душе опуститься на землю, ибо для него это означает смерть. Именно поэтому в годы социализма было создано немало гениальных творений культуры. Советский строй, фактически, прекратил свое существование, когда на смену этим возвышенным качествам пришли приземленная реалистичность и низменная прагматичность.
Политическая философия
Гаршин Н.А. - Феномен идеологии в контексте кризиса символического. c. 34-45

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.7.19715

Аннотация: Предметом исследования является существование классических идеологий (консерватизм, либерализм, социализм, национализм) в современном мире и их взаимодействие с современными общественными движениями и их идеями в контексте кризиса символического. в статье ставится вопрос о судьбе феномена идеологии, необходимости тех или иных изменений в пространстве дискурса идеологий и современных общественных движений. особое внимание в статье уделяется о соответствии модернизированных идеологий своим основам, причинам расцвета и угасания тех или иных идеологий в современных условиях. Основным методом исследования является компаративистский анализ и функционализм. кроме того, применяется диалектический подход и принцип историзма. Актуальность исследования состоит в том, что ввиду указанных выше свойств идеологии, наряду со старыми, устоявшимися идеологиями, возникают новые, положение которых до конца не прояснено, как неясна их роль и влияние на локальные и мировые социально-политические процессы. Вместе с тем, ввиду роста значений масс-медиа и интернета, подобные явления и общественные движения заслуживают и даже требуют особого внимания, поскольку в современной напряженной политической ситуации, те или иные неосторожные действия в одной точке планеты способны спровоцировать цепную реакцию по всей земле. Основным методом исследования является компаративистский анализ и функционализм. кроме того, применяется диалектический подход и принцип историзма. В статье ставится вопрос о судьбе феномена идеологии, необходимости тех или иных изменений в пространстве дискурса идеологий и современных общественных движений. Особое внимание в статье уделяется о соответствии модернизированных идеологий своим основам, причинам расцвета и угасания тех или иных идеологий в современных условиях. Актуальность исследования состоит в том, что ввиду указанных выше свойств идеологии, наряду со старыми, устоявшимися идеологиями, возникают новые, положение которых до конца не прояснено, как неясна их роль и влияние на локальные и мировые социально-политические процессы. Вместе с тем, ввиду роста значений масс-медиа и интернета, подобные явления и общественные движения заслуживают и даже требуют особого внимания, поскольку в современной напряженной политической ситуации, те или иные неосторожные действия в одной точке планеты способны спровоцировать цепную реакцию по всей земле
Социальная динамика
Ростовцева М.В., Хохрина З.В. - Социальная адаптация и социальное противоречие. c. 46-53

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.7.23229

Аннотация: Предметом исследования является процесс социальной адаптации и лежащие в его основе социальные противоречия, которые разрешает личность при взаимодействии с социумом. Описываются стадии развития противоречия, которые соответствуют стадиям развития адаптационного цикла. Рассматриваются внешние и внутренние противоречия. При взаимодействии с социальной средой личность сталкивается с различиями и не соответствиями собственных особенностей с особенностями и требованиями социальной среды. Обнаружение внешних различий побуждает человека углубляться в собственный внутренний мир и искать ответы на вопросы о поисках гармонии с социальным окружением именно там. То есть внешнее противоречие стимулирует внутреннюю борьбу личности с самим собой, мотивирует к самоанализу, саморефлексии, умственной и физической деятельности в поиске разрешения проблемы. работе использованы: диалектический метод и принципы диалектики, системный подход, деятельностный подход к исследованию адаптации личности. Выделены стадии адаптационного процесса, которые соответствуют этапам развития противоречия, разработана классификация противоречий, включающая: противоречия объективного характера; связанные с незавершенным действием, противоречие. связанное с необходимостью выбора нового действия; связанные с недостаточной развитостью или отсутствием необходимых ресурсов адаптации; противореия. связанные с завершенным действием. Дано определение социальной адаптации как отношения между личностью и средой, направленное на разрешение возникающих между ними противоречий.
Параметры общества
Леушкин Р.В. - Виртуальное социальное пространство: понятийная база исследования c. 54-63

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.7.19312

Аннотация: В данной статье идет речь о концепциях и понятиях, необходимых для понимания виртуального социального пространства. Оно рассматривается как новое измерение существования социальной коммуникации. Виртуальное социальное пространство понимается как онтологический горизонт, порождаемый преломлением антропологических структур в социально-коммуникативных системах. Структуры человеческого существования с естественными для них импульсами и "векторами" неизбежно подстраиваются под жесткие условия виртуальных коммуникативных систем. В результате этого процесса эксплицируется такая смысловая и бытийная форма, как виртуальный социальный конструкт. Данное исследование опирается на теоретический фундамент структурализма, концепции социального конструктивизма, также активно применяются концепты постструктуралистской философии. В ходе исследования вырабатывается категориальный аппарат, позволяющий теоретически представить виртуальное социальное пространство и множества феноменов с ним связанных. Очерчиваются перспективы и границы исследования данного социально-онтологического образования. Определяется бытийное условие его существования, такое как выражение коммуникативных инвариантных структур в виртуальном социальном конструкте.
Философия истории
Гижа А.В. - Онтология субъекта исторического действия: парадигмальная исчерпанность прошлого и вариации будущего c. 64-74

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.7.19759

Аннотация: Рассматривается проблема формирования онтологии человеческого мира, имеющая исторически-парадигмальный характер. Для этого предварительно уточняется структура философского дискурса, имеющего тройственную форму реализации. Отмечается заметное расхождение достигнутой конкретности философской мысли и её практической востребованности в обществе. Это, в свою очередь, ведёт к неизбежной односторонности и неполноте как самой мысли, так и общественной практики, когда развитие обществ определяется нарастанием доминирующей матрично-парадигмальной агрессивности и общей лжи. Это именно та форма онтологической тьмы, которая сгущается перед историческим освобождением, перед рассветом. Методология исследования базируется на диалектическом требовании проведения аналитически выверенной конкретизации мысли с её одновременной самокритикой и выявлением основания. Автор утверждает содержательную исчерпанность существующей парадигмальной основы историко-цивилизационного движения, носящей естественно-природный характер. Выход в гуманистически осмысленное будущее возможен её сменой на парадигму собственно человеческого бытия, понятого в контексте разумной практики. Вне предметной приложимости своих теоретизаций философия не может считать свое дело выполненным, но в настоящее время оно даже не поставлено проблемным образом
Смысл и безмолвие
Красиков В.И. - "Великий ледоход русской мысли": складывание двух традиций отечественной философии c. 75-87

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.7.23423

Аннотация: Задача настоящей статьи заключается в рассмотрении динамики противостояния двух фракций отечественной мысли в 30-40 гг. XIX в.: основных "площадок" и наиболее заметных (фокусных) дискуссий, в ходе которых и выявились всем сейчас известные лидеры, их основные идеи. Соответственно, ее объектом является общественно-мировоззренческое столкновение, имевшее место в указанное время, а предметом исследования – интрига и структура этого столкновения, образовавшая две противостоящие группы с диаметрально-разными теоретическими платформами, ставшие непреходящими персонажами российской интеллектуальной сцены. Методология, применяемая здесь, опирается на идеи теории "интеллектуальных эволюций" Р. Коллинза: поле интеллектуального внимания, фокусные дискуссии, расцвет творчества через оппозиции и соперничество. Как полагает автор, исследуемое теоретическое столкновение впервые разделило интеллектуалов двух столиц на группировки, которые сформировали свое устойчивое самосознание, обзавелись исторической генеалогией, выдвинули символы своего группового единства, озаботились преемственностью и поддерживали линию противостояния вплоть до наших дней. Новизна исследования заключается в рассмотрении динамики фракциогенеза в контексте специфики трех разных дискуссионных площадок того времени: светских салонов, университетских курсов и "журнальных войн".
Феноменология
Чубатов А.А. - Битва за опыт: феноменология vs. эмпиризм c. 88-100

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.7.19651

Аннотация: Предельным источником познания является опыт. Привычность этого суждения мешает продумать его до конца. Быть верной опыту в качестве ἀρχή означает для философии невозможность найти опору в той или иной теории. Исходя из этого, развенчивается миф, согласно которому философией, основанной на опыте, является эмпиризм (в частности, тематизируется мифология «внешних предметов» и мифология «ощущений»). В основании эмпиризма лежит не опыт, а определённая теория опыта. Единственный прорыв к живому опыту в рамках эмпиризма был осуществлён Дж. Беркли, но и он в конечном счёте потонул в его персоналистической метафизике. Философия же, верная опыту, предшествующему любым теориям, являет себя в лице феноменологии, не только отказывающейся от построения теорий, но и тщательно отшелушивающей вросшие в опыт теоретические конструкции, выходя из-под власти бесчисленных неосознаваемых теорий, молчаливо предопределяющих наше познание уже до того, как мы к нему приступаем. Именно этот шаг позволяет направиться от воззрения (мнения) к узрению (видению), от теории в современном смысле слова к греческой θεωρία – созерцанию. Этот поворот получил наиболее ёмкое выражение в известном лозунге «Назад, к самим вещам!». Дать вещам самим говорить за себя – этим исчерпывается феноменология. Именно верность опыту как точке соприкосновения с миром позволяет самим вещам явить себя для сказывания. С другой стороны, именно предельная верность опыту является ключевой чертой самой феноменологии. Поэтому данная статья может быть рассмотрена в качестве введения в феноменологию.
Человеческие экзистенциалы
Кучуков М.М., Кучукова Ж.М. - Идеальные истоки и экзистенция форм планетаризации социально-исторической субъектности c. 101-113

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.7.23299

Аннотация: На рубеже ХХ-ХXI веков, планетарное сообщество соединяет и делает самоосознающим социумом страх перед происходящими и ожидаемыми тектоническими сдвигами в системе современного мироустройства. Появилось колоссальное поле всечеловеческого напряжения, характерным стали процессы хаотизации общественной жизни, произошло существенное изменение образа жизни человека. Концептуализация происходящих социальных трансформаций осуществляется на базе понятия «глобализация». Но, конструкты всемирного общества, созданные в парадигме глобализации, оказались настолько многообразными и противоречивыми, что привели к размыванию понимания социальной природы и содержания происходящего. Вопросы содержания настоящего времени, смысла происходящих в мире перемен, контурах возможного будущего на рубеже веков стали предметом обостренного интереса. Целью исследования является установление ключевого звена, задающего единство многообразным звеньям происходящих миросистемных трансформаций. Исследование осуществлено на основе предположений: в человеческой социальности, как тренд эволюционных процессов, существует феномен планетаризации социально-исторической субъектности; специфичность и особенность трансформационных процессов эпохи глобализации не в глобализации, а в изменениях или же возникшей практике воздействия на содержание и форму существования социально-исторической субъектности на планетарном уровне. Методологической основой исследования выступают принципы системности и историзма, решение исследуемых в работе проблем реализуется в русле структурно-функционального подхода с использованием сравнительно-исторического анализа, а также общенаучных подходов к познанию общественных явлений. Новизна и значимость статьи определяется следующими результатами и выводами исследования: 1.Логикой и аргументацией введения в исследовательское поле миросистемных трансформаций понятия «планетаризация социально-исторической субъектности». 2. Концептуализацией социального содержания и роли указанного феномена, способного быть основой центрирования, систематизации и понимания происходящих трансформационных процессов миросистемы. 3.Определением форм существования явлении на уровнях функционирования психофизиологических и ментальных структур человека, сознания и самосознания человека и социумных образований.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.