Электронный журнал Философская мысль - №12 за 2017 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 12, 2017
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 05-01-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2017
Пространство и время
Ильин С.Е. - Социальная топология после акторно-сетевой теории: проблемы и перспективы c. 1-18

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.12.24893

Аннотация: В статье обсуждаются тенденции развития социально-топологической концепции Дж. Ло. Констатируется, что названная концепция восходит к идеям акторно-сетевой теории и уточняется с учетом специфики методологических проблем, имманентных этой теории. Отмечается, что упомянутые проблемы подталкивают Дж. Ло к постепенному пересмотру исследовательских возможностей акторно-сетевой теории и преодолению границ собственно сетевой методологии. Ввиду обозначенного факта ставится вопрос о том, правомерно ли привлечение топологических идей Дж. Ло при создании синтетических вариантов социальной топологии в рамках сетевого подхода. Демонстрируется, что сформулированный вопрос допускает положительный ответ, если взглянуть на работу по выстраиванию топологических представлений Дж. Ло и его коллег с позиций акторно-сетевой теории. Обосновывается тезис, что подобное решение не только не противоречит базовым методологическим установкам социальной топологии Дж. Ло, но и помогает им следовать. Приводится перечень действий, способствующих реинтеграции идей Дж. Ло с постулатами акторно-сетевой теории. В контексте реализации указанных действий предлагается опираться на социально-философские наблюдения из области потенциального сетевого дизайна, который позволяет выявлять вероятные траектории эволюции отношений в сетях различного типа. Подчеркивается, что в данном случае внимания заслуживают одновременно преобразования социальных сетей в составе реальности и трансформации в содержании сетевых описаний социальной реальности.
История идей и учений
Марчукова Е.С. - Николай Кузанский о красоте и ее видении c. 19-31

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.12.24902

Аннотация: В сочинении 1453 г. «О видении Бога» Николай Кузанский исследует вопрос о восприятии красоты через «видение невидимого». В этих рассуждениях Кузанец опирается на свой более ранний конспект текстов Луллия, в частности, на фрагменты текста «Из книги дискуссии между Петром и Раймундом» («Ex libro disputationis Petri et Raimundi»; конец 1420-х гг.). В статье прослеживается понимание Николаем Кузанским понятия прекрасного – в его развитии от раннего конспекта к трактату «О видении Бога». В качестве главного метода исследования выступает рациональная реконструкция идей Кузанца, связанных с понятием красоты. В статье также применяется методология сравнительного анализа специфики употребления некоторых понятий, характерных для античной и схоластической философских традиций, но уже в контексте их использования и перетолкования именно в учении Николая Кузанского. На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что понятие красоты, характерное для учения Николая Кузанского, отнюдь не тождественно платоновскому пониманию «красоты самой по себе». Понятие красоты в учении Кузанца не предполагает установления какой-либо иерархии прекрасного, но наоборот, снимает всякую необходимость в ней. Анализ конспекта текста Луллия и разбор сочинений самого Николая Кузанского показывает, насколько интенсивно и органично идеи и мыслительные конструкции Луллия вписываются в учение самого Кузанца.
Философия религии
Нестеркин С.П. - Учение о «Сущности Будды» в религиозно-философской традиции буддизма c. 32-42

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.12.24952

Аннотация: В статье рассматривается учение о сущности Будды (санскр. tathāgatagarbha, тиб. de bzhin gshegs pa'i snying po), как оно представлено в канонической литературе Сутр и Шастр, а также комментаторской традиции тибетского буддизма. Это учение является ключевым в персонологии буддизма, поскольку через понятие «сущность Будды» (санскр. tathāgatagarbha) и связанные с ней понятия – «естественное свечение ума (санскр. prakṛtiprabhāsvaratācitta)», «естественно существующий духовный зародыш» (санскр. prakṛtipragotra) – раскрывается цель совершенствующего движения, процесс движения к цели и его основание. Работа выполнена на основе референтных тибетоязычных источников, рассматриваемых в контексте живой традиции центрально-азиатского буддизма. Установлено, что сущность Будды рассматривается в литературе сутр как присутствующее в каждом высшее, абсолютное «Я» (санскр. ātman), отличное от эмпирического «я», бытие которого как самосущего явления отрицается в буддизме. В тибетской комментаторской традиции основным вопросом было то, как интерпретировать сущность Будды – в качестве позитивного бытия, которое проявляется, когда индивид освобождается от омрачающих факторов, или как не предполагающее позитивного содержания «неутвердительное отрицание» негативных факторов.
Социальная философия
Ефремов О.Ю., Мукин В.А. - Религиозные ценностные основания в региональной культуре Чувашии c. 43-52

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.12.25000

Аннотация: В статье изложены результаты поиска в социальном пространстве Чувашской Республики ценностных оснований религий в их культурном проявлении и описаны их качественные характеристики. Приведены результаты философского анализа содержания, структуры и функционального потенциала воздействия на сознание человека инвариантных (или атрибутивных) характеристик ценностных оснований религиозного мировоззрения. Обоснован принцип взаимодействия научного и религиозного мировоззрения в университетском социальном пространстве и приведено доказательство возможности их взаимовлияния без утраты ценностных ориентаций, нацеленных на созидание человека и общества. Показана возможность регулирования взаимоотношений двух социокультурных институтов региона – религии и образования через социальное пространство опорного университета. Предложен механизм сочетания и возможной интеграции по цели созидания научного и религиозного мировоззрения без потери идентичности каждого. Методология исследования основана на системном подходе, а также поиске корреляционных взаимосвязей между университетским пространством и региональной культурой. Социально-философский анализ характеристик религиозных ценностей с точки зрения их сопоставимости и бесконфликтного взаимодействия позволил выявить атрибутивные положения и ценностные основания для каждой религиозной культуры. Установлена иерархическая значимость выявленных ценностных оснований: - частные для отдельной религиозной организации; - для регионального религиозного сообщества; - для всех региональных религиозных сообществ в целом; Взаимодействия различных религиозных сообществ происходят на основе принципа системности, в которой они выступают как подсистемы со своими различиями и функциями, взаимодействующими в рамках более общей подсистемы университетской культуры. Показана возможность регулирования взаимоотношений двух социокультурных институтов региона - религии и образования - через социальное пространство опорного университета.
Диалектика
Бартош А.А. - Диалектика гибридной войны c. 53-68

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.12.21510

Аннотация: Предметом исследования является стратегия гибридной войны. В статье сделана попытка показать, что война, как и любое социальное явление, претерпевает изменения. При этом речь идет не о простом процессе количественных изменений, которые не ведут к изменению качества. В условиях глобализации и информационно-технологической революции современные конфликты претерпевают изменения коренные, качественные. Эволюция подготовляет революцию, которая создает новые условия для дальнейшего эволюционного развития. Переход от старого качества к новому отличается многообразием форм, и только учёт конкретного характера явлений и исторических условий, в которых происходит развитие этих явлений, позволяет понять, в каких формах совершаются скачки, повороты от одного качества к другому. Методология основана на применении к исследованию эволюции стратегий современных конфликтов диалектического закона перехода количественных изменений в качественные как наиболее общего закона развития. Используется также компаративистский метод. Научная новизна заключается в попытке использовать диалектический закон перехода количественных изменений в качественные для анализа генезиса стратегии гибридной войны. Утверждается, что наиболее глубокое и всеобъемлющее влияние на изменения характера и содержания современных конфликтов оказывают процессы глобализации и информационно-технологической революции, которые формируют новые механизмы взаимодействия и взаимозависимости в глобальном и региональном масштабах. Показано, что изменение парадигмы современных конфликтов связано с тенденцией перехода от линейной к нелинейной модели войны, основанной на применении непрямых ассиметричных действий. Исследуются изменения системообразующих элементов гибридной войны, которые определяют содержание самой философии войны как гуманитарной составляющей учения о войне. Проводится сопоставительный анализ стратегий гибридной и холодной войны, вскрываются их общие и особенные черты. Разработана модель адаптивной стратегии, способная отражать комплекс важных задач защиты государства от гибридной агрессии. Как представляется, логика стратегии противодействия гибридной войне должна строиться с учетом нелинейной конфигурации стратегических сил и возможностей. Модель такой стратегии должна отражать следующие ключевые задачи защиты государства от гибридной агрессии: - переход от формы прикрытия пространства военно-политической, экономической и культурно-мировоззренческой сфер государства к функциональному контролю над наиболее важными стратегически элементами каждой сферы; - обеспечение возможности оперативного сосредоточения критически важных усилий и ресурсов в наиболее угрожаемом месте. Сегодня это - фронт информационной войны. Следует расшить функцию стратегического информационного сдерживания и придать сдерживанию способность не только к оборонительным, но и к контрнаступательным, наступательным, превентивным операциям. Необходимо сформировать систему мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности Российской Федерации в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства. - ведение непрерывной разведки и её тесное взаимодействие со структурами военно-политического управления государством и вооруженными силами с целью реализации стратегии, позволяющей оперативно обеспечивать создание и использования преимущества на угрожаемом направлении.
Социальная динамика
Махаматов Т.М., Махматов Т.Т. - Понятие социального капитала: от эмпирического к теоретическому c. 69-78

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.12.25014

Аннотация: Статья посвящена философскому исследованию понятия «социальный капитал», который в наше время уже выходит за рамки социологии и социальной психологии. Оно встречается культурологических, экономических и политологических исследованиях. Однако узкое эмпирическое содержание понятия «социальный капитал» не позволяет раскрыть глубинные аспекты исследуемых объектов и не дает ожидаемого результата. Предметом исследования является диалектическая логика перехода понятия «социальный капитал» от эмпирического уровня к теоретическому и приобретение им философского содержания на основе выявления онтологических основ социального капитала. В ходе исследования применяются методы понятийного анализа и синтеза, принципы первичности общественного бытия, системности и диалектического противоречия. Новизной статьи является раскрытие диалектики формирования новой социально-философской категории «социальный капитал» на основе «парадигмальной прививки», что происходит в процессе использования в экономических, политологических статьях прикладного, эмпирического понятия социальной психологии и социологии «социальный капитал», выявление онтологических основ теоретического содержания рассматриваемого понятия. Авторами делается вывод, что понятие «социальный капитал» теоретического уровня можно плодотворно использовать в социально-философских исследованиях объективного потенциала развития общества, основ его стабильности и устойчивого развития.
Философия истории
Дёмин И.В. - Критика историзма в философии Лео Штрауса c. 79-90

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.12.21475

Аннотация: В статье рассматриваются и анализируются мотивы, основания и направления критики историзма в философской концепции Лео Штрауса. Выявлены и упорядочены основные аргументы, выдвинутые Штраусом против принципа историзма. Все возражения Штрауса разделены на две группы. К первой отнесены те аргументы, которые оспаривают не само содержание принципа историзма, но приписываемое ему методологическое значение в контексте философского и научного познания. Ко второй группе отнесены содержательные (общефилософские и общемировоззренческие) возражения против историзма. В процессе исследования применялся сравнительный (компаративный) метод исследования, использовался проблемно-тематический способ анализа и изложения материала. Историзм рассматривается Штраусом в качестве вызова, с которым столкнулась современная философия. Ключевую роль в разложении классической философской традиции и становлении историцистских концепций, согласно Штраусу, сыграла утвердившаяся в новое время идея прогресса. Штраус собирает воедино все основные возражения и аргументы, которые высказывались против историзма представителями различных философских течений XX в. Собственный вклад Штрауса в критику историзма заключается в обосновании тезиса о том, что данный принцип не может иметь исторического и эмпирического обоснования, но представляет собой внутренне противоречивую философскую установку. Штраус убедительно показал, что позиция историзма не может быть опровергнута историческими фактами и аргументами, она может быть лишь отвергнута во имя какого-то иного (не менее фундаментального, чем историзм) философского принципа.
Идеология и психология масс
Гижа А.В. - Субстантивная ограниченность идеологий индустриальной эпохи c. 91-103

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.12.20176

Аннотация: В статье анализируется состояние идеологической сферы общественного сознания. Она посвящена выявлению внутренней развернутой логики (само)раскрытия концепта идеологии как в ракурсе его собственной трактовки, в самоотражении, так и в практике предельных переходов. Последнее означает уяснение историчности данного феномена, говорящего о том, что время развития и эффективного функционирования основных масштабных идеологических программ исчерпывается вследствие завершенности их сущностного основания в форме исторического периода индустриализации и классического промышленного развития. Методом исследования служит исторически конкретизированная аналитичность, позволяющая, во-первых, выделить и собрать основные смыслы темы идеологии, во-вторых, увидеть их в ретроспективе и, в–третьих, наметить перспективы их сущностного преобразования. Выводами являются: формулировка исторического генезиса идеологии в контексте возникновения и становления буржуазных отношений; утверждение, что идеология не несёт в себе фатальной ложности; что она не субстанциальна и обладает качеством завершенной превратности; является квазисознанием крупных системных структур; это субъектно-общественная форма понимания процессов истории, имитационная и закрытая; идеологии являются формой общественного сознания индустриальных обществ и их время естественно завершается.
Смысл и безмолвие
Урбанаева И.С. - Индо-тибетская традиция систематизации Учения Будды в категориях "Основа", "Путь", "Плод" и концепция стадиальности c. 104-121

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.12.24145

Аннотация: Поставлена проблема представления множества буддийских учений и практик в их внутреннем единстве, обоснован подход, признающий принципиальную теоретико-методологическую значимость индо-тибетской презентации буддийской философии и практики в их функциональной взаимосвязи посредством категорий «Основа», «Путь» и «Плод». Основной предмет - философское и сотериологическое содержание данных категорий, а также стадиальная концептуализация Пути и различные схемы стадиальной систематизации в индо-тибетских текстах - сиддхантах, а также в трактатах о путях и стадиях. Историко-философские методы, системный и сравнительный подходы, совмещение академических стандартов научного рационализма с принципами буддийской герменевтики. Предложен подход к стадиальной концептуализации Учения Будды, основанный на индо-тибетских источниках, представляющий «постепенный» путь просветления как универсальный способ презентации буддийских учений и практик в их внутреннем единстве; дан академический анализ содержания Основы (абсолютная и относительная истина), Пути (совокупность медитативных практик) и Плода (конечная цель и результат Пути – состояние Будды); установлено, что буддийская философия не ограничивается содержанием Основы, а охватывает также Путь и Плод; сформулировано положение о несостоятельности противопоставления в буддизме философии и практики; «постепенного» и «мгновенного» путей просветления; сделан вывод о том, что идея «постепенности» не является сугубо гелугпинским подходом, а присутствует во всех тибетских школах и восходит к индийскому наследию: не только в махаянских, но и раннебуддийских текстах была обоснована идея «постепенного» пути, которая не сводима лишь к темпоральному смыслу.
Теологические основы бытия
Янгутов Л.Е. - О категориях китайского буддизма c. 122-126

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.12.24805

Аннотация: В статье проведен анализ содержания категорий китайского буддизма, сформированных в результате столкновения категориального аппарата индийского буддизма с категориальным аппаратом древнекитайской философии. Исследованы особенности его формирования на китайской культурной почве в контексте мировоззренческих установок буддийской философии и сотериологии. Рассмотрена герменевтика буддийских понятий, раскрывающей их семантику, которая зависит от гносеологического, онтологического, психологического и сотериологического контекста, а также от принадлежности текста, в котором содержатся эти понятия, к тому или иному направлению или школе. В методологическом плане были использованы методы, которые являются характерными для гуманитарных наук: структурно-аналитический, герменевтический, контекстуальный, сравнительно-исторический. В статье представлен анализ содержания категорий китайского буддизма, в которых отражена специфика буддийского мировосприятия, основанного на диалектике условной и абсолютной истины, а также особенностях категориального аппарата древнекитайской философии. Выявлены особенности этих категорий, которым характерны с одной стороны многозначность, с другой стороны семантическая тождественность.
Философская антропология
Рахмановская Е.А. - Властолюбие как человеческая страсть c. 127-137

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.12.20905

Аннотация: Предметом исследования является природа и истоки властолюбия как антропологического феномена, раскрывающего особое измерение жизни любого человеческого существа. Утверждается, что притягательность власти не диктуется удовольствиями или ресурсами, доступность которых сулит привилегированность положения господства. Больше того, власть трактуется как бремя, отягощающее страхом, ответственностью, обуживающее личность, служащее источником внутренних конфликтов. В то же время обосновывается положение, что иррациональный магнетизм власти обусловлен его страстной природой, укоренённой в глубинных пластах человеческой психики, тесной сплетённостью с актуальными процессами становления, наращивания собственной силы, укрепления витальности. Властолюбие оказывается средоточием энергии самоутверждения, демонстрирует тенденцию к трансгрессии собственных границ. Исследование проводится в рамках философской антропологии. Автор опирается на теоретические посылки философии жизни, на концепцию воли к власти Ф. Ницше. Особое внимание автор уделяет экспансивному характеру проявлений властного стремления. Делается вывод, что, обладая динамической природой, власть вынуждена постоянно приумножать свою мощь, преодолевать сопротивление и неустанно превосходить самоё себя, иначе она утратит завоёванные позиции. Однако в таком неуёмном разворачивании власти, достигшем устранения всякого отпора, в постоянной гонке за расширение подвластных территорий также таится угроза её существованию.
Этика
Мамарасулов А.Р. - Необходимость метафизического момента в рациональном определении понятий «добро» и «зло» c. 138-147

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.12.24822

Аннотация: Предметом исследования выступают этические категории "добро" и "зло", анализируемые в контексте современного морального сознания. Объектом исследования является метафизический аспект этики, рассматриваемый в качестве одного из необходимых ее оснований. Автор подробно исследует такие аспекты темы как взаимоотношение утилитарно-плюралистического, императивного и творческого концептов в осмыслении базовых понятий этики, рассматривает сущностные противоречия между ними, выявляет рациональную и метафизическую основу для теоретического понимания категорий "добро" и "зло" применительно к современной нравственной культуре. В качестве основного метода, определяющего содержание исследования, выступает аксиологический метод. Форму исследования определяет метод структурного анализа. Основными выводами проведенного исследования являются: формирующее обыденное нравственное сознание биосоциальное понимание категорий "добра" и "зла" не может служить достаточным основанием для сознания этического, этика возникает из метафизики, а базовые понятия этики определяются со стороны метафизических идей самоценности и свободы человека. Особым вкладом автора в исследование темы является анализ творческого концепта в осмыслении категорий "добро" и "зло". Новизна исследования заключается в попытке рационализировать сущностную составляющую этического сознания на предмет ее метафизического содержания.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.